Начинающий психолог: Как перестать учиться и начать консультировать. Мифы начинающего психолога. – Начинающий психолог: с чего начать карьеру

Содержание

Как перестать учиться и начать консультировать. Мифы начинающего психолога.

Знакомо ли вам волнение при ожидании нового клиента? Спокойно ли вы рассказываете о своей деятельности и называете стоимость своих услуг? Нет? Тогда эта статья для вас.

 

Миф №1. Нет диплома – рано начинать консультировать.

«Как я могу начать консультировать, если у меня еще нет диплома на руках?» — такой вопрос возник в моей голове, когда я получала свое первое психологическое образование. Я специально выбирала учебное заведение, где можно получить больше опыта, тем не менее, когда пришло время начинать практиковать, наступил ступор.

Мой первый настоящий клиент нашел меня в интернете. На одном из тематических форумов я оставила комментарий, указав, что являюсь психологом, и вскоре была назначена первая консультация. К намеченному времени я испытала всю гамму чувств и эмоций: непреодолимое волнение, жуткое сопротивление, панику, сомнение, страх. Мне казалось, что проще прыгнуть с парашютом, чем провести часовую консультацию. Я, честно говоря, даже надеялась, что клиент передумает и не придет. Но все получилось иначе.

Клиент пришел, и моя паника сменилась легкой неуверенностью. При этом, она была заметна только мне. Не буду лукавить и говорить, что на своей первой консультации я смогла перевернуть мир клиента и сразу помочь решить все его проблемы. Я не сделала ничего особенного, просто дала человеку выговориться, внимательно слушала и иногда задавала наводящие вопросы.

По итогам консультации клиент признался, что получил облегчение, и его проблема уже не кажется такой значимой.  

Многие попадают в ловушку двух противоречивых убеждений. Нельзя работать за деньги с клиентами, пока нет образования. И, также, нельзя получить реальный опыт без практики.  Решение может быть простым: сначала отработка методик и практик с сокурсниками и друзьями. Они будут знать, что у вас нет диплома, но навредить вы тоже вряд ли сможете, потому что действовать будете осторожно и всегда сможете спросить помощи преподавателей. В худшем случае – вы не поможете, а в лучшем – приобретете опыт и закрепите знания.

И своих первых настоящих клиентов лучше искать уже в процессе обучения, пока вы еще находитесь в команде единомышленников и под чутким наблюдением опытных коллег.

Вывод: начинаем безопасную практику еще во время учебы.

 

Миф №2. Пока ты не можешь красиво себя назвать – рано начинать консультировать.

Закончив обучение, я получила диплом по специальности «Психологическое консультирование». Диплом есть, можно начинать активно себя продвигать, правильно?

«Как-то это слишком обширно! Психологов много, как же себя продвигать?» — посетила меня очередная умная мысль. Тогда я задумалась, что намного эффективнее быть психологом в определенной нише. Тогда мой потенциальный клиент точно будет знать, по каким вопросам обращаться именно ко мне.

Согласитесь, намного экспертнее звучит, если ты «перинатальный психолог», «детский психолог», «психолог-регрессолог», «психолог-логопед», «семейный психолог», «психолог-сексолог», «бизнес-психолог» и т.п.

Итак, я снова отложила практику. И, прежде чем начать себя активно продвигать, занялась поиском ниши.

Моей дочери было 2 года, а сын только родился, когда я решила, что хочу заниматься перинатальной психологией. Я снова плотно занялась учебой, изучила теорию, даже прошла практику в питерском роддоме и получила два удостоверения.  Но когда пришло время начать работать, я поняла, что это совсем не то, чем хотелось бы заниматься всю жизнь. Тогда я продолжила поиски ниши, снова отодвинув начало активной практики.

В процессе обучения мы наблюдаем за работой профессионалов, которые имеют многолетний опыт. Глядя на то, как легко и интересно получается у них , – хочется так же, причем сразу. На деле получается иначе,  и начинает казаться, что где-то в другой нише будет все по-другому, просто надо ее найти.

Может быть. Но, как быть, если эту самую нишу не получается найти и выбрать сразу?

Невозможно понять, чем именно хочется заниматься, пока не попробуешь разные направления. К тому же вкусы, предпочтения и интересы с течением времени меняются. Поэтому важно начинать практиковать даже, если вы еще не выбрали основную нишу.  Пробуя себя в разном, у вас будет возможность прочувствовать именно на своем опыте, насколько близко вам то или иное направление. И, возможно, это убережет вас от посещения лишних дорогостоящих курсов и семинаров.

Вывод: начинаем работать в общей практике еще до выбора своего любимого направления. Этот выбор происходит чаще всего в процессе практической работы.

 

Миф №3. Ты не самый умный – рано начинать консультировать.

Когда я только начала изучать психологию, казалось все просто. Есть алгоритм консультирования, мой личный опыт и желание помогать людям – казалось, что этого достаточно. Даже была уверенность, что это все легко, и я запросто могу стать лучшим психологом. Но чем больше я изучала, тем чаще вспоминала Сократа. Если уж он знает, что ничего не знает, что говорить обо мне. Я проходила курсы за курсами, но, чем больше я училась, тем больше казалось, что еще мало знаю.

Каждый раз алгоритм повторялся. «Вот сейчас я пройду курс по перинатальной психологии (транзактному анализу, КПТ, коучингу, клинической психологии, семейному консультированию, эриксоновскому гипнозу, НЛП, коррекции пищевого поведения…), а сразу после этого начну активно работать, продвигать себя и консультировать. Но каждый раз во время обучения я понимала, что мне еще не хватает опыта, знаний, регалий и квалификации, чтобы быть настоящим психологом.

И вот мои 3 диплома, стопка сертификатов и удостоверений пылятся на полочке, а мои «коллеги», имеющие сертификат о прохождении двухмесячных курсов «практической психологии» преспокойно работают и консультируют таких же, как я, хранительниц внутреннего саботажника.

Безусловно, я не призываю равняться на вышеупомянутых, но вот смелости у них поучиться стоит. Ведь знания, которые не находят практического применения, теряются.  Можно сколько угодно читать о том, как шить, но научиться это делать можно только с иголкой в руках.

Единственное место, где можно действительно научиться консультировать – это сами консультации. Ни один семинар, ни один тренинг не научит вас слышать клиента и чувствовать, что именно ему в данный момент поможет. Знания, навыки и тренировка важны, безусловно. Когда человек начинает ходить в тренажерный зал, крайне важно знать, как пользоваться тренажерами, правильно поднимать штангу и приседать, без этих знаний можно навредить своему здоровью. Но вы никогда не сделаете свою фигуру более подтянутой, имея только эти знания и не занимаясь регулярно. Важны и знания, и регулярная практика. А для наилучшего и более быстрого результата можно воспользоваться услугами тренера. В консультативной практике это опытные коллеги, супервизоры, менторы.

Вывод: принимаем свою неидеальность и начинаем работать. А если чувствуете неуверенность, страх или сомнения – обращайтесь за помощью!

 

Миф №4. Если тебе страшно – рано начинать консультировать.

И вот я, наконец, поняла, что дальше тянуть бессмысленно и пора начать работать. Я привела в порядок соцсети, зарегистрировалась на психологических сайтах, разместила объявления не хуже, чем у других, указала адекватную цену,  но очереди из клиентов почему-то не было. Не идут, не звонят, не пишут. Я долго не могла понять, почему. Оказалось, что я сама делаю все, чтобы ко мне не шли. Я случайно забывала отправить ответ потенциальному клиенту, отвечала на вопросы так, чтобы в процессе общения чем-то отпугнуть, в моем голосе звучала неуверенность и как будто призыв: «Лучше найти более опытного психолога, я дилетант, вряд ли смогу вам помочь!»

Если вам знакомо подобное чувство, знайте, вы далеко не одиноки! Скорее всего, вам, как и многим, мешает страх.

Подумайте, чего именно вы боитесь?

Самые распространенные страхи:

  • не смогу помочь клиенту или даже могу навредить;
  • нет должного образования;
  • неудобно брать деньги;
  • клиент останется недоволен и больше не придет;
  • мне уже 30 (40, 50…), поздно начинать;
  • вокруг много более опытных специалистов;
  • сложно найти клиентов;
  • не все знаю, не смогу ответить на какой-то вопрос.

Чего бы вы не боялись, важно осознать, что страх – это вполне нормально. Даже хорошо. Для специалистов разных профессий, страх – это прекрасное чувство, которое позволяет развиваться, стремиться быть лучше, работать над собой. Многие боятся выступать на публике, общаться со значимыми людьми, делать что-то новое.

И даже великие люди испытывают чувство страха. Знаете ли вы, что Наполеон Бонапарт однажды, когда вышел к своему войску и хотел обратиться с речью к солдатам, упал в обморок?   

Если и вам знакомо чувство страха, то предлагаю, во-первых, порадоваться. Это значит, что вы адекватный человек. А, во-вторых, если вы действительно уверены, что это та деятельность, которой вы хотите заниматься, то попробуйте переключить акцент с себя на клиентов. Ведь вы хотите именно помогать людям, а не лечить себя за их деньги, правда?

Если это так, то самое время набираться опыта и становиться лучшим специалистом для своих клиентов.

Вывод: помним, что бояться – это нормально, и переключаем акцент на клиентов.

 

Ни один человек не рождается квалифицированным специалистом, с опытом, регалиями и очередью из клиентов. Каждый когда-то вынужден делать первые шаги, пробовать новую деятельность, учиться, переступать через свои страхи и двигаться вперед. Вокруг много людей, которым нужна квалифицированная помощь и поддержка. И, возможно, именно сейчас, пока вы сидите и боитесь, они ищут своего специалиста, очень похожего на вас.

Просто начните, делайте, работайте!

 

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram Facebook VK
Telegram

Начинающий психолог: с чего начать карьеру

Наша реальность такова, что многие молодые люди, даже имея на руках диплом о востребованном профессиональном образовании, не могут найти себе работу. Как поступать начинающему психологу в такой ситуации? С чего начать, чтобы потом работать по выбранной специальности?

Чтобы начать работу психологом – определяем сферу деятельности

Так как суть счастья зависит от удовлетворения трех основных групп потребностей человека – физических, эмоциональных и духовных, то реализация себя в профессии, как залог уважения себя самого, а также себя другими людьми (что относится к группе эмоциональных потребностей), очень важно.

Поэтому, чтобы ответ на вопрос, как начать работу психологом, привел вас к желающему результату, то он будет начинаться — с определения сферы деятельности, в которой вы бы предпочти работать. Тут вы должны проанализировать то, чем в рамках данной специальности, вам нравится заниматься больше всего, и то, что у вас получается лучше всего.

Это будет залогом того, что и дальше у вас получится все на «пять с плюсом». И, пожалуйста, не лезьте туда, что вас однозначно раздражает или выводит из равновесия (к примеру, дети, преступники или больные люди). В жизни нравится то, что получается, и, наоборот.

А основные варианты выбора сферы деятельности здесь такие:

  • Научно-экспериментальная психология. Специалисты данной области проводят эксперименты, изучают реакцию людей. Пишут на эту тему научно-познавательные статьи, защищают кандидатские и докторские диссертации. Для этого они сначала учатся в аспирантуре, а потом идут дальше по научной и преподавательской карьерной лестнице.
  • Социальная психология, психология личности. Речь идет о работе психолога с конкретными людьми и коллективами. Именно в рамках указанного направления начинающий психолог проводит консультации, оказывает клиентам практическую помощь, помогая им разобраться в сложной ситуации и найти из нее достойный выход.
  • Клиническая психология. В данном случае подразумевается, что психолог, специализирующийся на данном направлении, будет работать в клинике. Круг его пациентов будут составлять больные люди, к примеру, наркоманы, алкоголики, люди, пытавшиеся покончить с жизнью, клиенты, испытывающие стресс после потери ребенка во время беременности или при родах, люди, оставшиеся без руки или ноги, и тому подобное.
  • Педагогическая психология. Сюда обычно идут начинающие психологи, желающие оказывать консультации детям и их родителям. Речь идет о работе в образовательных учреждениях (школы, детские сады, колледжи, техникумы и т.д.), а также в системе правоохранительных органов (детская комната полиции, исправительные колонии для несовершеннолетних и т.д.).
  • Коммерческая психология. Тут подразумевается специализация на маркетинговой деятельности: когда создание того или иного товара, или той или иной рекламы, невозможно без учета психологического аспекта. В таком случае начинающий психолог, решающий с чего начать, будет работать в команде с дизайнерами, инженерами и маркетологами. Также сюда относятся психологи, работающие на производстве и определяющие, как поднять производительность труда, каких людей принять на работу, а каким отказать и так далее.

Делая выбор в пользу определенного вида деятельности, уже становится понятным, примерно на какой работе хотел бы работать начинающий психолог, какие консультации его привлекают больше всего, и в какой сфере деятельности он хотел бы попытается закрепиться. Мало того, частично становится понятным, где и искать такую работу.

Как начать работу психологом – поиск работы по профессии

Поиск работы по профессии начинающему психологу рекомендуется проводить по следующему алгоритму:

  1. Определите круг мест, где ваши профессиональные навыки, не подкрепленные пока опытом работы, будут востребованы.
  2. Разошлите в такие места резюме, а также запишитесь на собеседования по приему на работу.
  3. Поговорите со своими друзьями и знакомыми о местах возможного трудоустройства.
  4. Ищите вакансии на биржах в интернете, в центрах занятости и в тому подобных местах.

Это общий алгоритм поиска, и им следуют многие молодые люди. Но чтобы решение проблемы, как начать работу психологом, принесло максимально быстрые и, главное, хорошие результаты, то необходимо применить к своей жизни такие советы:

  1. Начинающий психолог, ищущий с чего начать, не должен ставить перед собой слишком высокую планку относительно вакансии. И не должен, соответственно, быть ориентированным на слишком высокую зарплату.

Вообще, опыт показывает, что лучшим вариантом будет один год отработать на какой-то низкооплачиваемой работе, например, в школе или медучреждении, набраться опыта, а потом уже, имея неплохие стартовые позиции по образованию и по опыту, подавать свои заявки на более престижные места.

  1. Если того требуют обстоятельства, то к своему диплому о высшем образовании, можно пройди курсы повышения квалификации, которые дадут дополнительные преимущества на рынке труда. Но курсы лучше подбирать не академические, а практические, а еще лучше – с последующим трудоустройством. Кстати, подобные курсы для желающих сделать хорошую карьеру нужно будет проходить регулярно.
  2. Будьте организованы. Составьте план, как вам начать работу психологом, какие места посетить, с кем поговорить. Чем более активным в процессе поиска вы будете, тем больший шанс, что вас где-то заметят и примут на работу.
  3. Проявляйте гибкость в отношении работы. Соглашайтесь на подходящие варианты, даже если сначала вы о них совсем и не думали. Вам нужно приобрести опыт, и начинающему психологу, к которому потом будут выстраиваться очереди для консультаций, без этого не обойтись.
  4. Составьте резюме, которое выделит вас из толпы, и хорошо подготовьтесь к собеседованиям. Используйте наши советы, вооружитесь оптимизмом, и все у вас получится!

Может быть интересно

Советы известных практических психологов начинающим психологам-консультантам

Советы по определению целей психологического консультирования

«Главная задача личности – определить свою уникальную роль в обществе» (Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994. – С. 20).

Из этого следует, что у многих клиентов возникают проблемы из-за того, что они считают себя никому не нужными людям. Им, следовательно, надо помочь стать необходимыми людям, т.е. приобрести новую цель и новый для себя смысл жизни.

«Трудность людей, обращающихся за консультацией по поводу своих личных проблем, заключается в том, что они не умеют быть самими собой,… не могут выразить свою индивидуальность» (Р. Мей. – С. 19).

Отсюда вывод: прежде всего надо практически помочь клиенту научиться быть самим собой, убедить его в том, что он обладает немалым числом положительных и ценных индивидуальных качеств, научить клиента свободно эти качества проявлять в общении с людьми.

«Помогая клиенту преодолеть личностную проблему, консультант помогает ему стать более свободным» (Р.Мей. – С. 18).

Свобода в понимании Р. Мея – сторонника гуманистической теории личности – это возможность человека принимать самостоятельные решения. Такие решения не в состоянии принимать человек, имеющий психологические проблемы личностного характера. Даже, если эти проблемы сейчас кажутся ему незначительными, их все равно необходимо как можно быстрее преодолеть, иначе в будущем, когда возникнут более сложные проблемы, решить их окажется невозможно из-за несвободы человека в принятии и реализации решений.

Главные человеческие пороки – тщеславие и честолюбие. Об этом в свое время писал А. Адлер, и с его мнением согласен Р. Мей, добавляя: «Невротическое честолюбие порождается слабостью и неуверенностью, а его удовлетворение достигается за счет унижения и подавления других» (Р. Мей. – С. 28).

Если в психологическую консультацию обращается тщеславный и честолюбивый клиент и жалуется на то, что не может удовлетворить свое тщеславие и честолюбие, то не следует ему в этом активно помогать. Напротив, желательно поставить цель избавить его от этих недостатков.

«Личность динамична, а не статична, ее стихия – творчество, а не прозябание… Полное устранение конфликтов ведет к застою» (Р. Мей. – С. 30).

Целью психологического консультирования не должно становиться избавление клиентов от внешних и особенно от внутренних конфликтов. Разумная задача психологического консультирования совершенно иная – превратить конфликты клиента в противоречия, которые он сам сможет разрешить, и за счет этого добиться успехов в своем личностном развитии; научить клиента анализировать и разрешать подобные противоречия и конфликты в будущем.

«Неврозы … не наследуются, а возникают от нашего неумения пользоваться тем, что мы получили в наследство» (Р.Мей. – С. 43).

В наследство мы получаем многие задатки и способности, достаточные для того, чтобы самостоятельно решить почти все, возникающие в нашей жизни, проблемы. Задача гуманистически ориентированного психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать и далее практически реализовать свои возможности для устранения собственных неврозов.

«Проблему клиента следует рассматривать не с точки зрения морали, а как вопрос душевного здоровья» (Р.Мей. – С. 113).

В гуманистическом понимании душевное здоровье человека означает его согласие с самим собой даже тогда, когда другим людям кажется, что он своим поведением нарушает нормы морали. Проблемы и конфликты в личности возникают тогда, когда, по мнению других людей, данный человек ведет себя вполне прилично, а ему самому кажется, что он нарушает нормы морали.

В этой связи психологическое консультирование должно решить двоякую задачу: во-первых, выяснить, какой морали придерживается клиент, и дать ему самому осознать это; во-вторых, установить, насколько его реальное поведение соответствует этим нормам морали, и также помочь осознать это клиенту. Все остальное для себя он решит сам.

Советы по размещению клиента в помещении психологической консультации

Клиента во время беседы с ним необходимо сажать на удобный стул или на низкое кресло, лучше всего – вращающееся.

Клиент должен быть размещен таким образом, чтобы во время разговора с ним он мог совершать свободные телодвижения, а также движения руками и ногами.

Расположение клиента под углом или боком к психологу-консультанту позволяет клиенту свободнее, без психологического давления со стороны, отвечать на вопросы психолога-консультанта.

Советы по ведению психологического консультирования

«Не стоит проводить очень длительные сеансы (психологического консультирования. – Р. Н.)… Часовая беседа является оптимальным вариантом для каждого сеанса» (Р. Мей. – С. 91).

«Предпочтительнее изложить клиенту все возможные конструктивные варианты избавления от его проблемы. Подсознание клиента само отберет нужный вариант» (Р. Мей. – С. 94).

«Не менее двух третей (времени. – Р.Я.) всей встречи надо отдавать клиенту для исповеди… Если это не так, то консультирование ведется неверно» (Р.Мей. – С. 79, 88).

Советы по стимулированию активности клиента во время беседы с ним

Если психолог-консультант во время разговора с клиентом несколько развернут относительно клиента так, что клиент располагается под углом по отношению к нему, то со стороны клиента допускаются косвенные ответы на вопросы консультанта (Р. Мей).

Если консультант поворачивается лицом к клиенту, то это значит, что он ждет от клиента прямых ответов на свои вопросы. Такого изменения позиции можно добиться, если консультант и клиент сидят во вращающихся креслах (Р.Мей).

«Если клиент правильно понимает, то он правильно и поступает» (Р.Мей. – С. 95).

«Консультанту не всегда следует возлагать на клиента всю меру ответственности за собственное спасение. В наиболее серьезных случаях часть этой ответственности ему стоит временно принять на себя, с тем чтобы в конечном счете помочь клиенту осознать свою ответственность в полной мере» (Р. Мей. С. 98).

Во время исповеди клиента консультант не должен эмоционально ярко проявлять свое отношение к тому, о чем говорит клиент, но и не демонстрировать свое абсолютное безразличие к этому (Р. Мей).

« Консультант должен быть осторожен со словами утешения во время беседы (с клиентом. – Р. Я.). Сострадание, как чувство личное и субъективное, может еще больше расстроить клиента» (Р. Мей. – С. 89).

Открытые во время беседы ладони поощряют собеседников быть взаимно откровенными и доверчивыми (Пиз Аллан. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. – Нижний Новгород: «Ай Кью», 1992).

О роли собственных переживаний клиента в решении его личной проблемы

«Страдание обладает большим созидательным потенциалом» (Р.Мей. – С. 97).

«Переживая душевные страдания, человек растет не только духовно, но черпает силы для духовного творчества» (К. Юнг; цит. по Р.Мею. – С. 97).

«С помощью страдания природа указывает нам, где мы ошибаемся и что нужно изменить в нашем поведении» (Р.Мей. – С. 97).

«Жизнь сама, через страдания заставит клиента «дозреть», и он примется за переделку самого себя» (Р.Мей. – С. 99).

«Тот, кто налагает полный запрет на все проявления инстинктивной стороны своей жизни, вероятно на время избежит зла, но зато лишит себя возможности творить добро» (Р.Мей. – С. 120).

«Попытка укрыться от проблем, которые ставит жизнь, из опасения потерпеть неудачу, только приведет к психологическим проблемам» (Р.Мей. – С. 120).

Признаки, по которым можно судить о психологических состояниях и личности клиента

Состояния клиента

– Наклон, сидя корпуса вперед, в положении сидя с руками на коленях или на стуле говорит о том, что сидящий человек готов закончить разговор и начать действовать.

– Расширение зрачков человека свидетельствует о возникшем у него в данный момент времени внутреннем, положительном чувстве, а сужение зрачков – об отрицательном чувстве.

– «Процесс курения есть внешнее проявление внутреннего дисбаланса или конфликта внутри человека» (А. Пиз. – С. 180).

– Постоянное сбрасывание пепла с конца сигареты на пепельницу свидетельствует о нервном, напряженном состоянии курящего человека.

– Прижатые друг к другу лодыжки сидящего человека говорят о том, что он настроен отрицательно, но сдерживает свое негативное отношение, свою взволнованность, неприятные мысли и чувства.

– Прямая постановка головы обычно свидетельствует о нейтральном отношении человека к тому, что он слышит или видит. Когда голова наклонена в сторону, это говорит о том, что у человека пробуждается интерес к тому, что он видит или слышит, и нейтральное отношение сменяется положительным. Если голова человека наклонена вперед, это чаще всего свидетельствует об отрицательном отношении.

– Закладывание рук за голову свойственно людям, уверенным в себе и испытывающим чувство превосходства перед другими людьми.

– Если человек нервничает, принимает критическую или защитную позу, то он обычно скрещивает руки у себя на груди.

– Скрещенные на груди руки – это также попытка спрятаться от неблагоприятной ситуации, свидетельствующая об оборонительном или негативном отношении человека.

– Если собеседник скрещивает руки на груди, значит, вы сказали что-то такое, с чем он не согласен.

– О стремлении сдерживать свои негативные ощущения свидетельствует также сжимание пальцами предплечья противоположной руки.

– Если при скрещении рук на груди большие пальцы выставлены вверх, то это говорит о том, что у данного человека возникло чувство превосходства.

– Жест скрещения рук нередко также свидетельствует о том, что у человека возникло чувство страха.

– Замаскированные жесты скрещения рук, включающие в себя движения, которые обычно выполняются при скрещивании рук, свидетельствуют о взволнованности и нервозности человека, о его стремлении защититься.

– Перекрещивание ног также является признаком негативного или оборонительного отношения человека. Однако последний жест всегда необходимо интерпретировать в зависимости от ситуации и пола человека.

– Оценочной является поза, при которой человек подпирает щеку кулаком, а указательный палец упирается в висок. При этом рука не служит опорой для головы.

– Жест поглаживания подбородка означает, что человек пытается принять решение.

– Если после того как его попросили сообщить о своем решении, человек берет что-либо в рот – это признак того, что он не уверен, сомневается и ему необходимо еще подумать.

– Если человек потирает затылок ладонью и отводит глаза, то это значит, что он говорит неправду.

– Закладывание рук за спину с захватом запястья свидетельствует о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки.

– Чем больше сердит человек, тем выше продвигается его рука по спине.

– Тот факт, что человек не искренен или говорит неправду, может подкрепляться следующими жестами: прикосновением рук к частям лица и головы, в частности ко рту, носу, глазам, ушам и шее.

– Пальцы во рту человека говорят о его внутренней потребности в одобрении и поддержке. Если у человека промелькнул жест, связанный с приближением рук к лицу, значит, у него на уме что-то неприятное. Это могут быть сомнения, неуверенность, обман и т.п.

– Постукивание пальцами по столу и ногами по полу свидетельствует о нетерпении.

– Сцепленные пальцы рук во время разговора могут означать разочарование и желание человека скрыть свое отрицательное отношение.

– Если сцепленные руки подняты вверх, то с данным человеком трудно будет договориться.

Отношение клиента к тому, что он слышит или говорит, а также к психологу-консультанту

Отношение может быть как положительное, так и отрицательное. Вначале мы рассмотрим поведенческие признаки положительного, а затем – отрицательного отношения клиента.

Признаки положительного отношения

– Когда человек начинает откровенничать, он обычно полностью или частично раскрывает ладони перед собеседником.

– Положение ладони вверх есть доверительный, не угрожающий жест.

– Направление положения ступней часто указывает на человека, интересного и привлекательного для того, чьи ступни направлены на него.

– Движение в сторону партнера указывает на дружелюбное отношение к нему.

– Иногда положительным сигналом являются открытые большие пальцы.

– Если человек, снявший очки, вновь надевает их, это значит, что он готов размышлять, продолжать разговор.

– Курящий, положительно настроенный человек, почти постоянно будет выпускать дым вверх.

– Люди, которые часто во время разговора трут себе лоб, нередко являются открытыми и покладистыми людьми.

– Невольное отзеркаливание во время разговора означает, что человек, пользующийся этим приемом, согласен со взглядами и мнением того, кого он слушает.

Признаки отрицательного отношения

– Спрятанные ладони говорят о том, что человек не откровенен, что он скрывает правду.

– Когда ладонь повернута вниз, то в жесте появляется оттенок начальственности. Указующий жест является наиболее раздражающим из всех.

– Движение от партнера выражает неприязнь и отрицательное к нему отношение.

– Когда человек, сидя, подпирает ладонью голову, это значит, что ему становится скучно.

– Негативно настроенный человек со скрытыми или подозрительными мыслями, если он курит, почти всегда будет направлять струю дыма вниз.

– Выдувание струи дыма вниз, из уголка рта говорит о еще более негативном, скрытом отношении.

– Если, поиграв с очками, человек откладывает их в сторону, значит, он не желает дальше продолжать беседу.

– Жест фиксации, обвивания ступни одной ноги вокруг другой ноги, используется в основном женщинами для усиления своей негативной, оборонительной позиции. Такое поведение также характерно для застенчивых и скромных женщин.

– Собирание с одежды не существующих ворсинок означает, что человек не согласен с вами. Это – наиболее распространенный жест неодобрения.

– Если скрестивший руки на груди сжимает пальцы в кулак, то это свидетельствует о том, что он занял или готов занять враждебную, наступательную позицию.

– Когда указательный палец направлен вверх, вертикально к виску, а большой палец поддерживает подбородок, то это указывает на то, что человек негативно или критически настроен по отношению к тому, кого он слушает.

– Скрещение рук на груди, закидывание ноги на ногу, отклонение назад на спинку стула означает отрицательный ответ.

– Когда человек начинает терять интерес к говорящему, то его голова начинает склоняться к руке для опоры.

– Люди, имеющие привычку потирать затылочную часть шеи, склонны проявлять негативное, критическое отношение к окружающим.

Личностные особенности клиента

– «С психологической точки зрения весьма существенно верить в свободу (личности. – Р.Н.), чтобы иметь адекватное представление о личности, необходимое для успешной консультационной деятельности» (Р. Мей. – С. 17).

– Чтобы оценить личность клиента, обычно требуется трех – четырехчасовая беседа.

– «Все выводы, касающиеся характера человека, являются лишь гипотезой, а истинность гипотезы проверяется тем, как она воздействует на данную личность» (Р.Мей. – С. 89).

– Закидывание ноги на ногу с образованием угла у европейцев обычно говорит о духе противоречия и соперничества.

– «Неспособность ладить с окружающими – главная черта невротика» (Р.Мей. – С. 25).

– «За неуемными амбициями скрывается глубокое, хотя, возможно, и не осознаваемое, чувство неполноценности» (Р.Мей. – С. 27).

– Свободное движение навстречу человеку – признак душевного здоровья.

– «Невротик, постоянно демонстрирующий движение прочь, не способен испытывать чувство любви» (Р.Мей. – С. 69).

– «Человек, особенно тщательно одетый, склонен придавать чрезмерное значение мелочам в других сферах жизни» (Р.Мей. – С. 68).

– Неординарная косметика – признак сильного желания привлекать внимание и симптом глубоких личностных нарушений (Там же).

– Изысканность туалета женщины – признак ее интереса к мужчине.

– Ходить с высоко поднятой головой и с заложенными за спину руками считается признаком уверенного в себе человека, с чувством превосходства над другими людьми.

– Выставление больших пальцев рук, например, тогда, когда руки находятся в карманах, нередко говорит о властности, чувстве превосходства, неискренности и даже агрессивности.

– Руки на поясе – один из характерных жестов решительного, агрессивного человека.

– Люди прислоняются к чему-либо или к кому-либо для того, чтобы заявить свои претензии собственности на соответствующий объект, продемонстрировать право собственности на него.

– Открытые ладони ассоциируются с искренностью, честностью, доверчивостью и преданностью.

– Человек, претендующий на главенство или власть, при рукопожатии старается повернуть свою ладонь вниз. Напротив, тот, кто готов подчиниться, поворачивает свою ладонь вверх.

– Тот, кто рассчитывает на равноправные отношения, направляет свою ладонь при рукопожатии горизонтально.

– Рукопожатие, при котором один человек тянет руку другого человека на себя, означает одно из двух: или это не уверенный в себе человек, или ему непривычно общаться с вами, находясь на большом расстоянии от вас.

– «Человек с быстрой реакцией, которого очень трудно переубедить в споре, часто сидит, закинув ногу на ногу и обхватив ногу руками» (А. Пиз. – С. 124). Это также признак упрямого человека, к которому нужен специальный подход.

– Большинство любителей сидеть на стуле верхом являются людьми так называемого оборонительно типа, пытающимися одновременно управлять другими. Спинка стула служит им своеобразной защитой от нападения.

– «Использование воспоминаний раннего детства – ключ к пониманию образа жизни человека. В ранних воспоминаниях часто можно подметить те же тенденции, которые наблюдаются в личностной модели индивидуума и двадцать лет спустя. Поняв ранние воспоминания, консультант получит ценный материал…, если будет достаточно точен и осторожен в его расшифровке» (Р.Мей. – С. 71, 72).

– «У старшего ребенка в семье заметно развито чувство ответственности» (Р.Мей. – С. 73).

– «У второго ребенка наблюдается развитие непомерного честолюбия и привычки «с боем» добиваться своего» (Там же. – С. 74).

– Младший ребенок в семье имеет весьма доброжелательное отношение к миру (Там же).

– Единственный ребенок в семье нередко вырастает избалованным, с требовательным и иждивенческим отношением к жизни (Там же. – С. 75).

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психотерапия:

Хороший психолог: с чего начать?

Первого клиента, как и первого мужчину положено помнить всю жизнь. А я вот своего не помню. Но очень хорошо вижу себя рядом с ним. Ту молоденькую студентку, 19-ти лет, которая училась на отлично и регулярно тренировала свои психологические потенции на друзьях и родственниках. Да простят они меня сейчас!

Я помню себя! Место и обстоятельства! И даже примерно тему разговора. Но сам человек успешно стёрт из моей памяти. И прячется теперь под обломками моей неуверенности и страха оказаться бесполезной! Возможно это был молодой парень, лет 18-ти, с проблемой общения?! Либо женщина, лет 30-ти, уставшая от своих детей?! Сейчас образ этих двух героев, которые решились довериться мне (Спасибо им за это ОГРОМНОЕ!) смешался в одну расплывчатую картину. И потек мокрыми красками, сделав ее мутной и неопрятной!

Но суть не в этом! Мой дебют произошел абсолютно неожиданно! На тот момент я училась курсе на третьем. Мы как раз проходили предмет «психологическое консультирование» и я была вдохновлена будущими профессиональными победами! Вдохновлена, но не меньше напугана! Ибо годы шли, а ясного представления ЧТО делать с клиентом так и не появлялось? Оставалось надеяться, что нас, нерадивых студентов, от этой информации пока оберегают! И сея тайна будет раскрыта курсе на четвертом! В крайнем случае пятом! Иначе совсем КАРАУЛ!
А пока оставалось мучаться вопросами: что такое консультация и как консультировать клиента не подглядывая в конспект?! Что делать, если клиент посмеет задать вопрос, ответа на который нет даже в конспекте! И хоть он (конспект) был обнадеживающе толстый, из написанного я ясно помнила только одно — СОВЕТЫ психологи ни в коем случае не дают! Они РЕКОМЕНДУЮТ! Разницу я тогда плохо видела! Но понятно было одно — за базаром надо следить!

Кроме того я несколько дней назад сходила на первую трехдневку в обучающую программу по гештальт-терапии. Но там и подавно ничего не поняла. Мы сидели большим кругом в ободранной комнате и тренера нам говорили, что плохое помещение во многом указывает на профессионализм ведущих! А т. к.других критериев профессионализма психологов я не знала, то пришлось поверить на слово!))) Ещё я успела поработать клиентом! Мне действительно никто ничего не советовал. Со мной просто ПОГОВОРИЛИ, после чего мне стало легче! Мистика — да и только!

Но вернёмся к моему первому клиенту! Толи мужчине, толи женщине. Непонятного возраста, но точно пугающей наружности!
Первый клиент, застал меня врасплох! Он был как снег на голову в апреле: вроде явление возможное и так бывает, но все-таки это апрель! И я сразу же допустила все ошибки новичка, аккуратно запротоколированные в моем конспекте!

Во-первых, я с перепугу согласилась консультировать его тут же — не отходя от кассы! Практически в том же месте, где он умудрился ко мне подойти со своей проблемой! И не то, чтобы решение проблемы не терпело отлагательств или человек был в сложном состоянии! Но кто ж на такое обращает внимание, когда речь идёт о заветном первом разе?!

Во-вторых, мы не договорились ни про время, ни про формат нашей встречи. О том, что есть ещё целый набор рамок (правил в отношениях психолог/клиент), упакованных в вместительную коробку под названием «сэтинг», я и подавно не помнила!

В-третьих, для консультации я нашла первое попавшееся место. И оно само по себе было одной сплошной КАТАСТРОФОЙ! Оно оказалось на проходе в темном углу! Оттуда сквозило и все время кто-то ходил! К слову — это был ночной клуб в преддверии открытия! Поэтому суеты там было много, а освещения совсем мало! А то, которое было преимущественно диодное!

В-четвертых, я ОЧЕНЬ старалась! Так старалась, что не слышала ничего из того, что мне вещал клиент. А переспросить или сказать, что я не успеваю за его темпом, было не удобно. Хотя не удобно — не то слово! «ДАЖЕ В ГОЛОВУ НЕ ПРИШЛО» — вот правильная формулировка моего состояния! В конспекте — то было написано, что психолог — тоже «ЛЮДЬ»! Он может не успевать, чего-то не слышать. И даже! О Господи!!! Чего-то не знать!!! Но, кто ж об этом вспомнит, когда у тебя твой первый раз в самом разгаре?!

В-пятых, конечно же я выключила все чувства! А чего им как назойливым мухам мешать мне работать?! Я что, бояться пришла или человеку хорошему судьбу подлатать за часик?! Вот и заснули они послушно, пока я в прострации сидела! С каменным лицом, но зато умным видом! Не помню, было ли указано в конспекте, что чувствительность нужно развивать? Было ли черным по белому написано, что научиться ПРОЖИВАТЬ различные эмоции можно только укрепив их переносимость психикой! А сделать это реально только каждодневными тренировками своей не окрепшей чувствительности! Точно помнила, что «плохих» чувств не существует! Но, что это святое знание не защищает от полного обесчувствования, на лекции видимо умолчали!

В-шестых, я естественно не видела перед собой живого человека. На его месте был конспект, надписи в котором я все равно не могла разобрать!

Я плохо помню, как мы закончили, но хорошо помню свое облегчение в конце! Я не знаю стало ли проще моему клиенту от нашей беседы (Я честно поделилась с ним ВСЕМИ своими книжными знаниями по этой теме), но теперь понимаю, чем могу оправдать ту 19-летнюю Катю в своих нынешних глазах.
* Я очень старалась. Это меня в итоге и погубило. НО!!! Я искренне хотела помочь человеку, но не знала как!
* Я хорошо помнила принцип психологической работы — «НЕ НАВРЕДИ»! Поэтому я не делала никаких интервенций и грубых вмешательств. Не оценивала и не критиковала клиента. Но самое главное — я не лезла в ГЛУБИНУ, а бесполезно моталась по поверхности. В случае с начинающим психологом — это ОЧЕНЬ здравый подход!
* После своей первой консультации я разыскала преподавателя по психологическому консультированию и рассказала ей про мой первый опыт. У меня был ряд вопросов. Я их задала. Самый главный из них — почему я тут же забывала о чем мне рассказывал клиент? Я хорошо помню ответ преподавателя. Он меня очень поддержал. «- Это нормально, Катя,- сказала она, — со временем ты научишься.» И я ей поверила!
Вот так, не идеально начался мой профессиональный путь!

Почему я вспомнила эту историю? Сейчас я много думаю о том, как становятся хорошими психологами? Тем более, что всегда будут возникать зоны, где ты новичок! И вспоминая свой опыт, мой рецепт такой:
— ты имеешь смелость начать;
— ты замечаешь свои ошибки, но не казнишь себя за это;
— ты позволяешь себе бояться и сомневаться;
— ты просишь поддержки у старших товарищей и коллег;
— ты не перестаешь обучаться никогда;
— ты не обучаешься в ущерб практической деятельности;
— ты даёшь время стать себе специалистом, но не игнорируешь свой реальный размер;
— ты не ставишь свои амбиции выше человека, сидящего перед тобой!

9 вещей, которые не должен делать хороший психолог

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы стали намного чаще говорить и слышать о психическом благополучии, чем это было еще несколько лет назад. И это хорошо, ведь без здоровых эмоций сложно получать удовольствие от жизни. Но повышенный интерес ко всему, что начинается на «психо», привел к наплыву дилетантов.

AdMe.ru узнал, какие 9 вещей не станет делать хороший психолог или другой специалист по душевному здоровью. Читайте и будьте здоровы!

1. Работать в обход своей компетенции

Врачеванием эмоций занимаются психологи, психотерапевты и психиатры. Компетенции у этих специалистов следующие:

  • Психолог. Это не врач. Чаще слышит от пациентов: «Я некрасивая», «Мой ребенок меня не слушается», «Меня никто не любит».
  • Психотерапевт. Может быть врачом, а может и не быть им (ниже объясним, почему так). Чаще слышит от пациентов: «Я боюсь микробов», «Меня так и тянет что-нибудь украсть», «Со мной часто случаются приступы паники».
  • Психиатр. Это врач. Чаще слышит от пациентов: «Я слышу голоса», «Я хочу красиво спрыгнуть с 9-го этажа», «Я бог, на колени, раб!».

Хороший психолог не возьмется помогать пациенту с фобией, как и хороший психиатр не станет лечить неуверенность в себе, потому что эти вопросы выходят за рамки профессиональной компетенции. А вот дилетанты берутся лечить все и всех, нередко обещая быстрый и качественный результат.

2. Скрывать образование

9 вещей, которые не должен делать хороший психолог

Многие так себе специалисты прикрывают отсутствие нужного образования разными дипломами, часто получая их на ускоренных онлайн-курсах. Но никакая бумажка не отменяет того, что у психолога должно быть высшее психологическое образование, у психиатра — высшее в сфере психиатрии. С психотерапевтами сложнее. Право заниматься психотерапией дает:

  • Базовое образование (медицинское или психологическое). На него может быть потрачено как 8-10 лет в мединституте, так и в 2 раза меньше времени в каком-нибудь вузе, где преподают психологию.
  • Переподготовка. Пройти можно как за 2 дня, получив сертификат арт-терапевта например, так и за 5 лет, став обладателем диплома психоаналитика (психотерапевта, который занимается психоанализом).

Очевидно, что вне зависимости от того, к какому специалисту вы обратились за помощью, следует детально расспросить его об образовании. Профессионал без запинок, смущения или нервозности ответит на все ваши вопросы.

3. Нарушать временные рамки сеанса

Профессионал не станет завершать сеанс ни раньше, ни позже оговоренного времени. Во-первых, это элементарная вежливость, ведь у вас могут быть планы. Во-вторых, соблюдение временных рамок создает ощущение стабильности у пациента и помогает ему следовать составленному плану терапии.

4. Критиковать коллег

9 вещ

Начинающий психолог

 

dy8942ry42Вы начинающий психолог!!!

 

Что делать молодому психологу?

 

С чего начинать?

 

Чем руководствоваться?

 

Где взять психологический инструментарий???

 

Этими и многими другими вопросами озадачены многие начинающие психологи.

 

Именно для решения этих вопросов был создан данный раздел нашего психологического ресурса.

 

И так, в помощь начинающему психологу мы предлагаем:

 

  1. Одну из самых полных библиотек по психологии, где вашему вниманию представлены лучшие книги психологов. Здесь вы сможете с головою окунуться в увлекательный мир психологии и найти подходящую себе книгу, которая в дальнейшем может занять достойное место в вашем кабинете и гордо называться «настольная книга психолога».
  2. Советы начинающему психологу, которые помогут пролить свет на начало консультационной практики и получить ответы на вопросы, которые часто задают молодые психологи.
    1. Что я скажу клиенту?
    2. Как следует разговаривать с клиентом?
    3. Способен ли я помочь?
    4. Способен ли я понять, о чем говорит клиент?
    5. Что случится, если я ошибусь?
    6. Что клиент думает обо мне?
    7. Заметит ли клиент мою неопытность и как прореагирует на нее?
    8. Придет ли он в следующий раз?
  3. Инструментарий психолога поистине шиорок и многообразен. Он позволит вам с легкостью решать вопросы психодиагностики (раздел — тесты психологов), выбрав для себя необходимые, наиболее популярные и востребованные психодиагностические методики.
  4. Психологические тренинги, которые помогут вам справится с задачей развития навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, профессиональных умений и т. п. Напомним, что тренинги это ведущие методы практической психологии, опирающийся на ряд психотерапевтических, и психокоррекционных методов, а также на активные методы обучения, которые позволят достигнуть разнообразных изменений психологических, социально-психологических и других характеристик человека, группы, организации.
  5. Фильмы для психологов, которые должен посмотреть начинающий психолог.

 

Фильмы о психологах, психотерапевтах, психиатрах и психоаналитиках

1. Принц приливов (Реж. Барбра Стрейзанд, США, 1991)

2. Комната сына (Реж. Нанни Моретти, Франция-Италия, 2001)

3. Кушетка в Нью-Йорке (Реж. Шанталь Акерман, Франция-Германия-Бельгия, 1996)

4. А как же Боб? (Реж. Фрэнк Оз, США, 1991)

5. Анализируй это (то) (Реж. Гарольд Рэмис, США, 1999, (2002))

6. Другая женщина (Реж. Джеймс В. Керн, США, 1951)

7. Мой лучший любовник (Реж. Бен Янгер, США, 2005)

8. Убить Фрейда (Реж. Хоакин Ористрель, Италия-Испания-Германия, 2004)

9. Умница Уилл Хантинг (Реж.Гас Ван Сэнт, США, 1997)

10. Окончательный анализ (Реж. Фил Джоану, США, 1992)

11. Злая (Реж. Карло Лидзани, Италия, 1991)

12. Сабина (Реж. Роберто Фаэнза, Италия – Франция – Великобритания, 2002)

13. Принцесса Бонапарт (сериал) (Реж. Бенуа Жако, Франция, 2004)

14. Приключения трупа (Реж. Бенекс Жан-Жак, Франция, 2000)

15. Грехи отца (Реж. Том МакЛафлин, Канада-США, 2001)

16. Шестое чувство (Реж. М. Найт Шьямалан, США, 1999)

17. Две жизни (Реж. Алан Берлинер, США, 2000)

18. Психоаналитик Дона (Реж. Дэвид Джэблин, США, 1997)

19. Управление гневом (Реж. Питер Сигал, США, 2003)

20. Цвет ночи (Реж. Ричард Раш, США, 1994)

21. Жертва любви (Реж. Джерри Лондон, США, 1991)

22. Просчет во времени (Реж. Николас Роуг, Германия, 1980)

23. Странные родственники (Реж. Грег Гленн, США, 2006)

24. Целитель Адамс (Реж. Том Шедьяк, США, 1999)

25. Готика (Реж. Матье Кассовиц, США, 2003)

26. Мрачное время (Реж. Пол Фокс, Канада, 2005)

27. Фрейд (Реж. Мойра Армстронг, Великобритания, 1984)

 

Фильмы о психологическом или психиатрическом лечении

28. Полет над гнездом кукушки (Реж. Милош Форман, США, 1975)

29. Прерванная жизнь (Реж. Джеймс Мэнгоулд, США, 1999)

30. В трезвом уме и твердой памяти / Чистый и трезвый/ (Реж. Гленн Гордон Кэрон, США, 1988)

31. 28 дней (Реж. Бетти Томас, США, 2000)

32. Ножницы (Реж. Фрэнк де Фелита, США, 1991)

33. Эрос (Реж. Вонг Карвай, Стивен Содерберг, Микеланджело Антониони, Франция-США-Великобритания, 2004)

34. Безумство (Реж. Дэвид МакКензи, Великобритания-Ирландия, 2005)

35. Мистер Джонс (Реж. Майк Фиггис, США, 1993)

36. Доверься мужчине (Реж. Барт Фрейндлих, США, 2005)

37. Дон Жуан де Марко (Реж. Джереми Ливен, США, 1995)

38. Неотразимая Марта (Реж. Сандра Неттельбек, Австрия-Германия-Италия-Швейцария, 2001)

39. Дорога на Веллвил (Реж. Алан Паркер, США, 2004)

40. Босиком по мостовой (Реж. Тиль Швайгер, Германия, 2005)

41. Чужая ошибка (Реж. Карло Вердоне, Италия, 2003)

42. Опиум: Дневник сумасшедшей (Реж. Янош Сас, Германия-США-Вергрия, 2007))

 

Фильмы о психопатологии

43. Игры разума /Выдающийся ум/ (Реж. Рон Ховард, США, 2001)

44. Человек дождя (Реж. Бэрри Левинсон, США, 1988)

45. Рука, качающая колыбель (Реж. Куртис Хэнсон, США, 1992)

46. Бойцовский клуб (Реж. Дэвид Финчер, США, 1999)

47. Король-рыбак (Реж. Терри Гиллиам, США, 1991)

48. Грязная, грязная любовь (Реж. Адриан Шерголд, Великобритания, 2004)

49. Пианистка (Реж. Михаэль Ханеке, Франция – Австрия, 2001)

50. Секретарша (Реж. Стивен Шейнберг, США, 2002)

51. Романс Х (Реж. Катрин Брейя, Франция, 1999)

52. Идиоты (Реж. Ларс фон Триер, Дания, 1998)

53. Плюшевый синдром (Реж. Венсан Де Брю, Франция, 2005)

54. Дровосек (Реж. Николь Кассель, США, 2004)

55. Доказательство (Реж. Джон Мэдден, США, 2005)

56. Молчание ягнят (Реж. Джонатан Демми, США, 1991)

57. Заводной апельсин (Реж. Стэнли Кубрик, США, 1971)

58. Основной инстинкт (Реж. Адам Бернстайн, США, 1997)

59. Кровь с молоком (Реж. Пауль Верхувен, США, 1992)

60. Киска с двумя головами (Реж. Жак Ноло, Франция, 2002)

61. Далекие голоса, застывшие жизни (Реж. Теренс Дэвис, Великобритания, 1988)

62. Любит, не любит (Реж. Лецития Коломбани, Франция, 2002)

63. Автокатастрофа (Реж. Дэвид Кроненберг, США, Канада-Франция-Великобритания,1996)

64. Лучше не бывает (Реж. Джеймс Л. Брукс, США, 1997)

65. День восьмой (Реж. Жако Ван Дормель, Бельгия-Франция, 1996)

66. Дьяволы (Реж. Кристоф Ружжиа, Франция, 2002)

67. Птаха (Реж. Алан Паркер, США, 1984)

68. Цыпочки (Реж. Азия Арджетно, США-Великобритания, 2005)

69. Отвращение (Реж. Роман Полански, Великобритания, 1965)

70. Ущерб (Реж. Луи Маль, Великобритания-Франция, 1992)

71. Одержимость (Реж. Энн Тернер, Австралия, 2006)

72. Голоса (Реж. Ден МакКормэк, США, 2000)

73. Трансамерика (Реж. Дункан Такер, США, 2006)

74. Рэй (Реж. Тэйлор Хакфорд, США, 2004)

75. Авиатор (Реж. Мартин Скорсезе, США-Япония-Германия, 2004)

76. Кактус (Реж. Жерар Бито, Франция, 2005)

77. Страна приливов (Реж. Терри Гилльям, США-Канада, 2006)

78. Сестричка Бэтти (Реж. Нил ЛаБьют, США-Германия, 2000)

79. Дура (Реж. Максим Коростышевский, Россия, 2004)

80. Я-Дина (Реж. Оле Борнедаль, Франция-Германия-Норвегия-Швеция-Дания, 2002)

81. Лабиринт Фавна (Реж. Гильермо дель Торо, Испания-Мексика-США, 2006)

82. Висячие сады (Реж. Том Фиджеральт, Канада,2005)

83. Маленькие дети (Реж. Тодд Филд, США, 2006)

84. Тишина (Реж. Джейми Бэббит, США, 2006)

85. Керель (Реж. Вернер Фассбиндер, Западная Германия-Франция,1982)

86. В руках Бога (Реж. Лодж Керриган, США, 2004)

87. Безумие (Реж. Ян Шванкмайер, Чехия, 2005)

88. Паук (Реж. Дэвид Кроненберг, Франция – Канада – Великобритания, 2002)

89. Дикий мессия (Реж. Марио Адзопарди, Канада, 2002)

90. Персонаж (Реж. Марк Форстер, США, 2006)

91. Синдром Стендаля (Реж. Дарио Ардженто, Италия, 1996)

92. Ангелы вселенной (Реж. Фридрик Тор Фридрикссон, Исландия, 2000)

93. Мертвая мама (Реж. Жуанма Бахо Уллоа, Испания, 1993)

94. Слова убийцы (Реж. Лаура Манья, Испания, 2003)

95. Загадочная кожа (Реж. Грегг Араки, США-Нидерланды, 2004)

96. Реквием по мечте (Реж. Даррен Аронофски, США, 2000)

97. Снежный пирог (Реж. Марк Эванс, Канада-Великобритания, 2006)

98. Сияние (Реж. Стэнли Кубрик, США-Великобритания, 1980)

 

Психологические фильмы

99. Б. Бертолуччи: “Последнее танго в Париже”, “Расколотое небо”, “Ускользающая красота”, “Мечтатели”

100. П. Пазолини: “Арабские сказки”, “Сало или 120 дней Содома”, “Декамерон”

101. Ф. Феллини: “Город женщин”, “Джульетта и духи”, “Сатирикон”

102. Д. Джармен: “Витгенштейн”, “Караваджо”

103. С. Гинсбур: “Шарлота навсегда”, “Я тебя больше не люблю”

104. А. Ходоровский: “Святая кровь”, “Священная гора”

105. К. Рассел: “Измененные состояния”, “Малер”, “Любители музыки”, “Мартину”

106. Х. Медем: “Земля”, “Красная белка”

107. К. Кислевский: “Три цвета”

108. Дж. Кемпион: “Пианино”, “Священный дым”

109. Л. Бунюэль: “Дневная красавица”, “Этот смутный объект желания”

110. Д. ДеВито: “Война Роузов”

111. К. Розенберг: “Полусвет”

112. Н. Шьямалан: “Таинственный лес”

113. А. Аменабар: “Море внутри”

114. Р. Миллер: “Баллада о Джеки и Роуз”

115. С. Кубрик: “С широко закрытыми глазами”

116. Ш. Ауэрбах: “Дорогой Франки”

117. В. Уорд: “Куда приводят мечты”

118. А. Корно “Страх и трепет”

119. П. Стеттнер”Бизнес незнакомцев”

120. Й. Хеден “Ожидание в Нью-Йорке”

121. Кен Квапис “Сексуальная жизнь”

122. Эдвард Блум “Сцены сексуального характера”

123. София Коппола “Девственницы-самоубийцы”

124. Ричард Кертис “Реальная любовь”

125. Оскар Релер “Элементарные частицы”


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *