Укажите недостатки дистанционной формы обучения: «Достоинства и недостатки дистанционного обучения» – Всё о дистанционном обучении: виды и преимущества *

«Достоинства и недостатки дистанционного обучения»

КЧГБПОУ «Первомайский аграрный колледж»

Дистанционное обучение:
достоинства и недостатки,
перспективы развития

Эркенова А.М.hello_html_m1a66c7fc.png

учитель информатики и ИКТ

Для большинства специалистов очевидна истина,

что дистанционное обучение —
это новая форма обучения, получения образования, а не
некие «дистанционные технологии», как это представлено
в Законе об образовании.
Е.С. Полат

Учиться дистанционно никогда не поздно
Народная мудрость.

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников и студентов активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании.

В современном обществе при бурном информационном росте  специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея «образования через всю жизнь» приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Использование Интернет технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным.

В тоже время необходимость получения основного образования в течение всей жизни или переквалификации развивают потенциал дистанционного обучения. С развитием и распространением Интернет технологий у дистанционного обучения появились новые возможности . В мире появилось огромное количество курсов дистанционного обучения и целые университеты дистанционного обучения.

Интересные цифры:

  • Бюджет Открытого Университета Великобритании – 400 млн.фунтов.

  • В Турецком Дистанционном Университете обучается более половины зарегистрированных студентов страны.

  • Национальный Открытый Университет Индиры Ганди насчитывает более 1 млн. студентов.

  • 81% всех высших заведений США предлагают как минимум один курс дистанционного обучения.

  • 67% учебных заведений США считают дистанционное обучение стратегически важным направлением своего развития.

«На сегодня мы имеем более 100 млн. слушателей e-Learning программ в мире. Общий
объем рынка в 2017 году составил 10 млрд. долларов, из них 7 млрд. приходится на Европу»
сообщила управляющий директор eLearnExpo Салли-Энн Мур в прошлом году на 1-ой
международной конференции по е-образованию в Москве.

Достоинства дистанционного обучения

   Технологичность — обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.

  •    Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедиа технологий, звука, видео делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными. (Образовательные учреждения США предлагали дистанционные курсы на следующей технической базе (в процентах от общего числа):
    • двустороннее интерактивное видео (two way interactive video) -57%;
    • односторонне видео, двустороннее аудио (one way video, two way audio) -24%;

    • обычная видео трансляция (one way live video) -9%;
    • видеокассеты (one way prerecorded video) -52%;
    • аудио графика (audio-graphic) -3%;
    • аудио конференции (two way audio) -11%;
    • аудио кассеты (one way audio) -10%;
    • two way online interactions -14%;
    • Internet -36%.).

  • Сравнение эффективности дистанционного и аудиторного обучения на основе опроса преподавателей США в институтах предлагающих курсы дистанционного обучения и там, где такого обучения нет показало: по мнению 57% преподавателей, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий.

  • 33,3% опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного.

Доступность и открытость обучения — возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

   Можно учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет.

   Это делает процесс обучения более доступным и организационно много проще, чем классическое обучение. В вашем городе, где Вы живите, может не быть нужных вам курсов. Чтобы начать дистанционное обучение достаточно найти в Интернете интересующий Вас курс, зарегистрироваться на сайте и оплатить через банк стоимость обучения. На лицо легкость организации процесса обучения, как для обучаемых, так и для организаторов обучения, отсутствие формальные ограничения для начала обучения.

  При этом человек может учиться в другой стране, находясь на другом континенте, в удобное для себя время, при этом не нужны визы, билеты, гостиницы.

  •   Как правило дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов(не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.).

  • Так компания IBM разработала вводный e-Learning курс для каждого нового менеджера. Традиционный очный шестинедельный курс теперь преподается в таком соотношении: 75% e-Learning и 25% в классе. На настоящий момент можно отметить следующие преимущества: программа сэкономила $24 миллиона, стоимость одного дня обучения снизилась в 3 раза — с $400 до $135. При этом объем учебного контента увеличился в 5 раз.

  Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию —

появляются новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных университетов, из разных стран. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. Со временем в сети появятся самые лучшие курсы дистанционного обучения по различным специальностям. Появляются возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей.

  Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения.

  Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин(возраст, положение, должность, стеснительность и т.д.). Люди не всегда могут получить очное образование. Можно зарегистрироваться под другим именем и обучаться инкогнито. В ходе обучения не влияет фактор возраста, не важна разнородность группы. Так, например, собственнику компании трудно, часто невозможно оторваться от бизнеса и для него дистанционное обучение прекрасный выход. Появляются возможности совмещения обучения и основной деятельности.

Возможность обучения инвалидов и людей с различными отклонениями.

  При использовании дистанционного обучения учебное заведение получает большее количество иностранных студентов, университеты имеют возможность увеличить количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.

  Индивидуальность систем дистанционного обучения. Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования.

  Опыт показывает, что студент, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке.

  Документирование процесса обучения – у обучающего может остаться сам курс обучения, электронная переписка с тьютором и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.

  Дистанционное обучение предоставление возможности обучения большему количеству людей, повышается интерес к обучению, растет продуктивность обучения, позволяет учиться тогда, когда это необходимо, привлекает людей разных возрастных групп.

Дистанционное обучение делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.

  Внедрение дистанционного обучения уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена. Не секрет, что волнение и боязнь преподавателя не позволяют некоторым студентам показать полностью свои знания. Снимается субъективный фактор оценки. Снимается психологическое воздействие, обусловленное воздействием группы или успеваемостью студента по другим предметам.

  Хорошие результаты дает применение в оде дистанционного обучения релаксационных пауз и других специальных приемов для отдыха обучаемого и снятия напряжений.

  Дистанционное обучение индивидуализировано, возможность адаптации к стилю работы каждого ученика и учителя, предоставление инструментов для самостоятельной донастройки.

  Использование современных Интернет технологий и дистанционного обучения позволяет легко формировать различные виртуальные профессиональные сообщества (например сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.

  Развитие дистанционного обучения требует использования новых инструментов и методов обучения, построения новых моделей обучения.

Недостатки дистанционного обучения:

  • Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся.

  • Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения.

  • Высокие  требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.

  • Одной из ключевых проблем интернет обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Поскольку до сих пор не предложено оптимальных технологических решений, большинство дистанционных программ по-прежнему предполагает очную экзаменационную сессию. Невозможно сказать, кто на другом конце провода. В ряде случаев это является проблемой и требует специальных мер, приемов и навыков у преподавателей – тьюторов. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.  

  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.  

  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.  

  • Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения, на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения. 

  • Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.  

Временные трудности

  • Недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения, многое преподаватели и студенты еще не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.

  • Недостаточная развитость информационно-коммуникационных инфраструктуры в России

  • Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много. Мало методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения. 

  • Слабое использование стандартов в дистанционном обучении. Неразвитость и несовершенство стандартов затрудняет повторное использование, обмен, многократное использование, совместимость учебных материалов. 

  • Проблема поиска специалистов, требуется высокая квалификация разработчиков, для создания качественных мультимедийных курсов нужна команда из специалиста предметной области, художника, программиста и т.д. 

  • Недостаточная интерактивность современных курсов дистанционного обучения. В настоящее время содержательную основу курсов составляют лекции в виде текстовых материалов и простейших графических объектов (рисунки, фото), блоки контроля знаний в виде тестовых заданий.  

  • Недостаточное качество предлагаем на рынке типовых решений как в качестве курсов, так и систем дистанционного обучения. Системы дистанционного обучения либо очень дороги, либо неудобны в использовании.

  • Низкий процент завершения курсов, что связано с недостаточным опытом использования систем дистанционного обучения и сложностью мотивации слушателей.

Перспективы развития дистанционного обучения в России

  Развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития Интернет технологий и совершенствования методов дистанционного обучения.

  Дистанционная форма обучения способствует массовому распространению образования, делая учебные курсы доступными по сравнению с традиционным очным образованием. Тем не менее, приходится констатировать низкое качество дистанционного обучения, что закономерно в контексте существующих приоритетов – минимизация расходов.

  Широкое распространение дистанционного обучения в России получит тогда, когда в России появятся соответствующие технические возможности и хорошие телекоммуникации каналы.
  Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, — вот к этому и следует стремиться. Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что  позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения. Дальнейшее совершенствование курсов дистанционного обучения связано со следующими факторами:

— Мультимедийность — озвученные видео- и слайдфильмы, анимация, графика;

— Насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;

— Использование потокового аудио и видео.

— Многообразие  контрольных и тестовых заданий;

— Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа легко усваивается;

— Общение слушателей между собой.

-Использование комбинированных методов доставки курсов: Интернет, Интранет, программы на CD-ROM и т.д.

Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования – “образование для всех” и “образование через всю жизнь”

Источники информации:

Е.С. Полат, доктор пед.наук, профессор, зав.лабораторией ДО Института содержания и методов обучения Российской академии образования /Организация ДО в РФ/

Владимир Канаво /Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет/

Всё о дистанционном обучении: виды и преимущества *

Дистанционное обучение

Сегодня получить образование – не составит труда. Некоторые студенты умудряются совмещать приятное с полезным: обучаясь в ВУЗе и одновременно с этим работая на предприятии. Как правило, первое высшее образование (бакалавриат) получают очно, а осваивание остальных степеней (магистр, аспирант и пр.) – происходит параллельно с трудовой деятельностью.

В последнее время особый интерес люди стали проявлять к дистанционному обучению.

Что это такое?

Дистанционное обучение – это один из вариантов образовательного процесса на расстоянии. Взаимодействие преподавателей и учащихся происходит с помощью современных средств коммуникаций: компьютеров, веб-камер, видеоматериалов, почтовых отправлений и пр.

Качество такого образования ничем не уступает очной или заочной форме обучения. Студенту также дают лекционный материал для изучения, он самостоятельно изучает определенный объем курса, выполняет ряд проверочных работ (тестирования, контрольные и курсовые, пишет дипломный проект).

Термин «дистанционное обучение» охватывает широкий спектр программ и курсов, направленных на получение новых знаний и навыков, переобучение персонала, и использующих онлайн-семинары, вебинары, видеоконференции и пр.

Как зародилось дистанционное обучение?

В конце 1980-х годов научный прогресс начал активно развиваться. В стране появилась новая техника и средства коммуникаций, которые упрощают процесс взаимодействия людей: появились новые способы передачи информации, спутниковая связь. Фактически наука позволила человечеству преодолеть «дистанционный барьер»: стало возможным общаться и получать услуги, находясь в разных уголках планеты.

Сейчас благодаря Интернет-технологиям человек не только общается, но и получает образование или развивает собственный бизнес, не покидая при этом домашних стен. Еще 20-30 лет назад об этом не могли и подумать.

Первый университет, который начал проводить дистанционное обучение, открылся в 1969 году в Великобритании. В России подобные программы начали действовать гораздо позже – в 1997 году.

Теперь, чтобы быть востребованным и квалифицированным, важно идти в ногу со временем: постоянно развиваться, обучаться, осваивать новые технологии и внедрять их на практике. Достичь успеха помогает дистанционное образование.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Дистанционное обучение

Формы дистанционного образования

Каждый портал или образовательное учреждение предоставляет материал для обучения в рамках специально разработанной и утвержденной программы. Курс предполагает изучение лекционного материала, выполнение практических заданий и самостоятельное образования выделяют:

Данный формат предполагает, что доступ к учебному материалу имеют все учащиеся группы и педагоги. В этом случае преподавателю удобно разъяснить тему единожды для всех, ответить на все интересующие вопросы. Этот вариант взаимодействия возможен только онлайн, когда присутствуют все студенты или их большинство. Обычно преподаватель заранее определяет время чат-занятия.

Данный вид обучения подходит как для синхронного, так и для асинхронного варианта получения информации. Студенты могут присутствовать онлайн, или изучить материал в свободное от работы время.

  • Телеконференция.

Данный вид взаимодействия обучающихся с преподавателями происходит на основе электронной почты. Он особо популярен в европейских странах. Студенты регулярно получают задания по электронной почте, выполняют их и отправляют в строго отведенные сроки.

  • Телеприсутствие.

Эта форма преподавания переносит студента в «виртуальный кабинет». Обучающийся находится вне аудитории, но у него создается ощущение, что он присутствует на обычной лекции или занятии в ВУЗе. Самой популярной разновидностью этого метода обучения является видеоконференция, интерактивно телевидение, когда преподаватели и студенты общаются на расстоянии и видят при этом друг друга.

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Как говорится в народе, «у монеты две стороны или палка о двух концах». То же самое касается дистанционного обучения.

Среди достоинств данного способа получения образования можно отметить:

– получение новых знаний в удобное для него время;

– предоставление материала дистанционно, поэтому образовательный процесс не зависит от местоположения обучающегося;

– студент самостоятельно задает себе темп обучения;

– осваивание новых технологий и средств коммуникаций;

– получение помощи в любой момент мобильность и оперативность между преподавателями и студентами;

– развитие самодисциплины и самообразования;

– экономия времени и денег;

– мгновенный доступ к лекциям, библиотекам и иным электронным ресурсам;

– получение образования независимо от социального статуса, состояния здоровья, финансового состояния и пр.

Среди недостатков дистанционного образования выделяют:

– студенту необходимо правильно планировать собственное время, чтобы полноценно усваивать новый материал и получать новые навыки;

– отсутствие прямого контакта с преподавательским составом и членами группы;

– отсутствие индивидуального подхода, трудности в плане учета особенностей личности, ее способностей и возможностей;

– постоянный доступ к Интернету;

– отсутствие или малый объем практических занятий, нацеленных на реализацию теоретических основ в жизни;

– далеко не всегда удается правильно и полно дать ответ письменно. Не все мысли можно уместить на бумаге.

Дистанционное обучение – сравнительно новый способ оказания образовательных услуг, позволяющий получать новые знания независимо от места проживания, возраста, статуса. Этот механизм призван развивать самомотивацию и самообучение. Он идеально подходит для людей, которые пытаются совмещать работу и учебу, знакомиться с новыми технологиями и развиваться в новом направлении.

Дистанционное образование: рассмотрим все преимущества и недостатки.

Купить криптовалюту за рубли без посредников без комиссии на бирже №1

Дистанционное образование – новая и пока не всем привычная форма получения полноценного высшего образования. В Европе она распространена более 40 лет и пользуется очень большой популярностью, как среди выпускников школ, так и специалистов, желающих пополнить объем профессиональных знаний или получить другую специальность.

Первый в мире вуз с дистанционным методом обучения был открыт в Великобритании в 1969 г. Уже само название этого университета, а именно Открытый Университет Великобритании, демонстрировало доступность новой схемы получения высшего образования, благодаря невысокой плате за обучение и свободному посещению аудиторных занятий.

Развитие дистанционного образования в России началось в мае 1997 года, когда начался новый эксперимент в сфере образования.

Современная дистанционная форма обучения гарантирует полноценное высшее образование, достаточный объем знаний согласно традиционным вузовским программам. Также желающие могут выбрать определенные учебные планы и курсы, формируя “образование по заказу”, которое можно получить и быстрее, и дешевле. Диплом об окончании вуза с дистанционной формой обучения получил юридическое подтверждение, позволяя вчерашним “дистанционникам” претендовать на рабочие места и руководящие должности наравне с выпускниками очной формы обучения. Да и сами работодатели стали гораздо лояльнее относиться к уровню знаний претендентов, закончивших дистанционную форму обучения.

Рассматривая вариант образования с помощью дистанционной технологии, следует учесть, что у данного вида обучения существуют как явные плюсы, так и очевидные минусы для обучающихся.

Дистанционное обучение – главные преимущества

Получение высшего образования дистанционно – особая форма обучения, имеющая ряд преимуществ перед очной, заочной или вечерней формой, а также экстернатом. Среди главных преимуществ как сами обучающиеся, так и специалисты-аналитики отмечают следующие:

• повышение качества обучения за счет применения современных средств, электронных библиотек и современной техники;

• снижение затрат на проведение занятий и стоимости обучения за счет отсутствия платы за аренду учебных помещений, стоимости проезда к месту учебы и т.п.;

• широкая доступность, независимость от географического положения, возраста и предшествующего уровня образования обучающегося;

• свобода выбора наиболее предпочтительного образовательного учреждения, возможность полного удовлетворения желаемых образовательных потребностей;

• индивидуальный темп усвоения новых знаний – скорость выполнения учебного плана устанавливается учащимися в соответствии с их личными потребностями и жизненными обстоятельствами;

• гибкость учебного плана, возможность самостоятельного выбора совокупности курсов обучения, а также самостоятельного планирования времени, места, частоты и продолжительности каждого занятия;

• высокая технологичность, достигаемая благодаря внедрению в образовательный процесс новейших достижений телекоммуникационных и информационных технологий;

• мобильность, своевременная и эффективная обратная связь между преподавателями и студентами дистанционной формы обучения;

• гарантия социального равноправия, возможность получения качественного образования независимо от состояния здоровья, места проживания, материальной обеспеченности, социального положения и элитарности обучаемых.

Дистанционное обучение – неизбежные минусы

На фоне явных и очевидных плюсов дистанционной формы обучения не следует упускать из виду и некоторые минусы этой формы получения знаний и дипломов. Среди самых решающих недостатков нужно отметить следующие факторы:

• необходимость выработки особой мотивации к получению знаний, связанная с отсутствием регулярного контроля со стороны преподавательского состава вуза;

• отсутствие очного общения между обучающимся и преподавателем, невозможность индивидуального подхода к способностям и их развития;

• необходимость постоянного доступа к источникам информации и достаточной технической оснащенности: достаточно мощный компьютер, выход в Интернет, желательно принтер;

• отсутствие или недостаток практических занятий;

• недостаточная проработка некоторых обучающих программ и курсов вследствие недостаточного количества квалифицированных специалистов, имеющих опыт создания соответствующих учебных пособий;

• письменная основа обучения, полное отсутствие устной формы обучения. Невозможность демонстрировать знания в словесной форме для некоторых претендентов на получение образования может стать решающим фактором прерывания обучения.

Таким образом, дистанционное образование – очень удобная, перспективная и доступная форма вузовского обучения. Для получения первого высшего образования данная форма может быть предпочтительнее традиционных форм в ряде случаев – при наличии пространственных, временных или финансовых ограничений. Возрастает ценность данной формы в получении второго высшего образования. Особая сфера дистанционной формы – получение дополнительного объема знаний с целью саморазвития или повышения квалификации. В данном случае обучаемый получил основы профессии из очной формы обучения, а уровень самодисциплины и самомотивации поддерживается стремлением познания новых фактов и получения дополнительных знаний.

Дистанционный метод обучения в школе: актуальность, преимущества и недостатки.

Дистанционный метод обучения в школе: актуальность, преимущества и недостатки.

Информационные и компьютерные технологии развиваются с огромной скоростью и играют одну из важнейших ролей в современном обществе. Соответственно, образование, являющееся отражением требований и интересов общества, понимает необходимость широкого внедрения современных технологий в образовательный процесс. Одним из главных направлений в области поиска инновационных методов является внедрение в образовательный процесс дистанционных средств, методов и технологий обучения, способствующих повышению его интенсивности, расширению его содержательного компонента, возможности построения индивидуальной траектории с учетом способностей и мотивационно-ценностной сферы личности.

Дистанционное обучение (ДО) представляет собой форму организации учебного процесса, при которой происходит интерактивное взаимодействие удаленных участников образовательного процесса (учащихся и учителя) через открытые каналы доступа (например, интернет).

Дистанционная форма обучения является относительно новой, но она уже зарекомендовала себя не только как перспективная педагогическая технология, но и как самостоятельная система обучения, опирающаяся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами, и мотивированную результатами самооценки самообразовательную активность человека. В этой связи необходимым условием обеспечения успешного результата обучения, достижения заявленных целей и решения поставленных задач является разработка целостной концепции создания средств обучения той или иной дисциплине.

Эффективность дистанционного обучения любого вида зависит от четырех факторов:

  • отлаженного взаимодействия преподавателя и обучаемого;

  • используемые педагогические технологии;

  • эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;

  • отлаженный процесс обратной связи.

Каковы основные преимущества подобного метода?

  • обучение проводится в удобном месте, в удобное время, в удобном темпе для обучающегося;

  • продолжительность занятий обучающийся регулирует самостоятельно;

  • доставка электронных учебных материалов;

  • возможность тестирования в дистанционном режиме;

  • создание виртуальных групп;

  • индивидуализация обучения, которая предоставляет каждому учащемуся возможность построения индивидуальной образовательной траектории;

  • электронный контроль знаний гарантирует объективность и независимость оценок;

  • консультации с преподавателем с помощью электронных средств связи возможны в любое время;

  • образовательная среда позволяет учитывать индивидуальные психофизические способности каждого обучающегося;

  • осваивание персонального компьютера, современных средств коммуникаций в связи с дистанционным обучением;

  • тиражирование учебных материалов значительно дешевле, в отличие от традиционных способов тиражирования.

Однако, помимо большого количества преимуществ нужно обратить внимание и на ряд недостатков дистанционного обучения:

  • отсутствие прямого очного общения между обучающимся и преподавателем. Невозможно установить личность обучающегося, а значит, нет доказательств, что задания выполнил именно этот человек, который должен обучаться. Эта проблема решается только установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения;

  • будущие студенты будут лишены всего того, что требуется для получения подлинно качественного образования: работа в лабораториях, доступ к научным библиотекам, общение с преподавателями и другими студентами на семинарах и в неофициальной обстановке;

  • необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, т. е. постоянного доступа к источникам информации, тоже является существенным минусом. К сожалению, даже в наше время не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет. Предварительно нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;

  • малое количество методических материалов по подготовке и проведению дистанционного обучения. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, так как его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для некоторых лиц является мощным побудительным стимулом.

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Во-первых, оно решает психологические проблемы учащегося, позволяя заниматься в комфортном режиме, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.

Учитывая важность индивидуального подхода в современном образовательном процессе, использование дистанционного обучения, несомненно, даёт возможность реализовывать это подход: обучать детей-инвалидов, часто болеющих детей, одарённых детей, или слабоуспевающих.

Целью дистанционных уроков является обучение не столько готовым фактам и действиям, сколько принципам ориентации в учебном материале. Умение обрабатывать большие объёмы информации, умение находить необходимую информацию, грамотно ее проанализировать и использовать в разнообразных целях познания – все это становится одним из основных видов познавательной деятельности учащихся в современных и будущих школах, где главная цель – научить учиться.

Но всё же, на данном этапе дистанционное образование остается «революционным» способом обучения. Это связано с отсутствием скоординированной политики между различными учебными заведениями, практикующими рассматриваемую форму образования. Существует большое количество всевозможных методик и программ, что еще более затрудняет выбор в пользу дистанционного образования.

Список использованной литературы:

1. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис. — СПб., 2004.

2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М., 2003.

3. Поляков С. Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. — М., 2007.

4. Топилина Н.В. Педагогическая инноватика и информатизация обучения школьников. — Таганрог, 2011.

Достоинства и недостатки дистанционного образования

В настоящее время дистанционное образование уже прочно вписалось в систему российского образования и стало отдельным, невероятно востребованным стандартом. Следует отметить, что огромная часть населения считает дистанционное обучение большим благом, особенно это касается тех, кто в силу разнообразных мотивом не может позволить себе воспользоваться очным обучением.

Примечательно, что в этой форме преподавателю удаётся сохранить не только результативность, но и всесторонность обучения, использовать огромное количество методов и приёмов, которые уже доказали свою эффективность. Всё это становится возможным благодаря развитию современных технологий, в частности компьютеризации и развёртывании сети интернет.

Достоинства дистанционного обучения

Несомненно, у удалённой формы образования имеется масса достоинств. Вот их сокращённый перечень.

  • Расширение «клиентской базы» образовательных учреждений. Удалённо обучаться могут не только обычные ученики, но и люди с ограниченными физическими возможностями, а также те, чьё географическое местоположение располагается в отдалённых, труднодоступных регионах.
  • Более широкие возможности работы с материалом. В обычных ситуациях преподаватель всегда ограничен временными рамками, учебным планом и даже возможность подачи материала. Отсутствие обычных рамок расширяет возможности обучения и позволяет использовать их «на всю катушку».
  • Унификация образовательного процесса. Не секрет, что в различных регионах ситуация с образованием обстоит по-разному. Использование удалённого обучения позволяет стереть эти рамки и наплевать на различия, централизуя образовательные процессы на должном уровне.
  • Комфортные условия получения знаний. Психологический комфорт играет не последнюю роль в уровне и качестве усвоения знаний, умений и навыков. Дистанционное обучение позволяет ученику оставаться в комфортной, привычной среде, и никоим образом не нарушает его личное пространство.

Недостатки дистанционного обучения

Несмотря на неоспоримые достоинства, идеализировать систему дистанционного обучения, конечно же, не стоит. У неё имеется целый ряд недостатков, которые нужно учесть и, по возможности, свести к минимуму.

  • Недостаточно чётко организованный контроль. Несмотря на то, что ученик в ходе дистанционного обучения, будет выполнять контрольные работы, писать сочинения и рефераты, они, конечно же, не являются полновесными мерилами качества. Проверяя знания дистанционно, учитель не имеет действительно полноценной возможности оценить уровень подготовки ученика и быть уверенным, что при составлении ответов на вопросы он не использовал шпаргалки и учебные пособия.
  • Некоторая теоретизация процесса обучения. При удалённом обучении теоретизация предмета является неизбежным злом — если ученик не слишком заинтересован в усвоении и применении на практике знаний, обучение превратиться в механический процесс, и не даст нужного результата.
  • Зависимость от технологий. Ещё одно слабое место подобного способа получения образования в том, что электронная база может оказаться уязвимой для хакеров и при вторжении в неё стороны могут утратить всю документальную базу — историю выполненных лабораторных работ, учебные пособия и материалы, призванные помочь в обучении.
  • Разброс по качеству образования и его цене. За явным отсутствием централизации дистанционного образования, неизбежно возникнут ситуации, когда регионы будут предлагать дистанционное образование по различным ценам. Как правило, этот процесс также сопряжён с недостаточно ровным уровнем качества образовательных услуг. Впрочем, это уже вопрос рыночной конкуренции.

На правах вывода можно сказать, что дистанционное образование — не только востребованная форма обучения, но и довольно перспективная. Однако для того, чтобы использовать её с максимальной эффективностью, нужно чтобы техническая и теоретическая база были на должном уровне. И, конечно, не последнюю играет заинтересованность в образовательном процессе обучаемой и обучающей стороны.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Фертикова, Д. О. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Д. О. Фертикова. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 40-42.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Д.О. Фертикова, магистрант

Магнитогорский государственный технологический университет им. Г.И. Носова

(Россия, г. Магнитогорск)

 

Аннотация. В современном информационном обществе на смену классическому высшему образованию приходит обучение с применением информационных технологий. Большим потенциалом обладает обучение через интернет, то есть дистанционное. Такая форма дает возможность получить высшее образование многим категориям граждан, которые не могли получить образование по объективным причинам. Дистанционная форма обучения сегодня обладает некоторыми очевидными преимуществами перед традиционной формой, но остаются моменты, в которых она по-прежнему уступает.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образование, интернет, студент, форма обучения.

 

 

При поступлении в высшее учебное заведение и в процессе обучения у студентов могут появляться различные сложности, в том числе вынуждающие прервать обучение. Высокий конкурс или высокая стоимость обучения в некоторых высших учебных заведениях может лишить студента возможности поступить на выбранную специальность. Совмещение работы и учебы или учебы и семейной жизни также может оказаться слишком сложным.

Экономические изменения в стране могут зачастую заставлять людей менять выбранную специальность. Исходя из этого, повышение квалификации или получение второго высшего образования имеет большое значение. И при таком обучении тоже возникает ряд проблем, не позволяющих учиться.

Выходом из сложившейся ситуации может быть частичная замена классического высшего образования на обучение через глобальную сеть Интернет, то есть дистанционное обучение. В настоящее время человек много повседневных дел делает онлайн. Через Интернет можно работать, развлекаться, делать покупки, заниматься бизнесом и многое другое. Обучение онлайн также приобретает популярность и активно используется в Российских высших учебных заведениях.

Дистанционное обучение — форма получения образования, при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. В основе дистанционного обучения лежит интенсивная и целенаправленная самостоятельная работа студента. А учиться, возможно, в удобном месте, по индивидуальному графику, с применением специальных средств обучения, а также согласовывая деятельность с преподавателем по электронной почте, телефону и возможно очно [1, c. 65].

Мнение о необходимости практики такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные. С целью проверки целесообразности внедрения дистанционного обучения в 2007 году был проведен широкомасштабный эксперимент среди Российских вузов. За годы проведения эксперимента были развиты кейс-технологии, телевизионные и сетевые (Интернет) методы дистанционного обучения, вузами развернуто создание учебно-методического обеспечения, ориентированного на применение дистанционных технологий. В результате общество преодолело предубеждение против дистанционных и электронных методов обучения, и было показано достаточно высокое качество дистанционного образования [2, с. 4-28].Таким образом, эксперимент показал, что дистанционное обучение имеет смысл практиковаться в вузах.

Для более детального обоснования данной позиции необходимо сказать о преимуществах данной формы обучения. К плюсам дистанционного обучения можно отнести [3, с. 339]:

1) Технологичность. Дистанционное обучение становится более эффективным благодаря использованию современных программных и технических средств, так передаваемая информация представляется студенту яркой и динамичной.

2) Доступность и открытость. Студенту предоставляется возможность учиться, не выходя из дома или офиса в удобное для него время. Немало важно и то, что стоимость такого обучения ниже традиционных форм за счет снижения расходов на переезды, проживание и организацию самих курсов.

3) Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию. Появляется больше возможностей для выбора университета, направления, специальности. Становиться более доступным параллельное обучение в нескольких вузах или обучение за рубежом. Для людей с ограниченными возможностями дистанционное обучение дает возможность получить образование в любом выбранном вузе.

5) Индивидуальность систем дистанционного обучения. Студент сам выбирает график и темп своего обучения, имеет возможность останавливаться и больше времени уделять сложным темам. Такая форма развивает навыки самообразования.

Несмотря на большое количество положительных моментов, дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. Во-первых, наличие персонального компьютера и постоянный доступ в Интернет. Этот недостаток в современном обществе встречается все реже, так как практически в каждом доме и офисе есть компьютер с доступом в Интернет. Во-вторых, сложность мотивации студента. Выбирающий такую форму обучения студент обязательно должен обладать самодисциплиной и сознательностью. В-третьих, возникает сложность с проверкой знаний, а именно невозможность наблюдать за добросовестным выполнением самостоятельных заданий. Преподаватель видит лишь результат, представленный студентом, и не может отследить процесс выполнения задания. Также студенты могут столкнуться с недостаточностью общения с преподавателем и недостатком практических занятий. Например, занятия по психологии требуют очного общения и проведения групповых занятий с группой. Видеоконференции частично решают эту проблему [4, с. 170].

Таким образом, дистанционное обучение сегодня динамично развивающаяся форма образования. Такая форма, безусловно, имеет место быть в современном обществе, но, несмотря на все очевидные достоинства, ещё требует доработки.

 

Библиографический список

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. – М.: ИКАР, 2009. – 448 c.

2. Итоги эксперимента в области дистанционного образования и перспективы дистанционных образовательных технологий. – 2007. – №5. – С. 4-28.

3. Поляков И.В. Современные дистанционные занятия как наиболее популярный способ самообразования               // Конференциум асоу: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2017. – №1. – С. 337-340.

4. Сорокина Л.В. «Плюсы» и «Минусы» дистанционной и кредитной технологии обучения / Статистика, учет и аудит. – 2012. – Т. 2. – №45. – С. 167-172.

5. Хуторский А.В. Типы учебных взаимодействий в дистанционном профильном обучении / А.В. Хуторский, Г.М. Кулешова, Е.В. Шерстова // Центр дистанционного образования «Эйдос». – 2015. – №1. – С. 14-18.


THE ADVANTAGES AND DISADVANTAGES OF DISTANCE LEARNING

 

D.O. Fertikova, graduate student

Nosov Magnitogorsk state technological university

(Russia, Magnitogorsk)

 

Abstract. In the modern information society in place of the classic higher education comes learning with application of information technologies. Great potential for learning through Internet, that is remote. This form gives you the opportunity to obtain higher education, many categories of citizens who could not get education due to objective reasons. Distance learning today has a number of obvious advantages over the traditional form, but remain moments in which she is still inferior.

Keywords: distance learning, education, Internet, student, learning.

 

Статья на тему «Преимущества и недостатки дистанционного образования»

Преимущества и недостатки дистанционного образования

Аннотация

Статья посвящена применению форм дистанционного образования в современном мире. Основная задача статьи — обосновать и аргументировать дистанционное образование, как новую форму обучения. В статье приведены основные направления развития дистанционного образования, преимущества и недостатки данной формы обучения. Сделан вывод, что дистанционное образование может существовать как отдельная форма обучения, так как обладает отличиями, которые не могут применяться в традиционной форме обучения.

Ключевые слова:

Дистанционное образование, информационные технологии, IT-технологии, инфокоммуникационные системы.

XXI век ассоциируется с активными процессами развития информационных, а так же телекоммуникационных технологий в образовании, которые по своей стремительности близки к революционным. На сегодня, дистанционное образование является одним из самых важных результатов применение инфокоммуникационных систем в сфере образования. Дистанционным обучением называют возможность получения новых знаний независимо от географического местоположения и от возможностей самого человека.

Первым, кто использовал дистанционную форму получения информации, был Исаак Питман, который в 1840 году через почтовые отправления начал обучать стенографии студентов Объединенного Королевства. В 1873 году американка Анна Элиот Тикнор создала для женщин удаленную систему обучения по почте, «Общество Тикнор». За основу была взята английская программа «Общество поддержки домашнего обучения».  Вскоре дистанционное образование дошло до Франции, где в 1939 году был создан Государственный центр дистанционного обучения для детей, не имеющих возможности посещать школу. В настоящее время этот центр является крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе [1].

В России дистанционное обучение появилось в 1917 году. Была разработана модель дистанционного образования и уже к 60-м годам, было открыто 11 заочных университетов.

Большое влияние на систему развития дистанционного образования принесло открытие в 1969 году первого в мире Открытого Университета Великобритании. Основатели Открытого Университета хотели показать, что человеку необходимо обучаться и улучшать свои знания на протяжении всей жизни, а не только в период, необходимый для усвоения первичных профессиональных знаний и навыков. На практике университет показал доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия, который до сих пор является одним из мировых лидеров в этой области [2].

На сегодняшний день дистанционная форма обучения демонстрирует множество преимуществ над другими формами обучения благодаря своей более высокой информативности, доступности и экономической эффективности. Дистанционное образование использует меньше времени и затрат для усвоения знаний и изучение нового материала. Именно этими причинами обусловлено экспансия дистанционной формы обучения во всем мире, а групповые, коллективные и другие формы обучение постепенно теряет свои позиции.

Дистанционная форма получения знаний имеет большее количество преимуществ:

1. Оперативные;

2. Информационные;

3. Коммуникационные;

4. Экономические;

5. Педагогические.

Студенты, обучающиеся дистанционно, в любое время могут воспользоваться необходимой литературой, методическими указаниями, интернет-ресурсами. После регистрации на сайте учебного заведения студент имеет возможность воспользоваться электронной библиотекой, где расположены необходимые материалы для изучения данного курса. Обучающий всегда имеет возможность несколько раз прослушать данную лекцию, изучить методический материал по дисциплине и найти ответ на любой вопрос [3].

Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение — несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями, для проживающих в труднодоступных местностях, родителей с маленькими детьми. Дистанционно можно учиться на нескольких специальностях одновременно. Для этого совсем не обязательно брать ученический отпуск на основном месте работы.

Существуют учебные заведения, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для различных фирм, организаций, учреждений. В этом случае обучение происходит без отрыва от производства, а рассматриваемые вопросы, можно применить на практике.

На территории Российской Федерации внедрение дистанционного образования находится на стадии интенсивного развития. Подтверждением является наличие программ дистанционного обучения, а так же разнообразие форм и методов дистанционного образования.

С усиленным развитием IT-технологий в скором времени дистанционная форма образования выйдет на лидирующие позиции.

 

Список литературы:

1. Ахаян А. А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. — СПб.: Корифей, 2001. — 170 с.

2. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. — 2014. – № 4. – С.30-41.

3. Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. — 2001. — № 2. — С.30-35.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *