Что нужно знать для егэ по истории: С чего начать подготовку к ЕГЭ по истории – что учить, чтобы сдать — Учёба.ру

С чего начать подготовку к ЕГЭ по истории

С чего начать, задаются вопросом все, кто сталкиваются с изучением истории. Запомни раз и навсегда — история предмет сюжетный и структурный. 

Читать книжки наобум, не понимая, что тебе понадобится на экзамене — это первая и главная ошибка, которую совершают многие, взявшиеся за подготовку. 

Из чего состоит история?

Как любая гуманитарная наука история имеет четкую структуру. Именно по ней специалисты ФИПИ составляют экзамен. Разобраться с ней — первый шаг к осознанному изучению истории.

В экзамене встречается три типа заданий, проверяющих различные аспекты дисциплины.

Вот так выглядит развернутая схема, которую тебе необходимо понять и запомнить, чтобы продуктивно работать с курсом в любой его форме. О ней редко говорят репетиторы, в школах ее не изучают. Хотя ничего сверхъестественного в ней нет.

Как видишь, история делится всего на три структурные категории: даты, сюжеты и источники. Для успешного изучения курса тебе необходимо понимать содержание каждой из категорий и всегда соотносить любую изучаемую тему с этой схемой, составляя «слепой конспект». 

Как составлять слепой конспект я рассказываю в рамках своего бесплатного недельного марафона, принять участие в котором можно по ссылке: https://vk.com/wall-75386214_16185

На конкретном примере разберемся: зачем нужна эта схема, что понимается под каждой из ее составных частей и как применять ее при решении заданий ЕГЭ.

Даты

Или то, с чего стоит начать изучение истории.

Исторических дат множество. В Сети можно найти огромные списки дат, которые якобы нужно выучить и ты точно сдашь экзамен. Учебники кишат тысячами дат. На самом деле, учить 99% из них не нужно, а в Интернете большинство пабликов ведут школьники, которые сами не знают, как готовиться к экзамену.

Блок «Даты» состоит из двух составных частей — базовые и основные даты.

Базовые даты — это основной базис истории. Именно с их изучения и нужно начать подготовку к экзамену. Базовые даты включают в себя: годы правления исторических деятелей и их краткую характеристику. На изучение базиса понадобится около десяти дней. После этого момента ты уже сможешь с успехом приступать к изучению курса любым доступным тебе способом.

Что нам понадобится?

Для работы с правителями России нам понадобится следующая таблица.

Алгоритм работы с ней следующий:

  1. Распечатать таблицу и разбить ее на части по три правителя в каждой из них. Каждый новый день тебе предстоит работать с одной из частей.
  2. Начни изучение таблицы утром следующего дня. Возьми 3 стикера и заполни их следующим образом (изображены передняя и задняя части стикера).
  3. После того, как три стикера будут заполнены — необходимо наполнить их содержанием. Для этого используй YouTube. Возьми одного из правителей (двигайся по таблице сверху вниз) и введи его имя в поисковую строку.

Далее — выбери любое видео, которое выпадет тебе в поисковой выдаче и посмотри его. 

По ходу просмотра пробегайся по выписанной тобой колонке «Значение» и как только ты дойдешь до события, выписанному у тебя на стикере, дополни его датой (есть в видео). 

Резюмируем: у тебя появится понимание, что правитель перед тобой и с чем его едят.

Дальше остается запомнить его годы правления. Воспользуйся для этого методикой «интервального повторения». Просто возьми за правило каждые 15 минут обращать внимание на стикер, после первого часа повторений — пытайся вспомнить годы правления уже сам. Если готовишься с «нуля», то переведи годы правления в век и запоминай уже его.

Твоя цель — выстроить структуру истории в голове: какой правитель идет за кем и какую роль он сыграл в истории страны. Справился с первым стикером? Переходи ко второму.

Результат работы: появление базиса истории в памяти, изучаемый материал не будет превращаться в «кашу в голове», а выстраиваться в четкой структуре. Потрать на эту работу 10 дней и уверяю — твои усилия окупятся.

Далее, в ходе изучения курса, нужно будет изучать только НУЖНЫЕ даты, тем самым дополнять свои знания, наполняя содержанием деятельность каждого правителя.

Как понять, какие даты нужны, а какие нет?

На помощь тебе придет документ, который называется историко-культурный стандарт.
На экзамене тебе встретятся даты, которые содержатся именно в нем и никакие больше.

Найти его можно по ссылке: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт.pdf

Как изучать даты правильно, не зубрить их и запоминать за считанные минуты — рассказываю в ходе своего недельного марафона. Ссылку сможешь найти выше.

Таким образом, знание дат и общих сюжетов даст тебе возможность эффективно решать многие задания экзамена на знание дат и покроет треть заданий ЕГЭ. 

Задания ЕГЭ на знание исторических дат


 Все эти задания проверяют только одно — знание базовых и основных дат.

Сюжеты

Переходим к следующей части — сюжетам.

История, это как сериал. Есть последовательность событий, где из одного вытекает другое. Как в сериале здесь есть действующие лица — исторические личности. Как в сериале, история наполнена своими специфическими словами, применимыми только в определенном сюжете — термины.

Каждая тема курса обладает своими ПСС (причинно-следственными связями) — причинами и последствиями события, которое ты изучаешь. Это как в жизни, то, что ты читаешь этот документ имеет причину — ты решил сдавать ЕГЭ по истории. А следствием этого будет то, что ты правильно начнешь подготовку к экзамену. Все просто. 

Поэтому когда ты будешь дальше работать с курсом — у каждой основной даты ищи причины того, почему произошла (например) русско-японская война и последствие этой войны. Опять же многие задания экзамена проверяют это умение.

Исторические личности и термины — так же немаловажная вещь. И они тоже нужны для сдачи экзамена и понимания того, что ты учишь. Какие именно термины и каких именно личностей изучать, смотри в историко-культурном стандарте.

Совет: личностей всегда изучай в контексте понятия «современник правителя». Изучив базис, ты будешь знать десятки правителей нашей страны. Личностей изучай как людей, живших во время (например) Петра Первого.

Так какие задания проверяют знание сюжетов?

Задания ЕГЭ на знание исторических сюжетов

Как видишь, все просто и имеет определенную структуру.

При изучении темы, для успешной подготовки, главное держать в голове одно — любую тему в конспекте нужно раскладывать на отдельные части и всегда соотносить их с историко-культурным стандартом. Тогда все становится дико просто.

Источники

Последнее, что нужно прорабатывать. Причем, прорабатывать отдельно.

Источникам мы посвятим отдельные инструкции.

Пока лишь скажу, что их знание обеспечит тебе решение остальных заданий экзамена. Всех до единого. Ну и хочу тебя обрадовать — все источники, используемые на экзамене, так же нам уже давным-давно известны. 

  1. Карты. Составители экзамена не рисуют новые карты каждый год. Они используют готовый пак карт, причем одинаковый, каждый год. Он есть на руках у меня и нашей команды. Так что ты так же можешь его получить в недельном марафоне и там же научиться с ними работать.
  2. Культура. Главное при изучении культуры не уйти в чтение книжек и пособий. Это вообще отдельная тема, на которую мы поговорим в следующих инструкциях. Важно понимать, что и культуру на экзамене спрашивают одну и ту же: в заданиях используют заранее известные иллюстрации, памятники культуры (от живописи до архитектуры)
  3. Документы. Для успешной работе с ними нужно освоить один важный навык. Этому будет посвящен отдельный пост.

    Задания ЕГЭ на знание исторических источников

Таким образом — путь к результату намечен. Точка «А» есть, а твое первое задание будет — изучить базис курса из правителей России. 
Удачи, да пребудет с вами сила 😉

какие материалы нужно использовать и что нужно знать

Все чаще становится актуальным вопрос – что нужно для подготовки к ЕГЭ по истории? Ведь это не такой легкий предмет, как может показаться на первый взгляд. В событиях и датах запутаться очень просто. А экзамен по этому предмету требует хорошей подготовленности. Как подготовиться к ЕГЭ по истории, какие методы будут самыми эффективными и действенными? Более того, многие даже не знают, с чего начать. Но при большом усердии справиться можно с любым трудным делом.

Занятия с нуля

Довольно часто возникают ситуации, когда есть 1–2 года на приготовление к экзамену, а в голове по исторической теме пусто. Подросткам очень сложно определиться, куда они хотят поступать, и нередко они решают это в последний момент. Кажется, что подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля нереально. Но это не так. Вопрос состоит в приложенных к этому усилиях.

Тестовая часть

Во-первых, нужно знать даты. Но запомнить их все очень трудно. Есть вариант, который поможет облегчить эту задачу.

Легко спутать, какое событие из предложенных произошло раньше. Для эффективного запоминания дат и событий нужны ассоциации. Например, вы учите XI в. Запомните сначала всех правителей этого века по порядку: Владимир, Святополк Окаянный и т. д. Затем выучите события, которые произошли во время их правления. Так легче будет запомнить, что крещение было раньше, чем составление Русской Правды, потому что Владимир правил раньше Ярослава Мудрого.

По такому же принципу следует запоминать современников правителей. Например, современником Ивана Грозного был митрополит Макарий, а современником Алексея Михайловича – патриарх Никон. Если будете заучивать предмет по такой технике, легко сдадите не только тест, но это поможет вам и в других заданиях.

Во-вторых, необходимо изучать картографию. Упущение этого пункта – непростительная ошибка. Из-за нее можно потерять много баллов на ЕГЭ. Картография особенно нужна тем, у кого в приоритете самостоятельная подготовка.

Как лучше всего учить картографию? Например, вы повторяете период деятельности какого-нибудь правителя. Параллельно смотрите все описываемые действия по картам:

  • как изменялась территория государства;
  • с кем воевал;
  • какие предпринимал походы;
  • движения войск во время сражений.

На последний пункт особенно обращайте внимание, изучая важные исторические битвы, к примеру, Бородинское сражение.

В-третьих, не упускайте из виду культурологию и терминологию. Вопросы по терминам часто попадаются в заданиях.

Это интересно! Каково значение Куликовской битвы: емко и кратко о ее ходе и результате

Задания B

Чтобы справиться с заданиями из 2-й части, нужно много читать, особенно если вы начинаете готовиться с нуля. Причем желательно читать не школьные учебники, а специальные пособия для поступающих или, что еще лучше, монографии.

Также во 2-й части есть задания, где нужно будет написать аргументы в подтверждение или опровержение позиции, касающейся определенной ситуации.

Для подготовки к такого рода заданиям идеально подойдут занятия в группах и обсуждение на них дискуссионных вопросов. Для школьников это не проблема. Наверняка у них есть дополнительные занятия для подготовки к ЕГЭ. Но что делать людям, которые уже не учатся в школе? В интернете можно найти сайт с курсами для подготовки к ЕГЭ по истории. В большинстве случаев можно выбрать занятия в группе или индивидуальные занятия. Даже непродолжительное посещение таких курсов даст толчок в учебе. Но в Интернете необходимо быть осторожными. Прежде чем обращаться к компании, изучите отзывы о ней.

Это интересно! Все правители России от Рюрика до Владимира Путина

Задания C

Одн

Что надо знать к ЕГЭ по истории чтобы сдать его

1. Россия с древних времен до начала 17 века.

IX в. – Образование Древнерусского государства.
862 г. – «Призвание варягов» на Русь.
862–879 гг. – Княжение Рюрика в Новгороде.
879–912 гг. – Княжение Олега в Киеве.
882 г. – Объединение Новгорода и Киева в единое государство при князе Олеге.
907, 911 гг. – Походы Олега на Царьград. Договоры с греками.
912–945 гг. – Княжение Игоря в Киеве.
945 г. – Восстание древлян.
945–962 гг. – Правление княгини Ольги в малолетстве ее сына князя Святослава.
957 г. – Крещение княгини Ольги в Константинополе.
962–972 гг. – Княжение Святослава Игоревича.
964–972 гг. – Военные походы князя Святослава.
980–1015 гг. – Княжение Владимира I Святославича Святого.
988 г. – Принятие христианства на Руси.
1019–1054 гг. – Княжение Ярослава Мудрого.
1037 г. – Начало строительства храма Св. Софии в Киеве.
1045 г. – Начало строительства храма Св. Софии в Новгороде Великом.
Ок. 1072 г. – Окончательное оформление «Русской Правды» («Правда Ярославичей»).
1097 г. – Съезд князей в Любече. Закрепление раздробленности Древнерусского государства.
1113–1125 гг. – Великое княжение Владимира Мономаха.
1125–1157 г. – Княжение Юрия Владимировича Долгорукого во Владимире.
1136 г. – Установление республики в Новгороде.
1147 г. – Первое упоминание о Москве в летописи.
1157–1174 гг. – Княжение Андрея Юрьевича Боголюбского.
1165 г. – Постройка храма Покрова на Нерли.
1185 г. – Поход князя Игоря Новгород Северского на половцев. «Слово о полку Игореве».
1199 г. – Объединение Волынского и Галицкого княжеств.
1202 г. – Образование Ордена меченосцев.
1223 г., 31 мая. – Битва на реке Калке.
1237–1240 гг. – Нашествие монголо татар во главе с ханом Батыем на Русь.
1237 г. – Объединение Тевтонского ордена с Орденом меченосцев. Образование Ливонского ордена.
1238 г., 4 марта. – Битва на реке Сити.
1240 г., 15 июля. – Невская битва. Разгром князем Александром Ярославичем шведских рыцарей на реке Неве. Прозван Невским.
1240 г. – Разгром монголо-татарами Киева.
1242 г., 5 апреля. – Ледовое побоище. Разгром князем Александром Ярославичем Невским крестоносцев на Чудском озере.
1243 г. – Образование государства Золотая Орда.
1252–1263 гг. – Княжение Александра Невского на великокняжеском владимирском престоле.
1264 г. – Распад Галицко Волынского княжества под ударами Орды.
1276 г. – Образование самостоятельного Московского княжества.
1325–1340 гг. – Правление князя Ивана Калиты в Москве.
1326 г. – Перенесение резиденции главы Русской православной церкви – митрополита – из Владимира в Москву, превращение Москвы в общерусский религиозный центр.
1327 г. – Восстание в Твери против золотоордынцев.
1359–1389 гг. – Правление князя (с 1362 г. – великого князя) Дмитрия Ивановича (после 1380 г. – Донского) в Москве.
Ок. 1360–1430 гг. – Жизнь и деятельность Андрея Рублева.
1378 г. – Битва на реке Воже.
1380 г., 8 сентября. – Куликовская битва.
1382 г. – Разгром Москвы Тохтамышем.
1389–1425 гг. – Княжение Василия I Дмитриевича.
1410 г., 15 июля. – Грюнвальдская битва. Разгром Тевтонского ордена.
1425–1453 гг. – Династическая война между сыновьями и внуками Дмитрия Донского.
1439 г. – Флорентийская церковная уния об объединении католической и православной церквей под главенством Папы Римского. Акт об унии подписан русским митрополитом Исидором, за что он был низложен.
1448 г. – Избрание епископа Рязанского Ионы митрополитом Русской православной церкви и вся Руси. Установление автокефалии (самостоятельности) Русской православной церкви от Византии.
1453 г. – Падение Византийской империи.
1462–1505 гг. – Княжение Ивана III.
1463 г. – Присоединение к Москве Ярославля.
1469–1472 гг. – Путешествие Афанасия Никитина в Индию.
1471 г. – Сражение на реке Шелони московских и новгородских войск.
1478 г. – Присоединение Новгорода Великого к Москве.
1480 г. – «Стояние на реке Угре». Ликвидация ордынского ига.
1484–1508 гг. – Строительство нынешнего Московского Кремля. Сооружение соборов и Грановитой палаты, кирпичных стен.
1485 г. – Присоединение Твери к Москве.
1497 г. – Составление «Судебника» Ивана III. Установление единых норм уголовной ответственности и судебно процессуальных норм для всей страны, ограничение права крестьянского перехода от одного феодала к другому – неделя до и неделя после 26 ноября (Юрьева дня осеннего).
Конец XV – начало XVI в. – Завершение процесса складывания Российского централизованного государства.
1503 г. – Полемика между Нилом Сорским (лидером нестяжателей, проповедовавших отказ церкви от всякого имущества) и игуменом Иосифом Волоцким (лидером стяжателей, сторонника сохранения церковного землевладения). Осуждение взглядов нестяжателей на церковном Cоборе.
1503 г. – Присоединение к Москве Юго Западных русских земель.
1505–1533 гг. – Правление Василия III.
1510 г. – Присоединение Пскова к Москве.
1514 г. – Присоединение Смоленска к Москве.
1521 г. – Присоединение Рязани к Москве.
1533–1584 гг. – Правление великого князя Ивана IV Грозного.
1547 г. – Венчание Ивана IV Грозного на царство.
1549 г. – Начало созыва Земских соборов.
1550 г. – Принятие «Судебника» Ивана IV Грозного.
1551 г. – «Стоглавый собор» Русской православной церкви.
1552 г. – Присоединение Казани к Москве.
1555–1560 гг. – Строительство Покровского собора в Москве (храма Василия Блаженного).
1556 г. – Присоединение Астрахани к Москве.
1556 г. – Принятие «Уложения о службе».
1558–1583 гг. – Ливонская война.
1561 г. – Разгром Ливонского ордена.
1564 г. – Начало книгопечатания на Руси. Издание Иваном Федоровым «Апостола» – первой печатной книги, имеющей установленную дату.
1565–1572 гг. – Опричнина Ивана IV Грозного.
1569 г. – Заключение Люблинской унии об объединении Польши с Великим княжеством Литовским в одно государство – Речь Посполитую.
1581 г. – Первое упоминание о «заповедных летах».
1581 г. – Поход Ермака в Сибирь.
1582 г. – Подписание Ям Запольского перемирия России с Речью Посполитой.
1583 г. – Заключение Плюсского перемирия со Швецией.
1584–1598 гг. – Царствование Федора Иоанновича.
1589 г. – Учреждение патриаршества на Руси. Патриарх Иов.
1597 г. – Указ об «урочных летах» (пятилетнем сроке сыска беглых крестьян).
1598–1605 гг. – Правление Бориса Годунова.
1603 г. – Восстание крестьян и холопов под предводительством Хлопка.
1605–1606 гг. – Правление Лжедмитрия I.
1606–1607 гг. – Восстание крестьян под предводительством Ивана Болотникова.
1606–1610 гг. – Правление царя Василия Шуйского.
1607–1610 гг. – Попытка Лжедмитрия II захватить власть в России. Существование «Тушинского лагеря».
1609–1611 гг. – Оборона Смоленска.
1610–1613 гг. – «Семибоярщина».
1611 г., март – июнь. – Первое ополчение против польских войск во главе с П. Ляпуновым.
1612 г. – Второе ополчение под руководством Д. Пожарского и К. Минина.
1612 г., 26 октября. – Освобождение Москвы от польских интервентов Вторым ополчением.
1613 г. – Избрание Земским собором Михаила Романова на царство. Начало династии Романовых. 1613–1645 гг. – Царствование Михаила Федоровича Романова.
1617 г. – Заключение Столбовского «вечного мира» со Швецией.
1618 г. – Деулинское перемирие с Польшей.
1632–1634 гг. – Смоленская война между Россией и Речью Посполитой.

2. Россия в 17-18 веках.

1645–1676 гг. – Правление царя Алексея Михайловича.
1648 г. – Экспедиция Семена Дежнева по реке Колыме и Ледовитому океану.
1648 г. – Начало восстания Богдана Хмельницкого на Украине.
1648 г. – «Соляной бунт» в Москве.
1648–1650 гг. – Восстания в различных городах России.
1649 г. – Принятие Земским собором нового свода законов – «Соборного уложения» царя Алексея Михайловича. Окончательное закрепощение крестьян.
ок. 1653–1656 гг. – Реформа патриарха Никона. Начало церковного раскола.
1654 г., 8 января. – Переяславская рада. Воссоединение Украины с Россией.
1654–1667 гг. – Война России с Речью Посполитой за Украину.
1662 г. – «Медный бунт» в Москве.
1667 г. – Заключение Андрусовского перемирия между Россией и Речью Посполитной.
1667 г. – Введение Новоторгового устава.
1667–1671 гг. – Крестьянская война под предводительством Степана Разина.
1672 г., 30 мая. – Рождение Петра I.
1676–1682 гг. – Правление Федора Алексеевича.
1682 г. – Отмена местничества.
1682, 1698 гг. – Стрелецкие восстания в Москве.
1682–1725 гг. – Царствование Петра I (1682–1689 гг. – при регентстве Софьи, до 1696 г. – совместно с Иваном V).
1686 г. – «Вечный мир» с Польшей.
1687 г. – Открытие Славяно греко латинской академии.
1695, 1696 гг. – Походы Петра I на Азов.
1697–1698 гг. – «Великое посольство».
1700–1721 гг. – Северная война.
1703 г., 16 мая. – Основание Санкт Петербурга.
1707–1708 гг. – Крестьянское восстание под предводительством К. Булавина.
1708, 28 сентября. – Битва при деревни Лесной.
1709 г., 27 июня. – Полтавская битва.
1710–1711 гг. – Прутский поход.
1711 г. – Учреждение Сената.
1711–1765 гг. – Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова.
1714 г. – Указ о единонаследии (отменен в 1731 г.).
1714, 27 июля. – Сражение при мысе Гангут.
1718–1721 гг. – Учреждение коллегий.
1720 г. – Сражение у острова Гренгам.
1721 г. – Ништадтский мир со Швецией.
1721 г. – Провозглашение Петра I императором. Россия стала империей.
1722 г. – Принятие «Табели о рангах».
1722 г. – Подписание указа о наследии престола.
1722–1723 гг. – Каспийский поход.
1725 г. – Открытие Академии наук в Санкт Петербурге.
1725–1727 гг. – Правление Екатерины I.
1727–1730 гг. – Правление Петра II.
1730–1740 гг. – Правление Анны Иоанновны. «Бироновщина».
1741–1761 гг. – Правление Елизаветы Петровны.
1755 г., 25 января. – Открытие Московского университета.
1756–1763 гг. – Семилетняя война.
1757 г. – Основание в Санкт Петербурге Академии художеств.
1761–1762 гг. – Правление Петра III.
1762 г. – «Манифест о вольности дворянской».
1762–1796 гг. – Правление Екатерины II.
1768–1774 гг. – Русско турецкая война.
1770 г. – Победа русского флота над турецким в битве при Чесме и русских сухопутных сил над турецкой армией в сражениях у рек Ларга и Кагул.
1774 г. – Заключение Кючук Кайнарджийского мира по итогам русско турецкой войны. Крымское ханство переходило под протекторат России. Россия получала территорию Причерноморья между Днепром и Южным Бугом, крепости Азов, Керчь, Кинбурн, право свободного прохода российских торговых кораблей через черноморские проливы.
1772, 1793, 1795 гг. – Разделы Польши между Пруссией, Австрией и Россией. К России отошли территории Правобережной Украины, Белоруссии, часть Прибалтики и Польши.
1772–1839 гг. – Жизнь и деятельность М. М. Сперанского.
1773–1775 гг. – Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
1775 г. – Проведение губернской реформы в Российской империи.
1782 г. – Открытие памятника Петру I «Медный всадник» (Э. Фальконе).
1783 г. – Вхождение Крыма в состав Российской империи. Георгиевский трактат. Переход Восточной Грузии под протекторат России.
1785 г. – Издание жалованных грамот дворянству и городам.
1787–1791 г. – Русско турецкая война.
1789 г. – Победы русских войск под командованием А. В. Суворова при Фокшанах и Рымнике.
1790 г. – Победа русского флота над турецким в сражении при мысе Калиакрия.
1790 г. – Выход в свет книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
1790 г. – Взятие русскими войсками под командованием А. В. Суворова турецкой крепости Измаил на Дунае.
1791 г. – Заключение Ясского мира по итогам русско турецкой войны. Подтверждалось присоединение к России Крыма и Кубани, территории Причерноморья между Южным Бугом и Днестром.
1794 г. – Восстание в Польше под предводительством Тадеуша Костюшко.
1796–1801 гг. – Правление Павла I.
1797 г. – Отмена установленного Петром I порядка престолонаследия. Восстановление порядка наследования престола по праву первородства по мужской линии.
1797 г. – Издание Павлом I манифеста о трехдневной барщине.
1799 г. – Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова.

3. Россия в 19 веке.


1801–1825 г. – Правление Александра I.
1802 г. – Учреждение министерств вместо коллегий.
1803 г. – Указ о «вольных хлебопашцах».
1803 г. – Принятие устава, вводившего автономию университетов.
1803–1804 гг. – Первая русская кругосветная экспедиция под руководством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
1804–1813 гг. – Русско иранская война. Окончилась Гюлистанским миром.
1805–1807 гг. – Участие России в III и IV антинаполеоновских коалициях.
1805 г., декабрь. – Поражение русских и австрийских войск в сражении при Аустерлице.
1806–1812 г. – Русско турецкая война.
1807 г. – Поражение русской армии под Фридландом.
1807 г. – Заключение Тильзитского мира между Александром I и Наполеоном Бонапартом (присоединение России к континентальной блокаде Англии, согласие России на создание вассального Франции Герцогства Варшавского).
1808–1809 гг. – Русско шведская война. Присоединение Финляндии к Российской империи.
1810 г. – Создание Государственного совета по инициативе М. М. Сперанского.
1812 г., июнь – декабрь. – Отечественная война с Наполеоном.
1812 г. – Заключение Бухарестского мира по итогам русско турецкой войны.
1812 г., 26 августа. – Бородинская битва.
1813–1814 гг. – Заграничные походы русской армии.
1813 г. – «Битва народов» при Лейпциге.
1813 г. – Заключение Гюлистанского мира по итогам русско иранской войны.
1814–1815 гг. – Венский конгресс европейских государств. Решение вопросов устройства Европы после Наполеоновских войн. Присоединение к России Герцогства Варшавского (Царства Польского).
1815 г. – Создание «Священного союза».
1815 г. – Дарование Александром I Царству Польскому Конституции.
1816 г. – Начало массового создания военных поселений по инициативе А. А. Аракчеева.
1816–1817 гг. – Деятельность «Союза спасения».
1817–1864 гг. – Кавказская война.
1818–1821 гг. – Деятельность «Союза благоденствия».
1820 г. – Открытие Антарктиды российскими мореплавателями под командованием Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. 1821–1822 гг. – Образование Северного и Южного обществ декабристов.
1821–1881 гг. – Жизнь и деятельность Ф. М. Достоевского.
1825 г., 14 декабря. – Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге.
1825 г., 29 декабря – 1826 г., 3 января. – Восстание Черниговского полка.
1825–1855 гг. – Правление Николая I.
1826–1828 гг. – Русско иранская война.
1828 г. – Заключение Туркманчайского мира по итогам русско иранской войны. Гибель А. С. Грибоедова.
1828–1829 гг. – Русско турецкая война.
1829 г. – Заключение Адрианопольского мира по итогам русско турецкой войны.
1831–1839 гг. – Деятельность кружка Н. В. Станкевича.
1837 г. – Открытие первой железной дороги Петербург – Царское Село.
1837–1841 гг. – Проведение П.Д Киселевым реформы управления государственными крестьянами.
1840–1850-е гг. – Споры между славянофилами и западниками.
1839–1843 гг. – Денежная реформа Е. Ф. Канкрина.
1840–1893 гг. – Жизнь и деятельность П. И. Чайковского.
1844–1849 гг. – Деятельность кружка М. В. Буташевича– Петрашевского.
1851 г. – Открытие железной дороги Москва – Санкт Петербург.
1853–1856 гг. – Крымская война.
1853 г., ноябрь. – Сражение при Синопе.
1855–1881 гг. – Правление Александра II.
1856 г. – Парижский конгресс.
1856 г. – Основание П. М. Третьяковым коллекции русского искусства в Москве.
1858, 1860 гг. – Айгунский и Пекинский договоры с Китаем.
1861 г., 19 февраля. – Отмена крепостного права в России.
1861–1864 гг. – Деятельность организации «Земля и воля».
1862 г. – Образование «Могучей кучки» – объединения композиторов (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский Корсаков, А. П. Бородин).
1864 г. – Земская, судебная и школьная реформы.
1864–1885 гг. – Присоединение Средней Азии к Российской империи.
1867 г. – Продажа Аляски США.
1869 г. – Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов.
1870 г. – Реформа городского самоуправления.
1870–1923 гг. – Деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок».
1873 г. – Создание «Союза трех императоров».
1874 г. – Проведение военной реформы – введение всеобщей воинской обязанности.
1874, 1876 гг. – Осуществление народниками «хождений в народ».
1876–1879 гг. – Деятельность новой организации «Земля и воля».
1877–1878 гг. – Русско турецкая война.
1878 г. – Сан-Стефанский мирный договор.
1878 г. – Берлинский конгресс.
1879 г. – Раскол организации «Земля и воля». Возникновение организаций «Народная воля» и «Черный передел».
1879–1881 гг. – Деятельность организации «Народная воля».
1879–1882 гг. – Оформление Тройственного союза.
1881 г., 1 марта. – Убийство народовольцами Александра II.
1881–1894 гг. – Правление Александра III.
1882 г. – Отмена временнообязанного положения крестьян. Перевод крестьян на обязательный выкуп.
1883–1903 гг. – Деятельность группы «Освобождение труда».
1885 г. – Стачка на Никольской мануфактуре Т. С. Морозова в Орехово Зуеве (Морозовская стачка).
1887 г. – Принятие циркуляра «о кухаркиных детях».
1889 г. – Принятие «Положения о земских начальниках».
1891–1893 гг. – Оформление франко русского союза.
1891–1905 гг. – Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.
1892 г. – Передача П. М. Третьяковым своей коллекции русского искусства в дар городу Москве.
1894–1917 гг. – Правление Николая II.
1895 г. – Изобретение А. С. Поповым радиосвязи.
1895 г. – Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
1897 г. – Первая всеобщая перепись населения России.
1897 г. – Денежная реформа С. Ю. Витте.
1898 г. – I съезд РСДРП.
1899 г. – Гаагская мирная конференция 26 держав по проблемам разоружения, созванная по инициативе России.

4. Россия в 20 веке.

1901–1902 гг. – Создание партии социалистов-революционеров (эсеров) в результате объединения неонароднических кружков.
1903 г. – II съезд РСДРП. Создание партии.
1903 г. – Создание «Союза земцев конституционалистов».
1904–1905 гг. – Русско японская война.
1904 г., август. – Сражение под городом Ляоян.
1904 г., сентябрь. – Сражение на реке Шахэ.
1905 г., 9 января. – «Кровавое воскресенье». Начало первой российской революции.
1905–1907 гг. – Первая российская революция.
1905 г., февраль. – Поражение русской армии под городом Мукденом.
1905 г., май. – Гибель русского флота возле острова Цусима.
1905 г., июнь. – Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический».
1905 г., август. – Заключение Портсмутского мирного договора по итогам русско японской войны. Россия уступала Японии южную часть Сахалина, арендные права на Ляодунский полуостров и Южно Маньчжурскую железную дорогу.
1905 г., 17 октября. – Издание Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка».
1905 г., ноябрь. – Создание «Союза русского народа».
1905 г., декабрь. – Вооруженное восстание в Москве и ряде других городов.
1906 г., апрель – июль. – Деятельность I Государственной думы.
1906 г., 9 ноября. – Указ о выходе крестьян из общины. Начало проведения столыпинской аграрной реформы.
1907 г., февраль – июнь. – Деятельность II Государственной думы.
1907 г., 3 июня. – Роспуск II Государственной думы. Принятие нового избирательного закона (третьеиюньский переворот).
1907–1912 гг. – Деятельность III Государственной думы.
1907 г., август – Русско английское соглашение о разграничении зон влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Окончательное оформление союза «Антанта».
1912 г. – Ленский расстрел.
1912–1917 гг. – Деятельность IV Государственной думы.
1914 г., 1 августа – 1918 г., 9 ноября. – Первая мировая война.
1915 г., август. – Создание Прогрессивного блока.
1916 г., май. – «Брусиловский прорыв».
1917 г., февраль. – Февральская буржуазно демократическая революция в России.
1917 г., 2 марта. – Отречение Николая II от престола. Образование Временного правительства.
1917 г., май. – Образование 1-го коалиционного Временного правительства.
1917 г., июнь. – Деятельность I Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов.
1917 г., июль. – Образование 2-го коалиционного Временного правительства.
1917 г., август. – Корниловский мятеж.
1917 г., 1 сентября. – Провозглашение России республикой.
1917 г., 24–26 октября. – Вооруженное восстание в Петрограде. Свержение Временного правительства. II Всероссийский съезд Советов (Провозглашение России Республикой Советов.). Принятие декретов о мире и земле. 1918 г., январь. – Созыв и роспуск Учредительного собрания.
1918 г., 3 марта. – Заключение Брестского мира между Советской Россией и Германией. Россия потеряла Польшу, Литву, часть Латвии, Финляндию, Украину, часть Белоруссии, Карс, Ардаган и Батум. Договор аннулирован в ноябре 1918 г. после революции в Германии.
1918–1920 гг. – Гражданская война в России.
1918 г. – Принятие Конституции РСФСР.
1918–1921 г., март. – Проведение советским правительством политики «военного коммунизма».
1918 г., июль – Расстрел царской семьи в Екатеринбурге.
1920–1921 гг. – Антибольшевистские восстания крестьян в Тамбовской и Воронежской областях («антоновщина»), Украине, Поволжье, Западной Сибири.
1921 г., март – Заключение Рижского мирного договора РСФСР с Польшей. К Польше отходили территории Западной Украины и Западной Белоруссии.
1921 г., февраль – март. – Восстание матросов и солдат в Кронштадте против политики «военного коммунизма».
1921 г., март. – X съезд РКП(б). Переход к нэпу.
1922 г. – Генуэзская конференция.
1922 г., 30 декабря. – Образование СССР.
1924 г. – Принятие Конституции СССР.
1925 г., декабрь – XIV съезд ВКП(б). Провозглашение курса на индустриализацию страны. Разгром «троцкистско зиновьевской оппозиции».
1927 г., декабрь – XV съезд ВКП(б). Провозглашение курса на коллективизацию сельского хозяйства.
1928–1932 гг. – Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР.
1929 г. – Начало сплошной коллективизации.
1930 г. – Завершение строительства Турксиба.
1933–1937 гг. – Второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР.
1934 г. – Принятие СССР в Лигу Наций.
1934 г., 1 декабря. – Убийство С. М. Кирова. Начало массовых репрессий.
1936 г. – Принятие Конституции СССР («победившего социализма»).
1939 г., 23 августа. – Подписание пакта о ненападении с Германией.
1939 г, 1 сентября – 1945 г., 2 сентября. – Вторая мировая война.
1939 г, ноябрь – 1940 г., март. – Советско финляндская война.
1941 г., 22 июня – 1945 г., 9 мая. – Великая Отечественная война.
1941 г., июль – сентябрь. – Смоленское сражение.
1941 г, 5–6 декабря – Контрнаступление Красной армии под Москвой.
1942 г., 19 ноября – 1943 г, 2 февраля. – Контрнаступление Красной армии под Сталинградом. Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
1943 г., июль – август. – Курская битва.
1943 г., сентябрь – декабрь. – Битва за Днепр. Освобождение Киева. Завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
1943 г., 28 ноября – 1 декабря. – Тегеранская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.
1944 г., январь. – Окончательная ликвидация блокады Ленинграда.
1944 г., январь – февраль. – Корсунь Шевченковская операция.
1944 г., июнь – август – Операция по освобождению Белоруссии («Багратион»).
1944 г., июль – август – Львовско Сандомирская операция.
1944 г., август – Ясско Кишиневская операция.
1945 г., январь – февраль – Висло Одерская операция.
1945 г., 4–11 февраля – Крымская (Ялтинская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.
1945 г., апрель – май – Берлинская операция.
1945 г., 25 апреля – Встреча на р. Эльбе у Торгау передовых советских и американских войск.
1945 г., 8 мая – Капитуляция Германии.
1945 г., 17 июля – 2 августа – Берлинская (Потсдамская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании.
1945 г, август – сентябрь – Разгром Японии. Подписание акта о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил. Окончание Второй мировой войны.
1946 г. – Начало «холодной войны».
1948 г. – Разрыв дипломатических отношений с Югославией.
1949 гг. – Начало компании по борьбе с «космополитизмом».
1949 г. – Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
1949 г. – Создание в СССР ядерного оружия.
1953 г., 5 марта. – Смерть И. С. Сталина.
1953 г., август. – Сообщение об испытании в СССР водородной бомбы.
1953 г., сентябрь – 1964 г., октябрь. – Избрание Н. С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС. Смещен с постов в октябре 1964 г.
1954 г. – Введена в действие Обнинская АЭС.
1955 г. – Образование Организации Варшавского договора (ОВД).
1956 г., февраль. – ХХ съезд КПСС. Доклад Н. С. Хрущева «О культе личности и его последствиях».
1956 г., октябрь – ноябрь. – Восстание в Венгрии; подавлено советскими войсками.
1957 г., 4 октября. – Запуск в СССР первого в мире искусственного спутника Земли.
1961 г., 12 апреля. – Полет Ю. А. Гагарина в космос.
1961 г., октябрь. – XXII съезд КПСС. Принятие новой Программы партии – программы строительства коммунизма. 1962 г. – Карибский кризис.
1962г., июнь. – Забастовка на Новочеркасском электровозостроительном заводе; расстрел демонстрации рабочих.
1963г., август. – Подписание в Москве договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, под водой и космическом пространстве.
1965г. – Начало проведения экономической реформы А.Н Косыгина.
1968г. – Ввод войск стран-участниц Варшавского договора в Чехословакию.
1972г., май. – Подписание договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ 1) между СССР и США.
1975 г. – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки).
1979 г. – Подписание договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ 2) между СССР и США.
1979–1989 гг. – «Необъявленная война» в Афганистане.
1980 г., июль – август. – Олимпийские игры в Москве.
1985 г., март. – Избрание М. С. Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС.
1986 г., 26 апреля. – Авария на Чернобыльской АЭС.
1987 г. – Заключение между СССР И США договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.
1988 г. – ХIX партийная конференция. Провозглашение курса на реформу политической системы.
1989 г., май – июнь. – Первый съезд народных депутатов СССР.
1990 г., март. – Избрание на Третьем съезде народных депутатов СССР М. С. Горбачева Президентом СССР. Исключение из Конституции 6-й статьи.
1990 г., 12 июня – Принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
1991 г. 12 июня. – Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР.
1991 г., июль. – Подписание договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ 1).
1991 г., 19–21 августа. – Попытка государственного переворота (ГКЧП).
1991 г., 8 декабря. – Беловежские соглашение о роспуске СССР и создание СНГ.
1991 г., 25 декабря. – Сложение М. С. Горбачевым полномочий Президента СССР.
1992 г. – Начало проведения радикальной экономической реформы Е. Т. Гайдара.
1993 г., январь. – Подписание договора между Россией и США о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ 2).
1993 г., 3–4 октября. – Вооруженные столкновения сторонников Верховного Совета с правительственными войсками в Москве.
1993 г., 12 декабря. – Выборы в Федеральное собрание – Государственную Думу и Совет Федерации и референдум по проекту Конституции РФ.
1994 г. – Присоединение РФ к программе НАТО «Партнерство во имя мира».
1994 г., декабрь. – Начало широкомасштаблных действий против чеченских сепаратистов.
1996 г. – Вступление России в Совет Европы.
1996 г., июль. – Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РФ (на второй срок).
1997 г. – Создание по инициативе Д. С. Лихачева государственного телеканала «Культура».
1998 г., август. – Финансовый кризис в России (дефолт).
1999 г., сентябрь. – Начало антитеррористической операции в Чечне.

5. Россия с 2000-х.

2000 г., март. – Избрание В. В. Путина Президентом РФ.
2000 г. – Присуждение Нобелевской премии по физике Ж. И. Алферову за фундаментальные исследования в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
2002 г. – Договор между Россией и США о взаимном сокращении ядерных боеголовок.
2003 г. – Присуждение Нобелевской премии по физике А. А. Абрикосову и В. Л. Гинзбургу за работы в области квантовой физики, в частности за исследования сверхпроводимости и сверхтекучести.
2004 г., март. – Избрание В. В. Путина Президентом РФ (на второй срок).
2005 г. – Создание Общественной палаты.
2006 г. – Начало осуществления программы национальных проектов в области сельского хозяйства, жилищного строительства, здравоохранения и образования.
2008 г., март – Избрание Д. А. Медведева Президентом РФ.
2008 г., август – Вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Проведение российской армией операции по принуждению Грузии к миру. Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии.
2008 г., ноябрь – Принятие закона об увеличении срока полномочий Госдумы и Президента РФ (5 и 6 лет соответственно).

методика запоминания информации от преподавателя

Привет!

Ты начинаешь готовиться
к экзамену по истории?

Посмотри это видео и не допусти самых роковых ошибок
выпускников, которые только начинают изучать этот предмет

Ты узнаешь об эксклюзивной методике запоминания исторической информации от Ивана Некрасова, а так же получишь четкое понимание того, что нужно делать, чтобы набрать 80+ баллов на реальном ЕГЭ

Видеоурок

Так же тебе понадобится

  • Историко-культурный стандарт. Полный перечень информации/тем, рекомендованный ФИПИ и министерством просвещения: это тот максимум, который тебе необходимо освоить для сдачи экзамена на 80+ баллов
  • Демоверсия ЕГЭ 2019 года: включает в себя полное описание формата экзамена и дает тебе представление о том, как будет выглядеть экзаменационный материал и какие типы заданий в нем содержатся
  • Перечень дат правления исторических личностей: начни с его изучения для быстрой и грамотной подготовки к экзамену по истории
  • На наших курсах подготовки вся информация, необходимая для сдачи экзамена уже законспектирована в красочных скриптах. В прошлом году на экзамене НЕ БЫЛО НИ одного задания второй части ЕГЭ по истории, которое бы не было освещено в авторских материалах Ивана Некрасова.

Вот примеры некоторых из них.
Набор открыт ограниченное количество времени — поторопись записаться. А пока я желаю тебе удачи в подготовке и не забудь подписаться на ежедневные обновления сайта!

Иван Некрасов / автор статьи

Как подготовиться к ЕГЭ по истории и обществознанию с нуля?

После того как решение о сдаче экзамена по истории принято, необходимо собрать «скелет» материалов по этому предмету. Вот эти статьи вам в помощь. И перед изучением курса ОБЯЗАТЕЛЬНО имейте их у себя на компьютере и в голове!

Ну а теперь, дорогой друг, тебе будет необходимо начать последовательное изучение материала. Здесь необходимо соблюдать жесткую последовательность для формирования у Вас хронологии событий истории России.

Итак, методика работы с постами по истории такова:

1. Прочтение поста (начать посты с самого начала Вы можете по этой ссылке, выберите историю и экзамен, к которому Вы готовитесь) и последовательно следуйте рекомендациям

2. Работа со шкалой времени (после проработки поста, его конспектирования, Вам будет необходимо отметить все важные события на временной шкале.) Например, я сделал это так, только в электронном варианте:

3. Структурирование и систематизация событий. Это умение необходимо в 70% заданий ЕГЭ. В этом Вам и помогут таблицы по истории России, а также Ваше терпение. Запомните: НИКОГДА НЕ БЕГИТЕ ВПЕРЕД, НЕ ТОРОПИТЕСЬ!

4. Решение теста по периоду. Это уже заключительная часть изучения того или иного периода истории России. На сайте также находится все необходимое для этого. Посты с тестами также регулярно публикуются на ресурсе.

5. Решение общих тестов. После изучения всех периодов истории, Вам будет неоходимо приступить к решению общих тестов. Актульный сборник также присутствует у нас на сайте:

Подготовка к ЕГЭ по Истории с нуля. ТОП советов экспертов

Автор статьи — А. В. Морозов.

ЕГЭ по истории — один из популярных экзаменов по выбору. Его сдают те, кто идёт на гуманитарные факультеты: журналистика, юриспруденция, политология. Многие считают, что история — лёгкий предмет и можно подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля и за год. Так ли это?

Средний балл по истории невысок по сравнению с с другими предметами по выбору. Многие пытаются сдать ЕГЭ по истории, но обычно сдают его плохо, особенно если готовятся к ЕГЭ по истории с нуля. “Двойку” вряд ли поставят, но для поступления не хватит!

Чего же не знают выпускники из программы ЕГЭ по истории? Не знают культурологию, картографию, не могут сопоставлять (синхронизировать) события зарубежной истории и отечественной. Путают исторические личности и терминологию. Очень большое количество неверных ответов во второй части, где надо дать аргументы в подтверждение позиции или в опровержение.

Последний вопрос в варианте ЕГЭ по истории — эссе. За него даётся 11 первичных баллов, но мало кто из учеников их набирает.

Как подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля? Если мы сейчас станем учить историю, и при этом не учили историю ни в седьмом и восьмом классе, ни позже, то с чего нам начать? Первое, на что обращаем внимание, — это хронология. Да, это знание событий в хронологической последовательности. Какое событие за каким следует. И это самое сложное для учеников! Как выучить все даты, если их так много? Хорошо, что в ЕГЭ не так много вопросов, где знание дат проверяется с точностью до дня! И тем не менее событий и дат так много, что старшеклассник может прийти в отчаяние.

Как выучить события и даты при подготовке к ЕГЭ по истории с нуля? Вот какую технику запоминания я советую как эксперт.

Допустим, вы изучаете X век. Много событий: война с Византией в 907-911 годах, восстание древлян, языческая реформа Владимира, крещение Руси, и это не всё! Как же это всё запомнить? Сначала запомним, что это век у нас десятый, потом “расставим” личности, которые правили в это время, в хронологической последовательности. Князь Олег, на следующее место — князь Игорь, княгиня Ольга, Святослав и Владимир. А потом к каждому из князей “привяжем” то событие, которое было во время его правления. Таким образом, у нас получится хронологическая последовательность.

С ее помощью вы легко ответите на вопрос, какое событие было раньше — восстание древлян или крещение Руси. Вы сразу вспомните, что сначала был Олег, а потом Владимир. Значит восстание древлян было раньше, а крещение Руси — позже.

Вот такой отличный прием для запоминания хронологии — берите и пользуйтесь. Кстати, к каждому правителю надо также “привязать” его современников! Например, современником Ярослава был митрополит Илларион, современником Ивана Грозного был митрополит Макарий. И если вам встретится вопрос, кто из митрополитов жил раньше, а кто позже, вы легко на него ответите, зная, что сначала правил князь Ярослав, а уж потом царь Иван Грозный.

Второе, что важно при подготовке к ЕГЭ по истории с нуля: изучая темы, необходимо параллельно учить картографию. Например, изучаем историческую личность — князя Олега. Смотрим карту: с кем он воевал, как расширял территорию Киевской Руси. Какие исторические памятники были построены. Мы выстраиваем ассоциативные связи. Пример: князь Владимир — Десятинная церковь. Бывает, что в учебнике нет ее нынешнего облика. Тогда Гугл нам в помощь! Ищем и находим иллюстрацию — реконструкцию Десятинной церкви. И конечно, необходимо знать архитекторов, которые строили храм.

И значит, при подготовке к ЕГЭ по истории с нуля необходимо:
знание дат
знание исторических личностей
картография
культурология
терминология.

Готовясь к ЕГЭ по истории с нуля, делайте табличку: век, правитель, его внутренняя политика, внешняя политика (реформы, войны). В следующую колонку — выпишите термины, следующая колонка — современники.

А дальше — вторая часть ЕГЭ по истории. Чтобы подготовиться к ЕГЭ по истории с нуля, необходимо очень много читать — “начитывать” материал. Использовать разные источники. Это поможет осмыслить текст, который вы увидите в задании во второй части. Вам надо будет определить время, правителя, основные события, описанные в данном тексте. А дальше — следующие вопросы, где необходимо написать аргументы в подтверждение или в опровержение позиции. Это один из самых сложных вопросов.

Например, крещение Руси: положительное и отрицательное его значение, то есть два аргумента мы должны привести со знаком «плюс» и два — со знаком «минус». Значит, необходимо рассматривать дискуссионные вопросы, которых очень много в истории.

На занятиях мы уделяем много времени таким дискуссионным вопросам и нарабатываем базу, которая поможет верно выполнить такие задания.

Теперь о написания эссе. Эссе — одна из самых сложных тем на ЕГЭ по истории. Надо точно определить, какие события были. События относятся к одному из трех периодов: это период правления Рюриковичей, период правления Романовых и советский период. Моя рекомендация — тщательно отработать именно второй период. Далее, надо написать, почему произошло событие, содержание события и его следствие, описать личностей, которые связаны с этим событием, какую роль они сыграли.

И плюс историческая оценка данного периода — знаком «плюс» и со знаком «минус».

На наших курсах мы даем алгоритм написания эссе. Запоминаем хронологию и анализируем события с положительной и с отрицательной стороны. Так складывается целостная картина. И еще дополнительный материал, которого нет в учебнике. Рекомендуемые фильмы и историческая литература.

Когда вы готовитесь к ЕГЭ по истории с нуля, уже к марту месяцу у вас должна сложиться полная историческая картина, а дальше — отработка заданий и сложных вопросов ЕГЭ по истории. Историю надо не просто учить — историей надо жить — для того, чтобы сдать экзамен хорошо.

Репетитор по истории направляет, акцентирует внимание на сложных вопросах ЕГЭ, учит написанию эссе, аргументации позиции, выявлению хронологической последовательности, знакомит с картографией и культурологией.

как сдать ЕГЭ по истории на 100 баллов — Учёба.ру

Министр образования сообщила, что ЕГЭ по истории может стать обязательным едва ли не в 2018 году. Как вы относитесь к этой идее?

Экзамен по истории в том виде, каком он существует сейчас, отвечает потребностям выпускников, планирующих посвятить свою жизнь исторической науке или стать учителем. ЕГЭ подразумевает серьезную работу с историческими источниками и более глубокое погружение в предмет.

Бесспорно, знание истории своей страны позволяет сформировать компоненты гражданской позиции, но, на мой взгляд, нет необходимости для достижения этой цели владеть навыками работы с источниками в том объеме, который проверяет ЕГЭ. Предположу, что более рационально разделить экзамен по истории на базовый и профильный уровень.

 

В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по истории? Какие пробелы в школьном курсе становятся очевидны и мешают успешно сдать экзамен без специальной подготовки?

ЕГЭ по истории проверяет знания, умения и навыки по предмету, которые должны быть освоены в течение обучения в школе. Но часто будущий экзаменуемый только за год, в лучшем случае за два, должен освоить большой объем теоретического материала. Это одна из основных трудностей, которая становится еще более острой при анализе реальных учебников, используемых сегодня в школе: огромные параграфы, отсутствие четких акцентов на важные процессы, события и явления. Все это не дает учителю пройти необходимый объем. К примеру, в 10 классе в течение года требуется изучить два учебника по отечественной истории и один учебник — по европейской.

Школьнику важно сформировать навыки письменной речи, наладить работу с контурными картами и визуальной информацией. В советской школе поездки по стране были чем-то само собой разумеющимся, но сегодня существуют организационные сложности перевозки группы детей. Их следствием становится ограниченное мировоззрение школьника, ослабевание его интереса к истории. Дети плохо знают памятники культуры. Для сдающего ЕГЭ по истории это чревато потерей баллов по заданиям № 18 и 19.

Для экзамена по истории характерны все те же трудности, что и для испытаний по любому другому гуманитарному предмету. Важно сформировать в собственном сознании не только банк знаний, но и вооружиться навыками речемыслительной деятельности: уметь аргументировать собственную позицию по той или иной цитате, которая имеет отношение к определенному историческому этапу, событию.

Не секрет, что современные школьники с трудом излагают свои мысли. Эта трудность возрастает в разы, если речь идет о письменной речи. Требуется буквально отшлифовать каждую фразу, при этом учитывая критерии задания. Сдавая экзамен по истории, нужно владеть литературными навыками, иначе не справиться с вопросами, которые требуют развернутого ответа.

Какие темы или исторические периоды, по вашим наблюдениям, вызывают наибольшую сложность?

Прежде чем ответить на ваш вопрос, выскажу свою принципиальную позицию: все задания ЕГЭ по силам школьнику при условии планомерной, систематизированной подготовки. Но в КИМах нет заданий, которые можно решить, применив «изобретательность» или выполнить методом угадывания ответа. На экзамен невозможно «натаскать», как говорят в последнее время чиновники.

Первой по сложности я бы поставила тему гражданской войны, ввиду ее насыщенности именами, событиями, героями и историческими оценками. Тема трудна даже для профессиональных историков.

Наравне с ней можно поставить темы «Перестройка в СССР» и «Распад Советского Союза и образование РФ» из-за их близости к нашему времени.

Я уже упоминала о сложностях, связанных с темами культуры, важность которых осознает далеко не каждый учитель. Такое же положение дел и с зарубежной историей.

Как написать историческое сочинение

Есть ли секреты при сдаче экзамена, какие вопросы считаются самыми коварными? На что стоит обратить особое внимание?

За день до экзамена надо продумать стратегию ответа, четко распределить время и силы. Начинайте с того задания, которое требует зоркости, неусталых глаз, высокой концентрации внимания. Это вопросы № 13 и 16 КИМов ЕГЭ по истории (работа с картой) и задания № 18 и 19 (работа с визуальной информацией).

Начинать лучше вообще с части 2, с заданий, которые требуют развернутого ответа. Из шести заданий второй части три связаны с работой по историческому источнику, которая вполне по силе выпускнику.

Вопросы № 23 и 24 — задания повышенной сложности. Думаю, что их нужно выполнять в два этапа: сделать заготовку на черновике, перейти на прорешивание вопросов первой части и вернуться через час с тем, чтобы скорректировать ответ.

Особое внимание обращу на 25-е задание. Историческое сочинение — самое «высокооплачиваемое» задание, за него можно получить до 11 баллов из 53 первичных баллов. Одна пятая успеха на экзамене. И, разумеется, оно требует больше всего времени (как справиться с этим заданием, смотрите в видео «Историческое сочинение: семь шагов к успеху». — Прим. «Учёбы.ру»).

Задания № 1 и 11 подразумевают знание не только отечественной, но и зарубежной истории. Как и история культуры, европейская в большинстве школ изучается по остаточному принципу. «Вес» заданий в совокупности составляет 4 балла. Выпускник до экзамена должен знать о трудностях этих вопросов и решить для себя, будет ли он уделять внимание зарубежной истории или пожертвует этими баллами.

Определенную сложность имеет задание № 4, где требуется на основе предложенного определения вставить определяемый термин. Казалось бы, всего одно слово, но если не знать содержание «опричнины» или толкование слова «диссидент», то с заданием не справиться. Всякая наука требует знания терминологии, историческая не исключение.

В задании № 6 представлены два источника и шесть суждений, из которых нужно выбрать верные. Для того чтобы выполнить это задание, нужно понять, о каком периоде идет речь в каждом отрывке, соотнести суждения с собственными знаниями о нем. Только после этого решать, какие суждения являются верными.

Кроме, собственно, знаний по предмету, для успешной сдачи экзамена надо учиться минимизировать стресс.

  • Экзамен длится без пяти минут четыре часа, а школьники привыкли работать 45 минут — ничто не мешает отдохнуть, посмотреть в окно.
  • Правильно распределяйте силы так, чтобы не выдохнуться сразу, чередуйте сложные вопросы, требующие развернутого ответа, и тесты.
  • Используйте тактику прохождения вопросов «двумя кругами». Сначала посмотрите все задания, сразу отложите те, которые вы не понимаете или где вы не знаете ответа. Не нервничайте, не вводите себя в стресс. Время останется, вы посмотрите все еще раз, возможно, решение найдется. В любом случае удастся выполнить больший объем, получить больше баллов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *