Смысл жизни в литературе примеры: Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: смысл жизни (таблица) – Поиск смысла жизни — Проблемы в текстах на ЕГЭ по русскому языку

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: смысл жизни (таблица)

Из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку мы выделили самые актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся смысла жизни. К каждой из них мы подобрали интересные аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце статьи.

Смысл жизни

В помощи людям

  1. Проблема смысла жизни полностью раскрывается в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Именно в этом произведении главная героиня, не щадя себя, помогает людям. На протяжении всей своей жизни Матрёна всегда отдавала всё, что у неё было, и ничего не требовала взамен. Несмотря на то, что многие просто пользовались добротой героини, она радовалась каждому дню и была благодарна за свою жизнь. По мнению самого автора, именно Матрёна и есть самый настоящий праведник, на котором держится абсолютно всё.
  2. Наташа Ростова, героиня романа–эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», видит свой смысл жизни в семье и любви к людям. Начиная с самого детства, она души не чаяла в родителях, братьях и сестрах. Будучи замужней женщиной, Наташа отдавала всю свою любовь мужу, Пьеру Безухову, и детям. Также Ростова не забывала и о помощи незнакомым людям. Вспомним эпизод после Бородинского сражения, когда героиня бескорыстно помогает раненным солдатам и размещает их у себя дома. Наташа Ростова живет ради того, чтобы сеять вокруг себя доброту, любовь и ласку.

В материальных ценностях

  1. Фамусовское общество, известное по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», считало своим смыслом жизни лишь материальные ценности. Слава, чин, деньги, положение в обществе – всё это играет для них главную роль. И для достижения этого они не боятся лицемерить, совершать подлости, пакостничать и сплетничать. Например, Молчалин обманывает дочь своего начальника, изображая любовь, только бы добиться повышения и протекции. Лишь один Чацкий понимает, что это ложные ценности, но светское общество отказывается в это верить и просто не принимает его точку зрения.
    2. Пожалуй, рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан–Франциско» является самым настоящим примером, в котором смысл жизни героя – это материальные блага. Безымянный Господин всё время работал, чтобы обеспечить себе и своей семье счастливое существование. Именно существование, так как каждый их день был похож на предыдущий. Герой не видел смысла жизни в любви или семье, поэтому их единственный совместный отдых превращается в рутинное прозябание на палубе, когда даже поговорить не о чем. Не мудрено, ведь для героя самое главное – это деньги, но жена и дочь не могут о них беседовать. Именно на примере своего героя автор хочет показать, насколько ничтожен такой набор жизненных ценностей. Недаром все пассажиры, зациклившиеся на богатстве, плывут на судне под названием «Атлантида» — они обречены на гибель.

В служении Родине

  1. Для многих героев русской литературы смысл жизни заключается в служении Отчизне. Например, для Андрея Соколова
    из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»
    . Узнав о начале войны, он безоговорочно отправился на фронт. Да, ему было трудно – несколько ранений, плен, но Андрей ни разу не задумывался о том, чтобы предать свою Родину. Даже мысль об этом вызывала у него отвращение. Храбро вёл себя Соколов и в лагере. Вспомним эпизод, когда герой отказался пить вместе с немецким комендантом Мюллером. Как мы видим, смысл жизни для Андрея – это его отчизна и любовь к ней.
  2. Для Василия Тёркина, героя поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», Родина – это смысл жизни. Он — обычный солдат, который не боится отдать собственную жизнь ради победы над врагом. Тёркин — храбрый, ловкий, мужественный и сильный. Его не пугают трудности, так как с помощью своей смекалки он способен найти выход из любой ситуации. Герой достоин настоящего уважения. Василий Тёркин – это пример истинного патриота своей страны, который готов ради неё на всё.

В любви

  1. Главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», Катерина, считала смыслом своей жизни любовь. Именно это чувство неразрывно было связано у неё со свободой, которой ей не хватало. Всю свою жизнь героиня хотела любить и быть любимой. Однако её муж, Тихон, не обращал внимания на Катерину. С каждым днём героиня ощущала себя всё несчастнее и несчастнее. Лишь после появления Бориса героиня поняла, что она способна на любовь. Эта запретная связь тяготила Катерину, но поделать она ничего не могла, ведь ей так хотелось быть любимой и в этом чувстве обрести долгожданную свободу. Однако конфликт чувства и долга привел ее к тому, что она не смогла жить, отказавшись от одной из конфликтующих сторон. Женщина избрала смерть, так как утратила смысл в жизни.
  2. Смысл жизни в любви видел и герой повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Несмотря на то, что эти чувства были обречены с самого начала, Желтков продолжал всем сердцем любить Веру. Он ничего не требовал взамен. Для него самое главное – это её счастье. Желтков никогда не позволял себе переступить черту, зная, что Вера — замужняя женщина. На своём примере герой доказал, что любовь сильнее смерти. Когда его вынудили отказаться от своего чувства, он покинул этот мир, ведь жил лишь ради любви.

Поиски смысла жизни

  1. В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» герой всю жизнь искал свое предназначение. Однако любое дело приносило лишь скуку и разочарование. Ему надоела пустая болтовня в свете, он принялся за организацию хозяйства в унаследованной деревне. Но и эта деятельность вскоре перестала его интересовать. Дружба и любовь тоже не вдохновляли Евгения. В итоге он слишком поздно понял, что именно в них мог бы найти себя. Пушкин оставляет финал открытым, дабы подчеркнуть, что впереди у героя лишь однообразные одинокие скитания, которые нет смысла описывать. Свой смысл жизни он потерял из-за пресыщенности и лени души.
  2. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин ищет смысл жизни, но не находит его из-за своих пороков: эгоизма, боязни чувств и равнодушия. Многие люди идут к нему с добром, лаской и любовью, но взамен получают лишь холодность. Из-за этого Григорий Александрович одинок и бессилен обрести предназначение. Он заплутал в лабиринтах судьбы и потерял надежду на благополучный исход. Ни на службе, ни в семье, ни в творчестве герой не смог получить удовлетворение своих амбиций. Поэтому критики назвали его «лишним человеком», который бесплодно сгинул в небытие, так и не применив свои навыки и знания.
  3. В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого один из героев на протяжении всего повествования искал себя. Пьер Безухов пробовал найти свое место в высшем свете, но убедился в его фальши и лицемерии. Затем он нашел любовь, но и в ней разочаровался, получив обман вместо преданности и ласки. Он даже вступил в тайное общество, дабы приносить обществу пользу. Однако ни одна из этих ролей ему не подошла, каждая из них не приносила полного удовлетворения. Только в лоне семьи после всех своих скитаний он обрел себя и смысл бытия. Дети, супружество, честный труд во благо народа – вот, что стало для Пьера настоящим предназначением.

Ложный смысл жизни и последствия ошибки

  1. В произведении Н. В. Гоголя «Шинель» герой жил, не осознавая, зачем. Его существование было лишь ничтожным прозябанием маленького человека в большом городе. Поэтому он нашел его подобие в признании окружения. Он хотел заслужить его не заслугами, а внешним видом. Новая шинель, как ему казалось, стала поводом уважать его персону. Из-за этого он неестественно привязался к этой вещи, и даже погиб от горя, потеряв ее. Если человек ошибается в выборе жизненных ориентиров, его ждут трагические последствия ошибки.
  2. В пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня» герой всю свою жизнь проработал во имя ложных идеалов. Он и его племянница трудились за минимальное вознаграждение, а все оставшиеся деньги отсылали отцу девушки, мужу покойной сестры дяди Вани. Он – профессор, и в его лице скромные люди видели саму науку, которой они охотно служили. Однако личная встреча с кумиром показала им, что они пожертвовали всем ради самодовольного ничтожества. Психологический кризис Ивана Войницкого после осознания ложности идеалов привел к тому, что тихий и робкий мужчина пытался убить родственника. Однако в финале он смирился с судьбой и своим глубоким несчастьем.
  3. В произведении А. П. Чехова «Ионыч» главная героиня отвергает предложение Старцева, дабы отправиться в столицу и поступить в консерваторию. Девушка видит смысл своей жизни в музыке. Все нахваливали ее игру на фортепьяно, никто не сомневался в успехе. Но мадмуазель Туркина на деле оказалась посредственной пианисткой. Она вернулась в родной город ни с чем, но так же усердно занималась музыкой, хотя это уже не имело никакого значения. Екатерина разочаровалась в себе и не нашла в себе сил обрести новый стимул развиваться.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Алёна Бузькевич

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Дополнительный материал по литературе на тему «Проблемы смысла жизни в художественной литературе»

Содержание

  1. Смысл жизни в творчестве Федора Михайловича Достоевского …. 5

  2. Поиск смысла жизни в произведениях Льва Николаевича Толстого………….……………………………………..……………… 7

  3. Смысл жизни в произведениях Антона Павловича Чехова .……… 11

  4. Тема смысла жизни в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско».…………………………………………………. 15

Заключение………………………………………………………………. 18

Список литературы……………………………………………………… 20

В жизни каждого человека рано или поздно наступает определенная пора, когда он начинает задаваться вопросом о смысле своего существования.

Понятие смысла жизни существует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

Смысл жизни является одной из традиционных проблем философии, теологии, художественной литературы, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит смысл жизни, какой смысл жизни можно считать истинным, добрым, достойным.

Одним из источников поиска смысла существования для людей являлась и по сей день является художественная литература, а многих классиков по праву можно отнести к числу психологов.

В своей работе я рассмотрю проблему поиска смысла жизни в художественной литературе на примере творчества Федора Михайловича Достоевского, Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова и Ивана Алексеевича Бунина. Но это не значит, что только в их произведениях герои искали смысл жизни. Поиском смысла жизни, на мой взгляд, озадачены герои любого произведения.

1. Смысл жизни в творчестве Федора Михайловича Достоевского

Огромное внимание в русской философско-художественной литературе вопросу смысла жизни уделяет Федор Михайлович Достоевский, который заострил его до логического самоубийства. Достоевский оказался в числе противников революции и идеи социализма в 1861-1862 годах, критикуя их за отрицание свободы, за нивелировку личности. В 1864 году он опубликовал повесть “Записки из подполья”, а зерно философской идеи, положенное в основу повести, было изложено писателем ещё в “Зимних заметках о летних впечатлениях”, где проводилась мысль о том, что человеческую жизнь нельзя строить на разумном основании. В “Записках из подполья” Достоевский развернул этот тезис в целую философскую концепцию, согласно которой социальное переустройство и обновление жизни невозможно, мечты о будущем совершенном обществе бесперспективны, поскольку они продиктованы разумом. А разум человеческий противоречив и обманчив, и поэтому на его основе ничего нельзя построить. Писатель попытался доказать, что натура человеческая непостоянна, своевольна и капризна. Подпольный человек считает, что человечество может построить справедливое коммунистическое общество, но в конце концов, ему станет скучна рационалистическая гармония хрустального дворца, и оно, поддавшись минутному капризу, в один момент разрушит его.

По направленности творчества и по философичности художественного мышления Достоевского можно поставить в ряд, пожалуй, только с Толстым. Оба они были одновременно и художниками и мыслителями и оба оказали глубокое влияние на русскую философию. Достоевский подверг специфическому анализу целый комплекс вопросов личной и общественной жизни человека и её смысла. Он коснулся проблемы национальности, социализма, нравственности, религии. Но по преимуществу это был писатель — психолог, главный интерес которого сосредотачивался на человеке, на его природной и социальной обусловленности, на мотивах поведения в сложных драматических ситуациях; он проник в самые глубинные тайники духовного мира людей, включая и болезненные проявления психики.

Вопрос о смысле жизни для Достоевского превращается в вопрос о Боге. Так в “Бесах” инженер Кирилов чувствует, что Бог необходим для утверждения жизни, а потому и должен быть. Но вместе с тем он знает, что его нет, и быть не может. В связи с этим он восклицает: Неужели ты не понимаешь, что из-за этого одного можно выстрелить в себя?

А по отношению Достоевского к науке, разуму даже марксистам пришлось признать, что красной нитью, проходящей через всё творчество Достоевского, явилась мысль о том, что наука, разум означают упоённое, порицающее мораль стяжательство. Вот слова Зосимы из “братьев Карамазовых”: «У них наука. Мир же духовный, высшая половина существа человеческого отвергнута вовсе, изгнана с неким торжеством, даже с ненавистью. Провозгласил мир свободу, в последнее время особенно, и что мы видим в свободе ихней: одно лишь рабство и самоубийство» [1].

Достоевский писал в письме Фонвизиной: «Без веры в Бога не может быть смысла в жизни, как и счастья. Я дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки. Каких страшных мучений стоила, и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие минуты я сложил в себе символ веры, в которой всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть» [5].

2. Поиск смысла жизни в произведениях Льва Николаевича Толстого

Лев Николаевич Толстой также размышлял и мучился над вопросом о смысле жизни.

В результате он пришёл к выводу, что смысл жизни и цель заключается в самосовершенствовании личности. Вместе с тем для него было ясно, что смысл жизни отдельной личности нельзя искать отдельно от других людей. Однако всё это ещё не говорит о том, что Толстой, в конце концов, разрешил эту проблему. Он говорил, чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие — душевная подлость, от этого- то дурная сторона нашей души и желает спокойствия, не предчувствуя, что достижение сопряжено с потерей всего, что есть в нас прекрасного, не человеческого, а оттуда.

Философские сочинения Толстого многочисленны.

По мнению Зеньковского, Толстой начал «философствовать» очень рано, но не получил никакого систематического образования в философии. Толстой читал всегда очень много, жадно впитывал в себя различные духовные влияния его времени. Среди них был Руссо и особенно Шопенгауэр, перед которым он испытывал восторг [6].

Толстой ясно понимал, что прежде чем решить вопрос о смысле жизни, человек должен осознать, что такое жизнь вообще. Он перебирает все известные тогда в естественных науках определения жизни, но вышло так, что они не определяют саму жизнь, а сводят многообразие человека к биологическому существованию. Возражая против натуралистического истолкования сущности человеческой жизни, моралист Толстой переносит её в чисто нравственную сферу.

Человек, как существо разумное, ищет разумного объяснения явлений жизни, и чем больше он живёт, тем чаще в его сознании возникает вопрос: зачем жить, зачем желать, зачем делать? «Мне, — пишет Толстой в “Исповеди”, — нужно знать смысл своей жизни, а то, что она есть частица бесконечного, не только не придаёт ей смысла, но уничтожает всякий возможный смысл» [2].

Философия, если она остаётся сама собой и не выходит за пределы своих возможностей, способна лишь ясно поставить вопросы «что и почему?», но на вопрос «зачем?» должна честно ответить: «не знаю».

Столь же не утешительны результаты социологической науки в решении проблемы смысла жизни. Рассматривая каждого человека как часть человечества, социологи утверждают, что призвание людей состоит в содействии осуществлению общественных идеалов. Но, во-первых, возражает Толстой, отдельный индивид не может охватить всего человечества, которое к тому же состоит из таких же людей, не понимающих самих себя; а, во- вторых, что следует понимать под идеалами человечества, тем более известно, что между людьми никогда не было согласия о лучшей жизни. По мнению Толстого, нельзя определять смысл жизни, идя от идеала, потому что сам идеал возникает вследствие того или иного своего жизненного призвания.

Признав, что знание беспомощно, Толстой обращается к житейской практике и находит в ней четыре распространённых понимания смысла жизни, в которых люди ищут выход из жизненных ситуаций:

  1. неведение;

  2. эпикурейство;

  3. силы и энергии. Он доступен только тем, кто способен встать на путь борьбы;

  4. слабости — избирают люди, примирившиеся с обманом, в котором живут.

Все эти позиции Толстой считает иллюзорными, не содержащими в себе удовлетворительного решения вопроса, так как они выведены рассудочно. Но помимо разума, который охватывает отношения между “я” и “не- я”, человек обладает неким внутренним, «надразумным» сознанием жизни, которое корректирует работу разума. Она — эта жизненная сила, заключается в простом народе, понимание смысла жизни которым не деформировано ни влиянием ложного знания, ни церковным богословием. «Неразумное знание» народа есть вера. Следовательно, в народе и надо искать смысл жизни.

Герой романа “Анна Каренина” Левин перечитал всё, что касается смысла жизни, но не нашёл ответа. А вот в словах крестьянина Фёдора: «жить для Бога, для души, жить по правде, по Божьи» — ему неожиданно открылся смысл жизни.

Но жизнь человека конечна перед лицом бесконечного мира, а раз конечна, значит бессмысленна. Какое значение имеет индивидуальная жизнь, взятая сама по себе? Вот эта новая постановка вопроса привела Толстого к заявлению, что только религиозная вера раскрывает перед человеком смысл его жизни, направляет его на путь совершенствования себя и общества.

Цель жизни только одна: стремиться к тому совершенству, которое указал нам Христос, сказав: «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный. Эта единственная доступная человеку цель жизни достигается не аскетизмом, а выработкою в себе любовного общения со всеми людьми. Из стремления к этой правильно понимаемой цели вытекают все полезные человеческие деятельности и соответственно этой цели решаются все вопросы».

Хотя конечная цель жизни мира и скрыта от человека, тем не менее, он, зная «дело Бога», понимает, что в этом он призван участвовать посредством увеличения любви или, как — говорит Толстой, — установлением «царства Божия внутри нас и вне нас». Человек проникается сознанием, что он — орудие, которым работает Бог, и что его личное благо состоит в участии в этой работе [2].

Практическое средство для осуществления этой цели Толстой видит в принципе «непротивление злу насилием». Евангельские заповеди следует выполнять, так как он находит в них совершеннейшее выражение моральных норм. Но центральным связующим положением этого кодекса, по его мнению, является принцип непротивления. Люди ошибочно думали, что проведение в жизнь этого закона можно достигнуть с помощью насилия, которое оправдывалось необходимостью возмездия за несоблюдение закона. Поэтому одни брали на себя исполнение этого возмездия и на этом развращались, другие повиновались и тоже развращались покорностью перед насилием власти. Такому удалению от норм истинной жизни содействовала и церковь, но «как огонь не тушит огня, так зло не может потушить зла». Только добро, встречая зло и не заражаясь им, побеждает зло. Осуждая одинаково за насилие и правительство, и революционеров, Толстой даёт следующие рекомендации практической этики:

  • перестать самому делать прямое насилие, а так же и готовиться к нему;

  • не принимать участия, в каком бы то не было насилии, делаемом другими людьми;

  • не одобрять никакого насилия [2].

Итак, Толстой не смог обосновать теоретический смысл жизни.

Дать абсолютный ответ на него, — значит исчерпать саму жизнь, которая беспредельна в своём существовании и не исчерпывается рациональным объяснением. Ницше говорил: «познавший самого себя — собственный палач».

Кроме того, существует мнение, что для того, чтобы познать смысл жизни, ответить на вопрос «для чего мы живём?», необходимо познать и смысл смерти и ответить на вопрос «для чего мы умираем?».

3. Смысл жизни в произведениях Антона Павловича Чехова

«Если каждый человек на куске земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша» (А. П. Чехов).

Антон Павлович Чехов, по воспоминаниям современников, был человеком, жизнь которого заполнялась упорным трудом. Он был сострадательным к людям, боялся лжи, был чистосердечным, мягким, вежливым, воспитанным человеком.

Признак духовной культуры личности — готовность к самоотдаче и самопожертвованию. Чехов всегда был готов помочь людям. Он лечил больных, работая врачом. Но лечить души людей оказалось более трудным и более важным делом. Чехов не мог не стать писателем! В его пьесах и рассказах мы видим жизнь простых людей, повседневный быт. Близкие автору люди — люди обыкновенной судьбы. Это интеллигенты, ищущие смысл жизни.

Обсуждая тему поиска смысла жизни в произведениях Чехова, необходимо остановиться на его пьесе «Вишневый сад». В ней тесно переплетается прошлое, настоящее и будущее всей России.

Раневская прощается с садом, как будто расстается со своим прошлым, праздным, расточительным, но всегда свободным от расчетов, пошлых меркантильных интересов. Ей не жаль растраченных денег, она не ведает цены копейки. Раневскую волнует эта несчастливая, нескладная жизнь. Даже последний бал, который затевает героиня, этот мир на обломках прошлого, несет в себе главную цель жизни — стремление наблюдать радостный миг, преодолеть свое отчаяние, забыть о плохом, найти радость в каждой минуте, подняться над хаосом, несчастьем.

Петя Трофимов полон дум о будущем. Он заражает своими мечтами и Аню. Они верят в грядущую радость, свободу, любовь.

Ермолай Лопахин видит смысл жизни в приобретениях недвижимости, в овладении тем, о чем его дед и отец и мечтать не могли, так как были рабами. А он своей цели достиг, стал владельцем вишневого сада. Но не стал счастливее, когда понял, что это «ненужная победа», что не о потере сада грустят его владельцы, что есть совсем иные ценности.

Каждый из героев пьесы ищет свой путь в будущее. Тема «вишневого сада» — это тема личной причастности к красоте, к природе, зовущая к поискам смысла жизни [7].

Героиня рассказа «Попрыгунья» Ольга Ивановна Дымова не ищет смысла жизни. Для нее вся жизнь — полоса удовольствий, танцев, смеха. Все окружающие ее люди только для того и служат, чтобы доставлять ей удовольствие. Только когда она теряет Дымова, осознание его необыкновенности приходит, да и то ненадолго. Не хочется ей верить в то, что не будет больше беззаботной и праздной жизни.

Для любящего же Ольгу Ивановну Дымова счастье в том, чтобы удовлетворить все прихоти жены, лелеять ее и терпеть все ради ее блага. Робкий, интеллигентный человек жертвует всем, не думая о себе самом. Работает, лечит людей, терпит невзгоды ради дела, ради долга. Он не может иначе, потому что любит людей.

«Свободное и глубокое мышление, которое стремится к уразумению жизни, и полное презрение к глупой суете мира, — вот два блага, выше которых никогда не знал человек», — говорит доктор Ратин в рассказе «Палата № 6» своему пациенту. «Покой и довольство человека не вне его, а в нем самом … мыслящий человек отличается тем, что презирает страдание, что всегда доволен». Иван Дмитриевич Громов думает иначе. Для него жизнь — это возможность отвечать на боль криком и слезами, на подлость — негодованием, на мерзость — отвращением.

Итог их споров печален: одного дня в больнице было достаточно Рагину, чтобы рухнула его теория [9].

Саша в рассказе «Невеста» убеждает главную героиню Надю поехать учиться, бросив дом, привычный образ жизни, жениха, чтобы показать всем, что эта «неподвижная, серая, грешная жизнь» надоела ей. Он рисует перед Надей великолепные картины, горизонты, которые ей откроет новая жизнь: «чудесные сады, фонтаны». Подобно Трофимову, Саша верит в прекрасное будущее, и его вера убеждает Надю. Оба они видят смысл жизни в стремлении к лучшему, когда «зла не будет, потому что каждый будет знать, для чего он живет» [8].

В рассказе «Дом с мезонином» Лида Волчанинова следует идеям народничества, видя в этом свое призвание. Чехов показывает нам прогрессивно мыслящую девушку, ищущую смысл жизни в помощи больным, в обучении безграмотных детей, в заботе о бедных.

Любовь к маленькому, простому человеку является смыслом жизни Лиды Волчаниновой, Нади, Громова, Дымова и других героев Чехова. Наконец, в «маленькой трилогии» перед нами предстает Иван Иванович, человек ищущий, размышляющий о своей судьбе. Он призывает: «…не успокаивайтесь! Пока молоды … не уставайте делать добро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» [4]

Восставая против пассивного взгляда на жизнь, Чехов открывает своим читателям веру в русскую интеллигенцию, веру в каждого порядочного человека, способного выстоять под ударами судьбы и подняться над своим временем в вечных поисках высшего смысла жизни.

На примере Беликова («Человек в футляре») Чехов показывает, что из среды интеллигенции, равнодушной и пассивной, нередко выходили и убежденные защитники мракобесия. По мнению писателя, это закономерно: кто не борется за новое, за справедливое, тот рано или поздно окажется ревнителем отжившего, косного. В образе Беликова Чехов дал символический тип человека, который сам всего боится и держит в страхе всех окружающих. Классической формулой трусости стали беликовские слова: «Как бы чего не вышло».

Не перестаешь удивляться современности рассказов Чехова, их злободневности, актуальности. Разве нет и сейчас среди нас таких Беликовых, для которых мнение окружающих, страх за свои собственные действия важнее личных убеждений?

Нет одинаковых характеров, нет абсолютно одинаковых судеб. Кажется, люди идут куда-то все вместе, от рождения до смерти, проходя похожий путь. Но это только кажется. Каждый человек идет своей дорогой. В поисках своего собственного смысла жизни он выбирает себе друзей, профессию, судьбу. Это очень сложно и удается далеко не всем. Многие сдаются, отступают, меняя свои убеждения. Некоторые погибают в неравной борьбе с трудностями и превратностями судьбы. Лишь тот, в ком стучит доброе сердце, кто способен понять ближнего своего и помочь слабому, достигает счастья. Счастье — это постижение смысла жизни. Счастье — это потребность и умение делать добро. Этому нас учит бессмертный, скромный и добрый Чехов. Этому нас учит сама жизнь. Чем раньше мы понимаем необходимость делать добро, тем быстрее достигаем счастья. Иногда, к сожалению, слишком поздно человек осознает, что его нравственные идеалы были ошибочными, что не там он искал смысл жизни.

Хорошо, если такой человек успевает это понять тогда, когда еще есть время что-то изменить, исправить. Читать и перечитывать Чехова — это значит спешить делать добро!

4. Тема смысла жизни в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Господин из Сан-Франциско»

В творчестве Ивана Алексеевича Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими миллионами оказывается в центре внимания писателя.

Описывая безумную роскошь жизни богачей, Бунин учитывает каждую мелочь. А самому господину не дает даже имени, этого человека никто не запомнил, у него нет лица и души, он только мешок с деньгами. Писатель создает собирательный образ буржуазного дельца, вся жизнь которого – накопление денег. Дожив до пятидесятивосьми лет, он, наконец, решил получить все удовольствия, которые можно купить: «…карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество, где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие рулетке, третьи тому, что принято называть флиртом, четвертые – стрельбе голубей». Всю жизнь этот господин копил деньги, никогда не отдыхал, стал «дряхлым», нездоровым и опустошенным. Ему кажется, что он «только что приступил к жизни» [3].

В прозе Бунина не встречается морализаторство или обличение, но к этому своему герою автор относится с сарказмом и язвительностью. Он описывает его внешний вид, привычки, но психологический портрет отсутствует, потому что у героя нет души. Деньги отняли у него душу. Автор замечает, что за много лет господин научился подавлять любые, даже слабые, проявления души. Решив развлечься, богач не может представить, что жизнь его может оборваться в любую минуту. Деньги вытеснили у него здравый смысл. Он уверен, что, пока они есть, бояться ему нечего.

Бунин, используя прием контраста, изображает внешнюю солидность человека и его внутреннюю пустоту и примитивность. В описании богача писатель употребляет сравнения с неживыми предметами: лысина, как слоновая кость, кукла, робот и т. п. Герой не разговаривает, а произносит несколько реплик хриплым голосом. Общество состоятельных господ, в котором вращается герой, такое же механическое и бездушное. Они живут по своим законам, стараясь не замечать простых людей, к которым относятся с брезгливым презрением. Смысл их существования сводится к еде, питью, курению, получению удовольствий и разговорах о них. Следуя программе путешествия, богач посещает музеи, осматривает памятники с одинаковым равнодушием. Ценности культуры и искусства для него пустой звук, но он заплатил за экскурсии.

Пароход «Атлантида», на котором плывет миллионер, изображен писателем как схема общества. В нем три яруса: сверху – капитан, в среднем – богачи, в нижнем – рабочие и обслуживающий персонал. Бунин сравнивает нижний ярус с адом, где утомленные рабочие в страшной жаре день и ночь кидают в раскаленные топки уголь. Вокруг парохода бушует страшный океан, но люди доверили свои жизни мертвой машине. Все они считают себя хозяевами природы и уверены, что если заплатили, то корабль и капитан обязаны доставить их по назначению. Бунин показывает бездумную самоуверенность людей, живущих в иллюзии богатства. Название парохода символично. Писатель дает понять, что мир богачей, в котором нет цели и смысла, однажды исчезнет с лица земли, как Атлантида.

Писатель подчеркивает, что все равны перед лицом смерти. Богач, решивший получить все удовольствия сразу, внезапно умирает. Его смерть вызывает не сочувствие, а страшный переполох. Хозяин гостиницы извиняется и обещает быстро все уладить. Общество возмущено тем, что кто-то посмел испортить им отдых, напомнить о смерти. К недавнему спутнику и его жене они испытывают брезгливость и отвращение. Труп в грубом ящике быстро отправляют в трюм парохода.

Бунин обращает внимание на резкое изменение отношения к мертвому богачу и его жене. Угодливый владелец отеля становится высокомерным и черствым, а слуги – невнимательными и грубыми. Богач, считавший себя важным и значительным, превратившись в мертвое тело, не нужен никому. Писатель заканчивает рассказ символической картиной. Пароход, в трюме которого лежит в гробу бывший миллионер, через мрак и вьюгу плывет в океане, а со скал Гибралтара за ним наблюдает Дьявол, «громадный, как утес». Именно ему досталась душа господина из Сан-Франциско, это он владеет душами богачей.

Писатель ставит философские вопросы о смысле жизни, о загадке смерти, о наказании за грех гордыни и самодовольства. Он предрекает ужасный конец миру, где правят деньги и отсутствуют законы совести.

Заключение

Поиск смысла жизни — это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. Сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые завоевывают свое место, эти проблемы стали едва ли не самыми важными. Но сказать с полной уверенностью, что многие люди нашли этот смысл жизни, мы не можем. Было бы радостно сознавать, что все его искали и ищут. Только каждый человек видит смысл жизни по-своему. Возможно, смысл жизни в любви к тем, кто тебя окружает, и к тому делу, которое ты делаешь. И чтобы любить людей и свою работу, надо любить повседневные мелочи, видеть в них радость, каждую минуту стараться улучшить что-нибудь вокруг себя и внутри себя.

Можно взять любое произведение художественной литературы и задаться целью отыскать героя, который в данном произведении занят поиском ответа на вопрос: «В чем заключается смысл жизни?» И такой герой обязательно появится. Через свои поступки, через свои мысли он даст нам понять, что же для него означает смысл жизни, в чем он его видит, как пытается познать. Но в конце произведения нам станет ясно, что даже если герой и отыщет этот смысл жизни, то только лично для себя. Мы не сможем сказать, что для других героев понятие смысла жизни такое же, или, что его, найденный (по мнению самого героя), смысл жизни – это общепризнанный ответ на вопрос «Что же такое смысл жизни?» для всего человечества в целом.

На мой взгляд, вопрос о смысле жизни никогда не будет раскрыт и объяснен однозначно, так как у каждого он свой. Человек сам строит свою жизнь, сам решает для себя что для него важнее. Поэтому, я считаю, что вопрос о смысле жизни навсегда останется риторическим. А писатели в своих произведениях так и будут искать смысл своей жизни, вкладывая свои размышления на эту тему в уста своих героев…

Список литературы:

  1. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: роман. – М.: Эксмо, 2013 – 928с.

  2. Толстой Л.Н. Исповедь. О жизни: классическая проза. – М.: Эксмо, 2007 – 280 с.

  3. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин // Бунин И. А. «Господин из Сан — Франциско» — 12-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 399 с.

  4. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч.1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин // Чехов А.П. «О любви» — 12-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 399 с.

  5. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс] // Новикова Е. Г. «Христос вне истины и истина вне Христа: Ф.М. Достоевский и Н.Д. Фонвизина» // «Вестник Томского государственного университета. Филология», №3 (29). – 2014. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/

  6. Православный портал «Предание» [Электронный ресурс] // протоиерей Василий Зеньковский «История русской философии». — Режим доступа: http://predanie.ru/

  7. Чехов Антон Павлович [Электронный ресурс] // «Вишневый сад». — Режим доступа: http://www.antonchehov.ru/

  8. Чехов Антон Павлович [Электронный ресурс] // «Невеста». — Режим доступа: http://www.antonchehov.ru/

  9. Чехов Антон Павлович [Электронный ресурс] // «Палата №6». — Режим доступа: http://www.antonchehov.ru/

Русские писатели о смысле жизни.

В чем заключается смысл жизни? Сможет ли человек совершить что-либо важное за свою жизнь? Как найти цель, получить удовлетворение от жизни и добиться всего, что хочется? Эти и многие иные вопросы возникают перед каждым индивидуумом, когда он, взрослея, переходит от рефлекторной стадии развития к человеческой, где в определении общего поведения и образа жизни начинает доминировать его интеллект.

Тема смысла жизни, бытия интересовала многих русских писателей. Они стремились ответить на самые сложные вопросы бытия: о Родине, о любви, о счастье, о законах вечной Вселенной и Боге.

Например, А. Блок считал, что тот, кто поймет, в чем заключается смысл жизни, постигнет многое. Если человек раскроет, что смысл жизни в беспокойстве, также тревоге, то он уже перестанет быть простым обывателем.

А. С. Грибоедов также отражает вечную проблему поиска смысла жизни, проблему детей и отцов в многочисленных своих произведениях, самое яркое из которых «Горе от ума». Его главный герой А. Чацкий высказывает протест против всех старых порядков, которые давно укоренилась в обществе. Он борется активно за свободу, новую жизнь, патриотизм и культуру.

Другой не менее известный писатель прошлого века, И.С.Тургенев, тоже затрагивает вечный вопрос поиска смысла жизни. Его знаменитый роман «Отцы и дети» решает несколько по-иному извечную проблему взаимоотношений разных поколений. На примере своего главного героя Тургенев показывает, что если без желания строить что-то новое, делать это под гнетом, ничего не получится. Нужно стремиться к преемственности поколений, ценности культуры своих предков. Тургенев еще раз доказывает в своих произведениях, что нужно жить в полной гармонии, ответственности и постепенности.

А как де роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин?» В нем также затрагиваются вечные темы. Это темы любви, смысла жизни, взаимоотношений, свободы выбора, роли нравственности в нашей жизни.

Стремление к полной гармонии с миром и с собой отличает еще одного известного героя литературы 19 века – Раскольникова. Этот человек в поисках такой гармонии проводит над собой один эксперимент. Он преступает закон и убивает старуху. Что искал Раскольников? Гармонию, свободу, счастье и независимость? Разве не в этих ценностях для многих из нас заключается смысл жизни? Однако следует помнить, что если идти неправильным путем для достижения целей, то расплата будет слишком суровой.

В постоянных поисках себя, гармонии, своего пути находятся также герои эпопеи Толстого «Война и мир». Например, Пьер Безухов после преодоления многочисленных мучительных ошибок и разочарований находит в итоге смысл своей жизни. Он стремится к правде, достоинству и свету. Разве не в этом заключается смысл нашего существования?

В заключение хочется сказать, что всю литературу 19 века и не только можно назвать литературой активного поиска смысла жизни, поиска Героя. Многие писатели стремились к тому, чтобы увидеть в героях людей, которые способны служить Родине, уважать других, приносить Отчизне пользу своими действиями и мыслями и просо быть счастливыми, развиваться, быть в гармонии с собой и идти вперед.

Каждый из русских писателей решает по-своему проблему смысла жизни, но неизменным остается для русской классики постоянное стремление идти вперед.

Все о смысле жизни — www.Krasnov.tv

В чем заключается смысл жизни? Аргументы – Школьные сочинения

Аргументы для сочинения на ЕГЭ:

  • И.В. Гете — трагедия «Фауст». Эта трагедия — глубокое философское произведение, размышление о судьбе человека и человечества. Фауст — это символ энергии, поиска, бесконечной жажды истины. Это вечный персонаж, пытающийся отыскать смысл собственной жизни. Мы видим Фауста в тесной комнате, заваленной книгами и рукописями. Доктор Фауст, знаменитый ученый, разочарован в ценности научных знаний:

Я богословьем овладел,

Над философией корпел,

Юриспруденцию долбил

И медицину изучил.

Однако, изучив все науки, Фауст так и не познал жизни, не отыскал ее подлинного смысла. Осознавая это в полной мере, герой впадает в отчаяние, пытается покончить с собой. Однако пасхальный благовест останавливает чашу с ядом. Вскоре происходит его встреча с Мефистофелем. Дьявол предлагает Фаусту договор, ценою которого становится душа героя. Этот договор они скрепляют кровью. Мефистофель заберет его душу, если герой попросит время остановиться: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» И далее Мефистофель многократно искушает Фауста. Он испытывает доктора праздной, беззаботной жизнью, показывая ему пирующих студентов, но герой остается равнодушным. Следующее испытание — любовь. Фауст знакомится с Маргаритой, страстно влюбляется в нее. Желая добиться ее, он губит всю семью девушки, мать и брата. Маргарита же, убив свою новорожденную дочь, лишается рассудка. Следующее испытание Фауста — блестящая карьера. Мефистофель приводит его ко двору германского императора. Однако герой вновь не удовлетворен своей деятельностью. Далее мы видим соприкосновение Фауста с античностью, с миром великой культуры, искусства. Мефистофель вводит его в мир античных богов и героев. Герой находит свой идеал — Елену Прекрасную. От этого союза рождается мальчик — Эвфорион, прекрасный и благородный. Узнав о боях в Греции, он мечтает помочь своему народу и погибает, пытаясь взлететь со скалы. И лишь под старость Фауст находит дело, которое становится смыслом его жизни. Получив от императора бесплодные земли, он пытается отвоевать их от моря, построить плотину. Герой хочет превратить это место в плодородную страну, где смогут трудиться свободные и счастливые люди. Фаусту наконец открывается подлинный смысл жизни:

…Жизни годы Прошли не даром: ясен предо мной Конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой!

Здесь он произносит последний монолог, в котором анализирует свой трагический жизненный опыт. Теперь он понимает, что ни власть, ни богатство, ни слава, ни любовь, ни обладание прекраснейшей из женщин, ни уход в науку и искусство не способны придать человеческой жизни подлинный смысл и полноту. Смыслом же жизни является деяние, дело, нужное всем, человеку и миру: «В деянии начало бытия». И герой просит счастливое мгновение остановиться. Наступает смерть Фауста, но в последнюю минуту душу его уносят ангелы, оправдывая всю его жизнь.

  • А. де Сент-Экзюпери — сказка «Маленький принц». «Маленький принц» — философская сказка. Одна из проблем, поставленных в ней автором, — проблема поиска истинного смысла жизни. Экзюпери обозначает эту проблему, демонстрируя читателю ложные жизненные смыслы. Вереница людских страстей-пороков предстает в эпизодах посещения Маленьким принцем различных астероидов. Так, на ближайшем астероиде живет король. Жажда власти, по мысли писателя, — это самая сильная и опасная из всех человеческих страстей. Однако автор умышленно снижает эту страсть в глазах читателя: планета мала и безлюдна, там просто невозможно повелевать. Однако желание властвовать не оставляет короля, превращая его в маньяка. Другая человеческая страсть — честолюбие. Когда герой посещает планету честолюбца, последний видит в Принце лишь своего долгожданного почитателя. Маленький принц не находит взаимопонимания, общаясь с честолюбцем. Так же одиноки и смешны в сказке пьяница, делец, ученый. Подружиться герой, пожалуй, мог бы лишь с фонарщиком, потому что тот занят делом и думает о других.
  • М.Ю. Лермонтов — роман «Герой нашего времени». Проблема поиска смысла жизни поставлена в этом романе. Печорин пытается угадать свое предназначение, однако все попытки оказываются тщетными. Жизнь его лишена творческого начала, ярко выраженный эгоизм не дает возможности обрести счастье, любовь, дружбу.
  • Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». Проблема поиска смысла жизни поставлена в этом романе. Два любимых героя Толстого — Андрей Болконский и Пьер Безухов пытаются обрести смысл жизни, найти истину, определяющую гармоничное существование человека в мире. Оба героя проходят сложный путь внутренних исканий. Князь Андрей в финале приходит к идее «всепрощения». Пьер же, найдя счастье в браке с Наташей, продолжает жить активной, осмысленной жизнью.

Поиски смысла жизни (сочинение по литературным и жизненным впечатлениям) — Сочинения на общие темы

Виктор Пелевин, современный писатель-постмодернист, поразил меня своим утверждением: «Смысл жизни в поисках смысла жизни». Действительно, человечество не одно тысячелетие пытается осмыслить своё существование, но до сих пор не найден устраивающий всех ответ.

К этому вопросу каждый относится по-разному. Кто-то вовсе не задумывается над ним, считая философствование пустым и обременительным занятием. Как правило, жизнь такого человека напоминает растительную, механическую, сводится лишь к удовлетворению потребностей. Недаром возникло понятие «общество потребителей». Подобная позиция приводит к постепенной утрате духовности, нравственного чувства, то есть человек перестаёт быть личностью, сохраняя все функции биологической особи.

Можно резонно возразить: «Приносят ли счастье поиски смысла жизни? Обретёт ли спокойствие человек, если эти поиски увенчаются успехом?». Но ведь никто и не обещал лёгкости в постижении тайн бытия и своего собственного «я». Если бы это было так просто! Представим, что каждый найдёт свой ответ на вечный, как мир, вопрос о смысле жизни. Что будет в итоге? Хаос? Общество роботов с выверенной программой действий? Поневоле согласишься с Пелевиным: уж лучше всю жизнь верить в существование абсолютной, непреложной для всех истины и стремиться к ней, чтобы обрести гармонию.

Пытаясь найти себя, мы не стоим на месте, а изменяемся, развиваемся, совершенствуемся. Вспомним Л.Н. Толстого: он утверждал, что остановка — это духовная смерть. Вечное движение и есть, по всей видимости, та миссия Человека, которую возложил на нас Создатель. Да, этот постоянный поиск сопряжён с разочарованием, утратами, болью. Главное — не потерять веры в себя, в изначальную осмысленность происходящего. Выход заключается в том, чтобы продолжать поиск, не боясь совершить ошибку.

«Вечной» теме поиска смысла жизни посвящён не один десяток произведений мировой литературы. В России этому вопросу уделяли большое внимание корифеи словесности — А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.П. Чехов. И этот ряд можно продолжить.

Герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — «лишний человек», скучающий от отсутствия смысла в жизни, которую он вынужден вести как представитель своего времени и своего сословия. Не начав как следует учиться («Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»), он пытается заняться умственным трудом, но быстро охладевает к этому из-за лени.

Судьба преподносит Онегину бесценный дар — любовь неискушённой девушки. Однако любовь не нужна человеку, не нашедшему себя. Он равнодушен и холоден, а потому с лёгкостью совершает преступление — убивает друга на дуэли, которую сам же спровоцировал от скуки. Затем, спасаясь от тоски, «он начал странствия без цели». Вот оно, ключевое слово — цель! Без неё человек оказывается в духовном вакууме, утрачивает не только смысл, но и самый вкус жизни. Эту цель не обрести в бесполезных блужданиях по свету. Нашёл ли Онегин то, что искал? Не растерял ли того, что имел?

Во всяком случае, он сожалеет о том, что прошёл мимо любви, которая утеряна им безвозвратно.

Евгений Базаров, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», видит цель своей жизни в разрушении, в отрицании всего, что было создано раньше. Последовать его примеру? Или остаться при своих (пусть консервативных) убеждениях, как это делают Кирсановы? Кто из них прав? На чьей стороне истина? В этом произведении вопрос о смысле жизни упирается в решение проблемы «отцов» и «детей», но есть проблемы преемственности поколений. Позднее Ф.М. Достоевский создаст свои «идейные романы», где основу конфликта составит борьба идей, а герои будут доказывать истинность своих теорий на материале собственной жизни.

Предвидя небывалый размах человеческих амбиций, пророчески предрекая рождение чудовищных идей, Достоевский призывает читателя во имя спасения мира и человечества довериться учению Христа. Каждым своим произведением писатель стремится убедить нас в том, что единственная цель, достойная человека, — это служение Добру. В этом с ним солидарен и Лев Николаевич Толстой. Для него, как и для его любимых героев (Андрея Болконского, Пьера Безухова, Константина Левина), смысл жизни заключается в постоянном поиске истины. Душевный покой, по мысли Толстого, — это подлость. И, значит, да здравствует движение, бесконечный путь души к совершенству!

Писатели настойчиво зовут нас не сдаваться, не успокаиваться на достигнутом. Преступно не внять этому призыву, когда тебе семнадцать лет и жизнь распахивает перед тобой свои горизонты. Только бы хватило сил!

Источник: Школьные сочинения на «пятерку». Для школьников и абитуриентов. — М.: ООО «Мир книги», 2004

Проблема смысла жизни человека. Проблема жизненных ценностей Аргументы

 

 

   В чём заключается смысл жизни? Зачем человек рождается, живёт и умирает? Неужели лишь за тем, чтобы есть, спать, просто ходить на работу, рожать детей. Почти вся мировая литература стремится дать ответ на два взаимосвязанных философских вопроса «В чём смысл жизни?» и «Какими ценностями должен руководствоваться человек, чтобы прожить жизнь достойно?» 
   Жизненными ценностями называют те представления и идеи, которые становятся главными, определяющими в жизни того или иного человека. Принято выделять материальные и духовные ценности. Опираясь на них, человек строит свою жизнь, свои отношения с людьми.

   Так,жизненными ценностями представителей «фамусовского общества» стали деньги, связи с вышестоящими по чину, власть и всё, что связано с этими понятиями. В погоне за ними эти люди не останавливаются ни перед чем: подлость, лицемерие, обман, выслуживание перед начальством – всё это излюбленные приемы Фамусова и подобных ему, чтобы добиваться своей цели. Поэтому им так ненавистны свободолюбивые и независимые идеалы Чацкого. Его стремление быть полезным обществу, желание нести просвещение в массы, желание добиваться успеха в жизни только благодаря своим знаниям и умениям вызывают у них непонимание и раздражение. Непонимание в такой степени, что им проще объявить его сумасшедшим, чем хотя бы попытаться вникнуть в его мысли.
   Наташе Ростовойсмысл жизни видится в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером она почти не бывает в свете, всю себя отдав мужу и детям. Но любовь и милосердие Наташи распространяются не только на свою семью. Так, она однозначно выбирает помощь раненым солдатам, находящимся временно в Москве после Бородинского сражения. Она понимает, что у них не хватит сил выбраться из города, куда вот-вот войдут наполеоновские войска. Поэтому девушка без сожаления заставляет родителей отдать раненым повозки, предназначенные для перевозки многочисленных вещей из их дома. Совсем другой выбор делает зять семьи Ростовых – Берг. Для него главное сейчас – нажиться, выгодно купить вещи, которые хозяева рады продать за бесценок. Он приходит к Ростовым с одной-единственной просьбой – дать ему мужиков и телегу, чтобы погрузить приглянувшиеся ему шкафчик и шифоньерку.

перед нами некий богатый человек, цель жизни которого сходна с целями великого множества людей: заработать капитал, жениться, завести детей и умереть в почтенном возрасте. Его существование монотонно, без эмоциональных всплесков, без сомнений и душевных терзаний. Смерть настигает его неожиданно, но она, как лакмусовая бумажка, проявляет всю ценность жизни Господина. Символично то, что если в начале своего морского путешествия герой едет первым классом в роскошных каютах, то назад он, всеми забытый, плывет в грязном трюме, рядом с моллюсками и креветками. Бунин таким образом как бы приравнивает ценность этого человека к существам, всю свою жизнь только и занимающимся что поеданием планктона. Таким образом, по Бунину, судьба Господина из Сан-Франциско и ему подобных символизирует собой бессмысленность человеческой жизни, её пустоту. Жизнь, прожитая без душевных потрясений, сомнений, взлетов и падений, прожитая с единственной целью удовлетворить личные интересы и материальные потребности, ничтожна. Скорое забвение – логическое завершение подобной жизни.

 

Автор: Парочкина Мария Михайловна

 

идеал и действительность в литературе

 

Вопрос, связанный с поиском смысла человеческой жизни, поднимался в литературе неоднократно, и именно этот вопрос можно назвать изначально риторическим. Герои многих выдающихся литературных произведениях пыталась понять, в чем же состоит смысл нашего существования, каждый из них делал это разными способами и выбирали совершенно противоположные жизненные пути.

Но несмотря на создаваемые раз за разом идеалы в своей жизни, они сталкивались практически с одинаковой действительностью. Можно ли найти однозначный ответ на вопрос о смысле жизни? И чем же закончились его поиски литературными героями, образы которых стали так близки многим читателям?.. 

Есть ли смысл у жизни?

Образцовым примером такого героя можно назвать Евгения Онегина – главного героя одноименной повести Пушкина А.С. В первой части произведения нам раскрывается образ Онегина, представляющего собой дворянина, светского франта, жизнь которого полна развлечений, забав и любовных интриг. Несмотря на то, что его жизнь кажется насыщенной событиями, со временем она ему надоедает, и желая прекратить скуку, он отправляется в деревню. Онегин начинает интересоваться жизнью деревни, старается облегчить положение крестьян и заняться хозяйством. Но и эта деятельность ему надоедает, и постепенно его вкус к жизни остывает, человеческие чувства и эмоции исчезают из его души, и он полностью охладевает внутри и снаружи.

Основной завязкой повести можно назвать момент, когда главный герой, уже превратившись в бездушного и холодного эгоиста, беспощадно отвергает чувства молодой и искренней девушки Татьяны. И в дальнейшем он не щадит ее раненных чувств, Евгений открыто ухаживает за Ольгой, чем заставляет страдать и своего близкого друга – Ленского. Таким образом, Онегин теряет всех близких людей, людей, которые нуждались в нем, и самое главное – в которых он сам бессознательно нуждался.

Эта потеря означает для него потерю самого себя, и только такие печальные изменения заставляют его изменить взгляд на жизнь и ее смысл. Онегин старается исправиться, он находит Татьяну, чтобы рассказать ей о своих чувствах – но уже поздно, она изменилась и вышла замуж. Он сделал фатальные ошибки, исправить которые уже нельзя, и понимание этого позволило ему осознать, что до момента разрушения его жизни, его собственное существование не имело никакого смысла. 

Идеал и действительность в литературе

Подобные трагедии преследовали и продолжали преследовать героев и после «Евгения Онегина». Вечный поиск смысла жизни – это одна из фундаментальных тем в русской и зарубежной литературе. В своих литературных произведениях писатели освещают тяжести подобных поисков для любого человека, раскрывают их идеалы и показывают ту горькую действительность, с которой им, в конце концов, приходится сталкиваться.

В этом и заключается фатальная трагедия героев, находящихся в поисках смысла жизни, — опираясь на свои идеалы, им приходится иметь дело с порой жестокой и несправедливой действительностью. Порой их жизнь становится невыносимой именно из-за неправильно выбранных жизненных ориентиров, порой – им приходится мучиться сплошными противоречиями и бороться с разладом их идеалов и тем, что есть на самом деле. Подобным образом они проходят долгий и тернистый путь, на протяжении которого пытаются отыскать смысл непростой и порой совершенно несправедливой человеческой жизни.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Юмор: ирония, сатира, сарказм, как способ создания характера героя
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspУильям Шекспир «Гамлет»: мыслящие герои, мечты и их крушение

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *