Тест «Быть или не быть журналистом»
Этот тест позволит определить твою расположенность к профессии журналиста. Если ты согласен с утверждением, — обводи ответ “да”, если не согласен — обводи ответ “нет”. После каждой группы вопросов подсчитывай количество положительных ответов. В конце теста подсчитай, сколько всего ответов “да” ты получил.
Ты хочешь…
— выражать свои мысли и отношение к событиям письменно да нет;
— быть в курсе событий, жить в постоянном потоке информации да нет;
— быть принципиальным, иметь свое мнение, свой взгляд на события общественно-политической, культурной, экономической жизни да нет.
Всего “да” _____
Ты сможешь…
— постоянно тренировать умение письменно выражать свои мысли да нет;
— находить такой ракурс подачи информации, чтобы это было интересно самым разным людям да нет;
— много времени проводить за компьютером, набирая свои тексты да нет.
Всего “да” _____
Ты знаешь, что…
— эту профессию нередко считают одной из самых продажных, потому что подавая информацию, журналист часто вынужден считаться с мнением тех, кто сильнее его да нет;
— большинство журналистов в России мало зарабатывают и не имеют стабильного места работы да нет;
— в России журналисты погибают так же часто, как в странах Латинской Америки да нет.
Всего “да” _____
Ты готов…
— потратить много времени и сил на подготовку к вступительному профилирующему экзамену на факультет журналистики да нет;
— вырабатывать свой публицистический стиль да нет;
— повышать свою эрудицию (осведомленность) в самых разных сферах жизни и культуры да нет.
Всего “да” _____
Ты веришь, что…
— честная, объективно поданная информация меняет мир и людей к лучшему да нет;
— жизнью правит информация, которую справедливо называют “четвертой властью” да нет;
— журналист в России — одна из самых героических профессий да нет.
Всего “да” _____
Вс
Идти ли мне в журналистику?
«Кто владеет информацией, тот владеет миром», «Четвертая власть», «Борзописцы», «Акулы пера», что только не говорят о профессии журналиста, какими только домыслами и предупреждениями она ни обросла.
А потому что – публична, так как люди, которые работают в этой профессии, всегда на виду. Вы уже догадались, о чем говорю. Подкреплю вашу догадку одной шутливой цитатой американского писателя Гилберта Честертона: «Журналистика – это когда сообщают «Лорд Джон умер», людям, которые даже не знали, что лорд Джон жил».
Мы говорим о журналистике и журналистах. И эту профессию и этих людей во все времена не ругает только ленивый. Ведь с этим явлением люди сталкиваются каждый день. Они спорят с телевизором или радио, они рвут газету или журнал, так как слова, которые произнесены или написаны, их не устраивают. А все почему? Потому что журналист хорошо сделал свою работу: вызвал реакцию читателя/зрителя/слушателя. Это не всегда должна быть агрессивная реакция, поймите меня правильно. Она просто должна быть. Интересная новость – «ух ты, здорово», происшествие – посочувствовали, очерк о прекрасном человеке – восхитились и т.д.
Журналист работает для людей и с людьми. Почему с людьми? Ведь чтобы о чем-то написать, надо встретиться, поговорить, взять интервью, расспросить. Поэтому если вы не любите общаться с людьми, если они вас утомляют и вам лучше посидеть в тишине и покое, не идите в журналистику. И еще если вы болезненно реагируте на критику и зависите от мнения вашего окружения, тогда тоже не надо этим заниматься. Не издевайтесь над своим организмом и своей психикой. А вот если у вас сто друзей и знакомых, и вы просто счастливы, когда число ваших подписчиков в Instagram или «ВКонтакте» растет, то вам – в журналистику. Вы — человек, коорум нравится общаться с людьми.
Такая это профессия: люди – информация, информация – люди. И всегда, всегда у журналиста должно быть одно стремление – узнать новое, открыть неизвестное, «откопать», в хорошем смысле, интересные факты, найти замечательного человека, о котором никто не знает. Потому что цель профессии – донести людям информацию. Поэтому если вы не любопытны, не горите желанием узнавать каждый день что-то новое, то вам не сюда. Это ни плохо, ни хорошо, просто у каждого свои интересы. А журналистика «любит» пытливых, дотошных, схватывающих все на лету и очень любопытных людей.
Сейчас журналист, кроме того, что доносит информацию, должен очень много уметь. Мы живем во времени, когда эта профессия все усложняется и усложняется. В плане технических и коммуникационных средств, которыми пользуются журналисты. И это не только интернет. Интернет – это отдельная история в жизни журналистики, это явление, которое изменило облик профессии. Современный журналист – это человек, разбирающийся в технике. Не в смысле, что он должен починить кузов автомобиля (хотя это тоже можно уметь), но пользоваться всеми возможностями компьютера, разными приложениями, программами и гаджетами, фотографировать, снимать видео. Ведь эта профессия сегодня развивается в эпоху информационного бума, в цифровую эру. Журналистика во многом техническая профессия. Подумайте, понимаете ли, любите ли вы технику, прежде, чем выбрать журналистику в качестве своего дела всей жизни. Иначе будет трудно. Но если вы с техникой на «ты», то эта работа вас не затруднит.
Как вы понимаете, профессия журналиста связана со словом. Он создает газетные материалы или подводки к видео/радио репортажам. Безусловно, для этой профессии важно уметь связывать слова в предложения, предложения в фразы, фразы в страницы текста. Значит, журналист должен хорошо владеть словом. Так что если вы пишите «ж», «ш» через «ы» и путаете, когда в глаголах писать «тся» или «ться», не идите в журналистику. Не заставляйте корректора и редактора (людей, которые отвечают за грамотность и стилистику в любой редакции) вздрагивать при вашем имени в в конце материала. Не забывайте, что для приема на факультет журналистики надо сдавать ЕГЭ по русскому языку и литературе. Желательно на максимально высокие баллы.
К слову о слове. Эта профессия требует постоянного поиска и обработки информации. Нужно уметь извлекать главное из разных документов, текстов, статей, интервью, а также оперативно искать нужные сведения в Googl. Все эти навыки необходимы современному журналисту. Есть затруднения в этом – отбрасывайте мысль об этой профессии, вы – «ас» в поиске любой информации и читаете между строк, вас ждут на журфаках страны.
А уж если заговорили о вузе, то мне хочется вам подсказать. К этой профессии надо готовиться уже в старших классах. Попробуйте начать писать заметки, репортажи, статьи. Найдите курсы/кружки/студии журналистики в своем городе и включайтесь в их работу. Если это молодежная газета, создавайте тексты, телевидение – делайте репортажи, радио – работайте в эфире. Да просто публикуйте интересные посты в социальных сетях. Только в практике вы поймете, ваше ли это дело. К тому же вам обязательно понадобиться портфолио из ваших публикаций/видео/фото, а также дипломов и грамот журналистских конкурсов и фестивалей. Это все необходимо для творческого конкурса при поступлении. Лениво этим заниматься, не занимайтесь, но тогда и не мечтайте о журналистике. Уже есть парочка статей и дипломов в копилке, верной дорогой идете, товарищ.
Надеюсь, прочитав эту статью, вы задумаетесь, для вас ли эта профессия? Взвесите все плюсы и минусы этого выбора. Просто возьмите бумагу и расчертите таблицу из двух столбцов: + и -. Только отвечайте честно, ведь вы решаете свою судьбу. Как это сделала ваша сверстница в статье «Моя будущая профессия – журналист».
Еще попытайтесь разобраться в себе. Можно проверить свои ощущения на сайте «Мой ориентир», где есть вся информация по любой профессии, о тех качествах, которые для работы по ней необходимы и о том, где ее можно получить.
А вопрос «Идти ли в журналистику сегодня?» остается открытым для каждого из вас. На мой взгляд, это одна из лучших профессий на земле. Но это мое мнение. У вас, конечно, оно свое. Вы лучше знаете себя. Прислушайтесь к своим чувствам, услышьте, что вам скажет ваша логика и интуиция, проведите «ревизию» своих способностей и навыков, определитесь с учебными заведениями по специальности, которые планируете штурмовать после одиннадцатого класса.
И главное, представьте себя лет через пять-десять: вы работаете в редакции, телефон разрывается от звонков, потому что ваша статья/телерепортаж/радиоэфир вчера произвели сенсацию, до дедлайна сдачи материала осталось 15 минут, а вы никак не можете придумать заголовок, кофе на столе давно остыл. Представили картину? Не пугает? Тогда смело идите в журналистику.
Автор: Бобровницкая Виктория
Тест для начинающих журналистов, абитуриентов отделений журналистики и всех, кто хочет связать с журналистикой свое будущее. Как определить, подходит ли Вам эта творческая профессия? Однозначный диагноз поставить трудно, но во многом поможет разобраться этот тест. Тестирование творческих способностей важно, поскольку творческий подход — половина успеха в журналистике. Данный вопросник составлен на основе нескольких хорошо зарекомендовавших себя методик и предназначен для определения степени выраженности творческого компонента личности. И если его автор (Д. Холмс, 1976) делал акцент на получении результатов для отбора в определенные творческие вузы, то в нашей редакции он, как мне кажется, поможет лучше узнать творческий потенциал именно человека связанного со СМИ или мечтающего о журналистике как профессии. Если эту книгу будете читать не Вы один, то предварительно страницы теста лучше ксерокопировать. Отвечать нужно спонтанно, без долгих раздумий, и ни в коем случае не менять выбранные варианты. Конечно же, нельзя сразу заглядывать в ответы, даже для предварительного ознакомления – иначе теряется весь смысл тестирования. Далее. Слева от номера каждого вопроса или утверждения поставьте букву, значение которой точнее всего отражает степень Вашего согласия с данным утверждением. Буквы означают. А – согласен целиком. 1.Творческие способности к журналистике у меня выше, чем у большинства обычных людей, и я их с успехом реализую. 2.Я больше, чем другие люди, забочусь о впечатлении, которое я произвожу на окружающих. 3. Я проявляю большую независимость в суждениях и меньший конформизм мышления, чем большинство людей. 4.Когда мне приходится собирать материал для проблемного выступления в СМИ или готовить его к печати, эфиру, я очень осторожен и работаю более медленно, чем мои коллеги. 5.Я рискую чаще, чем многие люди. Даже тогда, когда нет гарантии выигрыша. 6. Я более осторожен в отношении случайностей, чем большинство людей. 8. Меня больше, чем других, занимает мысль – что люди думают обо мне. 9.Я чаще всего даю более нестандартное описание, рассказ о событиях, на которых побывал вместе с коллегами из других СМИ. 10.У меня, по-видимому, более слабое, чем у большинства людей, чувство своей индивидуальности и удовлетворенности собой. 11.Я больше, чем другие, чувствую себя одиноким, подчиненным данному свыше жизненному призванию, и это чувство отдаляет меня от обычных забот обычного человека. 13. У меня больше авторитарных замашек, чем у многих других. 14. Когда я пишу материал, готовлю передачу, я работаю медленнее коллег лишь потому, что пытаюсь синтезировать всю собранную мной информацию. 15.Я считаю себя более ответственным, искренним, надежным, заслуживающим доверия, здравомыслящим, терпимым и понимающим, чем большинство людей. 16. В моем понимании, я более способен, чем другие люди, гибко реагировать, рассуждать, менять один аргумент на другой. 17. У меня больше признаков психического здоровья, чем у большинства людей. 18.Я менее других людей способен стоять на своем, когда мне приходится не соглашаться с другими. 19. Я более субъективен, чем большинство людей. 20. Я более творческий человек, чем большинство моих коллег, и мешают мне полностью реализовать огромный потенциал чаще всего препятствия, которые сам я устранить не в силах. 21. Я чаще других людей стараюсь избегать ситуаций, в которых чувствовал бы в чем-то свою неполноценность. 22.Я более свободен, чем другие люди, и меньше поддаюсь жесткому контролю. 23. Я без колебаний, ни на что не смотря, берусь за материалы, передачи, в которых могу выразить свои взгляды, точку зрения, соответствующие моим убеждениям. 24. Чаще других людей я, в силу особенностей журналистской профессии, основываю свои суждения и выводы, опираясь на характер источника информации, нежели на саму информацию. 25. Я как человек творческий в большей степени, чем другие люди, не приемлю внешнего давления. 26. Я более самостоятелен в экономическом отношении, чем большинство людей. 27. Я лучше информирован, чем большинство людей с такими же умственными способностями и с таким же уровнем образования. 28.По сравнению с большинством людей, я более склонен менять свои интересы ради сохранения места работы, нежели менять работу ради отстаивания своих интересов. 29. У меня меньше жизненной силы и энтузиазма, чем у большинства других людей. 30.Больше многих других людей меня привлекают сложные проблемы и ситуации, нежели простые и понятные. 31. Меня интересует более широкий круг вопросов, чем тот, что характеризует моих коллег. 32.Я менее властен и агрессивен, чем большинство людей. 33. Я менее свободен от скованности и запретов, чем многие люди. 34. Вероятно, я в большей степени, чем большинство людей, склонен рассматривать авторитет как абсолют, а не как традицию. 35. Я в большей степени, чем коллеги, предпочитаю нормативные ситуации тем, которые требуют какого-то решения. 36. У меня больше энергии, чем у большинства других людей. 37. Мне присуща большая гибкость мышления, чем коллегам. 38. Больше других людей я стараюсь придерживаться «реалистичного», предсказуемого стиля поведения. 39. Мои интересы более ограничены, чем у большинства людей. 40. По сравнению со многими, меня больше интересуют межличностные отношения, я не боюсь общения с кем бы то ни было, и я менее скован. 41.По сравнению с большинством людей, я также в большей степени доволен собой, чувствую себя более удовлетворенным. 42.Я не столь самоуверен, как большинство коллег-журналистов. 43. Больше других людей я, в силу специфики своей профессии, стремлюсь к результату. И у меня часто просто нет возможности досконально изучить вопрос, собрать максимум информации по нему, прежде чем писать статью, готовить передачу. 44. Я чаще других способен удивить собеседника тем, что говорю. 45. Во взаимоотношениях с подчиненными, в отличие от многих руководителей, у меня существует или существовал бы такой принцип: подчиненные должны быть мне безоговорочно верны. 46. Мой личностный склад сложнее, чем у большинства людей. 47. Когда я вслух обсуждаю проблему, я могу более гибко, чем большинство людей, менять подход к ней. 48. Я не таков, как большинство людей. 49. Я хуже, чем многие другие люди, воспринимаю свои внутренние импульсы. 50. Когда возникает необходимость в этом, я способен выдвигать больше идей и делаю это быстрей, чем большинство коллег-журналистов. 51. В большей степени, чем другие люди, я могу проявить в отношении своих руководителей такие качества, как беспрекословное подчинение, преданность и уважение, граничащее с восхищением. 52. Я более, чем коллеги, восприимчив к эстетической стороне мира. 53. Больше, чем представители других профессий, я ценю свой социальный статус, положение, неплохую зарплату, а не сам «интерес к работе». 54.Я более скрытный, чем большинство людей. 55. Я иначе, чем большинство других людей, реагирую на сложности – скорее как на вызов, чем на то, чего следует избегать. 56. Вероятно, я, в отличие от многих других людей, вижу свое будущее в основном связанным со своей газетой (телерадиокомпанией), и меня очень волнует все происходящее здесь. 57. Я, прежде всего, в силу специфики и социального статуса профессии журналиста, более ответственно, чем большинство людей, работаю над каждым свои произведением. 58. Я делаю выводы быстрее и точнее, чем большинство людей. 59. По критериям научной психологии я, может быть, не очень хорошо приспосабливаюсь к обстоятельствам, но я хорошо приспособлен к жизни в том смысле, что я занимаюсь полезным для общества трудом и доволен своей работой. 60. Я более других способен к конструктивной критике. 61.Чувство интуиции и проницательность у меня развиты лучше, чем у большинства людей. 62. В трудных жизненных обстоятельствах я обычно обнаруживаю меньше свидетельств силы воли, характера, чем большинство людей. 63.По сравнению с коллегами, я в большей степени ориентирован на успех. 64.Я более динамичен, чем большинство людей. 65. Я, в отличие от некоторых своих коллег-журналистов, предпочитаю избегать готовить журналистские материалы на актуальные, но «скользкие» темы – а вдруг придет опровержение или на меня подадут в суд? 66. Многие темы моих журналистских выступлений настолько новы и оригинальны, что публикации (передачи) нередко вызывают легкую зависть у коллег. 67. Я ценю и, как мне кажется, понимаю юмор больше других людей. 68. Я меньше других способен пререкаться с начальством. 69. Я меньше других людей склонен поддерживать, а иногда и сам совершать «безрассудные» поступки. 70. У меня менее, чем у большинства людей, догматичный взгляд на жизнь, я хорошо понимаю, что все относительно. 71. Мне кажется, что у меня более острая, чем у других, потребность в разрешении трудных и сложных проблем. 72. Я терпимее, чем большинство других людей, отношусь к явному беспорядку. 73. Специфика моей профессии чаще, чем у большинства людей, предполагает работу в сложных и совершенно новых условиях. 74. Я более свободно выражаю «женские» интересы, чем большинство других мужчин (отвечают мужчины). 75. Я более свободно выражаю «мужские» интересы, чем большинство других женщин (отвечают женщины). Подсчет и оценка результатов. Все утверждения из вопросника делятся на две категории: сформулированные позитивно и сформулированные негативно, т.е. согласие с последними означает отрицание склонности к творчеству. Оценка утверждений из этих двух категорий проводится противоположным образом.
К позитивно сформулированным вопросам (утверждениям) относятся: 1. 3, 4, 7, 9, 11, 16, 17, 19, 22, 23, 25, 26, 27, 30, 31, 37, 44, 47, 48, 50, 52, 55, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 66, 67, 70, 71, 72, 73, 74, 75. Ответы на эти вопросы оцениваются следующим количеством баллов: А = +2, Б = +1, В = 0, Г = -1, Д = -2.
К негативно сформулированным вопросам (утверждениям) относятся: 2. 5, 6, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 21, 24, 28, 29, 32, 33, 34, 35, 36, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 46, 49, 51, 53, 54, 56, 58, 62, 65, 68, 69. Ответы на эти вопросы оцениваются следующий образом: А = -2, Б = -1, В = 0, Г = +1, Д = +2.
Ответы на вопросы 12 и 20 не оцениваются.
Подсчитайте общую сумму набранных баллов и соотнесите ее с приведенными ниже категориями: Ø Более 100 баллов – ярко выраженные творческие наклонности. Ø От 60 до 99 баллов – выраженные творческие наклонности. Ø От 0 до 60 баллов – средние способности к творчеству. Ø Менее 0 – слабая склонность к творчеству.
Еще раз повторим, что эти результаты, конечно же, весьма условны. Во-первых, в связи с тем, что данный тест в полном авторском варианте включает в себя более 200 вопросов, и итоги соотносятся с помощью компьютерной программы с результатами других тестов. Во-вторых, при его проведении необходимо достаточно строго соблюдать процедурные требования. В-третьих, полная версия в обязательном порядке предполагает включение в тест «вопросов-ловушек», с помощью которых контролируется степень искренности ответов. Но, думается, даже отраженные в тесте характеристики журналистской профессии помогли Вам, читатель, сориентироваться в том круге проблем и вопросов, которые принято относить к сфере влияния психологии журналистики в целом и психологии творческой деятельности личности в частности. По кн. В. Олешко «Журналистика как творчество» Практикующим журналистим будет полезен Тест «Творческий потенциал журналиста-практика» |
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. ТЕСТЫ
ТЕСТЫ
РАБОТА ЖУРНАЛИСТА: ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Тест 1. Есть ли у Вас склонность к творчеству?
Тест 2. Творческий потенциал журналиста-практика
Самый трудный вопрос для любого по-настоящему творческого человека – а обладаю ли я вообще потенциалом для того, чтобы успешно заниматься тем или иным видом деятельности? В предлагаемых тестах я постараюсь дать или, по крайней мере, обозначить направления основных методик прикладных исследований личности журналиста, менеджера массмедиа. Все предлагаемые автором тесты, ситуационные задачи апробированы в учебной работе со студентами факультетов журналистики многих университетов России, в частности Уральского, Санкт-Петербургского, Тюменского, Магнитогорского, ряда других. Применялись они и в ходе семинаров, проводимых Союзами журналистов областей Уральского Федерального округа.
И еще одно предваряющее замечание. Конечно, по многим причинам неверно было бы абсолютизировать результаты данных тестов: очень уж тонкая и до сих пор малоисследованная сфера – Природа творческих способностей индивида. Давайте сразу договоримся воспринимать эти результаты в большей степени как материал, иллюстрирующий те или иные положения, концепции, выдвигаемые автором. Надеюсь, он поможет вам, читатель, получить о себе как творческой личности какие-то начальные сведения, а также выявить и как-то систематизировать наблюдаемые в современной журналистской практике тенденции. Итак, я предлагаю выполнить задания первого теста.
в начало
ТЕСТ 1.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ?
Данный вопросник составлен на основе нескольких хорошо зарекомендовавших себя методик и предназначен для определения степени выраженности творческого компонента личности. И если его автор (Д. Холмс, 1976) делал акцент на получении результатов для отбора в определенные творческие вузы, то в нашей редакции он, как мне кажется, поможет лучше узнать творческий потенциал именно человека связанного со СМИ или мечтающего о журналистике как профессии.
Если эту книгу будете читать не Вы один, то предварительно страницы теста лучше ксерокопировать. Отвечать нужно спонтанно, без долгих раздумий, и ни в коем случае не менять выбранные варианты. Конечно же, нельзя сразу заглядывать в ответы, даже для предварительного ознакомления – иначе теряется весь смысл тестирования. Далее. Слева от номера каждого вопроса или утверждения поставьте букву, значение которой точнее всего отражает степень Вашего согласия с данным утверждением. Буквы означают.
А – согласен целиком.
Б – согласен.
В – затрудняюсь ответить определенно.
Г – не согласен.
Д – совершенно не согласен.
1. Творческие способности к журналистике у меня выше, чем у большинства обычных людей, и я их с успехом реализую.
2. Я больше, чем другие люди, забочусь о впечатлении, которое я произвожу на окружающих.
3. Я проявляю большую независимость в суждениях и меньший конформизм мышления, чем большинство людей.
4. Когда мне приходится собирать материал для проблемного выступления в СМИ или готовить его к печати, эфиру, я очень осторожен и работаю более медленно, чем мои коллеги.
5. Я рискую чаще, чем многие люди. Даже тогда, когда нет гарантии выигрыша.
6. Я более осторожен в отношении случайностей, чем большинство людей.
7. Я считаю себя более избирательным, изобретательным, решительным, независимым, бескорыстным, полным энтузиазма и более трудолюбивым, чем большинство людей.
8. Меня больше, чем других, занимает мысль – что люди думают обо мне.
9. Я чаще всего даю более нестандартное описание, рассказ о событиях, на которых побывал вместе с коллегами из других СМИ.
10. У меня, по-видимому, более слабое, чем у большинства людей, чувство своей индивидуальности и удовлетворенности собой.
11. Я больше, чем другие, чувствую себя одиноким, подчиненным данному свыше жизненному призванию, и это чувство отдаляет меня от обычных забот обычного человека.
12. Я талантливый журналист, поэтому, если кто меня и критикует за те или иные мои работы, то только из чувства зависти.
13. У меня больше авторитарных замашек, чем у многих других.
14. Когда я пишу материал, готовлю передачу, я работаю медленнее коллег лишь потому, что пытаюсь синтезировать всю собранную мной информацию.
15. Я считаю себя более ответственным, искренним, надежным, заслуживающим доверия, здравомыслящим, терпимым и понимающим, чем большинство людей.
16. В моем понимании, я более способен, чем другие люди, гибко реагировать, рассуждать, менять один аргумент на другой.
17. У меня больше признаков психического здоровья, чем у большинства людей.
18. Я менее других людей способен стоять на своем, когда мне приходится не соглашаться с другими.
19. Я более субъективен, чем большинство людей.
20. Я более творческий человек, чем большинство моих коллег, и мешают мне полностью реализовать огромный потенциал чаще всего препятствия, которые сам я устранить не в силах.
21. Я чаще других людей стараюсь избегать ситуаций, в которых чувствовал бы в чем-то свою неполноценность.
22. Я более свободен, чем другие люди, и меньше поддаюсь жесткому контролю.
23. Я без колебаний, ни на что не смотря, берусь за материалы, передачи, в которых могу выразить свои взгляды, точку зрения, соответствующие моим убеждениям.
24. Чаще других людей я, в силу особенностей журналистской профессии, основываю свои суждения и выводы, опираясь на характер источника информации, нежели на саму информацию.
25. Я как человек творческий в большей степени, чем другие люди, не приемлю внешнего давления.
26. Я более самостоятелен в экономическом отношении, чем большинство людей.
27. Я лучше информирован, чем большинство людей с такими же умственными способностями и с таким же уровнем образования.
28. По сравнению с большинством людей, я более склонен менять свои интересы ради сохранения места работы, нежели менять работу ради отстаивания своих интересов.
29. У меня меньше жизненной силы и энтузиазма, чем у большинства других людей.
30. Больше многих других людей меня привлекают сложные проблемы и ситуации, нежели простые и понятные.
31. Меня интересует более широкий круг вопросов, чем тот, что характеризует моих коллег.
32. Я менее властен и агрессивен, чем большинство людей.
33. Я менее свободен от скованности и запретов, чем многие люди.
34. Вероятно, я в большей степени, чем большинство людей, склонен рассматривать авторитет как абсолют, а не как традицию.
35. Я в большей степени, чем коллеги, предпочитаю нормативные ситуации тем, которые требуют какого-то решения.
36. У меня больше энергии, чем у большинства других людей.
37. Мне присуща большая гибкость мышления, чем коллегам.
38. Больше других людей я стараюсь придерживаться «реалистичного», предсказуемого стиля поведения.
39. Мои интересы более ограничены, чем у большинства людей.
40. По сравнению со многими, меня больше интересуют межличностные отношения, я не боюсь общения с кем бы то ни было, и я менее скован.
41. По сравнению с большинством людей, я также в большей степени доволен собой, чувствую себя более удовлетворенным.
42. Я не столь самоуверен, как большинство коллег-журналистов.
43. Больше других людей я, в силу специфики своей профессии, стремлюсь к результату. И у меня часто просто нет возможности досконально изучить вопрос, собрать максимум информации по нему, прежде чем писать статью, готовить передачу.
44. Я чаще других способен удивить собеседника тем, что говорю.
45. Во взаимоотношениях с подчиненными, в отличие от многих руководителей, у меня существует или существовал бы такой принцип: подчиненные должны быть мне безоговорочно верны.
46. Мой личностный склад сложнее, чем у большинства людей.
47. Когда я вслух обсуждаю проблему, я могу более гибко, чем большинство людей, менять подход к ней.
48. Я не таков, как большинство людей.
49. Я хуже, чем многие другие люди, воспринимаю свои внутренние импульсы.
50. Когда возникает необходимость в этом, я способен выдвигать больше идей и делаю это быстрей, чем большинство коллег-журналистов.
51. В большей степени, чем другие люди, я могу проявить в отношении своих руководителей такие качества, как беспрекословное подчинение, преданность и уважение, граничащее с восхищением.
52. Я более, чем коллеги, восприимчив к эстетической стороне мира.
53. Больше, чем представители других профессий, я ценю свой социальный статус, положение, неплохую зарплату, а не сам «интерес к работе».
54. Я более скрытный, чем большинство людей.
55. Я иначе, чем большинство других людей, реагирую на сложности – скорее как на вызов, чем на то, чего следует избегать.
56. Вероятно, я, в отличие от многих других людей, вижу свое будущее в основном связанным со своей газетой (телерадиокомпанией), и меня очень волнует все происходящее здесь.
57. Я, прежде всего, в силу специфики и социального статуса профессии журналиста, более ответственно, чем большинство людей, работаю над каждым свои произведением.
58. Я делаю выводы быстрее и точнее, чем большинство людей.
59. По критериям научной психологии я, может быть, не очень хорошо приспосабливаюсь к обстоятельствам, но я хорошо приспособлен к жизни в том смысле, что я занимаюсь полезным для общества трудом и доволен своей работой.
60. Я более других способен к конструктивной критике.
61. Чувство интуиции и проницательность у меня развиты лучше, чем у большинства людей.
62. В трудных жизненных обстоятельствах я обычно обнаруживаю меньше свидетельств силы воли, характера, чем большинство людей.
63. По сравнению с коллегами, я в большей степени ориентирован на успех.
64. Я более динамичен, чем большинство людей.
65. Я, в отличие от некоторых своих коллег-журналистов, предпочитаю избегать готовить журналистские материалы на актуальные, но «скользкие» темы – а вдруг придет опровержение или на меня подадут в суд?
66. Многие темы моих журналистских выступлений настолько новы и оригинальны, что публикации (передачи) нередко вызывают легкую зависть у коллег.
67. Я ценю и, как мне кажется, понимаю юмор больше других людей.
68. Я меньше других способен пререкаться с начальством.
69. Я меньше других людей склонен поддерживать, а иногда и сам совершать «безрассудные» поступки.
70. У меня менее, чем у большинства людей, догматичный взгляд на жизнь, я хорошо понимаю, что все относительно.
71. Мне кажется, что у меня более острая, чем у других, потребность в разрешении трудных и сложных проблем.
72. Я терпимее, чем большинство других людей, отношусь к явному беспорядку.
73. Специфика моей профессии чаще, чем у большинства людей, предполагает работу в сложных и совершенно новых условиях.
74. Я более свободно выражаю «женские» интересы, чем большинство других мужчин (отвечают мужчины).
75. Я более свободно выражаю «мужские» интересы, чем большинство других женщин (отвечают женщины).
Подсчет и оценка результатов.
Все утверждения из вопросника делятся на две категории: сформулированные позитивно и сформулированные негативно, т.е. согласие с последними означает отрицание склонности к творчеству. Оценка утверждений из этих двух категорий проводится противоположным образом.
К позитивно сформулированным вопросам (утверждениям) относятся:
1. 3, 4, 7, 9, 11, 16, 17, 19, 22, 23, 25, 26, 27, 30, 31, 37, 44, 47, 48, 50, 52, 55, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 66, 67, 70, 71, 72, 73, 74, 75. Ответы на эти вопросы оцениваются следующим количеством баллов:
А = +2, Б = +1, В = 0, Г = -1, Д = -2.
К негативно сформулированным вопросам (утверждениям) относятся:
2. 5, 6, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 21, 24, 28, 29, 32, 33, 34, 35, 36, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 46, 49, 51, 53, 54, 56, 58, 62, 65, 68, 69.
Ответы на эти вопросы оцениваются следующий образом:
А = -2, Б = -1, В = 0, Г = +1, Д = +2.
Ответы на вопросы 12 и 20 не оцениваются.
Подсчитайте общую сумму набранных баллов и соотнесите ее с приведенными ниже категориями:
Ø Более 100 баллов – ярко выраженные творческие наклонности.
Ø От 60 до 99 баллов – выраженные творческие наклонности.
Ø От 0 до 60 баллов – средние способности к творчеству.
Ø Менее 0 – слабая склонность к творчеству.
Еще раз повторим, что эти результаты, конечно же, весьма условны. Во-первых, в связи с тем, что данный тест в полном авторском варианте включает в себя более 200 вопросов, и итоги соотносятся с помощью компьютерной программы с результатами других тестов. Во-вторых, при его проведении необходимо достаточно строго соблюдать процедурные требования. В-третьих, полная версия в обязательном порядке предполагает включение в тест «вопросов-ловушек», с помощью которых контролируется степень искренности ответов.
Но, думается, даже отраженные в тесте характеристики журналистской профессии помогли Вам, читатель, сориентироваться в том круге проблем и вопросов, которые принято относить к сфере влияния психологии журналистики в целом и психологии творческой деятельности личности в частности.
в начало
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЖУРНАЛИСТА-ПРАКТИКА
(«Юнкор», «Ремесленник», «Творец»)
А вот еще один вариант авторской разработки теста, выясняющего коэффициент вашей творческости. Но в данном случае он адресован прежде всего тем, кто уже работает в средствах массовой информации. Кто-то из моих студентов очень метко назвал данный тест «Юнкор», «Ремесленник», «Творец», ибо после подсчета полученных баллов каждый читатель может (наверное, все же в шутку) узнать – на какой же ступеньке развития в профессии находится он.
Итак, возьмите ручку, листок бумаги и на каждый из 19 вопросов ищите среди трех предложенных подходящий для Вас ответ. Затем запишите ту букву, которой он обозначен: «а», «б», «в». И, чур, не подглядывать раньше времени в ответы.
1. Считаете ли Вы, что с помощью журналистики можно добиться изменений в той или иной сфере деятельности человека?
а) да; б) нет; в) да, но только кое в чем.
2. Вам самому по силам работать в журналистике «преобразующей»?
а) да, в большинстве случаев; б) нет; в) да, в некоторых случаях.
3. Верно ли, что некоторые из Ваших идей привели бы к совершенствованию, а в конечном итоге – к более эффективной деятельности того или иного средства массовой информации?
а) да; б) да, при благоприятных обстоятельствах; в) в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем станете в журналистике (или в какой-то другой смежной сфере общественной деятельности) играть столь важную роль, что сможете принципиально что-то изменить в окружающей Вас действительности?
а) да, наверняка; б) маловероятно; в) не исключено.
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, уверены ли Вы, что осуществите свое начинание?
а) да; б) часто сомневаюсь; в) нет.
6. Бывает ли у Вас иногда желание подготовить журналистский материал на тему, с которой практически не знакомы?
а) да, я авантюрист(ка) в журналистике; б) нет, считаю, что дилетантизм здесь недопустим; в) все зависит от обстоятельств и характера будущего материала.
7. Вы взялись за совершенно новую для Вас тему. Есть желание сразу подготовить неординарный, блестящий по исполнению материал?
а) да; б) думаю, это нереально; в) да, если тема увлечет меня, я готов(а) буквально горы свернуть.
8. Коллеги «подкинули» Вам оригинальнейшую тему. Однако, прежде чем появится публикация (сюжет в эфире). Вы должны изучить всевозможные аспекты данной темы, поверить будущую гармонию алгеброй расчета?
а) да; б) нет, в журналистской спешке это сделать практически невозможно; в) нет, мне будет достаточно простого удовлетворения авторского любопытства.
9. Представьте ситуацию. Публикация (или выход в эфир) все откладывается. Не пишется, не думается…. Или нет концепции выстраивания материала, не хватает фактов. Наконец, ясно осознаете – это Ваша творческая неудача. И тогда Вы…
а) какое-то время упорствуете, пытаетесь «довести» материал; б) сразу же бросаете эту затею – без этого дел невпроворот; в) используете свою индивидуальную методику, имеющуюся на этот случай (отложить материал, а потом к нему вернуться; посоветоваться с опытным коллегой, другом; и т.п.).
10. Вам кажется, что журналистика позволяет добиться:
а) жизненных перспектив в любой области человеческой деятельности; б) стабильности положения, материального достатка; в) творческой самореализации – возможности делать то, что тебе «по душе», что умеешь делать лучше других.
11. Путешествуя, или бывая в незнакомом городе в командировке, Вы обычно легко ориентируетесь?
а) да; б) нет, в незнакомом месте все кажется типичным; в) да, но только там, где местность или архитектура неординарны или чем-то явно выделяются.
12. Сразу же после интервью или беседы с человеком Вы и без блокнота или диктофона можете вспомнить суть, смысл разговора?
а) да, без труда; б) чаще всего это сделать трудно или даже невозможно; в) запоминаю я разговор избирательно – только самое «яркое» или то, что считаю в данный момент главным.
13. Улица для Вас – театр: чаще всего Вы непроизвольно запоминаете какие-то сценки, необычных «героев», можете что называется заглазеться на ту или иную мизансцену, на уличное происшествие?
а) да, и эта черта раздражает не только моих близких, но и меня самого; б) нет, чаще всего мне не до уличного «театра»; в) да, но происходит подобное восприятие улицы непроизвольно, задерживаюсь же лишь в исключительных случаях.
14. В свободное время Вы предпочитаете:
а) полное одиночество; б) шумную компанию, где можно отвлечься от дел; в) мне в общем-то безразлично, все зависит от того, как складываются обстоятельства.
15. Вы занимаетесь каким-либо делом. А примете решение прекратить это занятие, когда:
а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным; б) когда «заказчики» более-менее довольны; в) бывает нередко, что обстоятельства заставляют отложить то или иное дело, но обязательно возвращаетесь к нему.
16. У Вас неожиданно выдался совсем свободный вечер, Вы дома один:
а) есть возможность поразмышлять о каких-то абстрактных вещах; б) пытаетесь себе найти конкретное занятие или работу по дому; в) «допишу-ка я давно откладывавшийся материал (сценарий)».
17. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:
а) независимо оттого, где и с кем Вы находитесь; б) Вы можете делать это только наедине; в) только там, где не очень отвлекают.
18. В Вашем характере следующая черта:
а) не упорствовать, если аргументы оппонентов в споре убедительнее; б) оставаться при своем мнении, какие бы аргументы не выслушивали; в) измените свое мнение, только если сопротивление оппонентов окажется сильным.
19. Отвечая на вопросы, Вы:
а) конечно же, немного потрафляли своему творческому самолюбию; б) были стопроцентно честны перед собой; в) все это – игра, и Вы просто приняли правила игры.
Теперь подсчитайте количество баллов, учитывая, что ответ под буквой:
«а» оценивается 3 баллами;
«б» – 1;
«в» – 2 баллами.
51 и более: В вас заложен творческий потенциал, который предоставляет богатый выбор творческих возможностей, и открывают вам блестящие перспективы в журналистике. Хотя, наверное, вас уже и сейчас ценят коллеги и товарищи за нестандартное мышление и творческую мобильность.
26 – 50: У Вас вполне достаточный творческий потенциал и Вы обладаете профессиональными навыками по его реализации. Но есть и проблемы, которые мешают вам в процессе творчества, найти и искоренить их вам поможет анализ вопросов теста. Выявите по ним свои «изъяны».
25 и менее: Ваш творческий потенциал пока, увы, невелик. Может вам мешает набор комплексов, или вы недостаточно серьезно отнеслись к вопросам теста. Так или иначе, но вы только подступаете к настоящей творческой деятельности. А может вы просто случайный в журналистике человек? Если на вопрос 10 Вы дали ответ «б», а на 19 – «в», то стоит подумать о смене деятельности.
в начало
к содержанию << >> на следующую страницу
Статьи. Тесты на профессию и профили
ТЕСТЫ НА ПРОФЕССИЮ И ПРОФИЛИ
Какой тест на профессию пройти? Тесты на профориентацию для подростков и взрослых, тесты на профили образования, профориентационные тесты для выбора отдельных профессий
✔ Способности в областях знаний: тест оценивает пространственное мышление, грамотность, умение оперировать числами и другие компетенции, необходимые в разных предметах
✔ Темперамент: оцениваются такие индивидуальные особенности психики, как эмоциональность, энергичность, интро/экстраверсия
✔ Интересы: тест выявляет склонности в профессиональных областях, хобби, любимые школьные предметы
Например, профессия журналиста требует коммуникабельности, чтобы стать аналитиком, нужно быть терпеливым и внимательным, а чтобы стать предпринимателем, нужно не бояться рисковать. На основе статистического анализа тест предлагает варианты профессий, в которых человек мог бы преуспеть. По результатам тестирования можно понять, какие профессии максимально соответствуют особенностям личности человека. В этих профессиях ему, вероятнее всего, будет комфортно и интересно работать.
Как выбрать тест на профориентацию?
В этом разделе вы найдете статьи-навигаторы, которые помогут выбрать подходящий тест:
✔ Как подобрать подходящую профессию в соответствии с интересами?
✔ По какому профилю лучше продолжать обучение – естественнонаучный, финансово-экономический, спортивный и т.д.?
✔ Готов ли я сейчас выбирать будущую профессию?
✔ Что для меня легче освоить – гуманитарные или технические специальности?
✔ В какой роли в организации мне будет комфортно работать?
✔ Какие способности я могу проверить с помощью теста?
Научно обоснованные тесты дают объективную и актуальную картину профессиональных возможностей человека. Они регулярно обновляются и дополняются новыми профессиями. Результаты тестирования отражают не только современный рынок труда, но и учитывают тенденции будущего. Что делать после онлайн-теста на профессию?
Вы прошли первый этап, что происходит дальше? Чтобы получить полноценный результат в профориентации, необходимо пройти остальные ступени выбора профессии: консультацию с профориентологом, анализ рынка труда, выбор образовательной траектории, профессиональные пробы и др. На нашем сайте и в нашем Центре вы найдете все необходимое для эффективной профориентации.
Ниже представлены статьи по данной теме.