Человек использует 10 процентов мозга: Не в интеллекте дело. Ученые обнаружили неожиданное предназначение мозга

Содержание

Не в интеллекте дело. Ученые обнаружили неожиданное предназначение мозга

https://ria.ru/20210519/mozg-1732855142.html

Не в интеллекте дело. Ученые обнаружили неожиданное предназначение мозга

Не в интеллекте дело. Ученые обнаружили неожиданное предназначение мозга — РИА Новости, 19.05.2021

Не в интеллекте дело. Ученые обнаружили неожиданное предназначение мозга

За последние два миллиона лет человеческий мозг увеличился примерно в три раза. Та же картина — у слонов и дельфинов. Правда, как выяснила на днях международная РИА Новости, 19.05.2021

2021-05-19T08:00

2021-05-19T08:00

2021-05-19T08:03

наука

антарктида

арктика

биология

эволюция

земля

головной мозг

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/50178/70/501787018_0:1:601:339_1920x0_80_0_0_0fb33dcd4d9c8571f25266582eb8d15a.jpg

МОСКВА, 19 мая — РИА Новости, Альфия Еникеева. За последние два миллиона лет человеческий мозг увеличился примерно в три раза. Та же картина — у слонов и дельфинов. Правда, как выяснила на днях международная группа ученых, причины тому другие. Для чего животным большой мозг и коррелируют ли его размеры с интеллектом — в материале РИА Новости. У каждого свое решениеБиологи, эволюционные статистики и антропологи из семи стран пришли к выводу, что у каждого вида объем мозга — точнее, его отношение к размерам тела — изменялся по-разному. И не всегда это приводило к увеличению или снижению когнитивных способностей. Ученые сравнили массу мозга 1400 видов млекопитающих, в том числе и вымерших. Для этого изучили у 107 окаменелостей эндокраны — рельефы на внутренней стороне черепной коробки, отражающие рисунок крупных борозд и извилин. Выяснилось, что параметры мозга и тела в целом у млекопитающих резко изменились после двух катастрофических событий в истории Земли — массового вымирания и изменения климата 66 и 23-33 миллиона лет назад соответственно. После исчезновения огромного количества видов в конце мелового периода у грызунов, летучих мышей и хищников увеличились размеры мозга и туловища. Причина здесь в том, что они поспешили занять пустые ниши, оставленные вымершими динозаврами. Затем похолодание в позднем палеогене привело к похожим процессам у отдельных видов млекопитающих — тюленей, слонов, медведей, китов и приматов. У слонов, дельфинов и людей относительные размеры мозга самые большие. Но если мозг слонов увеличивался быстрее, чем тело, дельфины, наоборот, со временем становились миниатюрнее, пропорционально изменялся у них и мозг. У ранних гоминин, от которых впоследствии произошли люди, тело уменьшалось, а мозг рос по сравнению с другими человекообразными обезьянами. Исследователи отметили: не всегда отношение объема мозга к размерам туловища коррелирует с уровнем интеллекта. Так, у калифорнийского морского льва мозг довольно небольшой, а умственные способности — выдающиеся. Это результат естественного отбора по размеру тела в нише полуводных видов. Встроенный обогревательНемногие виды могут позволить себе большой мозг. Нейроны потребляют огромное количество энергии, и их рост должен иметь эволюционные преимущества.Как выяснили южноафриканские, японские и американские исследователи, мозг китов, дельфинов и морских свиней генерирует тепло и таким образом поддерживает постоянную собственную температуру. За это отвечают митохондрии в клетках. В них исследователи обнаружили особые белки — термогенины, которые обеспечивают превращение энергии, полученной при окислении органических элементов, непосредственно в тепло. Особенно много клеток с такими белками в сером веществе коры головного мозга. Кроме того, в ней выявили повышенное количество норадренергических синапсов. Известно, что именно под действием норадреналина выделяется тепло в бурой жировой ткани животных, обитающих в холодных регионах. Термогенинов в ней тоже много.Основываясь на этих данных, ученые предполагают: такой крупный мозг развился не для того, чтобы решать сложные задачи, а чтобы обогревать тело. Это своеобразная адаптация для жизни в холодной воде. Тем более что размеры мозга у китообразных стали резко увеличиваться около 34–30 миллионов лет назад. Как раз в это время на Земле началось значительное похолодание, температуры вод мирового океана понизились. Антарктида, а затем и Арктика покрылись льдами. Площадь поверхности мозга у древних китов археоцетов выросла с 50 квадратных сантиметров до 1500 и даже 14000 квадратных сантиметров у современных видов. Жизнь заставилаЧеловек — единственный вид, у которого относительная масса мозга больше, чем у китов и дельфинов. И увеличение мозга — примерно в три раза за последние два миллиона лет — скорее всего, связано с уровнем интеллекта, считают ученые. Правда, благодаря чему этот орган получился таким большим и умным, специалисты спорят до сих пор. По мнению британских исследователей, причин тут две: необходимость более эффективно добывать пищу и желание активнее сотрудничать с соплеменниками. Такой вывод специалисты сделали после небольшого виртуального эксперимента. Они разработали компьютерную модель «колыбели человечества» и населили ее обезьянолюдьми. Каждая особь обладала уникальным набором характеристик, в числе которых — масса тела и мозга, определенные способности и энергетические потребности.Затем их разделили на три группы, и каждая жила по собственным законам. Первая должна была подтвердить или опровергнуть теорию о том, что размер человеческого мозга вырос из-за того, что нашим предкам сложнее доставалась пища. Вторая группа обезьянолюдей воплощала гипотезу о социальном происхождении мозга. Ее защитники считают, что он увеличился благодаря конкуренции за внимание самок и необходимости совместно добывать еду. Оставшиеся обезьянолюди жили в смешанной виртуальной реальности — для них социальные и экологические факторы играли одинаковую роль. Несколько дней ученые следили за компьютерными «эволюциями» и сравнивали их между собой. Оказалось, что увеличение мозга человека нельзя объяснить чем-то одним. Необходимо сочетание как минимум нескольких факторов. Так, выдавливание наших предков в саванну и необходимость добывать пищу в непривычных условиях ответственны примерно за 60 процентов роста мозга. Нужда в общении с сородичами спровоцировала его увеличение на 30 процентов. А еще десять связаны с конкуренцией между племенами древних людей. Все это, как отмечают исследователи, хорошо объясняет, почему другие виды приматов так и не обрели разум. В их эволюции социальные связи и жизнь в обществе себе подобных имели куда большее значение.

https://ria.ru/20171019/1507150810.html

https://ria.ru/20210429/mozg-1730469831.html

https://ria.ru/20201117/mozg-1585005544.html

антарктида

арктика

земля

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria. ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/50178/70/501787018_73:0:526:340_1920x0_80_0_0_8264a0d9ed4f7597331b6adac789da9d.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

антарктида, арктика, биология, эволюция, земля, головной мозг

МОСКВА, 19 мая — РИА Новости, Альфия Еникеева. За последние два миллиона лет человеческий мозг увеличился примерно в три раза. Та же картина — у слонов и дельфинов. Правда, как выяснила на днях международная группа ученых, причины тому другие. Для чего животным большой мозг и коррелируют ли его размеры с интеллектом — в материале РИА Новости.

У каждого свое решение

Биологи, эволюционные статистики и антропологи из семи стран пришли к выводу, что у каждого вида объем мозга — точнее, его отношение к размерам тела — изменялся по-разному. И не всегда это приводило к увеличению или снижению когнитивных способностей.

Ученые сравнили массу мозга 1400 видов млекопитающих, в том числе и вымерших. Для этого изучили у 107 окаменелостей эндокраны — рельефы на внутренней стороне черепной коробки, отражающие рисунок крупных борозд и извилин.

Выяснилось, что параметры мозга и тела в целом у млекопитающих резко изменились после двух катастрофических событий в истории Земли — массового вымирания и изменения климата 66 и 23-33 миллиона лет назад соответственно.19 октября 2017, 13:26НаукаУченые объяснили, почему дельфины не догонят людей в развитии

После исчезновения огромного количества видов в конце мелового периода у грызунов, летучих мышей и хищников увеличились размеры мозга и туловища. Причина здесь в том, что они поспешили занять пустые ниши, оставленные вымершими динозаврами. Затем похолодание в позднем палеогене привело к похожим процессам у отдельных видов млекопитающих — тюленей, слонов, медведей, китов и приматов.

У слонов, дельфинов и людей относительные размеры мозга самые большие. Но если мозг слонов увеличивался быстрее, чем тело, дельфины, наоборот, со временем становились миниатюрнее, пропорционально изменялся у них и мозг. У ранних гоминин, от которых впоследствии произошли люди, тело уменьшалось, а мозг рос по сравнению с другими человекообразными обезьянами.

Исследователи отметили: не всегда отношение объема мозга к размерам туловища коррелирует с уровнем интеллекта. Так, у калифорнийского морского льва мозг довольно небольшой, а умственные способности — выдающиеся. Это результат естественного отбора по размеру тела в нише полуводных видов.

Встроенный обогреватель

Немногие виды могут позволить себе большой мозг. Нейроны потребляют огромное количество энергии, и их рост должен иметь эволюционные преимущества.

Как выяснили южноафриканские, японские и американские исследователи, мозг китов, дельфинов и морских свиней генерирует тепло и таким образом поддерживает постоянную собственную температуру.

За это отвечают митохондрии в клетках. В них исследователи обнаружили особые белки — термогенины, которые обеспечивают превращение энергии, полученной при окислении органических элементов, непосредственно в тепло. Особенно много клеток с такими белками в сером веществе коры головного мозга.

29 апреля, 13:20НаукаУченые выяснили, почему у млекопитающих большой мозг

Кроме того, в ней выявили повышенное количество норадренергических синапсов. Известно, что именно под действием норадреналина выделяется тепло в бурой жировой ткани животных, обитающих в холодных регионах. Термогенинов в ней тоже много.

Основываясь на этих данных, ученые предполагают: такой крупный мозг развился не для того, чтобы решать сложные задачи, а чтобы обогревать тело. Это своеобразная адаптация для жизни в холодной воде.

Тем более что размеры мозга у китообразных стали резко увеличиваться около 34–30 миллионов лет назад. Как раз в это время на Земле началось значительное похолодание, температуры вод мирового океана понизились. Антарктида, а затем и Арктика покрылись льдами. Площадь поверхности мозга у древних китов археоцетов выросла с 50 квадратных сантиметров до 1500 и даже 14000 квадратных сантиметров у современных видов. 17 ноября 2020, 14:56НаукаУченые обнаружили удивительное сходство между строением мозга и Вселенной

Жизнь заставила

Человек — единственный вид, у которого относительная масса мозга больше, чем у китов и дельфинов. И увеличение мозга — примерно в три раза за последние два миллиона лет — скорее всего, связано с уровнем интеллекта, считают ученые. Правда, благодаря чему этот орган получился таким большим и умным, специалисты спорят до сих пор.

По мнению британских исследователей, причин тут две: необходимость более эффективно добывать пищу и желание активнее сотрудничать с соплеменниками.

Такой вывод специалисты сделали после небольшого виртуального эксперимента. Они разработали компьютерную модель «колыбели человечества» и населили ее обезьянолюдьми. Каждая особь обладала уникальным набором характеристик, в числе которых — масса тела и мозга, определенные способности и энергетические потребности.

Затем их разделили на три группы, и каждая жила по собственным законам. Первая должна была подтвердить или опровергнуть теорию о том, что размер человеческого мозга вырос из-за того, что нашим предкам сложнее доставалась пища. Вторая группа обезьянолюдей воплощала гипотезу о социальном происхождении мозга. Ее защитники считают, что он увеличился благодаря конкуренции за внимание самок и необходимости совместно добывать еду.

Оставшиеся обезьянолюди жили в смешанной виртуальной реальности — для них социальные и экологические факторы играли одинаковую роль. Несколько дней ученые следили за компьютерными «эволюциями» и сравнивали их между собой. Оказалось, что увеличение мозга человека нельзя объяснить чем-то одним. Необходимо сочетание как минимум нескольких факторов. Так, выдавливание наших предков в саванну и необходимость добывать пищу в непривычных условиях ответственны примерно за 60 процентов роста мозга. Нужда в общении с сородичами спровоцировала его увеличение на 30 процентов. А еще десять связаны с конкуренцией между племенами древних людей.

Все это, как отмечают исследователи, хорошо объясняет, почему другие виды приматов так и не обрели разум. В их эволюции социальные связи и жизнь в обществе себе подобных имели куда большее значение.

о чём идет речь? — Блог Викиум

Всем известна теория о том, что человек использует свой мозг лишь на 10%. Но в последнее время все чаще можно натолкнуться на исследования, которые разоблачают этот миф. Сенсационные опровержения, которые так любят современные читатели, активно поддержали многие авторитетные ученые.

Миф о мифе об использовании мозга

Ученые уверенно заявляют о том, что у человека практически всегда мозг задействован полностью. Это повлекло за собой множество других опровержений. Оказалось, что популярные идеи о том, что возможно заставить работать мозг с гораздо большей эффективностью, не имеют никаких научных доказательств и реальных оснований. Современные ученые утверждают, что эти теории подходят лишь для фантастических фильмов. Но в случае с опровержением все оказывается далеко не так просто и однозначно, как многим хотелось бы. Часто в своей любви к опровержению популярных теорий мы невольно производим новые мифы. Новым мифом как раз является теория об ограниченности возможностей мозга. На данный счет также существует несколько противоположных точек зрения.

В далеком 1936 году

Первым делом нужно вспомнить, когда именно начала активно распространяться теория об использовании десяти процентов мозга. Это случилось еще в 1936 году. Автором теории стал американский писатель Лоуэлл Томас, который написал предисловие к книге популярного автора Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». Именно Лоуэлл Томас тогда впервые заявил о 10%. Такое заявление он сделал не просто так, а ссылаясь на труды профессора Уильяма Джеймса. Правда, там говорилось не о мозге, а об умственных способностях, но со временем утверждение немного упростилось. Наверняка автор и не догадывался, насколько популярным станет утверждение. Конечно, цифра в 10% была не точной, а, скорее, грубой оценкой. Но в любом случае можно уверенно утверждать о том, что нейронные ресурсы мозга являются не тем же самым, что использование его возможностей, поэтому ставить знак равенства между этими понятиями нельзя.

Эффективность имеющихся способностей

Можно привести в сравнение человеческую мускулатуру. Несмотря на то, что у человека нет ненужных мышц, эффективность мышц будет существенно отличаться у спортсменов и ленивых малоактивных людей. Вот и в случае с нейронными ресурсами происходит похожая ситуация, что дает возможность человеческому мозгу работать с разной эффективностью.

Правда, оценить эффективность работы нейронных ресурсов сложнее, чем мускулатуры. Здесь потребуется электроэнцефалография. Технология помогает подобрать программу для развития мозга. Речь идет именно о повышении эффективности использования тех способностей, которые уже имеются, а не об увеличении коэффициента интеллекта.

Перегруженность подсознательными процессами

Причин снижения эффективности мозговой деятельности может быть несколько. Прежде всего, это перегруженность различными подсознательными процессами. Если на протяжении длительного периода находиться в состоянии повышенной активности, это неизменно окажет влияние на эффективность коры мозга, способность концентрироваться существенно снизится. Снизить уровень возбуждения можно при помощи несложных дыхательных упражнений и медитативных практик.

Нейронные ресурсы, а не общие возможности

Поскольку сложно оценить эффективность мозга в конкретных количественных выражениях, его возможности до сих пор ставят в тупик большинство ученых. Популярное сравнение человеческого мозга с компьютером также не выдерживает критики, ведь непонятно, каким образом утрата до 90% носителя не скажется на целостности всех данных.

То есть, говоря о том, что теория о 10% является мифом, важно уточнить, что речь идет о нейронных ресурсах, а не общих возможностях человеческого мозга.

Что касается возможностей мозга, то человек вполне может использовать их на все 100%. И сейчас есть очень много методов, позволяющих повышать эффективность возможностей. Необходимо просто четко понимать, как работает мозг, и как улучшить его работу. На этот счет у Викиум есть богатый запас проверенной информации и материалов, разработанных экспертами. Например, ответы на все актуальные вопросы можно найти в аудиокурсе «Секреты мозга». Самым главным, что даст этот курс, станет понимание того, как повлиять на работу мозга и направить ее в нужное русло.

Читайте нас в Telegram — wikium

На сколько процентов человек использует свой мозг?

Наверняка сейчас нет человека, который хотя бы раз не слышал мнения, будто человеческий мозг используется только на 7 либо на 10%, и тот, кто научится использовать весь мозг, станет гением со сверхъестественными способностями. Эта теория была очень популярна во второй половине ХХ и начале XIX века, и даже сейчас, несмотря на многократное развенчание мифа о частичном использовании человеком мозга, в популярной психологии и псевдонаучных СМИ время от времени появляются статьи и репортажи о том, что мозг рядового человека работает только на 5, 7, 10 или 20%. Но что послужило основой для формирования теории о частичном использовании ресурсов мозга? И на сколько процентов человек использует мозг на самом деле?

Как возникло мнение, что люди используют не весь мозг, а только его малую часть?

Происхождение теории о том, что люди используют свой мозг не полностью, точно неизвестно, так как в ее истоках могли стоять сразу несколько научных светил прошлого и позапрошлого века – мыслитель психологии Уильям Джеймс, нейробиолог Сэм Ван, нейрохирург Уайлдер Пенфилд или другие ученые первой половины ХХ века, проводившие исследования в области нейробиологии. Все вышеперечисленные специалисты в своих трудах делали вывод, что люди не используют весь интеллектуальный потенциал, а останавливаются в развитии. Также ученые того времени еще не имели точного представления о функциях разных отделов головного мозга, поэтому не могли точно установить, в какие моменты задействуются те или иные участки ЦНС. Тем не менее,

ни один из признанных специалистов в области нейробиологии, психиатрии и нейрохирургии никогда не утверждал, будто мозг человека работает всего на 10, 15 или 20%.

Несмотря на то, что истоки мифа о 10% использовании мозга точно неизвестны, современные психологи и биологи точно знают, каким образом эта теория стала достоянием широкой общественности. В 1936 году гениальный мыслитель, оратор и психолог Дейл Карнеги выдал свою книгу «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей», и эта книга сразу же стала бестселлером.

Предисловие к данному литературному труду писал не сам Карнеги, а писатель Лоуэлл Томас, и для того, чтобы привлечь внимание читателей к книге, он заявил, будто учеными установлено, что человек использует мозг всего на 10%.

Точно сказать, зачем Лоуэлл Томас в аннотации к книге Карнеги сделал голословное заявление о частичном использовании человеком мозга, невозможно, однако написанное им восприняли как истину миллионы читателей, которые купили книгу Карнеги. И  согласно результатам опроса, уже в 90-х годах ХХ века более 60% рядовых граждан считали, что мозг человека работает всего на 10%, причем они были уверены, будто эта теория о 10% подтверждена учеными. И даже сейчас многие далекие от науки люди по-прежнему не сомневаются в истинности данной теории, хотя ученые твердят обратное.

На сколько процентов человек использует мозг на самом деле?

Современные нейробиологи отвечают на вопрос, насколько работает мозг человека, однозначно: на 100%. В любой момент человеческий мозг использует все свои ресурсы, чтобы осуществлять контроль над остальными системами организма, обеспечивать процессы запоминания, мышления и осознания. И даже когда человек спит, деятельность мозга не останавливается, ведь разные его отделы контролируют протекание обменных процессов, сердцебиение, дыхание, а также обрабатывают полученную за день информацию, благодаря чему люди видят сновидения.

Мозг человека состоит из двух типов клеток: нейронов и глиальных клеток, причем первые отвечают за получение, передачу и обработку внутренних и внешних сигналов, а вторые обеспечивают жизнедеятельность самих нейронов. Нейроны и глиальные клетки образуют 6 главных отделов мозга, каждый из которых имеет свое назначение и выполняет определенные функции. Эти отделы следующие:

  1. Продолговатый мозг – соединяет спинной мозг с головным. Этот отдел мозга управляет дыханием, слюноотделением и выделением желудочного сока, а также контролирует такие рефлексы, как чихание, моргание, кашель и рвота.
  2. Задний мозг – состоит из Варлиевого моста и мозжечка и располагается в задней части черепа, выше продолговатого мозга. Благодаря данному отделу мозга человек может держать равновесие, совершать осмысленные движения и жесты, а также управлять своей мимикой.
  3. Средний мозг – расположен с другой стороны от мозжечка, под полушариями. Этот отдел мозга контролирует зрительный и слуховой информационные каналы, а также управляет тонусом глазных мышц, сужением и расширением зрачков и рефлексом ориентации в пространстве.
  4. Промежуточный мозг
    – участок, что находится в нижней части черепа, под средним мозгом. В этом маленьком отделе расположены такие важные участки, как таламус (контролирует смену состояний бодрствования и сна, получает и обрабатывает все сигналы от болевых, температурных, тактильных, обонятельных, вкусовых и мышечных рецепторов), гипоталамус (контролирует артериальное давление, сердечный ритм, выработку гормонов и чувство голода), гипофиз (вырабатывает гормоны роста и полового созревания) и эпиталамус (регулирует обмен веществ и биоритмы).
  5. Большие полушария – левое и правое полушария, каждое из которых имеет лобную, затылочную, теменную и височную доли. Разные участки левого и правого полушарий отвечают за память, анализ полученной информации, критическую самооценку, распознавание речи, восприятие и обработку увиденного и услышанного, синтезирование фрагментов информации, а также за двигательную активность конечностей.    
  6. Кора головного мозга – нейронная сетка, что покрывает большие полушария и в которой протекают все мыслительные процессы.

По мнению современных ученых, в случае, если какой-либо участок мозга поврежден вследствие травмы или болезни, другие доли могут расширить свою специализацию и частично либо полностью «взять на себя» его обязанности, чтобы сохранить жизнеспособность всего организма. И в то же время нейроны, которые не задействуются в работе мозга, очень быстро отмирают, что еще раз доказывает ошибочность теории о том, будто мозг работает только на 10%.

Однако тот факт, что мозг любого человека работает на все 100%, не значит, что люди не могут развивать свой интеллектуальный потенциал. Дело в том, что когда человек тренирует свою память, занимается мыслительной деятельностью, узнает новую информацию или обретает новые навыки, в его мозге формируются новые нейронные связи, которые будут отвечать за сохранение полученных знаний и навыков. И предел в развитии такого потенциала неизвестен, ведь ученые полагают, что количество нейронных связей и цепочек, которые при необходимости может создавать наш мозг, практически безгранично.

«Человек использует лишь 10% возможностей своего мозга» — правда или миф? | Возраст счастью не помеха!

Это миф. Он используется в науке как пример неправильного представления о психологии. Его называют также «нейромифом». И он развенчан уже очень давно. Тем не менее, он живуч и до сих пор встречается даже в медицинских публикациях.

Интеллект действительно можно развивать при помощи упражнений. А вот мысль о том, что люди используют только часть своего мозга, неверна.

Как же возник этот миф?

В конце 19 в. психологи Уильям Джеймс и Борис Сайдис разработали теорию ускоренного развития ребёнка. А вскоре у них появилась возможность проверить эту теорию на практике: в 1898 у Сайдиса родился сын Уильям.

К полутора годам мальчик свободно читал на английском. В пять лет в совершенстве владел девятью языками. К восьми написал 4 книги. В 11 лет поступил в Гарвард, в 12 читал там лекции.

IQ мальчика был наивысшим, зафиксированным за всю историю тестирования, и составлял 300 баллов! (IQ Эйнштейна = 200, Гёте — 210; у Шэрон Стоун IQ = 154; средним считается IQ = 100).

В 1908 Уильям Джеймс, опираясь на этот опыт создания вундеркинда, написал:

«Люди используют лишь небольшую часть своих умственных и духовных ресурсов».


В 1936 году в предисловии к книге Дэйла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» писатель Лоуэлл Томас написал:

Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют лишь 10 процентов своих умственных способностей.

И поскольку книга Д. Карнеги пользовалась тогда неимоверной популярностью, миф пошёл гулять по свету.

Как сложилась жизнь Уильяма Сайдиса?

Она вовсе не сложилась. Так прекрасно всё начиналось! Но сначала он бросил университет: студенты насмешливо относились к юному преподавателю, коллеги тоже не принимали его всерьёз. Потом он ушёл и из математики, работал бухгалтером. Не сложились и его взаимоотношения с людьми. Всю свою жизнь он прожил отшельником и умер в 46 лет от инсульта.

Аргументы, которые опровергают этот миф.

Эволюция:

мозг обходится телу довольно дорого – он потребляет 20% всей энергии и при этом составляет лишь 2% массы тела. Если бы 90% мозга были не нужны, люди с меньшим мозгом имели бы эволюционное преимущество. Эволюция устраняет всё лишнее.

Сканирование:

позитронно-эмиссионная томография и функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющие наблюдать работу живого мозга, показали, что даже во сне мозг активен.

Локализация функций:

мозг делится на структуры, выполняющие различные функции. Структур, не выполняющих никаких функций, в нём нет.

Нейронные заболевания:

клетки мозга, которые не используются, имеют тенденцию вырождаться. Если бы 90% мозга были неактивны, то вскрытие мозга взрослого человека показало бы это массовое вырождение нейронов.

Итак, миф говорит, что мозг позволяет нам использовать лишь 10% своих возможностей, но на самом деле мы сами не хотим грузить мозг, ленимся.

Мнение, что использование мозга на «полную катушку» для него опасно и не проходит даром – тоже вредный миф и оправдание лени. Всё наоборот: именно в процессе работы мозг совершенствуется и развивается, в нём рождаются новые нейроны и образуются новые нейронные связи, причём абсолютно в любом возрасте.

Подробнее об этом — в книге нейробиолога Барри Бейерштейна «Мифы о разуме»

9 поразительных примеров того, как мы сами влияем на наш мозг

Пожалуй, мозг — самый загадочный орган нашего организма. Ученые постоянно узнают новые факты о его работе, но загадок по-прежнему много.

AdMe.ru решил познакомить вас с наиболее яркими открытиями последних лет в области исследования мозга, которые вас наверняка удивят.

9. Хроническое недосыпание ухудшает память

Ученые из Калифорнийского университета в Беркли нашли убедительные доказательства того, что дефицит сна может ухудшать память и вызывать болезнь Альцгеймера. Дело в том, что во время полноценного сна клетки мозга удаляют токсичные соединения, которые разрушительно влияют на мозг. Если же человек хронически не высыпается, эти соединения негативно воздействуют на клетки мозга.

8. Затянувшийся стресс разрушает мозг

Снижение памяти, способности к обучению, самоконтролю — вот чем чревато хроническое стрессовое состояние организма. Кроме того, оно способствует тому, что человек чувствует раздражительность, тревожность, напряженность, часто отвлекается.

7. Влюбленность и ненависть имеют много общего

Британские ученые обнаружили, что чувства любви и ненависти зарождаются в схожих областях мозга. Однако, в отличие от ненависти, любовь существенно снижает активность областей мозга, отвечающих за рассудительность и логическое мышление. Ознакомиться с другими деталями исследования можно здесь.

6. Мозг особо чувствителен к обезвоживанию

Наш мозг почти на 80 % состоит из воды. Поэтому даже умеренная потеря жидкости (около 2 %) уже снижает концентрацию внимания, бдительность, приводит к ухудшению краткосрочной памяти и других познавательных способностей.

5. Беременность меняет структуру головного мозга

Ученые доказали, что у беременных уменьшается объем серого вещества в участках мозгаотвечающих за социальное познание и умение понимать других людей. Все это необходимо, чтобы усилить связь между матерью и ребенком и помочь женщине лучше понимать потребности своего чада и замечать возможные внешние угрозы.

4. Обилие сахара в рационе ухудшает память и снижает способность к обучению

Большое количество фруктозы в рационе замедляет работу мозга, снижает его способность изучать и запоминать информацию, концентрироваться. Это вызвано тем, что избыток сахара разрушает нейронные связи мозга.

Ученые подчеркивают, что сахар промышленного производства гораздо более вреден (добавляется в безалкогольные напитки, приправы, соусы и детское питание). Однако продукты с содержанием жирных кислот омега-3 (жирная рыба, орехи, рыбий жир) восстанавливают последствия нарушения.

3. Романтическая любовь и материнские чувства очень похожи

Оказывается, по активности мозга романтические отношения и материнские чувства очень похожи, но при этом есть и отличия. Например, при страстной любви активизируются отделы мозга, которые имеют отношение к сексуальному возбуждению. Кроме этого, снижается чувство беспокойства и страха, усиливается ощущение эйфории. У матерей же активизируются участки, ответственные за формирование чувства привязанности.

2. Занятия живописью улучшают работу мозга

Исследование показало, что занятия живописью и созерцание произведений искусства улучшают взаимодействие между областями мозга и замедляют его старение. Ученые изучили влияние искусства на людей в возрасте от 62 до 70 лет. Половина из них прошла курс искусствоведения, а другая половина — курс обучения живописи. При этом занятия живописью дали более сильный результат, чем курсы искусствоведения.

1. Чтение превосходно тренирует мозг

Оксфордские ученые доказали, что в процессе чтения тренируются познавательные способности мозга. При этом активизируются области, которые в другое время не бывают задействованы. При чтении кровь поступает в области мозга, которые связаны со способностями к концентрации и познанию. Примечательно, что этот эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры. 

Здоровье
Что-то с памятью с моей стало…
МПГУ — территория здоровья
14 / 01 / 2020

Многие школьники и студенты не представляют, как эффективно запоминать нужную информацию, и поэтому используют подход, который обычно называют зубрежкой. Чтобы лучше понять и запомнить детали, один и тот же текст читается несколько раз. Все, кто использовал такой метод в школе, или, к сожалению, продолжает использовать и во взрослом возрасте, знает его основные недостатки: быстро пропадает интерес, рассеивается внимание, плохо запоминаются детали.

Здоровье
Чем кормить свой мозг
МПГУ — территория здоровья
11 / 01 / 2020

Чтобы мозг работал хорошо, важно, чтобы его сосуды как можно дольше оставались эластичными, через кровь поступало достаточное количество кислорода и питательных микроэлементов, а межнейронные соединения работали без перебоев. Как этого добиться? Ученые давно доказали связь между питанием и функциональными возможностями мозга.

«Мы используем лишь 10% от всего мозга» и другие мифы / Хабр

Во всех лабораториях, где я работала, упоминание фильма Люка Бессона «Люси» (2014) вызывало широкий спектр реакций, большинство из которых находилось в промежутке от усталого вздоха до плохо скрываемого напряжения вен на лбу. А его даже не все смотрели! Так почему же его так невзлюбили? Сам фильм вполне может быть развлекательным, но при этом он продолжает продвигать миф о том, что мы используем наш мозг лишь на 10% (после увеличения использования мозга до 90% героиня Скарлетт Йохансон научилась телепатии, телекинезу и антигравитации). Меня жутко угнетает зрелище того, как пропагандируют мифы о моей области деятельности. Поэтому я хотела разоблачить некоторые живучие мифы о самой удивительной вещи во Вселенной (ладно, постараюсь без фанатизма).

TL;DR: НЕТ нет нет НЕТ НЕТ нет НЕТ!


Удивительно, насколько крепкий это орешек. Подозреваю, что раскручиваемые СМИ истории о людях, начавших говорить на новом языке после инсульта, подогревают веру людей в то, что где-то в мозгу спрятаны все знания мира. И если бы их только достать! Мы бы были математическими гениями! Полиглотами! К сожалению, оно так не работает. В состоянии бодрствования большая часть мозга почти всё время активна. Во-первых, всегда существует активность в долях мозга, отвечающих за базовые функции типа дыхания, пульса, положения тела и баланса (они называются стволовой частью мозга). Во-вторых, даже простейшая задача вроде наливания чашки чая включает активацию в областях, ответственных за планирование, моторику, сравнения запланированных действий с совершёнными, память (чего я хотел сделать? Где эта кружка?). В-третьих, даже без предстоящей задачи, когда вы отдыхаете или мечтаете, сеть пассивного режима работы мозга, отвечающая за самоанализ, ощущение своей личности, планирование, мысли, не связанные с непосредственными задачами и многое другое, постоянно находится в активном состоянии.

Мы однозначно используем гораздо больше 10% мозга, но понимаем пока что примерно 10% из всего этого. Кстати, разговор на иностранном языке – это синдром иностранного акцента, и он настолько же сбивает с толку, насколько и мало изучен. Но это, скорее всего, происходит ввиду повреждения или перестройки языковых областей мозга, а не из-за того, что у вас в голове хранятся все языки мира. К сожалению.


Сеть пассивного режима работы мозга – части мозга, постоянно работающие при отдыхе, и отвечающие, судя по всему, за ощущение себя самого. 10%, говорите?

TL;DR: некоторые функции мозга (язык) по большей части обрабатываются в определённом полушарии, но сложные когнитивные задачи требуют работы всего мозга.

У творческих людей более активно левое полушарие, а математики рождаются с усиленным правым полушарием, правда ведь? Правда? К сожалению, всё не так просто. У Шекспира левое полушарие не было развито лучше, и у Фейнмана правое полушарие не особенно бы выделилось на МРТ. Нет доказательств, подтверждающих идею, что разные стили мышления зависят от определенных полушарий, а также доказательств того, что есть связь между творческими способностями и правым полушарием. Наоборот, исследования показывают, что люди одинаково используют оба полушария. Обе стороны мозга не отличаются с точки зрения связей или действий, не зависящих от творческих или логических способностей.

Есть, конечно, открытия и теории, которые можно попробовать связать с этим мифом (подчёркиваю: можно попробовать!). К примеру, есть такая штука, как латерализация, когда некоторые функции связаны с левым или правым полушарием: вы наверняка слышали что-нибудь о том, что обработка языка ведётся в левом полушарии. Но погодите, сторонники противопоставления левого и правого, всё не так просто – судя по всему, некоторые аспекты языка, такие, как интонация, обрабатываются в правом полушарии. Более того, некоторые гипотезы утверждают, что информация в разных полушариях обрабатывается по-разному: левое специализируется на деталях, а правое – на глобальных вещах (внимательно изучаем найденный фрукт или обозреваем окрестности в поисках хищников). Но повторюсь: всё не так просто. Сложные когнитивные функции требуют сообщения между обоими полушариями.

Так что в следующей раз, когда кто-то заявит о своём творческом потенциале, имеющемся благодаря развитому правому полушарию, нахмурьтесь, покачайте головой и отправьте его в Google.

TL;DR: Слушая Моцарта, легче будет вращать воображаемые объекты (пока музыка играет).

«Моцарт для детей! Разбудите детское творчество! Сделайте его умнее! Дайте нам свои деньги! Покупайте наше барахло!»: быстрый поиск по Amazon выявляет много разных CD для увеличения интеллекта младенцев. Бытует мнение, что слушая классическую музыку (особенно Моцарта, откуда и выражение «эффект Моцарта»), можно стать умнее и креативнее. Люди так сильно в это верят, что какой-то фермер из Италии играл Моцарта своему скоту, чтобы тот давал молоко получше. Если бы это было так просто, то можно было бы решить кучу проблем, привязав Трампа к креслу и заставив его слушать Моцарта. Так откуда взялся этот миф?

Если какие-то эффекты от прослушивания Моцарта и были зафиксированы, они были слишком сильно преувеличены и обобщены. Единственным эффектом (который даже не получилось полностью воспроизвести) было кратковременное улучшение пространственного мышления (понимания и запоминания взаимоотношений объектов в вашем окружении), продолжавшееся только во время эксперимента. Так что ничего полезного для того, чтобы подготовить вашего младенца к жестокому миру, тут нет (хотя открытие и интересное). Общий интеллект участников вообще не поменялся. Более того, схожий эффект был выявлен при прослушивании Шуберта, группы Blur (эффект бритпопа! Вот это я понимаю) или даже аудиоверсии новеллы Стивена Кинга. Видимо, важными составляющими эксперимента послужили наслаждение и вовлечение, а не точная комбинация услышанных нот. Так что если вы не хотите прослыть родителями — классическими снобами, давая слушать вашему ребёнку только Моцарта, не рассчитывайте, что сонаты сделают детей умнее. Лучше дайте им хорошую книгу.

TL;DR: воспоминания меняются со временем, подвергаются различным воздействиям, и не всегда надёжны.

Некоторые считают, что воспоминания похожи на предметы в ящике. Вы их туда положили, они там и остаются, не меняясь, а лишь покрываясь пылью, а потом вы их достаёте и пользуетесь ими, словно новыми. Но оно так не работает – воспоминаниями можно манипулировать, даже без вашего ведома. Возьмите показания свидетелей. Элизабет Лофтус, эксперт в области ложных воспоминаний, показала, что использование определённых слов в вопросах о происшедшем меняло воспоминания свидетелей без их ведома. Представьте, что вы с другом увидели ДТП, а затем полицейский спрашивает вас, видели ли вы осколки стекла, когда машины врезались друг в друга на скорости. А вашего друга он спрашивает, видел ли он стекло, когда машины соприкоснулись. Интересно, что вы с большей вероятностью вспомните осколки стекла, чем ваш друг (даже если стекла вообще не было), потому что вопрос намекает на возможность его присутствия.

В другом эксперименте участникам показывали сфабрикованные фотографии, на которых они в детстве вместе с их родителями находились в корзине воздушного шара, и просили описать этот день (которого не было). Половина участников могли описать, как им было весело или страшно, или какое мороженое они ели. Мораль: память очень хрупкая и может быть нарушена. Так что, вспомните ваш день рождения, когда вам было семь лет? Он точно был? Вы уверены? Просто проверяю.

Миф о 10 % используемой части мозга

Миф о 10 % используемой части мозга — популярная городская легенда, утверждающая, что большинство людей используют не более 10 % мозга (в других вариантах легенды 7 %, 5 %, т.д.). Приписывается различным людям, в частности Альберту Эйнштейну.[1] Также заявляется, что люди могут каким-то способом увеличить свою мозговую активность и превысить предел 10 %.

Интеллект действительно можно развивать при помощи упражнений[2], но сама мысль о том, что люди используют только часть мозга, неверна. По современным данным, каждая часть мозга имеет определенную функцию, и человек использует все части мозга одновременно. В процессе исследований ещё не была найдена область мозга, которая бы ничего не делала.

МРТ и позитронно-эмиссионные исследования выявили, что даже во время сна все части мозга показывают определенный уровень активности. Только в случае серьёзных повреждений в мозге есть неактивные участки.

Происхождение

Одним из происхождений мифа могут являться результаты работы Уильяма Джеймса и Бориса Сидиса. В 1890 году они тестировали свою теорию ускоренного развития ребенка на примере Уильяма Сидиса, уровень IQ которого достиг рекордной величины 250—300. Сам Уильям Сидис сообщал, что люди не используют свой мозг полностью. В 1936 году в предисловии к книге Дэйла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» американский писатель Лоуэлл Томас написал «Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют лишь 10 процентов своих умственных способностей».

Согласно другой теории, миф появился из-за недопонимания (или неправильной интерпретации) нейробиологических исследований конца XIX—начала XX ст. К примеру, функции многих отделов мозга (особенно в коре головного мозга) настолько сложны, что следствия повреждений имеют неочевидный характер, что затрудняло понимание назначения отделов первыми нейробиологами.[3] Доктор Джеймс Калат заметил, что уже в 30-х годах нейробиологи знали о множестве «локальных» нейронов, непонимание функций которых могло привести к мифу о десяти процентах.[4] В самом деле, легко представить, что миф появился просто из-за усечения утверждения о том, что «в каждый момент времени, человек использует только 10% своего мозга».

Несмотря на то, что функции многих отделов мозга уже понятны, для учёных остаётся загадкой взаимодействие клеток, приводящее к сложному поведению и расстройствам. Самым сложным, пожалуй, является вопрос о том, как же различные регионы мозга, работая вместе, формируют сознание. На данный момент нет единственного центра сознательной деятельности, что наталкивает учёных на мысль о том, что оно является плодом коллективного труда других отделов.

Происхождение мифа также приписывалось доктору Уайлдеру Пенфилду, нейрохирургу, который был основателем и первым директором Монреальского неврологического института при университете МакГилла[5].

Опровержение

Нейробиолог Барри Гордон характеризует миф как «смехотворно ошибочный», добавляя: «мы используем практически все части мозга, и они активны практически постоянно».[1] Барри Бейерштейн назвал семь фактов, опровергающих миф о десяти процентах:[6]

  • Исследования повреждений мозга: Если 90% мозга обычно не используется, повреждения этих частей не должно влиять на его работу. Практика же показывает, что почти не существует областей, которые могут быть повреждены без потери способностей. Даже небольшие повреждения могут приводить к огромным последствиям.
  • Эволюция: мозг обходится телу довольно дорого в плане потребления кислорода и питательных веществ. Он может требовать до 20% всей энергии тела, при этом составляя лишь 2% массы.[7][8] Если бы 90% были не нужны, люди с меньшим, более эффективным мозгом имели бы эволюционное преимущество — остальным сложнее было бы проходить естественный отбор. Отсюда также очевидно, что такой большой мозг не мог бы даже появиться, если бы в нём не было потребности.
  • Сканирование: технологии вроде позитронно-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонасной томографии позволяют наблюдать работу живого мозга. Они показали, что даже во время сна в мозге имеется некая активность. «Глухие» зоны появляются лишь в случае сильных повреждений.
  • Локализация функций: вместо того, чтобы быть единой массой, мозг делится на отделы, которые выполняют различные функции. На определение функций каждого отдела были потрачены многие годы, и отделений, не выполняющих никаких функций, обнаружено не было.
  • Микроструктурный анализ: при регистрации деятельности отдельных нейронов учёные наблюдают за жизнедеятельностью отдельно взятой клетки. Если бы 90% мозга бездействовала, это сразу заметили бы.
  • Заболевания: неиспользуемые клетки мозга имеют тенденцию деградировать. Таким образом, если бы 90% мозга не использовались, вскрытие взрослого мозга показало бы значительную степень деградации.

Эволюционная теория также наталкивает на другой аргумент: большой размер мозга приводит к большому размеру черепа, что повышает риск смерти при рождении[9], что оказало бы сильное давление на появление особей, использующих лишь незначительную часть мозга.

В 152-м эпизоде передачи «Разрушители мифов» ведущие использовали магнитоэнцефалографию и функциональную магнитно-резонансную томографию и установили, что подопытный, решающий сложную задачу, использует гораздо больше, чем 10% своего мозга. Как следствие, миф был признан разрушенным.

В современной культуре

Миф использовался как основа к фильмам «Область тьмы» и «Газонокосильщик», а также к рассказу Айзека Азимова «Чтобы мы не помнили».

Также миф используется многими мошенниками в качестве наживки для распространения своих методов «увеличения» активной части мозга[источник не указан 316 дней].

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 Do People Only Use 10 Percent Of Their Brains. Scientific American (7 February 2008). Архивировано из первоисточника 29 августа 2012.
  2. University of Oxford (2009, October 16). Juggling Enhances Connections In The Brain. ScienceDaily. Retrieved May 30, 2012, from http://www.sciencedaily.com /releases/2009/10/091016114055.htm «We’ve shown that it is possible for the brain to condition its own wiring system to operate more efficiently.’»
  3. «Wang, Sam and Aamodt, Sandra Welcome to Your Brain: Why You Lose Your Car Keys but Never Forget How to Drive and Other Puzzles of Everyday Life. — ISBN 9781596912830
  4. Kalat, J.W., Biological Psychology, sixth edition, Pacific Grove: Brooks/Cole Publishing Co., 1998, p. 43.
  5. http://www.psychologytoday.com/blog/consciousness-and-the-brain/201106/do-we-use-only-10-percent-our-brain
  6. Beyerstein Barry L. Whence Cometh the Myth that We Only Use 10% of our Brains? // Mind Myths: Exploring Popular Assumptions About the Mind and Brain / Sergio Della Sala. — Wiley, 1999. — P. 3–24. — ISBN 0-471-98303-9
  7. Swaminathan, Nikhil Why Does the Brain Need So Much Power?. Scientific American. Scientific American, a Division of Nature America, Inc. (29 April 2008). Архивировано из первоисточника 29 августа 2012. Проверено 19 ноября 2010.
  8. Carpenter’s Human Neuroanatomy, Ch. 1
  9. Rosenberg, K.R., ‘The Evolution of Modern Childbirth’ in American Journal of Physical Anthropology 35, 1992, p. 89-124.

человек уже используют способ, более 10% своего мозга

К настоящему времени, возможно, вы видели трейлер нового научно-фантастического триллера Люси. Он начинается с шквала стилизованных спецэффектов, а Скарлетт Йоханссон устраивает шквал избиений плохих парней. Затем идет Морган Фриман, играющий профессора нейробиолога в обязательном коричневом пиджаке, чтобы донести знакомую предпосылку фильма до целого лекционного зала: «По оценкам, большинство людей использует только 10 процентов возможностей своего мозга.Представьте, если бы мы могли получить доступ к 100%. Начинают происходить интересные вещи ».

Йоханссон в роли Люси, которую похитили и имплантировали таинственными наркотиками, становится испытанием для тех интересных вещей, которые, кажется, включают в себя еще более впечатляющие избиения и, очевидно, какие-то навыки искажения времени в стиле Matrix .

Конечно, идея о том, что «вы используете только 10 процентов своего мозга», на самом деле является стопроцентной ложью. Почему этот миф существует так долго и когда он наконец умрет?

К сожалению, не скоро.Опрос, проведенный в прошлом году Фондом Майкла Дж. Фокса для исследований болезни Паркинсона, показал, что 65 процентов американцев верят в этот миф, что на 5 процентов больше, чем те, кто верит в эволюцию. Даже «Разрушители легенд», объявившие статистику мифом несколько лет назад, еще больше запутали воду: шоу просто увеличило ошибочную цифру в 10 процентов и неверно подразумевало, что люди используют 35 процентов своего мозга.

Идея, что полоски мозга — это застойный пудинг, в то время как одна часть выполняет всю работу, глупо.

Как и в большинстве легенд, происхождение этой вымысла неясно, хотя есть некоторые подсказки. По словам Сэма Ванга, нейробиолога из Принстона и автора книги Welcome to Your Brain , катализатором могла стать индустрия самопомощи. В начале 1900-х годов Уильям Джеймс, один из самых влиятельных мыслителей современной психологии, сказал, что у людей есть неиспользованный умственный потенциал. Это совершенно разумное утверждение было позже восстановлено в искаженной форме писателем Лоуэллом Томасом в его предисловии к Библии самопомощи 1936 года Как заводить друзей и оказывать влияние на людей .«Профессор Уильям Джеймс из Гарварда говорил, что средний человек развивает только 10 процентов своих скрытых умственных способностей», — писал Томас. Похоже, что он или, возможно, кто-то еще в его время, просто сорвал с неба золотое число.

Утверждение о 10 процентах является заведомо ложным на нескольких уровнях. Во-первых, весь мозг постоянно активен. Мозг — это орган. Его живые нейроны и поддерживающие их клетки всегда что-то делают. (Где миф о том, что «вы используете только 10 процентов своей селезенки»?) Джо Леду, профессор нейробиологии и психологии Нью-Йоркского университета, считает, что сегодня людей могут оттолкнуть «капли» — рассеянные маркеры высокой мозговой активности — наблюдается при функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) человеческого мозга.Эти капли часто являются тем, о чем люди говорят, когда говорят о том, что мозг «загорается».

Допустим, вы смотрите фильм на фМРТ-сканере. Некоторые области вашего мозга — например, слуховая и зрительная кора — будут значительно более активными, чем другие; и эта активность будет отображаться в виде цветных пятен при последующем анализе изображений фМРТ. Эти сгустки значительной активности обычно покрывают небольшие участки изображения мозга, часто менее 10 процентов, из-за чего стороннему наблюдателю может показаться, что остальная часть мозга бездействует.Но, как сказал мне Леду в электронном письме, «мозг может быть на сто процентов активным во время выполнения задачи, и лишь небольшой процент активности мозга может быть уникальным для этой задачи». Такая визуализация выявляет больших различий в региональной активности мозга, а не все, что мозг делает.

И поэтому 10-процентный миф по сравнению с другими фантазиями особенно пагубен.

На самом деле, вся предпосылка об «использовании» только определенной части вашего мозга ошибочна. Когда ваш мозг работает над проблемой — превращая свет, попадающий на сетчатку глаза, в изображение, или готовясь достать пинту пива, или решая задачу по алгебре, — его эффективность в такой же степени зависит от того, «где» и «когда», как и это «сколько.Некоторые области мозга более специализированы, чем другие, для решения определенных задач, и большая часть поведения зависит от тесной временной координации между этими областями. Ваша зрительная система помогает вам найти эту пинту пива, а ваша двигательная система берет ее в руки. Идея о том, что полоски мозга — это застойный пудинг, в то время как одна часть выполняет всю работу, глупо. Мозг — это сложная, постоянно выполняющая множество задач сеть тканей.

Тем не менее привлекательность мифа очевидна. Если бы мы использовали только 10 процентов нашего мозга, представьте, насколько прекрасной была бы жизнь, если бы мы могли использовать больше.Вы могли ослепить бабушку и ее команду из дома престарелых во время Jeopardy . Или, как Люси, вы можете выучить китайскую каллиграфию за час. Миф о 10 процентах населения нажимает те же кнопки, что и любая программа самопомощи, которая обещает сделать нас лучше и быстрее. Как сказал мне Ван, это «как у парня с 4-часовой рабочей неделей».

И поэтому 10-процентный миф по сравнению с другими фантазиями особенно пагубен. В нем отчетливо видна научная правдоподобность — это энергичный однострочник с красивым круглым числом, вирус с очевидными векторами в книгах по поп-психологии, который легко повторить на коктейльных вечеринках.Миф также является частью более широкого образа мыслей о мозге, который характеризуется вводящими в заблуждение упрощениями, такими как представление о том, что правая часть мозга является творческой, а левая — рациональной. «Идеи такого рода сохраняются сами по себе», — сказал мне Леду. «Это все равно, что сказать, что дофамин отвечает за удовольствие, а миндалевидное тело вызывает страх. Оба ошибаются ».

Нейробиология все еще находится в зачаточном состоянии, но слишком часто используется широкой публикой как более зрелая область. Как недавно утверждал психолог Гэри Маркус, биология — включая нейробиологию — не похожа на физику, где ученые строят фундамент установленных формальных законов.На данный момент нейробиология не имеет такой основы, что может повысить вероятность того, что широко распространенные мифы о мозге сохранятся. Неврология и психология — те редкие области науки, которые для многих имеют ощутимую личную ценность — не существует индустрии самопомощи, основанной на терапевтических эффектах бозона Хиггса, — а это означает, что медленный, осторожный прогресс в исследованиях часто поддерживается оппортунистами. или, по крайней мере, чрезмерно нетерпеливые, не ученые.

Я все еще собираюсь увидеть Люси хотя бы потому, что его снял Люк Бессон, а Пятый элемент поразил мой 10-летний разум, когда вышел.Но давайте вернемся к голливудским научно-фантастическим фильмам, которые больше опираются на странное и творческое, а не на широко распространенное и абсолютно неправильное.

«Люси» не права; Мы используем более 10% нашего мозга | Mind Read

«Подсчитано, что большинство людей использует только десять процентов своего мозга», — говорит профессор Норман, которого играет актер Морган Фриман, в трейлере нового триллера « Люси ». «Представьте, если бы мы могли получить доступ к 100%. Начинают происходить интересные вещи.«

Я знаю, что еще не получил докторскую степень, профессор, но я прошу не согласиться. Видите ли, мы все ежедневно получаем доступ к 100% нашего мозга. И нам не нужно быть телекинетиками или запоминать

В фильме, который открывается в следующую пятницу, персонаж Скарлетт Йоханссон Люси вынуждена работать контрабандисткой наркотиков в тайваньской мафии. позволяя ей «получить доступ на 100%» своего мозга. Среди прочего, Люси может перемещать объекты с помощью своего разума, не чувствовать боли и запоминать обильные объемы информации.

В некотором смысле идея о том, что мы используем только 10% нашего мозга, довольно вдохновляет. Это может побудить нас стараться изо всех сил или задействовать какой-то таинственный, нетронутый резервуар творчества и потенциала. Есть даже продукты, которые обещают разблокировать остальные 90%.

Каким бы нелепым ни казалось это утверждение, 2/3 общественности и половина учителей естественных наук все еще верят в этот миф. Это представление настолько распространено, что, когда нейробиолог Лондонского университетского колледжа Софи Скотт посетила курс оказания первой помощи, ее инструктор заверил класс, что травмы головы не опасны, потому что «90% мозга [ничего] не делают.«

В любом случае, как возникло это заблуждение? Мы можем проследить его самые ранние корни до психолога Уильяма Джеймса, который написал в своем тексте 1907 года Энергии мужчин , что« мы используем только небольшую часть наши возможные умственные и физические ресурсы ». Я склонен соглашаться с этим мнением, когда провожу вечера на диване и смотрю реалити-шоу, но, конечно, Джеймс не собирался доверять этому« мифу о 10% ».

Но кто-то другой, Лоуэлл Томас, в своем предисловии к книге Дейла Карнеги 1936 года « Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей », переосмыслил это утверждение и, похоже, добавил несколько своих собственных идей.«Профессор Уильям Джеймс из Гарварда, — писал Томас, — имел обыкновение говорить, что средний человек развивает только 10 процентов своих скрытых умственных способностей».

Дело вот в чем: за два миллиона лет человеческой эволюции мозг быстро утроился от своего первоначального размера. . Несмотря на то, что на его долю приходится всего 2% веса нашего тела, мозг поглощает колоссальные 20% нашей ежедневной энергии. Наш мозг также чрезвычайно эффективен, поскольку в нем образовались извилины, которые значительно увеличили площадь поверхности коры головного мозга по отношению к общему объему. соотношение по отношению к другим видам.Утверждение «мы используем только 10% нашего мозга» означало бы, что мы эффективно развиваемся в противоположном направлении — и что мы делаем это очень быстро.

Еще один очевидный способ узнать, что мы используем более 10% нашего мозга одновременно, — это такие подходы, как функциональная магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография. ФМРТ и ПЭТ — это методы визуализации, которые выявляют области относительно высокой активности мозга в режиме реального времени. Визуальные исследования говорят нам, что не только многие области мозга задействованы при выполнении даже самых простых задач, например, при просмотре фильма, но и что активность между этими областями чрезвычайно динамична.

Кроме того, поговорка «используй или потеряй», кажется, особенно актуальна в отношении здоровья мозга. Исследование 2012 года, проведенное Шафер и его коллегами из Гарварда, показало, что нейронные иммунные клетки, называемые микроглией, могут удалять неиспользуемые, но в остальном здоровые синапсы (связи) между клетками мозга. Если бы мы регулярно использовали только 10% нашего мозга в любой момент времени, мы все могли бы быть склонны к церебральной атрофии, напоминая пациентов с нейродегенеративными заболеваниями, такими как болезнь Альцгеймера.

«Миф о 10%» мог быть увековечен чем-то, что _не_ правда.Несмотря на то, что мозг насчитывает почти 100 миллиардов нейронов, этот тип клеток значительно превосходит по численности другой: глиальные клетки. Глиальные («клейкие») клетки отвечают за поддержание гомеостаза, обеспечивают структурную поддержку, изоляцию нейронов миелином и удаление патогенов и мусора. Фактическое соотношение глиальных клеток к нейронам оспаривается, хотя во многих текстах утверждается, что оно может составлять примерно 10: 1. Другими словами, нейроны составляют только 10% всего нашего мозга.

Подумайте о себе прямо сейчас. Вы напрягаете мышцы, чтобы сесть прямо? Прокручиваете компьютерную мышь рукой (или большим пальцем на мобильном устройстве)? Может, вы что-нибудь едите? Слушая музыку? Дыхание? Будьте уверены, прямо сейчас вы используете более 10% своего мозга.

Возможно, вы играли Бога в фильме, Морган Фриман, но вам явно нужен учебник о том, как работает ваше самое невероятное творение — мозг!

Первоначально опубликовано в The Conversation UK.

Изображение предоставлено: Фанданго (Люси), Lifehacker (мозг), NIMH / Wikimedia Commons (fMRI), Beyond the Dish (глиальные клетки)

Вы действительно используете только 10 процентов своего мозга?

Скорее всего, в тот или иной момент кто-то — ваш учитель четвертого класса, дядя, обеспокоенный вашими будущими перспективами, или корпоративный карьерный тренер с оплатой 200 долларов в час — объяснил вам, что большинство людей используют только 10 процентов их мозгов.Этот лакомый кусочек, который циркулирует по крайней мере с середины 1930-х годов и до сих пор повторяется в современных книгах по самосовершенствованию, часто используется в мотивационных целях: если бы вы только проснулись, понюхали кофе и положили еще немного своей порции. драгоценное серое вещество, которое можно использовать, вы наверняка оставите после себя легионы обычных болванов, расточающих нейроны, и добьетесь успеха.

Есть только одна загвоздка: как бы широко она ни была принята, идея о том, что людям удается нормально функционировать, используя такую ​​крохотную часть своего мозга, — полная чушь.В течение многих лет врачи, исследователи мозга и научные журналисты терпеливо объясняли всем, кто их слушал, что нет научной основы для того, что они называют мифом о 10-процентном мозге. Точно так же престижные и заслуживающие доверия издания, такие как Scientific American и New York Times, также пытались развеять это, но без особого эффекта [источники: Бейерштейн, Паркер-Поуп]. Например, в ненаучном интернет-опросе на веб-сайте Helium.com 52 процента респондентов ошибочно считали, что люди используют только 10 процентов своего мозга, в то время как 48 процентов правильно не согласились [источник: гелий].Ошибочное представление настолько распространено, что в исследовании, опубликованном в Journal of Psychology в 1998 году, исследователи обнаружили, что студенты-психологи, которые, по-видимому, должны знать лучше, были так же склонны верить этому, как и другие студенты [источник: Хигби] .

«Несмотря на множество противоречивых данных и противоречие логике, этот седой миф отказывается умирать, несомненно, из-за (как вы уже догадались) значительного подъема и поддержки, которые он дает, не говоря уже о прибыли, которую он приносит тем, кто борется за самообладание. усовершенствования продуктов, которые эксплуатируют миф «, нейробиологи Серджио Делла Сала и Барри Л.Бейерштейн однажды пожаловался в эссе. «Если бы 90 процентов мозга было действительно запасной шиной для мозга, как утверждают многие из этих торговцев, научиться использовать его неиспользованные возможности было бы путем к невероятным достижениям, богатству и славе — даже, по мнению многих предпринимателей Нью Эйдж, путь к экстрасенсорным силам и непостижимому блаженству »[источник: Делла Сала].

Так что же правда о том, какую часть своего мозга вы на самом деле используете? А как ученые изучают, как функционирует мозг? Узнайте на следующих нескольких страницах.

Почему мы используем только 10 процентов мозга?

Источник: SFIO CRACHO / Shutterstock

Когда кто-то говорит, что вы используете только 10 процентов своего мозга, что это означает? И как мы узнаем, что используем только 10 процентов? Нам нужно было бы знать, как выглядит 100-процентная емкость, прежде чем мы сможем сказать, что в настоящее время используем одну десятую ее, верно? Вот наука, стоящая за всем этим.

Вы когда-нибудь встречали кого-нибудь, у кого не хватает 90 процентов мозга? Возможно нет.Вы никогда не слышали о ком-то, у кого не хватало бы такого количества мозга, потому что почти все области мозга способны к электрической и химической активности. Люди не смогут справиться с этим лакомым кусочком серого вещества. Даже области коры головного мозга слепых людей, которые обычно обрабатывают зрение, используются для других функций. Каждый использует всего мозга .

Нейромифология в массовой культуре

«Средний человек использует 10 процентов своего умственного потенциала.Представьте, что она могла бы сделать на все 100 процентов ». Так читает плакат к фильму Люси , боевику 2014 года со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Это звучит интригующе, но также звучит очень знакомо. Это потому, что Голливуд любит возрождать 10-процентный миф каждые несколько лет (например, Phenomenon , 1996; Limitless , 2011).

Исследования в области нейробиологии показывают, что мозг использует около 20 процентов энергии тела, и не имеет большого смысла выделять столько ресурсов на такой небольшой процент мозга.В том же духе биологи утверждают, что у нас не было бы такого большого мозга (около 1400 кубических сантиметров), если бы мы использовали только его небольшую часть.

Откуда это взялось?

Кто вообще первым выдвинул эту 10-процентную идею? Один из возможных вариантов — Уильям Джеймс, один из великих психологов-экспериментаторов начала 20 века. Он в основном утверждал, что мы действуем только на часть нашего полного умственного потенциала и что мы можем повысить свой IQ, используя эту неиспользованную часть.

Еще одна возможность приходит из мира маркетинга. Очевидно, идея 10% восходит к рекламе самопомощи 1929 года, в которой говорится: : «Нет предела тому, на что способен человеческий мозг. Ученые и психологи говорят нам, что мы используем только около десяти процентов мощности нашего мозга ».

Моя любимая теория происхождения указывает на Уайлдера Грейвса Пенфилда, нейрохирурга из Монреаля, однажды названного «величайшим из ныне живущих канадцев», который в 1940-х и 50-х годах провел много времени, копаясь в мозгах полностью бодрствующих и сознательных людей.В головном мозге нет болевых рецепторов, поэтому после того, как вы примените местный анестетик и надрежете череп, вы сможете протыкать все, что захотите, электрическим зондом. Пенфилд задокументировал — правильно, могу добавить, — что только 10 процентов его зондов привели к наблюдаемым событиям. Моргание, подергивание, жужжание, шевеление большого пальца левой ноги и т. Д. Каким-то образом это искажалось и сокращалось до «90 процентов мозга не используется» Правда, конечно, в том, что в 90% случаев мозг просто делает что-то, что не поддается обнаружению, например, извлекает воспоминания или размышляет о будущем.

Никого не должно удивлять, что Голливуд продолжает пересматривать 10-процентную концепцию. Разве не было бы супер-круто как-то разблокировать резервы психической силы, чтобы победить друзей и побеждать врагов? Безусловно. Но в реальной жизни, по крайней мере на данный момент, нам просто нужно придумать способ сделать это с помощью имеющихся у нас мозгов.

Далее мы поговорим о нейромифологии правого полушария по сравнению с преувеличениями левого полушария.

Мы используем только 10% нашего мозга?

Удивительно, как много медицинских мифов можно выбирать, но одна часть тела, кажется, привлекает больше, чем полагается ей, — это мозг.Один из моих любимых мифов о мозге — это идея, что мы используем только 10% его. Это привлекательная идея, потому что она предполагает возможность того, что мы могли бы стать намного умнее, успешнее или креативнее, если бы только вы могли использовать потраченные впустую 90%. Это может вдохновить нас на еще большие усилия, но, к сожалению, это не значит, что в этом есть доля правды.

Прежде всего, важно задать вопрос — 10% чего? Если речь идет о 10% областей мозга, от этой идеи легче всего отказаться.Используя метод, называемый функциональной магнитно-резонансной томографией, нейробиологи могут поместить человека внутрь сканера и увидеть, какие части мозга активируются, когда он что-то делает или думает. Простое действие, такое как сжимание и разжимание руки или произнесение нескольких слов, требует активности гораздо более чем одной десятой части мозга. Даже когда вы думаете, что ничего не делаете, ваш мозг делает довольно много — будь то контроль функций, таких как дыхание и частота сердечных сокращений, или вспоминание пунктов из вашего списка дел.

Но, возможно, 10% относятся к количеству клеток мозга. Опять же это не работает. Когда какие-либо нервные клетки становятся лишними, они либо дегенерируют и отмирают, либо колонизируются другими соседними областями. Мы просто не позволяем клеткам нашего мозга бездельничать. Они слишком ценны для этого. На самом деле наш мозг сильно истощает наши ресурсы. По словам когнитивного нейробиолога Серджио Делла Сала, для поддержания жизни мозговой ткани требуется 20% кислорода, которым мы дышим.

Это правда, что природа иногда может включать в себя некоторые странные конструкции, но эволюционировать, чтобы иметь мозг в десять раз больше, чем нам нужно, было бы очень странно, когда его большие размеры так дорого обходятся нашему выживанию, что иногда приводит к затрудненным родам и смерть матери во время родов при отсутствии помощи.

Тем не менее, многие люди цепляются за идею, что мы используем только 10% нашего мозга. Идея настолько распространена, что, когда нейробиолог Софи Скотт из Университетского колледжа Лондона проходила курс оказания первой помощи, наставник заверил класс, что травмы головы не очень серьезны из-за 10-процентного «факта». Он ошибался не только насчет 10%, но и ошибался в отношении воздействия повреждения мозга. Даже небольшая травма может сильно повлиять на способности человека. Репетитор по оказанию первой помощи, вероятно, не рассчитывал провести с профессором нейробиологии курс, но Скотт поправил его.

Головоломка

Так как же идея с такой небольшой биологической или физиологической базой могла распространиться так широко? Трудно найти первоисточник. Американский психолог и философ Уильям Джеймс упомянул в книге «Энергии человека» в 1908 году, что мы «используем лишь небольшую часть наших возможных умственных и физических ресурсов». Он был оптимистично настроен по поводу того, что люди могут достичь большего, но он не упоминает об этом. объем мозга или количество клеток, и он не дает конкретного процента.Цифра в 10% упоминается в предисловии к изданию бестселлера Дейла Карнеги 1936 года «Как заводить друзей и оказывать влияние на людей», и иногда люди говорят, что источником был Альберт Эйнштейн. Но профессор Делла Сала попытался найти эту цитату, и даже те, кто работает в архивах Альберта Эйнштейна, не могут найти никаких записей о ней. Так что это тоже может быть мифом.

Есть два других явления, которые могут объяснить это недоразумение. Девять десятых клеток головного мозга — это так называемые глиальные клетки.Это опорные клетки, белое вещество, которые обеспечивают физическую и пищевую помощь другим 10% клеток, нейронам, которые составляют серое вещество, чем мышление. Так что, возможно, люди слышали, что только 10% клеток делают жесткий трансплантат, и предполагали, что мы можем использовать и глиальные клетки. Но это совершенно разные клетки. Нет никакого способа, чтобы они могли внезапно превратиться в нейроны, давая нам дополнительную силу мозга.

Однако есть очень редкая группа пациентов, у которых сканирование мозга обнаруживает нечто необычное.В 1980 году британский педиатр по имени Джон Лорбер упомянул в журнале Science, что у него были пациенты с гидроцефалией, у которых почти не было мозговой ткани, но которые могли функционировать. Это, конечно, не показывает нам, что остальные из нас могут использовать свой мозг сверх меры, просто эти люди приспособились к чрезвычайным обстоятельствам.

Это, конечно, правда, что если мы сосредоточимся на этом, мы сможем узнать что-то новое, и появляется все больше свидетельств в области нейропластичности, показывающих, что это меняет наш мозг.Но мы не подключаемся к новой области мозга. Мы создаем новые связи между нервными клетками или теряем старые связи, которые нам больше не нужны.

Что меня больше всего интригует в этом мифе, так это то, насколько разочарованы люди, когда вы говорите им, что это неправда. Может быть, цифра в 10% настолько привлекательна, потому что она настолько мала, что дает огромный потенциал для улучшения. Мы все хотим стать лучше. И мы можем стать лучше, если постараемся. Но, к сожалению, найти неиспользуемую часть нашего мозга — это совсем не то, что нужно.

Если вы хотите прокомментировать эту статью или что-нибудь еще, что вы видели в Future, перейдите на нашу страницу в Facebook или напишите нам в Twitter.

Вы можете услышать больше медицинских мифов о проверке здоровья на Всемирной службе Би-би-си.

Заявление об ограничении ответственности
Все содержимое этого столбца предназначено только для общей информации и не должно рассматриваться как замена медицинской консультации вашего собственного врача или другого медицинского работника.BBC не несет ответственности за любой диагноз, сделанный пользователем на основании содержания этого сайта. BBC не несет ответственности за содержимое любых перечисленных внешних интернет-сайтов и не поддерживает какие-либо коммерческие продукты или услуги, упомянутые или рекомендованные на любом из сайтов. Всегда консультируйтесь со своим лечащим врачом, если вы хоть как-то беспокоитесь о своем здоровье.

Вы используете только 10 процентов мозга

Хорошие новости для всех тех, у кого когда-либо был учитель или родитель, который говорил: «Если бы вы просто применили себя, вы могли бы научиться чему угодно! Вы используете только 10 процентов своего мозга! »

Все эти люди ошибались.По словам Эрика Чадлера, директора Центра сенсомоторной нейронной инженерии при Вашингтонском университете, который ведет развлекательный веб-сайт по науке о мозге для детей, если бы мы использовали только 10 процентов нашего мозга, мы были бы близки к смерти. «Когда делаются записи ЭЭГ мозга, ПЭТ-сканирование или любой вид сканирования мозга, нет ни одной части мозга, которая просто не использовалась бы», — сказал он.

Ларри Сквайр, нейробиолог-исследователь из больницы Управления по делам ветеранов в Сан-Диего и Калифорнийского университета в Сан-Диего, отметил, что «любое место, где повреждается мозг, имеет последствия.”

Причиной возникновения этого мифа мог быть поврежденный мозг. В первой половине прошлого века нейробиолог-пионер по имени Карл Лэшли экспериментировал на грызунах, вырезая части их мозга, чтобы посмотреть, что происходит. Когда он поместил этих грызунов в лабиринты, которым их научили ориентироваться, он обнаружил, что животные с отсутствующими частями мозга часто успешно перемещаются по лабиринтам.

Это привело к тому, что люди, должно быть, растрачивают огромный потенциал своего мозга.С ростом движения за человеческий потенциал в 1960-х годах некоторые проповедовали, что всевозможные силы, в том числе сгибающие ложки и экстрасенсорные способности, бездействуют в наших головах, и что все, что нам нужно сделать, — это выйти из своей глупости и активировать их.

«Это случай того, что часто можно увидеть, — взять что-то из мира психологии и попытаться конкретизировать идею, привлекая механизмы биологии», — объяснил Сквайр. «Справедливо сказать, что мы все можем добиться большего, и у нас есть возможности для совершенствования посредством практики и развития навыков, но это не имеет ничего общего с идеей, что мы используем только 10 процентов нашего мозга.

Мозг, сказал Чадлер, не похож на дисковод с заданной емкостью. Это динамический лабиринт проводов, в котором новые связи могут быть созданы в ответ на новые стимулы или потеряны при неиспользовании. И большая часть его постоянно занята не интеллектуальным мышлением, а работой наших систем.

«Вот почему мозг — такой дорогой орган», — пояснил он. «Это требует 20 процентов нашего кровоснабжения, и это настоящий боров энергии». Если бы мы использовали только 10 процентов, мозг не нуждался бы в таком уходе.

«Кроме того, — заметил он, — почему наш мозг стал бы больше в результате эволюции, если бы так много его оставалось неиспользованным?»

Брайан Александер вместе с доктором Ларри Янгом является соавтором книги «Химия между нами: секс с любовью и наука о влечении», которая будет опубликована 13 сентября.

Миф о 10% мозга (ВИДЕО) — Веселый мотивационный оратор, Развлекательный юморист

Используем ли мы только 10% нашего мозга?

Спросите среднего человека, какой процент нашего мозга мы используем, и большинство ответит 10%, очень немногие скажут, что мы используем 100%, что будет правильным ответом.Методы визуализации показали, что даже простые задачи вызывают активность всего мозга.

Так откуда же взялся этот миф о 10%? Похоже, это восходит к американскому психологу Уильяму Джеймсу, который в своей речи 1906 года «Энергия человека» сказал:

«Мы используем лишь небольшую часть наших возможных умственных и физических ресурсов».

На самом деле он никогда не указывал процент, но каким-то образом этот «неразвитый потенциал» был подхвачен и преобразован в процент.Одним из примеров является объявление 1929 года, опубликованное в The World Almanac, которое гласило:

.

«Ученые и психологи говорят нам, что мы используем только 10 процентов мощности нашего мозга».

Но он действительно прижился и был популяризирован в 1936 году, когда американский писатель Лоуэлл Томас в предисловии к бестселлеру Дейла Карнеги «Как заводить друзей и оказывать влияние на людей» ложно заявил, что:

«Профессор Уильям Джеймс из Гарварда говорил, что средний человек развивает только десять процентов своих скрытых умственных способностей.”

Тогда уже было не остановить. На протяжении многих лет книги по саморазвитию раскрывали этот миф. Люди, связанные с паранормальными явлениями, отстаивают этот «факт», чтобы объяснить потенциал психических сил.

Даже Ури Геллер, помните его? Он сделал карьеру, убеждая людей изгибать металл своим умом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *