Самоконтроль — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Самоконтро́ль (англ. Self-control) — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Самоконтроль основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь. Самоконтроль тесно связан с понятием психической саморегуляции. Самоконтроль является важнейшим элементом в способности человека достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности — неспособности противостоять сиюминутным соблазнам.
Нейрофизиологические процессы, отвечающие за самоконтроль, сосредоточены во многих областях мозга, но наиболее важной для самоконтроля считается лобная доля головного мозга.[1] Повреждения лобной доли или её врождённые патологии ведут к нарушению самоконтроля; агрессивное и преступное поведение также часто связываются с патологией лобной доли.
По Канеману самоконтроль обеспечивается функционированием Системы 2 психики человека, которая обеспечивает выделение внимания, необходимого для сознательных умственных усилий, в том числе для выполнения сложных и эмоционально напряжённых рассуждений и действий.[2][значимость факта?]
В 1960-х Уолтер Мишель провёл среди детей тест, который назвал «зефирным тестом». В ходе теста четырёхлетним детям давали по куску зефира и просили их думать о том, какой он сладкий. Ребёнку предлагалось либо съесть кусок сразу, либо подождать 15 минут и тогда получить дополнительный кусок.
В течение следующих 40 лет Мишель наблюдал за жизненными успехами участников теста, проводил психологические тесты, сравнивал их учебные и карьерные достижения, личную жизнь, измерял индекс массы тела. В 2006 году, закончив исследования, Мишель заключил, что у поддавшихся искушению уровень стресса, зависимостей, эмоциональных и межличностных проблем был в среднем намного выше, чем у тех, кто не съел зефир сразу. На основании результатов эксперимента Мишель сделал вывод, что самоконтроль играет важнейшую роль в долгосрочном предсказании успехов и качества жизни человека.
- ↑ Brass M., Haggard P; Haggard. To do or not to do: the neural signature of self-control (англ.) // J. Neurosci. (англ.)русск. : journal. — 2007. — August (vol. 27, no. 34). — P. 9141—9145. — doi:10.1523/JNEUROSCI.0924-07.2007. — PMID 17715350.
- ↑ Канеман Д., Думай медленно… решай быстро. — М.: АСТ, 2013. — 625 с.
- ↑ Casey, B.J; Somerville, L. H.; Gotlib, I. H.; Ayduk, O.; Franklin, N. T.; Askren, M. K.; Jonides, J.; Berman, M. G.; Wilson, N. L.; Teslovich, T.; Glover, G.; Zayas, V.; Mischel, W.; Shoda, Y. Behavioral and neural correlates of delay of gratification 40 years later (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America : journal. — 2011. — 28 May (vol. 108, no. 36). — P. 14998—15003. — doi:10.1073/pnas.1108561108. — Bibcode: 2011PNAS..10814998C. — PMID 21876169.
САМОКОНТРОЛЬ — это… Что такое САМОКОНТРОЛЬ?
Это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний. Исследователи последних лет понятие С. применяют к ситуациям, в которых человек пытается изменить первоначальные мотивы своего поведения (контролируемое поведение), приводящего к конфликтным или нежелательным последствиям, при этом стремятся трансформировать те переменные, от которых функционально зависит это поведение. На действия такого индивида могут оказывать влияние изменения окружающей среды, биологические сдвиги, самопоощрение и самонаказание и др., причем таким образом, что изменяется вероятность появления контролируемого поведения. С. определяется как специфическое поведение индивида в конфликтной ситуации, влияющее на те события или действия, которые приводят к конфликту. Но понятие С. не может быть наполнено одним поведенческим содержанием. Необходимо также знание из предыдущей жизни индивида об имеющихся у него возможностях выбора в данной ситуации. Пациентов надо обучать ряду приемов, которые помогают изменить окружение или собственное поведение в различных конфликтных ситуациях.
1) индивид должен взять ответственность по изменению ситуации, поскольку перемена может привести к явно положительным для него последствиям, при этом ее достижение через контролируемое поведение рассматривается как желаемая и оправданная цель;
2) он должен следить за своим поведением и владеть им в конфликтных ситуациях;
3) он должен соотносить свое поведение на данный момент с определенным критерием, который выступает как цель изменения поведения;
4) индивид должен оценивать успех или неудачу в достижении этого критерия с помощью самопоощрения или самокритики.
Варианты базовой поведенческой модели С. различаются в основном ролью, которая отводится познавательным факторам, действующим опосредованно по отношению к факторам внешним. Некоторые авторы подчеркивают важное значение процессов познавательного плана (логических), таких как внимание, предвидение различных последствий поведения, решение проблем или разработка планов и стратегий. Другие же решающим считают последовательность вновь усвоенных оперативных образов поведения. При сугубо поведенческом подходе обе концепции отвергаются с аргументацией, что всякое поведение можно свести к контролю переменных окружающей среды. Последние исследования подчеркивают сложность концепции С. и предлагают изучать влияние на его эффективность следующих факторов: готовность человека к столкновению с различными контролируемыми образами поведения; масштабы поддержки социального окружения для обеспечения самоконтролируемого поведения; мотивация достижения поставленной цели; значение контролируемого поведения и достижение способности к самоуправлению для повышения самооценки; взаимоотношения и взаимовлияние факторов окружающей среды и биологических факторов.
Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.
Самоконтроль | Блог 4brain
Согласно Википедии, самоконтроль — это способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение. Он основывается на воле — высшей психической функции, определяющей способность человека принимать осознанные решения и претворять их в жизнь.
Самоконтроль поддается тренировке и улучшению, как и многие психические процессы. Для этого нужны конкретные методы и стратегии, которые помогут устоять перед искушением либо избежать его. Да, это два принципиально разных способа. Первый считается хардкорным, эффективным и невероятно трудным для реализации. Второй же многими воспринимается как слабость, ведь как можно тренировать силу воли и самоконтроль, если попросту избегать соблазнов? Но именно оба метода в связке и работают идеально.
Самоконтроль: преимущества
Увеличивает эффективность принятия решений
Когда мы противостоим искушению, то решение становится легче принять, потому что в состоянии осознанности мозг работает лучше. Также мы учимся планировать свои действия, чтобы не потакать вредным привычкам. А значит, принимаем правильные, взвешенные решения.
Увеличивает шансы на успех в любом деле
Люди, которые обладают высоким уровнем самоконтроля, умеют достигать долгосрочных целей. А именно это позволяет достигать успеха в любом деле.
Помогает прекратить импульсивное поведение, в частности переедать и выпивать
Самоконтроль включает осознанность, поэтому вы не будете автоматически тянуться за сигаретой, бокалом вина или гамбургером. Это также позволит удерживать себя от импульсивных покупок, а также выходить из себя при малейшем раздражителе.
Улучшает концентрацию
Если вы обладаете самоконтролем, то в первую очередь умеете контролировать мысли в своей голове. Это позволяет войти в рабочее состояние, избавиться от негативизма и сфокусироваться на нужной задаче.
