Схема смена времен года: Почему происходит смена времен года на Земле от чего зависит – Как происходит смена времен года

Содержание

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Конспект урока окружающего мира «Времена года. Последовательность смены времён года и месяцев в них» ( 1 класс).Презентация.Приложения к уроку.

Организационный момент (1 мин)

Цель: проверить организацию рабочего места учащихся.

Создать благоприятный настрой учащихся к работе  на уроке.

Цель: организовать рабочее место.

Настроиться на работу в рамках урока.

Приветствует учащихся и желает им плодотворной работы, проверяет готовность к уроку.

— Начинаем урок окружающего мира, поверьте всё ли готово к уроку. Желаю вам интересных, новых и полезных открытий.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку.

Актуализация знаний (1 мин)

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся

Цель: включиться в активную познавательную деятельность.

Воспроизведение ранее изученных понятий.

Обсуждает с учащимися ранее изученное, акцентирует внимание на основных моментах изученного материала.

-Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой день недели наступит завтра?

Слушают учителя, отвечают на вопросы, вспоминают дни недели.

-Что такое дни недели?

— Единицы времени.

— Какие единицы времени вам ещё известны?

Называют примеры известных единиц времени.

Мотивация. Презентация, слайды 2- 5 (2мин)

Цель: мотивация учащихся к активной познавательной деятельности на уроке.

Цель: самоопределение «хочу».

Выработка на личностно значимом уровне внутренней  готовности к открытию знаний и включению в учебную деятельность.

— А хотите узнать, какие ещё единицы времени существуют?

Выражают заинтересованность.

— Давайте потанцуем, а музыка нам подскажет, о чём будет наш урок.

Выполняют танцевальные движения за учителем.

Формулировка темы урока (1мин)

Цель: подвести к формулировке темы урока.

Цель: самостоятельно сформулировать тему урока.

-О чём же мы будем говорить?

— Какие времена года вы знаете?

 Открывает тему урока:

— Итак, тема нашего урока «Времена года»

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему.

Целеполагание, постановка учебной задачи (2мин)

Цель: организовать постановку цели и задач урока.

Цель: определить цели и задачи урока.

-Что бы вы хотели узнать о временах года?

Формулируют цели  и задачи урока, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои точки зрения, сравнивают их, находят общие черты и приходят к единому мнению.

-С каким помощником определения единиц времени мы познакомились?

— Мы знаем , что помощник по определению единиц времени- это календарь.

— Чему вы хотели бы научиться с

помощью календаря по нашей теме урока, что хотели бы узнать ?

Предположительные ответы  

детей:

-Можно ли с помощью календаря определить, как времена года идут друг за другом? Из каких единиц времени состоят времена года?

— Предположите,  как вы будете работать в классе, друг с другом? Какие правила  работы с другими людьми вы знаете ?

— Мы будем работать в парах, в группах, используя правила: слушай других, уважай чужое мнение, подумай, потом говори, не выкрикивай,  умей договариваться, работать нужно дружно.

Объединение в тематические  группы (2 мин)

Цель: выявить первичные знания детей об объектах и явлениях природы разных времен года.

Организация коммуникативного взаимодействия учащихся с целью реализации выявленных задач, направленных на приобретение недостающих знаний.

Цель: актуализировать знания  об объектах и явлениях природы разных времен года; объединиться в тематические  группы по временам года.

На цветных карточках- полосках записаны слова, прочитайте их и догадайтесь к какому времени года они относятся, объединитесь в группы по временам года. (Приложение 1)

Проверяет состав групп:

-Проверим, все ли нашли свою группу, поднимите полоски вверх.

Выполняют задание, объединяются в группы.

«Открытие» нового знания (7 мин)

Цель: создать условия для самостоятельного открытия детьми нового знания о временах года.

Цель: используя план ответа, самостоятельно прийти к “открытию” новых знаний.

В одной песне есть замечательные слова:

«У природы нет плохой погоды —
 Каждая погода благодать.
Дождь ли  снег — любое время года
Надо благодарно принимать…»

— О чем эти слова?

Внимательно слушают отрывок из песни, анализируют услышанное, высказывают личностное отношение, делают вывод из услышанного.

— Я предлагаю вам доказать, что ваше время года прекрасно, по плану расскажите какие особенные черты вашего времени года: особенности погоды, изменения в растительном и животном мире, какие занятия людей вы можете назвать. Обсудите в группах. Кому необходимо используйте карточки – подсказки.

— Озвучьте свои мысли.

Работают в группах. Обсуждают, составляют ответ по предложенному плану и карточкам — подсказкам.

(Приложение 2. Приложение 3)

Первичное закрепление (2 мин)

Цель: проконтролировать степень и качество усвоения нового материала

Цель: самоконтроль степени и качества усвоения нового материала

— Муравьишка нарисовал картины времен  года, найдите ошибки и зачеркните их.

Предлагает проверить по интерактивной доске.

В группах ищут ошибки в рисунках. (Приложение 4)

На интерактивной доске проверяют с комментированием, с помощью кнопки «перо» зачёркивают лишнее на рисунке.

Исследовательская работа. Работа по учебнику. (2 мин)

Цель: научить проводить исследование по схеме, делать выводы по результату исследования.

— Садитесь на свои места. Поработаем по учебнику — стр.10.

-Какой главный вопрос задан на странице нашего учебника? Попробуем на него ответить.

-Перед вами схема «Годовой круг». Попробуйте определить, в какой последовательности времена года сменяют друг друга.

 -Какое время года сейчас? Какое будет следующим по кругу, а после весны, а потом? Какое время года между зимой и летом?  Какое время года идёт перед весной? После лета?

-Ответим на главный вопрос нашего урока: когда наступит лето? Сколько времен года всего?

Цель: провести исследование по готовой схеме, сделать вывод по результатам исследования.

Дети садятся на свои привычные места. Работают  по учебнику с рисунком — схемой. Отвечают на вопросы. Делают выводы.

Проверка по эталону. Просмотр видеофильма

по электронному приложению к учебнику (1 мин)

Цель: создать условия для проверки выводов по эталону.

Цель: проверка по эталону.

— Проверим наши выводы, посмотрим фильм.

Смотрят фильм о временах года по электронному приложению к учебнику. Соотносят свои выводы с увиденным.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Работа в рабочей тетради на печатной основе. (2 мин)

Цель: проверить степень и качество усвоения нового материала; создать условия для осуществления контроля, коррекции  и  оценку результатов деятельности учащихся.

Цель: проверить степень и качество усвоения нового материала; осуществлять взаимоконтроль,  коррекцию  и  оценку результатов деятельности одноклассников.

— Поработаем в тетради: возьмите  клей и карточки с временами года и  наклейте рисунки в правильной последовательности. Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

Работают в тетради.

Осуществляют взаимопроверку.

Физкультминутка (1 мин)

Цель: профилактика переутомления, обеспечить кратковременный отдых для детей.

Цель: снять эмоциональное и физическое напряжение.

Проводит физкультминутку под отрывок из песни «У природы нет плохой погоды».

Выполняют двигательные упражнения с учителем.

«Открытие» нового знания через исследовательскую работу в группах (4 мин)

Цель: создание условий для изучения нового материала через исследовательскую работу; развитие коммуникативного сотрудничества.

Цель: «открытие» новых знаний через исследовательскую работу; развитие коммуникативного сотрудничества.

— С помощью чего мы научились определять дни недели?

 — С помощью календаря.

— Прочитайте слова на календаре

 ( у каждого учащегося календарь на парте), догадайтесь, что ещё мы можем определить по календарю?

Приходят к выводу по новому материалу:

— По календарю можно определять месяцы.

-Вернёмся в группы.

— Перед вами большой календарь и цветные фишки, разложите их на столе.

— Посмотрите на календарь, с какого месяца начинается год?

— Положите синюю фишку.

— Каким месяцем заканчивается год? Отметьте фишкой.

-К какому времени года они относятся? Какой ещё зимний месяц есть? Отметьте фишкой.

-Сколько всего зимних месяцев?

— Месяцы следующего времени года вы узнаете, расшифровав их древние названия.

1. «В Древнем Риме он был первым месяцем года и весны и посвящён Марсу. Отметьте зелёной фишкой.

2. Этот месяц означал в Древнем Риме «теплый», «солнечный», а наши предки называли его «цветень».

-Отметьте фишкой.

3.Этот месяц произошёл от имени — древнегреческой богини земли и плодородия — Майя.» [ 2 ].

-Отметьте зеленой фишкой.

-Какому времени года эти месяцы принадлежат.

-Сколько месяцев весны?

-Отгадайте загадки  и поставьте розовые фишки :

1) «Теплый, длинный-длинный день,
В полдень — крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка?( июнь)

2) Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его — вершина лета,
Что, скажи, за месяц это? (июль)

3)Этот устали не знает,
Заглянув во все сады,
Он в корзинки собирает
Золотистые плоды.
Груши, яблоки, малину,
Наклоняя ветки рвет,
И в бочонки и кувшины
Льет густой душистый мед. (август)»[3]

— Сколько месяцев отметили?

— Какое время года?

— Я предлагаю вам стать переводчиками с латинского языка. Я буду называть латинское слово, а вы догадайтесь с каким месяцем оно связано:

  • «септембер» — сентябрь, поставьте жёлтую фишку;
  • «окто» – октябрь, поставьте жёлтую фишку;
  • «новеем» – ноябрь, поставьте жёлтую фишку.

— Сколько фишек поставили? Какое время года?

— Сколько всего времен года получилось по календарю?

-А сколько месяцев?

Работают в группах.

Демонстрируют свои знания об изучаемом, отгадывают загадки, логически мыслят,  выполняют практическое задание по готовому календарю с помощью цветных фишек, делают выводы, комментируют, оценивают, дополняют ответы одноклассников.

Включение нового знания в систему знаний.

Самоанализ и самоконтроль (3 мин)

Цель: проконтролировать степень и качество усвоения нового материала.

Цель: самоконтроль степени и качества усвоения нового материала.

— Поработаем в тетради, стр.10 №4. Работайте в парах, помогая друг другу.

-Пронумеруйте названия месяцев в правильной последовательности, так как они идут по календарю.

Работа в парах в тетради над нумерацией месяцев

-Что используете в качестве помощи?

— Используем календарь как помощника.

-Как узнаете номер месяца?

— Нужно посчитать.

-Проверим. Назовите первый месяц, второй, третий …

( учитель проставляет нумерацию месяцев на слайде интерактивной доски с помощью кнопки «перо»)

Проверяют, сверяясь с образцом на интерактивной доске.

Включение нового знания в систему знаний.

Работа в группах. Практическая работа. (5 мин)

Цель:  практическое применение новых знаний  с ориентацией на приобретение последующего жизненного опыта ; развитие коммуникативного сотрудничества.

Цель: приобрести навыки коммуникативного сотрудничества; реализовать  полученные знания на практическом уровне.

— Что люди меняют с приходом нового времени года?

— Люди меняют одежду.

— Зачем нам это нужно делать?

-Чтобы не заболеть и нам было удобно.

-Кто из вас знает, как называется одежда для разных времен года?

-Это сезонная одежда.

Высказывают предположения.

-Представьте, что вам поручили одеть младшую сестренку на прогулку, выберите одежду по указанному времени года.

Раздаёт игрушки — бумажные куклы с набором одежды.

— Проверим, как вы выполнили задания, какую одежду вы выбрали в соответствии с вашим временем года, прокомментируйте, почему именно эта одежда.

Работают в группах. Выполняют поставленную задачу, комментируют свой выбор, коллективно оценивают работу групп.

Закрепление изученного. Самостоятельная работа.

Работа в группах по каналам восприятия информации. (3 мин)

Цель: проверить уровень усвоения нового материала

Цель: проверить уровень усвоения нового материала

 Дети заранее поделены на группы по разным каналам восприятия информации (с учётом данных психолога).

— Разделимся на группы по интересам:

( Для аудиалов)

-Кто любит слушать, пройдите к компьютеру и  определите, какому времени года принадлежат звуки — заполните таблицу, сверьте свой ответ с образцом ( в конверте правильный ответ),

(Приложение 5).

(Для визуалов)

 -Кто любит смотреть, придумайте значок — символ для каждого времени года и нарисуйте .

(Для кинестетов)

— Кто любит давать работу рукам — распределите картинки по временам года и составьте выставку картин: пусть в вашей галерее будет 4 зала по временам года. (Приложение 6 «Картины художников»( на магнитах))

Делятся по указанию учителя на группы. Самостоятельно выполняют поставленную задачу.

  • Аудиалы проводят проверку по эталону.
  • Визуалы демонстрируют выполненное задание.  
  • Кинестеты приглашают на «выставку картин», ребята других групп дают оценку выполненной работе.

Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.

Презентация, слайд № 6 (4 мин)

Цель: сопоставить предполагаемую цель урока и достигнутые результаты.

Цель: самоконтроль и самооценка учебной деятельности.

-Какое время года вы любите? Почему?

-Дополните предложения:

  • Я узнал…
  • Я понял…
  • Я научился…
  • Теперь я могу самостоятельно…

Подводят итоги по поставленным целям и задачам.

Активный метод «Альпинисты»

Цель: Получить обратную связь от учащихся, эффективно и интересно подвести итог  урока и завершить работу. Выяснить насколько учащиеся были довольны предоставленным материалом, удовлетворены своей ролью на уроке, своим вкладом в процесс  работы над освоением новыми знаниями, умениями.

Цель: самооценка самореализации на уроке.

«Альпинисты» (на плакате нарисована гора, дети размещают свою именную фишку на выбранную позицию).

 – Оцените свою работу на уроке:

  • Если вы были не уверены в себе, часто использовали помощь учителя, сомневались в своём успехе — поставьте фишку на отметку «Я боюсь высоты»
  • Если вы были активны, вам многое удавалось, но вы использовали помощь учителя – вы «Смелый  альпинист».
  • Если достигли целей самостоятельно, были уверены во всем и все задания верно выполняли – вы- «Покоритель вершин».

Рефлексируют,  обозначая свой достигнутый результат на выбранной позиции фишкой.

— Я тоже хочу высказать своё отношение к вашей работе на уроке.

( учитель комментирует согласие с выбранной обучающимися позицией на «Горе альпинистов», при необходимости указывает детям на заниженную или завышенную самооценку).

Соотносят оценку учителя со своей позицией

Мотивация к изучению следующего материала (1 мин)

Цель: заинтересовать будущим учебным материалом, усилить мотивы любознательности.

Цель: заинтересоваться  новым учебным материалом.

— Прежде чем мы закончим урок, я хочу, чтобы вы задумались, а есть ли на нашей планете такие места, где мы не сможем пронаблюдать смену времен года. Есть ли у вас какие-то предположения?  

-Верны ли ваши мысли, мы узнаем на следующих уроках окружающего мира.

Задумываются над поставленным вопросом, высказывают свои предположения.

Итог урока. Поощрение. (1 мин)

Цель: поощрить учащихся за работу на уроке.

Цель: завершить урок.

Оценивает и поощряет  работу учащихся с помощью карточек — успехов.

-Урок закончен. Всем спасибо. Молодцы.

Полученные карточки кладут в «Конверт успехов».

— Спасибо за урок.

Времена года на планетах Солнечной системы

Вот и пришла весна. С полей сошел серый и унылый снег, а солнце стало теплее и ласковее. Пробуждается природа: начинает пробиваться первая зелень, набухают и распускаются почки на деревьях, возвращаются перелетные птицы, а из нор и гнезд выбирается живность. Вскоре наступят лето, осень, зима и снова придет весна. Из года в год на нашей планете сменяются времена года.

Но что же обеспечивает эти циклические изменения природы? Основной причиной смены времен года является наклон оси нашей планеты по отношению к плоскости эклиптики, т.е. плоскости вращения Земли вокруг Солнца. Ось Земли наклонена от плоскости эклиптики на 23,44°. Если бы этот угол был равен нулю, на планете никогда бы не сменялись времена года, продолжительность дня и ночи была бы одинакова, а солнце бы поднималось над горизонтом на одну и ту же высоту в течении всего года.

А сменяются ли времена года на других планетах Солнечной системы?

Меркурий

Если брать во внимание только тот показатель, который оказывает решающее влияние на формирование времен года на Земле, наклон оси вращения, то на Меркурии не должно быть привычных нам времен года. Однако Меркурий движется по очень вытянутой орбите, приближаясь в перигелии к Солнцу на 46 млн км и отдаляясь на 70 млн км в афелии, что вносит заметное влияние в формировании меркурианской погоды. Находясь на небольшом удалении от Солнца, освещенная сторона Меркурия нагревается в среднем до +300°C(максимум: +427 °C) и наступает меркурианское лето. В дальнем участке орбиты наступает зима, даже днем в это время температура не поднимается выше 107°C, а ночью опускается до -193°C.

Рассвет на Меркурии происходит лишь раз в два года (раз в 176 дней), но это самый горячий рассвет во всей системе.

В то же время на полюса Меркурия практически не попадает солнечный свет по причине минимального наклона оси вращения к плоскости эклиптики (0,01°). В этих темных и холодных областях были обнаружены ледяные полярные шапки, правда достигающие всего 2-х метров в толщину.

Интересно, что сутки (175,94 земных суток) на Меркурии длятся в два раза больше чем год (87,97 земных суток).

Венера

На Венере, как и на Меркурии, так же нет смены пор года. Угол оси вращения Венеры составляет внушительные 177°, другими словами, эта планета имеет перевернутую ориентацию, и фактический угол наклона составляет всего 3°. Эксцентриситет орбиты, т.е. ее степень отклонения от окружности, предельно мал (0,01) и потому не вносит совершено ни каких корректив в погоду. Круглый год на поверхности планеты царит раскаленное лето: средняя температура переваливает за отметку +400°C.

Круглый год на Венере царит знойная жара, средняя температура около +400°C.

Марс

Марс во многом похож на нашу планету. Наклон оси вращения Марса относительно плоскости его орбиты равен 25,2°, что лишь немногим больше земного. Немного больше и эксцентриситет орбиты Красной планеты. Как следствие, марсианский климат носит чуть более выраженный сезонный характер, иначе говоря разница (особенно в температуре) между различными временами года выражена сильнее.

Еще одна интересная особенность марсианских сезонов заключается в том, что они ощутимо отличаются в разных полушариях планеты. Так в южном полушарии наблюдаются жаркое лето и холодная зима, тогда как в северном такие контрасты отсутствуют — и лето и зима здесь мягкие.

Юпитер

Ось вращения планеты-гиганта наклонена всего на 3,13° по отношению к плоскости орбиты, степень отклонения самой орбиты от окружности также минимальна (0,05). Иначе говоря, ничто здесь климат не носит сезонного характера и постоянен на протяжении всего года.

Сатурн

Наклон оси вращения Сатурна равен 29°, поэтому смена времен года на этой планете характеризуется более выраженными перепадами в количестве солнечного света, а следовательно и температуры, чем на Земле. Каждый сезон — будь-то лето или осень длится на планете-гиганте около 7 лет. В зависимости от времени года, Сатурн может менять свою расцветку. Восемь лет назад, когда АМС «Кассини» впервые приблизился к планете, на северном полушарии была зима и эта часть Сатурна имела голубой оттенок. На сегодняшний день в голубой цвет окрашивается юг — туда пришла зима. По мнению астрономов это явление возникает из-за интенсивности излучения ультрофиолета — зимой оно понижается, с приходом лета — повышается.

Зима на южном полушарии Сатурна. Голубая дымка, покрывшая южный полюс планеты является прямым следствием понижения температуры, т.е. приходом зимы. 10 лет назад, в 2004 году точно такой же голубой туман окутывал северный полюс газового гиганта.

Уран

Угол наклона оси вращения планеты составляет 97,86° — другими словами Уран лежит на боку слегка вниз головой. Этот фактор объясняет довольно-таки специфическую смену сезонов. В периоды солнцестояния только один из полюсов планеты обращен к Солнцу. Привычная для нас смена дня и ночи характерна только для экватора, остальные части Урана находятся под покровом полярного дня или полярной ночи длиною 42 земных года.

Фотография Урана, сделанная зондом Вояджер-2

На обращенном к Солнцу полюсе происходят кардинальные изменения: температура значительно возрастает, верхние слои атмосферы начинают медленно приобретать яркие тона, сменяя бледно-голубой оттенок, возрастает скорость ветров и количество облаков.

Нептун

На Нептуне ось вращения отклонена на 30°, поэтому смена времен года здесь схожи с земными, однако свои коррективы вносит расстояние планеты до Солнца. Год на Нептуне составляет практически 165 земных лет, следовательно каждый сезон длится, не больше не меньше, 41 год! В 2005 году на южном полушарии началось лето, и продлится оно до 2046 года.

Урок-конспект по теме: «Времена года»

Тема урока: Времена года. Смена времён года.

ЗАДАЧИ:

  • Сформировать в учащихся представление о смене времен года;
  • Показать учащимся, что движение Земли вокруг Солнца — причина смены времен года на планете;
  • Развивать в учениках наблюдательность, внимательность и исследовательские навыки;
  • Продолжить развивать умение работы с учебником;
  • Привить бережное отношение и любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Теллурий (модель Солнце-Земля-Луна) — движущаяся модель взаимного расположения Солнца, Земли и Луны в различных фазах их вращения. Позволяет наглядно продемонстрировать: смену времен года, смену дня и ночи, фазы Луны, солнечные и лунные затмения;
  • Иллюстрации природы в различное время года
  • Глобус;
  • Учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания:

  • Почему меняется день и ночь на планете?
  • Какие явления природы повторяются каждые сутки?
  • Сколько раз оборачивается Земля за сутки?
  • Меняется ли продолжительность ночи и дня зимой?

III . Объявление темы и основных задач урока.

Выберите вывод, — единственно правильный из этих следующих трех:

  1. Ночь наступает потому, что на небе появляется Луна.
  2. Солнце вращается вокруг планет.
  3. День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по-разному освещается Солнцем. (Последний вывод правильный.)

Закрепление новой информации методом «вопрос-ответ»:

  • Какие движения Земли вам известны?
  • ( Движение вокруг своей оси, движение вокруг Солнца.)
  •  
  • К чему приводит движение вокруг своей оси?
  • ( К смене дня и ночи. )
  •  
  • К чему приводит движение Земли вокруг Солнца?
  • ( Мы пока не знаем.)
  •  
  • Как вы считаете, чему будет посвящен урок?
  • ( Мы узнаем, что происходит на Земле, когда она движется вокруг Солнца.)

На доске висят 4 иллюстрации, изображающие времена года. Учитель загадывает детям загадки.

Обернулась в лёд вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

(Зима)

Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.

(Весна)

Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” — приглашаю.

(Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.

(Осень)

Отгадывание загадок, сопровождается показом иллюстраций. Молодцы ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о временах года и постараемся ответить на вопрос: По какой причине всё-таки происходит их смена?

IV . Изучение нового материала

Человеку издавна было интересно знать, почему летом тепло, а зимой холодно, почему летние дни длинные, а ночи короткие. По истечении времени, стало известно, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу справа налево (по часовой стрелке). Именно поэтому и происходит на Земле смена дня и ночи, а также смена времён года (рекомендуется показать визуально, с помощью глобуса и фонарика — очень эффективно!).

Если вообразить линию от Северного полюса к Южному, то мы получим основание, собственно на котором и держится Земля – это земная ось. Она наклонена к плоскости орбиты Земли под углом и направлена всегда на Полярную звезду. Оттого, что положение оси Земли наклонено постоянно в одном и том же направлении, Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов, а вокруг своей оси за 24 часа.

времена года в северном полушарии

В связи с этим, на Земле и существует 4 времени года. Давайте их назовём (весна, лето, осень, зима). Если летом Северное полушарие повёрнуто к Солнцу, лучи падают прямо, мы оказываемся на хорошо освещенной поверхности Земли, соответственно с длинным днём и короткой ночью. В этот период начинается активный рост и размножение растительного мира. А зимой Северное полушарие, проходя по орбите, отворачивается от Солнца, солнечные лучи слегка касаются Земли, соответственно день короткий, а ночь длинная. Происходит затишье, природа спит. Когда лучи Солнца освещают Северное и Южное полушарие равномерно, там наступает осень и весна.

Ещё одним главным моментом является наличие таких дней, когда Солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом.

  • 22 июня – день летнего солнцестояния;
  • 22 декабря – день зимнего солнцестояния;
  • 22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.

Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов. Мы знаем, что в году 4 времени года, в каждом по три месяца. Назовите их. Наши предки имели совсем другие названия месяцев, попробуйте, отгадайте, объяснив некоторые названия (сечень, лютень, берёзозол, цветень, травень, червень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, студень).

Далее рекомендуется провести практическую работу, используя глобус и фонарик. Дети с учителем ищут на глобусе место, где они проживают. Коллективно выясняют, как должна быть расположена модель земли, в разное время года, описывая при этом главные отличительные особенности каждого времени года (погода, природа, температура, жизнь животных и людей).

Вопросы для закрепления информации:

  • Какие движения осуществляет наша Земля?
  •  
  • Сколько дней длится год?
  •  
  • Объясните, почему бывают времена года. Назовите их.
  • Вспомните, что вам известно о движении Земли вокруг своей оси.
  •  
  • Какие бывают времена года?
  •  
  • Издавна люди заметили, что когда солнце поднимается высоко на небосклоне, — на земле тепло, а когда опускается низко, — холодно.
  •  
  • Почему теплое время года (весна, лето) изменяются холодными (осень, зима)?
  •  
  • Почему Земля получает от Солнца в разные времена года неодинаковое количество тепла и света?
  •  
  • Когда солнечные лучи падают прямо, солнце жарче. Если же лучи солнца падают на земную поверхность под углом, то они греют земную поверхность слабее. Вот почему меняются времена года на Земле. За какое время Земля вращается вокруг Солнца? Как это время называют?

В подготовке к уроку будет полезна статья: Как происходит смена времен года

2 . Физкультминутка

V. Систематизация знаний

Демонстрация смены времен года на Земле с помощью теллурия:

  • Дети! Посмотрите на этот прибор.
  •  
  • Кто из вас знает, как он называется?
  • (Теллурий)
  •  
  • Произнесите слово хором.
  •  
  • Вы сегодня сумеете раскрыть тайну, почему на этот урок я принесла именно этот прибор.
  • (Учитель включает теллурий.)
  •  
  • Я хочу выслушать ваши мнения.
  •  
  • Какие предположения?
  • (Модель Земли и Солнца, -теллурий изображает, как вращается Земля относительно Солнца.)
  •  
  • Какую роль будет играть лампа?
  • (Лампа играть роль Солнца.)
  •  
  • Сделаем вывод. Расскажите о том, как падают лучи на руку.
  • (В первом случае лучи падают прямо на руку, а в иных случаях лучи падают наискосок.)
  •  
  • Так почему в первом положении руке было теплее?
  • ( Потому что лучи были прямые, а рука находилась ближе к источнику тепла.)
  •  
  • Выполним такой же опыт с глобусом — моделью Земли. В глобусе есть воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля.
  •  
  • Проследим за вращением глобуса.
  •  
  • Куда «смотрит» ось Земли: на Солнце или в направлении от него?
  • (От Солнца).
  •  
  • Как вы считаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?
  • ( И свет, и тепло.)
  •  
  • Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: в Африке или в Антарктиде.
  • ( В Африке больше тепла. )
  •  
  • Продолжим наблюдение за вращением глобуса вокруг Солнца.
  •  
  • Ось земли « смотрит» на Солнце или в направлении от Солнца?
  • ( На Солнце.)
  •  
  • Пока наше полушарие повернуто к Солнцу , дни у нас длинные , лучи прямые ,время года — лето. Пока наша полушарие обращено от Солнца — дни у нас короткие , лучи косые , время года — зима.
  •  
  • За какой период произойдет полное обращение Земли вокруг Солнца?
  • ( За год.)
  •  
  • Сколько длится год?
  • (12 месяцев).
  •  
  • Итак, что происходит при вращении Земли вокруг Солнца?
  • ( Смена времен года.)
  •  
  • Какова главная причина смены времен года?
  • ( Наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца.)
  •  
  • Почему летом день длится дольше?
  • (Солнце поднимается высоко над горизонтом.)
  •  
  • Почему зимой холодно?
  • (Солнце низко над горизонтом.)

VI . Подведение итогов

  • Как движется наша Земля?
  •  
  • Какая причина времен года?
  •  
  • Какие есть времена года?
  •  
  • Сколько дней в году?

На Земле существует 4 климатических пояса:

  • Экваториальный пояс — самый жаркий, где весной и осенью происходит засуха, а летом и зимой повышенная влажность.
  • Тропический пояс — практически весь год жарко и засушливо. Однако, один раз в год происходит сезон дождей — самый холодный сезон года.
  • Умеренный пояс — к нему можно отнести Западную Европу, Центральную часть России. Весной и летом относительно сухо с кратковременным выпадением осадков, осеню и зимой их выпадает огромное множество, в виде дождя и снега.
  • Арктика и Антарктида — в этой части времена года не меняются, происходит только смена дня и ночи, так как погодные условия одинаковые в течении года, температура всегда ниже нуля.

VII. Закрепление пройденного материала.

времена года

Путь, которым Земля вращается вокруг Солнца, называют орбитой. Смена времен года — вечное и неизменное явление природы. Его причиной является движение Земли вокруг Солнца, который длится 365 дней, или год.

  • Почему происходит смена дня и ночи?
  • Почему происходит смена времён года?
  • Когда в Северном полушарии лето, какое время года будет преобладать в Южном? (зима).
  • Если в Северном полушарии весна, то в Южном полушарии?(осень)
  • Где в течение года Солнце светит одинаково? (в районе экватора)
  • Объясните, что было бы, если земная ось была расположена вертикально? (времен года бы не существовало. Потому что любая точка на земном шаре, на освещаемой стороне, были бы одинаково удалены Солнца. Соответственно воздух прогревался равномерно).
  • На каком климатическом поясе мы проживаем?

VIII. Решение естественных задач

  • Вы вымыли в классе доску. Она мокрая. Куда исчезла вода?
  •  
  • Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой.
  • ( Ответы учащихся.)
  •  
  • Может вода испаряться при низких температурах?
  • ( Нет)
  •  
  • Для чего хозяйки зимой вывешивают выстиранное белье на улицу?
  • ( Сушить)
  •  
  • Оно высыхает?
  • ( Да)
  •  
  • Значит, вода испаряется.
  • В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда.
  •  
  • Зимой в виде чего возвращается вода на землю?
  • (В виде снега).
  •  
  • А снег — это вода. Круговорот воды бесконечен!

IX. Домашнее задание

Прочитать материал в учебнике, сложить устный рассказ о дружбе Земли и Солнца, найти загадки и пословицы о временах года.

Поблагодарить детей за урок, выставить оценки.

X. Итог урока.

Поблагодарить детей за урок, выставить оценки.

Урок окружающего мира на тему » Смена времён года»

Урок окружающего мира. 2 класс. Школа 2100.

Учитель: Россихина Светлана Викторовна.

Тема урока. Смена времён года

Цель:  формирование  общеучебных умений в процессе изучения временных изменений в природе.

Задачи:

 1.Расширить и уточнить знания детей о временах года, объяснить причины смены времён года.

2.Развивать мыслительную, речевую деятельность, способность прогнозировать, планировать и оценивать результаты своей работы

3.Воспитывать коммуникативную культуру, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.

Учебно-методическая обеспечение:

учебник  « Окружающий мир» ( Наша планета Земля) А. А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, УМК « Школа 2100», рабочая тетрадь к учебнику

« Окружающий мир»( Наша планета Земля) А. А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан,  мультимедийная презентация Power Point.

Технические средства: компьютер, проектор, теллурий, глобус, фонарики

Ход урока

1.Организованное начало урока

— Добрый день. Поприветствуйте друг друга и настройтесь на изучение окружающего мира.

-Для начала обратимся  к девизу нашего урока и прочитаем  его хором:

Мы науки изучаем,

Об открытиях мечтаем.

Будем знанья получать,

Чтоб потом их применять. (слайд1)

-Чего мы ждём от урока?( Мы хотим получить новые знания, радоваться новым открытиям)

Где пригодятся эти знания?

-Предположительно оцените себя (Как бы вы хотели сегодня поработать?)

-Начать наш урок я хочу словами французского философа Ж.Руссо

«Вы талантливые дети! Когда- нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению»

Я желаю вам уже сегодня убедиться в правильности этого высказывания.

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи

 -Чтобы открыть новое необходимо вспомнить уже  изученное.         

— Выберите  тот   вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке.

( слайд2)

      1.Ночь наступает, так как на небе появляется Луна.

      2.Планеты вращаются вокруг Солнца под воздействием закона всемирного тяготения.

      3.День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по- разному освещается Солнцем .(Последний вывод относится к прошлому уроку)

— Какие движения Земли вы знаете? ( Движение вокруг своей оси, движение вокруг Солнца)

-К чему приводит движение вокруг своей оси? ( К смене дня и ночи)

-К чему приводит движение Земли вокруг Солнца? ( Мы пока не знаем)

-Как вы думаете, чему будет посвящён урок? ( Мы узнаем, что происходит на земле, когда она движется вокруг Солнца)

-Значит,  наш основной вопрос звучит так:

  Что произойдёт при вращении Земли вокруг Солнца? ( слайд3)

— Внимательно посмотрите на картинки. Командир от каждой группы выходит к доске со своей картинкой, когда услышит загадку, которая подходит к изображению.

Обернулась в лед вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима)

Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю. (Весна)

Я соткано из зноя
Несу тепло собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!”- приглашаю. ( Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень)

— О чем пойдет речь сегодня на уроке? (О временах года.)

— А что будем говорить о временах года, расскажет нам видеоролик. (Видео, 40 сек.)

— Так какая тема урока? (Смена времен года)

– Составим план урока.

План (примерный)

  1. Почему жизнь природы меняется по сезонам?

  2. Почему летом тепло, а зимой холодно?

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

3.Совместное « открытие» знаний

-Командир от каждой группы подойдите ко мне. Возьмите каждый по полотенцу, намочите его и повесьте сушить. В конце урока мы узнаем, что с ними произошло.

Работа в группах.

-Вашему вниманию предлагаются конверты с заданием.  Обсудите и скажите,  каким образом ваши задания будут связаны с основным вопросом урока?

1группа  (Летом тепло и день длиннее ночи, а зимой холодно и дни короче. Почему?)

2группа ( Наступил октябрь и жители Австралии дружно стали покупать купальники.  Почему? )

3группа  (Жители Африки никогда не играли в снежки.  Почему?)

Версии групп:

1 группа (Потому что летом солнце поднимается высоко, а  зимой нет. При вращении земли вокруг Солнца мы узнаем в какое место на планете лучи попадают прямо, там и лето, а куда с наклоном, там зима?)

2группа ( Может быть в Австралии лето наступает в октябре. При вращении Земли вокруг Солнца мы узнаем,  когда у кого наступает лето?)

3группа ( Потому что в Африке никогда не было зимы. При вращении Земли вокруг Солнца мы узнаем, почему у кого – то не бывает зимы?)

-Где мы можем найти ответ на вопрос?  (в книге, энциклопедии, интернете).

-Проведём небольшое исследование.

-У вас на столах стоят глобус и лежит фонарик. Какую роль будет играть  фонарик?

 ( фонарик будет играть роль Солнца).

— Представьте сначала, что поверхность Земли – это ваша рука. Включим фонарик, поднесём  руку на таком расстоянии от лампы, чтобы рука и фонарик были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете?

( Руке очень тепло).

— Теперь, оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимите её вверх. Что вы ощущаете? ( Руке уже не так тепло).

— Верните в начальное положение. Что теперь? ( Руке опять тепло)

-Опустите вниз. Тепло ли руке?( Руке не так тепло)

-Почему?( Дети высказывают свои мнения)

— Сделаем вывод.

  -Расскажите о том, как падают лучи на руку в первом, втором и третьем          случаях.( В1-ом случае лучи падают прямо на руку, а во втором и третьем случаях лучи падают наискосок)

-Так почему в первом положении руке было теплее? ( Потому что лучи были прямые, а значит и ближе к источнику тепла)

— Проделаем такой же  опыт с глобусом- моделью Земли. У глобуса есть воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля. (слайд4)

Куда будет направлена ось Земли при вращении Земли вокруг солнца? Обсудите в группах, подсказкой послужат вам рисунки созвездий. (слайд5)

Версии детей:

( Ось Земли направлена на Полярную звезду).

 Вывод учителя: Земная ось (воображаемая линия от Северного полюса к Южному) наклонена к плоскости орбиты Земли под углом 23,5° и направлена всегда в одну точку — на Полярную звезду.

физминутка

— Когда вы будете передвигать глобус вокруг лампы, не забывайте соблюдать направление воображаемой оси.

Практическая часть

-возьмите в руку фонарики и попробуйте и сами пронаблюдайте за вращением Земли вокруг солнца.

-Как выдумаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?(И свет, и тепло)

Теллурий:

— Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: В Москве или в Австралии. ( В Австралии больше тепла)

_ Как вы думаете, какое время года в Москве? ( В Москве зима, а в Австралии – лето)

-Приглашается исследователь из другой команды.

-Передвинь глобус вокруг Солнца. Куда должна смотреть его ось?( На Полярную звезду)

-Ось земли смотрит на Солнце или от Солнца?( Думаю, что к Солнцу)

-Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: в Москве или в Австралии.( Теперь теплее в Москве).

_ Какое время года в Москве? ( Теперь в Москве лето, а в Австралии –зима)

-Попробуем сделать вывод.

— Почему так произошло? ( Версии детей)

-Обратимся к учебнику с. 59.( Чтение исследователем из третьей группы)

Пока наше полушарие повёрнуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые, время года – лето.

-Пока наше полушарие повёрнуто от Солнца. Дни у нас короткие, лучи косые, время года – зима.

-Как вы думаете, что произойдёт, когда Земля совершит полный круг вокруг Солнца? ( В Москве снова наступит зима, а в Австралии –лето)

-За какой период это произойдёт? ( За год)

— Так что же происходит при вращении Земли вокруг Солнца?( Смена времён года)

— Ответили ли мы на главный вопрос урока?( Да)

— Какая основная причина смены времени года? ( Наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца)

-Почему летом день длится дольше?( Солнце поднимается высоко над горизонтом)

— Почему зимой холодно?( Солнце низко над горизонтом)

-Прочитаем вывод хором в учебнике на с. 59

Наклонное положение оси Земли сохраняется в течение всего года, поэтому Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Часть года Северный полюс повернут к Солнцу, а вторую часть года к Солнцу наклонен Южный полюс. Из-за этого наклона прямые лучи Солнца иногда освещают участок поверхности Земли к северу от экватора, иногда к югу от экватора. Это различие падения солнечных лучей на участке земной поверхности и вызывает смену сезонов в различных районах Земного шара. Когда Северный полюс повернут к Солнцу, в странах к северу от экватора — лето, к югу — зима. Когда прямые солнечные лучи падают на Южное полушарие — здесь наступает лето, а в Северном полушарии — зима.

4. Просмотр видеофильма- времена года.

5.Самостоятельное применение знаний.

Работа в группах.

– Выполните задания на с. 56.

Первая группа наблюдает за растениями,

вторая – за птицами,

третья – за зверями (выполняет задание 3 в Рабочей тетради).

– Необходимо ответить на вопрос: почему растениям и животным приходится меняться?

– Какой вывод можно сделать?

– Почему летом тепло и дни длиннее ночи, а зимой холодно, дни короткие, а ночи длинные?

– Правильность своего ответа вы можете проверить на с. 59.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Общий вывод.

Жизнь природы изменяется по сезонам. Меняется время года, меняется температура, соответственно меняется жизнь растений и животных. Животные и растения приспосабливаются к природным изменениям, чтобы выжить.

6.Итоги работы

— Вернёмся к заданиям, которые получила каждая группа в начале урока. Сравните свои предположения .

1 группа ( Пока наше полушарие повёрнуто к Солнцу, дни у нас долгие и тёплые, лучи прямые, время года лето, а когда повёрнуто от Солнца, дни у нас короткие, а ночи длинные, лучи косые, время года –зима)

2 группа( В это время в Австралии лето, потому что материк находится в южном полушарии, самое холодное время попадает на июнь, июль, август)

3 группа(Африка имеет высокие температуры и считается самым жарким материком. Причина этого — в географическом расположении континента: вся территория Африки находится в жарких климатических поясах)

Рефлексия

-Поработайте в паре: расскажите друг другу, в чём же причина смены времени года?

– Что запомнилось больше всего?
– Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?

Заполните лист «Самооценка»:
– Умею ли я это делать хорошо?

– С каким настроением заканчиваете урок?

Оценивание

-Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний?

Домашнее задание

1.Дополнительный материал для любознательных с.62-63 в учебнике.

Конспект урока с использованием ИКТ «Времена года. Смена времен года»

Данный конспект урока разработан на основе программы “Мы и окружающий мир”, 2 класс. Авторы: Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. (Система Л.В.Занкова) с использованием информационно-компьютерных технологий.

Тема урока является одной из самых сложных и интересных в начальной школе. В подготовке к уроку использовалась электронная программа “Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире”, которая ориентирована на учащихся младших классов и охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире природы, его разнообразии, изменчивости и неповторимости. Программа с помощью яркой анимации, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий вводит ребенка в таинственный мир законов природы, рассказывает о круговоротах воды, веществ, жизни в природе, закономерностях смены времен года, дня и ночи на Земле и многом другом.

Программа, как источник красочных наглядно-дидактических материалов может активно использоваться учителем при фронтальной работе с классом.

В данном уроке рассмотрены эпизоды модуля “Смена времён года. Смена дня и ночи” в комплексе с традиционными приёмами при изучении нового материала.

Наглядно-дидактический модуль “Смена времён года. Смена дня и ночи” способствует достижению таких целей начального естественнонаучного образования, как

  • формирование научного мировоззрения;
  • знакомство с методами познания природы;
  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать факты, рассуждать, решать творческие задачи.

Цели:

  1. Расширить и уточнить представления детей о временах года, объяснить причины смены времён года.
  2. Развивать мышление, наблюдательность, речь, умение анализировать увиденное и делать выводы.
  3. Воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.

Оборудование: CD с программой “Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире”, иллюстрации с картинами природы в разное время года, тестовые задания для учащихся.

I. Организационный момент

II. Определение темы урока

Ребята, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке, отгадав загадки.

Обернулась в лёд вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима)

Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю. (Весна)

Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” — приглашаю. (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень)

(По мере, отгадывания загадок, на доске открываются иллюстрации, изображающие разные времена года. Приложение 1)

Итак, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О временах года).

Верно. Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и постараемся ответить на вопрос: Почему происходит смена времён года? (Вопрос на доске)

Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас? (Дети выдвигают разные гипотезы, в том числе и то, что смена времён года происходит из-за движения Земли вокруг Солнца)

В ходе урока мы проверим так ли это и есть ли другие причины смены времён года. Для этого внимательно пронаблюдаем за годовым движением Земли вокруг Солнца.

III. Работа по теме урока с использованием мультимедийного учебного модуля “Смена времён года”

Учитель демонстрирует эпизод 10.

1-2 кадр.

Земля движется по кругу справа налево (по часовой стрелке), но ось всегда нацелена в одну сторону на Полярную звезду.

Вы видите позицию, которую занимает наша Земля на своей орбите 22 июня.

Какое полушарие, по вашему мнению, получает больше солнечного света и тепла?

Верно, Северное, здесь лето.

3-4 кадры.

Земля продолжает своё движение.

Какое полушарие теперь обращено к Солнцу?

Как вы думаете, какое время года теперь в Северном полушарии? Почему?

По временам года меняется высота Солнца над горизонтом и продолжительность светового дня. Демонстрация эпизода № 3.

Когда солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом?

Эти дни называют: 22 июня – день летнего солнцестояния,

22 декабря – день зимнего солнцестояния,

22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.

IV. Физминутка для снятия напряжения с глаз

V. Продолжение работы по теме урока

Эпизод № 12.

Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов.

Эпизод № 13.

Когда в Северном полушарии лето, тогда в Южном – зима.

Если в Северном полушарии весна, какое время года будет в Южном полушарии?

Сколько различают времён года? Назовите их. Эпизод № 14, 1 кадр.

В каждом времени года 3 месяца. Назовите какие. Эпизод № 14, кадр 2.

Раньше на Руси месяцы называли по-другому. (Учитель демонстрирует слайды с названиями месяцев и соответствующими изображениями природы.)

Попробуйте объяснить некоторые названия (сечень, лютень, берёзозол, цветень, травень, червень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, студень.)

VI. Особенности смены сезонов в экваториальной зоне и за полярными кругами

Эпизод № 11.

Посмотрите на схему. Где в течение года освещение не меняется?

Что ещё особенного вы заметили?

Мы уже отметили, что земная ось наклонена постоянно в одну сторону, на Полярную звезду. Как вы думаете, что было бы, если земная ось была расположена не наклонно, а вертикально?

Не везде на Земле так ярко выражены времена года как в умеренном поясе. В районе экватора освещение не меняется. Значит, причин для смены сезонов года здесь нет.

Давайте совершим короткое заочное путешествие.

Выслушиваются короткие сообщения подготовленных учащихся с демонстрацией слайдов об экваториальных лесах, сезонах дождей и сухих сезонах, о полярной ночи и полярном дне у полюсов. (Приложение 2; Приложение 3)

VII. Закрепление и проверка полученных знаний

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает лист с заданиями тестового характера (Приложение 4), сообща выполняют задания и один представитель от каждой группы озвучивает результаты своей работы.

VIII. Итог урока

— Итак, вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. Как теперь вы ответите: Благодаря чему происходит смена времён года?

Заключение

Данный урок является примером использования ИКТ на уроках окружающего мира. Применение электронного учебного пособия в сочетании с традиционными средствами и формами обучения может повысить эффективность естественнонаучного образования младших школьников.

Система эпизодов модуля “Смена времён года. Смена дня и ночи” способствует формированию представления младших школьников о смене времён года. Средствами данного модуля обеспечивается существенное воздействие на развитие речевых навыков учащихся, различных уровней познавательных процессов: развитие мышления, воображения, памяти, внимания, сенсорное развитие. Содержание эпизодов способствует также воздействию на эмоциональную сферу и творческие способности учащихся.

Кроме ИКТ на уроке использовались загадки, индивидуальные сообщения учащихся, тестовые задания, которые ребята выполняли в группах.

Окр. мир «Смена времен года»

Программа: «Школа 2100».

Учебник: «Окружающий мир – «Наша планета Земля»; 2 класс, 1 часть.

Тема: «Смена времен года»

Цели:

  1. Познакомить учеников с вращением Земли вокруг Солнца.

  2. Научить различать времена года по основным признакам; демонстрировать вращение Земли вокруг Солнца.

  3. Развивать речь учащихся, воображение, мышление, память.

Оборудование:

  1. Учебник.

  2. Презентация.

  3. Плакат «Смена времен года» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру 2 класс.

  4. Дополнительный материал.

Ход урока:

Звенит звонок все громче, все сильней,

Какая трель над миром разливается!

Ты думаешь распелся соловей?

Не соловей – урок наш начинается!

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы

Давайте вспомним тему прошлого урока:

  1. Что мы узнали на прошлом уроке?

  1. Почему день сменяется ночью?

  1. Как определить, что наступила ночь?

Отлично!)))

Давайте поиграем в игру «Причина-следствие» и ответим на вопросы:

  1. Желтый лист покачнулся и упал на Землю? Почему?

  2. Была солнечная погода. Лодка отплыла от берега и через некоторое время она превратилась в маленькую точку? Почему?

  • Какие движение земли вы знаете?

  • Как вы думаете, к чему приводит движение земли вокруг Солнца?

  • Как вы думаете, почему осень сменяется зимой, зима весной, весна летом, а лето опять осенью? И как же называется смена?

И так чему же будет посвящен наш урок?

  1. Из-за чего происходит смена времена дня и ночи.

  2. Причина смена дня и ночи – вращение Земли вокруг своей оси.

  3. На небе появиться луна.

  1. Лист упал потому, что наступила осень и еще на него действует притяжение Земли.

  2. При удалении предметы кажутся меньше.

-Движение Земли вокруг своей оси и солнца.

— К чему приводит вращение Земли вокруг Солнца; смена времен года……….

  1. Открытие новых знаний

Давайте проведем с вами опыт:

  • Повесим намоченное полотенце и отжатое полотенце на спинку стула. Один стул повернем спинной к батарее отопления. Второе такое же полотенце повесим на другой стул. Его поставим боком к батареи на том же расстоянии.

Оставим оба полотенце до середины урока.

  • Как вы думаете, какие лучи сильнее греют: прямые или косые?

  • Хорошо и ваши предположения мы проверим через некоторое время.

Откройте учебник на странице 56:

Давайте рассмотрим картинки, на которых жизнь рябины меняется в течении года? Как же она меняется?

  • Почему ягоды рябины созревают летом, а не зимой?

  • Теперь давайте рассмотрим картинки животных и узнаем как же изменяется их жизнь?

  • Когда к нам прилетаю гуси? Почему?

  • Куда они улетают осенью?

  • Почему они не остаются на зиму?

  • Некоторые животные зимой впадают в спячку, а другие наоборот бодрствуют…

  • И какой же мы можем сделать вывод?

  • Почему на Земле летом тепло, а зимой холодно, что помогает сохранять тепло?

Таблица положения Солнца в разное время. (Летом Солнце поднимается высоко, лучи падают более прямо и нагревают поверхность Земли.

Ребята нагревание на Земле происходит неравномерно:

  • Вода нагревается медленнее и остывает медленнее.

  • Суша нагревается быстрее и остывает быстрее (нагревается только поверхность).

  • Так почему же летом теплее?

Выполните задание на странице 57:

Рассмотрите картинки. Какие времена года изобразил художник?

Вернемся к нашему опыту с полотенцами.

Одно из них нагревалось прямыми , а другое косыми лучами.

Прочитайте текст на странице 58 и ответе на вопрос:

Земная ось направлена анна полярную звезду, этот угол сохраняется в течении года, северное и южное полушарие одновременно получает неодинаковое количество света и тепла. От этого происходит смена времен года.

22 июня – день летнего солнцестояния. Самый длинный день в северном полушарии. В южном полушарии «полярная ночь»-день короче ночи (зима).

22 декабря – день зимнего солнцестояния. Это самый короткий день в сев. полушарии, в юж. – длинный день, самая короткая ночь (лето).

23 сентября – день осеннего равноденствия. День равен ночи (осень- сев. пол., весна- юж.пол.)

21 марта – день весеннего равноденствия.

Выполним задание 2, 4, 5.

  • Жизнь природы изменяется по сезонам, потому что летом тепло, а зимой холодно.

  • Прямые лучи больше нагревают Землю, от Земли нагревается воздух. А зимой Земля плохо прогревается и воздух остывает.

  • На левой картинке изображено лето. Здесь все лучи достигают Земли и нагревают её.

  • На правой картинке зима. Здесь меньшее количество лучей достигает Земли, нагревают ее хуже, так как падают с наклоном.

  1. Домашние задание

Сделать паспорт времени:

  1. Время года: лето (время года могут быть любые)

  2. Ось наклонена______________

  3. Солнечные лучи____________

  4. Приспособление растений____

  5. Приспособление животных____

  6. Приспособление человека_____

  7. День ______________________

+ дополнительный материал стр. 60-61.

  1. Рефлексия

Что нового узнали?

Что было самым интересным?

Что было трудным?

Чему способствует вращение Земли вокруг Солнца?………………………..

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему: «Времена года. Смена времен года»

Конспект урока с использованием ИКТ «Времена года. Смена времен года»

Данный конспект урока разработан на основе программы “Мы и окружающий мир”, 2 класс. Авторы: Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. (Система Л.В.Занкова) с использованием информационно-компьютерных технологий.

Тема урока является одной из самых сложных и интересных в начальной школе. В подготовке к уроку использовалась электронная программа “Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире”, которая ориентирована на учащихся младших классов и охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире природы, его разнообразии, изменчивости и неповторимости. Программа с помощью яркой анимации, динамических рисунков, схем и таблиц, красочных фотографий вводит ребенка в таинственный мир законов природы, рассказывает о круговоротах воды, веществ, жизни в природе, закономерностях смены времен года, дня и ночи на Земле и многом другом.

Программа, как источник красочных наглядно-дидактических материалов может активно использоваться учителем при фронтальной работе с классом.

В данном уроке рассмотрены эпизоды модуля “Смена времён года. Смена дня и ночи” в комплексе с традиционными приёмами при изучении нового материала.

Наглядно-дидактический модуль “Смена времён года. Смена дня и ночи” способствует достижению таких целей начального естественнонаучного образования, как

  • формирование научного мировоззрения;
  • знакомство с методами познания природы;
  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать факты, рассуждать, решать творческие задачи.

Цели:

  1. Расширить и уточнить представления детей о временах года, объяснить причины смены времён года.
  2. Развивать мышление, наблюдательность, речь, умение анализировать увиденное и делать выводы.
  3. Воспитывать любознательность, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.

Оборудование: CD с программой “Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире”, иллюстрации с картинами природы в разное время года, тестовые задания для учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Определение темы урока

Ребята, вы узнаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке, отгадав загадки.

Обернулась в лёд вода
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима)

Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю. (Весна)

Я соткано из зноя
Несу тепло с собою
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” — приглашаю. (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю. (Осень)

(По мере, отгадывания загадок, на доске открываются иллюстрации, изображающие разные времена года. Приложение 1)

Итак, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О временах года).

Верно. Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и постараемся ответить на вопрос: Почему происходит смена времён года? (Вопрос на доске)

Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас? (Дети выдвигают разные гипотезы, в том числе и то, что смена времён года происходит из-за движения Земли вокруг Солнца)

В ходе урока мы проверим так ли это и есть ли другие причины смены времён года. Для этого внимательно пронаблюдаем за годовым движением Земли вокруг Солнца.

III. Работа по теме урока с использованием мультимедийного учебного модуля “Смена времён года”

Учитель демонстрирует эпизод 10.

1-2 кадр.

Земля движется по кругу справа налево (по часовой стрелке), но ось всегда нацелена в одну сторону на Полярную звезду.

Вы видите позицию, которую занимает наша Земля на своей орбите 22 июня.

Какое полушарие, по вашему мнению, получает больше солнечного света и тепла?

Верно, Северное, здесь лето.

3-4 кадры.

Земля продолжает своё движение.

Какое полушарие теперь обращено к Солнцу?

Как вы думаете, какое время года теперь в Северном полушарии? Почему?

По временам года меняется высота Солнца над горизонтом и продолжительность светового дня. Демонстрация эпизода № 3.

Когда солнце занимает самое высокое (низкое) положение над горизонтом?

Эти дни называют: 22 июня – день летнего солнцестояния,

22 декабря – день зимнего солнцестояния,

22 марта и 22 сентября день равен ночи, это дни весеннего и осеннего равноденствия.

IV. Физминутка для снятия напряжения с глаз

V. Продолжение работы по теме урока

Эпизод № 12.

Полный оборот Земли вокруг Солнца происходит за 365 суток и 6 часов.

Эпизод № 13.

Когда в Северном полушарии лето, тогда в Южном – зима.

Если в Северном полушарии весна, какое время года будет в Южном полушарии?

Сколько различают времён года? Назовите их. Эпизод № 14, 1 кадр.

В каждом времени года 3 месяца. Назовите какие. Эпизод № 14, кадр 2.

Раньше на Руси месяцы называли по-другому. (Учитель демонстрирует слайды с названиями месяцев и соответствующими изображениями природы.)

Попробуйте объяснить некоторые названия (сечень, лютень, берёзозол, цветень, травень, червень, липень, серпень, вересень, листопад, грудень, студень.)

VI. Особенности смены сезонов в экваториальной зоне и за полярными кругами

Эпизод № 11.

Посмотрите на схему. Где в течение года освещение не меняется?

Что ещё особенного вы заметили?

Мы уже отметили, что земная ось наклонена постоянно в одну сторону, на Полярную звезду. Как вы думаете, что было бы, если земная ось была расположена не наклонно, а вертикально?

Не везде на Земле так ярко выражены времена года как в умеренном поясе. В районе экватора освещение не меняется. Значит, причин для смены сезонов года здесь нет.

Давайте совершим короткое заочное путешествие.

Выслушиваются короткие сообщения подготовленных учащихся с демонстрацией слайдов об экваториальных лесах, сезонах дождей и сухих сезонах, о полярной ночи и полярном дне у полюсов. (Приложение 2; Приложение 3)

VII. Закрепление и проверка полученных знаний

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает лист с заданиями тестового характера (Приложение 4), сообща выполняют задания и один представитель от каждой группы озвучивает результаты своей работы.

VIII. Итог урока

— Итак, вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. Как теперь вы ответите: Благодаря чему происходит смена времён года?

Заключение

Данный урок является примером использования ИКТ на уроках окружающего мира. Применение электронного учебного пособия в сочетании с традиционными средствами и формами обучения может повысить эффективность естественнонаучного образования младших школьников.

Система эпизодов модуля “Смена времён года. Смена дня и ночи” способствует формированию представления младших школьников о смене времён года. Средствами данного модуля обеспечивается существенное воздействие на развитие речевых навыков учащихся, различных уровней познавательных процессов: развитие мышления, воображения, памяти, внимания, сенсорное развитие. Содержание эпизодов способствует также воздействию на эмоциональную сферу и творческие способности учащихся.

Кроме ИКТ на уроке использовались загадки, индивидуальные сообщения учащихся, тестовые задания, которые ребята выполняли в группах.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о