Гештальтпсихология это что: Гештальтпсихология — Википедия – Основы гештальтпсихологии | Блог 4brain

Содержание

Гештальтпсихология — Википедия

Гештáльтпсихолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — общепсихологическое направление, связанное с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Кристиан фон Эренфельс (1859—1932), один из предшественников гештальтпсихологии, ещё в начале XX века подчёркивал, что «целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей». Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Кёлеру, является мелодия, которая узнаётся даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаём её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию как ту же самую.

Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания находится характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальтизма[править | править код]

Все вышеперечисленные свойства восприятия — константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
Принцип близости. Правая часть рисунка воспринимается как три столбика.
  • схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
Принцип схожести. Рисунок воспринимается как строки, а не как колонки.
  • целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
  • замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
Принцип замкнутости. Рисунок воспринимается не как отдельные отрезки, а как круг и прямоугольник.
  • смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое),
  • общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений).

Гештальт-качества[править | править код]

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершёнными структурами, с чётко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта. Одним из фундаментальных свойств гештальта является стремление к завершённости, проявляющееся, в частности, эффектом Зейгарник.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы — фона. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта могут иметь различные ранги. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остаётся, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, но может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершённость гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчётливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

Константность размера[править | править код]

Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врождённым. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так, в 1961 году, Колин Тернбулл отвёз пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы[править | править код]

Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости[править | править код]

Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.

Простейшее формирование восприятия заключается в выделении в зрительном восприятии объекта как фигуры, расположенной на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание ее в качестве объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Гештальтпсихология к 20-м годам XX столетия заняла достаточно прочные позиции в Германии. Но её дальнейшему развитию помешала политика. В 1933 году правительство Адольфа Гитлера изгнало всех евреев, работавших в германских университетах. Макс Вертгеймер и Курт Коффка были евреями, и они вместе с остальными ведущими гештальтпсихологами эмигрировали в США. Однако в США в то время господствовал бихевиоризм, придерживавшийся совершенно иного подхода, и гештальтпсихология не смогла занять в этой стране столь же видное место, какое ей удалось занять в Германии. В результате гештальтпсихология прекратила своё существование в качестве отдельной научной школы в 60-е годы XX столетия вместе со смертью Вольфганга Кёлера

[2][3].

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенёс идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

Один из основателей гуманистической и трансперсональной психологии Абрахам Маслоу при создании своей теории самоактуализации испытал влияние Макса Вертгеймера, которого он считал одним из образцов самоактуализированной личности.

Акрити — (дев. अकृति, akṛti IAST, от корня kṛ — «проявлять», с префиксом ā) — наблюдаемая индивидуальная форма вещи, конфигурация, силуэт, очертание, абрис, (ср. «эйдос» греч. философии и совр. понятие «гештальт»). Термин используется в дискуссиях о значении слова, его отношении к объекту и ритуальному действию[4].

  • Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.
  • Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994.
  • Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М.: Прогресс, 1987.
  • Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. — М., 1965. — С. 21—85.
  • Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. — М., 1965. С. 86—234.
  • Марцинковская Т. Д. История психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Редактор Е. В. Сатарова. — 4-е издание, стереотипное. — Москва: Издательский центр «Академия», 2004. — 544 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7695-1994-0.
  • Arnheim R. Visual thinking. Berkeley and Los Angeles: California UP, 1967.
  • Koffka K. Principles of Gestalt psychology. N.Y., 1935.
  • Kohler W. Gestalt psychology. N. Y., 1947 (revised ed.).
  • Джеймс Р. Льюис. Энциклопедия сновидений. — C. 151.

«Что такое «гештальт» простым и доступным языком?» – Яндекс.Знатоки

Гештальт — это то, что возникает вместе с появлением какой-либо нашей потребности. В момент, когда у нас возникает нехватка чего-либо, у нас появляются чувства, мысли, идеи, воспоминания, образы, которые в конечном счете сподвигают нас заняться удовлетворением нашей потребности. Гештальт — это совокупность того, что у нас возникает внутри и того, что есть снаружи, что так или иначе связано с нашей потребностью и ее возможным удовлетворением. В момент формирования гештальта мы как будто собираем различные ингредиенты для приготовления какого-либо блюда. Блюдо, как и гештальт — это не просто сумма частей, это нечто большее.

Например, мне захотелось есть. Я осознаю свое желание поесть, и в этот момент начинается формирование гештальта: я начинаю думать о том, что именно хочу съесть, у меня возникают образы различных блюд в голове, это сопровождается конкретными ощущениями в теле, у меня формируется некоторый план того, как я могу удовлетворить свою потребность, я каким-либо образом осуществляю этот план: нахожу конкретное блюдо в окружающей среде и съедаю его. Все это процесс формирования и закрытия гештальта.

Главная философия гештальтистов — это приверженность целостному подходу к человеку. Для гештальтистов важно рассматривать человека и его опыт целостно, в то время, как для большинства направлений психотерапии того времени, когда появилась сначала гештальтпсихология, а затем и гештальт-терапия, было характерно деление человека на разные части. Самым распространенным разделением было и остается разделение на тело и психику. Даже если какие-то направления и искали причинно-следственные связи между психическими и телесными проявлениями, то, тем не менее, рассматривали эти процессы, как параллельные, а не как части одного целого. Гештальт-терапевты — приверженцы того, что человек проявляет себя целостно, что ничто из этого не первично и, при этом, и то, и другое одинаково важно.

Важно, например, не только, что я говорю, но и как говорю, и как при этом проявляюсь телесно. Может быть я замираю, когда рассказываю о своем счастливом детстве? Или сжимаю кулаки? Или стискиваю зубы? Если не принимать во внимание телесные проявления человека, то его опыт останется не до конца понятным. Возможно даже, что часто бывает, человек и телесно проявляет себя вполне соотвествующе своим вербальным проявлениям. Но я, например, слушая его, испытываю невероятную грусть, или страх, хотя сам человек этого не испытывает по причине того, что какая-то часть его опыта отщеплена. В момент нашего с ним взаимодействия мы с ним формируем совместное поле нашего опыта, и мои переживания, будучи воспринятыми им, могут помочь ему дособрать недостающие части для формирования и закрытия его гештальта.

«Гештальт» — это термин, который был выбран для обозначения единицы такого целостного опыта. Этот термин — главный элемент, на который опирается вся остальная философия гештальт-терапии.

Главная задача гештальт-терапии — помочь клиенту дособрать необходимые ингредиенты для формирования и последующего закрытия гештальтов. Незакрытые гештальты тянут из нас энергию, как фоновые процессы в компьютере, от которых обычно мало пользы, но при этом они едят ресурсы и иногда бывают даже вредны. Закрытие гештальта — это не обязательно делание того, что не было сделано в прошлом. Часто, наоборот, человек, разместив свои воспоминания и застывшие переживания в контексте отношений с другим человеком, становится способным отпустить свое прошлое, отказавшись наконец от неактуальных уже планов. В процессе гештальт-терапии клиент получает или возвращает себе то, что делает его опыт более полным. Это необязательно что-то приятное и хорошее, напротив, чаще это что-то крайне болезненное. Но обретаемая постепенно полнота опыта в итоге наделяет клиента способностью быть живым и получать от жизни больше радости и удовольствия.

Гештальт-терапия — Википедия

Гешта́льт-терапи́я (от нем. Gestalt — здесь «целостный образ») — одно из направлений в психотерапии, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах[1][2]. Зародилось в 1950-х годах и получило большое распространение, начиная с 1960-х. В отличие от психоанализа, гештальт-терапевт не занимается интерпретацией бессознательного пациента, а помогает клиенту развить самосознание, и играет роль не пассивного стороннего наблюдателя, как психоаналитик, а активного участника, раскрываясь, взаимодействуя с пациентом как личность с личностью, как это предполагает гуманистический подход[1].

Гештальт-терапия не является прикладной отраслью гештальтпсихологии, хотя и вобрала в себя некоторые идеи последней.

Основные концепции и процесс терапии[править | править код]

Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе гештальт-терапии клиенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены.[1]

В качестве эксперимента клиенту может быть предложено, например, рассказать о каком-то событии своей жизни, о какой-то своей проблеме, просто поговорить на произвольную тему или представить и описать некую гипотетическую ситуацию, и как бы пациент в ней себя повёл.[2] Также в качестве эксперимента часто применяется монодрама (ещё называемая «метод пустого стула»): клиенту предлагается представить, что на пустом стуле рядом сидит какой-то важный для него человек (или он сам), и начать разговаривать с ним (с собой) вслух. Терапевт может вмешиваться в ход эксперимента: направлять его, задавать вопросы, акцентировать на чём-то внимание. Продолжительность эксперимента заранее не устанавливается. Перед началом терапевт инструктирует клиента внимательно наблюдать за собой в ходе эксперимента и фиксировать феномены.[1]

В качестве феноменов могут выступать: эмоции, изменения в голосе (повышение и понижение тона, дрожание, запинки), мимика, поза, жесты, время реакции, появление разных ощущений в теле (напряжение, жар, холод, «мурашки») и т. д. Как феномены рассматриваются только явления, наблюдаемые непосредственно во время эксперимента, даже если эксперимент посвящён событиям прошлого. Это отражает важный принцип гештальт-терапии — принцип «здесь и сейчас», в соответствии с которым работа должна проводиться только над имеющимися в данный момент чувствами и мыслями (включая чувства и мысли по поводу прошлых событий), а не теми, что были в момент прошедших событий.[1]

Учась фиксировать в себе феномены, пациент развивает в себе осознавание — ключевое понятие гештальт-терапии. Успех гештальт-терапии в целом зависит от успешности развития этого навыка и обучения пациента применять этот навык в реальной жизни после окончания сеансов терапии.[2]

После завершения эксперимента феномены обсуждаются с гештальт терапевтом. В ходе обсуждения затрагиваются темы потребностей и ожиданий клиента, обсуждается, как эти потребности и ожидания соотносятся с тем, что происходит на самом деле, что нужно от клиента другим людям, как соотносятся ожидания пациента и других людей. Гештальт терапевт указывает на феномены, упущенные клиентом, на которые нужно обращать внимание при следующих экспериментах для улучшения осознавания.[1] По канонам гуманистического подхода в гештальт-терапии гештальт терапевт анализирует феномены совместно с клиентом на равных, избегая наставничества, доверяя суждениям клиента, при этом полностью вовлекаясь в процесс обсуждения, раскрываясь как личность, рассказывая о собственном опыте и событиях своей жизни. По этой причине личные качества гештальт терапевта имеют огромное значение в гештальт-терапии, большее, чем в психоанализе и поведенческой терапии. Между клиентом и гештальт терапевтом должен установиться диалог — ещё одно важное понятие гештальт-терапии.[1]

Целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа (гештальта) личности клиента. Посредством осознавания клиент должен выявить отвергаемые им части своей личности: отвергаемые эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принять их, принять себя и тем самым восстановить целостность своей личности.[1] Большое внимание при этом уделяется также развитию независимости личности — умению следовать своим собственным мечтам и потребностям, а не потребностям других людей.

Основные идеи гештальт-терапии были разработаны в 1940-50-х годах Фредериком (Фрицем) Перлзом, его женой Лаурой Перлз и Полом Гудменом. Фриц Перлз, психоаналитик и убеждённый фрейдист, в какой-то момент начал пересматривать свои взгляды на психоанализ, и первые идеи гештальт-терапии можно рассматривать именно как ревизию психоанализа.[1] Однако затем его идеи претерпели бурное развитие и быстро превратились в независимую систему психотерапии, вобрав в себя элементы гештальтпсихологии, экзистенциальной психологии, психодрамы и других популярных в 1940-х идей.

Совместно с Полом Гудменом (англ. Paul Goodman) и Ральфом Хефферлином[en] (англ. Ralph Hefferline) в 1951 году Перлз пишет основополагающий труд «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности» (англ. Gestalt Therapy: Excitement and Growth in the Human Personality). В 1952 году Перлз переезжает в Нью-Йорк и вместе с «Семёркой» (кроме него, в «Семёрке» состояли Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудмен, Элиот Шапиро, Ричард Кицлер и Пол Вейс) учреждает Нью-Йоркский Гештальт-институт, штаб-квартира которого первоначально находилась в квартире Перлзов. Идеи гештальт-терапии быстро набирают популярность. В 1954 году был создан Кливлендский институт гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы гештальт-терапии были организованы по всей Америке. В 60-х годах началось распространение гештальт-терапии в Европе.

По сравнению с ранними годами гештальт-терапия претерпела в ходе своего развития два важных изменения. Во-первых, стала реже применяться групповая терапия, которую продвигал Фриц Перлз, на каком-то этапе вообще отказавшийся от индивидуальных сеансов, посчитав это устаревшей методикой. Во-вторых, отношение к пациенту стало более терпимым и сочувственным. Вхождение в конфликт с пациентом, которое нередко применял сам Перлз, стало считаться крайне нежелательным, хотя в принципе остаётся допустимым в рамках гештальт-терапии.[1]

Создатели гештальт-терапии считали это направление психотерапии абсолютно практическим и не подлежащим теоретическому изучению. У Фрица Перлза даже было понятие «слоновье дерьмо» — специально для обозначения теоретизирования. Однако, с течением времени объём сведений и осмысление опыта гештальт-терапии потребовали теоретической систематизации и анализа. И тем и другим впервые занялся Пол Гудмен, именно ему мы обязаны первым построением кривой цикла-контакта и введением едва ли не большинства определений современной гештальт-терапии. Изначально теория гештальт- терапии опирается одним из трёх современных ему направлений экзистенциальной терапии, наряду с экзистенциальным анализом Л. Бинсвангера и логотерапией В. Франкла. Базовая идея гештальта основана на способности психики к саморегуляции при единстве всех функций человеческого организма и психики (как одной из них) — холистичности, на способности организма творчески приспосабливаться к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании (awareness) происходящего «здесь и сейчас» (а в интерпретации Ф. Перлза: «здесь и как»[3]), ограничении попыток интерпретировать события, привлекать внимание к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей.

Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт-терапии внесли также Изидор Фром, Ирвин и Мариам Польстеры (авторы «Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики»), Джозеф Зинкер, Джон Энрайт (автор книги «Гештальт, ведущий к просветлению»), Серж Гингер (автор и соавтор двадцати книг по гештальту) и другие.[источник не указан 1774 дня]

Личность в теории гештальт-терапии рассматривается как непрерывно протекающий процесс взаимодействия организма со средой и с самим собою. В этом процессе выделяются три важные функции:

  • Id — совокупность всех телесных, аффективных и эмоциональных процессов;
  • Personality — совокупность процессов мнезиса;
  • Ego — функция выбора, принятия решения, включается только при наличии необходимости принятия решения.

С точки зрения Сержа Гингера всё, что происходит с человеком, есть события, происходящие на границе-контакт, то есть граница-контакт одновременно обеспечивает обособление человека от среды и она же одновременно обеспечивает возможность взаимодействия со средой.

Подход к сопротивлению в гештальт-терапии коренным образом отличается от подхода аналитических направлений. Гештальт рассматривает сопротивления как способы взаимодействия организма со средой, некогда имевшие высокую эффективность для взаимодействия, но здесь и сейчас либо неуместные, либо вообще единственно доступные клиенту как способы взаимодействия (например, для клиента-наркомана самым характерным способом взаимодействия будет конфлюэнция второго типа, вполне органичная при взаимодействии матери и младенца). В связи с этим сопротивления клиента, естественно демонстрируемые им в ходе взаимодействия с терапевтом, используются как основа эффективного поиска неосознаваемых клиентом потребностей.

Ещё одна функция терапии в гештальте — выведение клиента на осознавание своих истинных потребностей. (Например, молодая женщина, жена моряка, жалуется на избыточный вес. В ходе терапии выясняется, что она сильно полнеет, когда её муж в плавании. Отмечается также привычка — в начале ночи она идёт к холодильнику и наедается «до отвала», после чего может спать. Ходом терапии клиентка выводится к осознаванию истинной телесной потребности ?— потребности в сексе, — «заедаемой» одинокими ночами. Соответственно, она получает осознавание того, с чем именно ей надо решать проблему.)

Ф. Перлз разрабатывал гештальт-терапию, опираясь на практику психоанализа, экзистенциализм, феноменологию, восточную философию, теорию поля и теорию гештальт-психологии. Концептуально гештальт-терапия неотделима от гуманистической и экзистенциальной психологии.

Однако, если прислушаться к Клаудио Наранхо, то можно узнать о других истоках и формах гештальт-терапии. Основные аспекты традиционной философии гештальт-терапии — аспекты осознанности, актуальности и ответственности. Цель и средство традиционной гештальт-терапии — «сознательное осознавание» (Ж. М. Робин, Энрайт, Ф. Перлз, С. Гингер/Женжер). Ситуация проживается клиентом здесь-и-сейчас в присутствии сознания. Степень включённости именно сознания меняется динамически в связи с потребностью, интенсивностью переживаний и т. д. К. Наранхо придерживается иной точки зрения, выделяя актуальность[4]. Одна из основных техник в терапии Наранхо — концентрация на настоящем, здесь и сейчас, что и составляет основу гештальт-терапии Наранхо. Для того, чтобы выделить и отличить эту модальность, Наранхо вводит собственный термин — презентификация: «Как и в случае с мечтами и фантазиями о будущем, в гештальте существует свой подход и к прошлому, который я предложил называть презентификацией (восприятие прошлого с точки зрения настоящего). Посредством обыгрывания клиент снова ставит себя в ситуацию, воспоминания о которой преследуют его, и управляется с ней, как если бы она была в настоящем».[5] Существуют, по крайней мере, два пути, в которых концентрация на настоящем отражена техническим репертуаром гештальт-терапии Наранхо. Один — откровенная просьба к клиенту следовать его намерениям: здесь выражается то, что выходит в его теперешнее поле сознания. Чаще всего это сопровождается наставлением воздержаться от осмысливания во имя чистого самонаблюдения. Другой путь — презентификация прошлого или будущего (или фантазии в целом).

Необходимо отметить, что подходы К. Наранхо разделяются не всеми школами гештальт-терапевтов.

В 1969 году в своей книге Gestalt Therapy Verbatim Фриц Перлз публикует «гештальт-молитву» (англ. Gestalt prayer) — короткий текст из 56 английских слов, получивший в США и затем в мире широкую известность и вызвавший бурную реакцию, множество критических отзывов, переработок и подражаний.[6] «Молитва» выражает важную для гештальт-терапии концепцию независимости личности и предлагает модель отношений между такими независимыми личностями. По мнению биографов Фрица Перлза — Дж. Гейнса[7] и М. Шепард[8] — этот текст также являлся личным кредо Перлза, который никогда не стремился оправдать чьих-либо ожиданий, всегда делал только то, что считал нужным, и полагал, что отношения между двумя независимыми личностями могут носить только ограниченный и временный характер.[6] За это последнее утверждение Перлз часто подвергался критике, но несомненно, что «гештальт-молитва» оказала огромное влияние на культуру 70-х. По мнению профессора Университета Миссури Роберта Долливера, это произошло во многом потому, что молитва попала «в струю 70-х» — десятилетия «Я», эпохи борьбы за свои права, отвержения многих традиционных «истин» и поиска новых форм взаимоотношений.[6]

Текст молитвы:

Я делаю своё дело, и ты делаешь своё дело.
Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты — это ты, и я — это я,
И если нам случилось найти друг друга — это прекрасно.
А если нет — ничего не поделаешь.

Фриц Перлз, «Gestalt Therapy Verbatim», 1969 г.

* Последняя строка часто опускается при цитировании.

Оригинальный текст (англ.)

I do my thing and you do your thing.
I am not in this world to live up to your expectations,
And you are not in this world to live up to mine.
You are you, and I am I,
And if by chance we find each other, it’s beautiful.
If not, it can’t be helped.
  • Перлз Ф. Гештальт-семинары / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований, 1998.
  • Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра // Практикум по гештальт-терапии. — Петербург — XXI век, 1995.
  • Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Фредерик Перлз. — Институт общегуманитарных исследований 2001.
  • Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Фредерик Перлз. — Смысл, 2000.
  • Перлз Ф., Гудман П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии / Фредерик Перлз, Пол Гудман, Ральф Хефферлин. — М.: 2005.
  • Наранхо К. Гештальт-терапия / Клаудио Нарахо. — Модек, 1995.
  • Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора / Михаил Папуш. — Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  • Рудестам К. Групповая психотерапия / Келл Рудестам. — Универс, 1995.
  • Зингер Д. В поисках хорошей формы. Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями / Джозеф Зингер. — Класс, 2000.
  • Харин С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. — Лучи Софии, 1997.
  • Малкина-Пых И. Г. Техники гештальта и когнитивной терапии. — М.: Экмо, 2004.
  • Полстер И., Полстер М. Интегрированная гештальт-терапия / Ирвен Полстер, Мириам Полстер. — Класс, 1997.
  • Полстер И. Обитаемый человек / Ирвен Полстер. — Класс, 1999.
  • Кемплер У. Основы семейной гештальт-терапии / Уолтер Кемплер. — Издательство Пиражкова, 2001.
  • Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии / Гертруда Шоттенлоєр. — Издательство Пиражкова, 2001.
  • Уиллер Г. Гештальт-терапия постмодерна. За пределами индивидуализма / Гордон Уиллер. — М.: Смысл, 2005.
  • Новодержкин Б. А., Романенко О. К. Гештальт-терапия. — М.: Фолиум, 1997.
  • Масколье Г. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой. / Гонзаг Масколье. — М.: Боргес, 2010.
  • Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в Гештальт: теория и практика / Наталья Лебедева, Елена Иванова. — СПб.: Речь, 2004.
  • Булюбаш И. Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. — М.: Институт психотерапии, 2003.
  • Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии. — М.: Институт психотерапии, 2004.
  • Даунинг Дж., Марморштейн Р. Сны и кошмары. Истории из практики гештальт-терапии. — М.: Алтер пресс, 2003.
  • Бриджит М. Сексуальность, любовь и гештальт / Мартель Бриджит. — СПб.: Речь, 2005.
  • Сименс Х. Практическое руководство для гештальт-терапевтов / Харм Сименс. — Издательство Пиражкова, 2008.
  • Невис Э. Организационное консультирование / Эдвин Невис. — Издательство Пиражкова, 2002.
  • Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. — СПб.: Специальная литература, 1999. — 287 с.

представители, основные положения и понятия

Гештальтпсихология – это психологическое направление, зародившееся вследствие попыток трактовать, прежде всего, мыслительную деятельность, восприятие, мышление и непосредственно личность. Базисным объяснительным постулатом гештальтпсихология делает принцип целостности. Ключевым является, каким образом воспринимает информацию личность. Рассматриваемое направление возникло вследствие исследования восприятия. В фокусе его внимания сосредоточена характерная предрасположенность психики к преобразованию опыта в доходчивое понимание целое. Так, например, сознание в ходе восприятия букв с недостающими частями силится компенсировать пробел, поэтому человек узнает всю букву.

Представители гештальтпсихологии

Рассматриваемый термин обычно связывают с психологом М. Вертгеймером. Именно этот немецкий учёный считается основателем гештальтпсихологии. Также существенную лепту в развитие описываемого течения внесли труды К. Левина и В.Келлера. Они, основываясь на изучении зрительной перцепции, ввели конфигурации «гештальты», что означает «целостная форма». Смысл «гештальтов» заключается в восприятии субъектом окружающей среды не в виде отдельных элементов, а в качестве слаженных целостных конфигураций. Выступая против принципа психологии, заключающегося в расщеплении сознания на структурные элементы и конструкции из них, они предложили учение о целостности образа, характеристики которого не сводятся к сумме качеств его элементов.

Согласно воззрениям научных деятелей, объекты, составляющие человеческое окружение, осознаются чувствами не как отдельные объекты, а в виде организованных форм. Проще говоря, восприятие не определяется суммой ощущений и через свойства составных элементов нельзя описать свойства целой фигуры, которую образуют эти элементы. Таким образом, «гештальт» считался последователями рассматриваемого течения функциональной структурой, регулирующей многообразность отдельных явлений.

Рождение гештальтпсихологии связывают с 1912 годом, когда М.Вертгеймер опубликовал описание яркого феномена невозможности сведения восприятия к совокупности отдельных его ощущений. Данный феномен он именовал фи-феноменом. Психологи, придерживающиеся рассматриваемого направления, так как старались работать по стандартам физики, любили обозначать литерами греческого алфавита все феномены.

Во время путешествия железной дорогой Вертгеймер, смотря в окно, сделал заключение, что, наблюдая два поочередно мигающих света, человек будет воспринимать движение источника света (по аналогичному принципу устроена кинематография). Также он установил, что при росте скорости предъявления, можно увидеть «чистое» движение, названное им впоследствии фи-феноменом. Этому явлению дать объяснение психологическая наука ранее не могла, потому что воспринимаемое индивидом должно было формироваться в качестве суммы восприятий, а никаких промежуточных восприятий между крайними позициями не могло быть. Объективно движения там нет, однако человеческий мозг его воспринимает. Тогда у него и зародилась идея к совокупности элементов целое несводимо. Целое главнее, нежели его части и может обуславливать их восприятие. Целостности (фигуре) он дал обозначение «гештальт».

Дальше теоретики стали изучать законы, стоящие за образованием «гештальта». Вначале исследуя восприятие, затем – мышление, после чего их идеи затронули мотивацию и психологию личности. На основе описанных идей возникло практически всё направление американской социальной психологии, потому как одному из главных родоначальников гештальтпсихологии личности К. Левину во времена воцарения нацизма пришлось бежать (так же, как и большинству гештальтпсихологов) в Америку.

Таким образом, главным постулатом гештальтпсихологии стало отрицание принципа расщепления сознания на структуры (структурная психология) и создание в соответствии с законами творческого обобщения, сложносоставных психических феноменов. Также гештальтпсихологами был выведен даже так называемый закон, который гласил, что сумма образующих элементов целого всегда меньше самого целого.

Вначале предметом гештальтпсихологии служило феноменальное поле. Однако в связи с быстрым расширением данного течения, гештальтпсихология стала охватывать вопросы, посвящённые проблематике формирования психики. Также родоначальников рассматриваемого направления интересовали память, проблемы развития личностных потребностей, творческие мыслительные операции.

Основные понятия гештальтпсихологии

Ключевая идея описываемого направления представлена «гештальтом», являющимся конфигурацией, паттерном, определённой формой построения отдельных элементов, создающей целостность. Отсюда, «гештальт» – это целостная конструкция, обладающая особыми спецификами, что отличает её от суммы собственных составляющих элементов. Так, например, человеческий портрет часто характеризуется определённым комплектом составных частей, однако в каждом конкретном случае человеческий образ воспринимается по-разному.

Дабы доказать факт целостности, Вертгеймер провёл опыт со стробоскопом, позволивший наблюдать иллюзию динамики двух поочередно мерцающих источников света. Движение было обманным, существовавшим исключительно в конкретном виде, который нельзя расчленить на отдельные элементы. Описываемое явление стало именоваться фи-феномен.

В дальнейших своих трудах Вертгеймер расширяет собственные воззрения также и на иные явления психики. Мыслительные процессы он рассматривает в качестве попеременной смены «гештальтов». Другими словами, есть возможность лицезреть под разными аспектами одну и ту же проблему согласно намеченной цели.

Отталкиваясь от приведённого выше, можно очертить основные идеи гештальтпсихологии, заключающиеся в следующем. Прежде всего, психические функции изначально являют собой целостность и отличаются наличием определённого строя, в котором можно определить составляющие структуры, являющиеся вторичным относительно этого строя.

Следовательно, предмет исследования гештальтпсихологии – это сознание, являющее собой динамическую неделимую структуру, в которой все составляющие взаимозависимы.

Ещё одной идеей рассматриваемого направления стала константность восприятия, которая заключается в сравнительной устойчивости восприятия отдельных характеристик вещей при преобразовании условий их осознания. К таким свойствам причисляют константность освещения или цвета.

Основываясь, на неизменности и неделимости восприятия, гештальтпсихологи выделили принципы организации формирования восприятия. Они акцентируют на подходе, говорящем о том, что формирование восприятия свершается в момент, когда индивид концентрирует внимание на интересующим его предмете: части ощущаемого поля между собой соединяются, становясь единым целым.

М. Вертгеймер определил принципы гештальтпсихологии и их последовательность: принципы близости, сходства, замкнутости, неделимости, фона и фигуры. Именно в соответствии с ними и происходит формирование восприятия.

Принцип близости заключается в объединении между собой и соединении в единую форму структурных элементов, расположенных в пространстве и времени вблизи друг от друга.

Схожие части воспринимаются цельно, образуя замкнутый круг – в этом состоит принцип схожести.

Направленность на завершение индивидом незаконченных фигур формирует принцип замкнутости.

Принцип целостности заключается в достраивании человеком неполных фигур до примитивного целого (здесь прослеживается направленность на упрощение целого).

Принцип фона и фигуры состоит в восприятии человеком в качестве фигуры на не столь структурированном фоне объектов, наделяемых им определённым смыслом.

Исследования К. Коффки позволили разгадать, как именно образуется восприятие человеческого индивида. Благодаря ряду опытных исследований, у него получилось определить, что малыш рождается с несозревшими «гештальтами», расплывчатыми образами внешней среды. Так, к примеру, любое видоизменение внешности папы, приводит к тому, что малыш его не узнает. Учёный выдвинул предположение, заключающееся в формировании «гештальтов», как образов внешнего мира, созревающих у человеческого индивида по мере взросления, приобретая более чёткие значения, то есть, становясь более ясными и разграниченными.

Детально изучая цветовое восприятие, Коффка привел доводы того, что человек различает отношение цветов между собой, а не сами цвета. Анализируя процесс формирования цветового восприятия, он заметил, что малыш изначально способен различать между собой лишь предметы, имеющие какой-то окрас и бесцветные предметы. При этом окрашенные объекты кажутся ему фигурами, а неокрашенные – фоном. Затем, добавляются холодные цвета и тёплые оттенки, в более взрослом состоянии эти тона подразделяются на более определённые цвета. Отсюда, он заключил, что в созревании восприятия центральная роль отдана фигуре и фону, на котором она показана. Следствием этого стал закон «трансдукции», гласящий, что индивидом воспринимаются именно соотношение цветов, а не цвета.

Эксперименты, проводимые В. Кёлером с шимпанзе, дали ему возможность понять, что задача, поставленная перед животными, решается либо вследствие внезапного осознания, либо путём попыток и промахов. Базируясь на результатах опыта, он выдвинул предположение: объекты, находящиеся в поле видения животным, несвязанные между собой, при решении любой задачи объединяются в целостную структуру, восприятие которой содействует разрешению проблемы. Подобное структурирование возникает мгновенно, то есть происходит инсайт, осознание.

К. Левин, в свой черёд, обосновал предположение, что базисный «гештальт» является полем, функционирующим как неделимое пространство, а некоторые составляющие к нему присоединяются. Личность обитает в заряженном психологическом пространстве частиц. Валентность каждого объекта, находящегося в таком пространстве, бывает отрицательной и положительной. Разнообразие предметов, окружающих индивида, способствует зарождению потребностей. Эти потребности могут обнаруживаться наличием напряжения. Поэтому, для достижения гармонии индивиду необходимо удовлетворить собственные потребности.

Основные положения гештальтпсихологии

Рассматриваемое направление психологии построено на «гештальтах», являющихся структурами организации, создающей цельность психологических явлений. Представители гештальтпсихологии тематикой своих изысканий считали анализ психики, исследование познавательных функций, структуры и динамики формирования личности. Процессы, проистекающие в мозге, схожи с явлениями, наблюдающимися во внешнем мире, осознаваемыми людьми в мыслях и переживаниях. Каждый индивид способен осмыслить свои переживания и отыскать выход из текущей ситуации.

Сегодня благодаря проведённым научным изысканиям раскрыты фактически все особенности восприятия. Помимо того доказан смысл этого процесса при развитии и созревании воображения, мыслительной деятельности и иных когнитивных функций.

Эксперименты, основанные на использовании феноменологического подхода, предоставили возможность установить, что частицы поля зрения соединяются в зависимости последовательности факторов в перцептивное построение. Такими факторами служит близость частиц, их схожесть, замкнутость, симметричность. Следствием этого стало положение о целостности образа, являющегося динамичным строением и образующегося в соответствии с особыми законами организации.

Представители рассматриваемого течения психологии определили такие базисные положения гештальтпсихологии. Сознание является динамическим и целостным пространством, в котором, постоянно взаимодействуя друг с другом, находятся все его точки. Сознание изучается с помощью гештальтов, являющимся неделимым феноменом.

Гештальты анализируются путём объективного созерцания и отображения сути восприятия. Основой восприятия ощущения не являются, поскольку ощущения существовать физически не могут. Базисным процессом психики является зрительное восприятие, определяющее сформированность психики и подчинённое собственным закономерностям. Интеллектуальные операции представляют собой процесс, не формирующийся на основе опыта. Они являются процессом разрешения конкретных задач, осуществляемыми через «инсайт».

Законы гештальтпсихологии

Изначально последователи гештальтпсихологии ограничивались исследованием феноменального поля, представляющего собой совокупность переживаний людей «здесь и сейчас». Однако впоследствии они расширили тематику своих трудов. В сравнении с предшествующими течениями психологии, гештальтпсихология внесла значимый вклад в направлении объективизации понятия о восприятии. В целом, гештальтпсихология изучает психику с позиции неделимых структур, первичных в отношении определённых элементов. Адепты этой школы выступали против концепции эмпатии, перенеся упор с сознания, чувствующего индивида на свойства воспринимаемой фигуры. Рассматриваемое течение особенно направлено на искусство. Поэтому в его рамках сформирована гипотеза, заключающаяся в воплощении художественной формой в себе наиболее фундаментальных структур эмоций. Это и определяет её стержневую задачу – опознание такой структуры.

В аспекте проблематики гештальтпсихологии интеллектуальные процессы являются попеременной сменой «гештальтов». Проще говоря одно событие рассматривается с различных сторон.

Таким образом, гештальтпсихология кратко и понятно – ветвь психологической науки о функционировании психики, пытающаяся пояснить процессы интеллектуальной деятельности и перцепции.

Сознание является основным, на чём делает акцент гештальтпсихология. Это динамическое целое, в котором все структурные элементы взаимодействуют между собой. Ярким аналогом служит сбалансированное функционирование организма – он работает бесперебойно и прилежно долгие годы, при этом состоя из огромного числа взаимозависимых систем.

Гештальт являет собой единицу сознания, неделимую образную структуру. Гештальты изучаются посредством метода наблюдения с последующим описанием содержимого восприятия. Человеческое восприятие исходит не от чувств, поскольку в реальности они не существуют.

Зрительное восприятие считается ключевым психическим процессом, который определяет уровень созревания психики.

Мыслительная деятельность не состоит из набора навыков, выработанных путём проб и промахов. Она является операционной деятельностью, направленной на решение задач, которая осуществляется посредством структурирования поля, иначе говоря, через инсайт.

Образовавшиеся «гештальты» всегда представляют неделимость, завершённые структуры, имеющие резко ограниченные контуры, характеризующиеся уровнем чёткости и замкнутостью либо разорванностью очертаний, являющиеся фундаментом гештальта. Ключевое свойство гештальта заключается в тяготении к завершённости.

При обрисовке гештальта также применяется понятие важности. Элементы целого могут быть неважными, а целое – важным, и наоборот. Всегда важнее фона будет фигура. Также важность иногда распределяется таким образом, что все элементы становятся одинаково значимыми.

Ниже приведены основополагающие законы гештальтпсихологии.

Психика откликается на соотношение раздражителей – в этом заключается закон транспозиции. Другими словами, элементы объединяются, когда существуют хоть какие-нибудь сходные признаки, например симметрия.

Закон константности гласит, что всё тяготеет к постоянству.

Закон прегнантности говорит, что существует стремление воспринимать самую стабильную и простую фигуру из потенциальных перцептивных альтернатив.

Тенденция к слиянию в единый образ структур, смежных в пространственно-временном аспекте, называется законом близости. Человек проще всего объединяет сходные предметы.

Заполнение промежутков в рассматриваемой фигуре именуется законом замыкания. Когда субъект видит нечто ему непонятное, мозг его стремится преобразовать, перевести воспринимаемое в понятный для него предмет. Иногда в этом может таиться опасность, поскольку индивиды начинают видеть несуществующее в действительности.

Положения гештальтпсихологии используются во многих направлениях психологии. Также сложно сегодня представить такие течения, как когнитивная психология или необихевиоризм без подходов гештальтпсихологии.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Гештальтпсихология: основные понятия и идеи

В начале XX века в Германии Макс Вертгеймер, экспериментально изучая особенности зрительного восприятия доказал следующий факт: целое не сводится к сумме его частей. И это центральное положение стало основополагающим в гештальтпсихологии. Можно отметить, что взгляды этого психологического течения противоречат теории Вильгельма Вундта, в которой он выделял элементы сознания. Так, в одном из своих научных исследований В. Вундт даёт испытуемому книгу, и просит его оценить то, что он видит. Сначала испытуемый говорит, что видит книгу, но затем, когда экспериментатор просит его присмотреться внимательнее, он начинает замечать ее форму, цвет, материал, из которой сделана книга.

Представления же гештальтистов отличаются, они полагают, что нельзя описывать мир с точки зрения деления его на элементы. В 1912 году выходит в свет работа М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения», в которой он с помощью эксперимента со стробоскопом показывает, что движение нельзя свести к сумме двух точек [1]. Следует отметить, что этот же год является годом рождения гештальтпсихологии. В дальнейшем работа М. Вертгеймера приобрела большую популярность в мире и вскоре в Берлине появилась школа гештальтпсихологии, в которую вошли такие популярные научные деятели, как сам Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер, Курт Коффка, Курт Левин и другие исследователи. Основная задача, которая стояла перед новым научным направлением – это перенести законы физики на психические явления.

Основные идеи гештальтпсихологии

Основным понятием гештальтпсихологии является понятие гештальта. Гештальт – это паттерн, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность [2]. Таким образом, гештальт – это структура, которая является целостной и обладает особыми качествами, в отличие от суммы своих составляющих. Например, портрет человека обычно имеет определенный набор составных элементов, но сам человеческий образ в каждом отдельном случае воспринимается совершенно по-разному. С целью доказательства факта относительно целостности, М. Вертгеймер провел эксперимент со стробоскопом, который позволил наблюдать иллюзию движения двух попеременно загорающихся источников света. Это явление получило название фи-феномен. Движение было иллюзорным и существовало исключительно в таком виде, оно не могло быть разбито на отдельные составляющие [3].

В своих последующих исследованиях М. Вертгеймер распространяет свои взгляды также относительно и других психических явлений. Мышление же он рассматривает, как поочередную смену гештальтов, то есть возможность видеть одну и ту же проблему под разными углами, в соответствии с поставленной задачей.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основное положение гештальтпсихологии, которое заключается в следующем:

1) психические процессы изначально являются целостными и имеют определенную структуру. В этой структуре можно выделить элементы, но все они являются вторичными по отношению к ней.

Таким образом, предметом исследования гештальтпсихологии является сознание, которое представляет собой динамическую целостную структуру, где все элементы тесно взаимосвязаны между собой.

Следующая особенность восприятия, которую исследовали в школе гештальтпсихологии, помимо его целостности, была константность восприятия:

2) константность восприятия представляет собой относительную неизменность восприятия некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. К данным свойствам относится константность цвета или освещения.

Опираясь, на такие особенности восприятия, как целостность и константность, гештальтисты выделяют принципы организации восприятия. Они отмечают, что организация восприятия осуществляется именно в тот момент, когда человек обращает свое внимание на интересующий его объект. В это время части воспринимаемого поля соединяются между собой и становятся одним целым.

М. Вертгеймер выделил ряд принципов, согласно которым происходит организация восприятия:

  • Принцип близости. Элементы, расположенные во времени и пространстве рядом относительно друг с друга, объединяются между собой и составляют единую форму.
  • Принцип схожести. Схожие элементы воспринимаются едино, образуя некий замкнутый круг.
  • Принцип замкнутости. Отмечается тенденция к завершению человеком незаконченных фигур.
  • Принцип целостности. Человек достраивает неполные фигуры до простого целого (прослеживается тенденция к упрощению целого).
  • Принцип фигуры и фона. Всё, что человек наделяет определенным смыслом, воспринимается им как фигура на менее структурированном фоне.

Развитие восприятия по Коффке

Исследования Курта Коффки позволили понять, каким образом формируется восприятие человека. Проведя серию экспериментов, ему удалось установить, что ребенок появляется на свет с несформированными гештальтами, нечеткими образами внешнего мира. Так, например, любое изменение внешности близкого человека, может привести к тому, что ребенок его не узнает. К. Коффка предположил, что гештальты, как образы внешнего мира формируются у человека с возрастом и со временем приобретают более точные значения, становятся более ясными и дифференцированными.

Более детально изучая цветовое восприятие, К. Коффка обосновал тот факт, что люди различают не цвета, как таковые, а их отношения между собой. Рассматривая процесс развития цветового восприятия во времени, К. Коффка замечает, что изначально ребенок способен отличать между собой только те объекты, которые имеют некий цвет и те, что цвета не имеют. Причем окрашенные выделяются им как фигуры, а неокрашенное видится им как фон. Затем, к довершению гештальта добавляются теплые и холодные оттенки, а уже в более старшем возрасте эти оттенки начинают подразделяться на более конкретные цвета. Однако и цветные объекты воспринимаются ребенком только лишь как фигуры, расположенные на неком фоне. Таким образом, учёный сделал вывод о том, что в формировании восприятия основную роль играет фигура и тот фон, на котором она представлена. А закон, согласно которому человеком воспринимаются не сами цвета, а их соотношение получил название — «трансдукция».

В отличие от фона, фигура имеет более яркий цвет. Однако существует и явление обратимой фигуры. Это происходит, когда при длительном рассмотрении восприятие объекта меняется, и тогда фон может становиться основной фигурой, а фигура – фоном.

Понятие инсайта по Кёлеру

Эксперименты с шимпанзе позволили Вольфгангу Кёлеру понять, что поставленная перед животным задача решается либо методом проб и ошибок, либо благодаря внезапному осознанию. На основании своих экспериментов В. Кёлер сделал следующий вывод: предметы, которые находятся в поле восприятия животного и которые никак не связаны между собой, в процессе решения той или иной задачи начинают соединяться в некоторую единую структуру, видение которой помогает разрешить проблемную ситуацию. Такое структурирование происходит мгновенно, другими словами наступает инсайт, что означает осознание.

Для доказательства того, что решение определенных задач человеком происходит подобным образом, то есть благодаря явлению инсайта, В. Кёлер провел ряд любопытных экспериментов по изучению мыслительного процесса детей. Он ставил перед детьми задачу, сходную с той, которая ставилась перед обезьянами. Например, им предлагалось достать игрушку, которая находилась высоко на шкафу. Сначала в поле их восприятия находился только шкаф и игрушка. Далее, они обращали внимание на лестницу, стул, ящик и другие предметы, и понимали, что их можно использовать для того, чтобы достать игрушку. Таким образом был сформирован гештальт и появилась возможность решить задачу.

В. Кёлер считал, что изначальное понимание общей картины, спустя некоторое время, сменяется более детальной дифференциацией и на основании этого уже формируется новый, более адекватный для конкретной ситуации гештальт.

Таким образом, В. Кёлер определял инсайт как решение задачи на основе улавливания логических связей между стимулами или событиями [4].

Динамическая теория личности Левина

С точки зрения Курта Левина основной гештальт – это поле, функционирующее как единое пространство, а отдельные элементы к нему подтягиваются. Личность существует в заряженном психологическом поле элементов. Валентность каждого предмета, который находится в этом поле, может быть, как положительной, так и отрицательной. Многообразие предметов, окружающих человека, способствует возникновению у него потребностей. Существование таких потребностей может проявляться наличием чувства напряжения. Таким образом, для достижения гармоничного состояния человеку необходимо удовлетворить свои потребности.

На основании основных идей и положений гештальтпсихологии в середине XX века Фредериком Перлзом была создана гештальт-терапия.

Гештальт-терапия по Перлзу

Основная идея данной терапии заключается в следующем: человек и всё, что его окружает – есть единое целое.

Гештальт-терапия предполагает, что вся жизнь человека состоит из бесконечного числа гештальтов. Всякое событие, происходящее с человеком – это некий гештальт, каждый из которых имеет начало и конец. Важным моментом является то, что любой гештальт должен завершиться. Однако завершение возможно только в том случае, когда будет удовлетворена та потребность человека, в результате которой возник тот или иной гештальт.

Таким образом, вся гештальт-терапия основывается на необходимости завершения незаконченного дела. Однако существуют различные факторы, которые могут помешать идеальному завершению гештальта. Незавершенность гештальта может проявляться в течение всей жизни человека и препятствовать его гармоничному существованию. Для того чтобы помочь человеку избавиться от лишнего напряжения, гештальт-терапия предлагает различные техники и упражнения.

С помощью этих техник гештальт-терапевты помогают пациентам увидеть и осознать каким образом незавершенные гештальты влияют на их жизнь в настоящем, а также помогают завершать незаконченные гештальты.

Примером данных техник являются упражнения, которые направлены на осмысление себя и окружающих. Гештальт-терапевты называют данные техники играми, в которых пациент ведет внутренний диалог с собой, либо выстраивает диалог с частями собственной личности.

Наиболее популярной является техника «пустого стула». Для данной техники используются два стула, которые необходимо расположить напротив друг друга. На одном из которых размещается вымышленный собеседник, а на другом – пациент, главный участник игры. Основная идея техники заключается в том, что пациент получает возможность проигрывать внутренний диалог, отождествляя себя со своими субличностями.

Таким образом, для гештальтпсихологии неотъемлемым является тот факт, человек является целостной личностью. Постоянное развитие данного научного направления по сей день позволяет разрабатывать новые методы работы с разными пациентами. Гештальт-терапия в настоящее время помогает личности делать свою жизнь всё более осмысленной, осознанной и наполненной, а значит, позволяет достигать более высокого уровня психологического и физического здоровья.

Список литературы:
  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зин­ченко. — М.: Прогресс, 1987.
  2. Перлз Ф. «Гештальт-подход. Свидетель терапии». – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
  3. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук / Под ред. А.Д. Наследова. — СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.
  4. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. — М., 1930.
  5. http://psyera.ru/volfgang-keler-bio.htm

 

Автор: Анастасия Каткова
Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского

Редактор: Бибикова Анна Александровна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Гештальтпсихология – ответы на главные вопросы

Но обезьяны в экспериментах Келера вели себя не так. Они сначала пытались что-то предпринять, возможно, сердились, а потом задумывались, замирали и находили решение. Например, обезьяна хватала палку и придвигала к себе банан или притаскивала ящики, ставила их один на другой, забиралась и опять же доставала банан. И Келер предположил, что это явление можно объяснить только с опорой на целостную структуру ситуации и на понятие гештальта, что ситуация, в которой есть конфликт между тем, что у нас имеется, и тем, чего мы хотим (то есть между условиями и требованиями задачи), — это не целостная ситуация, не гештальт, а решенная задача — это гештальт, хорошая, целостная конфигурация.

Потом Карл Дункер перенес это на решение творческих задач человеком, назвав это переструктурированием ситуации, переходом от «плохой» конфликтной структуры к «хорошей», целостной, где разрыв устранен. Одна из главных идей Дункера состояла в том, что решение творческой задачи — это всегда переструктурирование исходной ситуации, поэтому прошлый опыт, состоящий из застывших «готовых» структур, решению творческих задач мешает. Эта идея противостояла всей прежней психологии, пытавшейся объяснить мышление человека и решение им задач через использование прошлого опыта.

Такое переструктурирование в гештальтпсихологии стали обозначать еще одним важным термином, который потом стал достоянием обыденного языка с несколько другим значением, — это термин «инсайт». Исходно в экспериментах Келера инсайт определялся как мгновенное изменение в поведении, которое ведет к решению задачи. Потом Карл Дункер, исследуя решение малых творческих задач (мы их сейчас называем «данетками») у человека, определил инсайт как переструктурирование проблемной ситуации, которое ведет к устранению основного конфликта и решению задачи. Но исходная идея одна и та же: в зрительном восприятии, мышлении и решении задач, а также в работе памяти и внимания основной закон — это принцип целостности или нахождения «хорошей конфигурации», гештальта. Российский психолог начала ХХ века Лев Семенович Выготский, написавший известную работу про открытый кризис психологии, по этому поводу немного издевательски писал: «И сказал Бог: да будет гештальт — и стал гештальт». Действительно, когда мы берем одно объяснительное понятие и пытаемся свести все к нему, иногда это получается с натяжками.

Гештальтпсихология восприятия довольно бурно развивалась до 1940-х годов: сначала Вертгеймер описал кажущееся движение (фи-феномен), потом Курт Коффка, третий отец-основатель гештальтпсихологии, использовал понятие поля и действующих в нем сил, опубликовав книгу «Принципы гештальтпсихологии». Потом Вольфганг Келер, который уже к этому времени перестал изучать мышление человекообразных обезьян, ввел еще один важный принцип для гештальтпсихологии — так называемый принцип изоморфизма (равенства форм). Он предположил, что структура внешнего мира — физического поля — изоморфна электромагнитным процессам в мозге и процессам в нашем сознании — «феноменальном поле». Иными словами, можно говорить о «равенстве форм» в физическом, физиологическом и феноменальном полях.

После этого гештальтпсихология восприятия фактически вышла в вялотекущий режим: большинство лидеров гештальтпсихологии были вынуждены бежать из Германии в Америку из-за наступления нацизма, а в 1950-х годах в США грянула когнитивная революция, и получилось так, что гештальтпсихология оказалась, по сути, внутри когнитивной психологии восприятия. Хотя и сейчас можно назвать несколько имен действующих гештальтпсихологов.

Еще одно направление в гештальтпсихологии связано с именем Курта Левина, который пытался применять идеи и принципы гештальтпсихологии, но уже в своей трактовке — к поведению личности в окружающем мире. Он рассматривал поведение человека как функцию от его личности как системы напряженных потребностей и структуры окружающей среды, для описания которой он опять же использовал понятие поля. Идеи у него были следующие. Наша личность в любой момент времени — это меняющаяся, динамичная система временных потребностей. В один момент нам надо одно, в другой момент — другое… Левин называл их квазипотребностями, противопоставляя истинным, которые у нас есть всегда. Эти квазипотребности сополагаются объектам окружающего мира, которые имеют для нас ту или иную валентность: они либо притягивают нас, либо отталкивают. Легче всего ловить эти квазипотребности и валентности в ситуации, когда человек никому ничего не должен и ничего не хочет, например сидит в лаборатории и ждет начала эксперимента. Если вокруг него раскидать всякие предметы, скажем колокольчик, карандаш, еще что-нибудь, то можно из-за угла наблюдать, как он то в колокольчик позвонит, то карандаш в пальцах покрутит, то еще что-нибудь в руки возьмет. Или если мы едем в метро и видим, что перед нами стоит человек в черном пальто, за которое зацепилась белая нитка, ужасно трудно удержаться и не снять эту нитку.

Что такое гештальт-психология кратко и кому она будет полезна – 9psy.ru

Гештальтпсихология – особое направление в психологической теории, которое было создано в Германии. Основная идея данного направления заключалась в том, что психические процессы человеческого организма способны к саморегулированию, т. е. человек всегда должен отвечать за свои действия. Благодаря основным представителям М. Вертгеймеру, В. Кёлеру, К. Коффка была разработана определенная методология, которая позволила целостно подойти к изучению психологических аспектов человеческого организма.

Содержание статьи

О чем говорит гештальтпсихология

Этот раздел психологии рассматривает существование двух «человеческих миров»:

  1. Физический, который не затрагивает личные переживания
  2. Мир ощущений отражает воздействие многих факторов извне на наше сознание.

Гештальтпсихология не принимала принципы разделения сознания на составные части. Представители этого направления отмечали, что восприятие не формируется только за счет ощущений, а свойства фигуры нельзя описать, характеризуя отдельно каждую часть. Сознание человека собирает каждую часть мозаики и формирует единое целое, образуя гештальт. Что это такое?

Гештальт (форма, образ) – это структурное формирование частиц в единое целое. Это основное понятие гештальтпсихологии.

Люди должны осознавать свои потребности, эмоции и чувства, предпочтения в общении и восприятия внешнего мира. Гештальтпсихология не акцентирует внимания на быстрое разрешение незначительных проблем. В ее основе лежит нечто большее. Работа со специалистом в данной области позволит полностью пересмотреть свою жизненную позицию и полностью погрузиться в реальный мир.

Основные принципы гештальтизма

Для того чтобы достичь целостного восприятия и упорядоченности его структуры необходимо прибегнуть к основным принципам гештальта:

  • Принцип близости – те образы, которые находятся рядом, воспринимаются вместе.
  • Принцип схожести – несколько форм, которые имеют общий размер, очертание, цвет воспринимаются вместе.
  • Принцип замкнутости – сознание стремится завершить недостающие части фигуры, которая впоследствии приобретает полную форму.
  • Принцип целостности – мир воспринимается в упрощенной и целостной форме.
  • Принцип смежности – характеризуется близостью стимулов во времени и пространстве.
  • Общая зона – перечисленные понятия формируют наше полное восприятие реальности, учитывая прошлый жизненный опыт.

Что такое незавершенный гештальт?

Один из сторонников гештальт психологии Ф. Перлз обосновал основную причину человеческого счастья и несчастья тем, что главным источником, питающим невроз, является незавершенный гештальт. По его мнению, для того чтобы его завершить необходимо проявлять к нему безразличие. Чем больше эмоций проявляет человек к гештальту, тем сложнее процесс его завершения.

Таким образом, незавершенный гештальт – это определенная цель, которая связывает нас со многими людьми, некоторыми местами и повторяющимися жизненными ситуациями. Простыми словами:

  • Это наши желания, которые не были воплощены в жизнь;
  • Это резкое завершение отношений с человеком по непонятным для вас причинам;
  • Это недоделанное задание или работа.

Если вы периодически вспоминаете об этом и испытываете сильный дискомфорт, то это и есть проявление незавершенного гештальта.

Он может быть опасным для нас по следующим причинам:

  1. Возникновение тревоги и неудовлетворенности внутри нашего организма;
  2. Главная преграда в достижении поставленных целей и продвижению по жизни.

Для того чтобы продолжать приятное общение с людьми и не обременять их своими идеями следует выполнить все необходимые действия для завершения гештальта. Поэтому воспользуйтесь наиболее простым правилом: закрыть самый простой гештальт. Тот, который не требует сильных усилий и умозаключений. Для этого подойдет самая незаурядная и достаточно глупая мечта (научиться танцевать, готовить вкусный пирог или попрыгать на батуте).

Только после этого гештальты будут исполняться один за другим.

Учимся жить здесь и сейчас

Научитесь наслаждаться текущим моментом и ваша жизнь значительно улучшится. Этого можно достичь благодаря многим упражнениям. К примеру, попытайтесь испытать чувство переживания именно в данный момент времени. На самом деле это очень трудно сделать. Но главное – акцент вашего внимания на окружающем мире.

Для этого следует сосредоточиться на основных органах чувств: осознавайте цвета, запахи, звуки. При этом не забывайте описывать все ваши ощущения, начиная со слов: «Я здесь и осознаю что….»

Упражнения созданы для того, чтобы одновременно осознавать самого себя и окружающий мир. Во время их выполнения старайтесь проводить анализ своих действий и цель их использования.

Какие проблемы решает этот вид психологии?

Гештальтпсихология позволяет осознавать наши переживания и выбрать правильное для них решение. Но для этого человеку нужно абстрагироваться от своего прошлого опыта, очистить свое сознание от стандартов культурных и личных традиций.

Основатели данного направления в психологии выделили 5 основных этапов, позволяющих осознать и решить возникающую проблему:

  1. Возникновение проблемной ситуации – на этом этапе появляется чувство напряженности, которое стимулирует творческие силы.
  2. Анализ проблемы и ее осознание – восприятие целостного образа проблемной ситуации.
  3. Решение проблемы – мыслительные процессы проходят неосознанно.
  4. Альтернативные методы решения проблемы (инсайты)
  5. Исполнение.

Понятие инсайта в психологии гештальта стало основополагающим. Оно объясняло все формы мыслительной деятельности, в том числе и продуктивной. Индивид и его окружение рассматривались только как единое целое.

Благодаря многим трудам гештальтпсихология стала широко применяться в области психотерапевтической практики. На ее принципах было построено самое распространенное направление в современной психотерапии – гештальттерапия. Вне всякого сомнения, можно сказать, что гештальтпсихология внесла огромный вклад в развитие мировой науки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *