Информация о пасхе: Пасха — Википедия – Все о Празднике — Пасха!

Содержание

Пасха — Википедия

Пасха

Воскресение Христово (Сошествие во ад)
(икона Андрея Рублёва (?), 1408—1410 годы)
Тип христианский, в ряде стран — государственный
Иначе Светлое Христово Воскресение
Установлен в честь воскресения Иисуса Христа в I веке
Отмечается христианами
Дата первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта
В 2019 21 апреля (католицизм)
(28 апреля) (православие)
В 2020 12 апреля (католицизм)
(19 апреля) (православие)
В 2021 4 апреля (католицизм)
(2 мая) (православие)
Празднование ночью или рано утром богослужения в церквях, семейные застолья, народные гулянья
Традиции Восточные — освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование, волочебный обряд, на Западе — подарки, поиск яиц детьми, в обоих случаях — христосование
Связан с Мясопуст, Масленица, Прощёное воскресенье, Великий пост, Вербное воскресенье, Страстная седмица, Светлая седмица, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Петров пост
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Па́сха (греч. πάσχα, лат. Pascha, ивр. ‏פסח‏‎ [Pesaḥ]), Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ),

Светлое Христово Воскресение — древнейший и самый важный христианский праздник[1][2].

Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа[1][2], которое является центром всей библейской истории и основой всего христианского учения[3][прим. 1]. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств»[4].

В настоящее время дата Пасхи в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником.

Еврейское слово Пе́сах обозначает иудейскую Пасху[5]. Оно связано со словом паса́х

(ивр. ‏פסח‏‎ — «миновал, прошёл мимо»), которое напоминает о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта[6]:

В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота.

Арамейское название праздника, которое звучит как писха[6], вошло в греческий язык, затем перешло в латинский и в последующем распространилось в языках Европы: pâques (фр.), pascua (исп.), пасха (рус.) и так далее[7].

Ветхозаветная Пасха совершалась в память исхода еврейского народа из египетского плена

[3][6], хотя обычай празднования Пасхи появился в эпоху до исхода и первоначально был связан со скотоводством, а позднее с земледелием[8][9][10].

У христиан название праздника приобрело иное толкование — «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу»[11]. Как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством смерти и воскресения Иисуса Христа; тем самым ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи христианской[12].

Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней в православии[2] и 50 дней в западном христианстве

[13].

Ветхозаветная Пасха[править | править код]

Ветхозаветная Пасха, как и нынешний праздник Пе́сах (еврейская Пасха), праздновалась в память исхода евреев из Египта[прим. 2], то есть освобождения евреев от рабства. Название «Пе́сах» (ивр. ‏פסח‏‎) означает «миновал»[6], «прошёл мимо». Оно связано с рассказом о десяти египетских казнях.

Одно бедствие («казнь») сменялось другим, и, наконец, за отказ фараона отпустить израильский народ Бог «наказал Египет страшной казнью», убив всех пе́рвенцев[3][прим. 3], то есть всех первых по старшинству потомков мужского пола — и у людей, и у ското́в[14]. Казнь миновала лишь первенцев иудеев, жилища которых Бог различил по условному знаку (крови

а́гнца на косяке двери) и прошёл мимо:

А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его.

После последней казни фараон отпустил еврейский народ вместе с его стадами, а напуганные египтяне торопили евреев, чтобы те скорее ушли (Исх. 12:31-33).

Пасхальный агнец[править | править код]

В память об этих событиях «всему обществу Израилевых» предписывалось вечером 14-го ниса́на (первого месяца еврейского календаря) приносить в жертву а́гнца — однолетнего ягнёнка или козлёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опре́сноками и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи (Исх. 12:1—10, Чис. 9:1—14). Вкушение пасхальной трапезы выступало как «свидетельство главного события всей ветхозаветной истории» — исхода евреев из Египта[15].

Пасхальный агнец иначе именовался «пасхой» («песахом»)[6][прим. 4]. Такое употребление можно найти, в частности, в рассказах евангелистов о

Тайной Ве́чери (Мф. 26:17—19, Мк. 14:12—16, Лк. 22:8—15).

Пасха в Новом Завете[править | править код]

Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Ве́чери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17—19, Мк. 14:12—16, Лк. 22:8—15), и о последующем распятии Иисуса Христа.

Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия

[16].

Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу … просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31), и воины перебили голени распятым разбойникам, однако же, «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32—32). Иоанн Богослов, который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36).

Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла (1Кор. 5:7):

«
…Пасха наша, Христос, заклан за нас.»
Прекращение ветхозаветных жертв[править | править код]

После разрушения в 70 году Иерусалимского храма ритуальное закла́ние пасхального агнца прекратилось[6][15], и в современном ритуале совершения Песаха о нём напоминает предписание «съесть небольшой кусочек испечённого мяса» во время ночной трапезы[15].

Раннее христианство[править | править код]

»

Праздник Пасхи существовал уже при апостолах и первоначально был посвящен воспоминанию смерти Иисуса Христа, поэтому сначала на всём Востоке совершался 14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, согласно Евангелию от Иоанна и мнению древнейших отцов церкви (Иринея, Тертуллиана, Оригена), последовала крестная смерть Иисуса Христа[2]. Праздник Пасхи был главным из церковных праздников с самого начала существования Христианской церкви[17].

В некоторых ранних источниках говорится о том, что пятница была днём поста и скорби в воспоминание страданий Христа («Пастырь Ермы», III,V:1), а воскресенье — днём радости (Тертуллиан, «De corona mil.», гл. 3). Эти еженедельные празднования были более торжественными, когда они совпадали с днями годовщины смерти и воскресения Иисуса Христа

[2].

В малоазийских церквях, особенно иудеохристианами, в I век н. э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейским Песахом — 14 нисана, так как и иудеи и христиане ожидали в этот день пришествие Мессии (Блаж. Иероним, Толк. на Мф. 25,6 — PL 26,192). Некоторые церкви переносили празднование на первое воскресенье после иудейского Песаха, потому как Иисус Христос был казнён в день Песаха и воскрес по Евангелиям в день после субботы — то есть в воскресенье. Уже во II веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквах. В то время некоторые христиане держали так называемый «пасхальный пост», который длился где сутки, где двое, а где 40 часов

[18]. В сочинениях ранних христианских писателей — в послании св. Иринея Лионского епископу Римскому Виктору, «Слове о Пасхе» Мелитона Сардийского[19], в творениях Аполлинария Иерапольского, Климента Александрийского, св. Ипполита Римского — есть сведения и о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная» — πάσχα σταυρόσιμον, pascha crucificationis, она совпадала с еврейским Песахом, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная» — πάσχα άναστάσιμον, pascha resurrectionis. В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих древних праздников[20]. Особенно это заметно в праздничных элементах служб Великих Четверга, Пятницы и Субботы и в структуре ночной службы в Неделю Пасхи, состоящей из минорной пасхальной полунощницы с каноном Великой Субботы, и из торжественно-радостной пасхальной утрени[20]. Также на Уставе отразилась и древняя традиция празднования воскресной Пасхи вплоть до Вознесения.

В скором времени стало заметным различие традиций Поместных Церквей. Возник т. н. «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии, названные четыренадесятниками или квартодециманами (от 14 числа месяца нисана), опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова, строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана независимо от дня недели. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось[21]. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства, сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия. В 155 году Поликарп, епископ Смирны, посетил римского епископа Аникета, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190—192 гг., римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе, настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский, выступил против отлучения малоазийцев и убедил его, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви[2][22].

Первый Вселенский собор[править | править код]

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианской ойкумены рассматривался на созванном в 325 году соборе епископов в Никее, впоследствии названном Первым Вселенским[23]. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия[24]:

«Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…»

Как сообщает историк, епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина», на Первом Вселенском все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и то же время[25]:

«Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи: Для согласного исповедания Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовавших. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви, и потому совершил победное посвященное празднество Богу.»

Евсевий Кесарийский, пересказывая слова императора Константина, приводит и аргументы, которыми руководствовались отцы Первого Вселенского собора для такого решения[26]:

«Мы, конечно, не потерпим, чтобы наша Пасха праздновалась в одном и том же году в другой раз. Итак, да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты. Посему, божественный Промысел благоволил, чтобы это надлежащим образом было исправлено и приведено к одному порядку, на что, думаю, все согласятся.»

Собор вынес постановление, текст которого, не сохранился. Профессор Болотов В. В. заключил, что Никейский собор определил праздновать Пасху в воскресенье, следующее за полнолунием первого весеннего месяца, то есть того месяца, полнолуние которого или совпадает со днём весеннего равноденствия или бывает после этого дня[27]. Однако священник Лебедев Д. А. утверждал, что «Собор не обсуждал вопроса о дне Пасхи в подробностях…Приписываемое ему обычно постановление совершать Пасху в воскресенье после первого весеннего полнолуния есть лишь позднейшая формулировка принципа александрийской пасхалии»[28].

Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования. Однако через какое-то время такое сообщение прекратилось. Восток и Рим начали праздновать Пасху каждый по своим вычислениям, часто в разные дни. В Александрии были созданы пасхальные таблицы — пасхальный календарь, позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В 520-е годы эта пасхалия была принята Римской церковью[29].

Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи стало основанием для церковного устава.

Поместный Антиохийский собор 341 года в своём первом правиле требует строгого соблюдения решений Первого Вселенского собора о дне празднования Пасхи под страхом отлучения от Церкви и извержения из священнического сана[30].

Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчётливее, за что получил название «царя дней»[2].

Средние века и Новое время[править | править код]

В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям[31]. Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырёх ограничениях, изложенных Матфеем Властарем[32]:

«Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания. Первое — мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе — совершать не в один день с иудеями; третье — не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвёртое — и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счёту. Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, — отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений.»

В 1582 году в Римско-католической церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано[33][34]:

«Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема.»

В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

Современность[править | править код]

»

В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл т. н. «Всеправославное» совещание с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Восточные церкви осудили это решение, а Александрийская провела Поместный Собор, постановив, что во введении нового календаря нет никакой необходимости. В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе[35][36].

В марте 1924 года на новый стиль перешли Константинопольская (уже при Григории VII) и Элладская церкви. Румынская церковь приняла «новоюлианский» календарь 1 октября 1924 года.

Возмущения духовенства и народа нововведениями Мелетия вынудили его подать в отставку 20 сентября 1923 года. 20 мая 1926 года Мелетий стал Папой и патриархом Александрийской церкви, где, вопреки прежде принятому соборному решению, ввёл новый календарь. В греческих церквях произошёл масштабный церковный раскол, не урегулированный по сей день. Образовалось несколько самостоятельных старостильных греческих Синодов.

На Всеправославном совещании 1948 года в Москве было решено, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными церквями по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю, а непереходящие праздники по тому, по которому живёт данная Церковь. В том же году на новоюлианский календарь перешла Антиохийская православная церковь.

Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская[37] и Синайская православные церкви, а также Афон.

В 2014 году на юлианский календарь вернулась Польская православная церковь[38][39].

Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь.

Остальные Поместные Православные церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по юлианскому календарю, а Рождество и другие непереходящие праздники — по григорианскому календарю.

В Великобритании «Пасхальный акт» 1928 года устанавливал дату Пасхи на первое воскресенье после второй субботы апреля[40]; однако данное постановление не вступило в силу. В 1997 году на саммите в Алеппо (Сирия) Всемирный совет церквей предложил зафиксировать день Пасхи в солнечном календаре (также второе воскресенье апреля) либо утвердить единообразную Пасхалию для всего христианского мира, исходя из астрономических требований. Реформа была назначена на 2001 год, но не была принята всеми членами Совета.

Общее правило для расчёта даты Пасхи:

«Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния».

Весеннее полнолуние — первое полнолуние, наступившее не ранее дня весеннего равноденствия.

Обе пасхалии — александрийская и григорианская — основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь)[41].

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

Для расчёта даты полнолуния в год Y требуется найти золотое число G — порядок года в 19-летнем цикле полнолуний (см. метонов цикл).

В 1 год н. э. золотое число G равнялось 2. Соответственно в год Y от н. э. (или от Р. Х. — Рождества Христова) золотое число G равно:

G = (остаток от деления Y/19) + 1.

Основание Луны — число, показывающее «возраст» луны на 1 марта, то есть количество дней, прошедших до 1 марта от предыдущей лунной фазы. Разница между основаниями последующиx годов равна 11. Число дней лунного месяца[en] равно 30.

Основание_Луны = остаток от деления (11 · G)/30.
Новолуние = 30 — Основание_Луны.
Полнолуние = Новолуние + 14.

Если полнолуние раньше 21 марта (3 апреля), то пасхальным считается следующее полнолуние (то есть, к полученному числу добавляется 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье (то есть, к полученному числу добавляется 7 дней).

Так как восточные (православные, греко-католики и верующие древневосточных церквей) и западные (католики латинского обряда и протестанты) христиане используют разные пасхалии, рассчитанные по одинаковым правилам, даты получаются разными.

Согласно восточной традиции, Пасха рассчитывается по александрийской пасхалии. Таким образом, дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) выпадает на один из 35 дней, в период с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX—XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.[42]). Если Пасха совпадает с праздником Благовещения, который отмечают 25 марта (7 апреля), то она называется Кириопасха (Господня Пасха).

В Римско-католической и протестантских церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. В XVI веке Римско-католическая церковь провела календарную реформу, целью которой было приведение рассчитываемой даты Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, не соответствующие реальному положению светил). Новая пасхалия была составлена неаполитанским астрономом Алоизием Лилием и немецким монахом-иезуитом Христофором Клавием (Клавиусом).

Расхождение между датами Пасхи в восточных и западных церквях вызвано различием в дате церковных полнолуний и разницей между солнечными календарями (13 дней в XXI веке). Григорианская Пасха в около 30 % случаев совпадает с юлианской, в 45 % случаев опережает её на одну неделю, в 5 % — на 4 недели, в 20 % — на 5 недель; разницы в 2 или в 3 недели не бывает[43].

Григорианская Пасха иногда совпадает с Пасхой иудейской (например, в 1903, 1923, 1927, 1954, 1981 годах), а иногда бывает и раньше неё (в 1921, 1975, 2005, 2008, 2016 годы — на месяц раньше иудейской), что в православной пасхалии не допускается, как нарушающее последовательность евангельских событий. В александрийской пасхалии Пасха в силу её астрономического запаздывания всегда позже иудейской[43].

В операционных системах, подобных UNIX, рассчитать день Пасхи может программа

история и традиции — Щи.ру

Пасха

Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Этот день является центром всей традиции, истории и философии православия. Символизирует победу жизни над смертью в самом широком смысле.

Дата празднования вычисляется каждый год по лунному календарю. Существуют Григорианская и Александрийская пасхалии – сложные астрономические системы расчета точной даты. Русская православная церковь придерживается Александрийской пасхалии и использует Юлианский календарь. Иногда эти системы выдают одну дату, тогда католики отмечают Пасху вместе с православными. Во всех календарях и традициях, дата Пасхи всегда приходится на воскресенье. Этот день недели получил свое название благодаря празднику.

Название праздника

праздник Пасха

Согласно четырем Евангелиям, Воскресение Иисуса Христа пришлось на еврейский праздник Песах. В этот день иудеи отмечали исход из Египта. В Ветхом Завете говорится, что последней «Египетской казнью», окончательно склонившей фараона к решению отпустить евреев, было убийство ангелом всех первенцев. Ангел не тронул только тех, кто заклал агнца и измазал его кровью свои двери. Таким образом, кровь агнца спасла людей от смерти. В Новом Завете в роли Агнца, спасающего людей, выступил Христос.

Постепенно еврейское слово «пейсах» трансформировалось в русское «Пасха». И люди стали чаще использовать сокращенное название праздника вместо полного.

История празднования Пасхи

Пасха в давние времена

Первые христиане считали, что живут в скончании веков и каждый год ожидали Второго Пришествия. В память о жертве Иисуса они начали совершать литургию, вспоминая все события – от Тайной Вечери до Воскрешения. Каждая пятница превратилась в день траура, а воскресенье – в день радости. Эти горечь и радость достигали апогея в день еврейского пейсах. Так и родилась Пасха в нашем современном понимании.

Пасха на Руси

В наши края праздник пришел вместе с христианством. После того как святой князь Владимир крестил Русь, Пасха стала важнейшим государственным событием. Торжества с тех пор длятся не менее трех дней. Иногда русские князья, после удачных походов или рождения наследника, растягивали празднование на целую неделю.

День Воскресенья предварял Великий пост, продолжавшийся не менее сорока дней. Этот период времени наши предки использовали для духовного очищения. Большой популярностью пользовалось паломничество в монастыри. Простые крестьяне отправлялись пешком за много километров, чтобы прибыть в обитель еще во время поста. Там они исповедовались и встречали Пасху уже очищенными.

Празднования в Новое Время

Во все времена, вплоть до конца первой четверти XX века, Пасха оставалась не только главным весенним праздником, но и самым центральным событием в календаре. Так было до начала двадцатых годов, когда атеизм превратился в государственную политику. Власти запрещали пасхальные литургии, противопоставляя Воскресенью Христовому свой аналог – День солидарности трудящихся.

Но уже в начале девяностых годов прошлого века все запреты были сняты и в календаре опять появилось сразу несколько красных дней весной. Как и в старину, Пасха занимает главенствующее место среди всех религиозных событий. Даже глава государства в этот день посещает богослужение в Храме Христа Спасителя, в Москве.

Народные обычаи и традиции

традиции на Пасху

Так как до Пасхи христиане длительное время воздерживаются от скоромной еды, множество пасхальных традиций имеет кулинарный характер.

Кулич или Паска

Главным блюдом праздника выступает сдобный кулич, который сейчас принято называть «паской». Куличи пекут заранее и за день до праздника освещают в церкви. Наши предки паской называли совсем другое блюдо – сырную бабу. Для его приготовления использовали много куриных яиц и отборный творог. Отдельно пекли куличи. Паска имела форму пирамиды, что символизировало собой гору Голгофу, где похоронили Иисуса Христа. Поедание пасхи символизировало победу Христа над смертью.

традиции на Пасху

Куличи принято нести в церковь в плетеных корзинках, из лозы или другого материала. В некоторых приходах паски освящают вечером перед Пасхой, в других – уже в воскресенье.

Отдельная традиция – украшение корзинок. Сейчас к нам пришло много западных атрибутов, ранее несвойственных православной традиции. К таким символам стоит отнести кроликов, желтые цветы и кондитерские изделия, выполненные в форме сердца.

Крашеные яйца

Вместе с куличами в корзинку принято класть яйца, окрашенные в ярко-красный цвет или покрытые замысловатым узором. Они тоже призваны символизировать победу жизни над смертью. Есть версия, что эта традиция продиктовано формой яйца – под мертвой оболочкой находится жизнь.

После начала пасхальной трапезы дети берут яйца в руки и пытаются разбить яйцо своего товарища. Эта игра получила название «Христосование», так как при ударе яйца обычно произносилось пасхальное приветствие: «Христос Воскресе».

Церковное богослужение – Пасхальная Литургия

традиции на Пасху

Богослужение в православных церквях начинается еще вечером предыдущего дня и продолжается всю ночь. Хотя большинство верующих приходит только под утро, чтобы попасть на главную часть действа – Святую Литургию. В древние времена в этот день было принято крестить оглашенных. Тогда, чтобы стать христианином, нужно было в течение длительного периода доказать свое благочестие. Таких кандидатов называли оглашенными, им не разрешалось присутствовать в церкви во время совершения таинств.

Во время Великого поста священники одевают либо страстные облачения красного цвета, либо траурные – фиолетового. В таких одеждах они и начинают пасхальное богослужение. Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота.

Пасхальные гуляния

Пасхальные гуляния

Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости. Молодые парни взрывают шутихи и запускают фейерверки, открываются большие ярмарки, на которых не только продаются товары, но и проводятся разнообразные конкурсы. Например, на главной площади ставиться столб, к верхушке которого привязывается ценный предмет. Чтобы победить в конкурсе, нужно долезть до верха столба и снять этот предмет, получив его в качестве приза.

Песни и народные гуляния

Испокон веков ремесленники использовали народные гуляния, чтобы показать свою лучшую продукцию. Например, булочники в этот день пекли кулич гигантского размера прямо на площади и делили его между всеми желающими.

Воскресенье Христово также считалось отличным поводом для благотворительности. В этот день императорская чета могла посетить приют для сирот или бедных. В домах богатых людей принимали бедняков или выносили им еду на улицу.

Под вечер, ближе к концу гуляний, принято жечь пасхальный огонь. На главной площади населенного пункта выкладывали костер довольного большого размера и поджигали его с наступлением темноты. Сейчас, по понятным причинам, эта традиция подзабыта. Хотя в некоторых селах костры жгут, но не на главной площади, а возле церкви.

История и традиции Пасхи в России — Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 апреля 2019 года православные верующие в России будут отмечать Пасху, или Светлое Христово Воскресение — великий (главный) праздник христианской церкви, посвященный воскрешению Иисуса Христа. Это событие является центральным в Священной истории. Сведения о нем содержатся во всех четырех Евангелиях — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

История праздника в России

В дореволюционной России Пасха являлась государственным праздником, первые дни Светлой недели были нерабочими. После Октябрьской революции 1917 года ситуация начала меняться в связи с борьбой с религиозными предрассудками. Сам праздник отмечался, но выходными оставались лишь собственно Светлое воскресенье и следующий за ним понедельник. В 1928 году все дни пасхальной недели стали рабочими. Официального запрета на празднование не последовало, однако власти попытались заменить Пасху светскими мероприятиями, например, собраниями коммунистической молодежи (известны как «красные пасхи», или «комсомольские пасхи»). Посещать открыто церковные службы прихожанам было небезопасно, это могло стать основанием для увольнения с работы, а также уголовного преследования по политическим мотивам.

Открыто отметить праздник советские власти позволили верующим лишь однажды, после начала Великой Отечественной войны. В ночь на 5 апреля 1942 года в Москве был отменен комендантский час. В столице и области прошли пасхальные службы, которые, по данным московского управления НКВД, посетили 85 тыс. человек. Богослужения также состоялись в блокадном Ленинграде, в некоторых других городах и населенных пунктах страны.

Негласный запрет на празднование Пасхи сохранялся на протяжении последующих 40 лет. В конце 1980-х годов, в канун 1000-летия крещения Руси (1988), начался пересмотр государственной политики в отношении церкви и прав верующих. В ночь на 7 апреля 1991 года была организована первая телевизионная трансляция главного пасхального богослужения из Богоявленского кафедрального собора в Елохове, расположенного в Москве (с 2001 года эти службы проводятся в храме Христа Спасителя). 18 апреля 1993 года на пасхальных торжествах впервые присутствовал президент РФ Борис Ельцин. С тех пор посещение богослужений на Пасху первыми лицами государства стало традицией.

Подготовка к Пасхе

Подготовка к празднику начинается во время Страстной недели — последней недели Великого поста. Каждый ее день посвящен воспоминаниям о последних днях пребывания на земле Иисуса Христа. Особенное значение в церковном календаре имеют четверг, пятница и суббота. Страстной, или Чистый четверг, связан, в первую очередь, с воспоминаниями о Тайной вечере, во время которой Христос установил главное церковное таинство — Святое причастие. Поэтому в этот день верующие приходят в храм и причащаются. Во время богослужения в кафедральных соборах совершается особый обряд (чин): архиерей моет ноги 12 священникам или монахам в память о том, как Христос омыл ноги своим ученикам, показав им пример смирения. Кроме того, в этот день принято наводить порядок в доме, приступать к выпечке пасхальных куличей и крашению яиц.

В Страстную пятницу верующие вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса Христа, литургии не проводятся, вечером совершается служба с выносом плащаницы (ткань с изображением лежащего в гробу Иисуса Христа). Затем священнослужители читают канон, известный как «Плачь Богородицы». Страстная пятница — единственный день в году, когда в церквях не звонят в колокола. Предписан особенно строгий пост, вплоть до полного воздержания от пищи.

Суббота — последний день поста и одновременно канун Светлого воскресенья. Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа и его сошествии в ад, откуда он вывел души праведников. В православных храмах до начала пасхальной службы прихожане ждут Благодатного огня, который священнослужители доставляют из Храма Гроба Господня в Иерусалиме. От него зажигают церковные свечи, многие верующие уносят лампаду с огнем домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхальные торжества

Все 40 дней — с Пасхи до Вознесения — в церковных канонах считаются праздничными, но наиболее торжественно отмечается первая неделя. Она называется Светлой, как и каждый из ее дней, и празднуется «как един день». В это время ежедневно проводят торжественные богослужения, открывают Царские врата (двери в алтарь), которые в обычные дни закрыты, и повсюду звонят колокола.

Пасхальное торжественное богослужение начинается в ночь на Светлое воскресенье, обычно около 23:00, и длится несколько часов. Первая его часть называется полунощница, во время которой в алтарь на престол кладут плащаницу, которая будет находиться там 40 дней, до Вознесения Господня.

О начале праздника возвещает колокольный звон, именуемый благовест. Ровно в полночь начинается торжественная ранняя служба (заутреня). Под колокольный звон священнослужители и прихожане трижды совершают шествие вокруг храма (крестный ход) — против хода Солнца или против часовой стрелки, что символизирует следование навстречу воскресшему Христу. При этом крестный ход также символически повторяет шествие к гробу Христа жен-мироносиц, которые первыми и узнали о чуде воскрешения.

Во время богослужений произносится пасхальное приветствие и ответ на него: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».

Затем служат божественную литургию и освящают особый хлеб — артос («квасной хлеб» с греч.), или «просфора всецелая». Он является символом того хлеба, который апостолы оставляли на столе во время трапезы для своего незримо присутствующего учителя. В православной традиции артос представляет собой высокий круглый хлеб с изображением креста и тернового венца, или иконы Воскресения Господня. Во время служб Светлой недели хлеб лежит в храме на аналое, перед иконостасом, а между богослужениями — перед открытыми Царскими вратами или иконой Христа. Во время крестного хода, совершаемого на пасхальной неделе ежедневно, артос обносят вокруг храма, затем возвращают на прежнее место. В Светлую субботу освященный хлеб делят между всеми участниками богослужения.

Для совершения богослужений священнослужители облачаются в особые одежды. Основные цвета пасхальной службы — белый и красный: первый символизирует божественный свет, второй — любовь Бога к роду человеческому.

Традиции

В субботу в храмах начинают освящать куличи, творожные пасхи, окрашенные яйца и другое. Пасхальный кулич представляет собой домашний аналог артоса — цилиндрической формы хлеб из сдобного теста. Его пекут с изюмом, цукатами, сухофруктами, орехами, шоколадом и прочим. Освященный кулич во время пасхальной трапезы так же, как артос, символизирует для верующих присутствие рядом с ними Господа.

Пасха изготавливается из творога в форме усеченной пирамиды — по аналогии с гробом, в котором лежало тело Иисуса. Наверху пасхи должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе», на боковых сторонах — изображения креста, копья, цветов и прочего, символизирующих страдания и воскрешение Господа.

Обычай красить яйца был распространен у восточных славян еще до зарождения христианства и связан с весенними языческими культами. Христианская традиция вложила в это новый смысл: пасхальное яйцо — символ жизни, а красный цвет скорлупы — крови Христовой, пролитой ради спасения людей. Окрашенные в один цвет яйца («крашенки») и расписанные узорами («писанки») принято дарить родным и гостям.

Традицию освящать на Пасху яйца часто связывают с притчей о святой Марии Магдалине. Придя в Рим, она преподнесла императору Тиберию простое куриное яйцо. На вопрос, что означает этот дар, Мария ответила, что он символизирует воскрешение Христа и возрождение человечества для вечной жизни. Император ответил, что поверит в воскрешение, только если белое яйцо станет красным. И тут же на глазах присутствующих оно изменило цвет.

Согласно православным канонам, на Пасху не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды, поскольку этот день считается праздником возрождения. Посещать могилы близких церковь советует в первый вторник после пасхальной недели, который носит название Радоница. 

Пасха. История праздника и традиции.

Сегодня поговорим о самом светлом и главном празднике всех христиан. Также освежим свои знания о истории и традициях великого праздника Пасхи. 

Пасха. История и традиции.

Когда отмечается пасха в 2019 году?

Праздник Пасхи — это особый торжественный день в духовной и церковной жизни. В 2019 году праздник отмечается 28 апреля.

Религия Пасхи основана на принципах всего христианского учения и вообще всей библейской истории. Кроме того, православными этот великий праздник отмечается в честь события Воскресения Христова. Поэтому праздник Святой Пасхи еще носит такие названия, как Светлое Христово Воскресение и Воскресение Христово.

Всегда обычно отмечают Пасху после Великого поста и масленицы. А точной даты  нет. Ведь она  передвигается из года в год и определяется по специальным календарям. Здесь все зависит от относительно весеннего равноденствия и полнолуния. И при этом всегда выпадает на воскресенье.

Пасха. История и традиции.

Светлое Христово Воскресение. История праздника.

Основным принципом православного вероучения является событие, связанное с Вознесением Иисуса Христа. Согласно историческим данным, подтверждается жизнь Иисуса и факт его распятия на кресте. Этот день, названный Страстной Пятницей, является самым печальным и строгим днем Страстной недели. Именно в этот день Христос был осужден и казнён на Голгофе. Когда пришли женщины с благовониями (миром) , они увидели, что на месте осталась только одна плащаница-пелена. После чего его похоронили в пещере. И на третий день распятый Иисус не был там обнаружен.  Именно в нее было завернуто тело распятого. Также много раз Спаситель в течение сорока дней после смерти являлся обычным людям и своим ученикам-апостолам.

Пасха. История и традиции.

Первоначально Страстная Пятница и Воскресение Спасителя отмечались последователями христианства каждую неделю. Скорей всего, именно поэтому последний день недели у русского народа и стал назваться воскресеньем. Позже празднование светлой Пасхи стало событием ежегодным.

День Воскресения Христова сопровождается приготовлением пышных куличей и окрашенных яиц, без которых не обходится ни один стол. В праздник неспроста яйца красят в красный. Здесь есть, по некоторым разъяснениям, мистический смысл: цвет означает переход из могилы в вечную жизнь.

Таким образом, суть празднования Пасхи Христовой заключается в победе над смертью, ставшей входом в Царствие Небесное и переставшей быть концом жизни.

Вот почему Пасха и вся Светлая седмица (неделя после Пасхи) сопровождаются торжественными богослужениями с прославлением Христа. И празднование завершается в следующее воскресенье. Его ещё называют Фоминым днём или Красной горкой.

Пасха: традиции и обряды.

Пасха – главный праздник христианства. В этот день в храмах проводится торжественное богослужение. Оно начинается до полуночи. Сначала служится Полунощница, во время которой священники уносят Плащаницу в алтарь и кладут на престол. В полночь начинается утреня. Духовенство поет в алтаре праздничную стихиру. Затем церковнослужитель совершает крестный ход — обход храма под колокольный звон. А в руках он держит фонарь с горящей свечой внутри. В то время за ним следуют представители духовенства с церковными реликвиями. Крестный ход сопровождается пением стихиры. После обхода храма продолжается утреня. Также Неотъемлемыми частями Пасхальной службы являются Пасхальные часы и Литургия Иоанна Златоуста.

Пасха. История и традиции.

Во многих храмах в этот день прихожанам дозволяется звонить в колокола. Поэтому любой желающий в сопровождении духовенства может подняться на колокольницу и попробовать себя в роли звонаря.

В Светлое Христово Воскресение в церквях освящают куличи, творожные пасхи, крашеные яйца (крашенки, писанки) и другие угощения, приготовленные к праздничному столу. Кроме того, люди кладут в плетеную корзину продукты. Они накрывают их красивым полотенцем и идут в храмы святить. Также на Пасху в церквях освящается артос– квасной хлеб. Его раздают верующим для хранения дома в течение года. И принимают натощак при болезнях.

Пасха. История и традиции.

Почти все пасхальные традиции берут свое начало в совершении религиозных обрядов. Народные гуляния напрямую взаимосвязаны с выходом из говений Великого поста после периода воздержания от пищи и веселья.

В Европе практически во всех странах Страстная неделя и следующая за ней — это каникулы у школьников и студентов. Кроме того, праздник во многих странах отмечают как государственный.

В России вечером начинались народные гуляния прямо на дворе церкви. Согласно историческим сведениям, они продолжались от 1 дня до 2–3 недель и сопровождались молодежными хороводами и сватовством, играми и катанием на качелях. Такие народные гуляния назывались Красной Горкой.

В конце 19 века традиционно отправляли тематические открытки и письма друзьям и родственникам.  в 20-х годах 20 века политика прервала издание открыток.

Семейные традиции на Пасху

Один из атрибутов праздника – цветы. Люди освещают на службах живые или искусственные букеты. Затем приносят их домой, ставят перед иконами, украшают ими праздничный стол.

На Пасху люди приветствуют друг друга фразой: «Христос воскрес!», на что полагается отвечать: «Воистину воскрес!».

Пасха. История и традиции.

В семьях существует традиция измерять силу путем разбивания пасхальных яиц. И тот член семьи, который разобьет все яйца и останется с целым, считается самым сильным.

В этот день принято навещать родственников, проводить время в кругу семьи, устраивать гуляния, развлечения. А в некоторых регионах этот праздник носит название «Зеленые святки», на которых люди поют обрядовые песни, поздравляют близких, ходят по домам, восхваляют хозяина и желают благополучия.

Многие верят, что на Пасху открываются небеса. Поэтому совершают в этот день магические обряды. Молодые девушки  гадают на суженого в этот день. А народные целители считают, что период пасхальных праздников – лучший момент для исцеления от болезней.

Как празднуют Воскресение Христа в православной церкви

Перед наступлением праздника Пасхи верующие тщательно прибирают свои дома и квартиры, в том числе моют окна и вешают свежие занавески. Подготовку к торжеству (красить яйца и печь куличи) принято заканчивать к Страстной пятнице.

Пасха. История и традиции.

Люди после церковной службы отправляются домой на торжество. И завершается пост. Поэтому с этого дня разрешается снова употреблять в пищу молоко и мясо. Праздник продолжается еще неделю до момента, когда можно устраивать свадебные и прочие торжественные мероприятия, находящиеся под запретом в великопостный период.

Благодатный огонь на Пасху

В Великую субботу накануне Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения происходит схождение Благодатного огня. Храм был построен на горе Голгофе, где был распят Иисус и на месте гроба Господня – каменной пещере, где он был погребен.

Огонь выносят на богослужении из Кувуклии – часовни внутри храма. Греческий Патриарх передает его другим патриархам, после чего он распространяется по храму. Ежегодно в церемонии участвуют более 15 тысяч прихожан, которые держат в руках связки из 33 свечей – символ лет жизни Христа. Также Служба в храме Воскресения транслируется во многих странах мира.

Пасха. История и традиции.

Из Иерусалима Благодатный огонь передается в другие государства. В 1992 году, после 80-летнего перерыва, он был доставлен в Москву.  С того времени ежегодно самолетом Благодатный огонь передается в столицу России и распространяется по другим городам страны.

Что нельзя делать на Пасху

На Пасху христианам запрещается заниматься тяжелым физическим трудом. Также хозяйки стараются накануне завершить все приготовления на кухне. Именно в этот день они быть свободными от домашних хлопот. В этот день не рекомендуется грустить, ходить хмурым, грубить, ругаться с близкими людьми, жадничать. В Светлое Воскресение Христово нельзя отказывать в милостыне или помощи нуждающимся.

Пасха. История и традиции.

Пасха: приметы и поверья

Если:

  • к Пасхе растает весь снег, то в этом году будет хороший урожай.
  • в праздник накормить уличных птиц хлебными крошками, то весь год будет сопутствовать удача и богатство.
  • удастся увидеть пасхальный рассвет, то следует ожидать удачу в делах.
  • у хозяйки, которая испечет удачный пасхальный хлеб, в доме будет достаток и благополучие.
  • после службы в храме необходимо на удачу затушить свечу. Потухшая во время службы свеча является плохим предвестником.

Пасха. История и традиции.

Пасха – великий православный праздник. Кроме того в этот день христиане посещают богослужения, на которых освещают куличи, крашеные яйца. И люди стараются освободиться от домашних работ и провести время со своими близкими.

Друзья, какие у вас есть семейные традиции на Пасху? Какие секреты приготовления куличей у вас имеются???

Сообщение о Пасхе кратко | Kratkoe.com

Сообщение о праздновании Пасхи кратко расскажет Вам много полезной информации об этом светлом празднике православной веры и поможет подготовиться к занятию.

Сообщение о празднике Пасха

Пасха – это православное торжество правой веры. Праздник, который празднуют все православные христиане в мире. Этому празднику около 2000 лет и многие традиционные действия остались неизменными: на Пасху пекут куличи, замешивают паску и красят куриные яйца.

Пасха, Праздник Светлого Христова Воскресения, является главным событием года для православных христиан и самым большим православным праздником. Само слово «Пасха» греческого происхождения и обозначает «избавление», «прехождение». В этот день христиане торжествуют избавление всего человечества через Христа Спасителя от рабства дьяволу, а также дарование нам вечного блаженства и вечной жизни. Крестной Христовой смертью было совершено наше искупление и Его Воскресением дарована вечная жизнь.

Кроме дня воскресения Иисуса  Христа, он знаменуется окончанием строгого поста. Пост накладывал запреты на увеселения, строго ограничивал продукты, потребляемые в пищу. Некоторые праздники переносились на время после поста, дабы потом отпраздновать, как следует. Среди других пасхальных традиций выделяют крестный ход и всенощную службу. Люди облачались в праздничную одежду, освящали традиционные блюда в церкви, которые в светлый праздник подавались на стол и говорили друг другу «Христос воскресе» — «воистину воскресе», обмениваясь трехкратными поцелуями. 

Как же происходило само празднование? Пасхе предшествует Страстная неделя, и основная подготовка к празднику начинается с Чистого четверга. Этот день принято посвящать обычному мирскому, бытовому труду, дабы в страстную пятницу и в субботу встречать праздник с чистым сердцем. В Чистый четверг принято наводить порядок в доме, мыслях, также выкупаться. В Страстную пятницу, день выноса плащаницы, вспоминают о смерти Иисуса Христа и стараются избегать бытовой рутины. Верующие посещают богослужение, а в субботнюю ночь происходит освящение кушаний и всенощная молитва. После этого настает сам светлый праздник Пасхи.  этот день не только вкушали пищу, но и украшали дом букетами первоцветов, как символами воскрешения и жизни. Взрослые и дети начинали Пасхальную трапезу – сначала съедали красное вареное яйцо. Согласно преданию, Мария Магдалина пришла к императору Тиберию известить о воскрешении Христа. Правитель не поверил ей, сказав, что поверит в чудо только тогда, когда яйцо в его руке станет красного цвета. Яйцо в руках Тиберия покраснело и так родилась традиция кушать яйца в Пасху. 

Как готовили Пасху и красили яйца?

Куличи пеклись с давних времен. Изначально смысл их был в форме: вместе с яйцами они были символами плодородия. Традиционно пасха была творожным блюдом в виде пирамидки з буквам ХВ – Христос Воскрес. Творог для кулича перетирали несколько раз с добавлением пряностей, орехов, изюма, яиц и сливок. Также выпекали их из теста и покрывали глазурью. По старинке хозяюшки окрашивали вареные яичка в луковой шелухе, которую собирали задолго до праздника, черникой, свекольным соком, куркумой и красной капустой. Для образования узоров скорлупу заливали парафином, обматывали ниткой и так варили, вырезали узоры.

Надеемся, что сообщение о Пасхе для 4 класса помогло Вам узнать много полезной информации об этом христианском празднике. А краткий доклад о Пасхе Вы можете дополнить через форму комментариев ниже. 

Праздник Пасхи для детей — история возникновения праздника, традиции, значение

Еще совсем немного, и наступит светлое торжество! Благоговейно готовимся к нему мы, взрослые. По-особому чувствуют себя в эти моменты и наши малыши. Особенно, если это воцерковленная семья, где малыш, что называется, знает все о праздниках церкви с рождения. А что делать другим девочкам и мальчикам, как они узнают о Пасхе? Ведь человек с детства должен знать историю своего отечества и его традиции. Расскажите о великом событии, покажите на деле, какие православные символы и обычаи у нас есть, сделайте ярче и понятнее праздник Пасхи для детей.

как рассказать ребенку про пасху

 

Праздник Пасхи для детей – говорим понятным языком

 

Как донести до малютки библейское повествование? 

  1. Говорите доходчиво своими словами, чтобы ребенок понимал вас на своем уровне. Для разного возраста должны быть разные объяснения.
  2. Если будете рассказываться нескучно, вас будут переспрашивать без конца. Постарайтесь не отмахиваться от вопросов и отвечать на них максимально понятно.
  3. Не философствуйте, говоря про Пасху. Возьмите, к примеру, детскую библию с яркими иллюстрациями и краткими текстовками. Объясняйте все, что видите на каждом рисунке. Пропускайте сложное для детского ума. 
  4. Можно проводить параллели между известными сказками, где говорится о том, что такое зло и добро, милосердие и христианская любовь.

 

История праздника Пасхи

 

С чего начать свой рассказ? Разумеется, с краткого повествования о событии в духовной жизни христиан, случившемся более двух тысяч лет назад. Не надо особо удаляться в историю. Ребенку надо понять простые вещи. Словом, начните с того, зачем Иисус Христос пришел на землю, а затем продолжайте по порядку на понятном малышу языке. 

пасха поделки с детьми

 

Предательство Иуды

 

А пришел Иисус к нам, чтобы спасти мир. Когда мальчиком был и когда вырос, он никогда не делал плохого. Наоборот, показывал все своим делом и словом, что можно жить чисто, не завидуя, не беря чужого, не убивая, не жадничая, т.е. не делая зла другим. 

Однако нашлись люди, которым не нравилась такая святость и чистота. Они злились, потому что не хотели жить честно и по-доброму. Потому мечтали избавиться поскорее от того, кто мешал им грешить (тут можно сказать два слова о грехе, приведя пример ситуации с обманом или воровством)

Даже среди учеников нашлись предатели. Был такой Иуда, который продал своего учителя всего за тридцать монеток. Но как рассказать, что он именно продал? Дело в том, что Иуде приказали, чтобы он при встрече поцеловал Христа. Это был знак врагам, что это Иисус. Хотя у этих людей не нашлось доказательства вины, они послали его, чистого и невинного, на казнь, расплатившись мелочью с предателем. Отсюда и появилось выражение «поцелуй Иуды», которое означает лицемерное отношение и предательство идеалов.

 

Распятие 

 

Вкратце расскажите малышу, что раньше на крест посылали только страшных преступников. Хотя Иисус был свят, он пережил муки, которые не описать словами. Но страдания надо было выдержать, чтобы спасти весь мир, и нас в том числе. Поэтому крест считается спасением христиан. Ведь святая кровь очистила все вокруг от зла, подарив нашей душе бессмертие. 

Когда Христос умер, по словам евангелистов (то есть людей, которые были свидетелями всего, что он делал), земля дрогнула, горы сдвинулись с места. Это случилось в пятницу, которая теперь называется Страстной (по названию страстей, пережитых Иисусом). В эти дни мы особо молимся за наших близких.

как рассказать ребенку о церковных праздниках

Воскресение 

 

Как свидетельствует нам история возникновения Пасхи, пробыв в каменной пещере (которую раньше называли гробом), Христос ожил на третий день. В этом убедились женщины, придя сюда, чтобы помазать его тело приятными маслами (в те времена так принято было делать). Ангел им так и возвестил: «Он воскрес, как и обещал…».

Невероятная радость охватила тогда людей, которые очень любили воскресшего. И она передалась нам через века. С той поры мы отмечаем Пасху, праздник победы над смертью, ведь душа всегда остается живой. Скажите еще малышу о том, что неслучайно седьмой день недели был именно так назван, ведь в этот день произошло воскресение Христово.

 

Праздники детям: про Пасху — что делают православные 

 

Скажите малышу, что у нас празднуют этот светлый праздник согласно традиции. Ведь до этого был великий пост. 

  1. В течение 49 дней поста христиане очищались душой и телом. 
  2. Накануне в субботу в 23.30 все собираются в храме для участия в крестном ходе, всенощной (т. е. ночного бдения) и пасхальном богослужении.
  3. После богослужения православные разговляются (то есть оставляют пост, воздержание; можете привести в пример малышу, мол, ты тоже не играл во время поста, теперь можешь немного развлечься) и христосуются. 
  4. В дни светлой седмицы (не бойтесь так сказать, ведь речь о неделе, то есть о семи днях) люди наносят визиты родным, делают добрые дела, посещая больных и угощая бедных.

ребенок и пасха

 

Говорим про обычаи

 

Расскажите крохе, какие обычаи у нас связаны с Пасхой. В этот момент разрешите помочь вам, скажем, расписывать пасхальные яйца обычными или пальчиковыми красками. Подскажите, что их можно подарить бабушке, дедушке и еще кому-то из близких.

Приготовьте корзиночку и вместе уложите в нее маленькие куличи и крашенки. Сходите всей семьей в субботу в храм на освящение, ведь ночью с малышом вы туда не попадете. Можно это сделать и в само воскресенье утром.

Создавайте поделки с ребенком. Вот тут-то, трудясь вместе, вы быстрее поймете, как объяснить ребенку, что такое Пасха. Начните или продолжите свой рассказ, но делайте это не скучно! Тогда малютке проще будет переварить рассказанное. 

 

Рассказ ребёнку о Пасхе: традиции и символы

 

Говорить о Пасхе лучше в контексте других православных традиций. Знакомить с ними детей можно и нужно начиная с дошкольного возраста, но делать это постепенно и понятными ребенку словами.

Великий пост 

Все 49 дней великого поста, которые предшествовали Пасхе, православный люд постится. Что это значит? Расскажите, что это воздержание. Но оно не показано детям в той мере, которое позволяется взрослым. Скажите, что подготовка к празднику  для малыша может выглядеть в послушании и помощи взрослым. А еще это может быть отказ от тех вещей, которые развлекают ребенка в обычное время, т. е. от искушений. Например:

  • вкусной конфеты,
  • игр в смартфоне или ноутбуке, 
  • просмотра любимых фильмов,
  • шумных занятий и игр. 

Привыкнув с детства к благоговейному отношению к традиции, ваше чадо всегда будет встречать торжество в прекрасном расположении духа. Праздник не должен ассоциироваться у него с обузой и запретами.

Пасхальное богослужение 

Оно начинается накануне, в полночь. После крестного хода весь люд и священство участвуют в пасхальном богослужении, приветствуя друг друга возгласами «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!». Эта информация запомнится обязательно!

пасхальные поделки с детьми

Основные пасхальные угощения: разговены и праздничный стол

«Что такое разговены?» – спросит ребенок. Это слово обзначает выход из поста, переход на обычную (нескоромную, то есть мясо, рыба, молоко, яйца) пищу. 

Готовьте вместе с ребенком основные пасхальные блюда. А это рыбные и мясные яства, салаты и закуски, быстрые соления, десерты, вкусные коктейли и другие напитки. Вот тут и объясните, почему все вкусно и красиво. Мол, а у нас традиция такая – пасхальный стол должен быть торжественным и нарядным.

Христосование 

Что это значит? Это трехкратное обнимание, целование при возгласах «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!». То есть люди, встретившись друг с другом на улице, таким образом здороваются и поздравляют с праздником. Кстати, принято христосоваться и за праздничным столом, пропевая слова праздничной стихиры: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!». Чтобы ребенок понял их содержание, скажите, что это и есть смысл воскресения и вечной жизни человеческой души. 

Яичная символика, куличи

Крашеные яйца, куличи и творожные пасхи – это неотъемлемый символ праздника и новой жизни. Поэтому у нас принято начинать трапезу после службы в храме освященными крашенками, писанками и куличами, а потом обмениваться ими после христосования. 

Если вы не хотите покупать готовый кулич и собрались печь дома, если вы узнали прекрасный рецепт творожной пасхи, готовьте все это с ребенком в четверг перед праздником. А заодно дайте ему описание смысла куличей. Ведь воскресший Иисус с учениками ел хлеб с тем, чтобы все поверили, что он воскрес. 

Все, что вы приготовите к Пасхе, батюшка освятит в храме. Сходите туда всей семьей! 

про пасху

 

Пасхальный декор – украшаем дом вместе с детьми

 

Перед праздником предложите малышу вместе украсить дом. Ведь вы входите в светлый праздник, который стал символом возрождения и новой жизни. Употребляя декор, расскажите, почему именно так используете пасхальные атрибуты. Итак, приступим!

Свечи 

Они могут быть в форме яиц. Нет в продаже? Не беда! Сделайте их с вашим почемучкой. Доверьте ему влить теплый растопленный воск в пустую яичную скорлупу, и поместить в нее фитиль. Как только свечи остынут, предложите маленькому помощнику расставить их. Параллельно объясните значение свечи, напомните, что скоро будете шествовать с горящей свечечкой в крестном ходе. 

Венки и гирлянды

Цветов никогда не бывает много, вот и создайте с ребенком какую-то красивую композицию в виде венка или букета. Увлеките его созданием гирлянд из нанизанных на ленту вырезанных кружков по типу пасхальных яиц. А потом пусть развешивает их по дому. 

Крашенки и писанки

Создать праздничный декор с их помощью тоже легко. Во время совместного с крохой окрашивания яиц вкратце расскажите об этой традиции. Потом сложите все красиво в корзинках или на тарелках, украсьте растениями, распишите яйца красками, залейте их воском и т.д.

 

Пасхальные традиции: детские игры на Пасху

 

Да, эти игры, в которые играли наши давние предки, популярны и у современных ребятишек 5 лет и старше. Вот только некоторые из них.

  1. «Чокание» яйцами». Еще одна традиция, которая точно понравится вашему маленькому почемучке. Смысл заключается в том, что двое деток (или ребенок и взрослый), держа яйцо в одной руке, ударяют любым концом о яйцо соперника. Выиграет тот, у кого скорлупка не выдержит такой удар.
  2. «Катание яиц». Поиграйте с малышом и в эту интересную пасхальную игру. Весте с ним установите на полу или столе что-то наподобие катка (из картона или фанерки). Разложите рядом с крашеными яйцами игрушки и сувениры. Вот и катайте по очереди на «катке» каждый своё яйцо. Кто коснется им приза, тот его и заберет.
  3. «Поиски яйца». Эти поиски проходят в квартире или на даче. Тут тоже можно придумать какие-то приятные награды для того, кто найдет спрятанные в разных местах крашенки и писанки.

Уделите внимание детям в светлый праздник Пасхи. Краткое и емкое, простое и доступное изложение сути праздника праздников запомнится вашему чаду!

Мне нравится 4


Похожие посты


Оставить комментарий

Пасха — Светлое Христово Воскресение. Значение и традиции праздника

В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях, ее праздновали в 14‑й день нисана (по нашему счету март ‑ апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение о Пасхе до нас не дошло.

С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднественную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, ‑ это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается три раза вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Раскрываются двери ‑ и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона.

В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоустаго», которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и с друг другом.

В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, во время которой молящиеся, которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.

После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное ‑ не постное) при храме или у себя по домам.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *