Чистота души это: Чистота души | Что такое Чистота души – Чистота, Сокровищница духовной мудрости

Содержание

Чистота души | Что такое Чистота души

Чистота побуждений — вот единственное мерило, подлинное выражение души.

Арчибальд Кронин. Звёзды смотрят вниз

       Чистота  души как качество личности – способность не допустить обусловленность души негативными качествами личности; дать душе возможность свободно изливать во внешний мир энергию радости и счастья.

       Невидимое видим мы настолько, насколько чиста наша душа; она чиста настолько, насколько мы её отполировали. Когда родной город Бианта был осаждён войсками полководца Кира, жители стали убегать, захватывая самое ценное своё имущество. Один лишь Биант ничего не взял с собой. На вопрос удивлённых горожан, почему он так уходит, Биант ответил: «Всё своё я ношу с собой».

       Чистая душа беспрепятственно поставляет в мир энергию радости и счастья. Но, помимо души, на тонком уровне в человеке  функционирует ложное эго, разум и ум.  Сам человек как сложнейшая из существующих систем представляет определённую систему проявленных качеств личности, часть из которых добродетели, а часть – пороки. Все эти факторы приводят к обусловленности души, то есть её зависимости от силы ума, разума, ложного эго и степени проявления тех или иных качеств личности.

      Представим, что душа – электрическая лампочка. Если её накрыть прозрачным покрывалом добродетельных качеств личности, она практически не изменит свой первоначальный цвет. Наоборот усилит своё воздействие, если в человеке веско проявлена доброта, радостность, заботливость и доброжелательность. Если накрыть лампочку зеленой материей, она будет излучать в мир зелёный цвет. Так, если мы накроем душу частично добродетельными качествами личности, а частично порочными, цвет ее претерпит преломление, она уже не сможет доносить в окружающий мир энергию радости и счастья. Будет что-то искаженное, преломлённое, изменённое в худшую сторону.

     Представим, что лампочка накрыта плотным чёрным покрывалом. В комнате темно, будто вы соблюдаете правила светомаскировки от вражеских бомбардировщиков. Отрицательные качества личности полностью исказили энергию души. У завистливого, жадного, озлобленного человека энергия души как энергия жизни, естественно, излучается, но она уже обусловлена завистью, жадностью и озлобленностью.

    Взять электроприборы. Все они работают от электричества. Но  холодильник даёт холод, теплообогреватель – тепло, а кондиционер, в зависимости от желания человека, может давать или тепло, или сухость, или холод. Словом, энергия электричества обусловливается тем, в какой электроприбор она поступает. Так и с душой. Чистая душа излучает энергию вечности, радости и счастья. Энергия души, осквернённая порочными качествами личности, искажается и выходит в свет в неузнаваемом виде.  Словом, душа, обусловленная пороками, не может доводить до людей свою энергию в первоначальном, присущем её природе виде. Пороки, как грязные разводы на окне, искажают до неузнаваемости её энергию радости и счастья.

     Второй момент. Душа подвержена влиянию чувств, движению ума, советам разума и капризам ложного эго. Если человек разумен, если не понаслышке знает о самоконтроле и самодисциплине, он посредством своего разума контролирует ненасытные чувства и вожделенный, беспокойный ум, живущий в режиме «приятно – неприятно», «нравится – не нравится». Если разум силён он и ложное эго может поставить по стойке смирно. Возникает идеальное состояние: человек перед принятием решения ждёт, когда душа захлопает в ладоши, а разум, живущий в режиме «полезно или вредно», «можно или нельзя», радостно начнёт потирать руки.

      Чистота души – это, прежде всего, понимание того, что сознание не приковано к телу. Философ Олег Торсунов говорит, что ничто так не оскверняет душу как ложное эго. У нас есть ложное эго, это самая тонкая сила, которая только существует. Самая тонкая материальная сила. Эта сила что делает? Она говорит: хочу мне, хочу для меня, мне это интересно, мне это нужно, мне и мое. Ложное эго пропитывает всё, с чем мы соприкасаемся, и мы иллюзорно начинаем считать это своим.

      Поэтому следует крепко помнить, что  сознание имеет полное отсутствие чистоты, когда мы находимся в состоянии, когда  начинаем всё вокруг нас считать своим, это отсутствие чистоты сознания, чистоты души. Никакой чистоты души здесь нет. Потому, что есть только одна сила у нас в организме, которая оскверняет сознание, делает его грязным, это ложное эго. Когда человек что-то считает своим, он оскверняет сознание. Когда человек хочет жить только для себя, он оскверняет душу, когда человек хочет жить для других, тогда он очищает свою душу.

      В материальном мире нам ничего не принадлежит, иначе бы мы забирали всё в гроб. Всё принадлежит Богу. То, что мы имеем, получено из-за нашего благочестия в аренду, для правильного, заботливого использования. В духовный мир мы можем взять только духовное: свои качества личности, свой ум и разум. К примеру, человек купил машину. Умер. Машину с собой забрать не сможет, ибо в этом мире нашего  на самом деле ничего нет. Когда человек осознаёт эту мысль

он сразу испытывает счастье. Потому что несчастье наступает тогда, когда человек привязывается к какой-то вещи. В принципе, надо ли считать вещь своей? Да. Настолько, насколько я ее использую.  Допустим, я не считаю эту вещь своей, меня разденут просто и все. Это правильно? Нет. Человек, который так считает, он будет испытывать страдание. С другой стороны, если я  очень сильно думаю о том, что это моя вещь, я как бы уже абсолютно убежден, что это моя и не понимаю, что эта вещь дана мне в пользование. Если так произойдет, достаточно маленькой царапины на й машине,  и я буду испытывать боль. В зависимости от моей привязанности к этой вещи, я буду испытывать страдание. Вплоть до того, что человек умирает от инфаркта, если, допустим, чуть-чуть поцарапали его машину, к которой он сильно привязан. Это смерть от инфаркта происходит сама по себе, в результате удара по сознанию. Потому, что человеку свойственно отождествлять себя с любым предметом.

       Душа подлежит чистке, если человек сможет взрастить в себе достоинства, сможет эффективно осуществлять контроль чувств, ума и ложного эго, осознает, что всё блага, которыми он располагает, даны ему, как менеджеру, для эффективного использования. Рэй Брэдбери в книге «451 градус по Фаренгейту» пишет: «Если бы можно было самую душу ее отдать в чистку, чтобы ее там разобрали на части, вывернули карманы, отпарили, разгладили, а утром принесли обратно… Если бы можно!»

Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

 

Чистота, Сокровищница духовной мудрости

Кто очистился и пребывает чист, тот не только сам себя сохраняет от мирских соблазнов, не только не уловляется никакою сетию нападающего на него врага, но и укрепляется в своих силах до того, что над всем воинством противника господствует по своей воле, как повелитель (сщмч. Киприан Карфагенский, 63, 92).

* * *

Насколько кто имеет чистоту, настолько видит себя много согрешающим, от того (именно), что видит, а насколько много согрешает, настолько омрачается, хотя и видит себя имеющим чистоту (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 151.

* * *

…Увядание плоти даст нам возможность дойти до совершенства в добродетели чистоты (прп. Антоний Великий, 89, 43).

* * *

Без чистоты тела и сердца никто не может быть совершен перед Богом… (прп. Антоний Великий, 89, 51).

* * *

Кто есть чистый сердцем? (ср.: Мф. 5, 8)… Кто не знает за собой презрения к заповеди Божией или недостаточного или небрежного исполнения оной (свт. Василий Великий, 9, 300).

* * *

Лучше в чистом сердце ради добродетели нечистота ног, нежели выставляемая в предлог чистота и омовение пристрастное (прп. Ефрем Сирин, 30, 201). Источник.

* * *

Имея разум, занятый чувственным, можно ли тебе будет в чистом уме, как в зеркале, созерцать невидимое, и услаждаться, и радовать себя памятованием о Боге? (прп. Ефрем Сирин, 30, 497–498). Источник.

* * *

А как сделаться чистым, способы к этому можно тебе дознать из всякого почти Евангельского учения. Ибо, переходя к последующим заповедям, найдешь ясное учение об очищении сердца. Господь, разделив порок на два вида, на видимый в делах и на составляющийся в мыслях, первый вид, т. с. неправду, обнаруживаемую в делах, наказывал по ветхому закону, ныне же обратил внимание закона на другой вид греха, не дело худое наказывал, по промышляя, чтобы не полагалось ему и начала. Ибо изъять порок из самого произвола гораздо важнее, нежели сделать жизнь чуждою лукавых дел. поелику порок многочастен и многообразен, то Господь в заповедях Своих каждому из запрещенных дел противопоставил особое врачевство (свт. Григорий Нисский, 19, 447–448).

Источник.

* * *

…Чистая душа служит для Него и невестою, и стрелою, и, как стрелу, направляет Он ее к доброй цели, как невесту, восприемлет в общение неистленной вечности… (свт. Григорий Нисский, 20, 112).

* * *

…Душе, достигшей чистоты, должно не иметь в себе ничего, кроме Бога, и ни на что иное не обращать внимания; по только быть чистою от всякого вещественного дела и понятия, чтобы, всей и всецело претворившись в мысленное и невещественное, соделать себя самым явственным изображением красоты первообраза (свт. Григорий Нисский, 20, 380–381).

* * *

…Чистота сердечная, т.е. блюдение и охранение ума… все страсти и всякое зло отсекает от сердца, и искореняет из него, и вместо того вводит в него радость, благонадежие, сокрушение, плач, слезы, познание себя самих и грехов своих, памятование смерти, истинное смирение, безмерную любовь к Богу и людям и божественное рачение сердечное (прп. Исихий Иерусалимский, 90, 190).

* * *

Чистота телесная не приносит большой пользы, а чистота душевная доставляет нам дерзновение перед Богом. Ту могут иметь и прелюбодеи, и воры, и убийцы, и сластолюбцы, и развратники, и блудники, и блудницы, последние по преимуществу: они больше всех заботятся о чистоте тела, постоянно намащая себя миром и повапляя гроб свой (ср.: Мф. 23, 27), ведь их тело – гроб, внутри которого – мертвая душа. Такую чистоту и они могут иметь; внутренней же – не могут. Неважное дело, если ты вымоешь тело: это – очищение иудейское, пустое и бесполезное, если пет очищения внутреннего. Положим, что кто-нибудь страдает гниением или ранами внутри, и пусть он омывает свое тело; какая будет польза, какие последствия? Если же имеющий гнилую рану в теле не может получить пользы от омовения и очищения поверхности, то какую пользу мы можем получить от чистоты телесной, когда гниение находится в душе? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 800–801).

* * *

Нет ничего столь благопотребного, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь вожделенного, как добродетель (свт. Иоанн Златоуст, 55, 96).

* * *

…Чистая жизнь в состоянии с великой силой заградить уста и самого диавола (свт. Иоанн Златоуст, 55, 703).

* * *

Для сохранения чистоты душевной и телесной недостаточно одного воздержания от нищи; для этого нужны еще и другие добродетели душевные. Прежде всего, через послушание, сокрушение сердечное и утомление тела трудом надобно научиться смирению; денег не только не должно иметь, но и желание их надобно истребить, потому что не довольно того, чтобы только не иметь их, но нужно не питать и желания брать их, когда предлагают; гнев надобно подавить, уныние победить, тщеславие отвергнуть, гордость попрать, непостоянные помыслы ума обуздать непрестанным памятованием о Боге… (прп. Иоанн Кассиан, 56, 53–54).

Источник.

* * *

…Со всею осмотрительностию должны быть очищаемы сначала тайники нашего сердца. Ибо чего те желают достигнуть в чистоте тела, то мы должны иметь в тайниках совести, в которой пребывая Господь – Советник и Подвигоположник, всегда смотрит на подвиг нашего течения и борьбы, чтобы тому, что боимся сделать открыто, мы не допустили возникнуть и внутри неосторожным помышлением; и что стыдимся обнаружить перед людьми, тем не должны оскверняться и тайным согласием. Хотя оно и могло бы укрыться от знания людей, но не возможет утаиться от знания святых Ангелов и Самого Всемогущего Бога, от Которого не укроются никакие тайны (прп. Иоанн Кассиан, 56, 78).

* * *

…Как чистота и осторожность днем предуготовляет ночную чистоту, так и ночная бдительность доставляет сердцу и дневной предосторожности твердое состояние и силу (прп. Иоанн Кассиан, 56, 84). Источник.

* * *

…Никакое удручение этого тела, никакое сокрушение сердца для приобретения истинной чистоты внутреннего человека не могут быть достойны того, чтобы в состоянии были приобресть такую добродетель чистоты, прирожденную одним Ангелам и свойственную небу, одним трудом человеческим без помощи Божией (прп. Иоанн Кассиан, 56, 149).

* * *

…Никто не может достигнуть чистоты и конца совершенства иначе, как истинным смирением, которое сначала должен человек оказывать братиям, также и Богу в сокровенности сердца, в полной уверенности, что без покровительства и помощи Его, оказываемой ему ежеминутно, он вовсе не может достигнуть совершенства, которого желает и к которому́ с усилием стремится (прп. Иоанн Кассиан, 56, 157).

* * *

…Посты, бдения, отшельничество, размышление о Священном Писании нужны для главной цели, т. е. чистоты сердца, которая есть любовь, и из-за них не должно нарушать эту главную добродетель, при целом, невредимом сохранении которой у нас не будет никакого недостатка, если бы по необходимости и было опущено что-нибудь из сказанных подвигов… (прп. авва Моисей, 56, 171). Источник.

* * *

…Заботящимся о чистоте весьма большую пользу доставляет то, чтобы они прежде всего удалили от себя самые предметы плотских страстей, от которых может рождаться для больной души повод или воспоминание об этих страстях (прп. авва Серапион, 56, 241–242). Источник.

* * *

Сколько кто преуспеет в кротости сердца и терпении, столько же преуспеет и в чистоте тела, и чем дальше прогонит страсть гнева, тем лучше приобретет чистоту. Ибо тот не выгонит жара из тела, кто наперед не подавит волнения души (прп. авва Херемон, 56, 387). Источник.

* * *

Для усовершения чистоты… довольно безрассудно, особенно при таком разнообразии удовольствий или сил, назначать известную меру времени, которую нельзя назначать и для материальных искусств, и видимых наук, ибо каждому необходимо усвоять их, смотря по усердию души и по качеству дарований (прп. авва Херемон, 56, 399). Источник.

* * *

…Необходимо и чистоту внешнего человека поддерживать пищею и питием внутренней чистоты, и всегда воодушевляться ей для сохранения постоянной непорочности (прп. авва Феона, 56, 574). Источник.

* * *

…Содетель требует от нас чистоты тела, потому что телесное, избегающее пятна, позора и бесчестия, служит как бы вступлением к светлости духовной (свт. Кирилл Александрийский, 65, 42). Источник.

* * *

Сердце чистое есть то, которое представило Богу память, совершенно безвидную (чистую от впечатлений), и не имеющую образов, и готово принять одни напечатления Божии, от которых оно обыкновенно делается светлым (прп. Марк Подвижник, 89, 518).

Что такое Чистая Душа? | 101Я

Добавить в избранное

Чистота души это положительное качество личности, с Сильной защитой от негатива, в тоже время это способность этого человека отдавать все самое лучшее во внешний Мир, способность отдавать положительную энергию радости и счастья.

Качества и проявления Чистоты Души

Эзотерика дает следующую трактовку Чистой души:

Чистая Душа отдает в наш мир энергию Радости и Счастья. Сравнивая внутренний Мир и проекцию внутреннего света Души вокруг себя эта способность описывается как свет идущий от человека в виде чистой и светлой энергии.
Если в человеке проявляются положительные свойства Характера и Души, такие как Доброта, Радостность, Заботливость и Доброжелательность — излучение этой энергии не меняет своего цвета, силы и насыщенности.
Внутреннее излучение Чистой Души человека, часто затемняют отрицательные свойства характера. Если в человеке, помимо души, функционирует ложное Эго, то основной свет  Чистой Души  и его чистота тускнеет и меркнет.

В зависимости от глубины падения, эти отрицательные качества личности, могут полностью исказить энергию души.

У Завистливого, Жадного, Озлобленного человека Энергия души как Энергия жизни, излучается в искаженном виде, и она уже обусловлена Завистью, Жадностью и Озлобленностью.

В самом человеке, проявляется сложнейшая из существующих систем проявленных качеств личности, чувств, эмоций, часть из которых добродетели, а часть – пороки.

Все эти факторы приводят к зависимости Чистоты Души от силы ума, разума, ложного эго и степени проявления тех или иных качеств личности.

Красота — это синоним  Чистой Души

Красота Женщин и Чистая душа излучает энергию вечности, радости и счастья. Чистота помыслов и Чистота Души это основа Семьи!

Энергия души, осквернённая порочными качествами личности, искажается и выходит в свет в неузнаваемом виде
Чистота души – это, прежде всего, понимание того, что сознание не приковано к телу или Сознанию.
Сознание имеет полное отсутствие Чистоты, когда мы находимся в осознаном состоянии, когда начинаем все вокруг нас считать своим, это отсутствие чистоты сознания, чистоты души. Сознание и мозг, это и союзник и враг одновременно. Коварные планы, бесчеловечность и чудовищность — это противоположности Чистой Души.

Сознание оскверняет Чистую Душу, делает грязными поступки и мысли. Сознание это ложное эго. Когда человек что-то считает своим, он оскверняет Чистую Душу. Когда человек хочет жить только для себя, он Оскверняет Чистую Душу, когда человек хочет жить для других, тогда он очищает свою Чистую Душу.

В материальном мире нам ничего не принадлежит, иначе бы мы забирали все с собой. Все материальное и все то, что мы имеем, получено из-за нашего хорошего поведения и чистых помыслов Временно в аренду, для правильного, заботливого использования.

Душа подлежит чистке, если человек сможет взрастить в себе достоинства, сможет эффективно осуществлять контроль чувств, ума и ложного эго, осознает, что всё блага, которыми он располагает, даны ему, как менеджеру, для эффективного использования.

В конце этой статьи, хочется сказать следующее — Берегите чистоту своей Души. Мы не можем никакими чистящими порошками, или другими средствами очистить свою Душу!   Как ВЫ сможете уничтожить память в самом себе, какие молитвы или жертвоприношения?? 

 

Память и поступки передаются со следующими поколениями.. или ВЫ хотите оставить это для своих Детей?

Духовная чистота | Что такое Духовная чистота

Чистота духовная паче телесной.

От чиста сердца чисто зрят очи.

Пословица

       Духовная чистота как качество личности – способность воспринимать и взаимодействовать с окружающим миром напрямую, посредством души, не закрытой и блокированной ложным эго, ненасытными чувствами и хаотичным, эгоистичным  умом.

       Человек – это духовная сущность. Многие отождествляют себя с телом, не понимая, что тело всего лишь временная грубая оболочка души. Помимо грубой оболочки, душа покрыта оболочкой тонкого тела. Это, прежде всего, ум, разум и ложное эго. Сама по себе душа имеет природу счастья, вечности и полного знания. Поэтому душа постоянно генерирует энергию радости, оптимизма, энтузиазма и счастья. Душа всегда чиста, как слеза младенца. Душа, как свет, как Божья искра внутри человека, не бывает плохой и грязной.

      Откуда ж тогда берутся преступники, злодеи, завистники, расисты, словом, порочные, невежественные люди, стремительно катящиеся и неизменно попадающие в болото деградации? Раз все люди – родственные души, если в каждом человеке есть представительство Бога – совесть, почему ж на свете столько  злых, бессердечных и бездушных особей, почему наплодилось огромное количество людей, лишенных сострадания и милосердия к ближнему? Почему душа с ее энергией любви, радости и счастья не превращает каждого человека в олицетворенное добро, заботливость и порядочность?

    Дело в том, что дух и материя не соединяются, не соприкасаются. Грязь материального мира мешает душе проявлять позитивные эмоции счастья. Оболочка тонкого тела – ложное эго, ум, разум, находится вокруг души. Поэтому энергия души порой не может пробиться через эту оболочку, оскверняется и меняет своё качество. Например, свет проходящий через разноцветные стекла, меняет своё качество. Проходя через коричневое стекло, он становится коричневым, через грязные разводы на стекле – серым и тусклым.

     Чистые желания души, проходя через оболочку тонкого тела, оскверняются. Например, все знают свойства электричества. Однако использовать его можно по-разному – можно обогревать квартиру, а можно направить для получения холода в холодильнике. Душа хочет любить и заботиться о других людях, но, проходя через фильтры тонкого тела, становится непонятным, что она хочет любить и о ком заботиться. Оскверненная энергия души может превратиться в любовь к деньгам, разврату, пьянству, наркотикам. Заботиться она желает о самой себе, становясь меркантильной и циничной в отношениях с окружающими.

     Если у человека раздутое ложное эго, оно, как злобный Цербер, лишает душу права голоса. Представьте себе, что душа – это лампочка. Она находится в условиях военного времени, когда от человека требуется соблюдать правила светомаскировки, чтобы вражеские самолеты не могли прицельно бомбить город. Лампочку плотно накрывают черным непроницаемым покрывалом. Полная темень. Лампочка светит, но никто не видит ее света. Так и с душой. Под плотным покрывалом эгоизма и корысти, она не может доставить наружу свою энергию счастья.

     Духовная чистота – это когда душа может свободно излагать свои желания. Духовная чистота – это когда голос души не глушится ложным эго, похотливым умом и ненасытными чувствами. Это когда нет цензуры за порывами души. Духовная чистота – это когда душа может свободно общаться с разумом и принимать с ним совместные решения. Приняв решение, разум потирает ладоши, а душа радостно хлопает в ладоши.

       Главные враги духовной чистоты – эгоизм и корысть. Эгоизм – это сила, загрязняющая наше мировосприятие. Махровый эгоист живет исключительно ради себя, каждое слово и действо он направляет в угоду себе. Поэтому он постоянно находится в антагонизме с миром. Эгоизм рождает эгоизм. В любом общении эгоизм встречает противостояние и отторжение. Как из рогатки невозможно подбить танк, так и посредством души нельзя пробить броню запущенного эгоизма. Душа желала б явить миру свои чистые намерения, но когда на твоем пути ложное эго построило несколько укрепрайонов, пробиться в мир через дзоты эгоизма становится невозможным.

       Когда людям задавали вопрос: «Что они понимают под духовной чистотой?, получали довольно интересные, соответствующие истине ответы. Так Ольга К сказала: – Чистота души для меня тесно переплетается с духовностью. Чистота – это нечто святое, данное Богом всем при рождении. Но к сожалению, когда человек становится всё старше и старше, он загрязняет свою душу “человеческим” мусором. И только те, в чьих сердцах ещё остаётся тлеть уголёк святого, идут к Богу, т.к. “только чистые сердцем” могут принять Бога. К сожалению все мы хотим иметь чистую квартиру, чистые вещи и т.д., то есть чистоту физическую, но не каждый задумывается о своей духовной чистоте. И если человек сразу не задумывается об этом, ему всё равно придётся пройти “очистку”, только уже пройдя различные сложности.

       Александр Ц высказал такую точку зрения: – Что значит быть чистым как ребёнок? Для этого нужно из глубины памяти вынуть и вспомнить мгновения своего детства. Тогда, когда мир для нас был очень большим, интересным и непонятным. Когда сердца наши были наполнены любовью и радостью. Мысли были красивы, чисты и полны фантазий. Душа была как белоснежное покрывало, благоухающее своей чистотой и свежестью. Дети похожи на маленьких ангелов, ничто пока из этого мира не наложило на них свой отпечаток. Первым делом каждого родителя является сохранение в ребёнке его лучших качеств. Быть человеком с чистой душой – значит сохранить в себе частицу детства, частицу того мира, в котором когда-то ты был самим собой.

       Ирина Л сказала: – Чистота духовная. Мне кажется, что это способность человека быть невосприимчивым к окружающей грязи, греху. Сохранять духовную красоту – чистоту – могут люди, обладающие недюжинной волей, внутренней силой, чтобы не погрязнуть, не опуститься, сохранить то, что дано нам от Бога. Чистота означает высокое духовное развитие души, внутренний свет.

       В контексте мыслей о духовной чистоте написана замечательная притча.

      Однажды жила-была Маленькая Душа, и сказала она Богу: — Я знаю, кто я есть! И Бог сказал: — Это прекрасно! Кто же ты? И Маленькая Душа прокричала: — Я Есть Свет! — Это верно, — улыбнулся Бог. — Ты есть Свет. Маленькая Душа была страшно счастлива, так как она выяснила то, что Всем душам Королевства предстоит выяснять. — О! — сказала Маленькая Душа. — Это действительно здорово! Но вскоре знание того, кем она была, показалось ей недостаточным. Маленькая Душа почувствовала внутренний дискомфорт, теперь ей захотелось быть тем, что она есть. Итак, Маленькая Душа вернулась к Богу (что совсем неплохая идея для всех душ, которые хотят узнать, Кто Они Есть в Действительности) и сказала: — Теперь, когда я знаю, Кто Я Есть, скажи, можно ли мне быть этим? И Бог сказал: — Ты хочешь сказать, что хочешь быть Тем, Кто Ты Уже Есть? — Ну, — ответила Маленькая Душа, — одно дело знать, Кто Я Есть, и совсем другое — фактически быть этим. Я хочу почувствовать, как это — быть Светом! — Но ты уже есть Свет, — повторил Бог, вновь улыбаясь. — Да, но я бы хотела узнать, как это — чувствовать себя Светом! — воскликнула Маленькая Душа. — Хорошо, — сказал Бог с улыбкой. — Я полагаю, я должен знать: ты всегда любила приключения.

      И затем Бог продолжил уже по-другому. — Есть только одна деталь… — Что это? — спросила Маленькая Душа. — Видишь ли, нет ничего иного, кроме Света. Понимаешь, я не создал ничего отличного от тебя; и поэтому тебе не так просто будет познать, Кто Ты Есть, пока нет ничего, что есть не ты.  – Хм… — сказала Маленькая Душа, которая была теперь несколько смущена. – Подумай над этим, — сказал Бог. — Ты подобна свечке на Солнце. О, ты там, не сомневайся, вместе с миллионом, квадриллионом других свечей, которые составляют Солнце. И Солнце не было бы Солнцем без вас. Нет, это бы осталось солнце без одной из своих свечей. И это было бы вовсе не Солнце, так как оно бы уже не было такое же яркое. И всё-таки, как же познать себя, как Свет, когда ты внутри Света — вот вопрос. — Ну, — подпрыгнула Маленькая Душа, — ты — Бог. Придумай что-нибудь! Бог опять улыбнулся.  — Я уже придумал. Раз ты не можешь увидеть себя как Свет, когда ты внутри Света, мы окружим тебя темнотой.
— Что такое темнота? — спросила Маленькая Душа.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Афоризмы на тему ЧИСТОТА ДУШИ

Чистота  души как качество личности – способность не допустить обусловленность души негативными качествами личности; дать душе возможность свободно изливать во внешний мир энергию радости и счастья.

Невидимое видим мы настолько, насколько чиста наша душа; она чиста настолько, насколько мы её отполировали.

Чистая душа беспрепятственно поставляет в мир энергию радости и счастья. Но, помимо души, на тонком уровне в человеке  функционирует ложное эго, разум и ум.  Сам человек как сложнейшая из существующих систем представляет определённую систему проявленных качеств личности, часть из которых добродетели, а часть – пороки. Все эти факторы приводят к обусловленности души, то есть её зависимости от силы ума, разума, ложного эго и степени проявления тех или иных качеств личности.

Представим, что душа – электрическая лампочка. Если её накрыть прозрачным покрывалом добродетельных качеств личности, она практически не изменит свой первоначальный цвет. Наоборот усилит своё воздействие, если в человеке веско проявлена доброта, радостность, заботливость и доброжелательность. Если накрыть лампочку зеленой материей, она будет излучать в мир зелёный цвет. Так, если мы накроем душу частично добродетельными качествами личности, а частично порочными, цвет ее претерпит преломление, она уже не сможет доносить в окружающий мир энергию радости и счастья. Будет что-то искаженное, преломлённое, изменённое в худшую сторону.

Представим, что лампочка накрыта плотным чёрным покрывалом. В комнате темно, будто вы соблюдаете правила светомаскировки от вражеских бомбардировщиков. Отрицательные качества личности полностью исказили энергию души.

У завистливого, жадного, озлобленного человека энергия души как энергия жизни, естественно, излучается, но она уже обусловлена завистью, жадностью и озлобленностью.

Чистая душа излучает энергию вечности, радости и счастья. Энергия души, осквернённая порочными качествами личности, искажается и выходит в свет в неузнаваемом виде.  Словом, душа, обусловленная пороками, не может доводить до людей свою энергию в первоначальном, присущем её природе виде. Пороки, как грязные разводы на окне, искажают до неузнаваемости её энергию радости и счастья.

Душа подвержена влиянию чувств, движению ума, советам разума и капризам ложного эго. Если человек разумен, если не понаслышке знает о самоконтроле и самодисциплине, он посредством своего разума контролирует ненасытные чувства и вожделенный, беспокойный ум, живущий в режиме «приятно – неприятно», «нравится – не нравится». Если разум силён он и ложное эго может поставить по стойке смирно. Возникает идеальное состояние: человек перед принятием решения ждёт, когда душа захлопает в ладоши, а разум, живущий в режиме «полезно или вредно», «можно или нельзя», радостно начнёт потирать руки.

Чистота души – это, прежде всего, понимание того, что сознание не приковано к телу. Ничто так не оскверняет душу как ложное эго. Оно говорит: – Хочу мне, хочу для меня, мне это интересно, мне это нужно, мне и мое. Ложное эго пропитывает всё, с чем мы соприкасаемся, и мы иллюзорно начинаем считать это своим.

Поэтому следует крепко помнить, что  сознание имеет полное отсутствие чистоты, когда мы находимся в состоянии, когда  начинаем всё вокруг нас считать своим, это отсутствие чистоты сознания, чистоты души. Никакой чистоты души здесь нет. Потому, что есть только одна сила у нас в организме, которая оскверняет сознание, делает его грязным, это ложное эго. Когда человек что-то считает своим, он оскверняет сознание. Когда человек хочет жить только для себя, он оскверняет душу, когда человек хочет жить для других, тогда он очищает свою душу.

В материальном мире нам ничего не принадлежит, иначе бы мы забирали всё в гроб. Всё принадлежит Богу. То, что мы имеем, получено из-за нашего благочестия в аренду, для правильного, заботливого использования. В духовный мир мы можем взять только духовное: свои качества личности, свой ум и разум. Когда человек осознаёт эту мысль,  он сразу испытывает счастье. Потому что несчастье наступает тогда, когда человек привязывается к какой-то вещи.

Душа подлежит чистке, если человек сможет взрастить в себе достоинства, сможет эффективно осуществлять контроль чувств, ума и ложного эго, осознает, что всё блага, которыми он располагает, даны ему, как менеджеру, для эффективного использования.

Петр Ковалев  

Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

ЧИСТОТА ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ — православная социальная сеть «Елицы»

(из сочинений-размышлений студентов 2-го курса педагогического вуза)

Чистота души для меня тесно переплетается с духовностью. Чистота – это нечто святое, данное Богом всем при рождении. Но к сожалению, когда человек становится всё старше и старше, он загрязняет свою душу “человеческим” мусором. И только те, в чьих сердцах ещё остаётся тлеть уголёк святого, идут к Богу, т.к. “только чистые сердцем” могут принять Бога. К сожалению все мы хотим иметь чистую квартиру, чистые вещи и т.д., то есть чистоту физическую, но не каждый задумывается о своей духовной чистоте. И если человек сразу не задумывается об этом, ему всё равно придётся пройти “очистку”, только уже пройдя различные сложности (Ольга К.)

Что значит быть чистым внутри? Внутренняя чистота непосредственно определяется степенью доброжелательности мыслей человека, состоянием его души. По-моему, все люди изначально чисты, т.е. когда ещё они дети, а затем из-за окружающего нас внешнего мира мысли и душа человека начинают чернеть и черстветь. Быть чистым человеком – значит быть лучше этого мира в отношении к людям, природе и всему окружающему.
Сохранить, именно сохранить чистоту в человеке можно лишь в определённых условиях и с помощью воспитателей и учителей. Да и сам человек должен осознать, что надо заботиться о своей внутренней чистоте, следить за тем, чтобы чёрные мысли не оставляли большие “кляксы” на его душе (Алексей С.)

Это такая чистота, когда человека ничего не тревожит, он в ладах со своей совестью, у него нет грязных и пошлых мыслей. Он думает о себе, о людях, о хороших и добрых делах. Речь человека ясная и правильная, в ней нет грубых слов, которые могут обидеть человека.
В душе человека нет ненависти, злобы, зависти. Его душа прекрасна и открыта. Чистота – это когда человек не таит обиды, потому что умеет прощать… К этому надо стремиться, надо очищать себя от всего негативного и тогда наш мир будет чищеи светлее (Ольга К.)

Доброта, человеколюбие (возлюби ближнего своего как самого себя) – это всё христианские заповеди; честность, терпение, сострадание – эти понятия и являются составляющими душевной чистоты. И всё-таки, я считаю, на первом месте находится любовь! Ведь человек, способный любить, не умеет делать зла. Любовь очищает душу человека и поднимает его на новую ступень развития… Чем выше духовность человека, тем чище его душа (Олеся Г.)
Что значит быть чистым как ребёнок? Для этого нужно из глубины памяти вынуть и вспомнить мгновения своего детства. Тогда, когда мир для нас был очень большим, интересным и непонятным. Когда сердца наши были наполнены любовью и радостью. Мысли были красивы, чисты и полны фантазий. Душа была как белоснежное покрывало, благоухающее своей чистотой и свежестью.
Дети похожи на маленьких ангелов, ничто пока из этого мира не наложило на них свой отпечаток. Первым делом каждого родителя является сохранение в ребёнке его лучших качеств. Быть человеком с чистой душой – значит сохранить в себе частицу детства, частицу того мира, в котором когда-то ты был самим собой (Александр Ц.)

На мой взгляд чистоту можно отождествить с нравственной красотой. Ведь нравственно красивым, красивым душой не может быть человек с нечистой совестью или дурными помыслами. Как раз отсутствие внутри человека даже дурных помыслов, не говоря уже о делах, я, наверное, и называю духовной чистотой… Духовная чистота нужна людям. Духовное очищение себя необходимо для подготовки к чему-то качественно новому (Илья В.)
Душа и сердце чистыми могут быть тогда, когда человек прежде всего обращён к Богу, когда сердце и душа не связаны со злом, завистью. Когда мы обращены к Богу, приходим в Храм, то именно здесь мы очищаемся и становимся чище душой, сердцем, разумом… Самое большое богатство человека – быть чистым во всех отношениях (Галина М.)

Духовная чистота для меня – это чистая и откровенная душа, безгрешная душа. Человек с чистой душой не знает, что значит причинить зло. Этот человек добрый, отзывчивый…
Чтобы на планете был мир и спокойствие, люди должны как можно больше делать добра окружающим и не совершать зла. Ведь чем лучше мы относимся друг к другу, тем чище наши отношения, и тем чище наша душа. А зло, в свою очередь, оскверняет душу, не делает её чистой, порождает проблемы и приводит к бедам. Поэтому нам всем необходимо очищать свою душу, делая добро другим и не совершая зла (без Ф.И.)

Чистота духовная. Мне кажется, что это способность человека быть невосприимчивым к окружающей грязи, греху. Сохранять духовную красоту – чистоту – могут люди, обладающие недюжинной волей, внутренней силой, чтобы не погрязнуть, не опуститься, сохранить то, что дано нам от Бога. Чистота означает высокое духовное развитие души, внутренний свет (Ирина Л.)

Понятие чистоты у меня ассоциируется с понятием духовности (Ксения К.)

Азбука Спасения — Чистота души

 

Чистота души есть первоначальное дарование естества нашего. Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов и не приобретает славы, утраченной преступлением.  

Преподобный Исаак Сирин

  

  

 

Святой Антоний Великий

Чистая душа освящается Богом

Чистая душа, будучи добротна, освящается и осиявается Богом, и тогда ум помышляет о добром и рождает боголюбивые намерения и дела. Но когда душа осквернится грехом, тогда Бог отвращается от нее, или лучше – сама душа отделяет себя от Бога, и лукавые демоны, вошедши в помысел, внушают душе неподобные дела: прелюбодеяния, убийства, хищения и подобные сим демонские злые деяния.

 

 

Преподобный Симеон Новый Богослов 

Ведение Бога происходит от чистоты души и от Божественной благодати

Ныне такое время, в которое прилично сказать с Пророком Давидом: Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго (Пс.13:2-3). Где премудр? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обуи ли Бог премудрость мира сего (1Кор.1:20), чтобы никто не мог посредством ее познавать истинную премудрость, Бога единого истинно сущего? — Ибо если б, братия, могло нам подаваться познание истинной премудрости и Боговедения посредством писмен, обучения и внешней премудрости, то для чего бы требовалась вера? или божественное Крещение? или причастие Святых Таин? Конечно, не требовались бы. Но понеже не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих (1Кор.1:21). И это говорит божественный Павел. Я же справедливо могу плакать и рыдать о сокрушении собственных моих членов, то есть плотских и духовных братии моих, — о том, что мы, облекшиеся во Христа в божественном Крещении, ни во что вменяя Тайны Христовы, думаем, что можем получить познание истины Божией посредством внешней премудрости и посредством одного чтения премудрых Писаний святых мужей, в котором упражняемся и, довольствуясь этими одними средствами, почитаем себя постигшими православие и имеющими точное и твердое познание Пресвятой Троицы, — и не только об этом, но что и более почтенные пред другими люди неразумно полагают, будто те мысли, какие они слагают в уме своем, суть созерцания такого же достоинства, как и те, которые подаются достойным только чрез озарение Духа Святого. Увы! какое безумие и какое ослепление! Другие, опять, без чистоты сердечной углубляясь умом своим в тайны Бога и богословствуя, когда услышат о Боге, что как в трех солнцах единое есть сияние света, так и в Пресвятой Троице — едино сияние единого Божества, тотчас воображают в уме своем три солнца, соединенные по свету, то есть по существу, и разделенные по ипостасям, и полагают несмысленно, что они видят так Самое Божество и что Святая, единосущная и нераздельная Троица полно выражается сим уподоблением.

Но не так есть, братия, не так. Никто не может добре и полно постигнуть умом и выразить словом догмат о Пресвятой Троице, сколько ни читай он Божественные Писания. Истинно верующий и не берется за это, но, приемля с верою написанное, в том одном пребывает, ничего более не пытая, и кроме написанного и того, чему научен, совершенно ничего другого не может он сказать пытливым и самонадеянно дерзающим исследовать божественное. Что такое слово мое истинно, послушай, что говорит Христос Господь: никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти (Мф.11:27). Этими словами и другими подобными заграждаются бесстыжие и бездверные уста тех, которые говорят и думают, что знают сущую истину, Самого, говорю, Бога, из внешней мудрости и из писмен изучаемых, и что сими средствами они стяжавают познание сокровенных тайн Божиих, которые открываются только Духом. Ибо если никтоже знает Сына токмо Отец, ни Отца кто знает токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти глубины сии и сии тайны (ибо, говорит, тайны Мои — Мне и Моим), то кто из мудрых, или риторов, или ученых (кроме тех, которые при сем очистили ум свой высшею философиею и подвижничеством, и имеют душевные чувства свои истинно обученными) может без откровения свыше от Господа одною человеческою мудростью познать сокровенные тайны Божии? Они открываются посредством умного созерцания, действуемого Божественным Духом в тех, коим дано и всегда дается познавать их божественною благодатью. Знание сих тайн есть достояние тех людей, которых ум каждодневно просвещается Духом Святым ради чистоты душ их, — тех, коих умные очи добре открыты действием лучей Солнца правды, — тех, коим дано Духом Святым слово разума и слово премудрости, — тех, кои сохраняют совесть и страх Божий, посредством любви, мира, благости, милосердия, воздержания и веры. Вот чье достояние есть ведение божественного!

Тем, кои таковы, говорит Христос, как сказал и Апостолам: вам дано есть ведати тайны царствия Божия, прочим же в притчах (Лк.8:10). Они, движимы будучи Божественным Духом, знают равночестие и единение, которое имеет Сын с Отцом, так как видят во Отце Сына и в Сыне Отца чрез Духа, как написано в Евангелии: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин.14:10), — причем подразумевается, что и Дух Святой равно есть во Отце. Ибо так как Дух Святой исходит от Отца, Отец же весь есть во всем Сыне, то и Дух Святой есть во Отце и Сыне. Отец и Сын и Дух Святой есть един Бог, поклоняемый от всякого дыхания. — Как же можно тебе говорить, что едино три солнца? Ибо если ты их соединишь и скажешь, что три — одно, то три объединятся, и будут в одно солнце. Если же не соединишь их, а скажешь, что их три, то потеряешь единство трех. Отца без Сына и Духа невозможно тебе найти никоим образом, ни Сына без Отца и Духа, ни Духа без Отца и Сына. Почему веруй, что в Духе Отец и Сын, в Сыне Отец и Дух, во Отце Сын, соприсносущно всегда сущий и пребывающий и имеющий сияющим вместе с Собою Духа Святого. Эти три лица не суть три Бога, но един Бог в трех ипостасях, воспеваемый бесчисленными Ангелами, сый и присносый и такожде сый, в едином сосущии, и царствии, и Божестве. Ибо хотя в каждом из трех лиц помышляются срасленные (свойственные. — Ред.) им личные особности (нерожденность, рожденность и исходность), однако же, три лица един Бог, и едино, то есть един Бог — три, чему невозможно быть в трех солнцах.

 

 

 

 

 Преподобный Исаак Сирин

Чистота души есть первоначальное дарование естества нашего

Без чистоты от страстей душа не врачуется от греховных недугов и не приобретает славы, утраченной преступлением. Если же кто сподобился очищения, то есть душевного здравия, то ум его действительно и на самом деле приемлет в себя радость духовным чувством, ибо делается он сыном Божиим и братом Христовым и не имеет времени ощущать встречающееся с ним доброе и худое.

 

 

У чистого душою мысленная область внутри его, сияющее в нем солнце — свет Святыя Троицы, воздух, которым дышат обитатели области сея, — Утешительный и Всесильный Дух, совосседающие с ним — святые и бесплотные природы, а жизнь, и радость, и веселие их — Христос, Свет от Света — Отца. Таковый и видением души своей ежечасно увеселяется, и дивится красоте своей, которая действительно во сто крат блистательнее светлости солнечной. Это — Иерусалим и Царство Божие, внутри нас сокровенное, по Господнему слову (Лк.17:21). Область сия есть облако Божией славы, в которое только чистые сердцем внидут узреть лице своего Владыки и озарить умы свои лучами Владычнего света.

Не может ли душа очиститься и во время пребывания вне двери?

Если дерево ежедневно поливается, то засыхает ли когда корень его? Убывает ли когда в сосуде, в который ежедневно прибавляют? И если чистота не иное что есть, как незнание вольного обращения с людьми и оставление этой привычки, то как же пожелать, чтобы очистилась когда душа его, тому, кто деятельно сам собою или другими, посредством чувств, обновляет в себе памятование старой привычки, то есть познания порока? Возможно ли, чтобы очистилась когда душа его от этого или освободился он когда от внешних противодействий и мог увидеть себя? Если сердце ежедневно оскверняется, то очистится ли человек от скверны? Не в силах он противостать действию внешней силы, не тем ли паче не может очистить сердца, когда стоит среди воинского стана и ежедневно ждет слышать частые вести о брани? И как осмелится он провозгласить мир в душе своей? Если же удалится от сего, то может понемногу прекращать сперва внутренние волнения.

Пока река не преграждена вверху, не иссякают воды ее внизу. Когда же придет человек в безмолвие, тогда душа может различать страсти и разумно изведывать свою мудрость. Тогда и внутренний человек пробуждается на духовное дело и день ото дня более ощущает сокровенную мудрость, цветущую в душе его.

 

 

Святитель Григорий Нисский 

Чистая душа служит для Бога невестою

Чистая душа служит для Него <Бога> и невестою, и стрелою, и, как стрелу, направляет Он ее к доброй цели, как невесту, восприемлет в общение неистленной вечности. Душе, достигшей чистоты, должно не иметь в себе ничего, кроме Бога, и ни на что иное не обращать внимания, но только быть чистою от всякого вещественного дела и понятия, чтобы, всей и всецело претворившись в мысленное и невещественное, соделать себя самым явственным изображением красоты первообраза.

 

 

Святитель Иоанн Златоуст

Чистота душевная доставляет нам дерзновение перед Богом

Чистота телесная не приносит большой пользы, а чистота душевная доставляет нам дерзновение перед Богом. Ту могут иметь и прелюбодеи, и воры, и убийцы, и сластолюбцы, и развратники, и блудники, и блудницы, последние по преимуществу: они больше всех заботятся о чистоте тела, постоянно намащая себя миром и повапляя гроб свой (Мф. 23:27), ведь их тело — гроб, внутри которого — мертвая душа. Такую чистоту и они могут иметь, внутренней же — не могут. Неважное дело, если ты вымоешь тело: это — очищение иудейское, пустое и бесполезное, если нет очищения внутреннего. Положим, что кто-нибудь страдает гниением или ранами внутри, и пусть он омывает свое тело, какая будет польза, какие последствия? Если же имеющий гнилую рану в теле не может получить пользы от омовения и очищения поверхности, то какую пользу мы можем получить от чистоты телесной, когда гниение находится в душе?

Нет ничего столь благопотребного, как чистота жизни, ничего столь прекрасного, как благоустроенная жизнь, ничего столь вожделенного, как добродетель.

Как ты можешь соблюдать чистоту души? 

Если станешь отвергать всякий порочный помысл, если сделаешь область своих мыслей недоступною для диавольских внушений, если будешь постоянно украшать свою душу как неприступное святилище.

 

 

 

Блаженный Диадох Фотикийский 

Что свойственно чистой душе

Душе чистой свойственны слово независтное, рвение незлобивое и рачение о славе Господа непрестающее. Тогда когда душа чиста и ум верно установляет свои чаши (как установляются на весах чаши весовые), и трезвенным пребывает в своем о всем суждении, как на чистейшем и неподкупном судилище.

 

 

 

Авва Евагрий Понтийский

Сосуд избран душа чистая, нечистая же исполнится горестей.

 

 

 

Преподобный Феодор Студит 

Что сладостнее, и что блаженнее, как иметь душу чистою и ум не ураненным страстями? 

 

 

 

Инок Никодим

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» — так обетовал нам Господь Бог. А кто сподобится видения Бога, тот не увидит уже смерти вовек. Поэтому, прежде всего желающим спастись, нужно озаботится очищением души от мерзких страстей, приразившихся к нам по грехопадении прародителей, и которыми уловляет дьявол нерадивых в свои греховные сети. Очищением же души служит следование Слову Божию, изложенном в Святом Писании. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится вам», — так заповедал нам Господь, потому что не войдет Он в не очищенное от пороков и страстей сердце и не освятит его Светом Своей Благодати, Который есть Истина и Дух Утешитель, которые и спасают человека.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *