Мамонт это история 5 класс: доклад о мамонтах 5 класс

Содержание

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 2

РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ

Объясните значение слов: рубило, копьё, гарпун, мамонт, человек разум­ный, родовая община.

  • Рубило — орудие труда первобытного человека. Представляло собой острый обработанный кусок камня. Древний человек использовал рубило для изготовления других орудий труда и охоты.
  • Копьё — длинная и прочная (иногда обожженная на костре) деревянная палка с заостренным концом или каменным наконечником, привязанным к древку волокнами растений или кожаным ремешком. С развитием человечества и технологий люди стали использовать для изготовления наконечников копий медь, бронзу, железо.
  • Гарпун — в классическом понимании это бросковое орудие, предназначенное для охоты на рыб. Представляет из себя копье с зазубренным наконечником (древние люди использовали кость для изготовления наконечника) и веревкой для возврата копья.
    Гарпуны, не оснащенные веревкой, называют острогами.
  • Мамонт — древнее вымершее млекопитающее из рода слоновых. В сравнении с современными слонами, мамонты были в два раза больше. Они обладали более массивным туловищем, более короткими ногами, длинной шерстью, меньшего размера ушами и длинными изогнутыми бивнями, которые служили для добывания пищи в зимнее время из-под снега.
  • Человек разум­ный (Homo sapiens) — вид человека, древнейшие представители которого появились в результате эволюции около 200 тысяч лет назад в Африке. Однако современные археологические данные доказывают, что человек современного типа появился еще раньше — более 350 тысяч лет назад. Оттуда вид распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции 
    Homo erectus
    (человека прямоходящего) и неандертальцев. 40 тысяч лет назад ареал проживания человека разумного распространился практически по всей Земле. От остальных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, человек разумный отличался относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.
  • Родовая община — первое объединение древних людей, включавшее кровных родственников. Вместе легче было добывать пропитание, защищаться от хищных животных, поддерживать и охранять огонь. Все члены коллектива были равны между собой, а пища, независимо от того, кем и как она была добыта, делилась поровну.

1.Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами?

Формирование родовых общин, разделение труда, совершенствование орудий труда, форм коллективной охоты и методов обработки материалов, а также использование огня (получение и сохранение) и изготовление одежды обусловили выживание людей в Ледниковый и послеледниковый период.

2. Что представляли собой древнейшие жилища и одежда?

Древняя одежда представляла собой покровы из шкур и меха животных. Древнейшие жилища — пещеры, в которых люди могли укрыться от непогоды и оборониться от хищных животных. На территориях, где не было пещер, древние люди рыли землянки, сооружали навесы из веток, костей и шкур животных.

3. Почему только сплочённая группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?

В одиночку ни один охотник не мог справиться с крупным зверем. Поэтому древние люди стали использовать технологии коллективной загонной охоты. Роли охотников были распределены: отдельные группы гнали зверя в заготовленную ловушку (яму, овраг, болото), другие группы встречали зверя и убивали его.

4. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки — слово «родовая»?

Слово «община» выражает один из основных признаков такого сообщества — все в общине было общим: люди сообща добывали пищу, обустраивали жилище, а добыча, неважно кем она была добыта, делилась поровну. Слово «родовая» выражает главный признак родовой общины, в  которой родственные связи являлись основными. Все близкие и дальние родственники, состоящие в общине, считались сородичами.

5. Какими пре­имуществами обладают лук и стрелы сравнительно с копьём и дубиной?

Лук и стрелы позволили древним людям охотиться на мелких и быстрых зверей, поражая их с расстояния. С копьём и дубинкой за такими мелкими зверями охотиться не получится — они предназначены преимущественно для охоты с близкого расстояния.

Примечание: Конечно, о расстоянии в «сотни шагов», как сказано в учебнике, речи не идет. Для того, чтобы поразить цель с такого расстояния, необходимы профессиональные, а не кустарно изготовленные луки, с большой степенью упругости, огромная сила охотника, чтобы натянуть такой лук и огромный опыт и глазомер, чтобы попасть с такого расстояния по движущейся мишени. Представляется маловероятным утверждение авторов о «сотнях шагов».

Опишите рисунок «Родовая община» (см. с. 18). Что изображено на пер­вом плане, на втором плане?

На рисунке изображена родовая община древних людей. На переднем плане мужчины занимаются изготовлением орудий труда и охоты, а женщина шьет одежду из шкур. На заднем плане мы видим женщину, которая разрезает растянутую на кольях и высушенную шкуру, людей, которые готовят пищу на костре, мужчину, который принес череп оленя для дальнейшей его обработки. Дети сидят в палатке и наблюдают за работой взрослых, перенимая опыт.

Подготовьте сообщение о находках останков мамонтов на территории России (см. с. 19). (По учебнику и ресурсам Интернета.)

На территории России уже найдено большое количество останков мамонтов. Большая часть находок мамонтов в России встречается в Сибири и Якутии. Примерно 12 тысяч лет назад в тех краях было тепло, поэтому эти крупные млекопитающие были очень распространены. Ледниковый период привел к смерти мамонтов, останки которых хорошо сохранились в толще вечной мерзлоты. Самыми известными находками считаются хорошо сохранившиеся останки мамонтенка Димы и мамонтенка Любы. Диму нашел бульдозерист в Магаданской области – установлено, что несчастный мамонтенок повредил ногу, и поэтому (а может он спасался от саблезубых тигров) свалился в грязевую яму или болото. Не смог выбраться, и умер. Благодаря тому, что останки мамонтенка Димы пролежали в слое вечной мерзлоты и влаги без доступа воздуха, он великолепно сохранился.

До 2007 года это был первый уникальный мамонт, найденный целиком. Сейчас мамонтёнок Дима находится в Зоологическом музее в Санкт-Петербурге.

В 2007 году рекорд Димы по целостности туши был побит мамонтенком Любой – ее нашли на Ямале. Предположительно, река вымыла останки животного из глубин Колымы, их обнаружил местный оленевод Юрий Худи. Поскольку Диму изрядно потрепали собаки, да и лежала туша до прибытия ученых около 10 дней, сохранность Любы – это полностью заслуга оленевода, который 2 дня почти бегом добирался до цивилизации, чтобы сообщить о находке. Мамонтенок Люба прекрасно сохранилась.

Подумайте и обсудите. В чём различия между копьём и гарпуном (см. рис. на с. 17)? Как их изобретение изменило жизнь людей?

Разница между копьем и гарпуном заключается в наконечнике. Для охоты на зверей копье должно обладать способностью пробить толстую шкуру и поразить жизненно важные органы животного. После этого, охотник должен быть способен быстро вытащить копье для следующего удара.

Поэтому каменные наконечники изготавливались острыми, тонкими и по возможности гладкими. Для охоты на рыбу важным было быстро поразить объект и обеспечить его удержание на острие. Поэтому наконечники для гарпунов (острог) делались легкими (как и само древко), преимущественно из кости, и зазубренными, чтобы рыба не смогла соскользнуть с гарпуна.

Ученые думали, что древние люди не умели ловить мамонтов. Древние люди оказались умнее

Автор фото, EPA

Подпись к фото,

Ловушки были около двух метров в глубину и 25 метров в ширину

В Мексике обнаружены скелеты как минимум 14 мамонтов. Такое иногда случается, но сейчас впервые стало ясно, что уже 15 тысяч лет назад люди устраивали ловушки для мамонтов.

В районе деревни Тультепек к северу от Мехико были найдены две такие ловушки, очевидно специально выкопанные и замаскированные ямы, в которые падали мамонты, после чего охотники их убивали.

Вполне возможно, что древние люди специально подгоняли мамонтов в сторону ловушек.

Открытие ловушек кардинально меняет наши представления о том, как доисторический человек охотился на этих огромных животных.

Мексиканские археологи говорят, что в этом районе может быть найдено еще больше ловушек для мамонтов.

До сих пор считалось, что люди охотились лишь на больных или раненых мамонтов, или когда животные сами попадали в естественные ловушки, такие как болотная трясина.

Но открытие на раскопках в Мексике указывает на то, что охота на мамонтов была организована куда сложнее.

Директор мексиканского Института антропологии и истории (INAH) Диего Прието Эрнандес говорит, что последнее открытие — поворотный момент в нашем понимании того, как древние люди взаимодействовали с огромными млекопитающими.

Каждая ловушка представляет собой яму глубиной в 1,7 метра и 25 метров в диаметре. Они были рассчитаны на то, что попавший туда мамонт не мог выбраться.

Автор фото, AFP / INAH

Подпись к фото,

На некоторых костях видны следы воздействия человека

Автор фото, AFP / INAH

Подпись к фото,

Мамонты были примерно того же размера, что и современные слоны

Автор фото, AFP / INAH

Подпись к фото,

Археологи обнаружили более 800 костей мамонтов

Первый скелет мамонта в районе Тультепек был обнаружен в 2016 году. Судя по состоянию костей, он был разделан на мясо людьми.

Согласно преобладавшим тогда научным представлениям, поскольку в той местности было болотистое озеро, люди просто дожидались, когда мамонт застрянет в грязи, и затем на него нападали.

Мамонты, как и родственные им слоны, предпочитают не отходить далеко от источников питьевой воды.

Некоторые ученые подозревали, что первобытные охотники загоняли добычу в опасное для нее место, но у этой теории не было подтверждения.

Сейчас, после обнаружения ям-ловушек, становится ясно, что человеческое общество в то время уже было организовано в достаточной степени для того, чтобы выкапывать глубокие ямы нужного размера с минимальными имеющимися инструментами, а также понимало поведение мамонта и умело им манипулировать.

15 тысяч лет в этой части Северной Америки в изобилии обитали так называемые колумбийские мамонты. Их скелеты относительно часто находят вблизи древних озер, откуда и пошла теория, что они просто увязали в болотистой местности.

Колумбийские мамонты были крупнее своих сородичей в Европе и Азии.

История мамонта, отзывы на спектакль – Афиша-Театры

Географ нашего времени
Географ нашего времени или инфантильный мамонт
Я не критик, но очень захотелось написать, ибо второй день под сильным впечатлением от увиденного, а такое со мной, поверьте, не часто бывает..
Для начала маленькое отступление: в РАМТе сейчас готовится конкурс «Героя- на сцену», студенты разных вузов предлагают материал для постановки и пишут эссе-мотивируют почему именно этот герой актуален сегодня.. Я думаю, что ответ на вопрос кто же герой нашего времени- мной наконец то получен- товарищ Служкин, в исполнении Андрея Сиротина.
Ироничный, вечно поддатый, не сопротивляющийся жизни и обстоятельствам, чертовски в результате всего этого обаятельный и что неваловажно ( а этого я не прочла ни в одной рецензии почему то)- все-таки с моральным внутренним стержнем, пусть он тонок, этот стержень, но он есть. . и если бы его не было, то можно было бы взвыть от безнадежности всего увиденного.. Не помню дословно, но в конце, в любовной сцене со своей ученицей Машей, он говорит: «Я не возьму Машу, потому что что-то внутри мне не разрешает это сделать и всё»
Без этого «чего то внутри», без этого нравственного критерия не получился бы такой объемный и неоднозначный образ.. Иначе это был бы просто алкаш-неудачник.. А он еще и романтик, поэт- неудачник и песни странные поет…
Кстати, победил в рамтовском конкурсе парень, который предлагает поставить макдонаха «Сиротливый запад»- там герой ирландский пастор- неудачник, один в один Служкин , только на европейский манер. А здесь, наше- родное, до боли знакомое и очень понятное, и оттого очень жалкое..
Еще круг размышлений: я подумала , что учитель Служкин это Иисус 21го века.. Вот такая мутация. Теперь он не учит своих учеников, а ровным счетом ничем от них не отличается. Его класс, как на картине Брейгеля «Слепые», им нужен поводырь, но поводырь сам тоже слеп. ..Он такой же как и все кого ему предстоит вести..И в этом ужас и боль. Опять же, Служкин сам говорит : « Вы думаете, я старше, опытнее, и это что-то да значит? Да ни фига это не значит»
Сегодня в этой стране нет ни традиций, ни корней, ни идеалов, НИЧЕГО… Не на что опереться, чему учить в школе? Смешно.. и всё что ему остается, слиться, сплотиться с товарищами по несчастью- такими же заблудившимися как и он. И поэтому как нельзя удачнее решение: учителя Служкина, лузера играет такой же парнишка как и все остальные школьники..Один курс, одна команда, общие проблемы. Одно поколение.. Как говорит ученица Люся Митрофанова о географе: « Он хотя бы не осуждает…»
В каждом советском периоде был свой такой великий фильм или пьеса про взаимоотношения учителя с учениками ( «Доживем до понедельника», «Дорогая Елена Сергеевна», сейчас сериал «Школа». Я считаю спектакль «История мамонта», гораздо острее и точнее и талантливееи и умнее и неоднозначнее раскрывает тему взаимоотношений учителя и ученика сегодня, хотя события там происходят в «лихие 90тые»
Да! а еще раньше , до советского кино был Достоевский, «Братья Карамазовы»- с Алешей и мальчиками)
И я помню, мне важно здесь об этом сказать, когда Женовач ставил «мальчиков» ему принципиально было важно, чтобы Алеша- учитель, пример, старший товарищ, выглядел внушительнее, старше своих «птенцов», поэтому удачным стало решение, что Учителя должен играть Александр Коручеков, из режиссерской группы, на поколение старше своих однокурсников. В «Мамонте» же принципиально важно чтобы наоборот, учитель ничем не отличался от своих подопечных… Такой же, если не хуже…
Наталкивает на размышления о нашем времени в целом, когда уже никто ничему в принципе научить не может и не нужно… Потеря общей шкалы ценностей, кто во что горазд.. Как группка этих бедных зверьков на катамаране под страшными волнами… бедные «слепые» без поводыря…
И карта нашей родины- из целофановых пакетов, и прочего мусора… И вот она, постсоветская действительность… Группка затерянных людей в большой помойке… Вызывает колоссальную жалость, до слез… Но еще больше слез вызывает единственная капля надежды… Единственная.. Служкин не сопротивляется этой жизни, но и сам (заметьте!!!) не опускается до ее пошлости, он никого не осуждает: ни жену, ни школьников, просто живет, да, пьяно, но зато искренне и честно…И неспроста он становится любимцем этих трудных подростков. Он очень чистый , душевно светлый персонаж… Сидит себе с книжкой в коридоре на собственном дне рождении и вроде как не замечает и как следствие НЕ УЧАСТВУЕТ в этом всеобщем разврате под «мадам Брошкину». Никаких нравоучений и громких слов, как у завуча Угрозы Борисовны☺
Служкин- искренен и этим ужасно подкупает…
Классный он, не даром в него отличница Маша влюбилась.. И жалко его, потому что он, как герой этого времени, ниче не может противопоставить этому времени… Можно конечно как Будкин, бабло зашибать, тогда и женщины полюбят, да только нужны ли такие женщины?
Время… Я помню как моя мама, художник, в 90ые годы мыла полы в только что открывшемся спортивном магазине чтоб хоть как то прокормить нас с сестрой.. и еще перебирала гнилые овощи в магазине. Но не сломалась, не спилась, не озлобилась на эту жизнь, на это время.. Почему же у поколения Служкина не хватает какого то фермента выживаемости, способа борьбы, противостояния?
В общем болит у меня душа за Служкина, и какое лекарство для хорошего парня от его инфантилизма- пока не знаю…

Разыскивается дедушка мамонта. Палеонтологи возобновили раскопки возле Оханска

Разыскивается дедушка мамонта.

Палеонтологи возобновили раскопки возле Оханска

Евгения Выгузова — сотрудник краеведческого музея. Это ее третьи сборы в экспедицию на раскоп трогонтериевого слона, который жил в наших краях около 200-500 тысяч лет назад. Девушка считает, что прикоснуться к истории таким образом — возможность уникальная.

Евгения Выгузова, хранитель зоологической коллекции Пермского краеведческого музея: «Такие возможности, такие шансы выпадают раз в жизни. Что можно поехать, участвовать и принести пользу, личный вклад».

То, что доисторические слоны все же жили на территории Прикамья, стало известно в 2010 году. Тогда в Оханском районе местные рыбаки случайно обнаружили первый останки. Подготовка к раскопкам длилась несколько лет, начали их в 2012-м. За эти годы специалисты обнаружили почти целый скелет. Самые крупные находки — трехметровый бивень и большие берцовые кости.

Татьяна Вострикова, директор Пермского краеведческого музея: «Уже несколько лет подряд мы стационарно лагерем находимся на месте.
Порядка двух недель мы ведем масштабные раскопки».

В этом году на поиски «истории» отправились 10 исследователей. До приезда основной части группы грубые работы провели экскаватором, чтобы выйти на уровень залегания костей.

Сергей Островский, участник экспедиции: «Если бы он это не сделал, мы бы тут лишние две недели были».

Один проход ковшом равен двум дням работы лопатами, рассказывает Сергей Островский. Он был во всех экспедициях. Из года в год двигаются от берега постепенно вглубь. Закончить раскоп планировали еще в том году, но в завершающие дни обнаружили находки.

Сергей Островский, участник экспедиции: «В этот год мы надеемся поставить точку здесь».

Палеонтологи пробудут на раскопе до 24 июля, но многое будет зависеть от погоды. Помогать им будут и волонтеры из местных. Сам лагерь расположился в живописном месте прямо над Камой.

Будут ли обнаружены новые останки древнего животного, наверняка сказать никто не может. В случае находки кости будут отправлены на исследования, и в дальнейшем займут место в экспозиции краеведческого музея, рядом с остальными экспонатами. За все эти годы доисторический слон стал уже далеко не мифическим существом, а реальным — про него даже написали песню.

Следующая публикация