Боязнь сцены: Как побороть боязнь сцены: наука публичных выступлений – как побороть страх перед сценой и избавиться от боязни публичных выступлений

Содержание

Как побороть боязнь сцены: наука публичных выступлений

Вспотевшие ладони. Учащенный пульс. Вам знакомо это ощущение. Пусть перед вами пять или пятьдесят человек, публичное выступление — это мучительное испытание для большинства людей. Многие из нас страдают от сильнейшего страха появления на публике. Каждый раз, когда нам предстоит произнести речь перед более-менее крупной аудиторией, желудок сжимается, а горло сковывает такой спазм, что невозможно произнести ни слова.

Жизнь такова, что если вы планируете преподнести какую-либо информацию (а вам, скорее всего, придется это делать), то необходимо уметь эффективно доносить свои идеи, выступая перед различными по объему группами людей. Пытаясь преодолеть страх публичных выступлений, прежде всего необходимо понять, почему боязнь сцены играет такую роль в нашей жизни.

Надеемся, вам будет интересно познакомиться с исследованием о том, как побороть эту распространенную фобию.

Боязнь сцены: что же это такое

Часто еще за несколько недель до презентации или выступления люди начинают размышлять: «Что будет, если аудитории не понравится моя речь, или кто-нибудь подумает, что я сам не понимаю, о чем говорю?». Все люди запрограммированы переживать о своей репутации чуть ли не больше, чем обо всем остальном на свете. В ответе за это «древние» участки нашего мозга, которые управляют реакцией на угрозы репутации, и нам крайне сложно их контролировать.

Именно эти реакции на угрозы исследовал Чарльз Дарвин, когда посетил серпентарий в лондонском зоопарке. Дарвин пытался сохранять полное спокойствие, максимально приближая лицо к стеклу, за которым находилась африканская гадюка, готовая наброситься на него. Однако каждый раз, когда змея делала бросок, он в страхе отпрыгивал назад. Дарвин записал свои выводы в дневник:

«Мои разум и воля были бессильны против представления о той опасности, которую мне никогда не доводилось переживать»

Он заключил, что его реакция на страх была древним механизмом, на который никак не повлияли особенности современной цивилизации. Эта реакция, известная как «бей или беги» — естественный процесс, созданный, дабы защитить наше тело от вреда.

Что происходит у нас в нервной системе?

Когда мы думаем о негативных последствиях, часть мозга, именуемая гипоталамусом, активируется и запускает гипофиз, который отвечает за выработку адренокортикотропного гормона. Этот гормон стимулирует надпочечники, что приводит к выбросу адреналина в кровь.

 Именно в этот момент многие из нас ощущают реакцию на данный процесс.

Мышцы шеи и спины сокращаются (принуждая вас ссутулиться и пригнуть голову), уродуя осанку, пытаясь заставить вас принять «позу эмбриона»

Если вы воспротивитесь этому, расправив плечи и подняв голову, ваши ноги и руки задрожат, так как мышцы тела уже инстинктивно приготовились к надвигающемуся нападению.

Кровяное давление возрастает, а пищеварительная система останавливается, чтобы максимизировать поступление питательных веществ и кислорода к жизненно важным органам. Следствие приостановки пищеварения — сухость во рту и ощущения «бабочек» в животе.

Даже зрачки в этот момент расширяются, и поэтому вам становится трудно видеть вблизи (например, читать текст выступления), но легче видеть вдаль (поэтому вы замечаете выражения лиц аудитории).

На ваш страх сцены также влияют три основных аспекта, которые мы сейчас разберем.

1. Гены

Генетика играет огромную роль в том, как сильно вы нервничаете в социальных ситуациях. Например, хотя Джон Леннон выступал на сцене тысячи раз, известно, что перед каждым выходом на сцену его подташнивало.

Некоторые из нас просто генетически запрограммированы чувствовать большее волнение перед публичным выступлением, чем другие. Кроме того, считается, что волнение перед выходом на сцену, несмотря на большой опыт — признак действительно хорошего артиста или оратора, которому важно качество своего выступления и впечатление публики.

2. Уровень подготовки

Все мы слышали выражение «Повторенье — мать ученья». Основная польза репетиций в том, что с ними приходит опыт, а с опытом уменьшается нервозность, портящая выступление. Иными словами, волнение перед публичным выступлением будет тем меньше, чем больше у вас будет уверенности в своей презентации.

Чтобы доказать данный тезис, в 1982 году группа психологов изучала игроков в бильярд: в одном случае они играли в одиночестве, а в другом — перед зрителями.

«Сильные игроки забивали больше шаров, играя перед зрителями, тогда как более слабые игроки в этом случае забивали меньше. Интересно, что сильные игроки улучшали свою игру в присутствии зрителей, по сравнению с игрой в отсутствии оных».

Что из этого следует: если вы в совершенстве знакомы со своей презентацией, вероятнее всего, вы выступите перед публикой еще лучше, чем когда репетируете в одиночестве или перед другом.

3. Риски

Если вы выступаете с презентацией, где на карту поставлен бизнес, или на вас смотрит вся страна, высока вероятность, что если вы провалитесь, то репутация пострадает самым серьезным образом.

Чем выше ставки, тем выше вероятность погубить свою репутацию в случае, если выступление провалится. Из-за этого происходит выработка еще большего адреналина, который проявляется парализующим страхом и нервозностью.

Ученые также исследовали влияние угроз репутации в онлайн-сообществах. Например, многие продавцы на eBay переживают за свою репутацию, так как она напрямую влияет на их заработки. Один негативный отзыв может дискредитировать профиль продавца и привести к падению продаж.

Кстати, одно исследование доказало, что положительная репутация продавца на eBay добавляет 7,6% к цене на его товары.

Хорошая репутация защищает нас, но также это провоцирует страх, что одно неосторожное движение может разрушить наработанный вес в глазах аудитории и лишить вас возможностей в будущем.

Как побороть страх сцены — руководство из 4 шагов

Теперь, когда мы знаем, какие корни имеет наша боязнь публичных выступлений, можно сделать эти 4 шага, которые помогут улучшить навыки презентации и преодолеть страх сцены.

1. Подготовка

Те, кто часто бывает на конференциях, наверняка видели спикеров, которые перед выступлением несколько минут разбирали свои слайды. Это не лучший способ подготовиться к качественной презентации. Вы когда-нибудь видели музыканта, который зубрит свои песни перед концертом? Никогда!

Не очень честно это и по отношению к аудитории, которая дарит вам 10, 20 или 60 минут своего внимания.

Как же лучше всего подготовиться к выступлению?

Примерно за неделю до него нарисуйте план своего повествования (примерно 15-20 слайдов), размышляя над содержанием и используя короткие подписи и схематичные рисунки. Вот пример одного такого плана.

Это придаст вам уверенность, так как вы будете знать основные пункты, которые хотите осветить, и в то же время план оставляет массу возможностей для репетиций и доработки слайдов.

Затем напишите план самого выступления, который будет выглядеть примерно так:

1. введение
2. основная тема 1
3. тезис
4. пример (что-то уникальное из моего опыта)
5. тезис
6. основная тема 2
7. тезис
8. пример (что-то уникальное из моего опыта)

9. тезис
10. основная тема 3
11. тезис
12. пример
13. тезис
14. заключение

Форматируя свое выступление в виде «тезис, пример, тезис», вы можете не только визуализировать всю презентацию в целом, но и глубоко продумать то, о чем рассказываете, чтобы полностью удовлетворить потребности аудитории.

Сначала пропишите основные темы и тезисы, затем вернитесь к введению и закончите повествование заключением.

Введение начните с рассказа о себе и о том, почему аудитории стоит прислушаться к вашему выступлению. Прямо скажите публике, как ваше выступление поможет им, чтобы они настроились.

Затем прорепетируйте каждую часть выступления (введение, тема 1, тема 2, и т.д.) по 5-10 раз.

После этого зачитайте вслух свою презентацию от начала до конца как минимум 10 раз.

Это может показаться чрезмерной подготовкой, но помните, что Стив Джобс репетировал сотни часов перед тем, как выступить со своими легендарными презентациями Apple.

2. Как репетировать, словно все «по-настоящему»

Во время репетиций важно создать такую обстановку, которую вы ожидаете во время реальной презентации. Это устраняет моменты неизвестности, и вы будете тратить меньше энергии на обдумывание деталей, когда окажетесь на сцене.

В 2009 году группа исследователей обнаружила, что, когда перед нашими глазами находится множество визуальных стимуляторов, мозг реагирует только один или два из них. Это означает, что мы можем фокусироваться лишь на 1-2 предметах.

Из этого следует, что все, на чем вы должны быть сконцентрированы — это связь с аудиторией и качественное донесение до нее своей истории, а не на попытках вспомнить, какой слайд должен идти следующим, и в какой части сцены вам лучше встать.

Во время репетиций включайте на компьютере те же слайды, которые будут идти в настоящем выступлении, пользуйтесь тем же пультом и подавайте информацию каждый раз так, будто все происходит взаправду.

3. Дышите глубоко, потянитесь и начинайте

Самое волнительное в публичных выступлениях— те последние минуты перед выходом на сцену. Чтобы побороть нервозность, можно зайти в туалет, потянуться руками вверх и сделать три глубоких вдоха и выхода. Вот так это выглядит со стороны:

Это упражнение активизирует гипоталамус и стимулирует выработку гормонов, ответственных за расслабление.

Кстати, ученые исследовали воздействие медленного дыхания на группу из 46 опытных музыкантов и выяснили, что одна сессия такого дыхания помогает справиться с нервным возбуждением, особенно тем музыкантам, которые сильно волнуются.

Чувства, сопутствующие страху сцены, обычно сильны не во время выступления, а перед ним, так что выделите минуту перед выходом к публике, подышите и потянитесь.

4. После выступления назначьте следующее

Если вы хотите достичь высот в искусстве публичных выступлений, вам нужно делать это чаще. С каждым новым выступлением вы будете чувствовать меньше нервозности и больше уверенности.

Поначалу выступайте на мероприятиях невысокого уровня. Например, это может быть презентация для членов семьи о необходимости отправиться в отпуск. 🙂

Что угодно, чтобы потренировать способность говорить перед другими людьми.

Вместо заключения: как избавиться от «эээ» и «ммм»

Парочка междометий «эээ» и «ммм» не испортят вашу презентацию, но если они заполнят каждый переход между слайдами или тезисами, то станут отвлекать. В попытках отказаться от этих междометий вам придется помучиться, особенно, если они успели стать неотъемлемой частью вашей речи.

Один из способов избавиться от этих слов — использовать метод разбивки, то есть разделять презентацию на короткие словесные всплески, между которыми будут небольшие паузы.

Например, после одного-двух связанных по смыслу предложений последует пауза в одну-две секунды, а затем будет еще пара предложений. Так вы сможете придать речи определенный ритм, и вам будет проще избегать слов-паразитов.

Публичные выступления могут быть пугающими, но они — неотъемлемая составляющая практически любой карьеры. Надеюсь, что понимание причин боязни сцены и использование предложенных техник помогут вам с блеском провести вашу следующую презентацию.

По материалам: blog.crew.co, image source: National Film and Sound Archive of Australia 

16-09-2015

как побороть страх перед сценой и избавиться от боязни публичных выступлений

Жизнь многих людей так или иначе связана с публичными выступлениями. Такая деятельность у артистов и преподавателей, юристов и менеджеров. Практически каждый человек хотя бы единожды выступал на публике. Глоссофобия — это страх перед сценой. Он присутствует у 95% населения. Эта болезнь препятствует дальнейшему карьерному росту, а также негативно отражается на состоянии здоровья.

Глоссофобия, что это

Опасность фобии

Как преодолеть страх сцены В медицине боязнь сцены называется глоссофобией. Бывают ситуации, когда этот страх просто необходимо лечить. Такая фобия была знакома многим выдающимся людям, в том числе музыканту Гленну Гульду, актрисе Фаине Раневской и т. д.

Боязнь выступать перед большим количеством людей может привести к сильному стрессу. Именно по этой причине у больных часто возникает необходимость избавиться от глоссофобии. Если её вовремя не вылечить, тогда у больного может развиться социофобия или психическое расстройство.

У человека под влиянием страха начинает вырабатываться защитное поведение, но оно помогает избавиться от стресса только на время. Если в последующем не освоить методы, помогающие побороть страх сцены, тогда больной справиться со своей проблемой не сможет. Подобное поведение будет мешать ему в жизни, сформирует искажённое восприятие реальных событий и приведёт к развитию серьёзных психических проблем.

Именно из-за этого боязнь публичных выступлений должна быть распознана на начальном этапе. Не нужно стесняться обращаться за помощью к квалифицированному специалисту, ведь только он сможет подсказать, как преодолеть страх сцены.

Разновидности страхов

Прежде чем прибегать к лечению глоссофобии, нужно точно знать, как она распознаётся. В медицине глоссофобия ещё может называться пейрафобией. Её стоит отличать от обычного волнения перед выступлением в присутствии большой аудитории.

Адекватной реакцией человека считается, когда он переживает перед музыкальным номером на сцене или накануне устной сдачи экзамена. Такие люди свободно могут продемонстрировать свои таланты в кругу близких и знакомых.

Специалисты утверждают, что возникновение небольшой тревоги перед выступлением несёт человеку пользу, поскольку помогает ему сконцентрироваться и стать более собранным. В результате запланированное мероприятие пройдёт у него отлично.

Как перебороть страх сцены

Если у человека присутствует реальная боязнь сцены, тогда она наблюдается у него как до, так и после выступления перед людьми. Он не может перебороть страх сцены, даже когда находится далеко от неё и в ближайшее время не собирается выступать. Боязнь возникает у него как перед незнакомыми слушателями, так и перед людьми, которых он хорошо знает.

Симптоматика расстройства

Причинами появления фобии могут быть различные факторы. А вот симптоматика всегда практически одинаковая. Увидев своих слушателей перед началом выступления, человек начинает эмоционально напрягаться. Дополнительно у него могут возникать следующие проявления:

  1. В некоторых ситуациях при нервном перенапряжении человек может упасть в обморок. Но перед этим его начинают беспокоить головокружение, слабость и тошнота. Кожа может побледнеть и покрыться испариной.
  2. При панической боязни публики у больного возникают непроизвольное мочеиспускание, потеря способности членораздельно разговаривать, дрожь в голосе, а также сухость в ротовой полости.
  3. Вегетативная система провоцирует неприятные ощущения в грудной клетке, головную боль, скачки давления, учащённое сердцебиение и повышенную потливость.
  4. Повышается активность желез внутренней секреции, коры головного мозга и симпатической системы. Это приводит к нарушению в работе внутренних органов, напряжению мышц, изменению скорости речи, тембра голоса, жестикуляции и мимики.

Как побороть страх перед сценой

Причины развития

Страх перед выступлением на сцене Спровоцировать развитие глоссофобии способны различные факторы. Склонность к страху у многих людей наблюдается на генетическом уровне. Человек старается всегда соответствовать общественным нормам. Он боится быть изолированным от общества, а также неприятным и непонятным ему. По наследству могут передаваться эмоциональное восприятие, уровень тревожности и темперамент.

Глоссофобия может появляться и по той причине, что человек постоянно стремится к самосовершенствованию. Этот вид расстройства часто появляется у перфекционистов и лиц, которые дорожат общественным мнением.

Патология способна возникнуть из-за недостаточного уровня уверенности в себе, заниженной самооценки, отсутствия знаний или плохой подготовки к выступлению. У начинающих актеров, лекторов и других персон, вынужденных находиться перед публикой, фобия развивается из-за малого опыта выступления перед аудиторией.

Фобия может появляться и по той причине, что индивид негативно оценивает личные возможности и способности. Также влияет на развитие этой патологии отрицательный детский опыт, когда больной в раннем возрасте подвергался жёсткой критике со стороны родителей, педагогов или друзей.

Методы преодоления

Многие не знают, как побороть страх перед сценой и нужно ли эту патологию лечить. Помощь специалиста необходима только тогда, когда страх становится паническим и переходит все грани. Во всех иных ситуациях его реально преодолеть, используя аутотренинг и другие современные психологические методики.

Устранение неизвестности

Для борьбы со страхом перед большим скоплением людей необходимо преодолеть фактор неизвестности публики. Чтобы это сделать, выступающему нужно проанализировать, для чего собрались люди и чего они ожидают от его выступления. Также следует разобраться с тем, какую реакцию лектор ожидает услышать от слушателей.

Когда человек начинает концентрироваться на негативной реакции публики, его нервное возбуждение становится сильнее. Обычно свидетельствами неодобрения слушателей являются:

  • шёпот в период выступления;
  • невнимательность;
  • неодобрительные жесты;
  • скептические улыбки.

Изменить состояние можно, если мысленно людей наделить положительными качествами, обращать внимание только на заинтересованные взгляды и одобрительные жесты. Также можно просто сконцентрироваться на положительном итоге проведённого выступления.

Планирование выступления

Страх публичных выступленийЕсли тщательно подготовиться к выступлению, тогда можно справиться с нервозностью и побороть страх перед сценой. Уверенность в хорошей подготовке позволит оратору настроиться на положительный исход выступления и поможет расслабиться.

При выступлении с докладом необходимо изучить и проанализировать все исходные данные, которые были получены из различных источников. После этого нужно создать текст и набросать тезисы, составить план реплик. В план должны входить фразы-наброски, а также в какой последовательности и что говорить публике. Нужно подобрать аргументы в свою пользу и на протяжении всего выступления не упускать их из виду. Кроме этого, следует составить список примерных возможных вопросов и заранее обдумать ответы на них.

Немаловажными являются и предварительные репетиции. Чтобы во время нахождения на сцене не начать запинаться или заикаться, нужно прочитать несколько раз (до идеальности) доклад близким либо самому себе перед зеркалом.

Значимость других людей может быть сильно преувеличенной. Это следует помнить перед тем, как начать вести борьбу со своими страхами. Стоит осознать тот факт, что право на ошибку есть у каждого человека.

Нужно освоить техники, которые увеличивают чувство человеческого достоинства и самооценку, помогают ощутить уникальность своей личности и собственную ценность. Необходимо осознавать и то, что все могут точно так же ошибаться.

Страх преодолеется эффективнее, если сосредоточить всё внимание не на результате от выступления, а на процессе для достижения цели. Нужно фиксировать настоящие действия, глядя на себя чужими глазами без какого-либо преуменьшения и преувеличения. Желательно представить положительные стороны нахождения на сцене. Благодаря этому можно будет полностью победить страх.

Хороший результат при лечении фобии можно получить с помощью физической нагрузки, тренировки работы левого полушария мозга и техники правильного дыхания. Самыми приятными методами борьбы со страхами являются медитации и пение любимых песен.

Дополнительные рекомендации

Как избавиться от глоссофобия Если человек боится выступать перед большой аудиторией, ему необходимо с этим бороться. Даже если волнение очень сильное, следует притвориться самым спокойным в мире человеком. Нужно улыбаться и никому не говорить о своих переживаниях. Притворяться необходимо на протяжении всего времени нахождения на сцене. Не нужно сутулиться. Смотреть следует прямо перед собой, а не на пол.

Можно обзавестись любимым ритуалом или амулетом, который будет настраивать на удачу. Если у оратора есть знакомый, который не боится сцены, необходимо к нему обратится за консультацией. Благодаря общению с ним можно научиться контролировать свои эмоции и осознать, что страх сцены присутствует практически у каждого человека. Чтобы избавиться от глоссофобии, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Если страх не хочет отступать, оратору во время выступления можно представить, что слушатели, сидящие в зале, глупее его или одеты в странные наряды. Это поможет на время забыть о волнении и собраться с мыслями.
  2. Практически всегда на сцене присутствует свет ярких и ослепляющих софитов. Если будет сильно страшно, можно смотреть на софит. Не нужно всё время глазеть на аудиторию. Иногда свет в зале настолько приглушён, что людей, сидящих в нём, просто не видно.
  3. Если со слушателем зрительный контакт поддерживать трудно, тогда можно смотреть на неодушевлённый предмет или стену.

Страх перед сценой

Иногда выступления на публике очень пугают. Но ни одна карьера не проходит без этой способности. Следует прислушаться к полезным советам и как можно быстрее преодолеть страх сцены.

Боязнь сцены. Как побороть страх перед выступлением?

Поделиться статьёй:

Боязнь выступления

Большинство людей испытывают боязнь публичных выступлений. В эти минуты появляется желание просто провалиться сквозь землю. Однако в некоторых случаях избежать такого рода выступления не удается. Да и зачем? Ведь все, что необходимо сделать – это побороть страх перед сценой, и не более того. Остается только один вопрос: как?

Для начала следует понять, что же именно кажется таким пугающим и шокирующим. Некоторые бояться, что им зададут сложный вопрос, на который нет ответа. Другие – беспокоятся о том, что публика их не воспримет. Третьи не могут продолжить монолог, если его кто-то прерывает на середине. В общем – «отмазок» огромное множество. Попробуем рассмотреть основные рекомендации, которые помогут избавиться от страха, и забыть о преградах. Основы ораторского искусства покоряться всякому, кто подойдет к подготовке серьезно.

Советы по проведению выступлений

  1. Для начала подготовьте краткий план, по которому будете доносить до слушателей информацию. Ни в коем случае не записывайте весь текст. Это будет только отвлекать и сбивать, заставляя возвращаться то к 1 пункту, чтобы дополнить рассказ, то обратно к 10. Так делать нельзя. Идите по порядку.
  2. Не следует читать с листочка. Говорите, рассказывайте. Ведь когда человек не читает – он доносит информацию гораздо понятнее и речь его выглядит более привлекательной.
  3. Не создавайте монолог. Говорите с публикой. Ведь в противном случае слушатели могут подумать, что они не интересны выступающему. Дайте возможность проявить себя, поучаствовать в дискуссии. Покажите, что их мнение важно, иначе – внимания к рассказу не будет никакого.
  4. Важно, чтобы доклад был кратким и простым. Не стоит затягивать выступление. Знайте, что нужно использовать слова и выражения, которые доступны каждому. Научно доказано, что в толпе у людей снижается интеллектуальные способности. Соответственно, чем больше аудитория – тем проще нужно выбирать слова.
  5. Используйте пуазы, ведь так легче воспринимать любую информацию. Делать нужно так, чтобы слушатели успели осмыслить все сказанное, а выступающий – подготовиться к продолжению рассказа.
  6. Говорите четче и громче. А главное – речь должна быть внятной. Это наиболее важный пункт, если он не соблюдается, то все остальные просто бессмысленны. Работа над интонацией — основа подготовки к любому выступлению.
  7. Нужно практиковаться, и как можно больше. Выступающему необходимо понимать то, о чем он говорит. Делайте это дома, перед родными и близкими. Отлично подойдет использования зеркала. Ведь появится возможность увидеть себя со стороны.

Как начать бороться

Прежде всего, нужно понять, что чем скорее приступить к решению проблемы, тем быстрее боязнь публики перестанет доставлять физический и психологический дискомфорт. Ученые вероятно очень постарались, решая, как называется боязнь сцены.

В результате появился термин «социофобия». Означает он немотивированный страх выступления перед аудиторией. Конечно, порой корни этой проблемы оказываются очень глубокими.

У кого-то боязнь выступать на публике начинается еще в детском саду, когда настойчивая воспитательница требует рассказать на новогоднем утреннике стих.
Страх перед выступлением
При этом поэтическое творение может быть гораздо менее интересно ребенку, чем уши зайца, сидящего на соседнем стуле. Детская неудача фиксируется в мозгу и вырастает в мощный страх перед выступлением, патологическую боязнь сцены во взрослом возрасте. В таком случае может понадобиться помощь хорошего психолога, который сможет откопать истинные причины боязни выступать перед публикой. Не стоит рассчитывать, что один сеанс решит хорошо укоренившуюся за долгие годы проблему. Понадобятся длительные целенаправленные усилия. При этом специалист лишь даст рекомендации о том, как избавиться от страха сцены, как побороть страх перед выступлением.

В любом случае, выходить на сцену, преодолевая страх перед публичным выступлением, придется самостоятельно. За руку никто вести не будет.

Не стоит прибегать к алкоголю. Ведь он способен как побороть страх перед публикой, так и стать спутником на всю дальнейшую жизнь. Многие известные певцы и артисты театра по этой причине закончили свою карьеру и прозябают в нищете в обнимку с «зеленым змием».

Поэтому лучше поискать другие методы, которые позволят как побороть боязнь сцены, так и остаться «в строю». Возможно, утешит тот факт, что боязнь публичных выступлений испытывает 90% людей. Просто с опытом приходит понимание того, как избавиться от боязни сцены, не показывать зрителям своих дрожащих коленей и потеющих ладоней.

Собрания, которые помогут избавиться от страха

Для начала стоит потренироваться выступать в кругу людей, чье признание для вас не имеет большой ценности. Можно, например, вступить в дискуссионный клуб и обсуждать творчество поэтов 18-19 века. В этом случае искоренение страха публичных выступлений, как преодоление стеснительности, произойдет за счет обсуждения проблемы в формате дружеской беседы (люди в подобных клубах по интересам достаточно доброжелательны). Можно записаться в кружок любителей театра. Это поможет как побороть страх перед сценой, так и развить ораторское мастерство и актерские задатки.

Хороший руководитель такого кружка обычно выступает и в роли психолога. Он рассказывает своим подопечным о том, как побороть страх публичных выступлений, как грамотно жестикулировать, расставлять акценты в словах.

Перед выступлением многие лекторы неожиданно вспоминают, что, несмотря на многолетний опыт, их все так же беспокоит боязнь сцены. Бороться с этой напастью они учились достаточно долго. Во-первых, стоит успокоиться, проделать несколько дыхательных упражнений. Конечно, каждый выступающий имеет свои секреты того, как побороть страх перед выступлением. Однако есть и некоторые общие рекомендации, дающие даже новичкам представление о том, как побороть страх сцены.

В любом случае – нужно понимать, что боязнь выступлений не пройдет после первого раза. Лишь регулярная практика поможет избавиться от страхов к неудачам. По мере того, как страх сцены будет отступать, качество выступлений будет улучшаться, ведь связь эмоций и интонации неоспорима. И последнее: не думайте о том, что зададут вопрос, на который не знаете ответа. В любом случае – нет людей, которые владеют всей информацией. Будьте естественны, проговаривайте свою речь, и все же – выпейте пару капель успокоительного перед первым выступлением! Удачи!

Поделиться статьёй:

Страх сцены — это… Что такое Страх сцены?

Страх сцены (страх публичных выступлений, страх аудитории) — патологическая боязнь выступать на публике. Является одним из распространенных социальных страхов. Симптомами страха сцены являются сильное сердцебиение, потливость, дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, и др. В некоторых случаях страх сцены может быть частью более общих психологических проблем (фобий), но многие люди испытывают страх сцены не обладая какими-либо другими психологическими проблемами. В психологии боязнь публичных выступлений называется пейрафобией или глоссофобией. По оценкам психиатров, испытывают страх перед выступлением 95% людей.

Причины появления

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 4 апреля 2012.

Причины появления страха сцены, как впрочем и любого другого, генетические предпосылки и социальные составляющие. Генетически передается: склонность к определенным видам страха и психологические характеристики личности и страх перед обществом вообще. Общество в древние времена воспринималось как синоним слову безопасность, и даже жизнь. В общине гораздо проще было добывать пищу и защищаться от диких зверей. Если человек в общине заболеет, его вылечат, не добудет еду, поделятся. За пределами общины жизнь была очень опасна, а выжить в одиночку, было довольно трудно. Поэтому, мы боимся быть не принятыми другими людьми, боимся социальной изоляции

Среди основных психологических характеристик, предающихся генетически: темперамент, акцентуация и невротизм, на которых формируется характер. Схожие психологические характеристики родителей и детей порождают и похожесть их страхов и определенный тип их восприятия. На этом фоне и формируются страх сцены. Истинными источниками появления страха пред публичным выступлением, является социальные факторы: недостатки в воспитании, запугивания в детстве, негативное восприятие выступления в школе, негативное отношение учителей. Негативная оценка деятельности ребенка родителями и учителями и другие социальные факторы. Кроме того, социальные страхи часто предаются в семье. Примером неправильного поведения, может служить запугивание матери своим уходом, или тем, что не будет любить ребенка. Причиной появления страха сцены может быть искажение направленности воздействия страха, в силу воздействия стресса и негативных факторов глобализации и урбанизации. Страх сцены может проявляться у людей с различными опытом и квалификацией. Он широко распространён среди обычных людей, но его могут испытывать также и актёры, музыканты, политики и спортсмены. Страх сцены может быть вызван в любой ситуации, например, из-за отсутствия доверия у аудитории или плохой подготовки. Также, возможной причиной появления страха сцены является стремление к идеалу.

Способы борьбы со страхом сцены

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 4 апреля 2012.

Одним из лучших способов победить страх сцены является хорошая подготовка. Если человек уверен в том, что он знает, он будет меньше беспокоиться. Алгоритм подготовки: поиск и изучение исходного материала, создание текста и подбор аргументов, заучивание текста и выписывание основных тезисов. После этого можно записать свою речь на магнитофон, проверить как она звучит, и исправить недостатки. Текст стоит создавать, ориентируюсь на средний возраст и интеллект публики, перед которой предстоит выступать. Также следует подготовить невербальную часть выступления. Одежду и украшения стоит выбирать исходя из типа публики и особенностей аудитории, перед которой вам предстоит выступать. Жесты и мимику можно отработать, повторяя текст пред зеркалом. Далее следует предварительная презентация, исправление ошибок. Хорошо и логично выстроить текст публичного выступление поможет логика, основы риторики и правильная аргументация доводов.

Стоит снизить значимость других людей. Испытывая страх сцены, человек испытывает влияние других, особенно в их способности влиять на нас через оценку нашей работы. Способы уменьшения этого влияния состоит в увеличении чувства собственного достоинства и власти над публикой, чтобы воспринимать уязвимость других и принимать себя. Целесообразно также сосредоточиться на процессе, а не на результате деятельности. Важно сосредоточиться на приятных аспектах этого процесса, вспомнить приятные моменты и успехи, которые были у вас в жизни. Не концентрироваться на негативе. Важно также отвлечь мозг от объекта страха. Текст песни, роли или речи должен быть выучен назубок. Если вы что-то знаете идеально, то никакой страх не позволит вам это забыть. Здесь главное желание человека и тренировка.

Выработка уверенности в себе, смелости, способности говорить спокойно и ясно, выступая перед аудиторией, не представляет и десятой доли той трудности, которую воображает себе большинство людей.

— Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.— М.: Лабиринт-Пресс, 2000))

Важным фактором является улыбка. Психологически улыбка снижает напряжение.

Другое возможное решение проблем, связанных со страхом сцены, состоит в игнорировании возможности провала. Отрицательный результат всегда возможен, но это не оправдывает волнения о нём до его совершения. Гораздо более продуктивным является сосредоточить внимание на настоящем, а не на будущем. Для того чтобы добиться этого, надо сосредоточиться на собственной работе. Ещё один способ побороть страх сцены — визуализация. Представить, как Вы будете выступать, какой успех вас ждет, и аплодисменты после. Необходимо увидеть результат своей работы в перспективе, его незначительность по отношению ко всей своей жизни. Понимая, что ничего катастрофического, скорее всего, не произойдет, необходимо не обращать внимание на возможность неудачи и переключиться на более приятные цели.

Кроме того, хорошим методом побороть страх сцены, является расходование избыточной энергии, которая появляется в результате распада адреналина: физические упражнения на разные группы мышц, математические вычисления. Среди методов избавления от негативных мыслей и их концентрации на негативных эмоциях перечисляются релаксация и медитация, положительные утверждения, которые должны быть сформулированы как факт в настоящем времени. Стоит произносить: «я хорошо подготовлен», «публика меня любит», «все ждут моего выступления». Идеальным быть невозможно, в любом случае около 5% аудитории будут недовольны, надо это принять как факт, и не стремиться к идеалу.

Психологическая готовность

Психологическая готовность — это один из важнейших факторов психологического развития, заключается в формировании у человека готовности провести публичное выступление. На психологическую готовность к выступлению на сцене, влияют личностные характеристики индивида, такие как: оптимизм, темперамент, уровень интеллектуального развития, озабоченность (результатами), добросовестность(в подготовке), застенчивость, невозмутимость, прямолинейность, зависимость от группы (соглашательство) и другие.

Часто причинами неуверенности в себе актёра, музыканта, артиста может быть элементарная неподготовленность, незнакомый текст, музыкальный фрагмент, несоответствие роли. Так например, пианист Евгений Кисин, которого называли гением, занимался по 5-6 часов в день[1]. Лёгкость и возможность импровизации [2] возникает только при оттачивании техники в каждодневной работе артиста (актёра, музыканта, балерины).
Неудачный спектакль не смогла вытянуть даже Фаина Раневская, которая сыграла в постановке, по словам критиков «бесталанной и тусклой в режиссёрском плане», но успех Раневской объяснялся неизменной любовью публики, она собирала аншлаги, и была для антрепренёров «лакомым кусочком». По-поводу этой постановки Фаина сказала: «А творческой работы в этом страшном „торговом доме“ не могут мне дать». Актриса так объяснила своё «раскисшее и подавленное» состояние в письме любимому учителю Павле Леонтьевне Вульф: «Я не выходила на сцену 8 месяцев, и вот, когда я вылезла с сырой, не сделанной ролью, да к тому же ещё ролью, которая чужда и противна, я растерялась, испугалась, вся тряслась, забыла, путала текст и в итоге испытала что-то вроде нервного шока, потрясения» [3].

Для артиста, который большую часть своей творческой жизни выступал на сцене театра, с ощущением присутствия дыхания зала, затемнённого, далёкого, иногда отделённого оркестровой ямой, большой трудностью становятся выступления в условиях камерного театра перед небольшой аудиторией, иногда слишком близкой и жующей публикой, в кафе-театре например. Артист входит в дискомфортное состояние «зажима», в котором его талант и обаяние прячется очень глубоко внутрь.
Творческий процесс воплощения, описанный К. С. Станиславским в труде «Искусство представления», неразрывно связан с подлинным переживанием и совершается естественным путём, на основании законов самой природы, по неразрывной связи души с телом. По школе системы Станиславского, в условиях интимного театра мастерство актёра выражается в работе над ролью внутри себя, наедине с собой, или на интимных репетициях. Роль переживается артистом однажды, чтобы подметить внешнюю телесную форму естественного воплощения чувства. Благодаря мышечной памяти становятся видимыми внешние результаты этого чувства, физическое воплощение формы душевного переживания. Это должен почувствовать смотрящий на него зритель. [4].

Свои исследования психологической готовности профессора В. Т. Мышкина и Ф. Б. Бассина начинали с определения творческой поисковой активности — системной деятельности, состоящей из творческого отклика, как ассоциативно-проективной активности личности. По мнению преподавателей, готовность — это устойчивая возможность всестороннего управления психическими состояниями, а также подлинная художественная одарённость. Благодаря активности профессионального восприятия, развивается сенситивость — профессиональная специфическая чувствительность высшего порядка. [5]. Такая же точка зрения выражена в трудах С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева. Высокая сенситивность является как необходимой предпосылкой успешного творчества, но также и предпосылкой к внутренним конфликтам, которые разрешаются лишь в случае действия механизмов психологической защиты, для устранения невротической тревоги. В своих исследованиях Б. Г. Ананьев отмечал разнообразие чувственных ассоциаций. Одни артисты «видят» музыку, другие воспринимая музыку эмоционально, не испытывают никаких зрительных ассоциаций. По теории Ананьева, «музыкальные люди переживают движение в музыке, её ритм, тональность, обнаружив механизм музыкального слуха в связи с деятельностью правого полушария». [6]. Им так же обсуждались интересные темы по психологии искусств: проблема взаимосвязи речи и музыки и явление интериоризации — отражающего превращения внешнего во внутреннее, объективного в субъективное, социального в индивидуальное.
Индивидуальность — это синтез всех свойств человека[7] , успех выявления которых возможен, если существует понимание и доверие между учеником и педагогом, корректирующим исполнительские искания, так как творческая личность перемена, а поиск несёт значительную долю риска в обширном диапазоне проб и ошибок.
Таким образом, человек, рождённый артистом, и любящий сцену, может испытывать страх, в случае ощущения неподготовленности, недоработки или испытанного ранее шока перед враждебно настроенной аудиторией, комиссией. Но, если человек выходит на сцену, это означает, что она магнетически его притягивает, и фобии никакой нет.

Ссылки

Примечания

  1. Надежда Сикорская «Евгений Кисин: Скромный романтичный гений». — «Наша Газета», 22.07.2009.
  2. Лидия Новикова Хибла Герзмава и Даниил Крамер. — Интервью для газеты «Культура», 09.09.2009.
  3. Фаина Раневская: «Судьба-шлюха» = (дневник) / автор-составитель Д.Щеглов. — АСТ. — «Астрель», 2004. — 203 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-17-014443-1
  4. К.С.Станиславский «Искусство представления» // «Статьи.Речи.Беседы.Письма». — НИИ Театр и Музыки. МХТ им.Горького. — «Искусство», 1953. — 784 с. — 20 000 экз.
  5. Мышкина В.Т. «Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности (на примере музыкально-исполнительского искусства)» / к.филофов.н.Воробьев А.А., к.псих.н. Вербицкий А.А.. — НИИ Театр и Музыки. МХТ им.Горького. — «Искусство», 30.12.1986. — 136 с. — 500 экз.
  6. Ананьев Б.Г. «Задачи психологии в искусстве». «Человек,как предмет познания». // . — «Психология художественного творчества». — Л: «Музыка», 1980, 1968. — 784 с. — 20 000 экз.
  7. Н.А.Логинова «О творческом пути Ананьева». «Человек,как предмет познания». // . — в сб.«Психология художественного творчества». — Л: «Музыка», 1983. — С. 253.
  • 8Волков Александр Александрович Основы риторики.- Москва: Академический проект 2003
  • 9Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.— Москва: Лабиринт-Пресс, 2000

См. также

Страх сцены — Википедия

Страх сцены (страх публичных выступлений, страх аудитории) — патологическая боязнь выступать на публике. Является одним из распространенных социальных страхов. Симптомами страха сцены являются сильное сердцебиение, потливость, дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, и др. В некоторых случаях страх сцены может быть частью более общих психологических проблем (фобий), но многие люди испытывают страх сцены, не обладая какими-либо другими психологическими проблемами. В психологии боязнь публичных выступлений называется пейрафобией или глоссофобией. По оценкам психиатров, испытывают страх перед выступлением 95 % людей.

Причины появления

Причины появления страха сцены, как впрочем и любого другого, генетические предпосылки и социальные составляющие. Генетически передается: склонность к определенным видам страха и психологические характеристики личности и страх перед обществом вообще. Общество в древние времена воспринималось как синоним слову безопасность, и даже жизнь. В общине гораздо проще было добывать пищу и защищаться от диких зверей. Если человек в общине заболеет — его вылечат, не добудет еду — поделятся. За пределами общины жизнь была очень опасна, а выжить в одиночку было довольно трудно. Поэтому мы боимся быть не принятыми другими людьми, боимся социальной изоляции.

Среди основных психологических характеристик, передающихся генетически: темперамент, акцентуация и невротизм, на которых формируется характер. Схожие психологические характеристики родителей и детей порождают и похожесть их страхов и определенный тип их восприятия. На этом фоне и формируются страх сцены. Истинными источниками появления страха пред публичным выступлением, является социальные факторы: недостатки в воспитании, запугивания в детстве, негативное восприятие выступления в школе, негативное отношение учителей. Негативная оценка деятельности ребёнка родителями и учителями и другие социальные факторы. Кроме того, социальные страхи часто передаются в семье. Примером неправильного поведения, может служить запугивание матери своим уходом, или тем, что не будет любить ребёнка. Причиной появления страха сцены может быть искажение направленности воздействия страха, в силу воздействия стресса и негативных факторов глобализации и урбанизации. Страх сцены может проявляться у людей с различными опытом и квалификацией. Он широко распространён среди обычных людей, но его могут испытывать также и актёры, музыканты, политики и спортсмены. Страх сцены может быть вызван в любой ситуации, например, из-за отсутствия доверия у аудитории или плохой подготовки. Также, возможной причиной появления страха сцены является стремление к идеалу.

Способы борьбы со страхом сцены

Одним из лучших способов победить страх сцены является очень хорошая подготовка. Если человек уверен в том, что он знает, он будет меньше беспокоиться. Алгоритм подготовки таков: поиск и изучение исходного материала, создание текста и подбор аргументов, заучивание текста и выписывание основных тезисов. После этого можно записать свою речь на магнитофон, проверить как она звучит, и исправить недостатки. Текст стоит создавать, ориентируясь на средний возраст и интеллект публики, перед которой предстоит выступать. Также следует подготовить невербальную часть выступления. Одежду и украшения стоит выбирать исходя из типа публики и особенностей аудитории, перед которой вам предстоит выступать. Жесты и мимику можно отработать, повторяя текст перед зеркалом. Далее следует предварительная презентация, исправление ошибок. Хорошо и логично выстроить текст публичного выступления поможет логика, основы риторики и правильная аргументация доводов.

Стоит снизить значимость других людей. Испытывая страх сцены, человек испытывает влияние других, особенно в их способности влиять на нас через оценку нашей работы. Способы уменьшения этого влияния состоит в увеличении чувства собственного достоинства и власти над публикой, чтобы воспринимать уязвимость других и принимать себя. Целесообразно также сосредоточиться на процессе, а не на результате деятельности. Важно сосредоточиться на приятных аспектах этого процесса, вспомнить приятные моменты и успехи, которые были у вас в жизни. Не концентрироваться на негативе. Важно также отвлечь ум от объекта страха. Текст песни, роли или речи должен быть выучен назубок. Если вы что-то знаете идеально, то никакой страх не позволит вам это забыть. Здесь главное желание человека и тренировка.

Немаловажным фактором является улыбка. Психологически улыбка снижает напряжение.

Другое возможное решение проблем, связанных со страхом сцены, состоит в игнорировании возможности провала. Отрицательный результат всегда возможен, но это не оправдывает волнения о нём до его совершения. Гораздо более продуктивным является сосредоточить внимание на настоящем, а не на будущем. Для того чтобы добиться этого, надо сосредоточиться на собственной работе. Ещё один способ побороть страх сцены — визуализация. Представить, как Вы будете выступать, какой успех вас ждет, и аплодисменты после. Необходимо увидеть результат своей работы в перспективе, его незначительность по отношению ко всей своей жизни. Понимая, что ничего катастрофического, скорее всего, не произойдет, необходимо не обращать внимание на возможность неудачи и переключиться на более приятные цели.

Кроме того, хорошим методом побороть страх сцены, является расходование избыточной энергии, которая появляется в результате распада адреналина: физические упражнения на разные группы мышц, математические вычисления. Среди методов избавления от негативных мыслей и их концентрации на негативных эмоциях перечисляются релаксация и медитация, положительные утверждения, которые должны быть сформулированы как факт в настоящем времени. Стоит произносить: «я хорошо подготовлен», «публика меня любит», «все ждут моего выступления». Идеальным быть невозможно, в любом случае около 5 % аудитории будут недовольны, надо ещё понять то, что некоторые не могут почувствовать, как вы переживаете перед ними.

Психологическая готовность

Психологическая готовность — это один из важнейших факторов психологического развития, заключается в формировании у человека готовности провести публичное выступление. На психологическую готовность к выступлению на сцене, влияют личностные характеристики индивида, такие как: оптимизм, темперамент, уровень интеллектуального развития, озабоченность (результатами), добросовестность(в подготовке), застенчивость, невозмутимость, прямолинейность, зависимость от группы (соглашательство) и другие.

Часто причинами неуверенности в себе актёра, музыканта, артиста может быть элементарная неподготовленность, незнакомый текст, музыкальный фрагмент, несоответствие роли. Так например, пианист Евгений Кисин, которого называли гением, занимался по 5-6 часов в день[1]. Лёгкость и возможность импровизации[2] возникает только при оттачивании техники в каждодневной работе артиста (актёра, музыканта, балерины).

Неудачный спектакль не смогла вытянуть даже Фаина Раневская, которая сыграла в постановке, по словам критиков «бесталанной и тусклой в режиссёрском плане», но успех Раневской объяснялся неизменной любовью публики, она собирала аншлаги, и была для антрепренёров «лакомым кусочком». По-поводу этой постановки Фаина сказала: «А творческой работы в этом страшном „торговом доме“ не могут мне дать». Актриса так объяснила своё «раскисшее и подавленное» состояние в письме любимому учителю Павле Леонтьевне Вульф: «Я не выходила на сцену 8 месяцев, и вот, когда я вылезла с сырой, не сделанной ролью, да к тому же ещё ролью, которая чужда и противна, я растерялась, испугалась, вся тряслась, забыла, путала текст и в итоге испытала что-то вроде нервного шока, потрясения»[3].

Для артиста, который большую часть своей творческой жизни выступал на сцене театра, с ощущением присутствия дыхания зала, затемнённого, далёкого, иногда отделённого оркестровой ямой, большой трудностью становятся выступления в условиях камерного театра перед небольшой аудиторией, иногда слишком близкой и жующей публикой, в кафе-театре например. Артист входит в дискомфортное состояние «зажима», в котором его талант и обаяние прячется очень глубоко внутрь.
Творческий процесс воплощения, описанный К. С. Станиславским в труде «Искусство представления», неразрывно связан с подлинным переживанием и совершается естественным путём, на основании законов самой природы, по неразрывной связи души с телом. По школе системы Станиславского, в условиях интимного театра мастерство актёра выражается в работе над ролью внутри себя, наедине с собой, или на интимных репетициях. Роль переживается артистом однажды, чтобы подметить внешнюю телесную форму естественного воплощения чувства. Благодаря мышечной памяти становятся видимыми внешние результаты этого чувства, физическое воплощение формы душевного переживания. Это должен почувствовать смотрящий на него зритель.[4].

Свои исследования психологической готовности профессора В. Т. Мышкина и Ф. Б. Бассина начинали с определения творческой поисковой активности — системной деятельности, состоящей из творческого отклика, как ассоциативно-проективной активности личности. По мнению преподавателей, готовность — это устойчивая возможность всестороннего управления психическими состояниями, а также подлинная художественная одарённость. Благодаря активности профессионального восприятия, развивается сенситивость — профессиональная специфическая чувствительность высшего порядка.[5]. Такая же точка зрения выражена в трудах С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева. Высокая сенситивность является как необходимой предпосылкой успешного творчества, но также и предпосылкой к внутренним конфликтам, которые разрешаются лишь в случае действия механизмов психологической защиты, для устранения невротической тревоги. В своих исследованиях Б. Г. Ананьев отмечал разнообразие чувственных ассоциаций. Одни артисты «видят» музыку, другие воспринимая музыку эмоционально, не испытывают никаких зрительных ассоциаций. По теории Ананьева, «музыкальные люди переживают движение в музыке, её ритм, тональность, обнаружив механизм музыкального слуха в связи с деятельностью правого полушария».[6]. Им так же обсуждались интересные темы по психологии искусств: проблема взаимосвязи речи и музыки и явление интериоризации — отражающего превращения внешнего во внутреннее, объективного в субъективное, социального в индивидуальное.
Индивидуальность — это синтез всех свойств человека[7] , успех выявления которых возможен, если существует понимание и доверие между учеником и педагогом, корректирующим исполнительские искания, так как творческая личность переменна, а поиск несёт значительную долю риска в обширном диапазоне проб и ошибок.
Таким образом, человек, рождённый артистом, и любящий сцену, может испытывать страх, в случае ощущения неподготовленности, недоработки или испытанного ранее шока перед враждебно настроенной аудиторией, комиссией. Но, если человек выходит на сцену, это означает, что она магнетически его притягивает, и фобии никакой нет.

Ссылки

Примечания

  1. Надежда Сикорская. «Евгений Кисин: Скромный романтичный гений». — «Наша Газета», 22.07.2009.
  2. Лидия Новикова. Хибла Герзмава и Даниил Крамер. — Интервью для газеты «Культура», 09.09.2009.
  3. ↑ Фаина Раневская: «Судьба-шлюха» = (дневник) / автор-составитель Д.Щеглов. — АСТ. — «Астрель», 2004. — 203 с. — 30 000 экз. — ISBN 5-17-014443-1.
  4. К.С.Станиславский. «Искусство представления» // «Статьи.Речи.Беседы.Письма». — НИИ Театр и Музыки. МХТ им.Горького. — «Искусство», 1953. — 784 с. — 20 000 экз.
  5. Мышкина В.Т. «Психологическая готовность к художественно-творческой деятельности (на примере музыкально-исполнительского искусства)» / к.филофов.н.Воробьев А.А., к.псих.н. Вербицкий А.А.. — НИИ Театр и Музыки. МХТ им.Горького. — «Искусство», 30.12.1986. — 136 с. — 500 экз.
  6. Ананьев Б.Г. «Задачи психологии в искусстве». «Человек,как предмет познания». // . — «Психология художественного творчества». — Л: «Музыка», 1980, 1968. — 784 с. — 20 000 экз.
  7. Н.А.Логинова. «О творческом пути Ананьева». «Человек,как предмет познания». // . — в сб.«Психология художественного творчества». — Л: «Музыка», 1983. — С. 253.

Литература

  • Волков Александр Александрович Основы риторики.- Москва: Академический проект 2003
  • Дейл Карнеги. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. — Москва: Лабиринт-Пресс, 2000

См. также

Боязнь сцены Википедия

Страх сцены (страх публичных выступлений, страх аудитории) — патологическая боязнь выступать на публике. Является одним из распространенных социальных страхов. Симптомами страха сцены являются сильное сердцебиение, потливость, дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание, и др. В некоторых случаях страх сцены может быть частью более общих психологических проблем (фобий), но многие люди испытывают страх сцены, не обладая какими-либо другими психологическими проблемами. В психологии боязнь публичных выступлений называется пейрафобией или глоссофобией. По оценкам психиатров, испытывают страх перед выступлением 95 % людей.

Причины появления[ | ]

Причины появления страха сцены, как впрочем и любого другого, генетические предпосылки и социальные составляющие. Генетически передается: склонность к определенным видам страха и психологические характеристики личности и страх перед обществом вообще. Общество в древние времена воспринималось как синоним слову безопасность, и даже жизнь. В общине гораздо проще было добывать пищу и защищаться от диких зверей. Если человек в общине заболеет — его вылечат, не добудет еду — поделятся. За пределами общины жизнь была очень опасна, а выжить в одиночку было довольно трудно. Поэтому мы боимся быть не принятыми другими людьми, боимся социальной изоляции.

Среди основных психологических характеристик, передающихся генетически: темперамент, акцентуация и невротизм, на которых формируется характер. Схожие психологические характеристики родителей и детей порождают и похожесть их страхов и определённый тип их восприятия. На этом фоне и формируется страх сцены. Истинными источниками появления страха перед публичным выступлением являются социальные факторы: недостатки в воспитании, запугивания в детстве, негативное восприятие выступления в школе, негативное отношение учителей, негативная оценка деятельности ребёнка родителями и учителями и другие социальные факторы. Кроме того, социальные страхи часто передаются в семье. Примером неправильного поведения может служить запугивание матери своим уходом, или тем, что не будет любить ребёнка. Причиной появления страха сцены может быть искажение направленности воздействия страха, в силу воздействия стресса и негативных факторов глобализации и урбанизации. Страх сцены может проявляться у людей с различными опытом и квалификацией. Он широко распространён среди обычных людей, но его могут испытывать также и актёры, музыканты, политики и спортсмены. Страх сцены может быть вызван в любой ситуации, например, из-за отсутствия доверия у аудитории или плохой подготовки. Также, возможной причиной появления страха сцены является стремление к идеалу.

Способы борьбы со страхом сцены[ | ]

что это такое и как его победить?

Страх сцены: 5 причин возникновения + 5 симптомов + 8 полезных советов, как справиться с фобией + 3 эффективных упражнения.

Для человека естественно чего-то бояться. Так же естественно – избегать ситуаций, в которых симптомы фобии проявляются особенно сильно.

Именно поэтому люди, что испытывают страх сцены, не выбирают профессии, связанные с выступлениями, и даже в бытовых ситуациях стараются не ораторствовать на публику. Но всегда ли можно избежать этого? И разумно ли жить в плену своих страхов?

А может лучше справиться с тем, что ограничивает вас?

Страх сцены: что это и почему возникает?

Выход на сцену для большинства людей – стрессовая ситуация. Но нужно разделять естественное волнение и приступы паники, которые характерны именно для фобии.

Стеснительность: как перестать стесняться?

1. Что такое страх сцены?

Пожалуй, трудно найти более распространенную фобию, чем страх сцены, ведь от нее страдает в среднем свыше 90% людей. То есть, немногие комфортно чувствуют себя на сцене и совершенно не боятся, если им приходится выступать перед публикой.

Страх сцены имеет целых два научных названия: его называют глоссофобией или пейрафобией.

Даже самые сильные и уверенные в себе люди испытывают страхи выступать перед публикой, особенно, если приходится вещать со сцены перед большим скоплением народа.

Игорь был в рекламной компании на хорошем счету: уверенный в себе, целеустремленный, работоспособный, ответственный. А еще – он просто фонтанировал идеями.
Начальство оценило старательность парня и доверило ему разработку первой в его жизни рекламной кампании. Все шло великолепно на стадии создания проекта. Но, с приближением срока презентации, Игорь начал страдать от непонятных симптомов: бессонницы, учащенного сердцебиения, сухости во рту, скачков давления и прочего.
Думал даже показаться врачу, но решил отложить поход к нему после презентации.
И вот наступил важный день. В конференц-зале собрались заказчики, руководители компании. Игорь вышел представлять свой проект и вместо уверенного выступления – не единожды прорепетированного – получилось нечто невразумительное.
Голос молодого человека то срывался на писк, то переходил в шепот, мысли путались, он постоянно сбивался, потел так, что на рубашке появились пятна, предметы валились у него из рук.
Пришлось руководителю компании взять дело в свои руки и самому заканчивать презентации, объяснив заказчикам, что «Игорь Владимирович заболел».
Договор с заказчиком их компания все же получила, но начальник предупредил Игоря: до тех пор, пока он не избавиться от страха выступать на публике, продвижения по службе ему не видать.

Как видите, страх сцены способен существенно осложнить жизнь и разрушить карьеру, так что от него нужно обязательно избавиться, причем чем раньше вы это сделаете, тем лучше.

2. По каким причинам возникает страх сцены?


Причин, по которым люди боятся выходить на сцену, существует достаточно много. Большинство наших страхов родом из детства, поэтому приготовьтесь к тому, что психолог захочет покопаться в вашем прошлом, чтобы обнаружить причину пейрафобии.

Наиболее распространенные причины нашего страха перед сценой:

  1. Гены.

    По одной из версий, за формирование того или иного страха отвечает генетика. Вот почему одни боятся высоты, другие – темноты, а третьи – выступать на сцене.

    Если у вас есть ген, отвечающий за страх перед сценой, избавиться от него будет непросто. Например, кумир миллионов Джон Леннон, каждый раз дрожал и боролся с тошнотой перед тем, как выходить на сцену.

  2. Боязнь за свою репутацию.

    Первая мысль, что посещает нас после извещения о необходимости публичного выступления – «А что, если меня ожидает провал?

    Что будет, если я опозорюсь на публике?». Тревожиться за свою репутацию, переживать о впечатлении, которое вы производите на людей, – естественно.

  3. Провал в прошлом.

    Не важно, где именно вы облажались – на утреннике в детсаде или в университете на студенческом капустнике – мозг напомнит вам о пережитом позоре каждый раз, когда поблизости будет сцена.

  4. Воспитание.

    Родители учили вас не высовываться, формировали мнение, что нескромно быть в центре внимания, что нужно сосредоточиться на серьезных вещах, к которым сцена не относиться? Вот так и формировался ваш страх. А еще если подобные мысли звучат и в вашем взрослом окружении, глоссофобия вам обеспечена.

  5. Особенности характера.

    Часто от фобий страдают люди нервные, впечатлительные, поддающиеся влиянию извне, склонные к перфекционизму и самокопанию. А вот особи с крепкой нервной системой, обладающие здравой дозой пофигизма, от пейрафобии если и страдают, то в малой степени.

Какой бы ни была ваша причина, ее нужно обнаружить, ведь, не устранив фактор риска, вы не сможете избавиться от симптомов.

Страх сцены: симптомокомплекс у всех разный…


Больше всего от страха сцены страдает наша нервная система. Надпочечники начинают вбрасывать в кровь большое количество адреналина, вызывая ряд неприятных симптомов и провоцируя приступ паники.

Существует ряд других физических симптомов, которые характеризуют страх сцены:

  1. Расширенные зрачки.

    Они расширяются, ведь вы готовитесь видеть впечатление, которое производит на аудиторию ваше выступление. При этом осложняете себе задачу работать с текстом выступления, ведь вблизи вы практически перестаете что-то видеть.

  2. Мышечные спазмы.

    Спина и плечи сутулятся, заставляя вас принять позу эмбриона, ведь именно в этой позе мы чувствуем себя максимально защищенными.

    При этом многие осознают, что скукоживаются, но ничего с собой поделать не могут: попытки расправить плечи и держать спину ровно приводят к дрожи конечностей и неспособности контролировать свои мышцы.

  3. Повышение давления.

    Кровь приливает к голове и начинает с удвоенной силой циркулировать вашими сосудами. Конечно, чувствуете вы себя при этом не лучшим образом.

  4. Проблемы с пищеварительной системой.

    Она практически останавливается, ведь задача организма – спасти себя, а значит обеспечить органы максимальным количеством питательных веществ. Это заставляет его жертвовать одной системой во имя других.

  5. Вегетативные изменения.

    Сюда относим:

    • тахикардию;
    • повышенное потоотделение;
    • головную боль;
    • давление в зоне сердца;
    • утрудненное дыхание;
    • сухость во рту и т.д.

Есть люди, у которых симптомокомплекс столь сильно выражен, что они могут даже описаться на сцене, так что, если вы страдаете от сильной пейрафобии, не стоит испытывать судьбу, пока не поборете свой страх.

Симптомокомплекс страха сцены достаточно обширен, поэтому вполне вероятно, что признаки глоссофобии в вашем случае могут быть и другими. Главное, чтобы они проявлялись перед тем, как вам нужно выступать на аудиторию.

Конкретные обстоятельства, вызывающие ухудшение состояния, позволяют поставить точный диагноз.

8 полезных советов, как избавиться от страха сцены


Бороться со страхом невероятно трудно, потому что инстинкт спасаться от опасности любыми способами – самый мощный и мозг далеко не всегда способен его контролировать.

Но, если вы поставили перед собой цель избавиться от пейрафобии, то при помощи специальных упражнений и эффективных советов, сможете добиться желаемого.

Универсальных рецептов борьбы с пейрафобией не существует в силу того, что люди – индивидуальные создания. Но все же из-за распространенности страха перед сценой психологи сформировали ряд эффективных советов, которые могут избавить вас от многих симптомов.

Способы избавиться от страха сцены в домашних условиях:

  1. Готовьтесь к выступлениям.

    Лишь немногие могут позволить себе выходить на сцену без подготовки. Большинству смертных нужно серьезно готовиться к презентациям и концертам. Если будете знать, что отправляетесь на сцену во всеоружии, станете меньше волноваться.

  2. Проведите несколько генеральных репетиций.

    Сделайте все по-настоящему: организуйте вечеринку, пригласив друзей и родственников, и прорепетируйте перед ними свое выступление. Попросите дать вам несколько полезных советов, указать на ошибки. Только пусть критика будет мягкой, иначе вы еще больше начнете бояться сцены.

  3. Выходите на сцену как можно чаще.

    Мы перестаем бояться того, что делаем постоянно. Вспомните, как вы дрожали, выполняя элементарное задание начальника, когда только еще начинали свой трудовой путь. А теперь даже самые сложные обязанности для вас – не проблема. Все из-за накопленного опыта. Со сценой точно так же: чем чаще вы ее посещаете, тем меньше боитесь.

  4. Поработайте над своими недостатками.

    Чем именно вы недовольны? Внешностью? Грамотностью и плавностью своей речи? Мимикой и жестами? Все это можно исправить. Если будете чувствовать уверенность в своей неотразимости, страх сцены вас оставит.

  5. Не старайтесь делать все идеально.

    В погоне за идеальным выступлением, люди делают то, что в простонародье называется «перестарался». Постарайтесь сделать свое выступление хорошим, а не идеальным. Аудитория, перед которой вам нужно выступать, должна понимать, что видит живого человека, а не робота.

  6. Мыслите позитивно.

    Перестаньте рисовать в голове картины своего фиаско. Нужно наоборот помечтать о том, как хорошо все пройдет. Ваше выступление – роскошно, зрители долго не хотели отпускать вас со сцены, награждая овациями и умоляя выступить на бис. Рисуйте в голове такую картину, вплоть до выхода на сцену.

  7. Сначала – улыбка.

    Начните свое выступление с улыбки и приветствия аудитории, даже если собираетесь читать научный доклад на серьезнейшую тему. Так вы сразу же расположите к себе публику, а сами сможете немного расслабиться.

  8. Прощайте себя за ошибки.

    Не все получилось так, как вы хотели? Не страшно! В другой раз на сцене вы будете чувствовать себя более уверенно, а значит и выступление будет получше. Не зацикливайтесь на неудачах, лучше сосредоточьтесь на приятных моментах.

Важно проанализировать свое выступление, но – не сразу же после него. Как только вы справились с задачей (не важно – хорошо или плохо) вознаградите себя чем-то приятным: сладостями, походом на массаж, шопингом, просмотром хорошего фильма, бокалом вина и т.д.

А вот на следующий день проанализируйте свое выступление, выделив положительные и отрицательные моменты. Это поможет избежать ошибок в дальнейшем.

Как побороть страх? Боязнь сцены.

Рекомендации, как избавиться от страха.

Упражнения, что помогут побороть страх сцены

Существует множество специальных упражнений, которые помогут избавиться от страха сцены. Конечно, при условии, что вы выполняете их регулярно.

Как перестать волноваться?

Начать можно с дыхательных упражнений. Контроль над своим дыханием важно обрести и для улучшения ораторского искусства, и для успокоения нервной системы. Начать можно вот с такой простейшей гимнастики:

jetapy-dyhanija

jetapy-dyhanija

А вот несколько специальных упражнений, которые помогут вам побороть сценический страх:




Название

Описание

1.

Сбрасываем напряжение

Сделайте несколько резких взмахов руками и ногами. Важно делать это аккуратно, поскольку руки повредить сложнее, а вот с коленями нужно быть острожными. Руки поднять до уровня подбородка, сбросить вниз. Сделать десять хлестких взмахов и бросков вниз. Таким образом мы используем центробежную силу.

2.

Расслабляем мышцы

Похлопайте по всему телу ладошками. Хлопки должны быть не сильными, но ощутимыми. Это позволит вашим мышцам расслабиться. Вот почему массаж – тоже отличное средство для снятия напряжения и страха.

3.

Выключаем страх

Нужно закрыть глаза и визуально представить себе рубильник – железную коробку с ручкой, чем-то похожую на стоп-кран. У нас должна быть ассоциация страха с этим рубильником. А теперь представьте, как вы мысленно выключаете этот рубильник. Прислушивайтесь к своим ощущениям

Если эти упражнения вам не помогают, пробуйте другие. Возможно, вам нужно разработать индивидуальную методику. А в этом поможет психотерапевт с опытом.

Страх цены – не такой уж непобедимый враг, как вам кажется на первый взгляд. Его вполне можно одолеть, если приложить должные усилия и выбрать правильное оружие.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *