кто я на самом деле?
«Любимая моя» — это звучит голос мамы. Она обнимала меня перед школой, целовала в щеку и неизменно повторяла эти слова, — вспоминает 38-летняя Валентина. «Ты сильная, ты не плакса», — сказал однажды папа, когда, упав с велосипеда, я до крови разодрала коленку. «Ты такая красавица!» — с восхищением глядя на меня, говорил одноклассник Сережка. Он нравился мне, а я ему.
Потом я стала «гражданкой своей страны», как сказала учительница Зоя Михайловна, «немного музыкантом» по окончании музыкальной школы, юристом, когда получила диплом в университете, женой, после того как вышла замуж, и мамой двух очаровательных детей.
Все эти социальные роли, профессии, черты характера — их много, и это все про меня. Но что из них я, а что не я? Отражают ли они мою сущность?
Голоса других
«Я — сложное образование, ведь кроме «Я, как мы его представляем», есть еще «Я, каким мы кажемся окружающим», «Я, каким хотим быть» и «Я, кем являемся на самом деле», — подчеркивает человекоцентрированный психотерапевт Вениамин Колпачников.
А психоаналитик Жак Лакан сравнивал «Я» с луковицей, которую слой за слоем образуют наши разные представления о себе.
Сначала были родители, ожиданиям которых мы стремились соответствовать. Их реакции на наши чувства, поступки становились зеркалом, смотрясь в которое мы учились понимать, чего хотим, а чего не хотим, что можно и нельзя, и в конечном итоге у нас возникло некое представление о себе.
Потом наше «Я», как губка, впитывало мнение и поступки значимых для нас взрослых — воспитателей, тренеров, учителей. Друзья, коллеги, партнеры — их слова и модели поведения тоже повлияли и продолжают влиять на то, кто мы есть и кем будем.
Мы говорим от себя, а на самом деле нашими устами часто высказывается отец
«Парадоксальным образом «Я» оказывается суммой «иного, нежели «Я», — резюмирует психоаналитик Елена Ратнер. — Иметь собственное «Я» — значит впитать в себя все многоголосие окружающих людей. Мы говорим от себя, а на самом деле нашими устами часто высказывается отец, при этом хмурим брови и пожимаем плечами, как мать, и поступаем так, как поступило бы множество повлиявших на нас людей.
Мы включаем в образ своего «Я» те качества, которые готовы или хотят видеть в нас друзья, партнеры, близкие люди. И наше описание себя (например, «я интроверт, спокойный, застенчивый, способный, искренний…») — это наше «Я», воспринятое через призму их реакций».
Моя вселенная
Все части «Я-целого» иногда живут в мире и согласии. А иногда спорят и даже конфликтуют между собой — например, когда нам нужно сделать важный выбор, определиться со спутником жизни, или с работой, или с планами на будущее, или в конфликтной ситуации принять чью-то сторону. Одна часть нас выбирает материальные блага, другая — нравственные ценности, третья пытается примирить их.
«Именно в этот кризисный момент и возникает вопрос «Кто я?», — считает Вениамин Колпачников. — Им не задаются, когда жизнь течет ровно. Но этот вопрос актуален, когда случаются затруднения. И тогда человек спрашивает себя: а кто я, собственно, такой, что для меня важно, ценно, какие у меня особенности, убеждения…»
Бывает, что выбор сделан, но он по каким-то причинам нас не устраивает. И тогда мы говорим: «Это совершенно на меня не похоже!» Мы как будто отыгрываем назад, ссылаясь на своеобразное право временно выпустить из виду свое настоящее «Я»…
Иногда можно услышать: «Я не помню даже, как меня зовут», «Я потерял себя». Эти слова звучат в периоды сильного стресса, огромной усталости, глубинных сомнений. Они могут также быть сигналом бедствия, признаком начинающейся депрессии, когда «Я» по каким-то причинам перестает быть ясным и вдохновляющим и становится тяжким бременем.
«Ведь в хорошие моменты, несмотря на всю свою сложность и многогранность, «Я» помогает человеку организовать его жизнь, — замечает Вениамин Колпачников. — Когда мы хорошо себя чувствуем и воспринимаем, то видим в этом образовании ядро, самую сущность. И без труда вычленяем качество или свойство, которое наиболее уместно в конкретной ситуации, правильно выстраиваем иерархию ценностей».
На своем месте
Мы лучше понимаем, кто мы такие, когда, произведя ревизию жизни, приходим к согласию с собой, принимаем прошлое семьи и занимаем в ней свою нишу. Жизненные ситуации, которые мы принимаем или отвергаем, становятся кирпичиками, составляющими нас. Чтобы стать собой, нужно выбрать то, что мы чувствуем в себе как хорошее, и избавиться от того, что нас мучит.
Но почему так важно узнать и найти себя? Потому что, не пытаясь познать себя, трудно занять достойное место в мире, обрести силу и легкость, стать активным участником, а не бесправным зрителем собственной жизни.
«То, что я есть (или думаю, что я есть), для каждого служит жизненной системой координат, — убеждена Елена Ратнер. — Чем лучше мы знаем, кто мы есть, тем более законны наши желания. Сила «я хочу» берется от крепости «Я». Те, кому мы это говорим, хорошо это чувствуют и реагируют соответственно».
Путь к себе — это постоянное развитие и изменение
Встреча с собой настоящим может ожидать нас в самых разных ситуациях: в радости и печали, в общении с друзьями или когда нужно принять решение. Понять, что она произошла, легко: в этот момент мы ясно ощущаем гармонию собственных мыслей и чувств, отчетливо понимаем: все, что мы делаем сейчас, — правильно и верно. Чтобы ощутить эту внутреннюю целостность, иногда достаточно просто решиться и сделать выбор: вот это мне подходит, а это нет. Вне зависимости от того, что о решении скажут (или подумают) другие.
В движении
Но значит ли это, что можно найти «Я» раз и навсегда? Совсем нет.
Мы можем воспринимать себя в основном как профессионала или, скажем, как мать семейства, словно законсервировавшись в одном-единственном образе.
Но даже в течение одного дня человек может быть работником и другом, родителем и супругом, грустить и сердиться, любить и оставаться равнодушным. «Эти состояния надо постоянно согласовывать друг с другом, — говорит психодраматерапевт Глеб Лозинский. — Ошибаются те, кто думает: «Я стал собой и теперь навсегда останусь таким». Путь к себе — это постоянное развитие и изменение».
Этот путь требует усилий, размышлений и внимания. Иногда, кажется, проще поверить, что характер сложился окончательно, и избавиться от попыток что-то в себе изменить. «Да, я таков и ничего с собой поделать не могу» — кто из нас не слышал чего-то подобного? Но тот, кто встает на такую позицию, ограничивает себя. Он не позволяет себе двигаться вперед, а потому отгораживается от самого себя.
«Если вы думаете, что ваша сущность постоянна и неизменна, что она не меняется на протяжении жизни, вы оказываетесь захлопнутыми в ловушке, — говорит британский философ Джулиан Баггини. — Но если вы убеждены, что вы никакая не сущность, а скорее некий процесс, что-то постоянно меняющееся, эта мысль дает свободу, подталкивает к развитию. Пересмотрите видео пятилетней давности, вы себя не узнаете! Вы меняетесь постоянно. И истинная сущность — это то, что вы не столько открываете в себе, сколько создаете сами. Причем создаете постоянно, каждую минуту».
Кто я? Где я? Какой я? | Психология без соплей
Если взять всю психологическую практику, то две основные проблемы, с которыми приходится работать — это налаживание отношений и неуверенность в себе. Да и то, трудности в отношениях — это, как правило, следствие нарушенной самооценки. А стало быть каждый раз все сводится к тому, чтобы научить человека трезво смотреть на себя и свойства своей личности, примирить его с собой.
Но вот как раз здесь начинается самая путаница — что же считать собой, что взять за точку отсчета, когда в голове такая путаница? Это сродни вопросу о счастье — ответ вроде бы и очевиден, но не так прост, если задуматься серьезно.
Сложность этого вопроса состоит в том, что при взгляде внутрь себя, там обнаруживается сплошной кавардак. Интроверты знают свой мир чуть лучше экстравертов, но слишком склонны себя запутывать. Экстраверты вроде бы и способны взглянуть на себя по-простому, но находят внутри такую неразбериху, что быстро отказываются от этой затеи.
В итоге, те и другие вынуждены воспринимать себя как непознаваемую данность, как некую аморфную сущность, которая выражает себя в мыслях, чувствах и поступках. А постоянство ее реакций считают своим характером, своей индивидуальностью и очень радуются, когда эта неконтролируемая индивидуальность вызывает всеобщее одобрение, и настолько же глубоко огорчаются, когда она не находит у окружающих должного понимания.
Это и есть фундамент самооценки — насколько «Я» соответствую тому, что от меня ждут. Хотя вернее было бы сказать, что это не самооценка, а ее отсутствие, ведь если не я «сам» себя оцениваю, то это и не САМОоценка, да? Это — МЕНЯоценка…
Нас учат стремиться к этому соответствию, что приводит к весьма печальным последствиям. Вместо того, чтобы искать себе в жизни такое место, которое бы соответствовало нашей сущности, мы ищем способа переделать свою сущность под имеющиеся социальные требования и возможности. Отсюда и начинается внутренний разлад и указанная путаница — очень скоро человек вообще забывает, кто он есть, какой он есть и чего хочет от жизни.
То, что я о себе думаю — это не то, что я чувствую. То, что я чувствую — это не то, что я делаю. То, что я делаю, идет вразрез с тем, что я хочу о себе думать…
Я — это мое тело
Это самый наивный, но вполне естественный вариант самовосприятия. Свое тело мы каждый день видим во множестве зеркал, и всякий раз — о чудо! — оно демонстрирует безропотное подчинение нашей воле. Захотели поднять руку — подняли. Захотели скорчить гримасу — запросто. Тело самым непосредственным образом реагирует на позывы души, что и создает иллюзию нераздельности или даже тождественности с «Я».
Взрослый человек так и говорит — «Я иду», «Я ем», «Я дышу», «Я мерзну». И когда тело испытывает тот или иной дискомфорт, он констатирует — «Мне плохо, я страдаю». Но ведь на самом-то деле плохо не «Мне», а только моему телу…
Ребенок в первые месяцы жизни воспринимает свое тело, как что-то инородное, внешнее. Он играет со своими руками, как если бы они были погремушками, и только спустя некоторое время замечает разницу между своими конечностями и предметами окружающего мира. Взрослый человек может воскресить в памяти подобные переживания, по аналогии с ощущениями в отсиженной ноге, когда она вроде бы и есть, но воспринимается как чужая.
На самом деле, ощутить отдельность себя от своего тела довольно просто — нужно лишь настроиться на нужный лад и правильно сфокусировать внимание. Например, можно встать под холодный душ и пронаблюдать, что мерзнет именно тело, а «Я» при этом может оставаться в стороне и наблюдать за процессом. Возможно, поймать нужный настрой с первого раза не получится, но не с первого, так со второго — ничего сложного тут нет.
Провести такое отделение себя от своего тела очень важно и интересно, поскольку позволяет в дальнейшем относиться к телесному дискомфорту более философски и сохранять душевное равновесие, даже когда телу не вполне уютно. То есть, можно страдать от голода, а можно иметь в виду, что телу хочется перекусить, и при этом ничуть не страдать. Второй вариант несколько более конструктивен, да?
Еще здесь можно вспомнить про инстинкты, которые на генетическом уровне заложены в организм и никоим образом нам не подчиняются. То есть, мы конечно можем противостоять своим инстинктивным позывам, но власти над ними все равно не имеем, а само это противостояние добром не заканчиваются. Инстинкт — это голос самой жизни, и попытка его заглушить ведет к смерти.
Инстинкты неподвластны нашему «Я», мы можем лишь наблюдать их в явной или косвенной форме. Можно было бы сказать, что «Я» — это мои инстинкты, и это будет хорошей попыткой приблизиться к истине. Основы инстинктивного поведения заложены в нас природой, а не приобретены с воспитанием, поэтому им можно доверять — они не подведут, потому что выражают потребности того, чем вообще является человек.
Но все-таки «Я» — это не мои инстинкты и «Я» — это не мое тело. Физическая оболочка — это скорее одно из условий задачи, которую, придя в этот мир, все мы решаем. Суть же этой задачи и ключ к ее решению кроется в чем-то другом.
Я — это мой ум
Следующий и самый проблемный уровень непонимания — это отождествление себя со своими мыслями, с тем, что происходит на самой поверхности сознания. Здесь срабатывает тот же самый принцип восприятия — «Я есть то, что я контролирую». Способность управлять внутренним диалогом создает иллюзию того, что именно в этом и выражается моя самость, мое «Я». Ведь приписывать себе заслуги и гордиться ими можно только, если они были результатом выражения моей свободной воли, а не животного инстинкта или психологическим автоматизма.
В классической психологии есть понятие «Эго», которое считается центром сознательной части личности, и начинающие любители психологических изысканий легко впадают в заблуждение, что «Я» и Эго — это одно и то же. Но это весьма далеко от истины. Эго — это лишь адаптационный механизм, прослойка между внешним и внутренним миром. Его функция утилитарна, но по странному стечению обстоятельств именно Эго со всеми его противоречиями оказывается во главе угла, что и создает почву для всех психологических проблем.
Метафора из жизни. Мы знаем, что кораблем управляет капитан, и если бы корабль задался вопросом о том, где находится его «Я», то правильным ответом было бы «Я — это капитан» (оставим пока в стороне романтические представления о собственной душе корабля). Но затем происходит странная метаморфоза и корабль вдруг начинает считать, что он — это штурвал, ведь именно движения штурвала вызывают смену курса и таким образом как будто выражают свободу корабельной воли. Но не сошел ли этот корабль с ума? Не слишком ли он возгордился в этом своем штурвалоцентризме?
То же самое происходит каждый раз, когда человек отождествляет себя с потоком мыслей в своем сознании. Мысли — это лишь рябь на воде, результат дуновения ветра, но не сам ветер. Считать себя своими мыслями, ставить знак равенства между собой и своим Эго — это узаконенная форма сумасшествия.
На практике это приводит ко множеству житейских проблем, которые невозможно решить, не перейдя на следующий уровень осознанности. Это как раз та самая точка приложения сил, над которой бьются практикующие психологи, — нужно выбить пациента из его привычной уверенности, что быть человеком разумным значит быть человеком здоровым.
Психологи даже придумали специальный термин такой — рационализация, только используют его обычно в более узком значении — например, для описания такой формы психологической защиты, когда пациент высасывает из пальца рассудочное рациональное объяснение своему иррациональному поведению и таким образом избегает необходимости признать настоящую природу своих поступков.
То есть, вот совершает человек какое-нибудь безрассудство (изменяет жене, например), а затем, вместо того, чтобы смириться с тем фактом, что он действительно этого хотел, что этот поступок отражает настоящую его личность, он придумывает рациональное «объяснение», которое снимает с него ответственность и позволяет и дальше пребывать в счастливой иллюзии, что он добропорядочный муж. Он говорит — «Я это сделал, потому что…» — и дальше начинает врать. Это и есть рационализация — самообман через логическое обоснование своих поступков.
В более широком смысле, рассудочное восприятие себя приводит к такой внутренней позиции — «Я» есть то, что я о себе думаю, «Я» такой, каким я решил быть — и это самая несусветная глупость какая только может быть.
Например, человек, начитавшись умных статей на каком-нибудь сайте, проникается логичностью приведенных там рассуждений об относительности любых моральных оценок и говорит себе — «Отлично! С этого момента я буду считать, что в людях нет ничего доброго или злого, люди нейтральны, их нельзя судить».
И сказав это, он считает дело сделанным: понял — значит изменился. Но как только близкий друг подсовывает ему большую свинью, он оказывается в подвешенном и весьма противоречивом состоянии — сволочью друга считать нельзя, ведь было же решено, что добра и зла нет, но в то же время простить его никак не получается — внутри все горит и хочется этого злейшего друга порвать на части.
Вот вам и внутренний конфликт — на интеллектуальном уровне человек считает, что добра и зла нет, но на уровне своих эмоций продолжает с той же безаппеляционностью раздавать оценки направо и налево. И точно так же продолжает судить себя за каждый промах и восхвалять за каждую самую мелкую победу. Это и создает почву для неуверенности в себе — реальное поведение не соответствует рассудочным представлениям о самом себе, какое уж тут может быть к себе доверие?
Ум чрезвычайно изворотлив в этой своей игре, и потому психологи до боли зубовной не любят умников. Если интеллект пациента не очень изощрен, то вывести его на чистую воду относительно просто — его логика содержит в себе массу очевидных противоречий, обратив внимание на которые, можно довольно быстро привести человека к осознанию того, что он о себе ничего не знает, и заставить его изучать себя с нуля. А вот с умниками беда — их логика тоньше и глубже, и разрушить ее куда сложнее.
Точно так же большие трудности с людьми недалекими, но принципиальными — их вообще логикой не проймешь, она их не интересует, поскольку все их внутренние рационализации построены на слепой вере в некие правила и принципы. Это догматики, под которых копать еще сложнее, чем под умников. Ну да не о том наш разговор.
Итак, «Я» — это не мой ум, не то, что я о себе думаю, не то, что я считаю правильным и неправильным, не мои принципы, не мои взгляды, не то, что я решил и до чего додумался, — это все поверхностная чепуха, которой удовлетворяться никак нельзя. «Я» — это нечто другое, что находится гораздо глубже.
Я — это моя память
Вообще-то, память относится к сфере ума и сознания, но этот вариант самозаблуждения стоит того, чтобы быть рассмотренным отдельно.
Только что мы обсудили, как устроены рассудочные представления о самом себе и, к каким проблемам приводит отождествление себя с этими своими мнениями, мыслями, оценками и принципами. Остался только один вопрос — а где все эти размышлизмы хранятся? Ведь не придумывает их человек каждый раз заново?
Для этого у человека есть память — копилка, в которую складываются готовые решения для типовых ситуаций. Человек помнит о принятых ранее решениях и знает, что правильный человек — последовательный человек. Так его научили, и потому он изо всех сил стремится придерживаться однажды сформированных взглядов и очень стыдится, когда его уличают в непоследовательности.
Однако принципы и мнения всегда отстают от течения времени. Сформированные вчера, они уже не пригодны сегодня. Постоянство, определенность и предсказуемость поведения — успокаивают, дают ощутить почву под ногами и создают иллюзию уверенности в себе… но иллюзия эта рассыпается в прах при первом же столкновении с непредсказуемой и переменчивой реальностью.
Иметь характер и быть постоянным в своих взглядах считается достоинством, заслуживающим самого глубокого уважения. А отсутствие четкой жизненной позиции и гибкость во взглядах считается унизительным приспособленчеством.
Иметь характер — хорошо, не иметь его — плохо. «Я» — это постоянство моих взглядов и ценностей, «Я» — это мой характер, а мой характер — это и есть моя личность. Такую подпрограмму воспитание прописывает в каждом ребенке.
Поэтому и получается, что человек с самого раннего детства начинает взращивать, холить и лелеять свой характер. Из всего многообразия доступных черт, свойств, взглядов и принципов формируется уникальный букет индивидуальных признаков, которые собраны вместе для одной единственной цели — заслужить признание и уважение. Потому что характер — это хорошо, а хороший характер — еще лучше.
Помните статью про Тень и Персону? Так вот, характер — это один из аспектов Персоны, это маска, которую мы предъявляем окружающим и — что гораздо опаснее! — самим себе. Мы верим в свой характер и до чертиков боимся его утратить, ведь в глубине души мы прекрасно понимаем, что весь наш эгоцентризм, вся наша психологическая защита от признания полной своей ничтожности в масштабах вселенной, построена на зыбкой почве памяти о самих себе. Отними у человека память, и что от него останется?
С точки зрения Эго, утрата памяти равносильна смерти, но умирает ли при этом мое «Я»? Если я лишусь памяти о самом себе, будет ли мое дальнейшее поведение тем же, что и раньше? Прийду ли я вновь к тем же взглядам и мнениям? Будет ли мой новый характер прежним, если формироваться он будет в других условиях? — Оставляю все эти вопросы вам для самостоятельных размышлений.
Я — это мои чувства
Прежде чем рассмотреть наш вопрос с этой позиции, нужно определиться с тем, о каких чувствах мы будем говорить. Если брать юнговскую концепцию психологических типов, то там есть интересный нюанс, на который важно сейчас обратить внимание. Есть у него там понятие преобладающей психической функции, одной из четырех — мышление, чувство, ощущение и интуиция. Первые две Юнг называет рациональными, вторую пару — иррациональными.
Вот тут и закавыка: Юнг говорит, что чувства рациональны! Точно так же, как рационально мышление. Разница между ними только в том, что мышление отвечает на вопрос «Правильно или неправильно?», а чувства — на вопрос «Хорошо или плохо?» Мышление пытается дать логическую оценку, чувства — нравственную.
И вот в этом ключе очень интересно взглянуть на разницу женской и мужской психологии, ведь сфера чувств практически полностью принадлежит женщинам. Большая часть женщин, в качестве преобладающей психической функции имеют чувство, мужчины же более-менее равномерно распределяют между собой остальные три функции. Сейчас эту тему раскрывать будет не к месту, но именно здесь скрывается секрет того, что мужчины и женщины похожи на существ с разных планет.
А для обсуждаемого вопроса нам важно другое, другой тип чувств — иррациональные, те что не подчиняются никакой логике, не зависят от мышления, не поддаются волевому контролю. Те эмоции, которые возникают вопреки голосу разума и содержат в себе гораздо больше психической энергии, чем всякое, самое отточенное, мышление.
Прежде всего, сюда относятся базовые эмоции: гнев, страх, печаль и радость. Это те эмоции, что заложены в человека от природы и никак не зависят от воспитания. Действуя на манер психических гормонов, они задают общую тональность в реагировании на текущую ситуацию. Гнев требует активных действий, проявления агрессии, страх рекомендует спасаться бегством, печаль констатирует потерю, радость — обретение. Эти эмоции можно принимать или не принимать, но их нельзя контролировать — они часть нашей животной природы, которую мы пытаемся скомпенсировать воспитанием.
Остальные эмоции можно назвать условными, на манер условных и безусловных рефлексов. Эти эмоции человек учится испытывать в течении жизни — это обида, злость, ревность, жалость, приязнь и неприязнь, любовь и ненависть… и тому подобное. В психологии эти эмоции иногда называют невротическими, поскольку они выражают искаженное восприятие реальности и являются признаком не вполне нормального функционирования психики. Здесь важна градация — чем интенсивнее эмоции из этого ряда, тем хуже у человека с головой.
Важно здесь то, что эти эмоции всегда находятся за рамками рассудочного контроля и возникают вне зависимости от того, что человек думает, что он считает правильным или неправильным, добрым или злым.
Например, воспитание учит человека осуждать агрессивность, называет такое поведение плохим, безнравственным и даже на спортивном ринге требует проявления спортивного азарта, а не чистой животной агрессии. Агрессия обществу опасна, потому что неуправляема. И вот, пройдя полный курс социальной подготовки и набрав проходной бал, человек оказывается в ситуации, где, например, какое-то хамло пролезает вперед очереди и забирает из под носа последние билеты на премьеру.
Возникновение агрессии в этой ситуации совершенно естественно, но воспитание требует от человека покорности и смирения — то есть, эмоция у него возникает, но выразить ее он себе позволить не может… потому что надо быть хорошим человеком, уравновешенным и добрым. А поскольку он так никогда и не проявлял агрессию в чистом виде, он даже начинает верить в искренность своей добродетели. Агрессивность подавляется, уходит в бессознательное, и человек перестает даже замечать, что она у него где-то там возникает.
Это и есть классическая форма конфликта между сознанием и бессознательным, от которого люди постепенно сходят с ума. Рассудок и сознание говорят одно, а эмоции и бессознательное твердят о противоположном. А поскольку силы тут далеко не равные, побеждает всегда бессознательное — либо подавленные эмоции находят себе выход вне рамок сознательного контроля, и за человеком приезжает милиция, либо личность просто раскалывается на части, и за ним приезжают санитары.
Так вот, утверждение, что «Я» — это мои эмоции или мое бессознательное, куда более верно, чем версия про рассудок или сознание. Ум наполнен абстрактными и показными рассуждениями, которые предъявляются окружающим, чтобы подтвердить и упрочить свое членство в социуме, а эмоции выражают настоящие взгляды человека — то, что он думает и чувствует на самом деле, то, какой он есть внутри, а не снаружи.
Однако и это не отвечает на наш вопрос. Знак равенства, поставленный между эмоциями и истинной сущностью человека, — это большой прорыв, это то самое достижение, за которое бьется каждый психолог с каждым пациентом. Признание природы и содержания своих чувств — это чертовски важно, но это не конец пути. Это та веха, с которой серьезное самопознание только начинается.
У Юнга самый первый и самый простой этап на пути индивидуации — это отделение себя от своей Персоны («Я» — это мои мысли о себе) и признание своей Тени («Я» — это мои настоящие чувства). У Кастанеды путь воина начинается с преодоления страха, что по своей сути то же самое. А весь фрейдовский психоанализ — это и есть детальное описание схватки с Тенью и преодоления невротических страхов.
Пройдя этот этап, человек наконец-то становится взрослым и самостоятельным. В его самооценке устанавливается равновесие, его суждения становятся взвешенными и трезвыми, его образ жизни заново выстраивается вокруг его настоящих пристрастий, он живет, как сам того пожелает, общается с тем, кто ему действительно интересен, он свободен от правил, потому что теперь он способен провозгласить свой собственный закон жизни.
И все-таки, это еще не конец пути… первый враг воина повержен, осталось еще три.
Я — это пустота
Переходим, как это назвал один из читателей, к дистиллированной философии: если все описанное выше — это не «Я», то где же все-таки его искать?
Здесь нам потребуется обратиться к собственной памяти и достать из нее самые давние проблески сознания, до которых только удастся дотянуться. Попробуйте вспомнить самые далекие образы из детства, еще обрывочные и туманные — в них и скрывается предмет наших поисков.
Важно то, что там, где есть воспоминания, присутствует и наше «Я», и чем более раннее воспоминание, чем меньше в нем посторонних мыслей, тем больше в нем чистого осознания.
Если удастся воскресить в памяти что-то из таких образов (а что тут сложного?!), обратите внимание, что давным-давно, еще в два-три года отроду, у вас уже было ваше «Я». Уже тогда вы ясно ощущали и осознавали себя и изнутри этой осознанности вы смотрели на окружающий мир. Не пытайтесь понять это умом — вспомните это! Погрузитесь в детские воспоминания и найдите в них свое «Я» — «Вы» уже там были.
Самые ранние и зыбкие воспоминания — эти вырванные из темноты безвременья островки осознанности содержат в себе важнейшее открытие — «Я есть!» Слов еще нет, мыслей еще нет, морали нет, но «Я» — уже есть!
Посмотрите на это «Я» повнимательнее — не находите в нем ничего странно знакомого? Если нет, достаньте из своей памяти яркие воспоминания трехлетней давности и найдите в них то же самое свое «Я». Отличается ли оно хоть чуть-чуть о того «Я», которое вы нашли в самом раннем детстве?
Если отсечь все лишнее и постороннее, есть ли хоть какое-то различие между тем «Я», которое у вас было в первые годы жизни, и тем, которое было в десять лет, в двадцать, в тридцать?… А сегодня? Отличается ли ваше нынешнее «Я» от вчерашнего?… Есть ли хоть какая-то разница между сегодняшним «Я» и тем «Я», которое вы обнаружили у себя детстве?
Наше истинное «Я» существует вне слов, понятий и смыслов, вне времени и пространства. Даже тогда, когда мы покидаем заветное для искателей истины здесь-и-сейчас, наше «Я» остается на своем месте.
Наше «Я» просто есть, оно не обладает никакими качествами и никаким характером, его невозможно описать и нельзя разделить, оно едино и неизменно на протяжении всей жизни. Его нельзя переделать или воспитать, его нельзя чему-либо научить, единственная его функция — осознание, и этим умением оно в совершенстве владеет с самого рождения.
Счастье человека в обретении этого неизменного «Я» с его спокойной созерцательностью. Осознание само по себе не судит и не дает никаких оценок — оно впитывает и принимает все происходящее вокруг без тревог и страхов. Оно наполнено до краев одним уже фактом своего существования, а боль и наслаждение, страдание и радости окружающего мира его не затрагивают, для него это лишь вспышки света на киноэкране.
Но многолетнее целенаправленное развитие рассудочной и расчетливой стороны психики приводит к тому, что центр тяжести смещается от истинного безмолвного «Я» к вечно испуганному и озабоченному Эго. И это превращает человека в бешеную обезьяну — существо, заблудившееся в своих страхах и сомнениях, мечущееся между гордостью и ничтожеством своего Эго.
Человек забывает о том, кто он есть на самом деле и, чувствуя пустоту своего существования, пытается теперь обрести себя в своих мыслях, в своих принципах, в своих моральных ценностях, в своем характере, в своей индивидуальности, в своих достижениях и победах… и все тщетно.
Даже игра в саморазвитие тут никак не помогает, поскольку в действительности развивать просто нечего. Можно тренировать свой ум, оттачивать свой характер, причесывать свою систему ценностей и полировать свой нимб, но какое все это имеет отношение к неизменному «Я»? Всякая попытка себя улучшить ведет лишь к ухудшению ситуации — к укреплению Эго, к более глубокому отождествлению себя с тем, что точно не «Я».
От слов к делу
Что ж, всякая философия бесполезна, если ее нельзя применить на практике. Обычно все ждут четких инструкций о том, что именно нужно делать, типа 10 шагов к успеху и тому подобного. Но нужно помнить, что следование чужому, пусть даже и идеальному, плану никогда не приведет к цели. Изучение себя — это процесс творческий, в него обязательно нужно вложить СВОЮ душу, СВОЙ дух, СВОЙ опыт, СВОЮ интуицию. Невозможно обрести себя, следуя по чужим стопам.
Чужой опыт можно использовать, как отправную точку, чужие открытия — как маяки на прибрежных вершинах, но свой фарватер все равно придется искать самостоятельно.
Ну, а в практическом (и терапевтическом) смысле, хороша установка: «Я — это мои поступки». Реальные поступки не обманывают, как это делает изворотливый ум, и они не так расплывчаты, как чувства и эмоции. Каждый поступок, каждое реальное действие в реальном мире — это факт, это твердое и совершенно однозначное выражение сущности человека. Хотите узнать себя — изучайте свои поступки.
Понравилась публикация?
Поделитесь находкой!
Возможно, вас также заинтересует:
Быть самим собой и Кто я есть на самом деле
«Кто я есть на самом деле?» — этот вопрос задают либо те, кто ощущает потерю себя, механичность или фальшивость своей жизни, либо те, кто верит в возможности своего личностного роста, ищет вершины своего личностного роста.
«Быть самим собой», по крайней мере в обыденном словоупотреблении, это вести себя естественно, без напряжения, ощущая внутри комфорт, благополучие и гармонию.
Способ комфортного существования и поиск себя, нередко, это — движение в противоположные стороны.
Как быть самим собой?
Автор Елена Скалацкая, источник — Школа Жизни.ру
Быть тем, кто вы есть на самом деле, то есть самим собой – это трудно? И да, и нет. Многие ответят, что трудно. Причина – страх показаться не тем, кем вас привыкли видеть.
Быть самим собой – это проще пареной репы. Нужно просто быть максимально честным с самим собой. Люди достаточно хорошо умеют притворяться и зачастую, общаясь с каким-то человеком, можно чувствовать его притворство. И конфронтация усиливается пропорционально тому, как вы изменяетесь и становитесь похожим на самого себя.
Нам хочется находиться в окружении настоящих людей, а не в обществе масок. Людям, которые не притворяются, действительно комфортно быть с самими собой, у них здоровое представление о себе. Более того, они меньше всего заботятся о том, что о них подумают другие.
Все мы желаем иметь с окружающими хорошие, мирные отношения. Когда вы стараетесь жить в согласии с ожиданиями других людей, вы сами создаете себе огромную проблему. В большинстве случаев ожидания окажутся неоправданными.
Люди никогда не скажут вам откровенно, каким, по их мнению, вы должны быть и чего они от вас хотят.
Итак, если вы никогда не узнаете точно, в каких отношениях вы находитесь с человеком, как вы поймете, каким именно образом вам нужно себя с ним вести? Оставьте подобные мысли! Вам все равно не удастся проникнуть к нему в мозги!
Просто будьте собой! Если у других не получается заставить вас быть тем, каким они хотят вас видеть, чьи это проблемы? Это их проблемы, а не ваши!
Быть самим собой в любой ситуации, на самом деле, снимает самое большое напряжение. И таким образом, вам никогда не придется беспокоиться о том, чтобы быть тем, кем вы на самом деле НЕ являетесь.
Быть самим собой – это адреналин в чистом виде. Многие люди совершенно не будут знать, чего от вас ожидать дальше. Кто, скажите мне, придумал правила следовать определенному курсу в вашей жизни? Наберитесь смелости и перестаньте следовать правилам, став загадкой для окружающих.
Начните жить нестандартно, напрягите все свое воображение, чтобы делать не так, как всегда. Будьте незаурядным! О! Поверьте мне, ваша жизнь превратится в сплошное приключение, где на каждом шагу будут возникать захватывающие ситуации с неожиданным решением.
Вы, наконец-то, попробуете настоящий вкус жизни, полной неординарных происшествий. Быть самим собой – совсем не сложно, потому что этот процесс настолько бесконечен и захватывающий, чтобы думать о сложных вещах.
Научиться быть самим собой – это значит принять ответственность за свои действия и взглянуть на себя со стороны.
Возможно, вы станете более уязвимым, потому что это будет сопряжено с постоянным риском быть не понятым друзьями. Но если вы готовы жить по максимуму, вы должны рискнуть.
Даже если вы и потеряете, это будет намного-намного меньше того, что вы приобретете. Не оглядывайтесь назад! Смотрите прямо в будущее! Живите так, словно вам уже нечего терять.
Ну и что, что старые друзья оставят вас! Вместо них придут такие, которые будут иметь точно те же взгляды на жизнь, как у вас. И более того, они не узнают, каким вы были недавно. И им, естественно, не с чем будет даже сравнить.
Не бойтесь чувствовать себя комфортно в присутствии новых людей. Тренируйте навыки общения. Самый лучший способ победить страх общаться с новыми людьми – начать самому беседу. Кому-то надо будет устанавливать правила. Что если это будете вы? Возьмите себе хорошую поговорку в привычку: «Если не я, то кто?» Серьезно! Помогает быть самим собой.
Существует весьма удивительный способ общаться полноценно с каждым человеком без ущерба самому себе. Этот способ безупречного общения – научиться воспринимать людей как тайну! Что, если бы вы не знали, кто они такие?
Например, вам попался тупица, а вы о нем совершенно не знали, что он такой. И относитесь к нему без всякой предвзятости. Он совсем не будет выглядеть тупицей в ваших глазах. Наоборот, вы своим отношением поможете ему взглянуть на себя по-другому. Однозначно, это вознесет его в его же глазах. Принимайте его просто, как будто вы встретились впервые.
Я не хочу сказать, что это будет всегда получаться гладко со всеми людьми. Нет, далеко не со всеми. Однако если вы себя повели с ними не так, как другие, они не забудут этого.
Никогда не бойтесь проявлять себя с людьми таким образом. Вас это сильно раскрепостит в проявлении себя настоящего и поможет другому человеку стать тоже самим собой, настоящим.
Способ видеть в каждом человеке тайну – РАБОТАЕТ!!! Быстрота результата вас удивит – дураки и тупицы исчезнут из вашей жизни навсегда!
Будьте собой! Быть собой заразительно! Когда другие люди увидят, что вы наслаждаетесь собой и радуетесь жизни, им тоже захочется этого!
как понять себя? 8 шагов
Кто я такой? Вопрос этот застает врасплох и в зрелом возрасте. Но в памяти сразу всплывает сцена из книги о Гарри Поттере: Хагрид говорит мальчику, что он волшебник. На что тот отвечает: «Я не могу быть волшебником. Ведь я просто Гарри». Путь самопознания занял долгих 7 томов. И это при наличии заклинаний для волшебной палочки. Но в нашем распоряжении тоже есть магические атрибуты: книги, советы психологов и тренеров. Не получилось с первого раза? Ничего, крыса в вазу тоже не сразу обернулась.
Хорошая новость в том, что все нужные советы уже даны. Мудрость самопознания сформирована еще во времена Архимеда и за все время лишь слегка видоизменилась. Новость плохая: рецепты не помогают. Почему? Есть три причины:
- Людям выгодно оставаться в детском состоянии беспомощности. Они знают, как нужно поступать, но выбирают привычный комфорт и ничегонеделание.
- Искреннего желания помочь самому себе недостаточно. На каждый добрый совет нужен еще десяток о том, как его выполнить.
- Многие ожидают чудес при минимальных затратах энергии. Нетерпеливые исследователи хотят выучить язык за один вечер и стать продвинутым йогом после недели медитаций.
Ниже расписан чек-лист из семи пунктов работы над собой. Чек-лист – это список проверок. Прошли проверку – поставили галочку, вычеркнули пункт, почувствовали облегчение. Список можно скорректировать или дополнить.
1. Усыновить родителей.
Винить родителей в собственных неудачах уже стало трендом. Смысла в этом нет. Во-первых, они воспитывали детей как могли, колонок в психологических журналах не читали, а иногда просто выживали. Во-вторых, взрослая жизнь длится намного дольше, чем детство, поэтому есть все шансы воспитать себя самому.
Но искренне простить человека, на которого привык смотреть снизу вверх, непросто. Еще тяжелее принять факт, что у вас много общего. Инсценировка примирения только оставит осадок в душе, но не принесет облегчения.
Пройти тест на тип личности
Прощение – тяжелый путь, его тяжело начать и невозможно закончить. Но есть несколько хитростей:
- Попросить прощения можно заочно. В жизни это называется «влезть в чужую шкуру», а в психологии есть метод двух стульчиков.
Как он работает. Возьмите 2 стула. На один сядьте сами, на другой усадите воображаемого родителя. Представьте его в деталях: одежду, особенности внешности, манеру сидеть. Выскажите воображаемым папе или маме претензию. После этого пересядьте на их место и попробуйте оценить ситуацию с точки зрения их реальности. И так можно пересаживаться долго, но не переусердствуйте. То, что копилось годами, невозможно исправить за один раз.
- Можно не прощать. Только нужно научиться жить с этим. Как ответила героиня фильма на вопрос, сумела ли она помириться с матерью: «мы с мамой договорились, что отказываемся друг друга понимать».
2. Принять стартовые условия как данность.
Мы не выбирали, в какой стране и семье нам родиться. Не выбирали дату рождения и место, в котором росли. Это нужно принять как данность. Если этого не сделать, можно прожить всю жизнь, терзаясь сравнениями: «а вот если бы мне…», «будь у меня…». Такая иллюзия выбора вызывает только сопротивление. Приняв то, что есть, мы закладываем фундамент для принятия самого себя. Тогда мы получаем еще одно «взрослое» право – право выбора. Выбирать, где работать не потому, когда-то родители вынудили закончить ВУЗ, а потому, что так хочется. Жить по собственному сценарию так, как считаешь нужным.
3. Принять себя.
Полюбить себя – самый спорный, уже набивший оскомину совет. Он вызывает постоянные споры психологов и исследователей. Одни считают, что такой словесный призыв наивен. Это достигается длительными поведенческими тренингами. Другие доказывают, что полюбить себя просто и предлагают себя в качестве наставника. В любом случает полюбить себя нужно, иначе зачем искать путь к тому, чего не любишь.
Мы считаем, что полюбить себя стройного гораздо проще, чем толстого. Или успешного себя уважать можно, а я-неудачник достоин только презрения. На деле все с точностью до наоборот. За простой фразой «полюбить себя» лежит бездонный пласт работы над собой. Звучит высокопарно, но что есть, то есть – копать придется долго и глубоко. Как это сделать от начала и до конца не знает никто.
Нет не только одного совета, нет единой методики. Кто-то исследует себя через попытки полюбить собственное тело. Кто-то пытается наладить социальный контакт, а привычные обнимашки для него уже есть подвиг. Кто-то расстается с иллюзиями о собственном всемогуществе. Нужно искать. Нужно пробовать. Злиться, бросать и снова искать. И в этом трудном деле поможет практикующий психолог и методика «маленьких шагов».
Как она работает. Ставить себе конкретные и измеримые цели во времени, поступках или цифрах. Тогда мы можем наблюдать результат, найти повод гордиться собой и начать прощупывать тропинку на пути к себе.
Неправильная постановка цели. Разбогатеть / Похудеть
Правильная постановка цели. В следующем месяце (срок) заработать на 10% больше (цифра), чем в прошлом / Скинуть за месяц два килограмма. Но перед этим хотя бы взвеситься.
Результат. После оговоренного срока пересмотрите результаты. Дело пошло – ставьте новую цель. Но такую же нестрашную и измеримую.
Пройти тест на самооценку
4. Дозировать фанатизм.
Мы любим бросаться в крайности. Годами пренебрегаем физкультурой, потом приходим в зал, рвем штангу и связки. Плывем по течению, внезапно озадачиваемся вопросом сомопознания и понеслось: тонны литературы, которую не только понять, прочитать невозможно, семинары и бесконечное эхо фразы: «тварь я дрожащая или право имею?».
Не занимайтесь самоанализом на работе, во время отдыха с семьей или встреч с друзьями. Невозможно всю жизнь быть включенным, иначе для расслабления не хватит алкоголя. Отведите на самоанализ определенное время, так вы сможете поговорить с умным человеком в спокойной обстановке.
5. Различать настойчивость и упертость.
Отсутствие гибкости мешает в жизни и на работе. Особенно показательно оно для руководителей. Многие из них ведут себя слишком авторитарно, потому что опасаются расхлябанности подчиненных. Другие, наоборот, играют в демократию и жалуются, что их не воспринимают всерьез. Решение в том, что в какие-то моменты стоит проявить настойчивость, но нужно уметь слушать и слышать окружающих.
Настойчивость – это проявление гибкости и восприимчивость к переменам в достижении собственной цели. Она не проявляется в ущерб собственным принципам, но и не позволяет отгородиться от окружающих. Поиск ответа на вопрос «кто я есть?» – заведомо незавершимый процесс. Человек – открытая система, постоянно меняющаяся и непредсказуемая. Важно понять, какой набор убеждений двигает вас к цели, и корректировать его на пути самопознания.
6. Соотнести шкалу ценностей и эмоций.
Часто мы считаем ценностью то, что принято делать в обществе. Или хотим хорошо выглядеть в глазах окружающих. Но внутри что-то все время не стыкуется, чувствуется какая-то незавершенность. Для прояснения вопроса есть упражнение.
Упражнение. Разделите лист бумаги на 2 части. В левой напишите 10 ценностей в жизни: сверху – самая важная, и к низу двигайтесь по нисходящей. В правом столбце напишите 10 радостных случаев, тоже в порядке убывания. Теперь сопоставьте эти 2 списка чтобы понять: насколько ценности или приоритеты соответствуют эмоциям по конкретным случаям.
Парадокс, но часто они диаметрально противоположны. Так, напротив занятий спортом оказывается удовольствие от съеденного бургера. Получается, что значимые события жизни будоражат воображение меньше, чем простые житейские мелочи. Тут и возникает вопрос разногласий между понятиями «надо» и «важно». Если они совершенно не совпадают, значит, вы находитесь в самом начале пути к себе.
Пройти тест на характер человека
7. Прислушаться к струнам души.
Человек живет в ощущениях: физических, эмоциональных и мысленных. Как понять себя? Время от времени сесть на берег реальной или воображаемой реки и подумать о своем предназначении. Если струны души звенят, стоит продолжать заниматься своим делом. Если нет – нужно работать над собой дальше.
Жизненный совет от Петра Мамонова (актера, музыканта, поэта): «Задайте себе вопрос: зачем я живу? Только так, реально задайте. Если никому сегодня не было хорошо оттого, что я прожил день, значит, я прожил его зря».
8. Дневник или модный фрирайтинг.
Про пользу ведения дневника знают многие. Есть еще один действенный способ понять себя – фрирайтинг.
Фрирайтинг – это способ выявить полезные идеи в общем потоке мыслей.
Как это работает. Взять несколько листов бумаги, ручку, которая пишет, засечь на таймере 20 минут и писать все, что приходит в голову. Не останавливаться ни на секунду, писать свободно и быстро. Можно сделать своей интуиции дополнительную наводку: написать в качестве темы проблему и все отведенное время писать только о ней. Можете задавать себе самые простые жизненные вопросы, сразу отвечать на них, не перечитывая.
Что дает фрирайтинг. Написанные в свободной форме предложения вытаскивают из подсознания проблемы, вопросы, тревоги и их решение. Сначала вы разбираетесь со всеми «залежалыми проблемами»: обидами, чувством вины, злостью. Таким способом можно выяснить отношения с родителями, простить их. Постепенно горизонт начинает высветляться. Появляется энергия, мечты, силы. Теперь уже можно прояснить для себя проблему собственного предназначения, найти любимое хобби или вычислить скрытый талант. Важно делать это регулярно, лучше каждый день.
Вопрос «кто я такой» – самый важный вопрос в жизненном экзамене. В школе преподают синусы и химию, но не учат быть самим собой. Чтобы научиться этому самостоятельно, потребуется смелость, сила, честность по отношению к самому себе, доверие, терпение. Умение жить в гармонии с самим собой и с внешним миром и станет ответом не самый важный вопрос.
Пройти тест: интроверт или экстраверт?
Как узнать, кто я такой?
Проведите ревизию своей истории
Чтобы с полным правом произнести «я», нужно понять и принять прошлое своей семьи, осознанно занять в ней свое место. Жизненные ситуации, которые мы принимаем или отвергаем, становятся кирпичиками, составляющими нас самих. И чтобы стать собой, нужно осознанно выбрать то, что мы чувствуем в себе как хорошее, и избавиться от того, что мучает.
Отличайте себя от своей социальной роли
Мы можем воспринимать себя в основном как профессионала или, скажем, мать семейства, словно заперев себя в одном-единственном образе. Но в течение дня человек может быть работником и другом, родителем и супругом, грустить и сердиться, любить и оставаться равнодушным.
Эти состояния приходится постоянно согласовывать друг с другом. Ошибаются те, кто думает: «Я стал собой и теперь останусь таким навсегда».
Продолжайте развиваться
«Я таков и ничего с собой поделать не могу», «У меня такой характер» — кто из нас не слышал подобных фраз? Порой мы начинаем верить в то, что мы сформировались окончательно, что все свойства нашей личности и особенности характера неизменны.
Но встав на такую позицию, человек ограничивает себя, он не позволяет себе двигаться вперед, развиваться, а потому отгораживается от самого себя. Путь к себе — постоянное развитие и изменение.
Будьте подлинным в общении
Некоторым кажется, что быть собой означает рассказывать о себе буквально все и откровенно говорить другим то, что о них думаешь. На самом деле наша задача — найти соответствие между собственными мыслями, чувствами и тем, что мы высказываем другому человеку.
Если, общаясь, я понимаю, что для меня значимо, предполагаю, что важно собеседнику, учитываю место и время общения, я смогу высказать свои мысли и чувства, не нарушая границ другого.
Признавайте негативные чувства
Вытесненные воспоминания, душевные травмы, безотчетные желания мешают быть искренними. Мы не признаемся в них себе, потому что бессознательно боимся их разрушительной силы. Но если мы работаем с ними, изучая себя, то начинаем и с другими общаться иначе.
Это обогащает и упрощает нашу жизнь: дает возможность ярче переживать чувства, свободнее говорить о себе и своих желаниях, и в то же время снимает тяжкую необходимость притворяться или приукрашивать себя.
Определите границы своих возможностей
Осознавая, что мы чего-то не умеем, не хотим или не успеваем сделать, мы испытываем сильные и не всегда приятные эмоции, но в результате начинаем намного лучше понимать себя.
Смотрите на себя со стороны
Важно различать внутреннее ощущение, которое точно дает понять: играем мы сейчас какую-то роль или проживаем собственную жизнь. В каждом из нас есть «другой-в-нас-самих», который помогает заметить и соотнести друг с другом наши чувства, мысли и поступки.
Этот другой не надсмотрщик и не оценивающий интеллектуал. Скорее его можно сравнить с неким ангелом, который заботливо обращает нас к самим себе.
Читайте также
Социальные роли, мнение о нас друзей, коллег, партнеров, семьи — все это формирует наше представление о себе. И чем старше мы становимся, тем сложнее добраться до истинного «Я». Но сделать это стоит. Хотя бы потому, что без понимания себя настоящего мы не реализуем свой потенциал, а все действия будут бессмысленными. Давайте вместе разбираться, как познать себя.
В «Портрете Дориана Грея» Оскар Уайльд писал: «Дети начинают с любви к родителям. Взрослея, они начинают их судить. Иногда они их прощают». Последнее далеко не всем дается легко. Как быть, если нас переполняют «запретные» чувства: гнев, злость, обида, разочарование — по отношению к самым близким людям?
Кризис самоидентификации или как понять кто я?
Остановиться и услышать себя
Зачастую мы ищем счастья во внешних проявлениях этого мира и меняемся в соответствии с конъюнктурой рынка. Сегодня я актер, а завтра — предприниматель. В моду входят семейные ценности, значит мой новый проект – семья. Медитация и йога стали мейнстримом, и вот я уже покоряю вершины Гималаев и осваиваю разные асаны. Но где же во всем этом я? Как найти себя и перестать быть продуктом маркетинга? Как понять, чего же хочу я, какова моя природа и предназначение?
Первый шаг на пути к самому себе – постараться прислушаться к своему сердцу, уловить состояние внутренней тишины и безмолвия. Для этого необязательно ехать в Гималаи и уходить в пещеры. Нужно просто постараться замедлить свой ход в бесконечном потоке времени, меньше реагировать на внешние раздражители, почувствовать настоящий момент. Это и есть медитация. Внутри себя мы можем найти ответы на все свои вопросы. Время нещадно приближает нас к смерти, в суете жизни мы забываем о главной цели своего существования. В конце концов, умираем, так и не познав смысла бытия.
Кто я такой и почему я страдаю?
Первый вопрос, который должен задать себе человек: «Кто я такой и почему я страдаю?» Это отправная точка. Без понимания природы своего «Я» все остальное теряет всякий смысл. Ведь не зная того, кем я являюсь, я не пойму, куда мне идти. Получится как в мудрой пословице: «Паруснику, движущемуся без всякой цели, никакой ветер не будет попутным».
В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 20.102), которая является одним из главных трудов гаудия-вайшнавской традиции, Санатана Госвами спрашивает Господа Чайтанью:
‘ке āми’, ‘кене āмāйа джāре тāпа-трайа’
ихā нāхи джāни — ‘кемане хита хайа’
«Кто я? И почему меня преследуют тройственные страдания? Не зная этого, как я смогу обрести благо?»
Что же это за тройственные страдания?
- Страдания, источником которых являемся мы сами — наше тело и ум (на санскрите адхьятмика).
- Страдания, которые причиняют нам другие живые существа (адхибхаутика).
- Беспокойства, которые приносят нам стихийные бедствия и катаклизмы, находящиеся во власти полубогов, деват (адхидайвика).
В ответ он услышал такие слова:
джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда-прака̄ш́а’
Здесь содержится понимание природы живого существа: «Ты – вечный слуга Кришны».
Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 20.108В комментарии к этому стиху раскрывается смысл данного утверждения:
«Ты чистое живое существо. Ты не являешься ни грубым материальным телом, ни тонким телом, состоящим из ума и интеллекта. В действительности ты вечная душа, неотъемлемая частица Высшей Души, Кришны. Поэтому ты Его вечный слуга. Ты принадлежишь к пограничной энергии Кришны.
Существует два мира: духовный и материальный, и ты находишься между двумя энергиями: духовной и материальной. Ты связан отношениями как с духовным миром, так и с материальным и потому относишься к пограничной энергии. С Кришной тебя связывают отношения одновременного тождества и различия. Поскольку ты вечный дух, ты обладаешь такими же качествами, как Верховная Личность Бога, но, будучи ничтожно малой искрой духа, ты вместе с тем отличаешься от Высшей Души. Поэтому твоя природа — одновременное тождество с Высшей Душой и отличие от Нее. Это можно пояснить на примере солнца и солнечных лучей или на примере огня и вылетающих из него искр».
Ошибка в первом действии
Человек ошибочно отождествляет себя с материальным телом и умом. Мы можем видеть, как весь мир работает в угоду телу. Вся деятельность человека, будь то наука или искусство, в конечном итоге сводится к поиску удовольствий. Промышленные и информационные технологии существуют только для того, чтобы все более рационально с материальной точки зрения использовать ресурсы Земли для своего собственного наслаждения.
Эта фундаментальная ошибка приводит человека в тупик. За научным прогрессом следует регресс личности. Рушится вся система ценностей и координат цивилизованного общества. Девизом сегодняшней жизни становится слоган: «Потребляй и властвуй». Вирус эксплуатации проникает во все сферы нашей жизни, в том числе, к сожалению, и религиозную. Религия также должна, по мнению большинства людей, удовлетворять потребности человека, хотя ее истинный смысл – освободить человека от гнета последствий его деятельности и направить его на путь служения Богу.
Если с точки зрения разума проанализировать к чему нас привела коммунистическая и постиндустриальная идеология, а также любые другие материальные «концепции счастья», мы увидим, что люди не стали счастливее, скорее наоборот, уровень эмоционального комфорта все больше приближается к нулю.
Вся проблема в том, что живое существо отвернулось от Бога. Весь этот материальный мир создан Господом лишь для того, чтобы мы могли почувствовать себя независимыми от Него и, в конце концов, наигравшись, разочаровались в своих жалких попытках играть роль Творца и вернулись к Нему, в духовный мир. Эта независимость иллюзорна. На самом деле, все мы зависим от Бога абсолютно во всем, даже в пищеварительном процессе, что уже говорить о других аспектах нашей жизни!
Но люди привыкли думать, что каждый из них является Богом. В правительстве, на работе, у себя дома, в конце концов. Таким образом, человек все больше запутывается в хитросплетениях кармы и его сознание деградирует. Так живое существо бесконечно пребывает в колесе рождений и смертей. Оно вынуждено будет рождаться и умирать снова и снова до тех пор, пока не познает свою истинную природу.
Я дух от духа, а не плоть от плоти
Наверное, вы уже много раз слышали о том, что вы не тело, но что же дальше? Пока человек не осознает, что он не тело, а частица духа, существующая вечно и навеки связанная с Богом узами любви, он будет страдать.
Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (2.20):
на джайате мрийате ва кадачин
найам бхутва бхавита ва на бхуйах
аджо нитйах шашвато ‘йам пурано
на ханйате ханйамане шарире
Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.
Каждый из нас, так или иначе, имел опыт этой вечности бытия, спокойствия и умиротворения. Мы не можем представить себе, что с наступлением смерти нас не станет. Наше тело меняется, но мы сами остаемся неизменны.
Для того чтобы понять это, человеку необходимо общаться с осознавшей себя душой, с тем, кто уже живет по этим принципам. Тогда постепенно его сознание будет очищаться и его жизнь приобретет иное качество, он поймет, что значит жить как душа. Правильное общение зарождает в сердце настоящую веру, а вера дает решимость идти по духовному пути. Но это только начало.
Победа и поражение – понятия относительные
Интересный парадокс: терпя фиаско, будь то крах карьеры или внезапно настигнувшая болезнь, мы испытываем боль, впадаем в глубокую депрессию. У нас сразу происходит стихийная переоценка ценностей. Но все, что с материальной точки зрения мы считаем поражением, на самом деле является для нас новой ступенью на духовном пути.
Итак, любой кризис оборачивается для нас духовным благом, если мы научились правильно принимать уроки, данные нам свыше.
Процесс познания себя невероятно увлекателен и он стоит любых наших усилий. Счастье, которое мы обретем, открыв свою истинную природу, несравнимо ни с какими материальными богатствами, ведь самое главное богатство – это знание о себе и своих взаимоотношениях с Богом, которое в конечном итоге должно перерасти в любовь к Нему. Познав себя, мы обретем свободу и гармонию в сердце, которые будут распространяться на весь окружающий мир. А делать счастливыми других – это и есть преданное служение Богу.
Но мы должны помнить о том, что Господь дает нам свободу выбора. Остаться в сетях кармы или выбраться из ее пут – решать нам самим.
Источники:
- «Бхагавад-гита как она есть», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
- «Шримад-Бхагаватам», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
- «Чайтанья-чаритамрита», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Если Вы хотите дополнить материал аудио, видео или другой информацией, присылайте её нам!
Кто я такой?
Простой, на первый взгляд, вопрос «Кто я?» сегодня мы задаем себе все чаще. В отличие от предыдущих поколений, чья жизнь была во многом предопределена семейными, религиозными и социальными ценностями, у нас появилось гораздо больше возможностей жить так, как диктуют нам собственные желания. Мы легче отказываемся от убеждений, которые нас ограничивают, меняем социальную и профессиональную среду, можем выбирать религию и даже пол. Но обилие возможностей для самореализации добавляет и сомнений. Что во мне действительно мое? Как найти в себе и окружающем мире лучшее и от чего стоит отказаться? И вообще что это такое — мое «я» в его подлинном смысле?
Установить фундамент
Со времен Фрейда известно, что наше внутреннее «я» не является неким изолированным островком, неподвластным внешним влияниям, — с помощью бессознательного оно строится внутри нашей собственной семейной истории, в конкретное время. Именно поэтому, чтобы вернуть человека к себе, психоанализ «отправляет» его изучать свои корни: в них лежит источник многих проблем, узел, который можно попытаться развязать. Как говорила об этом в своей книге «Синдром предков»* известный французский психолог Анн Анселин Шутценбергер (Anne Ancelin Schutzen-berger), «мы продолжаем цепочку поколений и оплачиваем долги прошлого… Некая „невидимая лояльность“ независимо от нашего желания, независимо от нашего осознавания подталкивает нас к повторению приятного опыта или травмирующих событий…»
Чтобы с полным правом произнести слово «я», нужно произвести ревизию своей истории, прийти в согласие с прошлым своей семьи — понять, принять и осознанно занять в ней свое место. Жизненные ситуации (и выводы из них), которые мы принимаем или отвергаем, становятся «кирпичиками», составляющими и определяющими нас самих. Иначе говоря, чтобы осмелиться стать собой, нужно осознанно выбрать то, что мы чувствуем в себе как хорошее, и избавиться от того, что мучает нас.
Выбрать направление
На то, чтобы занять центральное место в нашей жизни, претендуют социальные роли и убеждения, чувства и мысли. Мы можем воспринимать себя в основном как профессионала или, скажем, мать семейства, словно законсервировав себя в одном-единственном образе. Но в течение дня человек может быть работником и другом, родителем и супругом, грустить и сердиться, любить и оставаться равнодушным. «Эти состояния надо постоянно согласовывать друг с другом, — говорит психотерапевт Глеб Лозинский. — Ошибаются те, кто думает: „Я стал собой и теперь навсегда останусь таким“. Путь к себе — постоянное развитие и изменение».
Этот путь требует усилий, размышлений и внимания, а потому гораздо проще поверить в то, что мы сформировались окончательно, что все свойства нашей личности и особенности характера неизменны. «Да, я таков и ничего с собой поделать не могу», «У меня такой характер» — кто из нас не слышал подобных фраз? «Но, встав на такую позицию, человек ограничивает себя, — комментирует Глеб Лозинский, — он не позволяет себе двигаться вперед, развиваться, а потому отгораживается от самого себя».
Что значит сделать шаг к своей истинной личности? «Некоторые полагают, что быть собой — это позволить себе делать все, что хочется, — размышляет семейный терапевт Борис Шапиро. — В каждом из нас есть доктор Джекил и мистер Хайд, и в наших силах выбирать, кто из них возьмет верх. Нужно стараться на пути к себе не сделать зла другим».
На протяжении веков духовные деятели различных конфессий призывали человека к тому, чтобы он победил свое несовершенное «я». Сейчас мы можем выбрать для себя иной способ самосовершенствования: относиться к себе уважительно, творчески и с любовью. И, конечно, не доводя своего отношения до крайности — создания культа собственного «я». Иными словами — развивать свою индивидуальность, не впадая при этом в эгоцентризм.
Быть подлинным в общении
Некоторым кажется, что быть собой означает рассказывать о себе буквально все и дословно говорить другим то, что о них думаешь. «В студенческие годы я пробовала подобный стиль общения, это казалось мне очень современным, — признается 25-летняя Арина. — Но во многих ситуациях я чувствовала только неловкость. Во всяком случае, друзей мне это не прибавило». «Быть откровенным — не значит говорить все что думаешь, — комментирует экзистенциальный психолог Светлана Кривцова. — Это значит думать и чувствовать то, что говоришь».
Только найдя соответствие между собственными мыслями, чувствами и тем, что мы высказываем другому человеку, мы получаем возможность строить полноценные отношения. «Если, общаясь, человек понимает, что именно значимо для него, предполагает, что важно другому, а также учитывает время и место общения, он сможет высказать свои мысли и чувства, не нарушая границ другого», — добавляет Глеб Лозинский.
Но стать открытым с другими можно, лишь научившись быть открытым прежде всего с самим собой. Подавленные воспоминания, душевные травмы, безотчетные желания, негативные ощущения — все это мешает нам быть искренними: мы не хотим их признавать, бессознательно боясь, что они нас уничтожат. Работая с ними, изучая себя, мы начинаем иначе общаться и с другими — и это обогащает и упрощает нашу жизнь. Обогащает потому, что дает возможность ярче переживать свои чувства, свободнее говорить о себе и своих желаниях. И упрощает, потому что снимает с нас тяжкую необходимость притворяться или приукрашивать себя.
Сила пожелания
Принимая поздравления с днем рождения, мы слышим иногда: «Оставайся таким(ой), как есть». Что за послание приходит к нам вместе с этими словами? «Человек, произносящий их, немного лукавит: на самом деле он хочет сказать: «Оставайся таким, какой ты есть… для меня, — говорит Глеб Лозинский. — Будь хорошим (внимательным, веселым, послушным)». Опасаясь лишиться того, к чему привык, поздравитель вольно или невольно желает имениннику неизменности — а это не лучшая для него перспектива. «Говорите лучше о том, что чувствуете, — советует Глеб Лозинский. — Например, так: „Я всегда ощущаю твое внимание и очень им дорожу“. Говорите не о самом человеке, а о его качествах и поступках». Важно помнить, что каждый вправе сдерживать или проявлять свои качества вне зависимости от того, нравится ли это окружающим.
Место встречи
Встреча с собой настоящим может ожидать нас в самых разных ситуациях — в радости и печали, в общении с друзьями или когда нужно принять какое-то решение. Понять, что она произошла, легко: в этот момент мы ясно ощущаем гармонию собственных мыслей и чувств, отчетливо понимаем: все, что мы делаем сейчас, — правильно и верно. «Постоянно рефлексировать совсем не обязательно, — говорит Борис Шапиро. — Чтобы ощутить эту внутреннюю целостность, иногда достаточно просто решиться и сделать выбор: вот это мне подходит, а это — нет. Вне зависимости от того, что о твоем решении скажут (или же подумают) другие».
«Почувствовать себя» можно и определив границы собственных возможностей. «Осознавая, что мы чего-то не умеем, не хотим или не успеваем сделать, мы испытываем сильные и не всегда приятные эмоции, но в результате начинаем намного лучше понимать себя», — поясняет Глеб Лозинский.
Узнать, являемся ли мы в данный момент сами собой, помогает нам и другой — «другой-в-нас-самих». Речь о том внутреннем ощущении себя, которое позволяет замечать и соотносить наши чувства, мысли и поступки, открывать в себе источники творческих сил. «Этот другой не надсмотрщик, не оценивающий интеллектуал, — объясняет Глеб Лозинский. — Скорее его можно сравнить с неким ангелом, который заботливо обращает нас к самим себе».
Найти себя — означает научиться смотреть на себя внимательно и с интересом, прислушиваться к своим внутренним ощущениям и понимать их, черпать силы из собственных источников. Словом, быть вдохновенным участником, а не зрителем собственной жизни, полноправной частью мира, в котором мы живем.
* Издательство Института психотерапии, 2005.
Об этом
- Альфрид Лэнгле. «Жизнь, наполненная смыслом». Генезис, 2005.
- Владимир Бибихин. «Узнай себя». Наука, 1998.
- Альбер Камю. «Чума. Посторонний». Терра, 1997.