Избавляет от вредных привычек
Чтобы избавиться от вредной привычки, помимо самых разных ухищрений необходимо развивать самоконтроль. Это позволит в критические моменты переключить внимание, устоять перед соблазном и напомнить себе о том, зачем вы все затеяли.
Как развить самоконтроль
Существует большое количество эффективных стратегий, которые повысят самоконтроль и у взрослого и у ребенка. Они подойдут как в спорте, так и в бизнесе. Давайте рассмотрим лучшие из них.
Признавайте, что истощены
Исследования показывают, что самоконтроль является ограниченным ресурсом. Чем чаще вы его проявляете, тем сильнее это сказывается на физиологическом уровне: уровень глюкозы падает.
Грубо говоря, у вас всегда есть определенное количество самоконтроля в баке. Когда вы контролируете себя, то истощаете его и становитесь склонным к соблазну. Психологи называют это «эго-истощением».
Признавайтесь себе, когда уровень самоконтроля низкий. Это первый шаг, который нужно сделать.
Примите предварительное решение
Заранее подготовьтесь к соблазнительной ситуации. Не стоит думать, что вы справитесь с ней без предварительного решения:
- Возьмите определенное количество времени на обдумывание.
- Не заказывайте выпивку в баре, если не хотите вновь закурить.
- Купите полезную пищу домой и ходите в магазин только сытыми.
Обычно тяжело принять предварительное решение, потому что нам нравится оставлять варианты открытыми.
Боритесь с бессознательным
Одна из причин, почему мы поддаемся искушению, заключается в том, что бессознательное всегда готово подорвать наши лучшие намерения.
Исследователи обнаружили, что участники эксперимента легко поддавались соблазну, когда начинали вести себя на автопилоте, то есть неосознанно. Что можно с этим сделать? Бороться с триггерами, которые вызывают такое поведение. Триггером может быть все, что угодно:
- Слова, фразы, мысли.
- Негативные и позитивные эмоции.
- Конкретные люди.
- Конкретные ситуации.
Если вы начнете избегать этих триггеров, то завершите цикл своего негативного поведения.
Используйте ментальные картинки
Данная стратегия применяется в том случае, когда соблазн находится рядом и его нельзя устранить физически. Поэтому нужно выпроваживать его из своей психики. И один из лучших способов заключается в создании ментальных картинок.
Сделайте соблазн неприятным при помощи неприятных образов. Если хотите бросить курить, то представьте, как кто-то страдает от рака или вынужден лечить зубы. Если пытаетесь сесть на диету, представляйте себя в ужасной форме и с отвратительным самочувствием.
Этот метод работает превосходно, но далеко не сразу. Его нужно тренировать. В принципе, одного его вам может хватить на 95% всех возможных ситуаций.
Определите более глубокую потребность, скрытую за искушением
Почти всегда, обдумав свои привычки и поведение, можно выяснить, что за каждым порочным желанием стоит глубокая потребность. Мы курим, переедаем или играем в азартные игры не для того, чтобы получать удовольствие от ядов, химикатов и выигранных денег. За всем этим скрываются совершенно иные причины.
Есть такое понятие как эмоциональное переедание — использование пищи для успокоения. Кроме того, гормон стресса, кортизол, вызывает тягу к соленому, сладкому, а также к еде, содержащей большое количество жира. Все это дает взрыв энергии и удовольствия. Но даже не это глубинная потребность, а просто причина.
Выясните, почему поддаетесь искушению так часто. Это может происходить, к примеру, из-за того, что вы не нашли свое призвание, не удовлетворены своей жизнью, находитесь в отношениях не с тем человеком или из-за низкой самооценки. Если вы не задумываетесь о таких вещах, то попросту «заедаете» проблему, причем с каждым разом она становится более объемной и в итоге может проявиться в виде панических атак, фобий, депрессии и прочих психических проблем.
Повысить свои шансы вы сможете, если также будете избегать искушения. Мы уже говорили, что идеальная комбинация состоит в том, чтобы бороться с искушением и избегать его. Попробуйте решить проблему, подходя к ней с разных сторон.
Награждайте себя
Это одна из волшебных пилюль, которую предлагают почти все книги о развитии силы воли и самоконтроля. Вы можете воспользоваться этим советом, но с осторожностью: в одиночестве он работает очень плохо, так как приводит к стрессу. То есть вы можете устоять перед искушением, обещая себе что-то более полезное и приятное, но до тех пор будете ощущать себя несчастным человеком.
Считается, что люди, обладающие высоким уровнем самоконтроля, лишаются многих благ и вынуждены быть несчастным ради достижения долгосрочных целей. Но это не так. Они наслаждаются этим состоянием. И именно поэтому награда в одиночку не работает: она заставляет чувствовать, что вы приносите жертву.
Научитесь получать удовольствие от самоограничения. Осознайте, что повышаете уровень самоконтроля. Это и будет лучшей наградой.
Планируйте свои неудачи заранее
При развитии навыка или работе над задачей неудачи неизбежны. И если психологически к этому не готовиться, то можно получить серьезный удар по самолюбию, что неизбежно приведет к потере самоконтроля.
Создайте план по восстановлению. Что вы будете делать, если закурите или съедите нездоровую пищу? План должен быть конкретным и простым. Это может быть наказание, ведь без него может возникнуть чувство вины, что только усугубит ситуацию.
Отвлекайте себя
Знаменитый тест с зефиром от известного психолога Уолтера Мишела показывает, что дети, обладающие самоконтролем, умеют отвлекаться от искушения. Они прикрывали глаза руками или поворачивались так, чтобы не видеть лакомство, колотили по столу, теребили волосы или игрались с зефиром.
Возможно, такие методы вам покажутся странными. Но ничто не мешает придумать что-нибудь свое: переключать внимание, слушать музыку, думать о чем-нибудь отвлеченном, поговорить с другом, посмотреть фильм, выпить воды. Погрузитесь в то, что позволит отвлечься от искушения.
Сделайте несколько глубоких вдохов
Когда вы пытаетесь устоять перед искушением, это вызывает небольшой стресс, так как ум бросает вызов эмоциям. Префронтальная кора — это часть мозга, которая участвует в принятии решений и поведении. При стрессе она «дает сбой». Несколько глубоких вдохов помогут исправить ситуацию и успокоить организм. Вы вспомните, какие важные и полезные цели стоят, после чего возьмете себя в руки.
Используйте аффирмации
Это могущественный инструмент, который отлично работает при длительной практике. Когда вам трудно контролировать желание делать то, что не нужно делать, поощряйте себя придерживаться плана. Исследования показывают, что аффирмации улучшают самоконтроль и способствуют более высокому уровню умственного анализа.
В следующий раз, когда вам будет трудно контролировать свое желание курить, вместо того, чтобы сказать себе: «Я не могу сопротивляться», подумайте: «Я не хочу курить» или «Я хочу быть здоровым человеком».
Когда вы говорите «Я не могу», то отправляете сообщение своему мозгу, что заставляете себя делать то, чего не хотите. И он радостно потакает этому желанию. Говоря «Я не хочу этого делать», вы напоминаете себе, что не собираетесь принимать участие в этой дурной привычке.
Отложите соблазн на потом
Это еще одна уловка, которую лучше всего использовать в комбинации с другим советом. Когда в следующий раз возникнет непреодолимое желание посмотреть видео на YouTube вместо работы, скажите себе: «Не сейчас. Отложу просмотр на потом».
Лучше всего работает фраза: «Я поработаю еще полчаса, а потом займусь тем, что мне нравится». Если через 30 минут соблазн возникнет снова, можно провернуть этот трюк еще раз. Но, скорее всего, этого не понадобится, потому что оставаться занятым текущей деятельностью для мозга проще, чем переключаться на что-то другое.
Измените окружающую среду
Выясните, в каких местах негативная привычка получает самые сильные триггеры. Изменение окружающей среды поможет противостоять соблазну.
Если хотите бросить пить, то, возможно, придется прекратить смотреть футбол, чтобы не посещать бар вместе с друзьями. Избегайте соблазна как можно дольше при помощи самых разных ухищрений.
Медитируйте
Медитация помогает контролировать свои мысли и чувства, а также повышает эмоциональный интеллект. Что в свою очередь улучшает внимание, управление стрессом и самосознание.
Исследования на этот счет проводились разные, но если сделать из них один вывод, то он будет таким: восемь недель ежедневной медитации значительно увеличивают самоконтроль. Осознанность позволяет сосредоточиться на дыхании, чувствах и ощущениях, что повышает способность мозга противостоять деструктивным мыслям.
Вы наверняка это видели сами: люди, регулярно практикующие медитацию, кажутся спокойными и способными контролировать свое поведение.
Высыпайтесь
Мы уже говорили о том, что самоконтроль и сила воли являются ограниченными ресурсами. Если плохо спать, то их будет еще меньше, чем обычно.
К тому же, если вы мало спите, то не в состоянии принимать взвешенные решения, что обязательно приведет к тому, что в сложный момент сдадитесь, не найдя нужных слов для того, чтобы взять себя в руки.
Хороший ночной (а также дневной) сон может полностью восстановить ваши резервуары. Выясните, сколько вам нужно сна и никогда не жертвуйте им ради сиюминутных радостей.
Четко определите, что будете контролировать
Размытая цель — худший враг самоконтроля. Если вы ставите ее как «Не хочу больше опаздывать» или «Не хочу отвлекаться», то это не приведет ни к чему хорошему.
Вместо этого проанализируйте свой привычный распорядок дня, а также окружающую среду. Конкретная цель поможет улучшить самоконтроль. Например: «В течение часа я не буду брать в руки телефон и проверять социальные сети».
Записывайте все свои импульсивные мысли
Несмотря на свое расположение в конце списка, это одна из лучших стратегий. Вы должны записывать все свои импульсивные мысли, которые мешают придерживаться плана. В этом есть три плюса:
- Вы научитесь работать с негативными мыслями.
- Вы станете обращать на них сознательное внимание.
- Вы увидите, какие смехотворные оправдания себе придумываете.
Особенно важно третье: человек проявляет удивительные творческие способности, когда хочет поесть вредной пищи («Заслужил!») или закурить («У меня стресс!»). Ведь нужно жить в пещере, чтобы не понимать, что сигарета как раз и вызывает стресс, а не снимает его. А также иметь странную логику, считая, что можно заслужить право разрушать свой организм. Оправдания — это то, на что вы должны обращать особое внимание.
Записывайте все подобные мысли, особенно когда хотите сдаться.
Смотрите на общую картину
Практичные люди всегда смотрят на общую картину, ведь это помогает достигать долгосрочных целей. При работе над сложным проектом может возникнуть соблазн отдохнуть недельку. Но если вы посмотрите на все глобально, то поймете, что этот поступок лишь отдалит вас от финала и в итоге сделает несчастнее.
Книги
- «Стрессоустойчивость» Шэрон Мельник
- «Психология эмоций: чувства под контролем» Дэн Дубравин
- «Сила воли. Как развить и укрепить» Келли Макгонигал
- «Развитие силы воли» Уолтер Мишел
- «На пределе. Неделя без жалости к себе» Эрик Бертран Ларссен
- «Психология достижений» Хайди Грант Хэлворсон
- «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности» Брайан Трейси
- «Не откладывай на завтра. Краткий гид по борьбе с прокрастинацией» Тимоти Пичил
- «18 минут. Как повысить концентрацию, перестать отвлекаться и сделать действительно важные дела» Питер Брегман
- «Будь лучшей версией себя» Дэн Вальдшмидт
Порой, чтобы развить самоконтроль, нужно постоянно о нем думать. То, что преобладает в мыслях, становится чем-то ощутимым и мы начинаем быть осознанными. Поэтому не только думайте об этом навыке, но и получайте множество информации: читайте блоги, книги, смотрите видео на эту тему.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
что это такое и 7 способов его развить
Любые процессы или действия нуждаются в контроле, иначе они могут увести человека в неправильном направлении. Дисциплинировать других всегда несложно. Еще легче, когда контролируют тебя. Но что делать, если функция контроля ложится на свои плечи? Что такое самоконтроль и насколько сложно овладеть данной техникой? Можно ли научиться этому самостоятельно? В чем важность самоконтроля? Какие приемы эффективны? Помогает ли дневник самоконтроля? Как его правильно заполнять? Постараемся стать дисциплинированными вместе.
Содержание [показать]
- Что такое самоконтроль?
- Как его развить?
Что такое самоконтроль?
Самоконтроль — это умение брать под контроль свои мысли, эмоции, поведение, применяя для этого необходимые волевые усилия. Этот навык обеспечивает конкурентоспособность человека, повышает его шансы на успех в выбранном деле. Все, чем бы ни занимались люди, требует от них сосредоточенности и последовательности действий.
По мнению лауреата Нобелевской премии, израильско-американского психолога Даниеля Канимана – самоконтроль обеспечивает протекание эмоционально напряженных рассуждений или выполнение сложных действий.
К слову, не стоит путать самоконтроль и вытеснение эмоций. Ведь контроль своих мыслей или эмоций не означает их подавление. Вытеснение – это желание просто скрыть то, что происходит на душе, без понимания причин и возможных последствий.
Пройти тест на тип личности
Что влияет на самоконтроль?
Изучая самоконтроль, психология тесно связывает его с понятием саморегуляции человека. Возможность контролировать себя обусловлена физиологическими и психическими особенностями индивидуума. Первые закладываются генетически. Вторые развиваются в процессе воспитания и социализации.
Если брать во внимание биологическую сторону явления, то за функцию самоконтроля отвечает лобная доля головного мозга. При ее повреждениях наблюдаются проблемы в поведении человека. Со слабым развитием этого участка мозга связывают асоциальное поведение, включая чрезмерную агрессивность или криминализацию.
С точки зрения психологии, самоконтроль человека зависит от взаимодействия двух противоположных систем: импульсной и рефлекторной. Система импульсов подталкивает нас к немедленному реагированию на изменения окружающей среды, особенно те, которые сулят удовлетворение. Система рефлексов, наоборот, помогает предвидеть результаты поступков и корректировать их.
Например, если решившая сесть на диету полная девушка, при виде шоколадки, забудет обо всем и съест ее, то нею будут управлять импульсы. Если же она вспомнит, что после сладостей попа станет еще больше, значит, в ее мозгу сработает условный рефлекс: «одна шоколадка – плюс один размер одежды». Самоконтроль заключается в умении бороться с импульсивностью поведения, поддерживать эмоциональный баланс на надлежащем уровне.
Показателен в данном плане эксперимент американского психолога Уолтера Мишеля, названный «зефирным тестом». Ученый доказал тесную взаимосвязь между волевыми качествами личности и ее успешностью. В рамках исследования группе детей было предложено по кусочку зефира. Те, кто смог удержаться 15 минут, чтобы его не съесть, получили добавку. Если же ребенок поддавался соблазну и лакомился сладостью, то второй кусочек ему не доставался.
Записав результаты теста, Уолтер Мишель последующие 40 лет наблюдал за тем, как складывалась жизнь этих ребят. Как выяснилось, те дети, которые умели проявлять свои волевые качества, намного меньше подвергались стрессу, различного рода зависимостям, эмоциональным проблемам во взрослой жизни.
Значение самоконтроля в жизни человека переоценить сложно. Возникает резонный вопрос. Можно ли улучшить этот навык?
Пройти тест на характер человека
Как развить самоконтроля?
Подобно любому другому навыку, умение контролировать себя также поддается развитию. Чтобы улучшить самоконтроль можно воспользоваться несложными приемами:
- Анализировать последствия импульсивных поступков;
- Помнить о самомотивации;
- Пошагово планировать свои действия;
- Завести дневник самоконтроля;
- Не допускать эмоционального истощения;
- Приучить себя к дисциплине и режиму;
- Выработать пунктуальность.
Эти советы открывают новые вершины самоконтроля. Разберем их последовательно.
1. Анализ последствий.
Как в примере с полной девушкой, которая обнаружила связь между шоколадкой и лишними килограммами, каждый из нас может предвидеть результаты необдуманных действий. Если научиться выстраивать в голове цепочки закономерностей, то намного проще станет контролировать свои поступки.
2. Правильная мотивация.
Самоконтроль тесно связан с пониманием его необходимости. В случае заинтересованности человека, не нужны чрезмерные волевые усилия. Ведь то, что вызывает желание, не требует принуждения. Допустим, кто-то решил начать изучение английского языка. Без должной мотивации ему это неинтересно. А если он найдет вариант хорошего трудоустройства с высокой заработной платой? В таком случае, процесс обучения уже не будет настолько скучным.
3. План действий.
Контролировать действия намного проще, если они структурированы. Без конкретных целей и поэтапного планирования невозможно понять эффективность работы. Самоконтроль тоже нуждается во временных рамках, которые ограничивают определенные этапы. Иначе можно до самой пенсии бросать курить, записываться в спортзал или сдавать на водительские права.
4. Дневник самоконтроля.
Довольно хитрый прием, помогающий тщательно отслеживать свой прогресс. Чаще всего дневник самоконтроля демонстрируют на примере занятий спортом. Используют обычную тетрадь, в которой делают разметку по датам и показателям самоконтроля. Далее методично регистрируют два типа данных: объективные (пульс, вес, нагрузки) и субъективные (аппетит, сон, самочувствие и т.д.). Со временем получается график, который показывает изменение показателей, эффективность работы.
5. Забота об эмоциональном здоровье.
Самоконтроль не должен превращаться в издевательство над самим собой. Время от времени, стоит делать «разгрузочные дни», иначе может появиться депрессия и хроническая усталость. Тут уместно вспомнить поговорку о не совсем умном человеке, который во время молитвы себе лоб разбил. Чтобы не повторить его «подвиг», желательно время от времени отдыхать.
6. Дисциплина и режим.
Дисциплинированность еще никому не навредила. Четкий распорядок дня, аккуратное рабочее место, понятные записи в блокноте только помогают в самоконтроле. Несобранность забирает слишком много времени и энергии, которые лучше перераспределить в более конструктивное русло. Приучив себя к дисциплине, человек начинает выполнять многие дела автоматически, тем самым освобождая голову для более важных размышлений.
7. Пунктуальность.
Пунктуальность – привилегия королей. Самоконтроль не возможен без уважения своего и чужого времени. Опоздания, если они становятся методичными, портят мнение окружающих, при этом занижая самооценку непунктуального человека. Следует научиться ставить четкие временные сроки, стараться все сделать, пока они не истекли. Приучив себя к пунктуальности, станет намного проще контролировать выполнение запланированных заданий, не останавливаться на полпути.
Самоконтроль – важный компонент саморазвития человека. Этот навык необходим людям, которые ставят перед собой масштабные цели. Так или иначе, в любом виде деятельности наступают моменты, когда пропадает интерес и желание работать. Если научиться контролировать себя и настойчиво двигаться в выбранном направлении, то преграды исчезают, открывая человеку путь к успеху и благополучию.
Пройти тест на самооценку
Самоконтроль и контроль, развитие и дневник самоконтроля
Самоконтроль — это оценка и осознание субъектом собственных действий, состояний и психических процессов. Развитие самоконтроля и его появление определяется требованиями общества к поведению индивида.
Самоконтроль человека включает процессы, посредством которых индивид способен управлять поведением в противоречивых условиях социального окружения, а также собственных биологических механизмов, например, при навязчивых влечениях, зависимости от внешних влияний, подверженности импульсивным порывам. Различные источники дают разное толкование самоконтроля. Ниже перечислим некоторые из них.
Самоконтроль — это умение подчинять разуму собственные эмоции, которое является осознанием собственного несовершенства, а также стремлением действовать, как будто человек совершенен.
Самоконтроль — это проявление силы характера, которое помогает подавлять излишние эмоции, изживать комплексы и контролировать чувства.
Самоконтроль — это в каждый момент готовность действовать правильно и наиболее рационально, независимо от внутреннего состояния; это пренебрежение страхом, но не проявление бесстрашия, это быстрота работы разума, но не легкомыслие.
Самоконтроль человека является волевым качеством, которое необходимо каждому успешному индивиду, независимо, занимается ли он сельским хозяйством, или преподает в университете.
Самоконтроль личности дает следующие преимущества: управление своими эмоциями и действиями; свобода от внешних ограничений, ощущение спокойствия, основанное на уверенности в личных силах, разуме, способностях. Внутренний самоконтроль даёт уважение в виде самоуважения, а так же уважения окружающих. Самоконтроль позволяет управлять как собой, так и людьми. Самоконтроль личности даёт терпение, помогающее преодолевать внутренние недостатки, а также внешние препятствия.
Самоконтроль поведения
Физический самоконтроль очень важен в повседневной жизни, особенно в экстремальных ситуациях. Большая вероятность выйти достойно при форс-мажоре у людей, которые обладают способностью к самостоятельному контролированию. Отсутствие этого умения в поведении и эмоциях вредят личности, провоцируют на нерациональные действия, туманя ее рассудок. Умение держать на контроле слова и эмоции в самых сложных ситуациях, а также искать компромиссы — это необходимое проявление самоконтроля в поведении государственных деятелей и дипломатов.
Самоконтроль поведения в бытовых ситуациях проявляется в умении погасить ссору, не допустить эмоционального взрыва.
Зачастую занятия спортом связаны с ограничениями по питанию, и спортсмену приходится придерживаться диеты, особого режима дня. Спортсмен, живущий в соответствии со всеми этими требованиями, проявляет способность к самоконтролю.
Самоконтроль поведения проявляется также в умении ограничивать свои потребности в соответствии с финансовыми на данный момент возможностями.
Развитие самоконтроля
Формирование навыков самоконтролирования перво-наперво начинается с соблюдения режима. Личность, приучившая себя соблюдать строгий режим, развивает личную способность к самоконтролю.
Развитие самоконтроля начинается с семейного воспитания. Взрослые, подавая детям пример неконфликтности, сдержанности в общении, воспитывают в них самоконтроль и параллельно сами контролируют себя.
Как достичь самоконтроля? Развитие самоконтроля включает самосовершенствование, выработку в себе пунктуальности, строгого исполнения взятых на себя обязательств, а также данного обещания.
В формировании навыков самоконтролирования помогают психологические упражнения, различные тренинги и упражнения, позволяющие человеку сдерживать свои негативные эмоции и не властвовать их над разумом.
Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями
Самоконтролирование спортсмена включает регулярное наблюдение за личным состоянием своего здоровья, а также физического развития.
Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями не заменяет врачебного контроля, он только выступает дополнением к нему. Благодаря самоконтролю спортсмен оценивает эффективность занятий спортом, соблюдает режим тренировок, правила личной гигиены, закаливания и т.п.
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями помогает в анализе влияния физических нагрузок на весь организм, что позволяет правильно проводить и планировать тренировочное занятие.
Самоконтроль физического состояния включает общедоступные простые наблюдения, учитывает субъективные показатели (настроение, сон, аппетит, потливость, желание тренироваться), а также данные объективных исследований (массу тела, ЧСС — частоту сердечных сокращений, ЧД — частоту дыхания, становую и кистевую динамометрию).
Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями позволяет тренеру определить признаки перегрузок и откорректировать тренировочный процесс. Проведение самоконтроля предусматривает ведение дневника. Дневник дополняется характеристикой тренировочных нагрузок (килограммы, километры, продолжительность).
Дневник самоконтроля
Результаты самоконтроля советуют фиксировать в дневнике, чтобы потом анализировать совместно или самостоятельно с врачом или тренером. Для дневника достаточно небольшой тетради, в графах которой следует отмечать даты и показания самоконтроля.
Дневник включает две части. Одна из них – содержание, а также характер учебно-тренировочной работы (интенсивность, объем, пульсовой режим, продолжительность восстановления после нагрузки). В другой фиксируется величина нагрузки из предыдущей тренировки, а также сопровождающее ее самочувствие.
Ведение дневника необходимо всем стажерам, студентам, аспирантам, сотрудникам, преподавателям, занимающихся физическими упражнениями, однако особенно это важно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Дневник самоконтроля по физкультуре выполняет следующие функции:
- помогает лучше познать себя;
- приучает систематически следить за здоровьем;
- позволяет выявить степень усталости, как от физической тренировки, так и от умственной работы, что позволит своевременно предупредить переутомление, а также заболевание;
- дневник помогает определить необходимое количество времени для отдыха, а также восстановления физических и умственных сил;
- дневник определяет, какими методами и средствами достигается при восстановлении наибольшая эффективность.
Отражаемые в дневнике самонаблюдения данные обычно включают 15-20 показателей, но могут быть зафиксированы и как краткие, включая до 5-8 показателей.
Дневник самоконтроля спортсмена включает следующие показатели: ЧСС утром лежа за 15 с, разницу пульса, ЧСС утром стоя за 15 с, массу тела до тренировки, жалобы, массу тела после тренировки, самочувствие, сон, боли в мышцах, аппетит, желание тренироваться, проба Штанге (утром), потоотделение, ортостатическая проба (утром), кистевая динамометрия, настроение, функция желудочно-кишечного тракта, болевые ощущения, работоспособность, нарушение спортивного режима, спортивные результаты.
Характеристики показателей дневника:
— самочувствие отражает деятельность и состояние всего организма; настроение и самочувствие оцениваются как плохое, удовлетворительное, хорошее;
— работоспособность оценивается как пониженная, обычная, повышенная;
— сон говорит о восстановлении силы и работоспособности; к норме относят быстрое засыпание и крепкий сон; долгое засыпание, плохой сон, бессонница, частые просыпания, свидетельствуют о переутомлении и сильном утомлении;
— аппетит говорит о состоянии организма, перегрузках, недосыпаниях, недомоганиях, которые отражаются на аппетите; он бывает пониженным, нормальным, повышенным, иногда отсутствует и только хочется пить;
— у здоровых людей желание тренироваться отмечается при нарушениях в самочувствии здоровья или перетренированности желание в тренировках исчезает или снижается;
— частота сердечных сокращений (ЧСС) является важным объективным показателем в работе сердечно-сосудистой системы; пульс у тренированного человека в состоянии покоя значительно ниже, чем у нетренированного, его подсчитывают за 15 с, однако если отмечается нарушение ритма, то считают за одну минуту. У тренированного человека быстрее пульс восстанавливается и приходит к норме, утром у спортсмена он существенно слабее;
— потоотделение напрямую зависит от индивидуальностей, а также функционального состояния человека, вида физической нагрузки, климатических условий; на первых тренировках потливость выше, потоотделение уменьшается по мере тренированности; потоотделение отмечают как пониженное, умеренное, большое, обильное; потоотделение зависит от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня;
— боли способны появляться в некоторых мышечных группах, которые наиболее нагружены на тренировках, особенно после длительного перерыва, а также занимаясь на жестком грунте;
— необходимо обратить внимание на болевые ощущения в области сердца, а также на их характер; без внимания не оставляем головокружения, головные боли, боли в правом подреберье при беге, последние свидетельствуют о заболевании печени. Все случаи спортсмен описывает в дневнике самоконтроля и потом сообщает о них врачу.
О перетренированности спортсмена будет свидетельствовать повышенная потливость, нежелание тренироваться, боли в мышцах, бессонница. Если наблюдается потеря веса, то это может происходить по двум причинам: велика нагрузка или когда теряется белок. Белок теряется при горных тренировках, а также при недостаточном потреблении белков животного происхождения (творога, мяса, рыбы).
Дневник самоконтроля включает характеристику тренировок, а также время их проведения (вечер, утро), спортивные результаты. Женщины фиксируют в дневнике характер и периодичность месячных.
Тренер или спортивный врач объясняют, как правильно вести дневник, а также как оценивать показатели своего самочувствия и составляют индивидуальный план тренировочного процесса.
Результаты необходимо записывать в дневнике систематически, так создается возможность их анализировать самостоятельно или совместно спустя определенное время с тренером и врачом.
Контроль и самоконтроль
Контроль в широком понимании подразумевает проверку чего-либо. Контроль за учебной деятельностью предполагает обратную внешнюю связь и осуществляется педагогом. Он включает обратную внутреннюю связь, выступая в виде самоконтроля учащегося. Контроль является важной составной частью в процессе обучения или его звеном. Используемая система контроля в учебных заведениях, а именно оценивание, применялось издавна. Главным недостатком контроля считают ежедневный устный опрос, поскольку он является выборочным и случайным, что позволяет отдельным учащимся непостоянно работать. Педагог не может контролировать, что усвоено каждым учащимся. Большинство педагогов применяют оценивание для давления на учащихся, что напрягает обучающую обстановку. При таком оценивании учебно-познавательные мотивы отодвигаются на задний план, что искажает весь учебный процесс.
Внешний контроль, а также оценивание педагогом являются при проверке знаний учащихся единственными методами контролирования. По этой причине у учащихся не формируются привычки, а также самооценка и самоконтроль.
Перечисленные недостатки позволяют сделать вывод о важности совершенствования применяемой системы контроля, а также оценивания в учебе. Такие предложения выносят на обсуждение новаторы средней и высшей школы.
Учебная осмысленная деятельность должна включать три составных части:
- ориентировочно-мотивационную;
- операционально-исполнительную;
- рефлексивно-оценочную.
Эти части обязательно должны быть осознаны, а также реализованы. Задача педагога — обучить учеников такой учебной деятельности, при которой будут охвачены все составляющие части.
Система контроля и оценивания в учебном процессе включает:
- внешний контроль, а также оценка педагогом деятельности учащихся и ее результатов;
- самоконтроль и самооценка учащимися своей работы и своих результатов;
- контроль и оценка учебной деятельности, а также ее результатов экспертами-учащимися.
- сочетание самоконтроля и контроля, самооценки и оценки деятельности учащегося, а также ее результатов.
Оценка показывает результаты контроля. Оценка определяет степень соответствия результатов нормам. Способы оценивания получили названия: сопоставительный, нормативный, личностный.
Самоконтроль и самооценка
Самоконтроль выступает чертой личности, предполагающей умение контролировать себя, а также правильно свои действия оценивать. Самооценка, являясь отношением ребенка к личным возможностям, личностным качествам, результатам деятельности не заложена в нем, она только формируется и зависима от правильного воспитания, а также всей учебной деятельности. Задача учителя заключается в помощи и способствованию формирования правильной самооценки.
Самоконтроль и самооценка взаимосвязаны между собой. Формирование у детей различных приемов самоконтроля способствует воспитанию способности к самооценке. Это необходимо учитывать, организовывая деятельность с самых первых дней обучения в школе.
Ученики начальных классов зачастую не могут самостоятельно найти ошибки в своих работах и исправить их на основе сопоставления с образцом. Этому нужно учиться, начиная с первого класса. На уроках рекомендуют использовать взаимопроверку. Данный прием формирует не только умение контролировать свои действия, но и воспитывает такие качества, как правдивость, честность, дисциплинированность, коллективизм.
Беседы и наблюдения с детьми свидетельствуют о том, что взаимопроверка знаний активизирует деятельность, повышает интерес к знаниям. Начальная школа использует взаимную проверку на уроках математики и русского языка, но не очень часто.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Самоконтроль | Блог 4brain
Современный высокострессовый мир предъявляет особые требования к психологической устойчивости. Сейчас недостаточно быть умным и коммуникабельным. Очень важно уметь контролировать свои желания, чувства и эмоции. В первую очередь негативные, которые мешают достижению целей. Для этого необходим самоконтроль. В статье вы узнаете что это такое, в чем его важность, а также как развить этот навык.
Что такое самоконтроль?
Самоконтроль – это способность, которая позволяет нам контролировать наши эмоции, импульсивное поведение, помогает достигать целей и выполнять ежедневные рутинные задачи. Он необходим для успешной работы, учебы, социальных взаимоотношений.
Можно сказать, что самоконтроль – это в некотором роде термостат, функцией которого является поддержание баланса и стабильности, как внутренней, так и внешней. Когда он работает правильно, то помогает сдерживать импульсы и желания, которые уводят нас от выполнения важных задач. К примеру, если вы хотите хорошо сдать экзамены, вам необходимо оставаться дома и готовиться. Но в какой-то момент вам наверняка захочется пойти встретиться с друзьями. Или же босс очень сильно разозлил вас, но чтобы сохранить работу, вам необходимо сдержаться от резких слов. Именно для таких ситуаций и нужен самоконтроль – чтобы не поддаться импульсу и не натворить глупостей.
Почему это так важно?
Ученые установили, что люди с высоким уровнем самоконтроля часто оказываются более успешными в различных сферах жизни. Личности, у которых хорошо развит самоконтроль, имеют что-то вроде дополнительной силы воли, поскольку им требуется меньше усилий, чтобы приложить ее. Это связано с влиянием эмоций на процесс принятия решений, и, в общем, на наше поведение.
Особенностью психологии человека является стремление удовлетворить свое желание здесь и сейчас. Если нам это не удается, мы испытываем негативные эмоции, и, следовательно, стресс. Чем меньше самоконтроля, тем сильнее будет этот стресс и тем больше вреда он принесет здоровью, как ментальному, так и физическому.
Самоконтроль – это комплексный когнитивный процесс, который требует наличия других навыков, таких как умение определять свои эмоции, понимать и регулировать их, умение рефлексировать и критически относиться к своим действиям. Это позволяет контролировать свои решения и импульсы и менять поведение в тех или иных ситуациях.
Разница между самоконтролем и самоподавлением
Важно понимать что самоконтроль и самоподавление – это не одно и то же. Самоконтроль предполагает осведомленность о своих эмоциях, их понимание и основанное на этом управление ими. С другой стороны, когда мы говорим о самоподавлении, то имеем в виду стремление человека скрывать эмоции, не обращать на них внимания, ждать, когда они исчезнут сами, или же активно пытаться избавиться от них.
Вот пример, который поможет вам лучше понять эту разницу. Представьте, что вы чувствуете гнев, и у вас возникает желание крушить все, что попадется под руку. Но вы понимаете, что сейчас неподходящий момент и вам нужно быть сдержанным. В такой ситуации возможны два пути:
- Стратегия самоконтроля. Осознать то, что вы чувствуете, принять это и попытаться вызвать противоположную эмоцию, например, сосредоточившись на каком-нибудь приятном воспоминании или же попробовать переключить внимание на что-то другое, что поможет снизить интенсивность эмоции.
- Стратегия подавления. Сжать кулаки, не понимая, что с вами происходит, и мысленно крушить все вокруг, продолжая испытывать стресс и негативные эмоции. Или же не справиться с подавлением и перейти к реальным действиям.
Думаю, теперь разница между этими терминами очевидна, как и последствия каждого из подходов.
Если эмоция, такая как гнев, оказывается в ловушке внутри нас, и мы не сможем осознать и регулировать ее, то ярость захватывает наше мышление и поведение. Все это приводит к раздражительности, тревожности и значительно ухудшает продуктивность в достижении своих целей. И наоборот, если мы умеем контролировать негативные эмоции, то сможем изменить свое состояние.
Как повысить уровень самоконтроля
Развитие самоконтроля включает два этапа – умение идентифицировать и понимать свои эмоции, а также навык контролировать их – т.е. снижать интенсивность или замещать негативные эмоции позитивными. Давайте разберемся, как тренировать каждый из них.
Учимся идентифицировать свои эмоции
Итак, первым шагом к повышению уровня самоконтроля будет овладение навыком идентификации своих эмоций. И сначала необходимо отметить, что существуют два вида эмоций: первичные и вторичные.
- Первичные (или базовые) эмоции являются универсальными и большинство людей достаточно легко могут определить их. К ним относятся радость, страх, гнев, печаль, отвращение, удивление. Мы отлично знаем их физические проявления и хорошо понимаем, что они значат.
- Вторичные (или сложные) эмоции более сложны для распознавания, поскольку они, по сути, являются сочетанием нескольких базовых, и их проявления не настолько очевидны. Вам необходимо научиться раскладывать вторичные эмоции на первичные, чтобы определять их.
Чаще всего мы испытываем именно вторичные эмоции. Научившись распознавать их и анализировать, нам будет значительно проще контролировать их, постепенно разбираясь с каждой составляющей. К примеру, такая сложная эмоция как тревога возникает в результате сочетания страха и вины или стыда. Почувствовав тревогу, мы можем определить все те мысли, которые вызывают в нас страх, вину или стыд и работать с каждой из них по отдельности. Это значительно упрощает процесс и повышает уровень самоконтроля. Таким образом, вместо того чтобы поддаться негативной эмоции, мы сразу же включаем интеллектуальный процесс ее анализа – и только это уже значительно снижает ее влияние.
Следующие советы помогут вам научиться идентифицировать эмоции.
Изучите психологию эмоций
Умение различать эмоции требует определенной теоретической подготовки и длительной практики. Простого жизненного опыта здесь будет недостаточно – он несовершенен, мы слишком часто ошибаемся в своих выводах (может потому и чувствуем, что наш самоконтроль не такой уж и хороший?)
Вот список книг, из которых вы сможете узнать больше о психологии эмоций:
- Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»;
- Кэролл Э. Изард «Психология эмоций»;
- Евгений Ильин «Эмоции и чувства».
Умение распознавать эмоции – один из основных навыков профайлинга, которому посвящена отдельная обучающая программа 4brain. Если эта тема вам интересна и вы хотите получить глубокие знания по ней, а также сразу начать отрабатывать теорию на практике – этот курс будет вам полезен.
Заведите персональный дневник эмоций
Заведите себе бумажный или электронный блокнот, в котором вы будете вести свой дневник самоконтроля. Почувствовав ту или иную эмоцию, которую вам трудно контролировать, сразу же по горячим следам запишите то, что с вами происходит, по следующей схеме:
- Как называется эмоция которую вы чувствуете?
- Какие физические проявления она продуцирует?
- Какие мысли при этом возникают?
- Какие действия при этом можно предпринять?
Такой формат имеет несколько преимуществ. Он заставляет вас сразу же перейти к анализу. В дальнейшем вы сможете проконсультироваться с психологом, ничего не забыв. Научившись распознавать простые эмоции, со временем вы сможете перейти и к более сложным.
Учимся контролировать свои эмоции
Распознав, какая именно эмоция сейчас влияет на нас, мы можем перейти к следующему, ключевому шагу – контролю. Задача состоит в том, чтобы найти способы и активности, которые помогут снизить эмоциональный накал или же переключиться на другие эмоции. Каждому человеку подходит что-то свое – экспериментируйте и ищите.
Вот несколько советов, которые помогут с этим:
- Существует простой способ, который поможет нивелировать негативные импульсы, или по крайней мере снизить их интенсивность. Просто дистанцируйтесь от ситуации. К примеру, пойдите прогуляйтесь или просто на некоторое время покиньте это место, а потом вернитесь. Даже такая простая смена географических координат уже улучшит ваше состояние.
- Еще один универсальный метод – краткая физическая активность. Несколько приседаний, отжиманий или даже резиновый эспандер значительно снизят накал страстей.
- Наконец, визуализация приятных воспоминаний – простой и незаметный способ вызвать в себе позитивные эмоции. Как можно ярче, со всеми подробностями (звуками, красками, запахами и т.д.) представьте какой-либо положительный опыт и сосредоточьтесь на нем.
- Так же, как вы отслеживали свои эмоции, теперь можете наблюдать и за развитием самоконтроля – с помощью дневника. В совершенствовании любого навыка очень важно наличие обратной связи – и ведение дневника позволит дать вам ее, если вы не пользуетесь услугами психолога. На данном этапе вы можете объединить оба журнала в один с помощью следующей формы:
Такой метод позволит вам соединить оба этапа самоконтроля в один – теперь вы будете видеть всю картину целиком.
Резюме
Самоконтроль – это навык, который позволяет нам регулировать свои эмоции и желания, при этом не подавляя их. Чтобы научится самоконтролю, вам необходимо тренировать два навыка – умение идентифицировать и понимать эмоции и умение регулировать их. Изучите психологию эмоций, наблюдайте за собой, анализируйте свое поведение, чувства и мысли с помощью дневника – это даст вам обратную связь и более глубокое понимание своих действий. Экспериментируйте и ищите способы влияния на свои эмоции. Прогулка, физическая активность и визуализация помогает в этом практически всем людям.
По материалам сайта https://blog.cognifit.com
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Самоконтроль — это… Что такое Самоконтроль?
при занятиях физкультурой и спортом — регулярное наблюдение занимающегося физкультурой и спортом за состоянием своего здоровья, физического развития, а также за влиянием на организм физических нагрузок. Данные С. существенно дополняют сведения, получаемые при медосмотре (см. Врачебный контроль). Кроме того, С. имеет и воспитательное значение, приучая к сознательному отношению к занятиям, соблюдению правил личной гигиены, правильному распорядку дня, проведению закаливания. В процессе С. опираются на субъективные показатели — самочувствие, настроение, сон, аппетит, работоспособность и др., а также простейшие объективные — частота и ритм сердечных сокращений и дыхания, масса тела, мышечная сила и др. Можно использовать для С. и элементарные функциональные пробы, например ортостатическую и ортоклиностатическую, пробу с задержкой дыхания. Количество показателей для С. определяется состоянием здоровья занимающегося, уровнем его физической подготовленности и поставленными задачами. Например, для лиц пожилого возраста обязательным является контроль АД, которое измеряют не реже 1 раза в неделю. После занятий физическими упражнениями самочувствие должно быть бодрым, настроение, аппетит, работоспособность хорошими. Занимающийся не должен испытывать чувство разбитости, выраженного утомления. При отсутствии хорошего самочувствия (вялость, сонливость, раздражительность), наличии мышечных болей, нежелании заниматься следует временно (на 1—2 дня) прекратить занятия и возобновить их, постепенно увеличивая нагрузку, при ухудшении самочувствия (пульсирующая головная боль, тяжесть в затылке, мелькание мушек перед глазами, шум в ушах, тошнота и др.) необходимо прекратить занятия и обратиться к врачу,Оценка показателей самоконтроля и проведение функциональных проб. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. ЧСС в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки за х. Например, ЧСС в покое (до нагрузки) за 10 с равна 12 ударам, а после нагрузки за 10 с на первой минуте восстановления — 20 ударов. Составляется пропорция
12—100
(20—12)—х
и рассчитывается процент учащения пульса:
.Следовательно, ЧСС после нагрузки возросла примерно на 66,6%. Резкое (на 80—90%) учащение пульса на первой минуте после нагрузки свидетельствует о нагрузке, превышающей функциональные возможности занимающегося. Необходимо иметь в виду, что допустимой границей учащения ЧСС для лиц старших возрастных групп является 130—140 ударов в 1 мин, при правильно подобранной нагрузке ЧСС восстанавливается через 5—10 мин. Замедленное восстановление ЧСС свидетельствует о чрезмерной нагрузке или неудачно подобранном комплексе упражнений.
Наблюдения за ЧСС рекомендуется сочетать с проведением ортостатической и ортоклиностатической проб, характеризующих состояние сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем. Ортостатическая проба проводится следующим образом. Занимающийся лежит на кушетке в течение 5 мин, по истечении которых подсчитывает ЧСС за 15 с, затем встает и вновь подсчитывает ЧСС. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение ЧСС на 10—12 ударов в 1 мин. Учащение пульса до 18 ударов в 1 мин — удовлетворительная реакция, более 20 ударов в 1 мин — неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы. Оргоклиностатическая проба — определение ЧСС при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме отмечается урежение пульса на 4—6 ударов в 1 мин. Более выраженное замедление пульса указывает на повышенный тонус вегетативной нервной системы. Чем выше тренированность спортсмена, тем меньше разница ЧСС при ортоклиностатической пробе. Обе эти пробы рекомендуется проводить утром, непосредственно после пробуждения. Косвенной энергетической характеристикой деятельности сердца может быть так называемый коэффициент экономизации кровообращения, определяемый как произведение пульсового АД (разница между систолическим и диастолическим АД) и частоты сердечных сокращений. В норме этот показатель колеблется в довольно широких пределах (от 2000 до 6000), составляя в среднем около 2800. Для проведения пробы с задержкой дыхания (проба Штанге) необходимо сделать вдох, затем глубокий выдох и снова вдох, после чего задержать дыхание, зажав нос большим и указательным пальцами и зафиксировав по секундомеру время задержки дыхания. Оно должно составлять не менее 20—30 с (хорошо подготовленные спортсмены задерживают дыхание на 60—120 с). По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается, однако при переутомлении или перетренированности занимающегося возможность задержать дыхание резко снижается. Аналогичную пробу проводят с задержкой дыхания на выдохе (проба Генча). При этом задержка дыхания должна составлять 20—30 с (у хорошо тренированных спортсменов — 60—90 с). Важное значение при занятиях физическими упражнениями имеет реакция нервно-мышечной системы. В практике силу кисти рук измеряют ручным динамометром и затем вычисляют силовой индекс (показания динамометра делят на массу тела занимающегося и умножают на 100). В среднем этот индекс (относительная сила кисти) для мужчин составляет 70—75, для женщин — 50—60. При систематических занятиях физическими упражнениями сила кисти постепенно возрастает. Функциональное состояние нервно-мышечной системы можно исследовать с помощью теппинг-теста. Для этого определяют максимальную частоту движения кисти за фиксированный промежуток времени. Сидя за столом занимающийся по команде (с одновременным включением секундомера) с максимальной скоростью начинает наносить точки на лист писчей бумаги, разделенной на 6 квадратов. Движения выполняют в течение 1 мин, переходя (по команде) от квадрата к квадрату каждые 10 с. После 6-кратного повторения команды «стоп» работу прекращают и подсчитывают количество точек в каждом квадрате. Максимальная частота движений кистью за первые 10 с характеризует подвижность нервных процессов. У тренированных людей количество точек в первом квадрате не менее 70, постепенное (более 15—20 точек) уменьшение в каждом последующем квадрате указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата. Кроме того, можно проводить исследование статической устойчивости. Проба на устойчивость тела (поза Ромберга) заключается в том, что занимающийся принимает основную стойку: стопы сдвинуты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены, глаза закрыты. Определяют максимальное время устойчивости (не менее 30 с) и наличие тремора кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы (до 1 мин и более).Необходимо систематически проверять гибкость позвоночника. Занимающийся, стоя на возвышении (на скамейке, стуле), наклоняется вперед (ноги прямые!). Результат фиксируется: со знаком +, если пальцы рук опускаются ниже уровня стоп, и со знаком -, если пальцы рук не достигают основания скамейки или стула. Отрицательные результаты свидетельствуют о недостаточной гибкости позвоночника.
Определять принятые показатели следует всегда примерно в одинаковых условиях (лучше утром, после подъема), а также периодически до и после занятий. Свои наблюдения занимающиеся фиксируют в дневнике самоконтроля, в котором отражают и любое нарушение режима (например, употребление алкоголя), жалобы, перенесенные заболевания. С дневником самоконтроля периодически должен знакомиться врач врачебно-физкультурного диспансера (для спортсменов — спортивный врач и тренер). Анализируя показатели С., следует учитывать возраст и пол занимающегося, уровень его физической подготовленности.