Прилагательное на букву ф: Комплименты на букву Ф

Содержание

Факты о русском языке, которые удивляют

Знаете ли вы, что большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.

В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство из нас помнит лишь йод, йога и Йошкар-Олу.

В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.

Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношеее (и прочие на — шеее: например, криво-, коротко-).

В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой «ко» — закоулок.

Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать).

Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.

В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого) и а- (авось; устар.

«а вось не повезет»), образовавшимися от союзов «и» и «а».

Слова бык и пчела — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела.

Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица или мироколица.

До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».

В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического, в издании 2003 года — превысокомногорассмотрительствующий.

Самые длинные глаголы — переосвидетельствоваться, субстанционализироваться и интернационализироваться (все — 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись — по 25 букв).

Самые длинные существительные — человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами — по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).

Самые длинные одушевленные существительные — одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами — по 23 буквы).

Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, — неудовлетворительно (19 букв).

Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, — физкульт-привет (13 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).

Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица исключительно — на букву короче.

И таки да — в русском языке есть слово с шестью согласными буквами подряд, да еще с всего одной гласной — взбзднул.

Буквы о, е после ж, ч, ш, щ, ц в суффиксах и окончаниях прилагательных

Буквы О, Е после ж, ч, ш, щ, ц
в суффиксах и окончаниях
прилагательных.
ЗУВК №19
Мандзий Н.Ф.
• Цели: совместно с учащимися открыть
правило написания букв О и Е после
шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях
прилагательных;
• Развивать у школьников умение
сравнивать, обобщать, делать выводы,
работать в группе.
• воспитывать творческие способности
учащихся.
.
К
О
М
Ф
О
Р
Т
– красота…
– органичность…
– мама…
– фантазия…
– отдых…
– радость…
– тепло…
желаю
успеха
большого
во всём
и везде
Давайте наш урок
начнем с пожелания
друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты
желаешь мне добра,
мы желаем друг другу
добра.
Если будет трудно я тебе помогу,
ты мне поможешь,
мы поможем друг другу.
Ребята, сегодня мы с вами
отправляемся в путешествие.
Нам предстоит побывать в стороне
Орфографической, в городе
Прилагательном, на улице Шипящей,
в доме у Суффиксов и Окончаний.
Дорога предстоит нам дальняя, нам надо будет пройти через мост
Суффиксов, вход на который охраняют Суффиксы прилагательных.
Нам встретится гора Корень, у подножия которой живут звуки,
шипящие на путников, и, только покорив эту вершину, мы сможем
продолжить путь. Нам надо будет переплыть реку
Существительных, которые также не пропускают
путешественников, не загадав им трудных загадок. Но встретятся
нам и добрые помощники — Проверочные слова и Ударения, и если
мы сумеем их воспользоваться их помощью, наш путь будет легким
и быстрым.
Собираясь в поход, положим в рюкзак все самое необходимое. В
пути нам понадобятся знания состава слова, умения выделять
морфемы, ставить ударения и подбирать проверочные слова.
Итак, все готово к началу большого пути.
Проведем разминку и проверим наши
рюкзаки- свои знания состава слова.
Корень Приставка Суффикс Окончание
Разобрать слова по составу:
Вытяжка, лесной, наводнение, предгорье,
речушка.
Начинаем наш путь. Первое
препятствие на нашем пути мост Суффиксов.
На мосту пробка — собралось много Суффиксов, все
перепуталось, все спешат к своим
прилагательным. Помогите им занять свои места в
словах. Только так мы сможем продолжить путь.
Задание: исправить ошибки в написании
суффиксов прилагательных. Запишите
исправленный вариант, графически объясните
написание суффиксов.
Кузнецский, матроский, француский,
солдацкий, близский, бурлакский,
гиганцкий, рыбацский, вязский,
ткацский, утрений, свинной, юнный,
ветренный, стекляный, землянной,
соный, кожанный, утинный, румянный.
Кузнецкий, матросский, французский,
солдатский, близкий, бурлацкий, гигантский,
рыбацкий, вязкий, ткацкий, утренний, свиной,
юный, ветреный, стеклянный, земляной,
сонный, кожаный, утиный, румяный.
Мы успешно преодолели
мост и приближаемся к горе
Корня. У подножия горы, как
вы помните, живут звуки,
шипящие на всех прохожих.
Но если мы каждому шипящему приставим «свой»
гласный, они позволят нам перейти через гору.
Помните, что у нас есть помощник — Умение
подбирать проверочные слова. Позовите его при
затруднении.
Задание: вставить пропущенные буквы, где
возможно записать проверочные слова.
Щ…лкать, ш…в, ш…лк, ш…рох, деш…вый,
ж…лудь, капюш…н, щ…голь, изж.
..га,
трещ…тка, трущ…ба, ж…лтый.
Щёлкать — щелчок, шов, шёлк — шелка, шорох,
дешёвый — дешеветь, жёлудь — желудёвый,
капюшон, щёголь — щеголять, изжога,
трещотка, трущоба. жёлтый — желтеть
Мы успешно справились с
препятствием. Продолжаем
путь. Очередное испытание
встает на нашем пути — река
Существительных.
Её, конечно, можно было просто переплыть. Но, чтобы не
обидеть духа этой реки — Существительное, мы согласимся на его
условия, выполним задание, и он (Дух Существительного)
перевезет нас через свою речку. Существительное: «У меня
много различных суффиксов и окончаний. Все они живут в мире
и согласии. Но как только речь заходит о шипящих, тут же два
гласных суффиксов о и е начинают спор. Никак не хотят уступать
друг другу свое место. И мне приходится прибегать к крайней
мере, чтобы помирить их. Я в таких случаях зову своего
помощника. Отгадайте его имя и помирите моих подданных.
Расставьте им гласные в суффиксы и окончания». Помощник ударение. Под ударением будем писать о, без ударения — е.
Задание — вставить пропущенные буквы,
записать слова в таблицу.
Боч..к, врач..м, бараш..к, товарищ..м, снеж..к,
деревц..м, барсуч..нок, певц..м, веноч..к,
луч..м, башмач..к, зеркальц..м, височ..к,
меч..м, бельч..нок, чаш..й, береж..к, багаж..м,
песоч..к, внуч..к, списоч..к, платоч..к,
пастуш..к.
Окончание
о
врачом
певцом
лучом
мечом
багажом
Суффикс
е
товарищем
деревцем
зеркальцем
чашей
о
бочок
снежок
барсучонок
башмачок
бельчонок
бережок
внучок
пастушок
е
барашек
веночек
височек
песочек
списочек
платочек
Ребята, мы почти у цели. Вот улица
шипящих, вот дом, в котором живут
суффиксы и окончания прилагательных.
Но почему же так тихо в доме? Где все его
жители. Да, вот один Суффикс. Попробуем у
него выяснить, что же случилось в этом
доме.
Рассказ Суффикса прилагательного: «Мы жили мирно и счастливо. Наш
хозяин жил в доме Морфология, ездил на работу в соседний город
Синтаксис. Трудился он там на двух работах. Я, правда, забыл, на каких
именно. (Помогите). (В предложении прилагательное выполняет роль
определения и сказуемого). Но потом он подружился с этим ужасным
Существительным. Сначала он стал во всем ему подражать. И число, и
род, и даже падеж, все как у существительного. Иногда они вместе
работают в предложении. Но теперь он заявил, что отныне мы и
писаться должны по тем же правилам, что и суффиксы и окончания
существительных. Мы, суффиксы и окончания прилагательных,
стоящие после шипящих, не знаем этих правил. Вот и сидим тихонько в
своем домике, никуда не выходим. Помогите нам, скажите же, наконец,
как с этими шипящими справились суффиксы существительных. Мы
тоже хотим работать в своей части речи, приносить ему пользу.
В суффиксах прилагательных,
образованных от существительных,
после шипящих и Ц
под ударением пишется буква О,
без ударения – буква Е:
кумачовый, песцовый, ландышевый,
ситцевый.
Холщ..вый, больш..го, парч..вый, чуж..го, глянц..вый,
беж..вый, хорош..го, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на
свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый,
кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го,
сторож..вой.
Холщовый, большого, парчовый, чужого,
глянцевый, бежевый, хорошего, пунцовый,
алычовый, пригожего, на свежем, ножевой,
кучевые, в дремучем, оранжевый, кольцевая,
камышовый, колючего, ершовый, лежачего,
сторожевой.
Мы справились с заданием.
Все жители города
Прилагательное вышли на
улицы и устроили для нас
грандиозный праздник.
Они читали стихи, пели песни, показывали фокусы. Но
нам, увы, нужно возвращаться.
Мы вернулись домой, наш рюкзак стал тяжелее.
Почему? От чего зависит написание гласных после
шипящих в суффиксах и окончаниях имен
прилагательных?
Вставьте пропущенные буквы.
Грош _ вая опера, груш _ вый нектар,
глянц _ вые листы, образц _ вое выступление,
ситц _ вое платье, спарж _ вая фасоль,
стосвеч _ вый светильник, парч _ вый кафтан,
замш _ вый пиджак.
Камыш _вые заросли, свинц _вая пуля,
ландыш _вые капли, кварц _вый песок, перц_ вый
пластырь, холщ _вый мешок, плюш _вый мишка,
морж_ вый жир, ключ _вая вода, кумач _вый пояс.
Определите часть речи. Вставьте пропущенные
буквы. Обозначьте орфограмму
Храбрый петуш…к — О
Высокое крыльц… — О
Плюш…вая шапочка — Е
Храброе сердц…


Ключ…вая вода
Маленький овраж…к — Е

Укрыть плащ…м

Алый флаж…к
Сладкий крыж…вник — О
Любоваться пейзаж…м — Е
Золотое кольц…

Парч…вая накидка — О
Распределительный диктант-молчанка.
Песц…вый воротник, морж…вый жир,
ландыш…вые капли, еж…вые рукавицы,
ситц…вое платье, камыш…вые заросли,
глянц…вая бумага, образц…вая речь
Песцовый,
моржовый,
ежовые,
камышовые,
образцовая
Ландышевые,
ситцевое,
глянцевая
Игра «Подбери слово». Заменить синонимичными
словосочетаниями сущ.+прил. с изучаемой орфограммой.
Со словосочетанием составить предложение.
Мешочек из холста – холщовый мешочек
Вода из ключа – ключевая вода
Мешок для вещей – вещевой мешок
Краситель для пищи – пищевой краситель

21. Из предложенных словосочетаний составьте мини-текст на одну из предложенных тем:

Обстановка. Оранж…вая (люстра), кумач…вая
(скатерть), ситц…вая (занавеска), кварц…вые (часы),
образц…вый (порядок).
Природа. Весна. Ключ…вая (вода), глянц…вая (зыбь),
камыш…вые (джунгли), грач…вая (роща),
сторож…вой (пес), кварц…вый (песок).
Природа. Лето. Устойч…вая (погода), груш…вые
(деревья), алыч…вый (сад), саженц..вые (посадки),
оранж…вые (лилии), пунц…вые (розы).
рефлексия

23. Интернет — ресурсы

http://heliograph.ru/images/1831777_3d-chelovechek.jpg
http://ukrpens.ru/wp-content/uploads/2013/04/man-with-symbol-01.png
http://clive-hitchcock.com/wp-content/uploads/2013/04/man-victory.png
http://dp-piter.ru/wp-content/uploads/2014/02/3d-chelovechek-25. png
https://interneturok.ru/russian/6-klass
http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=o_e_v_sufixah_prilagatelnih
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/07/20/bukvy-o-i-e-posle-shipyashchikh-v-suffiksakhprilagatelnykh
http://www.yamal.org/ook/doc/ook-suff(p).htm#19(p)
https://avatanplus.com/files/resources/original/57b70fb337aed156a315541c.jpg
http://gfto.ru/index/onlajn_konstruktor_animirovannykh_gif_nadpisej/0-46
http://www.school99.ru/pictures/to_3495851/sw87.gif
http://mayakarc.ru/media/mayakarc/000000000009_1.bmp
http://www.playcast.ru/uploads/2016/08/30/19747880.png
http://chou-school59.ru/d/961171/d/1408960950_13.png
http://smiles24.ru/data/smiles/anime-deti-102.gif
http://kolesnikovalud.ucoz.ru/_ph/4/2/765578121.jpg?1472169300

«Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Цель. Раскрыть роль прилагательных в предложении, в речи.

Закрепить понятие об имени прилагательном.

Развивать речь, внимание, мышление, память.

Прививать любовь к русскому языку, потребность в изучении нового.

Оборудование: раздаточный материал - тесты, тексты; слова – опоры на доске.

Ход

1. Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Успехов вам и удач!

— Каким бы вам хотелось видеть сегодняшний урок?

2. Чистописание.

Будем записывать строчные буквы, а какие нужно отгадать.

— Назовите парную согласную буквы ф. (в)

— Какая буква в алфавите стоит между буквами н и п? (о)

— Назовите букву, которая обозначает согласные звуки [ л ], [ л? ].

— Назовите парную согласную буквы з.

(в о о л с)

— Продолжите написание букв с чередованием, соблюдая наклон и расстояние между буквами.

Оцените свою работу.

(Красиво, аккуратно-5, одна помарка-4) Как оценили себя. Кто поставил 5, кто 4.

3. Подготовка к теме урока.

-Вернёмся к первому заданию. Соберите все буквы. Что получилось? (слово)

(открываю карточку – слово)

— Что вы знаете о слове? (У каждого слова своя работа. Слова обозначают предметы, признаки, действия.)

— Посмотрите на доску.

Снег, снеговик, снежок.

— Прочитайте глазками.

— Прочитаем, чётко проговаривая.

Запишите слова в тетрадь.

— Поработаем со словами, что можно о них сказать.

(Имена сущ., родственные слова, М.р., в ед. ч.)

4. Беседа с последующим определением темы урока.

— О каждом слове можно многое рассказать. А если спросить любого человека: “Какой снег?” Как он ответит? (белый)

(Выставляю карточки под словом снег.)

— Всегда ли снег белый? (серый)

— Бывает ли розовым? (солнце заходит)

— А голубым? (небо голубое и свет ложится на снег)

— А бывает ли снег мокрый? (когда наступает потепление)

— А ещё снег бывает пушистый, колючий, холодный, жгучий.

Итак, снег бывает разный.

— С помощью какой части речи мы смогли передать всё разнообразие снега? (Имя прил.)

-Докажите.

Подберите имена прилагательные к словам: снеговик и снежок.

Кто догадался, какая тема нашего урока? (Имя прилагательное)

(Открываю на доске табличку “Имя прилагательное”)

5. Работа над темой.

-Где бы мы ни были, чтобы мы ни делали, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и определить его признаки.

— Отгадайте загадки.

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (волк)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода –кора. (заяц)

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)

(По ходу ответов детей открываю рисунки животных, под рисунками слова)

трусливый

 

зубастый

волк

косолапый

за.

большой

м..две..ь

белый

 

серый

 

— Какое задание можете предложить?

-Добавьте подходящее по смыслу прилагательные к существительным. Первое словосочетание запишем вместе к слову волк.

(Серый волк)

Дети выполняют работу самостоятельно. Взаимопроверка.

Как оценили работу.

Прочитайте, какие получились словосочетания?

6. Физминутка.

“Зайцы”

Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идёт ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

7. Тест.

А сейчас проверим себя, выполним тест.

Работать будем ручкой, проверять карандашом.

1. Выбери правильный ответ.

Имена прилагательные обозначают:

а) название предмета;

б) признак предмета,

в) действие предмета;

2. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

Утро, прохладный, дует, прелестный, погода, падает, морозно, свежий, ветерок, белый, зимняя.

3. Поставь вопрос к именам прилагательным.

лес (______________________)

зимний,

поляна (___________________)

снежная,

сосны (____________________)

высокие.

Возьмите карточку – ключ. Проверьте свою работу, оцените себя. Нет ошибок -5, одна, две ошибки – 4. Как оценили себя?

Что же такое имя прилагательное, для примера используйте слова из задания второго.

7. Объяснение нового.

На сегодняшнем уроке мы должны ещё что-то узнать об имени прилагательном.

Посмотрите на доску.

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть.

У неё зубки острые, рыльце тоненькое, ушки чуткие, шерсть пушистая, золотистая.

(Открываю предложения по очереди.)

Прочитайте первое предложение.

— Можно ли из него узнать о ком говориться?

Прочитайте второе предложение.

— А из этого предложения можно узнать о ком говориться?

— Какие слова уточняют описание предмета? Прочитайте. (Я подчёркиваю волнистой линией)

— Как называются эти слова? Им. прил.

— Для чего в речи употребляются имена прилагательные? Какова их роль?

Имена прилагательные делают нашу речь более точной, красивой, выразительной.

(Открываю запись на доске.)

Прочитаем.

9. Упражнение для глаз.

“Круг”

Показываю большой круг. Обводим его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой.

“Квадрат”

Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний и т. д.

10. Творческая работа.

Выполним творческую работу и докажем, что прилагательные делают нашу речь выразительной, живописной.

Возьмите из конверта лист под №2

Перед вами текст. Ознакомьтесь с ним. Прочитаем. Вместо точек вам нужно подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. Опорные слова даны ниже.

Пришла ……….. зима. Кругом лежит …………..снег. На реке ……… лёд. Для ребят настали …………деньки. Можно лепить …………. бабу, ходить на лыжах, бегать на коньках.

Опорные слова:

Хрупкий, холодная, долгожданная, пушистый, белый, толстый, тонкий, весёлые, снежную.

— Прочитаем тексты, которые у вас получились. Чей текст вам больше понравился, почему?

11. Дом. задание.

12. Рефлексия.

— Какая была тема урока?

— Какое задание понравилось больше всего, о чём расскажете дома?

-Кто доволен своей работой?

Проанализируем свою работу. У кого в тетради больше 5, показывает красный кружок, у кого больше 4- жёлтый, кто не смог себя сегодня оценить зелёный, тот постарается на следующем уроке.

(дети показывают)

Закончить урок я хотела бы такими словами об имени прилагательном.

Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!

Карточка – ключ.

1. Выбери правильный ответ.

Имена прилагательные обозначают:

а) название предмета;

б) признак предмета,

в) действие предмета;

2. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

Утро, прохладный, дует, прелестный, погода, падает, морозно, свежий, ветерок, белый, зимняя.

3. Поставь вопрос к именам прилагательным.

лес (какой?) зимний,

поляна (какая?) снежная,

сосны (какие?) высокие.

Школа Шишкиного Леса. Русский язык — Употребление знаков препинания

Употребление знаков препинания

Выпуск 38

Веснушка, Зубок и Шуня пришли на очередной видеоурок по русскому языку для младших школьников. Тема урока посвящена правилам употребления знаков препинания.

Было раньше такое слово «препинать». Означало оно — останавливать или прерывать движение. Знаки препинания, прерывающие плавное течение слов, очень важны для понимания написанного. Например: прочитайте фразу «Дружить нельзя ссориться». Веснушка и Шуня прочитали о том, что нельзя ссориться. А Зубок расстроился — ему показалось, что написано о том, что дружить нельзя. Друзья заспорили: как же понять правильно смысл этой фразы? За помощью они обратились к ведущей видеоурока — Василисе.

Она предложила подумать о том, что же именно они хотят сказать. Ученики Шишкиной школы дружно решили, что — «нельзя ссориться». И Василиса попросила послушать внимательно — как выделяется выбранная зверятами фраза при выразительном прочтении. Веснушка сразу догадалась: «Василиса как будто остановилась перед выбранным словосочетанием». Зубок заинтересовался: «А что же нужно поставить, чтобы эта остановка была видна при написании?»

Ну, конечно, в таком случае употребляется знак препинания под названием «запятая». Именно она ненадолго останавливает плавное течение написанной речи. Друзья весело тренировались произносить понравившуюся фразу. И Шуня радостно воскликнула: «Надо дружить!». Так она в своей речи употребила новый знак препинания — восклицательный знак. Оказывается, он не только останавливает, но даже меняет настроение всей фразы, придавая ей радостное выражение.

Затем Василиса познакомила Зубка, Шуню и Веснушку ещё с одним знаком. Знаете каким? Ну конечно — с вопросительным знаком. Именно он помогает задавать вопросы при написании нашей речи.

Но тут внимательная Шуня забеспокоилась. В начале видеопередачи Василиса обещала рассказать об употреблении четырёх знаков препинания. А пока любознательные ученики узнали о трёх знаках препинания: запятой, восклицательном и вопросительном знаках. Василиса познакомила их и с четвёртым знаком — точкой. Именно этот знак препинания говорит о том, что что-то закончилось. Без этой маленькой точки все предложения в тексте слились бы в одну непонятную мешанину слов и смыслов.

В конце видеоурока зверята ещё раз повторили полюбившиеся им знаки препинания.

Дружную компанию
Знаков препинания
Забыть никак нельзя.
Дружная компания
Знаков препинания —
С вами мы друзья!

Согласные звуки и буквы

ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ

Согласные

Все согласные звуки и буквы русского алфавита

В русском языке
21 согласная буква и 43 согласных звука.

Звуков больше, так как большинство согласных могут обозначать по 2 звука – твёрдый и мягкий. Существуют согласные – исключения. Всегда твёрдые звуки дают согласные буквы Ж, Ш, Ц, а всегда мягкие – Ч, Щ, Й.

Согласные делятся на 3 подгруппы:

  • сонорные (всегда звонкие) — Л, М, Н, Р, Й;
  • парные по глухости – звонкости — БП, ВФ, ГК, ДТ, ЖШ, ЗС;
  • всегда глухие — Х, Ц, Ч, Щ.

Бзвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – П (лбы – [Б], лоб – [П]). Может быть мягким [Б’] (белка) и твёрдым [Б] (бочка).
Вторая буква алфавита. В алфавите произносится [БЭ].

 

Взвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Ф (ловлю – [В], лов – [Ф]). Может быть мягким [В’] (ловить) и твёрдым [В] (вол).
Третья буква алфавита. В алфавите произносится [ВЭ].

 

Гзвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – К (луга – [Г], луг – [К]). Может быть мягким [Г’] (Герда) и твёрдым [Г] (гол).
Четвёртая буква алфавита. В алфавите произносится [ГЭ].

 

Дзвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Т (плоды – [Д], плод –[Т]). Может быть мягким [Д’] (Дима) и твёрдым [Д] (Дана).
Пятая буква алфавита. В алфавите произносится [ДЭ].

 

Жзвонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – Ш (лужа – [Ж], у луж – [Ш]). Что бы после него ни стояло:гласная второго ряда (жир), Ъ (молодёжь) – звук всегда произносится твёрдо.
Восьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЖЭ].

 

3звонкий парный согласный по глухости-звонкости. Глухая пара – С (коза – [3], много коз – [С]). Может быть мягким [3′] (зима) и твёрдым [3] (звон)ю
Девятая буква алфавита. В алфавите произносится [ЗЭ].

 

Йвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). По-научному – сонорный. Всегда мягкий (нет твёрдой пары).
Одиннадцатая буква алфавита. В алфавите произносится И-КРАТКОЕ.

 

Кглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Г (кот – [К], год – [Г]). Может быть мягким [К’] (кит) и твёрдым [К] (кот).
Двенадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [КА].

 

Лвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Л’] (лето) и твёрдым [Л] (лов).
Тринадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭЛЬ].

 

Мвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [М’] (мир) и твёрдым [М] (мошка).
Четырнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭМ].

 

Нвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Н’] (небо) и твёрдым [Н] (нота).
Пятнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭН].

 

П – глухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Б (почка – [П], бочка – [Б]). Может быть мягким [П’] (пить) и твёрдым [П] (пони).
Семнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ПЭ].

 

Рвсегда звонкий согласный (нет глухой пары). Сонорный. Может быть мягким [Р’] (река) и твёрдым [Р] (роль).
Восемнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭР].

 

Сглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – 3 (соя – – [С], Зоя – [3]). Может быть мягким [С’] (Сеня) и твёрдым [С] (сон).
Девятнадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭС].

 

Тглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Д (том – – [Т], дом – [Д]). Может быть мягким [Т’] (Тема) и твёрдым [Т] (тыква)
Двадцатая буква алфавита. В алфавите произносится [ТЭ].

 

Фглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – В (Фаня – [Ф], Ваня – [В]). Может быть мягким [Ф’] (фильм) и твёрдым [Ф] (шкаф).
Двадцать вторая буква алфавита. В алфавите произносится [ЭФ].

 

Хвсегда глухой согласный (нет звонкой пары). Может быть мягким [X’] (хек) и твёрдым [X] (хурма).
Двадцать третья буква алфавита. В алфавите произносится [ХА].

 

Цвсегда глухой согласный (нет звонкой пары). Всегда твёрдый согласный (нет мягкой пары).
Двадцать четвертая буква алфавита. В алфавите произносится [ЦЭ].

 

Чвсегда глухой согласный (нет звонкой пары). Что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (час), согласный (точный), стоит ли он на конце слова (луч) – звук всегда произносится мягко.
Двадцать пятая буква алфавита. В алфавите произносится [ЧЭ].

 

Шглухой парный согласный по глухости-звонкости. Звонкая пара – Ж (Луша – [Ш], лужа – [Ж]). Всегда твёрдый. Что бы после него ни стояло: гласная второго ряда (ширь), Ь (сушь) – звук всегда произносится твёрдо.
Двадцать шестая буква алфавита. В алфавите произносится [ША].

 

Щвсегда глухой согласный (нет звонкой пары). Всегда мягкий. Что бы после него ни стояло: гласная первого ряда (пощада), согласный (мощный), стоит ли он на конце слова (овощ) – звук всегда произносится мягко.
Двадцать седьмая буква алфавита. В алфавите произносится [ЩА].

 

Алфавит русского языка (русская азбука)