Почему убивать нельзя: «Нельзя убивать персонажей, которых полюбил зритель» | Статьи

Содержание

«Нельзя убивать персонажей, которых полюбил зритель» | Статьи

В самом разгаре съемки четвертой части популярного фильма «Гардемарины» режиссера Светланы Дружининой. События новой картины разворачиваются в 1787 году во время русско-турецкой войны. «Известия» встретились с исполнителем роли Алексея Корсака народным артистом России Дмитрием Харатьяном.

Убить нельзя вернуть

— Зачем современному зрителю четвертая часть «Гардемаринов»? Или продолжение истории рассчитано на тех, кто полюбил героев еще 30 лет назад?

— Думаю, для «Гардемаринов» не было и нет возрастного ценза — этот фильм знают все. Те, кто были детьми, за минувшие 30 лет стали взрослыми, а взрослые — пожилыми. Поэтому и первая, и вторая, и третья картины попали в очень широкую аудиторию, ведь на них выросло несколько поколений. Мы все рассчитываем, что с новым фильмом будет так же. Помимо того, что это возможность увидеть повзрослевших или уже даже постаревших гардемаринов (смеется).  

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юрий Варшавский

В ленте будет всё: неподдельные чувства, яркие исторические события, тема  взаимоотношений отцов и детей. И, конечно же, чудесное воскрешение де Брильи — героя Михаила Боярского.

— Зачем воскрешать убитых героев?

— Это изначально неправильно — убивать персонажей, которых полюбил зритель. В данном случае речь не просто о Михаиле Боярском, а о герое, без которого невозможно существование фильма. Не говоря уже о силе обаяния и масштабе личности как самого персонажа, так и артиста. Слава Богу, что де Брильи вернется к гардемаринам, а Михаил Сергеевич — к нам.

— Основной посыл «Гардемаринов» — бескомпромиссное служение трону и отечеству. Будут ли эти идеалы понятны молодому зрителю?

— Конечно! Ситуация, в которой сегодня находится страна и мир, перекликается с историей, рассказанной в фильме. В нем мы говорим про Крым, про то, что эту территорию мы отстаивали неоднократно, за нее воевали наши предки.

 Всё, что связано с Крымом и Украиной, — волнующая тема. Новый фильм о гардемаринах отсылает к временам, когда происходили похожие события. И если у зрителей возникнут соответствующие ассоциации, мы будем только рады.

— Сценарий был написан Светланой Дружининой еще до крымских событий…

— Про больших писателей и настоящих художников говорят, что они не просто чувствуют время, а порой опережают его. Мне кажется, этим сценарием Светлана Сергеевна в некотором смысле предвосхитила события 2014 года. Никто не ставил ей задачи сделать такой сюжет, но она захотела рассказать именно эту историю — как в 1787 году русские войска под командованием Александра Суворова разбили турков на Кинбурнской косе.

— О популярности будущего фильма свидетельствуют связанные с ним эмоции. На фестивале «Евразийский мост» в Ялте вы заявили журналистам, что актриса Анна Семенович не будет сниматься в «Гардемаринах»…

— О, с Семенович произошел настоящий скандал. Не успел я прилететь в Москву, как мне позвонила Светлана Дружинина: «Дима, что ты сказал? Это кошмар, мой телефон разрывается! Мне звонит Семенович и спрашивает, почему ее сняли с роли!». А я впервые от журналистов услышал, что она снимается с нами. Успокаиваю Дружинину: «Светлана Сергеевна, не переживайте. Скандалы — это реклама, двигатель прогресса». А она мне тут же отвечает: «Да, это, наверно, правильно, что мы сейчас всех так всполошили».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юрий Варшавский

Я потом позвонил Ане, извинился за свою неосведомленность. Она говорит: «Да, я все-таки буду сниматься. У меня небольшая роль, но я очень хочу!». Кого не спросишь, все нынче хотят сниматься в «Гардемаринах». Это хорошо.

Без ностальгии, но с интересом

— А вам интересно сниматься в бесконечных ремейках, возвращаясь к старым историям?

— Мне как раз интересно возвращаться к моим героям: узнавать, что с ними произошло, наблюдать, как они изменились, — и главное, размышлять, почему они такими стали. Это не ностальгия. Это новое, сегодняшнее, другое. Можно сказать, что это мое человеческое и актерское исследование.

Сейчас я снимаюсь в фильме «Зеленый фургон. Совсем другая история». Помните, тот первый «Фургон» (фильм 1983 года режиссера Александра Павловского. — «Известия») заканчивался закадровым текстом Армена Борисовича Джигарханяна: «Володя Патрикеев арестовал Красавчика, чтобы его посадили в тюрьму. Когда он вышел из тюрьмы, они встретились и подружились. Но это уже совсем другая история…» Наше продолжение так и называется. Это будет кино про тех же Володю Патрикеева и Красавчика, а также про их детей.

— В 2008 году вы снялись в ремейке «Розыгрыша» с рэпером Noize MC. Тогда популярность рэпа еще не зашкаливала, а сегодня эти ребята — кумиры поколения. Как думаете, почему?

— И я в оригинальном фильме Владимира Меньшова, и Noize MC в ремейке Андрея Кудиненко играли одного и того же героя — Игоря Грушко. Но если я эту роль действительно играл, то Noize MC был таким, каким на самом деле был, — он исполнял свои тексты. Рэп доходчив, его форма доступна для восприятия молодежи. Уверен, что ненастоящее никогда не приживется. Раз эта музыка пробила себе дорогу, значит, это язык, на котором разговаривает новое поколение.

Рэперы — герои нашего времени, их тексты остры, социально и политически ориентированы. Плюс они, как правило, выступают с позиции юношей-максималистов: им претит всё взрослое, потому что это лживый, как им кажется, мир. 

— Взрослые отношения не фальшивые?

— В жизни надо быть мудрее. Чтобы оценить нечто, нужно прожить определенное  количество лет, пройти какую-то дистанцию. Большое видится на расстоянии. Необходимо быть немножечко шахматистом и просчитывать наперед не только свои ходы, но также их возможные последствия.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юрий Варшавский

Моему сыну 20 лет, и я вижу, что с ним происходит. Он находится в постоянном протесте, не принимает законы жизни. Я сам такой был. Протестовал и сопротивлялся, никому не верил. Была настоящая катастрофа, когда я понял, что у взрослых один язык общения, а на улице — совершенно другой и ценности тоже другие.

Но с годами я осознал, что есть прописные истины, которые либо надо принять, как дважды два, либо бороться с ними. А итог один — всё равно к ним придешь, но потеряешь  драгоценное время, энергию, силы.

— Молодежь во все времена одинакова?

— На примере сына я понял, что духовная составляющая молодых неизменна. Она закладывается в семье и не зависит ни от времени, ни от политической системы, ни от ценностей, навязанных обществом. Молодежи во все времена была и будет свойственна честность, стремление к справедливости, поиск истины, желание разобраться в себе, в своих комплексах и недостатках.

Меняются только приоритеты. Сегодняшняя молодежь гораздо более свободная и образованная, у нее больше интересов и больше возможностей, чем было у нашего поколения. Правда, искушений тоже больше, сорваться легко. Всё доступно, были бы деньги.

Душа не напоказ

— Вас нет в Instagram. Нетипичное явление для артиста.

— А зачем мне это? Чтобы рассказывать миру, что я сегодня съел на завтрак? Или с кем этот завтрак разделил? Нет уж, извините. Для меня тайна личной жизни священна. Но если кто-то хочет делиться своей, пускай делится. А я не буду.

Соцсети — это псевдооткрытость. Раньше мы делились всем наболевшим со своими родными и близкими или могли сходить в церковь, пообщаться с батюшкой. Потом на помощь пришли психоаналитики. Сегодня этого мало — человек хочет делиться печалями и радостями со всем миром. Процитирую Шекспира: «Люблю — но реже говорю об этом, люблю нежней — но не для многих глаз. Торгует чувством тот, кто перед светом всю душу выставляет напоказ!» Это очень точно. Но главное — мне просто неинтересно тратить на это время. Его и так мало, и оно скоротечно.

— На что, кроме работы, вы его тратите?

— Занимаюсь разными полезными вещами. Вот уже пять лет в городе Красногорске, где я живу, существует кинотеатральная «Школа гардемаринов» для детей от 10 до 16 лет. Я ее художественный руководитель. В этом году к 30-летию выхода фильма «Гардемарины, вперед!» мы поставили по его мотивам одноименный мюзикл. На премьеру пришли Михаил Боярский, Светлана Дружинина, Анатолий Мукасей. Премьера была в нашем ДК «Подмосковье», потом мы показали спектакль на большой сцене Театра Российской армии, а 17 ноября сыграем его в киноклубе «Эльдар». Еще я провожу в Крыму кинофестиваль детского и семейного кино «Солнечный остров».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юрий Варшавский

— Всё, что вы перечислили, относится к работе.

— Я не считаю это работой. Это мой личный вклад в развитие и воспитание нового поколения. Общение с ребятами дает мне силы. Но если говорить о личных увлечениях, то это, конечно, спорт. Уделяю достаточно времени своему здоровью, чтобы всегда хорошо себя чувствовать.

Здоровый образ жизни для меня — не просто термин, а культура. Начинаю день с получасовой зарядки, а когда есть возможность и время, хожу в зал, в бассейн, занимаюсь теннисом. Отдыхать тоже стараюсь полноценно: много хожу пешком, плаваю, дышу свежим воздухом, правильно питаюсь.

Нужно признать, что мне повезло с генами. В свое время меня так шатало и бросало в разные стороны… Чего я только с собой ни делал, как только над собой ни измывался, но потом как будто сработал инстинкт самосохранения. Я понял, что надо себя беречь. Не только для будущих свершений. Просто для того, чтобы ощущение радости жизни было со мной чаще.

— Артисты, как правило, люди рефлексирующие. Вам это знакомо?

— Я довольно часто рефлексировал. У моего сына сейчас тоже такой период. Ему кажется, что с ним все не так и не то. Удивительная вещь. В молодости все неудачи и неуспехи воспринимаются нами очень болезненно. С возрастом приходит понимание, что даже самые плохие события в итоге оборачиваются для тебя чем-то хорошим.

Последние несколько лет я практически не переживаю, стал гораздо увереннее в себе. Хотя эта уверенность тоже весьма относительная… С годами мы наращиваем некий панцирь, но внутри все равно остается хрупкий ранимый человек. Особенно это касается людей искусства. Одного брошенного случайным человеком слова бывает достаточно, чтобы нарушить душевное равновесие. По этой причине я ужасно не люблю «ходить в народ». Для меня это настоящая пытка.

— Не любите своего зрителя?

— Зрителя люблю, не приемлю панибратства, похлопываний по плечу. Понятное дело, что многие считывают меня как образ, сложившийся в их сознании чуть ли не с детства. Относятся ко мне, как к близкому родственнику. А я-то, во-первых, совсем другой. Во-вторых, я их не знаю. А они ждут от меня такой же радостной реакции. К сожалению, я до сих пор не нашел правильный баланс между собой и публикой.

— Источник вдохновения нашли?

— Да. Вдохновляюсь жизнью.

Справка «Известий»

Дмитрий Харатьян окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина (курс М.И. Царева и Р.Г. Солнцевой) в 1982 году. Всесоюзную известность приобрел с выходом фильма «Розыгрыш» (1976), где сыграл еще будучи школьником. Фильмография актера включает более 100 киноработ, среди которых «Зеленый фургон», «Гардемарины», «Черный квадрат» и другие. Народный артист России.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

 

Почему нельзя убивать оленей, или О пользе личных бесед с собаками

А еще взрослым небесполезно помнить, что, если вы не хотите в старости сокрушаться о несложившихся отношениях с детьми, нужно с самого начала бережно относиться к правам своего ребенка. И, конечно, к правам животных. Что это такое, спросите вы? Это – право животных на жизнь.

Мы уже писали о фильме режиссера Николя Ванье «Белль и Себастьян», героем которого является пиренейская горная собака.

Собственно, все картины этого режиссера так или иначе – о животных, о необходимости гуманного отношения к ним. А тот, кто не проявляет такого гуманизма, недостоин называться «человеком разумным».

Николя Ванье – французский путешественник, писатель, фотограф (автор 25 книг и фотоальбомов), режиссер 14 документальных и игровых фильмов. Почему на первом месте в этом перечне стоит «путешественник»? Судите сами: первый его вояж по Лапландии состоялся в 1982 году. Вслед за ним последовали экспедиция на каноэ по Канадскому Северу дорогами индейцев монтанье; зимой 198384 годов он пересек север Канады на собачьей упряжке.

Гонок и путешествий на собачьих упряжках в жизни Николя Ванье было множество. Он вообще обожает собак.

Отвечая на вопрос, как он демонстрирует свое дружеское отношение собакам из упряжки, он ответил: «Каждое утро необходимо найти время для личной беседы с каждым псом. Хотя нельзя утверждать, что они понимают все слова, но очень чувствительны к интонации, к настроению. Отношение передается через речь, а также через физический контакт – каждую собаку нужно погладить, обнять, приласкать». При этом, конечно, стоит учитывать иерархию в стае: «Тут надо быть осторожным, не забывать об отношениях в упряжке, о месте каждого пса в команде. Необходимо соблюдать определенную очередность, учитывать их нынешнее состояние: кто-то болеет, кто-то устал, кто-то огорчен. Все надо почувствовать интуитивно, но если хорошо знаешь собак, это легко». И еще: путешествуя таким образом, видишь гораздо больше, чем из окна поезда или автомобиля. Да и мысли приходят в голову самые интересные.

Пропустим несколько следующих путешествий Ванье. Но нельзя не сказать, что в 1990–1991 годах состоялась его Транссибирская экспедиция (7 тыс. км по дикой тайге). А в 1993-м путешественник жил под Верхоянском в племени кочевников-эвенов. Потом написал книгу «Волк» и снял фильм на этом материале (история парнишки из клана кочевников-оленеводов, который ради дружбы с волчатами предает отца и весь свой род). А в 2006-м, начав путешествие с Байкала и пройдя 8 тыс. км («Сибирская одиссея»), Николя Ванье завершил его на Красной площади, въехав туда на собачьей упряжке. И наоборот, к Байкалу Николя Ванье путешествовал в 201314 годах, преодолев 6 тыс. км по Сибири, Китаю и Монголии от Тихого океана до озера Байкал. В общем, дух захватывает!

Кстати, представлять фильм «Как прогулять школу с пользой» в Москву приезжал исполнитель роли Тотоша – Франсуа Клюзе. На днях он был в программе «Вечерний Ургант» и рассказывал там о картине. Это очень известный французский актер, который в 2007 году получил высшую французскую кинопремию «Сезар». Он много снимался у Клода Шаброля. Как и юный герой картины «Как прогулять школу с пользой», Франсуа Клюзе тоже рос без матери (она ушла из семьи, когда ему было восемь лет), поэтому ему понятна психология юного героя последнего фильма Ванье – Поля.

В фильме «Как прогулять школу с пользой» действие происходит в 1927 году. В Париж по делам приезжает Селестина и заходит в детский приют. Там ее уговаривают взять мальчика Поля Карадека, о таинственном происхождении которого она (загадочным образом) знает. И они едут в деревню, где Селестина живет со своим мужем-егерем Барелем. Природа тут невероятно красивая: в дубовых лесах живут олени, кабаны, лисы и прочие дикие звери. В Луаре плещется лосось (и не только), в небе летают прекрасные птицы. Поль как будто впервые все это видит. Он знакомится с местным браконьером Тотошем (Франсуа Клюзе). Собственно, никакой он не браконьер: просто живут они все на территории поместья некоего графа (Франсуа Берлеан), который любит охотиться на оленей. В его доме висят бесчисленные головы убитых животных. Теперь его мечта – убить самого прекрасного оленя, у которого 17 отростков рогов.

Поль же сразу оказывается стихийным защитником животных.

В самом начале его пребывания в деревне Селестина достает из клетки кролика, называет его по имени, демонстрируя Полю, а во время обеда наливает мальчику тарелку супа и говорит, что он – из того самого, уже знакомого мальчику, зверька. Поль вылетает из комнаты и, естественно, не может продолжать трапезу (а потом он попытается выпустить на волю всех кроликов – «вы хотите сидеть в тюрьме?»).

Волк-одиночка Тотош не хочет общаться с Полем (зачем ему дети), но, когда мальчик спасает его собаку, погибающую в реке, сменяет гнев на милость.

В общем, именно Тотош показывает Полю всю красоту леса, рассказывает о животных, учит ловить рыбу.

Селестина знает, кому она доверила мальчика. Она тайно симпатизирует «браконьеру» и говорит: «Тотош неплохой, просто он – свободный. А у Бареля (говорит она про своего мужа) только правила, правила, правила». В этих словах чувствуется, что она-то предпочитает свободу.

Символом свободы здесь становится прекрасный семнадцатирогий олень, которого пытаются поймать, загнав в западню. Выходит, не случайно в 1982 году 20-летний Николя Ванье в поисках исчезающих видов северных оленей совершил одну из своих первых пеших экспедиций по бескрайним равнинам финской Лапландии. А еще символом свободы в фильме становится цыганский табор, который живет в поместном лесу.

Все, кто против свободы – плохие люди.

Так, сын графа, думая, что именно он станет наследником поместья, во-первых, грозится выгнать цыганский табор с земель, которыми владеет его отец, а во-вторых, начинает строить стену, которая сделает невозможной миграцию крупных диких животных. То есть он их погубит. А еще сын графа просто так убивает цаплю, и девочка-цыганка Белла, которая подружилась с Полем, кричит ему: «Убить цаплю – это проклятие. Ты попадешь в ад!». И зрители надеются, что и правда он туда попадет.

В общем-то, это, конечно, сказка. И, по законам жанра, с хэппи-эндом. Но сказка очень красивая и (как это неправильно ни звучит) реалистичная: лес снят так, что мы будто вдыхаем его запахи, а животным сочувствуешь не меньше, чем людям.

Мирняк убивать нельзя. — Журнал Аркадия Бабченко — LiveJournal

Жалко ли мне убитого в Турции посла? Нет. Совершенно. И даже не потому, что этот человек — не просто молчаливый согласный с политикой данного государства — он, как его часть — активный её проводник. Нет. Не поэтому. Не жалко потому, что это государство уже столько лет — десятилетий — убивает, что оно за эти десятилетия убило уже стольких людей, что чувство жалости у меня попросту практически атрофировалось.
Посеявший ветер пожнет бурю. Все желания должны исполняться. Хотели величия — получайте. Но за величие надо платить. А платить за величие необходимо жизнями. Всегда. Просто все почему-то думают, что это будут чужие жизни. Но нет. Иногда получается и наоборот.
Но.
Одно очень важное большое «НО».


Мирняк убивать нельзя.
Нельзя убивать женщин. Нельзя убивать детей. Нельзя убивать стариков. Нельзя убивать невоюющих мужчин. И даже воюющих мужчин нельзя убивать, если они попали в плен. Нельзя пленных убивать, понимаете? Даже если это, блять, Мильчаков. Потому что нельзя. И все.
Расстреливать безоружных — нельзя.
Все. Точка.
Это базовое. Это основа.
Если это не соблюдается — начинается моральная деградация и разрушение. И личности, и общества. Снятие запретов — очень опасная штука.
Мне не жалко посла. Совсем. Но его убийство — преступление и теракт. А его убийца — убийца и террорист. А совсем никакой не герой.
Жалости — нет. Но и радость по этому поводу — уже разрушение.
После войны тараканов-то убивать не хочется, не то, что послов.
Собственно, все.

В рамках проекта «Журналистика без посредников»
Как обычно, кто считает нужным, сколько считает нужным
Теперь можно перевести и на номер МЕГАФОН: +7 926 558 57 89
Яндекс-кошелек, номер 410 011 372 145 462.
В Сбербанке карта номер 4276 3800 8339 8359.
Для пользователей WebMoney рублевый кошелек номер R361089635093.
Для пользователей WebMoney долларовый кошелек номер: Z525692199692
Для пользователей MasterCard, VISA и Maestro карта номер 4276 3800 8339 8359.
Мультивалютная карта «Приватбанка» номер: 5168 7423 3613 0608.
Для банковских переводов из-за границы реквизиты:
SWIFT: SABRRUMM
SBERBANK, MOSCOW
MOSCOW, RUSSIA
Acc: 423 07 978 1 38064300125
IBAN не требуется
Либо просто кинуть на телефон
МТС: +7 915 237 41 78.
Мегафон: +7 926 558 57 89
Спасибо

Почему человеку так трудно убить муху, а мухе-убийце — запросто

  • Рори Гэллоуэй,
  • автор научных публикаций

Автор фото, Science Photo Library

Попробуйте прихлопнуть муху и вы сразу поймете, что она быстрее вас. Намного быстрее. Как же этим крошечным существам с их микроскопическими мозгами удается так легко обвести нас вокруг пальца?

Вероятно, вы задумывались над этим, безуспешно гоняясь с мухобойкой по комнате за назойливой тварью. Как они так ловко уворачиваются? Неужели они умеют читать наши мысли?

Ответ заключается в том, что, по сравнению с человеком, мухи видят происходящее в замедленном темпе.

Взгляните на часы с секундной стрелкой. Они тикают с определенной скоростью. Но черепахе будет казаться, что стрелка тикает в четыре раза быстрее. А для большинства видов мух, наоборот, отсчет секунд будет тянуться примерно в четыре раза медленнее. По сути, у каждого биологического вида свое восприятие течения времени.

Автор фото, Science Photo Library

Подпись к фото,

Для мухи время течет гораздо медленнее, чем для человека

Это происходит потому, что все живые существа, наделенные зрением, воспринимают окружающий мир как непрерывное видео, но изображение, передающееся из глаз в мозг, они сводят в отдельные кадры с разной заданной частотой.

У человека заданная частота составляет в среднем 60 кадров в секунду, у черепах — 15, а у мух — 250.

Время относительно

Скорость, с которой эти изображения обрабатываются мозгом, называется «частотой слияния мельканий». Как правило, чем меньше биологический вид, тем выше скорость подачи световых импульсов, и поэтому мухи постоянно оставляют человека с носом.

Профессор Роджер Харди из Кембриджского университета демонстрирует, как работает глаз мухи.

«Частота слияния мельканий — это просто скорость, с которой свет должен включаться и выключаться, прежде чем его можно будет увидеть или воспринять как непрерывное изображение», — говорит профессор Харди.

Он вживляет насекомым крошечные электроды в живые светочувствительные клетки глаз — фоторецепторы — и включает мигающие светодиодные индикаторы, постепенно увеличивая частоту вспышек.

Фоторецепторы реагируют на каждую вспышку светодиода электрическими импульсами, которые отображаются на экране компьютера.

Тесты показывают, что у некоторых мушиных особей рецепторы отчетливо реагируют на мигание до 400 раз в секунду, более чем в шесть раз быстрее, чем человеческий глаз.

Рекордсменом считается муха-убийца — обитающее в Европе крошечное хищное насекомое, которое охотится на других мух. И ловит оно жертв прямо в полете.

В своей «мушиной лаборатории» в Кембриджском университете доктор Палома Гонсалес-Беллидо демонстрирует сверхбыструю реакцию охотника, запустив обычных комнатных мух в специальную камеру к самке мухи-убийцы.

Автор фото, OTHER

Подпись к фото,

Глаза мухи-убийцы содержат гораздо больше митохондрий, чем глаза других видов мух

С помощью скоростной видеокамеры Палома записывает поведение охотника и жертвы с частотой 1000 кадров в секунду. Компьютер постоянно сохраняет последние 12 секунд видеозаписи.

Вот в камере что-то происходит, и Палома нажимает кнопку, чтобы остановить запись.

Подпись к фото,

Доктор Палома Гонсалес-Беллидо демонстрирует сверхбыструю реакцию мухи-убийцы

«Время нашей реакции настолько медленное, что, если мы хотим остановить запись в момент события, выясняется, что это событие уже произошло», — говорит доктор.

Получается, мы даже не можем нажать кнопку вовремя.

Муха против мухи

На видеозаписи видно, что сначала муха-убийца сидит неподвижно. Но как только комнатная муха пролетает примерно в семи сантиметрах над ней, охотница совершает молниеносный бросок, а затем обе оказываются на дне камеры.

Лишь после просмотра замедленной съемки на компьютере становится ясно, что произошло: муха-убийца взлетела, трижды облетела жертву, несколько раз пытаясь ее схватить, прежде чем ей удалось это сделать передними лапами, сбить на пол и впиться в добычу.

Весь эпизод от взлета до посадки занял одну секунду. В наших глазах это мгновение. И наоборот — в глазах мухи человеческая рука движется со скоростью улитки.

Столь невероятную скорость поведения мухе-убийце обеспечивают митохондрии — биологические клетки, которых у этого хищника в глазах гораздо больше, чем у других видов мух.

Эти клетки вырабатывают энергию, необходимую световым рецепторам глаза. Быстрое зрение потребляет больше энергии, чем медленное, и плотоядная диета мухи-убийцы обеспечивает питание энергоемких клеток.

Но даже если бы человек имел такое же количество митохондрий в глазах, у нас не было бы столь высокой скорости зрения, потому что светочувствительные клетки мух по конструкции сильно отличаются от человеческих.

К этим структурным различиям привел процесс эволюции. Развитие глаз у членистоногих и позвоночных пошло совершенно разными путями около 700-750 миллионов лет назад.

Струнная теория

Как говорит профессор Роджер Харди, глаза мух работают по принципу механической передачи импульсов — они реагируют на свет с помощью горизонтально расположенных крошечных волокон, которые передают сигнал, как струны.

Зрение позвоночных устроено по-другому: в глазу у них имеются длинные трубчатые клетки, обращенные к источнику света, с химическими веществами, которые реагируют на сигнал.

«С точки зрения возможности сформировать сильную реакцию на небольшое количество света механизм членистоногих более чувствителен, к тому же и скорость его реакции выше, чем у стержней и конусов в глазу у позвоночных», — объясняет он.

Подпись к фото,

Профессор Роджер Харди изучает структуру глаза мухи

Есть несколько причин более высокой чувствительности механической системы передачи данных.

Прежде всего «струны» позволяют ускорить нейронные сигналы. Кроме того, у нейронных импульсов существует предел скорости, и благодаря меньшей протяженности нерва от глаза до мозга у членистоногих по сравнению с более крупными позвоночными процесс передачи данных протекает быстрее.

Впрочем, и некоторые позвоночные имеют гораздо более быстрое зрение, чем человек. Похоже, что с быстрым зрением взаимосвязана способность летать. Вероятно, летающим существам небольших размеров необходима быстрая реакция во время полета, чтобы не врезаться в препятствие.

Всё относительно

Среди позвоночных самое быстрое зрение встречается у животных и птиц, которые ловят насекомых в воздухе.

Шведские ученые из Уппсальского университета обнаружили, что птичка мухоловка способна распознавать свет, который вспыхивает и выключается 146 раз в секунду.

Этот показатель примерно вдвое больше, чем у человека, хотя и не столь высокий, как у средней мухи.

Способность «замедлять время» развилась у мухоловок в процессе эволюции. Особи, способные перехитрить добычу, стали питаться сытнее, приносить больше потомства и передавать ему по наследству быстрое зрение родителей.

Но эволюционная «гонка вооружений» никогда не заканчивается. Мухи, за которыми гоняются птицы с быстрым зрением, тоже развивают скорость реакции, и так далее.

В общем, в другой раз после неудачной попытки пристукнуть муху не унывайте. В том, что ваши движения столь медленны и неуклюжи, виноваты сотни миллионов лет естественного отбора, научившего мух неспешно наблюдать за вами.

Время между вами и мухой очень относительно.

В Курбан-байрам нельзя убивать даже насекомых!

Президент России Владимир Путин поздравил мусульман с праздником Курбан-байрам, который отмечается 12 сентября. Он связан с окончанием паломничества (хаджа) в Мекку и включает в себя не только праздничную молитву, но и жертвоприношение животных.

В столичной Соборной мечети собрались тысячи мусульман, которые заполнили также прилегающие улицы. К ним обратился глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Он поздравил мусульман с праздником и призвал к покаянию террористов, которые, прикрываясь религией, совершают преступления, направленные против людей, их прав и свобод.

Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль рассказал НСН, что в празднике принимают участие 1,5 млрд мусульман.

«Этот праздник связан с хаджем. Но в хадже может участвовать всего лишь несколько миллионов, а в самом празднике участвуют 1,5 миллиарда. Те несколько миллионов, которые приехали посетить Мекку и Медину, они должны соблюдать определённые правила: там нельзя давать волю негативным эмоциям, вести себя агрессивно, совершать убийство даже маленького насекомого. Вся эта территория – территория мира и благодати. Это должно соблюдаться и на всём остальном пространстве», — подчеркнул собеседник НСН.

По словам Гейдара Джемаля, в 2016 году никаких особенностей в праздновании Курбан-байрама не будет.

«Празднование Курбан-байрама – это произнесение праздничной молитвы, принесение жертвы и раздачи мяса бедным и неимущим. Всё это производится в огромных масштабах по всему миру. Это мясо потоками идёт в нищие страны. Это память об Аврааме, который был готов принести по приказу бога в жертву своего первенца. Память об Аврааме сочетается одновременно с гуманитарной помощью и социальным единством. Мусульманин должен быть воспитан таким образом, чтобы он не мог спать, зная, что где-то братья ложатся спать голодными. Это является основой основ мусульманской общности. Особенностей (в этом году — НСН) нет, потому что это религиозный ритуал, который не меняется», — отметил собеседник.

Поздравляю всех мусульман с праздником Курбан-Байрам (Г1урба)! Мира, счастья и благополучия вам, и вашим семьям! pic.twitter. com/2p57pwk7Hi

— Юнус-Бек Евкуров (@JunusBekEvkurov) 12 сентября 2016 г.

Гейдар Джемаль рассказал НСН, что сам будет праздновать Курбан-байрам в Москве, так как здоровье не позволяет ему совершить хадж. По этой же причине покупать барана и «делать курбан» пришлось его друзьям.

В качестве жертвы во время празднования может выступать не только баран, но и верблюд или корова. Главное, чтобы животное было здорово и не имело недостатков. Его возраст должен быть не менее полугода. Если животное большое, то оно чаще всего приносится в жертву сразу от нескольких человек, в том числе от целой семьи. В 2015 году в праздновании Курбан-байрама в Москве приняли участие десятки тысяч мусульман.

Разве нельзя убивать старушек? — МК

+ A —

Суп да дело

Есть ценности и есть интересы.
Людям свойственно действовать в своих интересах — извлекать выгоду, отвоевывать рынки и зоны влияния, бороться за власть и за право считаться лучшим в своей области.
Интересы у всех разные. Ценности — примерно одинаковые. Для кого-то это десять заповедей, для кого-то — Всеобщая декларация прав человека, а для большинства — просто некие нравственные установки, каким-то образом прошитые в мозгах.
Ценности ограничивают людей. Люди преследуют свои интересы, но в какой-то момент интересы вступают в противоречие с ценностями, и тогда приходится останавливаться. Говорить: нет, дальше я не пойду. Я очень хочу стать богатым, но я не буду ради этого убивать. Я очень хочу стать знаменитым, но я не буду ради этого подличать.
Интересы и ценности у разных людей содержатся в разных пропорциях. Люди, у которых ценности занимают большое место, останавливаются там, где люди, у которых ценности задвинуты в дальний угол, идут дальше.
Тем, у кого слишком много ценностей, — жить трудно. И с ними жить — тоже трудно. Окружающие считают их не приспособленными к жизни рохлями и используют в своих интересах. Люди ценностей это понимают, но не могут себе изменить и поэтому очень гордятся собой.
Люди интересов, пренебрегающие ценностями, наоборот, прагматичные и хваткие. Но с ними жить тоже нелегко, потому что ради своих интересов они топчут всех без разбора.
Интересы толкают людей вперед. Ценности корректируют направление движения. Это две чаши весов, между которыми должен соблюдаться баланс. Система сдержек и противовесов, позволяющая человечеству развиваться.
Мы живем в мире, где баланс нарушен. Равновесие сместилось в пользу интересов, ценности превратились в нечто эфемерное, необязательное. Какая нравственность? Забудьте, даже смешно говорить об этом всерьез…
Старшеклассники искренне не понимают, почему Раскольников мучился, убив старушку. Разве нельзя убивать старушек? Бросьте, вон их мочат в телевизоре каждый день по десять штук, и никто не мучается.
Баланс нарушился не только в нашей стране, где это можно было бы объяснить рывком к рынку и дискредитацией коммунистической идеологии, но и в западном мире. В США и Европе правят люди интересов, проводящие реальную политику. Реальная политика — это разбомбить Белград и признать независимость Косово, наплевав на международное право. Пойти войной на Ирак, прикрываясь необходимостью прекратить разработки ядерного оружия, которых на самом деле нет и не было. Пытать пленных в Абу-Грейб и Гуантанамо. Отказаться учитывать интересы России и довести отношения практически до “холодной войны”.
Наши правители не уступают западным. Реальная политика — это баш на баш. Вам Косово, нам Абхазию с Осетией. Вам Грузию, нам Венесуэлу. Вам Украину в НАТО, нам рыночные цены за газ, который она у нас покупает.
Вся политика ведется исключительно в интересах государства. Ценности не учитываются. Про них вспоминают, только когда интересы заводят уже так далеко, что им необходимо придумать какое-то приличное оправдание.
Чтобы оправдать признание независимости Южной Осетии и Абхазии, пришлось придумать геноцид осетинского народа. Военно-следственный комитет, правда, не смог собрать для него достаточно доказательств. Местных жителей, убитых во время боев за Цхинвал, оказалось слишком мало, поэтому геноцид тихо отпал.
Ценностями легко пренебречь, но манипулировать ими сложно. Они твердые. Не прогибаются.
Интересы вытеснили ценности не только во внешней политике, но и во внутренней жизни.
Жалкие пенсии и заоблачные лекарства. Медицина, больше похожая на издевательство, чем на врачебную помощь. Такая же милиция, такие же суды — и при этом бесконечные восхваления в адрес власти, ложь, воровство, невиданная коррупция, вызывающие единственное желание у людей, которые не могут отказаться от ценностей, — убежать из этого шабаша интересов, спрятаться, закрыть дверь, поставить забор, никого не пускать и ничего не знать.
Все это — результат пренебрежения гуманистическими ценностями, которое на каждом шагу и на всех уровнях демонстрирует власть.
Президента Ельцина, человека интересов, вынесли наверх люди ценностей, поэтому он был вынужден иногда, очень редко, под них подравниваться. Зато президент Путин оказался идеальным реальным политиком, исходившим из того, что ценности — выдумка западных спецслужб, которые дурят ими народы тех стран, где американцы стремятся распространить свое влияние.
Нельзя сказать, что это в корне неверная точка зрения. Западные спецслужбы действительно используют гуманистические ценности в своих интересах — играют на потребности людей верить в свободу, справедливость и честность.
Такая потребность существует всегда — потому, что в любом самом прожженном и циничном обществе остаются люди ценностей. Они должны были бы вымирать там, как мамонты. Но до конца почему-то не вымирают.
Это они вздрогнули, когда Медведев — еще не президент, а кандидат в президенты — сказал: “Свобода лучше, чем несвобода”. Вздрогнули, будто услышали отзвук давно затихшей струны. И до сих пор верят, что она зазвучит снова.

Авторы:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *