Национальность — Википедия
Национальность — правовые отношения между отдельным лицом и государством;[1] принадлежность человека к определённому гражданству или к определённому национальному государству. Национальность предоставляет человеку государственную юрисдикцию и защиту со стороны государства. Каковы эти права и обязанности, варьируются от государства к государству. В случае постсоветских стран понятие национальность в подавляющем большинстве имеет другое отличное от преобладающего направления значение — принадлежность человека к определённой этнической общности[2].
По обычаям и международным конвенциям, каждое государство вправе определять, кто является его гражданами. Такие определения являются частью законодательства о гражданстве. В некоторых случаях определения гражданства также регулируются публичным международным правом — например, договорами о апатриде и Европейской конвенцией о гражданстве.
Слово национальность иногда используется для обозначения культурно-этнической группы — группы людей, которые имеют общую этническую идентичность, язык, культуру, родословную, историю и так далее. Это значение
Отдельные лица также могут считаться гражданами групп с автономным статусом, которые передали некоторую власть государству.
В названии Совета Национальностей Верховного Совета СССР понятие национальность
Юридически задокументированная национальность при иммиграции нередко даёт преимущество получения соответствующего гражданства: немцам — Германии, евреям — Израиля, финнам — Финляндии, полякам — Польши и так далее.[источник не указан 893 дня]
В большинстве современных европейских языков соответствующий термин (например, англ. nationality) в официальных документах обозначает государственную принадлежность — гражданство или подданство
Во время переписи 1897 года принадлежность населения определялась только по языковому и по религиозному признакам. В 2015 году, согласно данным Федерального агентства по делам национальностей, в России проживало 193 народа (национальности). Национальности различались по языковому признаку. Отдельно выделялись кряшены, хемшилы, кереки, бесермяне, сойоты, челканцы и езиды[6].
В статье 26 Конституции Российской Федерации — России указано, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности[7]
Так Пресненский районный суд города Москвы отказался в 2009 году выносить решение по факту принадлежности гражданина России к еврейской национальности, указав, что «вынесение судом решения об установлении факта принадлежности к определенной национальности противоречило бы конституционному принципу свободы выбора и указания гражданином своей национальной принадлежности, поскольку означало бы издание органом государственной власти России акта, установившего принадлежность гражданина России к определенной национальности»[8].
В настоящее время в России право граждан определять свою национальность (этническую принадлежность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения в федерации люди сообщали о своей национальности и принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки, поморы, скифы), либо вообще к несуществующим (хоббиты, эльфы и прочие).
В итоге приказом Росстата № 74, от 27 января 2010 года, был утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения — Всероссийской переписи населения 2010 года» (в опросном листе национальность — пункт № 7). Значительно увеличившийся список ограничен 1 840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».
Групповая категоризация населения по эксклюзивному этническому признаку началась с переписи населения СССР 1926 года и этнонациональность была затверждена как всеобщий атрибут личности[9][10]. Национальность собственных граждан в Советском Союзе (не иностранцев) определялась не государственной, культурной, религиозной или языковой принадлежностью, а кровным происхождением — «национальностью» родителей — и была обязательным пунктом гражданского паспорта, свидетельства о рождении, а также массы других советских учётных документов.
В «Личном листке по учёту кадров» паспортных органов МВД СССР, на основании которого заполнялся и выдавался паспорт, «национальность» являлась пятой графой. В просторечии эту «5-ю графу», ставшую устоявшимся и крылатым выражением, часто ошибочно приписывают паспорту СССР. При получении первого гражданского паспорта в шестнадцатилетнем возрасте гражданин должен был указать свою национальность. Если он родился в однонациональной семье, то в пятую графу записывалась национальность родителей, если в смешанной, то до 1975 года записывалась национальность отца. Начиная с нового Положения о паспортах СССР 1975 года стал возможен выбор между национальностью матери и отца. Гражданин однако имел право делать этот выбор только один раз в жизни — при получении своего первого паспорта. При затруднении в выборе между национальностью отца или матери паспортные органы внутренних дел рекомендовали записывать как и до 1975 года — национальность отца. При этом языковой фактор никакого влияния не имел, так что появился феномен граждан СССР, не владеющих своим национальным языком.
В СССР национальности противопоставлялись народностям. К национальностям относили:
- титульные народы союзных республик (украинцы, белорусы, молдаване и пр.)
- титульные народы автономных республик СССР, автономных областей и национальных округов (евреи, алтайцы, адыгейцы и пр.)
- этнические группы, обладающие общим самосознанием, языком и происхождением (цыгане, ижорцы, тофалары и пр.)
- представители зарубежных народов (югославы, французы, румыны и пр.)
- В редких случаях к одной национальности относили граждан разных государств, которые имели общее происхождение, самоназвание и язык (арабы, корейцы, немцы и пр.)
В то же время ряд этнических групп не выделялись особо и объединялись с другими родственными национальностями:
К народностям относились малочисленные народы Севера (ительмены, алеуты, эвены и пр.), Дагестана (аварцы, агулы, цахуры и пр.) и т. п.[12]
Национальность (каз. ұлт) в Казахстане определяется на основании задокументированной национальности родителей. Дети из смешанных семей могут выбрать национальность по отцу, либо по матери[13]. При этом, согласно п.1, статьи 19, Конституции Республики Казахстан, «Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность», из чего следует право каждого самостоятельно определять свою национальность, однако, ряд законодательных актов, в том числе Кодекс РК «О браке и семье», жёстко ограничивает право национального самоопределения, так как жёстко устанавливает определение национальности детей по задокументированной национальности их родителей.
В Китае к национальностям относят этнические группы (кит. 族, цзу) отличные от титульной нации и населяющие особые автономные районы: ачаны, бай, баоань, буи, буланы, ва, гаошань, гэлао, дайцы, дауры, дунсян, корейцы, казахи, киргизы, лаху, ли, лису, лоба, маньчжуры, монголы, маонань, мэньба, мулао, мяо, наси, ну, орочоны, пуми, русские, салары, сибо, татары, таджики, тибетцы, ту, туцзя, узбеки, уйгуры, хуэй, цян, шуйцы, шэ, эвенки, яо и пр.
- Национальность (недоступная ссылка) — Российская социологическая энциклопедия под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова, 1998
- Дугин А. Г. Этносоциология — курс лекций на социологическом факультете МГУ
Национальность — это… Что такое Национальность?
Национальность — в современном русском языке термин, обозначающий принадлежность индивида к определённой этнической группе[1]. Также в названии Совета Национальностей Верховного Совета СССР употреблялось в значении представленных в палате национальных территориальных образований (союзные республики, автономные республики, автономные области, автономные округа), то есть в значении, близком к современному европейскому.
Национальность в Европе
В большинстве современных европейских языков соответствующий термин (например, английское nationality) в официальных документах обозначает государственную принадлежность — гражданство или подданство[2]. В этом же смысле говорится (в том числе и в русском языке) о национальном государстве как обладающем полнотой суверенитета, противопоставляемом колониям и постсовременным государствам.
Национальность в России
Во время переписи 1897 года принадлежность населения определялась только по языковому и по религиозному признакам.
В Советском Союзе в типовых анкетах (а с 1974 года и в паспортах) существовала пятая графа — «национальность».
В статье 26 Конституции РФ указано, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, и никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.[3]
Так Пресненский районный суд города Москвы отказался в 2009 году выносить решение по факту принадлежности гражданина России к еврейской национальности, указав, что «вынесение судом решения об установлении факта принадлежности к определенной национальности противоречило бы конституционному принципу свободы выбора и указания гражданином своей национальной принадлежности, поскольку означало бы издание органом государственной власти РФ акта, установившего принадлежность гражданина РФ к определенной национальности».[4]
См. также
Примечания
Ссылки
- Национальность — Российская социологическая энциклопедия под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
- Дугин А.Г. Этносоциология — курс лекций на социологическом факультете МГУ
Что такое национальность и чем она отличается от этноса или нации?
Национальность для современного человека всё ещё остаётся одним из ключевых понятий для идентификации себя как личности. Но далеко не все задумываются о том, что это за понятие и как оно возникло. Является ли этот признак чем-то врождённым и безусловным, или же это социальный конструкт или культурологическое понятие? И чем национальность отличается от нации или этноса?
№ 1 Что такое этнос?
Наиболее чёткая формулировка звучит так: этнос – это группа людей, объединённых общими признаками: культурой (в том числе языком), историей и географией.
При этом в научном мире нет единой позиции о природе этноса. Есть множество теорий, которые порой противоречат друг другу.
Одни учёные считают, что этнос – это некая данность, связанная с биологическими особенностями. Другие, что этнос – социальное явление. Есть также теория, по которой этнос – это конструкт, созданный культурными, интеллектуальными и политическими элитами.
№ 2 Что такое нация?
Согласно европейской научной традиции, в отличие от этноса, нация – это чисто политический конструкт.
Понятие зародилось в начале XVI века в Западной Европе и связано с появившимся позже термином “национальное государство”. До этого времени на западноевропейской территории проживало большое число народностей, которые с зарождением капитализма стали объединяться в государства и образовывать нацию.
Идея национального государства, то есть государства, в основе которого лежит нация и её историческая территория, стала повсеместной из-за глобальной вестернизации к началу ХХ века .
№ 3 Что такое национальность?
Если в постсоветском пространстве зачастую считают, что национальность и этнос – это одно и то же, то на Западе национальность (nationality) означает гражданство.
Но и тут существуют разночтения: в США, например, под национальностью подразумевают и этнос.
Во Франции nationalité – это и гражданство, и национальность одновременно. Мигрант во Франции может получить национальность этой страны, став её гражданином.
№ 4 Что такое «сталинская теория нации»?
В постсоветском пространстве важную роль в формировании понятий «национальность» и «нация» сыграл марксизм, в том числе, «сталинская теория нации».
В сталинском научном труде «Марксизм и национальный вопрос» определение нации было такое: «Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры».
Про национальность Сталин писал так: «Национальная общность немыслима без общего языка, в то время как для государства общий язык необязателен».
То есть признаком национальности определён язык, и национальности противопоставлена государственность, то есть гражданство.
№ 5 Почему сталинскую теорию оспаривают?
Сталинская теория нации впоследствии подвергалась критике ряда учёных. К примеру, профессор истории Василий Филиппов в своём очерке «Советская теория этноса» пишет, что с научной точки зрения сталинская теория несостоятельна.
Учёный считает, что Сталин сделал слишком большой упор на труды немецкого марксисткого теоретика Карла Каутского, который, по его мнению, исказил понятие нации, спутав его с этносом.
№ 6 Что за тесты ДНК на определение национальности?
ДНК-тесты на определение национальности довольно популярны. Различные лаборатории предлагают провести такой тест за сумму от 150 долларов. Более корректное их название – генеалогические ДНК-тесты. Обычно обещают, что вы сможете определить своё генеалогическое древо на три-четыре поколения назад.
Как правило, такой анализ проводится по слюне, волосам, ногтям, ушной сере или иным образцам.
№ 7 Почему по ДНК-тесту нельзя судить о национальности?
Генеалогический ДНК-тест позволяет узнать многое о происхождении человека, но не определяют его принадлежность к современному этносу или национальности.
ДНК-тесты позволяют определить лишь генетические варианты человека, которые были унаследованы им от существовавших некогда протопопуляций.
К примеру, считать по результатам ДНК-теста, что человек на 35% англичанин, неверно. Результат означает, что у человека 35% от генетических вариантов некой протопопуляции, генетические варианты которой в большей степени сохранены у современных англичан.
Но эту протопопуляцию нельзя отождествлять с англичанами: это всего лишь одна из нескольких биологических цепочек происхождения англичан.
№ 8 Почему людям важна их национальная идентичность?
Людям свойственно объединяться в так называемые ин-группы: в социологии это группы, с которыми человек может себя идентифицировать. Несколько столетий национальная принадлежность помогала людям создавать общества.
Некоторые учёные считают, что при отсутствии национальной идентичности наступает кризис политических институтов.
Когда слабеет национальная идентичность, укрепляются другие: клановые, семейные, религиозные и так далее. Как следствие, увеличивается коррупция, местные элиты стремятся к автономности.
Поэтому социологи считают, что отсутствие национальной идентичности приводит к ослаблению государственности.
Благодарим за помощь в сборе материала для статьи заведующего лабораторией генетики человека Национального центра биотехнологии, кандидата биологических наук Максата Жабагина.
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Нация — это… Что такое Нация?
На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи[1]. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.
В международном праве является синонимом национального государства.
Подходы к пониманию нации
Политическая нация
Сторонники конструктивизма считают, что нации представляют собой искусственные образования, целенаправленно сконструированные, созданные интеллектуальными элитами (учеными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта — идеологии национализма, которая может выражаться не только в политических манифестах, но и в литературных произведениях, научных трудах и т. д. Согласно конструктивистам национализм не пробуждает нацию, которая до тех пор остается вещью-в-себе, а создает новую нацию там, где ее не было. Географическими границами национального проекта при этом являются актуальные политические границы государства, а этнические различия населения, участвующего в строительстве такой нации вообще не имеют значения[2].
Один из главных теоретиков конструктивизма Бенедикт Андерсон определяет нации как «воображаемые сообщества»: «я предлагаю следующее определение нации: это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное»[3]. Имеется в виду, конечно, не то, что нации — вообще некие фикции, а то, что реально существуют лишь рационально мыслящие индивиды, а нация существует лишь в их головах, «в воображении», в силу того, что они себя идентифицируют именно этим, а не другим образом.
Конструктивисты отрицают преемственность между этносами доиндустриального общества и современными нациями, они подчеркивают, что нации являются продуктами индустриализации, распространения всеобщего стандартизированного образования, развития науки и техники (в частности, книгопечатания, средств массовых коммуникаций и информации) и что в доиндустриальную эпоху этносы и этническая идентичность не играли такой важной роли, так как традиционное общество предлагало много других форм идентичности (сословие, религия и т. д.).
Этнонация
Этнонация (теория социобиологического примордиализма нации) понимает нацию как переход этноса на особую национальную ступень развития, то есть как биологический феномен. Возникновение этой разновидности национализма связано с формированием мистической концепции «народного духа» (Volksgeist) в рамках немецкого «народнического» (volkisch) и расистского, ариосософского национализма XVIII—XIX веков (в частности, в творчестве представителей немецкого романтизма)[4]. Ранние немецкие националисты-романтики считали, что существует некий «народный дух» — иррациональное, сверхъестественное начало, который воплощается в различных народах и определяет их своеобразие и отличие друг от друга, и которое находит выражение в «крови» и в расе. С этой точки зрения «народный дух» передается с «кровью», то есть по наследству, таким образом, нация понимается как сообщество, происходящее от общих предков, связанное кровнородственными узами.
В смычке национализма и расизма в Германии, как ни странно, решающую роль сыграли языковедческие исследования, у истоков которых также стояли националисты-романтики, такие как Якоб Гримм. Ими было обнаружено сходство между современными европейскими языками и санскритом, на основе чего было создано учение о «языковых семьях», где отношения между языками уподоблялись кровнородственным отношениям (языки-прародители и языки-потомки). Как видим, из факта сходства языков делался вывод о кровнородственной связи говорящих на них народов, в частности из постулирования существования индоевропейской семьи языков был сделан вывод о биологическом происхождении всех европейских народов, и прежде всего немцев, от праиндоевропейцев, мифических древних «арийцев», которые наделялись идеализированными чертами[5]
Начиная с 1950-х годов ХХ века теория этнонации стремительно начинает терять позиции в западной науке. Причиной этому стал, прежде всего, факт, на который указал один из главных оппонентов примордиализма Бенедикт Андерсон: «Теоретиков национализма часто ставили в тупик, если не сказать раздражали, следующие три парадокса: Объективная современность наций в глазах историка, с одной стороны, — и субъективная их древность в глазах националиста, с другой…»[3]. Речь идет о том, что исторические исследования показали, что нации образовались в Западной Европе не так уж и давно — в эпоху раннего Нового времени, а в других регионах и того позже — в Восточной Европе в XIX веке, в Азии и Африке — ХХ веке, так что весьма проблематично возводить их к какому-либо одному этносу, более высокой ступенью развития которого якобы является данная нация. Например, французская нация образовалась в эпоху Просвещения и Великой французской революции в результате соединения различных по культуре народов — гасконцев, бургундцев, бретонцев и т. д. Многие из них продолжали существовать еще в XIX и XX веках, так до конца и не «офранцузившись». В связи с этим сомнительно выглядит выражение типа: «французская культура XII века». Более того, после распада колониальной системы в 1950 — 1960-е годы, в Азии и Африке стремительно стали образовываться новые нации, включающие в себя самые разнообразные этнические группы. И это при том, что еще несколько десятилетий назад народы Африки, которые впоследствии вошли в те или иные нации, даже не имели представления о такой общности как нация и национальность, их вместе с представлениями о национальном государстве и идеологии национализма им принесли колонизаторы-европейцы.
Нация и национальность
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 16 мая 2008. |
Следует различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность». Понятие «национальность» в России и других странах постсоветского пространства, выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация». Это не касается других стран, где национальность — это принадлежность к определенной нации по признаку гражданства. Источник этнической связи людей — общность культурных характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Теоретики расизма полагали, что генетические характеристики являются основой этноса, однако это опровергается эмпирически (например, абхазские негры). Нация — более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то нации формируются только в период Нового и даже Новейшего времени.
Нация может быть 2 видов: полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира (например Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская, великобританская, российская, вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны — созданы из белых, африканцев, креолов и индейцев-америндов.
В некоторых случаях синонимом нации является понятие «народ»; в конституционном праве англо- и романоязычных стран — термин, обычно имеющий значения «государство», «общество», «совокупность всех граждан».
В СССР под нацией чаще понимался любой этнос в составе государства, а для полиэтнической общности использовался термин «многонациональный народ», к каковым относились, например, советский, индийский, американский, югославский и другие. В англоязычной терминологии (и в большей части нынешней русской терминологии) нация связывается с государством, например, про индийцев пишут «полиэтническая нация». Некоторые исследователи полагают, что определение этносов как наций в СССР было связано с политтехнологической необходимостью использовать право наций на самоопределение для борьбы с полиэтническими странами капиталистического мира[6].
Нация и этнос в академической науке
Научно-функциональный подход в различии нации и этноса заключается в том, что этносы изучает этнология, за исследования в области этнологии дают звания кандидатов и докторов исторических, социологических наук или культурологии (в зависимости от темы исследования). Нацию и национализм изучает теория политических учений. Никакой «нациологии» не существует, это именно политическое учение. За исследования в этом направлении дают звание кандидатов и докторов политологических наук. Это звание не дают за исследование этноса. Этнология не включена в программу подготовки политологов, нация не включена в этнологические дисциплины[7].
Академическая наука отрицает такое понятие как «этнонация», и признает нацией только политическое объединение граждан на основании общего гражданства.
Нация и язык
Язык тоже не является универсальным дифференцирующим признаком нации: уникальность нации не обязательно сопровождается уникальностью языка. Есть нации, которые делят друг с другом один и тот же язык (таковы немецкий, английский, арабский, сербохорватский, азербайджанский), а есть нации, говорящие на чужом для всех или почти всех этнических групп языке — индийцы, ханьские китайцы (два основных разговорных языка Китая, пекинский и кантонский, хоть и именуются диалектами, но лингвистически отстоят друг от друга дальше, чем английский от немецкого). Имеются также примеры, когда значительная часть представителей определенной нации не владеет языком своей нации.
В Швейцарии единая нация пользуется четырьмя языками: немецким (65 % населения), французским (18,4 %), итальянским (9,8 %), и ретороманским (0,8 %). В Германии существует множество местных диалектов, сильно отличающихся от нормативного немецкого. В Пакистане национальный язык — урду. На нем говорит только 7 % населения.
Формирование наций
Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д. Так, первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и других этнических признаков, выступавших как условия формирования этих наций. В других случаях нации складывались и тогда, когда не было ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки нации формировались в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в результате колониальных разделов территории из различных по языку, культуре, экономическим связям племён и народностей и становились формой территориально-экономического сплочения, политического и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, что образование наций не является универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) нередко сливаются с крупными нациями.
Эрнест Геллнер считал индустриальное общество условием возникновения национализма, а Бенедикт Андерсон считал национализм условием перехода к индустриальному обществу.
В формировании нации большую роль играют поэты, художники, журналисты, историки и лингвисты (иногда говорят, что почти все европейские нации — проекты представителей романтизма). На формирование шотландской нации оказали большое влияние Роберт Бёрнс и Вальтер Скотт, датской — Ганс Христиан Андерсен и Бертель Торвальдсен, польской — Фредерик Шопен, Адам Мицкевич и Генрик Сенкевич, итальянской — Джузеппе Мадзини, финской — Элиас Лёнрот, еврейской — Бен-Йехуда, немецкой — Фридрих Шиллер, Иоганн Гёте и Иоганн Гердер, а татарской — Габдулла Тукай.
История
Первыми современными нациями, по утверждению классика исследования национализма Бенедикта Андерсона, были латиноамериканские, сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны, за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция. Впервые понятие нация в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны».
Ранее 1750 года обнаружить зачатки национализма уже очень сложно, национализм — феномен Нового времени.
В 1800-е годы возник немецкий национализм, затем последовали национализмы Греции и скандинавских стран (1810—20 годы), итальянский национализм (1830-е годы), в 1850—1900 годах национализм распространился на страны Восточной Европы и в Индию, а в начале XX века — в страны Азии и Африки. Самыми исторически молодыми нациями стали нации вьетнамцев и камбоджийцев — их рождение пришлось на 1930—50 годы.
Таким образом, идеология национализма в одном из своих аспектов заключается в обособлении и вычленении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории. После обособления нации парадигма национализма начинает работать на становление, защиту и укрепление своей нации (ср. становление большинства славянских наций во время распада Австро-Венгерской империи).
Национальная культура
Нация — феномен в первую очередь политический, и только потом этнический и социальный. Поэтому основная задача нации — воспроизводить общую для всех граждан страны культурную идентичность в политических интересах. Для этого существуют министерства культуры, задача которых — определять формат национальной культуры, общий для всех.
Национальная культура в общем не может ограничиваться узкими рамками гомогенной этнической общности. Напротив, полноценное развитие нации требует гораздо более высокого уровня дифференциации духовных ориентаций и образа жизни, чем этническая. Она включает в себя различные варианты субкультур, обусловленные этническими, географическими, социальными, хозяйственными и классовыми факторами. Часто отмечается, что нация складывается не через утверждение единообразия. Она представляет собой чрезвычайно неоднородное образование, состоящее из компонентов различного рода, хотя каждый из них в отдельности содержит общие культурные признаки, отличающие данную нацию. Характерной особенностью национальных культур является их широкая дифференциация по профессиональному и социальному признакам.
Психологический аспект
В традиционной экономике человек рождается, живёт и умирает в одном и том же кругу, находится в окружении одних и тех же людей, не испытывая нужды в другом сообществе. Индустриальное общество ломает эту картину: люди становятся всё более и более мобильными, соседские и семейные связи расторгаются. Нация восстанавливает психические и социальные связи человека на новом уровне, соответствующем глобальному размаху повседневной жизни. Бенедикт Андерсон назвал нацию «воображаемым сообществом» — сообществом, которое создаётся и удерживается не личным знакомством членов, а силой их воображения, их братских чувств.
Примечания
Литература
- Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. — 320 с. — ISBN 5-93354-017-3
- Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм. — М.: Праксис, 2002. — 416 с. — ISBN 5-901574-07-9
- Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. — М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. — 272 с. — ISBN 5-8163-0058-X
- Гавров С.Н. Национальная культура и модернизация общества. — М.: МГУКИ, 2003. — 86 с.
- Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 1991.
- Ильясов Ф. Н. Национальное сознание и поведение // Страна и мир. Мюнхен. 1990. Ноябрь-декабрь. № 6.
- Ильясов Ф. Н. Национализм: цель или средство? // Вестник Российской Академии Наук. 1997. Том.67. № 9.
- Паин Э. Между империей и нацией. — М.: Новое издательство, 2004. — 248 с. — 1500 экз. — ISBN 5-98379-012-9
- Собуль А. Проблема нации в ходе социальной борьбы в годы Французской буржуазной революции XVIII века // Новая и Новейшая история. — 1963. — № 6. — С. 43-58.
- Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. — СПб.: Алетейя, 1998.
- Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению = Das nationale. — М.: Канон+, 2001. — 400 с. — ISBN 5-88373-154-6
- Яковенко И. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999.
См. также
Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий и опасность их смешения
Этнос, народ, нация, национальность. Разница понятий, опасность их смешения. Народ как основа евразийской интеграции
Огромное разнообразие этнического состава населения делает нашу страну уникальной. В России, по данным Росстата, проживают представители более 180 этнических групп. Как правило, каждая группа обладает собственным языком, сохраняет определенные традиции, несет в себе самобытную мифологию, миропонимание, систему ценностей… В этом многообразии, безусловно, заключается богатство России. Каждый язык, каждый миф, каждая традиция делает нашу общую российскую культуру шире и многограннее.
В то же время очевидно, что полиэтничность, при осуществлении неосторожной политики, может стать ахиллесовой пятой Российского государства. Такие пользующиеся влиянием в США геополитики, как Г. Киссинджер и З. Бжезинский, неоднократно озвучивали в своих работах идею о разделении «Хартленда» (сначала СССР, а затем и России) на несколько подконтрольных национальных государств. Реализовать данный сценарий наши геополитические противники могли бы разжигая межэтнические противоречия в России, внедряя подконтрольных людей в российское внутриполитическое поле, используя новейшие социальные технологии, масс-медиа. Поэтому в сфере регулирования российских межэтнических отношений необходим взвешенный, тщательно продуманный подход, проработанная стратегия. Задача такой стратегии – сделать наше общество устойчивым, исключить возможность его раскола по причине межэтнической розни.
Невозможно обсуждать различные варианты стратегии национальной политики и предлагать что-то новое, не определившись с базовыми этносоциологическими понятиями. Эксперты в области социологии, в том числе А.Г.Дугин, отмечают, что в понимании этносоциологических терминов даже в научной среде существует определенная путаница. Цель данного доклада – попытаться четко разграничить такие фундаментальные понятия для социологии, как этнос, народ, нация и национальность, а затем вкратце озвучить тот курс в регулировании межэтнических отношений, который предлагают представители консервативного евразийского движения.
Первое важное понятие, которое я хотел бы рассмотреть в рамках доклада, это понятие этноса. Сергей Широкогоров и Макс Вебер определяли этнос, как группу людей, говорящих на одном языке, имеющих общее происхождение и традиции.
Язык является чрезвычайно важным фактором в жизни этноса. Как говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер, язык – это дом бытия. Именно язык объединяет местность, на которой проживает этнос. Например, русскими могут считаться все думающие и говорящие по-русски, в каком бы государстве они ни проживали.
В большинстве случаев, в истоках происхождения этноса лежит вера в общего предка. Поскольку наличие общего предка очень сложно доказать или, наоборот, опровергнуть, то в этнос исторически мог вступить любой человек, который верил в миф о своем общем происхождение с членами этноса.
Также, можно отметить, что этнос является неделимой, базовой социологической единицей. Любая попытка вторгаться в культуру этноса, расчленить его, нарушить естественный ход его существования, уничтожает этнос. В этносе нет строгой стратификации, для него характерны отношения, подобные семейным, то есть авторитетом, как правило, пользуются старшие члены сообщества. Этнос – статическая, консервативная единица, способная в течение длительного времени существовать практически в неизменном состоянии, сохранять язык и культуру.
Народ также является базовым этносоциологическим понятием. В ходе исторического процесса этносы вступают во взаимодействие между собой, утрачивают статическое состояние, и постепенно вместе формируют народы. Возможен и другой вариант, когда уже сформировавшийся активный народ, поглощает, в том числе и военным путем, проживающие поблизости этносы.
Народ можно определить, как объединение этносов, которое вступает в историю, становится игроком на политической арене. Притом социум приобретает высокую степень дифференциации. Образовав единый народ, этнические группы могут создать государство, религию и цивилизацию.
Наглядным примером возникновения народа из этноса на пути к нации можно считать еврейский народ: «Евреи существовали как этнос, вступили в историю в состоянии рассеяния, которое длилось более двух тысяч лет, и при этом они сохранились, став народом, а затем, создали своё национальное государство-нацию Израиль». Так же, понятие народ присуще русским, которые сложились из множества этносов.
Народ – уникальное и глубокое русское понятие, не имеющее аналогов в других языках. На английский «народ» можно перевести, как «people», на испанский – как «el pueblo» т.е. люди, в немецком языке «народ» — «das Volk», по произношению, близкое к русскому слову «полк». Так или иначе, ни в одном другом языке не встречается настолько же ёмкое понятие, как русское «народ», которое могло бы обозначить огромную массу этнически разнородного населения, соединенного общими целями, общей историей.
Нация – общественная единица, которая выражает политическое единство именно индивидов, проживающих в одном государстве. Латинское слово «natio» обозначает массу людей, имеющую общее территориальное происхождение. При образовании нации, стираются культурные различия между этносами и народами, образовавшими государство. Нация – ничто иное, как «плавильный котел», который уничтожает традиционные формы идентичности (этническую, культурную, даже религиозную) и создает искусственное образование в рамках государства. При создании нации, как правило, полностью ликвидируется языковое различие между этническими группами, и язык одного наиболее многочисленного этноса навязывается в государстве, как единственно возможный для использования.
В Государстве-Нации, по-французски «Etat-Nation», по определению может быть только одна нация. Нация определяется прежде всего по формальному признаку – гражданство. Национальная принадлежность и гражданство – тождественные, синонимичные понятия. Нациями можно считать, например, население Франции и США. В данных государствах целенаправленно в течение веков проводится политика стирания этнических различий. Строго охраняется только идентичность гражданина, как индивида, другие формы идентичности приносятся в жертву политическим интересам правящих кругов.
Национальность – термин, введенный австрийским марксистом О. Бауэром, который понимал под данным словом народ, переходящий в состояние нации. В нашей стране, под национальностью в советскую эпоху подразумевалась этничность, что не соответствует принятому в мировой научной среде определению данного термина. Назвать этнос, входящий в государство, национальностью – все равно, что призвать к сепаратизму. Согласно конституции, мы – многонациональный народ России. Если народ многонациональный – значит обреченный к распаду на несколько государств-наций, в то же время, если полиэтнический – значит единый в рамках государства, но состоящий из различных по происхождению и культуре групп населения.
Будущее России: единый народ или нация? Почему нация, с точки зрения представителей евразийского движения, не является оптимальным вариантом для России? Как уже упоминалось, образование нации – это ничто иное, как обезличивание народа, ликвидация всех форм идентичности, кроме индивидуальной. Когда уничтожается культурный код этноса, пропадает система смыслов и ценностей, которая помогала членам сообщества существовать и «бороться за место под Солнцем». Если убрать этнические различия между гражданами государства и навязать всем общий либеральный «суррогат культуры», то исторически сложившиеся традиционные смыслы исчезнут. Народ, насильно превращенный в нацию, может лишиться стимулов к развитию и к защите своей территории. Результатом может стать полное угасание такой нации и исчезновение с исторической арены.
Иным вариантом развития российского общества может стать постепенное образование единого, но полиэтнического, народа. Который смог бы при своем разнообразии объединиться на основании общего исторического пути, общих ценностей и общей народной идеи. Многие социологи, понимают под «империей» сочетание стратегического единства с полиэтничностью. Возможно, наиболее оптимальный или даже единственно возможный вариант существования российского общества – это как раз империя. Исторический опыт построения этнически разношерстных империй Россия имеет. Причем этот опыт можно считать удачным при всех военных, экономических и культурных достижениях единого российского народа, начиная от полиэтнического Русского царства, заканчивая коммунистической империей СССР.
Ответы Mail.ru: что такое национальность
Национальность — генетически обусловленная конституция человека, отличающая его от других людей того же пола другой национальности, и объединяющая с людьми своей — то общее, что позволяет выделить достаточно различимую группу. Понятие национальность является достаточно условным, но удобным для ориентирования в обществе и классификации, так как позволяет с большой степенью вероятности прогнозировать многие черты характера, внешности и поведения незнакомого человека в тех или иных условиях. <a rel=»nofollow» href=»http://terme.ru/dictionary/519/word/nacionalnost» target=»_blank»>http://terme.ru/dictionary/519/word/nacionalnost</a> Национальность — это принадлежность человека к определенной национальной, этнической группе, включающая общность языка, истории, культуры и традиций. Кроме того, национальность обозначает юридическую принадлежность индивида к какому-либо государству. Понятие национальности является достаточно условным. Понимание национальности как этнической категории характерно для России и русского языка. В большинстве современных европейских языков этот термин обозначает гражданство, государственную принадлежность, подданство. Но по существу, понятия национальности и гражданства полностью не совпадают. К примеру, в Российской Федерации статус российского гражданства подразумевает определенные легально закрепленные различия национальностей. По сути же, отождествление национальности и гражданства приуменьшает определяющую роль национальности. Свидетельством этой роли являются противоречивые законы о гражданстве в разных странах. Для получения, например, французского гражданства необходимо доказать свою французскую национальность. В европейской юридической практике для отнесения людей к определенной национальности был выработан целый ряд принципов. Основной концепцией национальности считается консервативный принцип «закон крови» , когда гражданство определяется по факту рождения от родителей соответствующей национальности. Этот принцип, к примеру, позволяет получить германское гражданство этническим немцам, которые родились за пределами Германии. Более либеральный принцип «закон почвы» определяет национальность в зависимости от факта рождения на определенной территории. Такой принцип типичен для Франции. Эти принципы получения гражданства действуют по отдельности или в различных сочетаниях. <a rel=»nofollow» href=»http://www.kakprosto.ru/kak-89146-chto-takoe-nacionalnost» target=»_blank»>http://www.kakprosto.ru/kak-89146-chto-takoe-nacionalnost</a>
Национальность — в русском языке обозначает принадлежность индивида к определённой этнической группе. Такое понимание было характерно для Европы XIX в. и заимствовано в русский язык, где прочно укрепилось. Национальность — в разговорном русском языке, особенно в советское время, нередко обозначало какую-либо этническую группу в составе государства. В большинстве современных европейских языков соответствующий термин (например, английское nationality) обозначает подданство (вид юридических отношений государства и индивида, гражданство) ; иногда ошибочно переводится как «национальность» или ошибочно же используется для перевода русского «национальность» . Определяется государственными органами с помощью изучения родословной, или гениологического древа . Родословное или генеалогическое древо — это схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева» , у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линииях родословия, известные его потомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия» , каковые являются наиболее распространёнными) ; но зачастую, если она, роспись, не стилизована в виде дерева реального, что было очень распространено в прошлом, схема эта для удобства восприятия и формирования представляет родословное древо в перевёрнутом виде, когда родоначальник располагается в верхней части таблицы. Генеалогическим или родословным древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще — всем этим занимается генеалогия (родословие) , в статье о которой и примеры. Круговая таблица представляет собой частный и редко используемый вариант менее распространённого — «смешанного восходящего родословия» (от лица — в центре, по материнской и отцовской линиям — к предкам) . Такие таблицы чаще встречаются во французской и английской генеалогии. В центре круга размещается лицо, предки которого изучаются, второй (внешний) круг делится пополам, в нем указываются отец и мать, третий, концентрический круг делится на 4 части, в них записываются бабушки и дедушки и т. д. Вообще таблицы восходящего родословия представляли и по сию пору представляют вступающие в Мальтийский орден — рыцарскую организацию, устав которой подразумевает доказательство происхождения определённого числа предков.
Национальность-принадлежность к расово-этнической группе людей.
физиологические особенности организма человека
Национальность — генетически обусловленная конституция человека, отличающая его от других людей того же пола другой национальности, и объединяющая с людьми своей — то общее, что позволяет выделить достаточно различимую группу. Понятие национальность является достаточно условным, но удобным для ориентирования в обществе и классификации, так как позволяет с большой степенью вероятности прогнозировать многие черты характера, внешности и поведения незнакомого человека в тех или иных условиях. <a rel=»nofollow» href=»http://terme.ru/dictionary/519/word/nacionalnost» target=»_blank»>http://terme.ru/dictionary/519/word/nacionalnost</a> Национальность — это принадлежность человека к определенной национальной, этнической группе, включающая общность языка, истории, культуры и традиций. Кроме того, национальность обозначает юридическую принадлежность индивида к какому-либо государству. Понятие национальности является достаточно условным. Понимание национальности как этнической категории характерно для России и русского языка. В большинстве современных европейских языков этот термин обозначает гражданство, государственную принадлежность, подданство. Но по существу, понятия национальности и гражданства полностью не совпадают. К примеру, в Российской Федерации статус российского гражданства подразумевает определенные легально закрепленные различия национальностей. По сути же, отождествление национальности и гражданства приуменьшает определяющую роль национальности. Свидетельством этой роли являются противоречивые законы о гражданстве в разных странах. Для получения, например, французского гражданства необходимо доказать свою французскую национальность. В европейской юридической практике для отнесения людей к определенной национальности был выработан целый ряд принципов. Основной концепцией национальности считается консервативный принцип «закон крови» , когда гражданство определяется по факту рождения от родителей соответствующей национальности. Этот принцип, к примеру, позволяет получить германское гражданство этническим немцам, которые родились за пределами Германии. Более либеральный принцип «закон почвы» определяет национальность в зависимости от факта рождения на определенной территории. Такой принцип типичен для Франции. Эти принципы получения гражданства действуют по отдельности или в различных сочетаниях. <a rel=»nofollow» href=»http://www.kakprosto.ru/kak-89146-chto-takoe-nacionalnost» target=»_blank»>http://www.kakprosto.ru/kak-89146-chto-takoe-nacionalnost</a>
Национальность — принадлежность человека к определённой этнической общности
Национальность — принадлежность человека к определённой этнической общности
национальность это когда человек принадлежит к какому либо народу, то жечто и народность
Наиболее полный перечень национальностей можно посмотреть здесь <a rel=»nofollow» href=»https://classif.spb.ru/classificators/view/nat.php?st=A» target=»_blank»>https://classif.spb.ru/classificators/view/nat.php?st=A</a>
Это тряпки да флаг, включите сами логику! Посмотри сколько национальностей в мире, много да? А сколько рас? всего 1) славяне белые, русые, люди, или блондины, рыжеватые, у всех один ген. 2)азиаты татары, китайцы, японцы, башкиры, корейцы, казахи, въетнамцы у всех один ген. 3) желтая раса мексы, арабы, евреи, индеейцы, (евреи есть и белые и рыжие просто тот кто принял сектанство иудаизм есть еврей) кавказцы, турки, чеченцы, у всех 1 ген! 4)негры африканцы афро американцы у всех 1 ген. 5)даже не раса а просто помесь этих 4 рас метисы! Всего не чего да? Национальность там где родился, или способ получения земли и независимости.. Взять кавказ, это сокращенное — кавалерия казаков, вообще русское слово, а кавказцы это турки, у них гены желтой расы. Или взять татар слово татар это сокращение от рус -тартарары то есть огромная необъятная, у них гены китайские, азиатские, но не у всех есть татары славяне, беленькие, и рыжие казанские, что говорит о том что нация татарин проходит от древнего названия страны Руссов Тартарии! Так ранее называли Русь великая славянская Тартария, тогда все иностранцы людей из Тартарии звали тартарами или татаровями, еще русь звали Скифией соответствено русских там звали скифами.. Или башкир от русского башка. у них головы большие. а так башкиры родственны японцам у них тоже головы большие. Вот такие вот дела
Нцнльнсть — прндлжнсть члвк к прдлннй тнчскй бщнст
Слово национальность придумали ученые люди для различения людей по каким- либо признакам.
Нация — это… Что такое Нация?
На́ция (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи[1]. Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.
В международном праве является синонимом национального государства.
Подходы к пониманию нации
Политическая нация
Сторонники конструктивизма считают, что нации представляют собой искусственные образования, целенаправленно сконструированные, созданные интеллектуальными элитами (учеными, писателями, политиками, идеологами) на основе национального проекта — идеологии национализма, которая может выражаться не только в политических манифестах, но и в литературных произведениях, научных трудах и т. д. Согласно конструктивистам национализм не пробуждает нацию, которая до тех пор остается вещью-в-себе, а создает новую нацию там, где ее не было. Географическими границами национального проекта при этом являются актуальные политические границы государства, а этнические различия населения, участвующего в строительстве такой нации вообще не имеют значения[2].
Один из главных теоретиков конструктивизма Бенедикт Андерсон определяет нации как «воображаемые сообщества»: «я предлагаю следующее определение нации: это воображенное политическое сообщество, и воображается оно как что-то неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное»[3]. Имеется в виду, конечно, не то, что нации — вообще некие фикции, а то, что реально существуют лишь рационально мыслящие индивиды, а нация существует лишь в их головах, «в воображении», в силу того, что они себя идентифицируют именно этим, а не другим образом.
Конструктивисты отрицают преемственность между этносами доиндустриального общества и современными нациями, они подчеркивают, что нации являются продуктами индустриализации, распространения всеобщего стандартизированного образования, развития науки и техники (в частности, книгопечатания, средств массовых коммуникаций и информации) и что в доиндустриальную эпоху этносы и этническая идентичность не играли такой важной роли, так как традиционное общество предлагало много других форм идентичности (сословие, религия и т. д.).
Этнонация
Этнонация (теория социобиологического примордиализма нации) понимает нацию как переход этноса на особую национальную ступень развития, то есть как биологический феномен. Возникновение этой разновидности национализма связано с формированием мистической концепции «народного духа» (Volksgeist) в рамках немецкого «народнического» (volkisch) и расистского, ариосософского национализма XVIII—XIX веков (в частности, в творчестве представителей немецкого романтизма)[4]. Ранние немецкие националисты-романтики считали, что существует некий «народный дух» — иррациональное, сверхъестественное начало, который воплощается в различных народах и определяет их своеобразие и отличие друг от друга, и которое находит выражение в «крови» и в расе. С этой точки зрения «народный дух» передается с «кровью», то есть по наследству, таким образом, нация понимается как сообщество, происходящее от общих предков, связанное кровнородственными узами.
В смычке национализма и расизма в Германии, как ни странно, решающую роль сыграли языковедческие исследования, у истоков которых также стояли националисты-романтики, такие как Якоб Гримм. Ими было обнаружено сходство между современными европейскими языками и санскритом, на основе чего было создано учение о «языковых семьях», где отношения между языками уподоблялись кровнородственным отношениям (языки-прародители и языки-потомки). Как видим, из факта сходства языков делался вывод о кровнородственной связи говорящих на них народов, в частности из постулирования существования индоевропейской семьи языков был сделан вывод о биологическом происхождении всех европейских народов, и прежде всего немцев, от праиндоевропейцев, мифических древних «арийцев», которые наделялись идеализированными чертами[5]
Начиная с 1950-х годов ХХ века теория этнонации стремительно начинает терять позиции в западной науке. Причиной этому стал, прежде всего, факт, на который указал один из главных оппонентов примордиализма Бенедикт Андерсон: «Теоретиков национализма часто ставили в тупик, если не сказать раздражали, следующие три парадокса: Объективная современность наций в глазах историка, с одной стороны, — и субъективная их древность в глазах националиста, с другой…»[3]. Речь идет о том, что исторические исследования показали, что нации образовались в Западной Европе не так уж и давно — в эпоху раннего Нового времени, а в других регионах и того позже — в Восточной Европе в XIX веке, в Азии и Африке — ХХ веке, так что весьма проблематично возводить их к какому-либо одному этносу, более высокой ступенью развития которого якобы является данная нация. Например, французская нация образовалась в эпоху Просвещения и Великой французской революции в результате соединения различных по культуре народов — гасконцев, бургундцев, бретонцев и т. д. Многие из них продолжали существовать еще в XIX и XX веках, так до конца и не «офранцузившись». В связи с этим сомнительно выглядит выражение типа: «французская культура XII века». Более того, после распада колониальной системы в 1950 — 1960-е годы, в Азии и Африке стремительно стали образовываться новые нации, включающие в себя самые разнообразные этнические группы. И это при том, что еще несколько десятилетий назад народы Африки, которые впоследствии вошли в те или иные нации, даже не имели представления о такой общности как нация и национальность, их вместе с представлениями о национальном государстве и идеологии национализма им принесли колонизаторы-европейцы.
Нация и национальность
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 16 мая 2008. |
Следует различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность». Понятие «национальность» в России и других странах постсоветского пространства, выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация». Это не касается других стран, где национальность — это принадлежность к определенной нации по признаку гражданства. Источник этнической связи людей — общность культурных характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Теоретики расизма полагали, что генетические характеристики являются основой этноса, однако это опровергается эмпирически (например, абхазские негры). Нация — более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то нации формируются только в период Нового и даже Новейшего времени.
Нация может быть 2 видов: полиэтничной (многонародной) или моноэтничной. Этнически однородные нации крайне редки и встречаются в основном в отдалённых углах мира (например Исландии). Обычно нация строится на базе большого количества этносов, которых свела вместе историческая судьба. Полиэтничны, например, швейцарская, французская, великобританская, российская, вьетнамская нации, а американцы вообще не имеют никакого ярко выраженного этнического лица. Латиноамериканские нации расово неоднородны — созданы из белых, африканцев, креолов и индейцев-америндов.
В некоторых случаях синонимом нации является понятие «народ»; в конституционном праве англо- и романоязычных стран — термин, обычно имеющий значения «государство», «общество», «совокупность всех граждан».
В СССР под нацией чаще понимался любой этнос в составе государства, а для полиэтнической общности использовался термин «многонациональный народ», к каковым относились, например, советский, индийский, американский, югославский и другие. В англоязычной терминологии (и в большей части нынешней русской терминологии) нация связывается с государством, например, про индийцев пишут «полиэтническая нация». Некоторые исследователи полагают, что определение этносов как наций в СССР было связано с политтехнологической необходимостью использовать право наций на самоопределение для борьбы с полиэтническими странами капиталистического мира[6].
Нация и этнос в академической науке
Научно-функциональный подход в различии нации и этноса заключается в том, что этносы изучает этнология, за исследования в области этнологии дают звания кандидатов и докторов исторических, социологических наук или культурологии (в зависимости от темы исследования). Нацию и национализм изучает теория политических учений. Никакой «нациологии» не существует, это именно политическое учение. За исследования в этом направлении дают звание кандидатов и докторов политологических наук. Это звание не дают за исследование этноса. Этнология не включена в программу подготовки политологов, нация не включена в этнологические дисциплины[7].
Академическая наука отрицает такое понятие как «этнонация», и признает нацией только политическое объединение граждан на основании общего гражданства.
Нация и язык
Язык тоже не является универсальным дифференцирующим признаком нации: уникальность нации не обязательно сопровождается уникальностью языка. Есть нации, которые делят друг с другом один и тот же язык (таковы немецкий, английский, арабский, сербохорватский, азербайджанский), а есть нации, говорящие на чужом для всех или почти всех этнических групп языке — индийцы, ханьские китайцы (два основных разговорных языка Китая, пекинский и кантонский, хоть и именуются диалектами, но лингвистически отстоят друг от друга дальше, чем английский от немецкого). Имеются также примеры, когда значительная часть представителей определенной нации не владеет языком своей нации.
В Швейцарии единая нация пользуется четырьмя языками: немецким (65 % населения), французским (18,4 %), итальянским (9,8 %), и ретороманским (0,8 %). В Германии существует множество местных диалектов, сильно отличающихся от нормативного немецкого. В Пакистане национальный язык — урду. На нем говорит только 7 % населения.
Формирование наций
Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д. Так, первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и других этнических признаков, выступавших как условия формирования этих наций. В других случаях нации складывались и тогда, когда не было ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки нации формировались в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в результате колониальных разделов территории из различных по языку, культуре, экономическим связям племён и народностей и становились формой территориально-экономического сплочения, политического и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, что образование наций не является универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) нередко сливаются с крупными нациями.
Эрнест Геллнер считал индустриальное общество условием возникновения национализма, а Бенедикт Андерсон считал национализм условием перехода к индустриальному обществу.
В формировании нации большую роль играют поэты, художники, журналисты, историки и лингвисты (иногда говорят, что почти все европейские нации — проекты представителей романтизма). На формирование шотландской нации оказали большое влияние Роберт Бёрнс и Вальтер Скотт, датской — Ганс Христиан Андерсен и Бертель Торвальдсен, польской — Фредерик Шопен, Адам Мицкевич и Генрик Сенкевич, итальянской — Джузеппе Мадзини, финской — Элиас Лёнрот, еврейской — Бен-Йехуда, немецкой — Фридрих Шиллер, Иоганн Гёте и Иоганн Гердер, а татарской — Габдулла Тукай.
История
Первыми современными нациями, по утверждению классика исследования национализма Бенедикта Андерсона, были латиноамериканские, сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны, за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция. Впервые понятие нация в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны».
Ранее 1750 года обнаружить зачатки национализма уже очень сложно, национализм — феномен Нового времени.
В 1800-е годы возник немецкий национализм, затем последовали национализмы Греции и скандинавских стран (1810—20 годы), итальянский национализм (1830-е годы), в 1850—1900 годах национализм распространился на страны Восточной Европы и в Индию, а в начале XX века — в страны Азии и Африки. Самыми исторически молодыми нациями стали нации вьетнамцев и камбоджийцев — их рождение пришлось на 1930—50 годы.
Таким образом, идеология национализма в одном из своих аспектов заключается в обособлении и вычленении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории. После обособления нации парадигма национализма начинает работать на становление, защиту и укрепление своей нации (ср. становление большинства славянских наций во время распада Австро-Венгерской империи).
Национальная культура
Нация — феномен в первую очередь политический, и только потом этнический и социальный. Поэтому основная задача нации — воспроизводить общую для всех граждан страны культурную идентичность в политических интересах. Для этого существуют министерства культуры, задача которых — определять формат национальной культуры, общий для всех.
Национальная культура в общем не может ограничиваться узкими рамками гомогенной этнической общности. Напротив, полноценное развитие нации требует гораздо более высокого уровня дифференциации духовных ориентаций и образа жизни, чем этническая. Она включает в себя различные варианты субкультур, обусловленные этническими, географическими, социальными, хозяйственными и классовыми факторами. Часто отмечается, что нация складывается не через утверждение единообразия. Она представляет собой чрезвычайно неоднородное образование, состоящее из компонентов различного рода, хотя каждый из них в отдельности содержит общие культурные признаки, отличающие данную нацию. Характерной особенностью национальных культур является их широкая дифференциация по профессиональному и социальному признакам.
Психологический аспект
В традиционной экономике человек рождается, живёт и умирает в одном и том же кругу, находится в окружении одних и тех же людей, не испытывая нужды в другом сообществе. Индустриальное общество ломает эту картину: люди становятся всё более и более мобильными, соседские и семейные связи расторгаются. Нация восстанавливает психические и социальные связи человека на новом уровне, соответствующем глобальному размаху повседневной жизни. Бенедикт Андерсон назвал нацию «воображаемым сообществом» — сообществом, которое создаётся и удерживается не личным знакомством членов, а силой их воображения, их братских чувств.
Примечания
Литература
- Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. — М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. — 320 с. — ISBN 5-93354-017-3
- Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм. — М.: Праксис, 2002. — 416 с. — ISBN 5-901574-07-9
- Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. — М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. — 272 с. — ISBN 5-8163-0058-X
- Гавров С.Н. Национальная культура и модернизация общества. — М.: МГУКИ, 2003. — 86 с.
- Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 1991.
- Ильясов Ф. Н. Национальное сознание и поведение // Страна и мир. Мюнхен. 1990. Ноябрь-декабрь. № 6.
- Ильясов Ф. Н. Национализм: цель или средство? // Вестник Российской Академии Наук. 1997. Том.67. № 9.
- Паин Э. Между империей и нацией. — М.: Новое издательство, 2004. — 248 с. — 1500 экз. — ISBN 5-98379-012-9
- Собуль А. Проблема нации в ходе социальной борьбы в годы Французской буржуазной революции XVIII века // Новая и Новейшая история. — 1963. — № 6. — С. 43-58.
- Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. — СПб.: Алетейя, 1998.
- Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению = Das nationale. — М.: Канон+, 2001. — 400 с. — ISBN 5-88373-154-6
- Яковенко И. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы. — Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999.