Миф об электре: Электра — Википедия – Электра Греческая мифология

Содержание

Электра — Википедия

Эле́ктра (др.-греч. Ἠλέκτρα) — в древнегреческой мифологии дочь Агамемнона и Клитемнестры, излюбленная героиня греческих трагедий. В юности стала свидетельницей убийства отца матерью и её любовником Эгисфом. Смогла организовать бегство маленького брата Ореста из Микен. Последующие семь лет своей жизни провела в трауре, не скрывая ненависти и презрения к виновникам смерти Агамемнона. После возвращения Ореста стала вдохновительницей мести и сумела организовать убийство матери и Эгисфа.

Электра действующее лицо в трагедиях Эсхила «Хоэфоры», Софокла «Электра», Еврипида «Электра» и «Орест», а также Сенеки «Агамемнон». По мнению современных литературоведов песня из произведения Еврипида, являющаяся ответом Электры на приглашение хора девушек пойти на праздник, одна из самых печальных в античной греческой трагедии. Согласно Плутарху после Пелопоннесской войны, когда победители решали судьбу потерпевших поражение Афин, часть спартанских военачальников предлагала разрушить город, а жителей продать в рабство. Судьбу Афин решил не рациональный, а эмоциональный аргумент. Один из воинов запел парод «Электры» Еврипида. Участники совета были растроганы и сочли невозможным уничтожить город, давший Греции столько великих людей.

Миф об Электре и Оресте относится к таковым, которые пользовались особым вниманием в западноевропейской культуре. На его основе создано множество драм, опер и фильмов. Так, к примеру, «Элегия» Жюля Массне, которую исполняли Фёдор Шаляпин, Энрико Карузо, Монсеррат Кабалье и другие всемирно известные певцы представляет грустную песнь Электры из драмы «Эринии» Леконт де Лиля 1873 года.

Происхождение. Ранние годы[править | править код]

Во всех античных произведениях, которые пишут об Электре, её представляют дочерью царя Микен Агамемнона и его жены Клитемнестры. В «Илиаде» Гомера среди законных детей микенского царя называют Ореста, Ифианассу, Хрисофемиду и Лаодику[1]. Так как у более поздних древнегреческих драматургов Эсхила, Софокла и Еврипида Лаодику и Ифианассу не упоминают, то их отождествляют с Электрой и Ифигенией

[2].

В детстве принцессу, согласно Еврипиду, помолвили с сыном благодетеля Агамемнона спартанского царя Тиндарея Кастором[3]. Ранние годы девочка провела без отца. Агамемнон руководил объединёнными войсками греков во время осады Трои. Дома Агамемнона ждала законная супруга Клитемнестра. У женщины было много затаённых обид на мужа. Ещё в юности Агамемнон убил её первого мужа и ребёнка, царь принёс в жертву их дочь Ифигению, отсутствовал более десяти лет и верностью не отличался. Из похода Агамемнон привозил свою новую наложницу-рабыню из царского рода Кассандру с детьми[4].

Этим воспользовался двоюродный брат Агамемнона Эгисф, изгнанный ранее из Микен вместе со своим отцом Фиестом. Он не только стал любовником Клитемнестры, но и уговорил участвовать в заговоре. Когда Агамемнон прибыл на родину, Клитемнестра сделала вид, что рада его возвращению и отвела в баню, где молодые рабыни подогревали воду. Обладающая даром пророчества Кассандра забилась в экстазе, предвидя скорую гибель. В своё время, когда Кассандра отвергла домогательства Аполлона, получив перед этим дар пророчества, на неё наложили проклятие. Троянской принцессе было дано видеть будущее, но все предсказания игнорировали, что делало её несчастной

[5][6][7]. Так же случилось и на этот раз. Когда Агамемнон выходил из бани, его ждала Клитемнестра с полотенцем. Вместо того, чтобы вытереть супруга от влаги она накинула ткань на голову царя. Пойманного Агамемнона дважды ударил мечом Эгисф. Царь упал в бассейн, после чего Клитемнестра отрубила своему супругу голову[8].

После убийства Агамемнона[править | править код]

После убийства Агамемнона Клитемнестра с Эгисфом захотели убить десятилетнего Ореста. Мальчика спасли кормилица Арсиноя с Электрой. По одной версии Арсиноя послала в детскую комнату своего сына, которого и убил Эгисф. Электра в свою очередь завернула Ореста в плащ и вместе с престарелым воспитателем своего отца вывела из города. По другой версии Электра уговорила Строфия увезти брата из Микен, за что навлекла на себя гнев матери и Эгисфа[9][10].

Эгисф официально правил в Микенах семь лет. Хоть он и пользовался внешними атрибутами царя, настоящей правительницей была Клитемнестра. Несмотря на власть, свершившая преступление пара жила в страхе, опасаясь мести Ореста

[11].

Эгисф боялся и Электры, которая не скрывала своего презрения и ненависти к убийцам отца. Клитемнестра запретила своему новому супругу убивать свою дочь из-за страха навлечь гнев богов. К молодой принцессе сватались знатные царевичи. Однако Эгисф, по версии Еврипида, опасаясь появления нового могущественного врага, выдал Электру замуж за простого крестьянина. Тот оказался честным человеком и позволил своей жене остаться девственной[12][13]. В произведениях Софокла Электра всё время правления Эгисфа оставалась незамужней и влачила жалкое существование взаперти в отцовском дворце «С пустых столов крохи яств сбирая»[14]. Также она подвергалась постоянным упрёкам и унижениям за то, что помогла спастись Оресту, который мог бы отомстить за смерть Агамемнона[15].

В какой-то момент Эгисфу с Клитемнестрой надоели оскорбления со стороны Электры. Они решили, что если она не поступит по примеру Хрисофемиды, которая смирилась со своей судьбой, заточить Электру в темницу. Эту новость ей рассказала сама Хрисофемида. Электра с презрением отвергла увещевания сестры. Более того она обвинила Хрисофемиду в предательстве памяти отца. Девушка, согласно Софоклу, была готова провести остаток жизни в тюрьме, но не выбрать путь покорности своей сестры

[16][17].

Возвращение Ореста. Убийство Клитемнестры и Эгисфа[править | править код]

Античные трагики по-разному передают сцены возвращения Ореста в Микены, его встречи с сестрой и мести убийцам Агамемнона. В трагедии Эсхила «Хоэфоры» Клитемнестра посылает Электру на могилу Агамемнона вместе с женщинами хора. Девушка молит тень отца послать мстителя. В это время она обнаруживает жертвоприношения, которые оставил, спрятавшийся неподалёку, Орест. Узнав сестру он открывается ей и они совместно составляют план мщения, который затем Орест с Пиладом претворяют в жизнь

[18].

В трагедии Софокла «Электра» Клитемнестре приснился сон о том, что из царского посоха, который воткнули на могиле Агамемнона вырос побег, который разросся по всему микенскому краю. Тогда царица отправила свою дочь Хрисофемиду, чтобы совершить возлияния на могиле убитого ею же царя[19]. В это время к царице пришёл посланный Орестом гонец с вестью о том, что её сын от Агамемнона мёртв[20]. Эту весть Клитемнестра и Электра восприняли по-разному. Царица решила, что теперь угроза мести в прошлом, в то время как её дочь потеряла последнюю надежду[21]. Через некоторое время к Электре приходят Орест с Пиладом. Он открывается сестре[22]. Вместе с братом Электра участвует в убийстве матери, которой Орест под видом вестника приносит амфору якобы с прахом её сына

[23]. Затем они убивают и прибывшего Эгисфа[24].

В трагедии Еврипида «Электра» Орест со своим другом Пиладом приходят к дому, где живёт сестра со своим фиктивным мужем-пахарем. Он представляется ей посланцем Ореста. Затем, после того как он был узнан воспитателем Агамемнона, брат с сестрой разработали план мести. Клитемнестре отправили сообщение о том, что у Электры родился ребёнок. Орест под видом чужестранца принял участие в жертвоприношении, которое совершал Эгисф. Во время оного он убил царя Микен жертвенным ножом. Рабы, которые бросились отомстить за своего царя, отступили, когда Орест сообщил им о своём происхождении[25]. После убийства Эгисфа Орест пришёл к Электре. Юноша пребывал в нерешительности относительно того, как следует поступить с матерью. Электра настояла на том, что с Клитемнестрой следует поступить так же, как и с Эгисфом

[26]. Когда не подозревающая о судьбе своего мужа царица приехала к Электре, та её пригласила в дом, чтобы показать внука, где и убила вместе с Орестом[27][28].

Дальнейшая жизнь[править | править код]

Наиболее драматичная версия дальнейшей жизни Электры описана в трагедии Еврипида «Орест». После убийства Клитемнестры и Эгисфа к Оресту явились богини мести эринии. Юноша упал на ложе, где и пролежал без сознания несколько дней. Всё это время за ним ухаживала сестра[29]. Из Спарты приехал отец Клитемнестры и дед Ореста с Электрой Тиндарей. Он обвинил внуков в матереубийстве. Также спартанский царь потребовал под страхом наказания, чтобы до решения суда обвиняемым не помогали[30][31].

Менелай, узнав о происшествии, отправил свою жену и одновременно сестру Клитемнестры Елену Прекрасную в Микены. Сам же он поехал к Тиндарею. Спартанский царь считал, что Клитемнестру за свершённое ею преступление надо было изгнать, но никак не убивать. Он приказал своему приёмному сыну сделать всё, чтобы наказать убийц своей дочери

[32]. Боясь гнева Тиндарея, Менелай не внял мольбам Ореста о помощи. Во время суда был высказан ряд предложений. В конечном итоге судьи приговорили Электру и Ореста к смерти, учтя при этом мольбы Агамемнонова сына, и присудили ему покончить жизнь самоубийством[33]. Из здания суда Ореста увёл Пилад, от которого после совершённого убийства отказался отец Строфий[34][35].

Посовещавшись, Орест, Пилад и Электра решили, что раз им всё равно умирать, то следует перед смертью отомстить Менелаю, убив его жену Елену, из-за измены которой вся Эллада и их семья претерпели столько бед[36]. Электра решила воплотить в жизнь собственный план, а именно взять в заложницы дочь Менелая и Елены Гермиону

[37]. Их планы почти удались. Орест с Пиладом смогли приблизиться к Елене и обнажить мечи, а Электра — схватить Гермиону и запереть во дворце. Однако в ход событий вмешался сам Аполлон. Он перенёс Елену на Олимп, где она стала бессмертной. Также он повелел Менелаю найти новую жену, Гермиону обручить с Орестом, а Электру с Пиладом[38][39].

От Пилада у Электры родилось двое сыновей, Медон[de] и Строфий[de]. Согласно древнегреческому писателю и географу II века Павсанию могила Электры находилась среди развалин её родных Микен[40].

Античная драма[править | править код]

Впервые в литературных произведениях Электра появилась в трагедии Эсхила «Хоэфоры» 458 года до н. э. В ней дочь Агамемнона занимает важное, но не центральное положение

[18]. Согласно В. А. Жуковскому образ Ореста, колеблющегося между желанием отомстить и ужасом от матереубийства, уступившего Электре, которая клянётся быть убийцею; хладнокровное убийство Клитемнестры и, наконец, исступление окружённого богинями мести Ореста приводит зрителя в ужас[41].

Софокл, для того чтобы показать особенности характера Электры в одноимённой трагедии, противопоставил ей сестру Хрисофемиду. Эта дочь Агамемнона видела и осознавала зло, которое была вынуждена терпеть их семья, но не обладала внутренней силой для ненависти и мести, а тем более для того, чтобы рисковать жизнью. С помощью данного приёма античный трагик подчёркивает неспособность Электры видеть в справедливости лишь отвлечённое понятие. Она должна воздать убийцам отца по заслугам вне зависимости от цены, которую придётся заплатить за свой поступок. Электра предстаёт в качестве твёрдой, пылающей жаждой мести, окружённой несчастьями и в то же время величественной в своём унижении женщины. Софокл на первых постановках пьесы поручил эту роль актёру, у которого незадолго до этого погиб сын. Он смог, по утверждениям древних греков, передать в своей игре подлинное страдание, что в том числе обеспечило успех и известность пьесы

[41][42].

Еврипид представляет Электру в одноимённой трагедии 413 года до н. э. не только мстительницей, но и рачительной хозяйкой. Автор отводит Электре основную роль в убийстве матери, сделав её коварной вдохновительницей и организатором мести. В конце произведения брат с сестрой раскаиваются в матереубийстве. Таким образом они, выполнив свой долг перед отцом, погибают в моральном плане и сами[43]. Еврипид перенёс события пьесы из дворца в хижину пахаря. В своём произведении он полемизирует с другими античными писателями. Приведя признаки, по которым Электра узнала Ореста в трагедиях Софокла и Эсхила, он указывает на их неправдоподобность. В споре с Клитемнестрой Электра настаивает на порочном характере матери. Она утверждает, что та начала изменять отцу ещё до того, как тот забрал Ифигению для жертвоприношения. В этот диалог античный драматург привносит особенности обычной семейной перебранки[44].

Согласно Плутарху после Пелопоннесской войны, когда победители решали судьбу потерпевших поражение Афин, некоторые предлагали разрушить город, а жителей продать в рабство, судьбу Афин решил не рациональный, а эмоциональный аргумент. Один из воинов запел парод «Электры» Еврипида. Союзники были растроганы и сочли невозможным уничтожить город, давший Греции столько великих людей. Данная песня, являющаяся ответом Электры на приглашение хора девушек пойти на праздник, по мнению современных литературоведов, одна из самых печальных в античной греческой трагедии[45][46].

                            О, душа не рвется, девы,
                            Из груди моей к веселью.
                            Ожерелья золотого
                            Не хочу я, и ногою
                            Гибкой я меж дев аргосских
                            В хороводе уж не буду
                            Попирать родимой нивы.
                            Пляску мне заменят слезы…
                            Посмотри: где локон нежный?
                            Видишь — пеплос весь в лохмотьях…
                            Это ль доля дочки царской,
                            Гордой дочери Атрида?
                            И на то ли Агамемнон
                            Трою царственную рушил?[47]

В трагедии «Орест» Еврипид представляет Электру нежной сестрой, для которой жизнь брата составляет всю её жизнь. Будучи покинутой и осуждённой на смерть, она пять дней подряд не смыкая глаз заботится о больном Оресте. В разговоре с Еленой Еврипид противопоставляет их характеры, на которых построено всё произведение. Елену окружают блеск и нега, в то время как Электра живёт в горе и нищете. У спартанской царицы есть муж и дети, а у Электры лишь брат, да и тот на грани жизни и смерти. Несчастная дочь Агамемнона сетует на жизнь за её несправедливость[48].

Трагедия Сенеки «Агамемнон» написана под влиянием Эсхила. По сути она повторяет его одноимённую трагедию, а расхождения незначительны. В отличие от эсхиловского произведения Сенека вводит в состав действующих лиц Электру. Трагедия рассчитана на читателя и зрителя, хорошо знакомого с мифом. Появление в конце отца Пилада Строфия, которому Электра перепоручает маленького Ореста, и последующий гнев Клитемнестры и Эгисфа указывают на дальнейшее развитие событий[49].

Новое и Новейшее время[править | править код]

Миф об Электре и Оресте относится к таковым, которые пользовались особым вниманием в западноевропейской культуре. В XVI—XVII веках софокловский вариант трагедии перевели на свои языки французский гуманист Лазар де Баиф[en] (1537), венгерский епископ Петер Борнемисса[en] (1558) и нидерландский поэт и драматург Йост ван ден Вонден (1639). Причём уже П. Борнемисса перевёл античный текст в вольном стиле, приблизив описание происходящих событий к реалиям венгерской жизни того времени[50].

В XVIII веке этому мифу посвятили девять драм, пять опер и один балет. Драматурги и композиторы наибольшее внимание уделяли Электре. Часть произведений обладала низким художественным уровнем. Античный сюжет в них трансформирован настолько вольно, что он имеет слабую связь с древнегреческими трагедиями. Драматурги того времени обходили стороной сознательное матереубийство Ореста. В «Оресте» Вольтера (1750) образ Клитемнестры более женственный, по сравнению с трагедиями Эсхила, Софокла и Еврипида. В ней материнское чувство вступает в противоречие с супружеским долгом по отношению к Эгисфу. Орест соглашается уступить матери, но под влиянием горящей жаждой мести Электры заносит меч над Эгисфом и случайно убивает Клитемнестру, которая бросается между ними, чтобы защитить супруга[50].

«Орест» итальянского поэта и драматурга Витторио Альфьери прославляет борьбу с тиранией. В его трагедии Орест с Пиладом не прибегает к заговору, а сам открывается узурпатору Эгисфу. Вследствие этого он, вместе с Пиладом и Электрой, попадает в тюрьму. Заключённые совершают побег, после чего Орест убивает узурпатора. Клитемнестра погибает под воздействием аффекта Ореста, который видит мать, оплакивающую тирана и убийцу отца Эгисфа[50].

Среди драматических произведений XIX века следует выделить «Эринии» Леконт де Лиля 1873 года, известную тем, что в написанную к ней музыку Жюлем Массне вошла знаменитая «Элегия». Элегию Массне, представляющую собой грустную песнь Электры, исполняли Фёдор Шаляпин, Энрико Карузо, Монсеррат Кабалье и другие всемирно известные певцы. Отказавшись от «случайности», из-за которой погибала Клитемнестра в произведениях драматургов XVIII века, Леконт де Лиль переосмысливает образ мстителей за смерть отца[50].

Гуго фон Гофмансталь в драме 1904 года «Электра» переосмысливает античный сюжет с учётом произведений Фридриха Ницще и Зигмунда Фрейда. В этом произведении Электра по истечении многих лет не перестаёт оплакивать отца. Он создаёт образ одержимой ненавистью и злобой девушки, которая проникнута непримиримостью и отчуждённостью с истерическим надломом. Электра Гофмансталя имеет мало общего с преисполненной достоинства трагической героиней Софокла. По либретто произведения Гофмансталя Рихард Штраус написал одноимённую оперу[50].

В 1931 году американский драматург Юджин О’Нил создал одно из самых значительных произведений американской драматургии: трилогию «Траур — участь Электры». Он перенёс событие в Новую Англию, в дом бригадного генерала, возвратившегося после окончания Гражданской войны домой. Сюжет произведения американского писателя, хоть и описывает США XIX века, имеет явные параллели с античными мифами. Главным действующим лицом, вокруг которого развивается сюжетная нить, является ипостась Электры Лавиния[50].

Из европейских произведений XX столетия наибольшее культурное значение имеют трагедии «Электра» Жана Жироду (1934) и Герхарта Гауптмана 1944 года, а также «Мухи» Жана-Поля Сартра[50].

Античный сюжет о мести убийцам Агамемнона нашёл отображение и в нескольких фильмах. В частности, фильм «Электра» 1962 года Михалиса Какояниса, где главную роль сыграла Ирен Папас, получил ряд премий на Каннском фестивале, международном кинофестивале в Салониках и номинировался на «Оскар»[51][52][53].

Образ Электры и историю её жизни использовал в своих трудах швейцарский психолог и психиатр Карл Густав Юнг. Он впервые описал комплекс Электры, который представляет собой неосознанное влечение девочек к отцу, враждебность к матери, соперничество с ней за внимание. Зигмунд Фрейд считал нецелесообразным выделять комплекс Электры, предпочитая рассматривать его как вариант Эдипова комплекса у девочек[54].

Именем Электры назван один из астероидов главного пояса, открытый в 1873 году[55].

  1. Гомер. Песнь девятая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 284—287
  2. ↑ Agamemnon // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  3. ↑ Еврипид, 1999, «Электра. 312—314».
  4. ↑ Грейвс, 1992, «Агамемнон и Клитемнестра», с. 264.
  5. ↑ Эсхил, 1989, «Агамемнон. 1202—1212».
  6. ↑ Гигин Мифы, 2000, «91. Кассандра».
  7. ↑ Мифы народов мира, 1990, «Кассандра», с. 512—513.
  8. ↑ Грейвс, 1992, «Агамемнон и Клитемнестра», с. 264—265.
  9. ↑ Сенека, 1983, «Агамемнон. 945—1030».
  10. ↑ Грейвс, 1992, «Месть Ореста (a)», с. 266—267.
  11. ↑ Грейвс, 1992, «Месть Ореста (c)», с. 267.
  12. ↑ Еврипид, 1999, «Электра. 250—270».
  13. ↑ Грейвс, 1992, «Месть Ореста (d)», с. 267.
  14. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 184—192».
  15. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 296—309».
  16. ↑ Софокл, 1990, «Электра.340—400».
  17. ↑ Грейвс, 1992, «Месть Ореста (e)», с. 267.
  18. 1 2 История греческой литературы, 1946, «Произведения Эсхила», с. 317.
  19. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 418—430».
  20. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 688—763».
  21. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 810—812».
  22. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 1232—1235».
  23. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 1401—1413».
  24. ↑ Софокл, 1990, «Электра. 1501—1511».
  25. ↑ Еврипид, 1999, «Электра. 774—858».
  26. ↑ Еврипид, 1999, «Электра. 880—988».
  27. ↑ Еврипид, 1999, «Электра. 1148—1171».
  28. ↑ Теперик, 2011, с. 497—505.
  29. ↑ Грейвс, 1992, «Суд над Орестом (a)», с. 271.
  30. ↑ Еврипид, 1999, «Ореста. 491—541».
  31. ↑ Грейвс, 1992, «Суд над Орестом (b)», с. 272.
  32. ↑ Еврипид, 1999, «Ореста. 621—628».
  33. ↑ Еврипид, 1999, «Ореста. 947—958».
  34. ↑ Еврипид, 1999, «Ореста. 763—767».
  35. ↑ Грейвс, 1992, «Суд над Орестом (c, d, e)», с. 272.
  36. ↑ Еврипид, 1999, «Ореста. 1131—1152».
  37. ↑ Еврипид, 1999, «Ореста. 1191—1203».
  38. ↑ Еврипид, 1999, «Орест. 1620—1665».
  39. ↑ Грейвс, 1992, «Суд над Орестом (e, f)», с. 272.
  40. ↑ Павсаний, 1996, «Описание Эллады. Книга II. Глава 16 (7)».
  41. 1 2 Жуковский, 2012, с. 57.
  42. ↑ История греческой литературы, 1946, «Произведения Софокла», с. 363.
  43. ↑ Шалаева, 2003, с. 514.
  44. ↑ История греческой литературы, 1946, «Произведения Эврипида. Трагедии», с. 392—393.
  45. ↑ Плутарх, 1994, «Лисандр. 15».
  46. ↑ Теперик, 2011, с. 500.
  47. ↑ Еврипид, 1999, «Электра. 175—189».
  48. ↑ История греческой литературы, 1946, «Произведения Эврипида», с. 388—390.
  49. ↑ Сенека, 1983, «Примечания. Агамемнон», с. 418.
  50. 1 2 3 4 5 6 7 Ярхо, 2001.
  51. ↑ Electra (англ.). Greek Film Archive. Дата обращения 29 июня 2016.
  52. ↑ Electra (фр.). Festival de Cannes. Дата обращения 29 июня 2016.
  53. Ebert R. The Trojan Women (англ.) (4 June 1972). Дата обращения 29 июня 2016.
  54. ↑ Erwin, 2002, p. 174.
  55. Schmadel, Lutz D. Dictionary of Minor Planet Names. — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B., Heidelberg, N. Y.: Springer, 2003. — P. 27. — ISBN 3-540-00238-3.

Античные источники[править | править код]

  • Гомер. Илиада (рус.) / Перевод Н. И. Гнедича. Издание подготовил А. И. Зайцев. — Л.: Наука, 1990.
  • Гигин. Мифы / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи. — СПб.: Алетейя, 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0.
  • Еврипид. Трагедии в 2 томах (рус.) / пер. И. Ф. Анненский ; отв. ред. М. Л. Гаспаров ; вступит. ст. В. Н. Ярхо ; Российская академия наук [РАН]. — М.: Ладомир, 1999. — ISBN 5-86218-157-1.
  • Павсаний. Описание Эллады / Перевод С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб.: Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2.
  • Плутарх. Лисандр // Сравнительные жизнеописания в двух томах / Перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева, переработка комментария — М. Л. Гаспарова. — М.: Наука, 1994. — Т. I.
  • Сенека. Трагедии (рус.) / Издание подготовили С. А. Ошеров, Е. Г. Рабинович. — М.: Наука, 1983.
  • Софокл. Драмы (рус.) / В переводе Ф. Ф. Зелинского под ред. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо. Издание подготовили М. Л. Гаспаров и В. Н. Ярхо. — М.: Наука, 1990. — (Литературные памятники).
  • Эсхил. Трагедии / Перевод Вячеслава Иванова. Издание подготовили Н. И. Балашов, Дим. Вяч. Иванов, М. Л. Гаспаров, Г. Ч. Гусейнов, Н. В. Котрелев, В. Н. Ярхо.. — М.: Наука, 1989.

Литература[править | править код]

  • Грейвс Роберт. Мифы Древней Греции. — М.: Прогресс, 1992. — 624 с. — (Антропология, этнография, мифология, фольклор). — ISBN 5-01-001587-0.
  • Жуковский В. А. «Электра и Орест» // Статьи по эстетике и критике (рус.). — Директ-Медиа, 2012. — С. 54—62. — 185 с. — ISBN 978-5-4458-1925-7.
  • Обнорский В. Электра // Энциклопедия классической греко-римской мифологии. — Остеон-Групп, 2014. — 2400 с. — ISBN 978-5-85689-024-1.
  • История греческой литературы (рус.) / под редакцией С. И. Соболевского, Б. В. Горнунга, З. Г. Гринберга, Ф. А. Петровского, С. И. Радцига. — Москва • Ленинград: Издательство академии наук СССР, 1946. — Т. I.
  • Теперик Т. Ф. «Электра» Еврипида в переводе М. Л. Гаспарова // Индоевропейское языкознание и классическая филология. — 2011. — Т. XV. — С. 497—506. — ISSN 2306-9015.
  • Еврипид // Кто есть кто в мире (рус.) / Гл. ред. Г. П. Шалаева. — М.: Филологическое общество «Слово», 2003. — С. 512—514. — 1680 с. — ISBN 5-8123-0088-7.
  • Ярхо В. Н. Электра // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 1116—1117.
  • Ярхо В. Н. Миф об Оресте и Электре в западноевропейской литературе XVIII-XX вв // Эмилий Блоссий Драконций. Мифологические поэмы (рус.). — М.: Лабиринт, 2001. — С. 181—217. — 218 с. — (Античное наследие: Мифология. Поэзия). — ISBN 5-87604-143-2.
  • Erwin Edward. Electra Complex // The Freud Encyclopedia: Theory, Therapy, and Culture (англ.). — New York & London: Routledge, 2002. — P. 174. — ISBN 0-415-93677-2.
  • Grafton A., Most G. W., Settis S. Electra // The Classical Tradition. — Cambridge, Massachussets, and London, England: The Belknap Press of Harvard University Press, 2010. — P. 302—303. — ISBN 978-0-674-03572-0.
⚙️   Словари и энциклопедии

Электра Греческая мифология

Электра (Ήλέκτρα), в греческом мифотворчестве:

1. Дочь Агамемнона и Клитемнестры, излюбленная героиня греческих трагедий. В героической эпопее «Илиада» имя Электра не встречается, но уже в мифологической традиции 6 столетия до нашей эры (не сохранившаяся драма «Орестея» Стесихора) она сыграла существенную роль в спасении малолетнего Ореста. Гомеровский эпос не знал Электру; ее имя впервые ввели в свои произведения лирические поэты, завещавшие образ Электры трагикам. Вместе с Антигоной она составляет одно из украшений греческой драмы.

У Софокла, согласно наиболее распространенному сказанию, при убиении Агамемнона Эгисф и Клитемнестра хотели также погубить и малолетнего Ореста, сына Агамемнона, но Электра спасла своего брата и передала его старому родственнику, который увел мальчика в Фокиду к царю города Криса Строфию; там Орест и был воспитан вместе с сыном царя, Пиладом. Электра осталась в отцовском доме, где ей пришлось вести очень тяжелую жизнь: не будучи в состоянии забыть убитого отца, она проливала все время слезы и отравляла спокойствие преступной четы. Клитемнестра не могла простить своей дочери Электре того, что последняя спасла Ореста, который впоследствии мог явиться мстителем за Агамемнона. На восьмой год после убиения Агамемнона в Микены вернулся Орест, чтобы по приказанию дельфийского бога Аполлона отмстить за убитого отца. Электра, обладая твердым и сильным характером, побудила нерешительного Ореста привести в исполнение приказание бога, и он в смятении убил сперва свою мать Клитемнестру, а затем и ее любовника Эгисфа, таким образом отомстив убийцам своего отца.

По Еврипиду, Эгисф после убиения Агамемнона выдал Электру за простого поселянина, чтобы ее дети не могли иметь притязаний на престол Агамемнона, как рожденные не от царской крови; но муж Электры оставил ее девушкой. Через восемь лет в хижину Электры пришел Орест, вернувшийся из Фокиды, и, обсудив с сестрой план мести, убил сперва Эгисфа во время жертвоприношения, а затем, после долгих колебаний, и свою мать Клитемнестру в хижине Электры, куда ее привела обманом дочь. Действующим лицом Электра выведена в трагедии Эсхила «Хоефоры», у Софокла в трагедии «Электра» и у Еврипида в трагедиях «Электра» и «Орест». При известном различии в оттенках основным содержанием образа Электры у афинских трагиков 5 века до нашей эры является поглощающая все ее существо жажда мести убийцам Агамемнона и страстное ожидание Ореста, который сможет осуществить эту месть.

2. Дочь Океана и Тефиды, супруга Тавманта, мать вестницы богов Ириды, а также Арки и Гарпий. Океанида Электра обитала в пещере на острове Крит, передавала преступников эриниям для преследования и дальнейшего наказания.

3. Дочь Атланта, одна из семи Плеяд. Легенды о ней приурочивались к острову Самофракии, получившему название острова Электры. Здесь, по преданию, Зевс вступил с Электрой в связь, и она родила ему трех детей: Дардана, основателя Троянского царства и родоначальника династии Дарданидов, Иасиона и Гармонию, супругу Кадма, основателя Фив.

4. Одна из данаид, пятидесяти дочерей Даная.

Комплекс Электры: синдром покинутой девочки?

Девушка, которая в раннем возрасте потеряла отца и долгие годы невольно его идеализирует. Дочь, которая продолжает бунтовать против матери даже после того, как юность закончилась. Девочка-подросток, которую мечты о мальчиках привлекают больше, чем реальные отношения. Женщина, которая никак не может реализовать себя в профессии…

Многие из тех девушек и женщин, которым близки подобные стили поведения, проживают в своей жизни миф об Электре — утверждает юнгианский психолог Нэнси Катер, автор книги «Комплекс Электры в психологии женщины». Какие же архетипические ситуации, узнаваемые в современных семьях, описывает этот миф?

Психологический инцест с отцом

У преданий об Электре есть разные интерпретации — прежде всего, трагедии Эсхила, Еврипида и Сенеки. Суть конфликта можно представить таким образом: сначала Клитемнестра — мать Электры и Ореста — в союзе со своим любовником Эгисфом убивает Агамемнона, своего мужа. Проходят годы, Орест и Электра вырастают и принимают решение отомстить за отца: Орест, руководимый сестрой, убивает мать и Эгисфа.

Вглядываясь в эту историю пристальнее, обратим внимание на историю девочки, которая остро переживает потерю любимого отца.

Примерно до шести лет Электра жила как принцесса во дворце в Микенах со своим отцом Агамемноном, могущественным царем. Она росла «папиной дочкой», любимицей. Можно предположить, что маленькая Электра уже тогда боготворила отца. Позже, во время десятилетнего отсутствия отца, который отправился на Троянскую войну, ее стремление к идеализации усиливается. А смерть Агамемнона от руки Клитемнестры заставляет Электру навсегда зафиксировать идеальный образ мужественного, любящего, защищающего отца — образ, который уже не может быть скорректирован в реальности.

«Если сначала позитивная фантазия об отце помогает женщине, даря ей чувство надежды, — объясняет Нэнси Катер, — то со временем она становится деструктивной, потому что не дает ей жить дальше своей жизнью. Женщина живет лишь в своем воображении, не имея реальных отношений. Энергии для того, чтобы следовать собственной судьбе, у нее не остается».

Нарушенный образ матери

«Комплекс Электры» — это именно комплекс чувств, внутренних конфликтов и переживаний, не сводимых только к идеализации отца. Другая его грань — нарушенные отношения со своим телом и собственной сексуальностью, причина чему — в сложных отношениях Электры с ее властной матерью, Клитемнестрой. Мать не разделяет горя дочери, потерявшей отца, более того, она всеми способами обесценивает ее потерю.

«Клитемнестра объединяет в себе негативные аспекты материнского архетипа у Электры, — рассказывает Нэнси Катер. — Поглощающая мать не дает дочери расти, развиваться личностно или переживать радость, творчество, свободу. В более глобальном плане она отрицает уникальность и индивидуальность дочери». Особенно важно то, что негативный материнский образ нарушает связь Электры со своим женским «Я», со своей сексуальностью.

Комплекс Электры

Термин «комплекс Электры» придумал Карл Густав Юнг. В книге «Теория психоанализа» он предложил использовать его для того, чтобы описать эдипальную стадию развития у девочек — стадию, в которой 3-6-летняя дочь «развивает особую привязанность к своему отцу с соответствующим ревностным отношением к матери».

Портрет современной Электры

Портрет Электры с точки зрения Нэнси Катер выглядит следующим образом. Эта женщина психологически застряла в юношестве из-за своих неразрешенных отношений с отцом. Она продолжает горевать о нем много лет спустя и не может найти свое место во внешнем мире. Она идентифицирует себя с ролью жертвы, обвиняя мать во всех своих проблемах. Она проецирует свою силу на мужчин (прежде всего, на своего отца и брата, Ореста) и неспособна действовать: она просто ждет, когда брат придет и спасет ее. В то же время она бессознательно имеет завышенное мнение о себе как о принцессе.

Миф об Электре проживают сегодня множество женщин и девушек. Потеря отца — речь не только о смерти, но об уходе отца, разводе, — нередкое явление в нашем мире. Оно становится травмой — как для матери, так и для дочери. Мать, которая не может справиться с утратой (злится на бывшего супруга, винит его или подавляет любовь к нему), с трудом вынесет поведение дочери, которая продолжает демонстрировать свою любовь к отцу. В результате мать становится закрытой к ее чувствам. Их взаимное непонимание усиливает новый брак матери, который дочь может воспринять как предательство по отношению к отцу и к ней.

Чувствуя себя в изоляции, девочка может уйти в мир фантазий, населенный героическими мужскими фигурами. Она будет мечтать о том, что однажды один из этих героев, похожий на отца, придет и спасет ее от жизни с матерью. В дальнейшем такие психологически инцестуозные отношения с идеальным отцом могут осложнить ее сексуальные отношения с мужчинами. Повзрослев, современная Электра также может переживать сложности в поиске собственного профессионального пути. И не только из-за депрессии и нежелания действовать. Если ее властная мать успешна в карьере, дочь может отказаться от реализации себя в профессии, чтобы избежать сравнения с матерью.

Найти свой выход

Молодые женщины, которые узнают себя в этой истории, не должны быть пойманы в ловушку мифа — настаивает Нэнси Катер. Она формулирует задачи, решение которых поможет выйти за пределы мифа и стать свободнее. Вот некоторые из них:

  • Проститься с отцом. Для того чтобы завершить процесс горевания, современная Электра должна войти в контакт со своим гневом на отца за то, что он бросил ее. Гнев играет важную роль в процессе горевания, и отказ признать его лишь продлевает этот процесс. Как только она сможет открыто выразить чувства гнева и брошенности, которые подавлены идеализированным образом отца, она будет способна принять свою потерю и идти дальше.
  • Отделить реального отца от идеального образа. Электра может узнать о теневых, негативных чертах своего отца после его ухода от родственников, друзей семьи или других людей. Однако существует вероятность, что она все равно будет привязана к идеализированному образу своего отца. Поэтому современная Электра может отработать данный вопрос косвенным образом через свои последующие отношения с мужчинами.
  • Восстановить отношения со своим анимусом. Свой анимус (мужскую часть женской психики) женщины-Электры проецируют на мужчин. Важно определить, какие это черты — например, способность ставить цели, принимать решения, совершать поступки, — и развить их в себе самой. Как только эти проекции будут возвращены, психическая энергия высвободится, и женщина сможет стать более сильной, ответственной, готовой искать свой путь в жизни.
  • Открыть в себе женственность. Современной Электре предстоит пересмотреть свои отношения с матерью, признать, что они с ней во многом похожи друг на друга, попытаться увидеть в ней позитивные черты и восстановить связь. Что делать, если отношения разрушены безвозвратно? К счастью, архетип позитивной матери существует внутри нашей психики. Женщина-Электра может восстановить с ним связь различными путями. Фигуры позитивной матери могут появиться в ее снах, она может также взаимодействовать с ним через свои отношения с другими женщинами — учителями и друзьями.

Нэнси Катер убеждена: узнавание мифа позволяет нам не только глубже понять собственные переживания, но и сделать первые шаги к освобождению от его бессознательной силы.

Читайте также

Электра (мифология) — это… Что такое Электра (мифология)?

Эле́ктра (греч. Ηλέκτρα — янтарь) — в древнегреческой мифологии [1] Дочь Агамемнона и Клитемнестры, излюбленная героиня греческих трагедий. Эпос Гомера не знает Электры; её впервые ввели в свои произведения лирические поэты, завещавшие образ Электры трагикам. Вместе с Антигоной она составляет одно из украшений греческой драмы.

Фредерик Лейтон, Электра на могиле Агамемнона, 1869

Действующим лицом, Электра выведена в трагедии Эсхила «Хоэфоры», у Софокла в трагедии «Электра», у Еврипида в трагедиях «Электра» и «Орест», у Сенеки в трагедии «Агамемнон».

По Софоклу

Согласно наиболее распространённому сказанию (Софокл), при убиении Агамемнона Эгистом Клитемнестра хотела погубить и малолетнего Ореста, брата Электры, но Электра спасла его и передала старому дядьке, который увёл мальчика к царю Крисы (в Фокиде), Строфию; там Орест и был воспитан, вместе с сыном Строфия, Пиладом. Электра осталась в отцовском доме, где ей пришлось вести очень тяжёлую жизнь: не будучи в состоянии забыть убитого отца, она проливала все время слёзы и отравляла спокойствие преступной четы. Клитемнестра не могла простить Электре того, что последняя спасла Ореста, который впоследствии мог явиться мстителем за Агамемнона. На 8-й год после убиения Агамемнона, в Микены вернулся Орест, чтобы, по приказанию дельфийского бога Аполлона, отмстить за убитого отца. Электра, обладая твёрдым и сильным характером, побудила нерешительного Ореста привести в исполнение приказание бога, и он, в смятении, убил сперва Клитемнестру, а затем и Эгисфа.

По Еврипиду

В детстве она была помолвлена с Кастором [2]. По Еврипиду, Эгисф после убиения Агамемнона выдал Электру за простого поселянина, чтобы её дети не могли иметь притязаний на престол Агамемнона, как рождённые не от царской крови; но муж Электры оставил её девушкой [3]. Через восемь лет в хижину Электры пришёл Орест, вернувшийся из Фокиды, и, обсудив с сестрой план мести, убил сперва Эгисфа во время жертвоприношения, а затем, после долгих колебаний, и свою мать Клитемнестру в хижине Электры, куда её привела обманом Электра [4].

Дальнейшая жизнь

Электра стала женой Пилада [5]. Историк Гелланик сообщает, что она родила Пиладу сыновей Медонта и Строфия. Ее могила в Микенах [6].

Сюжет в искусстве

  • Орестея (458 до н. э.), трилогия Эсхила
  • Электра (ранее 409 до н. э.), трагедия Софокла
  • Электра (после 413 до н. э.), трагедия Еврипида
  • Электра (1558), драма Петера Борнемиссы
  • Электра (1708), трагедия Проспера Жолио де Кребийона (Кребийон Старший)
  • Электра (1904), драма Гуго фон Гофмансталя
  • Траур – участь Электры (1931, фильм 1947), трилогия Юджина О’Нила
  • Электра (1937), драма Жана Жироду
  • Мухи (1943), драма Ж.-П.Сартра
  • Электра (1962), фильм Михалиса Какоянниса (в загл. роли Ирена Папас)
  • Электра (1909), опера Рихарда Штрауса, по либретто Гофмансталя
  • Электра (1962), опера Микиса Теодоракиса
  • Траур – участь Электры (1967), опера Мартина Дейвида Леви по драме О’Нила
  • Любовь моя, Электра (1974), фильм Миклоша Янчо (в заглавной роли Мари Тёрёчик)
  • Электра (опубл. 1995), драма Данило Киша
  • Электричество (2005), пьеса американского драматурга Луиса Альфаро, модернизирующая сюжет
  • Опозоренная Электра (2005), пьеса чилийского драматурга Бенхамина Галемири

См. также

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.660; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э II 16; VI 24.27-28
  2. Еврипид. Электра 312
  3. Еврипид. Электра 33-47
  4. Еврипид. Электра 1225
  5. Еврипид. Электра 1249; Орест 1658
  6. Павсаний. Описание Эллады II 16, 7

Wikimedia Foundation. 2010.

Электра (плеяда) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эле́ктра (др.-греч. Ἠλέκτρα, позднелат. Electra; иногда Электриона) — в древнегреческой мифологии[3] одна из Плеяд. Дочь Атланта[4] и Плейоны.

Возлюбленная Зевса, родившая ему детей: Дардана, основателя Троянского царства и родоначальника династии Дарданидов, Иасиона[5] (либо Ээтиона[6]). По некоторым авторам, их дочерью была также Гармония, супруга Кадма, основателя Фив (по другим авторам, Гармония — приёмная дочь Электры). Когда Электра, подвергаясь насилию, прибегла к защите Палладия, Зевс низверг Палладий вместе с Атой на землю Илиона[7].

Легенды об Электре приурочивались к острову Самофракии[8], получившему название «острова Электры», где, по преданию, Зевс вступил с Электрой в связь. Речка Электра была в Мессении[9].

Стала звездой, но звезда светит слабо, так как потеряла Трою[10]. Глядя на павшую Трою, она сошла с небес[11].

  1. ↑ Дардан // Энциклопедический словарь — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1893. — Т. X. — С. 139.
  2. Любкер Ф. Dardanus // Реальный словарь классических древностей по Любкеру / под ред. Ф. Ф. Зелинский, А. И. Георгиевский, М. С. Куторга и др. — СПб.: Общество классической филологии и педагогики, 1885. — С. 372.
  3. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.660, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.1. С.510
  4. ↑ Гесиод. Перечень женщин, фр.169 М.-У.
  5. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 1; 12, 1.3
  6. ↑ Гесиод. Перечень женщин, фр.177 М.-У.
  7. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 12, 3
  8. ↑ Аполлоний Родосский. Аргонавтика I 907
  9. ↑ Павсаний. Описание Эллады IV 33, 6
  10. ↑ Овидий. Фасты IV 177—178; Гигин. Мифы 192; Гигин. Астрономия II 21, 3
  11. ↑ Квинт Смирнский. После Гомера XIII 603—614

Комплекс Электры: что это?

Что такое комплекс Электры, каковы его признаки и как от него избавиться? Об этом в статье.

Сегодня мы поговорим о серьезных вещах: о комплексе, который может полностью разрушить жизнь женщины, если от него вовремя не избавиться, под названием комплекс Электры.

Но прежде мне бы хотелось напомнить вам о том, насколько может измениться ваша жизнь, если вы будет ежедневно подпитывать ее полезной информацией.

Миф, который дал название комплексу Электры


Греческие мифы – не только весьма интересное чтиво, но и великолепный материал для исследования историков, литературоведов, языковедов, психологов.

Наверняка все мои читатели слышали об Эдиповом комплексе (нездоровая любовь мальчиков к своей матери), название которого отсылает нас к древнегреческим мифам.

Аналогичная ситуация и с его зеркальным отображением: комплексом Электры – слишком сильной привязанностью дочерей к собственным отцам. Он введен в психологическую литературу Юнгом еще в начале ХХ века, а в его основу тоже лег один из мифов древней Греции, сюжет которого использовали многие писатели и художники.

В одном из городов древней Эллады жила-была обычная королевская семья: король Агамемнон, его супруга Клитемнестра и двое их детей – Электра и Орест.

Электра – любимица отца, его сокровище – была счастливым ребенком.

Беда пришла, откуда не ждали.

Неверная Клитемнестра нашла любовника Эгисфа.

Муж, естественно, был помехой, поэтому его устранили. Детей блудная царица тоже отправила с глаз долой и стала наслаждаться царствованием со своим любовником.

Как научиться прощать? Рекомендации от психолога

Единственное, чего не учла Клитемнестра, – огромной любви, которую испытывала ее дочь Электра к собственному отцу.

Девочка поклялась отомстить и вместе с братом убила, сначала любовника матери, а затем и ее саму.

Почему комплекс Электры опасен?


На первый взгляд может показаться, что ничего опасного в любви к собственному отцу нет, если, конечно, речь не идет о сексуальной подоплеке и желании жить с родителем, как с мужчиной.

Но на деле слишком сильная эмоциональная привязанность девочек к папе оборачивается для них серьезными проблемами.

Чаще всего комплекс Электры возникает у девочек, которые рано потеряли отца: он умер или бросил их с матерью.

Но иногда его жертвами становятся и девочки из вполне нормальных семей.

У моей мамы на работе есть коллега, давно страдающая от этого комплекса.

Несмотря на то, что Людочке уже под 50 лет, она все равно требует, чтобы ее так называли даже молодые коллеги, потому что именно так ее зовет обожаемый папочка.

Замуж она понятное дело не вышла, потому что не нашла точной копии отца.

В свои неюные годы продолжает жить с родителями, потому что не может расстаться с папой ни на день.

Даже от карьерного роста отказалась, потому что пришлось бы частенько ездить в командировки, а это бы означало расставаться с родителем надолго.

Мама для этой несчастной женщины – враг номер один, потому что она никогда не была достойна жить с таким великолепным мужчиной, как отец, и никогда не понимала, как же ей повезло.

В жизни Людочки нет ничего: ни своей семьи, ни карьеры, ни увлечений, ни ярких впечатлений.

Всем этим она пожертвовала ради нездоровой любви к отцу.

Мама говорит: «Мы опасаемся, как бы она чего с собой не сделала, когда ее папа помрет, ведь возраст-то у него сосем не юный».

В общем, картина вырисовывается весьма жуткая.

Со столь запущенным комплексом Электры придется бороться очень долго и без помощи психологов здесь уже никак не обойтись. Но труднее всего будет убедить Людочку в его наличии.

Гораздо легче придется тем, кто диагностирует у себя этот комплекс на ранней стадии.

10 признаков комплекса Электры


Если постараться, то диагностировать у себя самостоятельно комплекс Электры нетрудно, ведь он имеет ярко выраженные симптомы:
  1. У вас давно нет отца, но вы очень часто вспоминаете о нем и в минуты радости, и в моменты грусти, постоянно обижаетесь на него, что он вас оставил.
  2. Вы до сих пор пытаетесь завоевать одобрение папы, даже по маломальским вопросам: гардероб, профессия, ремонт в доме и т.д.
  3. Вы часто ощущаете непонятную неприязнь к матери, будто бы это она виновата во всех ваших бедах.
  4. Вы иногда мечтаете (хотя, может быть, и пугаетесь этих фантазий): как было бы хорошо жить вместе с отцом, если бы мама исчезла.
  5. Когда родители ссорятся, вы безоговорочно принимаете сторону папы, даже не пытаясь разобраться в причинах конфликта.
  6. Принимая решения, вы часто думаете: «А чтобы сказал по этому поводу мой папа?».
  7. У вас, несмотря на неюный возраст, до сих пор не устроена личная жизнь, поскольку вам кажется, что с каждым из знакомых вам мужчин что-то не так, им всем чего-то не хватает.

    И даже если в этом молодом человеке видимых недостатков нет, вы все равно постараетесь их найти, чтобы бросить его.

  8. Большинство мужчин, с которыми вы пытались завязать отношения, имели черты внешности или характера вашего отца.
  9. Вы выбираете в партнеры старших мужчин и всеми силами пытаетесь удержать их рядом с собой, даже если они плохо к вам относятся.
  10. Вы редко чувствуете себя счастливой, страдаете от комплексов неполноценности, от недостатка любви и внимания.

Если вы обнаружили у себя больше трех признаков, то, скорее всего, вы стали жертвой этого распространенного комплекса.

Хочу порекомендовать к просмотру молодым и будущим папочкам

 видеоролик ниже. Несколько советов,

как необходимо выстраивать отношения со своей красавицей-дочуркой:

Как избавиться от комплекса Электры: 5 способов

Если вы начали подозревать, что в вашей привязанности к отцу есть что-то нездоровое, то наверняка сможете избавиться от комплекса Электры и самостоятельно.

Вот 5 наиболее простых способов сделать это:

  1. Если ваш отец умер или оставил вас с мамой, то найдите в себе силы простить его за это и навсегда проститься с ним.

    Помнить о папе нужно, но вспоминать о нем ежесекундно – нет.

  2. Не создавайте из своего родителя кумира.

    Конечно, вы должны любить его, но и – видеть все его недостатки.

  3. Развивайте собственную женственность и сексуальность, ухаживайте за собой.

    Все это поможет привлечь внимание мужчин и разорвать связь с отцом.

  4. Перестаньте зависеть от мнения и одобрения окружающих, включительно с вашим папой.

    Развивайте черты характера, что присущи сильным независимым личностям.

  5. Полюбите хорошего мужчину и создайте с ним собственную семью.

    Домашние хлопоты, забота о детках навсегда вылечат вас от навязчивой привязанности к папе.

Если комплекс Электры полностью завладел вами, то не стоит пытаться избавиться от него самостоятельно.

В этом случае психологическая помощь будет как нельзя кстати.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

«Вечные сюжеты»

«Вечные сюжеты»

«Вечные сюжеты»

Лейтон. Электра на
могиле своего папаши. 1867
Электра — это персонаж одного из популярнейших греческих мифов о мести. Мстят в этом мифе по кругу. Сначала жена убивает мужа, за то что тот приговорил к жертве одну из их дочерей. Затем их сын в свою очередь убивает за это мамашу. Электра как раз сестра этого сына — Ореста помогаем ему в его злодейском начинании. Сам миф до нас не дошел, вернее дошел в многократно искаженных древнегреческим искусством интерпретациях. Все же, сколько можно судить, Электра во все этом не была главным действующим лицом, а так на подхвате у брата.

Именно такой она и предстает в трагедийной троице «Орестейя» (драматурги писали свои трагедии для празденств обязательно в виде трилогии) у Эсхила. Помогает брату и все: какой с нее может быть спрос? Но по мере разработки сюжета в литературе и искусстве Электра все более и более выдвигается на передний план. Впервые центральным персонажем (из по крайней мере дошедшего до нас) она становится у Софокла. Трагедия которого так и называется «Электра».

Своими пьесами, «Электрой» не в последнюю очередь, Софокл совершил настоящий переворот в литературе. Мифы, которые предстают нам в красочных и ярких образах, очевидно, таковыми не были. Как свидетельствуют сохранившиеся списки древневавилонских и египетских, записи современных мифов, — все это скучнейший информационный материал: было то и то, так-то и так-то. Эсхил, Гомер раскрасили эти мифы, представив их в образах и диалогах. Софокл же использовал материал мифа для постановки нравственных проблем.

Причем проблемы эти возложены на плечи хрупкой женщины. Согласно Софоклу Электра мирно поживает со своим мужем, простым крестьянином, когда вдруг появляется брат Орест со своим планом мести. План этот ему как будто не удается, и теперь Электра сам для себя должна решать: мстить или не мстить преступной матери. Справедливо ли человеку самому решать: что правильно, а что нет? Можно ли одно преступное деяние — убийство мужа — искупать другим преступным деянием — убийством матери.

Месть в конце концов совершается, но боги, затребовав очистительную жертву, прощают героев, в чем им «помогает» автор, ходом пьесы показывая, что мамаша была еще тот фрукт. Софокл не то чтобы прощает героев, но требует от читателя сострадания к героям — «эмфатии»: слово придуманное Софоклом и стараниями современных психоаналитик ставшее научным термином. Сострадания и понимания положения героев. Софокл просит зрителя влезть в их шкуру и представить, как бы они повели себя в подобной ситуации. Заметим, что не все древние греки разделяли подобное вольнодумство: существует де обычай: закон мести, где отец стоит на главном месте. И раз обязан мстить согласно этому закону, то мсти, а чувства твои никого не волнуют.

С легкой руки Софокла Электра пошла гулять по интерпретациям, пьесам, романам, художественным полотнам, сонгам и компьютерным играм. Всего и не перечесть. В 1709 году свой вариант сюжета представил фр драматург Кребийон. Тот особыми нравственными проблемами себя и зрителя не заморачивал. Вопрос мести решался в первой же сцене, а далее начиналась сплошная мочиловка. Убивая мать, попутно устраняли слуг, солдат, свидетелей. И каждый раз Кребийон — еще не знакомый с каратэ и перестрелками — изобретал ловушки, засады, интриги, чтобы — увы! к удовольствию тогдашнего зрителя — произвести очередной труп. Эту пьесу смотрел и Петр I во время своего визита во Францию в 1718 г и она ему очень понравилась. После этого Петр до того старавшийся перенимать у Запада только технические достижения, понял как важна и культурная составляющая и решил завести театр в России.

После некоторого затишья XX век вновь нагромоздил кучу интерпретаций. Одна из самых выдающихся пьеса Сартра «Мухи». Сартр вернулся к софокловской проблематики. Его герои поставлены также перед нелегким выбором: с одной стороны они должны мстить за отца, с другой стороны — убийство матери — все равно грех. Именно за этот последний грех героев преследуют крылатые богини мщения Эриннии. У Сартра эриннии превращают в мух: олицетворенный голос толпы, общественной морали, нудный, назойливый и неотвязный. Философ противопоставляет Электру, которая совершает убийство без малейших мук совести: раз так положено, значит положено, — и ее брата Ореста, который в противоречивой абсурдной ситуации, когда сталкиваются две морали, равно оправданные общественным мнением, найти свой путь, путь независимого и честного человека.

Пьеса не нашла благодарного зрителя: уж очень она перенасыщена психологией и философией, но активно, читается, спорится, цитируется, соглашается и опровергается.

Проблема нравственного выбора, поставленная Софоклом, актуальна и по сих пор, а это верная гарантия, что сюжет не исчезнет в пучине электронного времени и пространства.

Содержание


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *