Как развить в себе внимательность и наблюдательность: Как развить внимательность и наблюдательность

Содержание

Как развить внимательность и наблюдательность

Внимательность — это одна из черт, которая помогает не только успешно справляться с поставленными задачами, но и влияет на выживаемость в определенные моменты жизни. А больше систематически невнимательных людей нас бесит разве что потный мужик, севший рядом в общественном транспорте. К счастью, есть способы, с помощью которых можно повысить свою внимательность и перестать бесить окружающих.

Диссонанс восприятия


Отличным упражнением является восприятие и чтение вслух текста, который написан разными цветами. Важно называть сам цвет, а не читать слова, причем сложность состоит в том, что слово «красный» может быть написано синим цветом, и мозг начинает нехило подтупливать в такие моменты. Как раз преодоление такого ступора и диссонанса улучшает внимательность и развивает мозг.

Круг и треугольник

Для этого упражнения понадобятся два карандаша и нехилый рассинхрон рук. Взяв в обе руки по карандашу, требуется одной рукой рисовать круг, а другой треугольник, причем необходимо соблюдать плавность линий и остроту углов. Такое упражнение не только тренирует внимательность, но и поможет развить оба полушария головного мозга.

Тут потребуется предмет с максимальным количеством маленьких деталей, которые необходимо запомнить. Необходимо внимательно посмотреть на него и затем убрать, пытаясь вспомнить все детали, которые присущи этому предмету. Повторять до тех пор, пока все мелочи не будут перечислены.

Найди отличия


Картинки подобного рода тренируют помимо внимательности еще и наблюдательность. Обнаруживая отличия, мозг проделывает работу, которая затачивает твою внимательность и развивает способность к обнаружению едва различимых деталей.

Прочувствовать весь спектр

Мы привыкли быстро поглощать пищу, не особо сосредотачиваясь на ее вкусе. Это упражнение потребует тщательного анализа того, что ты ешь, начиная от запаха и заканчивая улавливанием самых мелких вкусовых оттенков. Такая тренировка позволит развить внимание не только на визуальном уровне, но и на осязательном.


В представленной таблице из букв, расположенных в случайном порядке, необходимо составлять слова. Обычно такие таблицы бывают тематическими: слова, зашифрованные в них, относятся к какой-то одной теме, например животные, страны, профессии и так далее.

Создать дополнительную мотивацию

Приступая к делу, которым не очень-то хочется заниматься, но которое требует немалого внимания, стоит создать для себя мотивацию. Например, можно пообещать себе сходить на обед после сдачи отчета, изобилующего большим количеством цифр. Такая система позволит с большим удовольствием выполнять работу, требующую сосредоточенности и внимания.

Считать желтые машины

Вообще, цвет не столь важен, но стоит сделать выбор в сторону более редкого. Идя по улице, обращай внимание на машины выбранного цвета. Такое упражнение научит концентрировать внимание на выбранном объекте или группе объектов.

Таблица Шульте


В этой таблице в хаотичном порядке разбросаны числа от 1 до 25, которые необходимо находить по порядку. Такое упражнение тренирует мозг из множества вычленять главное и концентрировать на этом внимание.
Аналогичное задание можно проделать с числами, уже не расположенными в таблице. Цифры так же находятся в хаотичном порядке, но имеют различные цвета и размеры, что усложняет задачу. Оптимальное время выполнения такого задания составляет 4 минуты.

Стопроцентная концентрация

Если предстоит работа, требующая внимательности для решения серьезных задач, то отдайся ей на все 100. Стоит отключить телефон, выйти из социальных сетей и исключить все факторы, которые могут отвлекать. Лишь полная концентрация на задаче позволит достигнуть положительного результата, а мимолетные отвлечения снижают эффективность работы, и все старания будут напрасны.

Тренировка наблюдательности | Элитариум

Наблюдательные люди замечают больше, чем другие. Им по-иному раскрывается окружающий мир. Наблюдательному человеку органы чувств поставляют в сознание намного больше разнообразной информации для размышления, анализа и познания. Они будоражат интеллект и питают его, насыщая фактическим материалом для проницательной мыслительной деятельности. Мир открывается тем, кто умеет видеть. Как воспитать или развить у себя наблюдательность? Для начала попробуйте следовать приведенным далее рекомендациям.

Автор:

Cepгей Фeдopoвич Kаcaткин, кандидат педагогических наук, специалист по проблемам развития личности, общения и ораторскому мастерству.

Наблюдательные люди замечают больше, чем другие. Им по-иному раскрывается окружающий мир. Наблюдательному человеку органы чувств поставляют в сознание намного больше разнообразной информации для размышления, анализа и познания. Они будоражат интеллект и питают его, насыщая фактическим материалом для проницательной мыслительной деятельности. Мир открывается тем, кто умеет видеть.

Как воспитать или развить у себя наблюдательность? Для начала попробуйте следовать приведенным далее рекомендациям.

1. Доведите осознание ориентиров наблюдения до привычного

Главное — приучите себя осознавать за любыми внешними проявлениями тот внутренний процесс и

систему, в которой они функционирует. Затем старайтесь определить, на что ориентироваться при дальнейшем наблюдении. Например, человек явно солгал. Это внешнее проявление. Что же привело к нему? Сразу отслеживайте процесс возникновения лжи. Человека могли ввести в заблуждение, или он что-то неправильно понял. То есть ложь появилась уже на входе информации в сознание. Или он мог сам решить солгать по какой-либо причине — это уже функциональный продукт его сознания. Наконец, это может быть его сложившийся образ мышления. Все эти параметры могут служить вам для дальнейшего наблюдения. Следуйте им и фиксируйте новые внешние проявления, пока не уясните истинную причину лжи и соответственно не выработаете правильные собственные действия в этой ситуации.

Возьмите этот пример в качестве образца. Хотя бы один раз в день анализируйте по ним какое-нибудь замеченное внешнее проявление, глубже вникая в суть внутреннего процесса и обеспечивающей его системы. Доведите таким образом осознание ориентиров наблюдения до привычного, до автоматизма. Активнее применяйте в жизни, особенно в сложных ситуациях.

2. Последовательно снижайте предел наблюдательности

Начните со зрительного предела наблюдательности. Например, включите фильм и дождитесь какой-нибудь насыщенной сцены (скажем, много автомашин затормозили на светофоре или столкнулись в аварии). Тут же нажмите паузу или стоп-кадр. Затем отвернитесь от экрана и попытайтесь ответить на следующие вопросы:

  • сколько автомашин?
  • каких моделей?
  • какого цвета?
  • кто в них водители — мужчины или женщины?
  • какого примерно возраста?
  • во что одеты, прическа?
  • какое выражение лиц?
  • какие номера у машин?
  • сколько человек стояло на улице?
  • сколько из них мужчин и женщин?
  • какого возраста?
  • во что одеты, прическа?
  • какое выражение лиц?

Теперь посмотрите на экран и проверьте детальность и точность своей наблюдательности. Повторяйте тренинг с этой же сценой до тех пор, пока не сможете точно или почти точно ответить на все вопросы. Постарайтесь уловить еще какие-либо более мелкие дополнительные детали.

Поменяйте сцену. Другая остановка на светофоре, авария, скопление людей на вечеринке, в аудитории или что-либо подобное. Составьте аналогичный перечень вопросов и потренируйтесь таким же образом. Периодически меняйте сцены и добивайтесь:

  • чтобы с первого раза схватывалось как можно больше мелких деталей;
  • чтобы к окончанию работы со стоп-кадром вы могли фиксировать как можно более мелкие детали.

Параллельно снижайте слуховой предел наблюдательности. Звонок в дверь. Постарайтесь по характеру звонка определить, кто звонит. Сформулируйте различия в звонках членов семьи. Но вот звонок незнакомый. Постарайтесь определить, кто звонит — мужчина или женщина, какого возраста и т. п. Затем откройте дверь и проверьте наблюдения.

За окном слышны шаги. Определите по ним, кто идет — мужчина или женщина, какого возраста и т. п. Выгляните в окно и проверьте наблюдения. Сформулируйте различия в звучании шагов мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека и т. п. По интонации человека определите его настроение и отношение к вам. Сформулируйте, на основании каких признаков вы сделали это.

3. Расширяйте полноту и детальность первого впечатления

Предположим, вы переходите улицу на перекрестке. Автомашины затормозили на красный свет. Окиньте их взглядом, всмотритесь повнимательнее. Загорелся зеленый — ситуация рассыпалась. Вот теперь постарайтесь воспроизвести ее и ответить на те же вопросы, что и в предыдущем тренинге. Повторяйте и повторяйте упражнение, добиваясь более полной и детальной фиксации увиденного.

Другой вариант. Вы входите в привычную аудиторию или офис, где уже находятся несколько человек. Десять-пятнадцать секунд присмотритесь, охватите взглядом помещение. Затем отвлекитесь от увиденного, как бы уйдите в себя и постарайтесь ответить примерно на те же вопросы: сколько человек, мужчин, женщин, какого возраста, во что одеты, прическа, выражение лиц и т. п. И еще на один: что изменилось с предыдущего посещения? После чего вновь взгляните на аудиторию (офис) и проверьте правильность и глубину своего первого впечатления. От тренинга к тренингу сокращайте время охватывания взглядом до минимального, скажем, до двух-трех секунд, но добиваясь той же полноты и детальности. Придумайте какие-либо иные аналогичные тренинги, может быть более подходящие и удобные для вас.

Еще одно упражнение: первое впечатление о человеке. Когда вы увидели кого-то впервые, постарайтесь сразу зафиксировать и сформулировать как можно больше деталей его внешнего вида, выражений лица, интонаций, особенностей характера, манеры говорить и двигаться и т. п. Практикуйте это при каждом новом знакомстве. Последовательно добивайтесь все большей полноты и детальности. Затем, уже в процессе дальнейших отношений, проверяйте свои первоначальные впечатления и выводы.

4. Тренируйте умения и навыки постоянного наблюдения

Поставьте себе следующие задачи:

  • главное — от наблюдения к наблюдению замечать все более мелкие детали и, исходя из них, глубже проникать в сущность процесса и системы, обеспечивающей его функционирование;
  • фиксировать происходящие во время наблюдения изменения.

Для их реализации выберите такие объекты, которые безо всяких дополнительных усилий всегда будут доступны для наблюдения:

  • например, младший брат или сестра;
  • ваш коллега по работе или начальник;
  • комнатный цветок или другое растение.

Наблюдайте за объектом в целом, если это комнатное растение или что-то подобное. Конечно, за человеком наблюдать таким образом будет сложнее. Поэтому для первого тренинга лучше

выделить один из процессов. Скажем, как общается ваш брат или сестра, коллега, начальник? Или как они трудятся, делают уроки и т. п. Зафиксируйте в качестве отправной точки то, что вам уже известно об этом.

Определитесь с ориентирами наблюдения: откуда и какая информация об общении питает сознание извне, к каким выводам человек пришел сам и как это проявляется на выходе из системы, во взаимоотношениях, речи, действиях и т. п.

Затем начинайте подмечать все более мелкие внешние проявления: как быстро объект сходится с незнакомыми, какими приемами поддерживает хорошие отношения, что за причины и поводы служат основанием для разрыва?

Каков характер взаимоотношений с сослуживцами или одноклассниками, сколько друзей, врагов? Кто из них оказывает наибольшее влияние, а кто подчиняется и почему? Какие привычные слова и фразы он использует в общении, насколько часто вводит новые выражения? Умело ли пользуется интонацией, мимикой, жестами? Старайтесь все удержать в памяти, не особо обременяя себя записями.

5. Тренируйте умения и навыки типового наблюдения

Задачи и приемы аналогичны предыдущим, но подход несколько иной. Наблюдайте тот же процесс общения или какой-либо иной у другого, третьего, четвертого человека. Быстро фиксируйте общее, типичное во внешних проявлениях — и сразу

переключайте основное внимание на различия. Это даст возможность скорее вникнуть в суть процесса и конкретику общения данного человека. Со временем вы накопите столько информации о типичном в людях, что достаточно будет только взглянуть, зафиксировать специфичное — и вы уже видите человека насквозь. Аналогично с природными объектами и техникой.

6. Тренируйте естественность наблюдения

Казалось бы, это пустяк: как вы выглядите, когда наблюдаете за людьми? Вцепляетесь взглядом и упорно, не отрываясь, держите его на наблюдаемом?

Как раз именно этого делать не следует. Во-первых, выглядите вы при этом, согласитесь, довольно глуповато. А во-вторых, под вашим неотрывным взглядом наблюдаемый начинает вести себя неестественно, его поведение заметно искажается. Возможно проявление дискомфорта или даже агрессии. Поэтому

наблюдайте естественно: безо явно бросающейся в глаза обостренности или напряжения во взглядах и мимике. Наблюдайте в процессе обычных разговоров и дел, чтобы никто даже и не догадывался об этом. Именно в таких условиях и достигается высшая острота наблюдения, за которой следует сама проницательность.

Полностью методики концентрации внимания вы можете изучить с помощью практического курса «Развитие наблюдательности», а способы управления вниманием собеседника в деловом общении — в курсе «Ораторское мастерство и искусство речи» при обучении по индивидуальной программе, в удобном для себя месте, времени и темпе.

Как развить внимательность или наблюдательность — Рамблер/женский

Внимательность — это одна из черт, которая помогает не только успешно справляться с поставленными задачами, но и влияет на выживаемость в определенные моменты жизни. А больше систематически невнимательных людей нас бесит разве что потный мужик, севший рядом в общественном транспорте. К счастью, есть способы, с помощью которых можно повысить свою внимательность и перестать бесить окружающих.

1 Диссонанс восприятия   Отличным упражнением является восприятие и чтение вслух текста, который написан разными цветами. Важно называть сам цвет, а не читать слова, причем сложность состоит в том, что слово «красный» может быть написано синим цветом, и мозг начинает нехило подтупливать в такие моменты. Как раз преодоление такого ступора и диссонанса вырабатывает внимательность и развивает мозг.

2 Круг и треугольник   Для этого упражнения понадобятся два карандаша и нехилый рассинхрон рук. Взяв в обе руки по карандашу, требуется одной рукой рисовать круг, а другой треугольник, причем необходимо соблюдать плавность линий и остроту углов. Такое упражнение не только тренирует внимательность, но и поможет развить оба полушария головного мозга.

3 Помни меня Тут потребуется предмет с максимальным количеством маленьких деталей, которые необходимо запомнить. Необходимо внимательно посмотреть на него и затем убрать, пытаясь вспомнить все детали, которые присущи этому предмету. Повторять до тех пор, пока все мелочи не будут перечислены.

4 Найди отличия  Картинки подобного рода тренируют помимо внимательности еще и наблюдательность. Обнаруживая отличия, мозг проделывает работу, которая затачивает твою внимательность и развивает способность к обнаружению едва различимых деталей.

5 Прочувствовать весь спектр Мы привыкли быстро поглощать пищу, не особо сосредотачиваясь на ее вкусе. Это упражнение потребует тщательного анализа того, что ты ешь, начиная от запаха и заканчивая улавливанием самых мелких вкусовых оттенков.

Такая тренировка позволит развить внимание не только на визуальном уровне, но и на осязательном.

6 Найди слово В представленной таблице из букв, расположенных в случайном порядке, необходимо составлять слова. Обычно такие таблицы бывают тематическими: слова, зашифрованные в них, относятся к какой-то одной теме, например животные, страны, профессии и так далее.

7 Создать дополнительную мотивацию Приступая к делу, которым не очень-то хочется заниматься, но которое требует немалого внимания, стоит создать для себя мотивацию. Например, можно пообещать себе сходить на обед после сдачи отчета, изобилующего большим количеством цифр. Такая система позволит с большим удовольствием выполнять работу, требующую сосредоточенности и внимания.

8 Считать желтые машины Вообще, цвет не столь важен, но стоит сделать выбор в сторону более редкого. Идя по улице, обращай внимание на машины выбранного цвета. Такое упражнение научит концентрировать внимание на выбранном объекте или группе объектов.

9 Таблица Шульте В этой таблице в хаотичном порядке разбросаны числа от 1 до 25, которые необходимо находить по порядку. Такое упражнение тренирует мозг из множества вычленять главное и концентрировать на этом внимание. Аналогичное задание можно проделать с числами, уже не расположенными в таблице. Цифры так же находятся в хаотичном порядке, но имеют различные цвета и размеры, что усложняет задачу. Оптимальное время выполнения такого задания составляет 4 минуты.

10 Стопроцентная концентрация Если предстоит работа, требующая внимательности для решения серьезных задач, то отдайся ей на все 100. Стоит отключить телефон, выйти из социальных сетей и исключить все факторы, которые могут отвлекать. Лишь полная концентрация на задаче позволит достигнуть положительного результата, а мимолетные отвлечения снижают эффективность работы, и все старания будут напрасны.

Немного теории о внимании, внимательности и наблюдательности

 

Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.

Обычно объект, который привлекает наше внимание, обладает некоторыми особенностями, свойствами: он интенсивно воздействует на нас, контрастирует с окружением или с чем-то привычным, он динамичен и воздействует на наши эмоции. Кроме того, в зависимости от нашего настроение, наших мыслей и потребностей, разные объекты привлекают наше внимание.

Бывает, что объект, на который мы направили своё внимание, не обладает этими свойствами. В этом случае мы вынуждены применять усилия для концентрации на нём. Это явление называется произвольным вниманием.

Не стоит путать внимание и внимательность. Под внимательностью понимают уже сложившееся качество личности, умение сосредотачиваться на чем-нибудь.

Есть еще одно схожее понятие – наблюдательность. Под ней подразумевается способность видеть детали, отдельные признаки.

Непроизвольное внимание, то есть такое, которое не требует от нас волевых усилий, дается нам с рождения. А вот внимательности, наблюдательности и умению концентрировать свои мысли на определенном объекте – этому человек учится на протяжении всей своей жизни.

 

О развитии внимания, внимательности и наблюдательности

Примерно до школьного возраста дети не умеют направлять свое внимание волевым усилием. Поэтому малыши так легко отвлекаются и часто сменяют деятельность – они просто еще не умеют подолгу сосредотачиваться на одном предмете.

Важно

Физиологи утверждают, что дошкольников больше всего привлекают эмоционально окрашенные объекты.

Поэтому примерно до 5-7 лет не следует требовать от ребенка, чтобы он сосредоточился на определенном предмете. Их внимание пассивно, оно направлено на то, что обладает притягательностью.

Но уже примерно в этом возрасте начинает развиваться навык использования произвольного внимания. Ребенок в подготовительной группе детского сада уже может направить свою волю на выполнение даже скучного задания.

Сила, концентрация внимания зависит не только от воли, но и от физиологического и психологического состояния. Уставший или очень огорченный человек будет рассеян, потому что не имеет сил или желания отвлекаться на что-то неинтересное и незначительное.

Есть и некоторые болезненные состояния, которые, нарушая деятельность мозга, уменьшают нашу способность быть внимательными. Даже воспаление носоглотки и аденоидов может сделать человека крайне рассеянным.

 

Как развить внимательность у ребёнка

Когда родители озабочены тем, что их ребенок не слишком внимателен, прежде всего, надо подумать, а не связано ли это с возрастными особенностями или с заболеваниями. Если эти факторы исключены, то научить ребенка быть более собранным и внимательным достаточно легко.

Для начала, организуйте его ежедневную деятельность так, чтобы его ничто не отвлекало – ни окружающие звуки, ни ожидание чего-то приятного, ни необходимость отвлекаться на другие важные дела во время выполнения какого-либо задания.

Хорошо также развить в ребенке навык самоконтроля. Он станет внутренней, самой сильной мотивировкой.

Если ребенку нужно выполнять множество различных заданий, особенно однотипных, полезно устраивать небольшие перерывы, во время которых можно расслабиться умственно, физически и эмоционально.

И конечно, существует довольно большое количество простых и веселых упражнений на развитие внимания. Если заниматься ими регулярно, не торопясь, фиксируя достижения, они приносят невероятный результат!

Самое главное: не надо стыдить ребенка за неумение делать что-то быстро и качественно. Не надо и шантажировать, обещая что-то приятное за выполненное правильно и в срок задание. Это прямой путь к заниженной самооценке и развитию самых разных комплексов.

 

Что ещё почитать:

Игры на развитие внимания

Дети – визуалы, аудиалы, кинестетики

Портрет гиперактивного ребёнка

3 весёлых способа улучшить свою наблюдательность этим летом

Хотите замечать всё, что происходит в классе? Начните с этих забавных упражнений!

Хорошие педагоги наблюдательны. Порой учитель может сделать замечание нарушителю дисциплины даже не отрываясь от журнала или доски. В такие моменты и вправду можно поверить, что у него есть глаза на затылке.

Но правда в том, что учителя просто делают наблюдательность своим приоритетом. Они осознают всю ценность этого навыка, потому что он позволяет им замечать плохое поведение, лучше знать и понимать своих учеников и проводить уроки в соответствии с их академическими потребностями.

Важно отметить, что хорошее управление классом напрямую зависит от умения педагога вовремя заметить происходящее. Это весьма ценный навык, который нуждается в постоянном совершенствовании. 

В этой статье мы расскажем вам о трёх забавных упражнениях, которые помогут вам улучшить свою наблюдательность этим летом и стать более внимательным учителем в следующем учебном году.

Делайте по одной интересной фотографии в день

Это упражнение научит вас замечать детали, находить и оценивать то, что выделяется на фоне остального. Будь то что-нибудь хорошее, плохое или просто непривычное — фотографируйте, если это привлекло ваше внимание.

Такое занятие чем-то похоже на поиск сокровищ. Когда вы ищете странное, интересное, красивое, грустное, неожиданное — а затем запечатлеваете всё это на фотографии — вы тренируетесь различать и видеть то, чего не замечают другие.

Наблюдайте за своим окружением

Постоянно обращать внимание на то, что происходит вокруг — это ещё один прекрасный способ стать более внимательным. Такая тренировка занимает не более десяти минут в день, но несёт в себе огромную пользу. 

Отвлекитесь от назойливых мыслей и сосредоточьтесь на одном мгновении, используя все свои чувства. Обратите внимание на звуки, цвета, движение, температуру, яркость, настроение и дуновение ветра. Подобные упражнения лучше всего проводить на природе, однако терраса или балкон станут неплохой альтернативой для таких тренировок. 

Регулярно выполняя это задание, вы вскоре заметите, сколько необыкновенных вещей всегда находились вокруг вас, но вы не придавали им значения. Новые дома, необычная архитектура зданий, волшебно пахнущие цветы, которые растут у вас за окном — а ведь раньше все эти прекрасные мелочи ускользали от вашего внимания!

Ежедневно воспроизводите в памяти одно событие или сцену

Уделите несколько минут перед сном, чтобы запечатлеть в памяти одну сцену или событие, свидетелем которого вы стали в этот день. Цель этого задания — развивать вашу способность запоминать детали, а также оттачивать наблюдательность и память.

Большинство учителей настолько погружены в планирование и организацию уроков, что никогда по-настоящему не вникают в жизнь своего класса. Они ослеплены работой и заняты сотней задач, с которыми им необходимо справиться в течении дня.

Три упражнения, приведенные выше, научат вас замедлять бешеный рабочий ритм, участвовать в непосредственной работе здесь и сейчас, и замечать маленькие, но очень важные детали обстановки в классе.

Попробуйте выполнить одно из этих заданий уже сегодня. Они достаточно забавные, простые в выполнении и не отнимают много времени. А главное, эти упражнения помогут вам стать более проницательным и зорким педагогом.

А насколько внимательны вы, уважаемые читатели? Давайте выясним это прямо сейчас! На этой картинке спрятались 10 человек. Попробуйте их отыскать! Десятый спрятался очень хорошо, так что если вам удастся найти всего 9 — не расстраивайтесь, это тоже очень хороший результат!

Понравилась статья?

Подпишитесь и мы будем присылать вам статьи на почту

Как развить внимательность: 6 эффективных упражнений

Умение управлять вниманием важно в любом деле. Когда мы увлечены, заставлять себя сосредоточиться не нужно. А что делать, если мысли постоянно уносятся вдаль от скучной работы или не слишком интересного занятия?