Проблемы поколений: Проблема поколений: конфликт, которого нет

Содержание

Проблема поколений: конфликт, которого нет

Лев Ройтман: “Мы в битвах решаем судьбу поколений” — забытая уже строка сталинского гимна былого. Для молодых россиян даже битвы за урожай — это нечто из странных ритуалов старшего поколения. Тоже былых. Иногда кажется, что эти поколения сосуществуют без конфликта, но и без взаимопонимания, как в распавшейся семье под одной крышей. Вот мнения москвичей из опроса Вероники Боде: “Родители жили раньше, другой был строй. Сейчас молодежь стала более раскрепощенной, что ли. К этому наши родители еще не привыкли”. “У наших родителей было все то же самое. Появились вертушки грампластинок, остроносые ботинки, стиляги. Теперь эти же родители ругают рэперов, ругают широкие штаны, компьютерные игры. Это просто смешно”. “Я шла 9-го мая по Тверской, мне было очень грустно, когда все ветераны шли под флагами Трудовой России и коммунистической партии. Люди принадлежат к прошлому, им сложно понять то, что происходит сейчас”. В нашем разговоре о проблеме поколений участвуют: поэт Дмитрий Кузьмин; аналитический психолог Каринэ Гюльазизова; и студент Никита Татарский.
Дмитрий Владимирович Кузьмин, издатель, поэт, литературный критик, отец Союза молодых литераторов “Вавилон”. Этот Союз великолепно представлен в Интернете. Словом, вы блестящий, если не представитель, ведь выборов не было, то, скажу так, экземпляр молодого поколения. И вопрос: после Первой мировой войны на Западе в литературе воспевало себя “потерянное поколение”. Так вот, по аналогии, постсоветские, нынешние россияне — нашедшее себя поколение? Дмитрий Кузьмин: Видите ли, мое положение здесь сложное по нескольким причинам. Во-первых, поскольку мне 33 года, то я как-то не очень понимаю, насколько я могу говорить от лица молодого поколения, у меня есть некоторые сомнения. И тут мы, собственно, выходим на вопрос о границах поколения. Потому что поколение это же не чистая арифметика — с 20-ти до 30-ти, с 30-ти до 40, это было бы слишком просто. Поколение определяется какими-то событиями, которые происходят на веку людском, какими-то, по-видимому, переломами. Неслучайно вы заговорили про Первую мировую войну.
И в общем понятно, какой был последний в нашей жизни перелом, понятно, что этот перелом — так называемая перестройка, конец 80-х, рубеж 80-90-х, определил какое-то новое поколение, к которому я принадлежу и которое потерянным назвать в общем-то никак нельзя. Потому что это была ситуация каждый день открывающихся новых возможностей и каждый день открывающихся новых координат, каждый день появляющихся каких-то новых жизненных реалий, что, конечно, с одной стороны, жизнь делало более сложной, более непредсказуемой. Но для человека молодого, человека достаточно динамичного это как раз и великий плюс. В этом смысле то литературное поколение, которое сформировалось на рубеже 80-90-х, это поколение совершенно замечательное. Чрезвычайно разнообразное, пластичное, в полной мере способное давать ответы на запрос эпохи. А дальше возникает следующий вопрос: хорошо, мы понимаем, когда это поколение началось, когда оно закончилось или заканчивается или закончится? Те юные, которые вступают в более-менее взрослую жизнь сегодня, будь то юные литераторы или просто молодые люди — это какое поколение, то же самое или уже новое, следующее? Это вопрос для меня открытый, я в литературе на него ответ не вижу, не вижу нового литературного поколения, хотя вроде как пора бы.
Вижу ли я его в жизни, на улице, на народных гуляниях 9-го мая, как тут хорошо девушка вспомнила из опроса? Я как-то тоже это до конца не понимаю, потому что, хотя мои штаны и ботинки вроде не сильно отличаются от тех, которые на 16-летних, но я не уверен, что это показатель, а в душу им не влезешь. Мой небольшой педагогический опыт тоже мне как-то с трудом может это подсказать. Поэтому пока я готов говорить только о том, что вот это поколение перелома, поколение, сформировавшееся на фоне отечественных потрясений, которые России, по-видимому, все-таки нужны, вопреки Столыпину, вот это поколение оно исключительно дееспособно, исключительно мобильно в каком-то интеллектуальном и культурном смысле и от него, на мой взгляд, следует ожидать самого лучшего.
Лев Ройтман:
Спасибо, Дмитрий Владимирович. Кстати, “самого лучшего” — ваш оптимизм вполне разделяет Евгений Евтушенко. Я читал недавно его интервью развернутое, и он ожидает прихода больших поэтов в русскую литературу где-то в обозримом будущем, а он человек уже немолодой.
И теперь к Никите Татарскому. Никита, вам 20 лет, вы студент МГУ, факультет журналистики, второй курс и вы наш сотрудник. Давайте поразмышляем по поводу моего одного соображения. Соображение, так сказать, обсуждения ради. Оно такое: как Буриданов осел разрывался между двумя охапками сена — вот так психологический облик поколения формируется между двумя полюсами. С одной стороны, плод запретный, но вожделенный. И, с другой стороны, плод доступный, но менее интересный. Для вашего поколения, что плод запретный, а что — только руку протяни и будешь иметь? Никита Татарский: По моему мнению, в этом и состоит основная проблема моего поколения. Дело в том, что, на мой взгляд, немного раньше плод запретный имел более какие-то конкретные очертания. То есть доставать пластинки “Битлз”, носить какую-то модную одежду и шить самим, таким образом, своим внешним видом сопротивляться каким-то внешним обстоятельствам было немножечко проще, потому что были более четкие рамки. А сегодня мое поколение оказалось в неприятной для него ситуации.
Дело в том, что очень многое уже открыто и абсолютно доступно. Таким образом, каждый молодой человек, который, естественно, стремится к какой-то индивидуальности сегодня, не может выбрать себе точку опоры, от которой он мог бы отталкиваться. Появилось огромное количество самых разных молодежных групп, начиная от “золотой” молодежи, в которой проявляется их индивидуальность в том, что они учатся и работают изо всех сил, и их запретный плод — это противопоставление себя основной массе, которая развлекается, отдыхает, а они уже с ранних лет становятся взрослыми, до людей, абсолютно не заботящихся о завтрашнем дне, которые видят для себя вот этот самый заветный запретный плод в том, чтобы исключительно отдыхать и развлекаться, насколько это вообще возможно и противопоставлять себя этим самым работягам и трудягам. Складывается впечатление, что моему поколению просто некуда пойти. То есть настолько много есть путей, куда ему можно пойти, что оно просто теряется. И какое будущее будет в этой ситуации, мне просто неизвестно.
Лев Ройтман: Спасибо, Никита. По поводу того, что все уже открыто, Господи, как давно я это, извините, Никита, слышу! Кстати, есть чисто практическая сторона этого, например, покупка недвижимости, дома, квартиры. Всю свою жизнь я слышу о том, что это делать надо было раньше, потому что раньше это было дешевле. Я всегда смеюсь и говорю: ну, наверное, мой сын в этом случае уже никогда не сможет купить квартиру или дом или еще что-нибудь, что было когда-то дешевле. Как бы то ни было, чего нет у нынешнего поколения — оно не подвержено идеологическому, если хотите, вымогательству. Никто никого никуда не зовет, никуда не гонит и ничем не стращает. Каринэ Гюльазизова, аналитический психолог, когда мы сопоставляем проблемы, перед которыми стоит сегодняшняя молодежь, с тем, что было некогда. Я припоминаю, например, рассказ “Исанка” Вересаева. Для справки — он был написан в 27-м году. Речь шла о такой жгучей тогда проблеме — физическая любовь до брака или без брака. Проводились гигантские диспуты, комсомольские собрания и так далее.
Вот такая проблема сегодня может кого-нибудь подвигнуть отправиться на обсуждение, на диспут, покупать билеты? Что изменилось?
Каринэ Гюльазизова:
Изменилось очень многое, конечно же. И, безусловно, те вопросы, которые сейчас задаются так называемыми новыми представителями нового поколения. Потому что стоит нам убрать слово “молодые” и все встанет на места. Потому что поколение это не биологический возраст, если говорить о возрасте, скорее это возраст психологический. И представители нового поколения, которые, безусловно, есть, это поколение рубежа. Сейчас это так называемое условное новое поколение это ни что иное, как буквальный действительно ответ на те вызовы, которые бросает время. Это всегда встречный такой момент: время бросает вызов — поколение бросает вызов. И на этих двух вызовах и рождается нечто. А поколение — это новые виды деятельности, которые приходят в общество пакетами, никогда не приходит какая-то одна. И любая из этих новых отраслей требует, естественно, чтобы кто-то это реализовывал.
И вот тогда, когда возникает этот запрос, возникает ответ в людях. И поэтому неважно, сколько вам лет, вы можете быть в 70 представителем нового поколения, а можете быть в 20 не его представителем. Конечно, молодых больше среди новых. Больше в силу того, что они подвержены вот этому хватанию идей значительно больше, чем люди в определенном возрасте, не буду уточнять когда, это не важно на самом деле в итоге. Потому что у них значительно меньше страхов, значительно меньше опыта и это в данном случае плюс. И поэтому, конечно, их больше, если брать численность. Хотя, опять повторяю, дело не в возрасте здесь. Лев Ройтман: Спасибо, Каринэ Сергеевна. Дмитрий Владимирович, вы знаете, когда Каринэ Сергеевна говорила, мне вспомнилось, она как-то это точно подчеркнула, не говоря, конечно, теми же словами. У Толстого есть мысль, что выражение “в наше время” — это признак ограниченности того, кто его произносит. Оказывается, что время оно всегда наше, и не так уж меняются люди.
Но в то же самое время, простите за тавтологию, эти молодые, которые сегодня вошли в жизнь, как совокупная какая-то группа, им ведь ничего не надо ниспровергать особенно, радикально ломать. Фактически это люди, которые не имеют прошлого в чем-то. Им не надо вытаскивать ботинки, вот вы говорили об обуви, из какого-то прежнего болота, потому что оно осело. Такова была история. Все это произошло без войны, без жестоких потрясений. С этой точки зрения, можете ли вы, будучи человеком, вы говорите — вам 33 года, это явно не пожилой человек, дать какой-то, с вашей точки зрения, наиболее характерный штриховой портрет сегодняшнего молодого постсоветского, ограничимся этим, человека, который не знал идеологического вымогательства?
Дмитрий Кузьмин:
Мы снова упираемся в совершенно классический вопрос. Когда мы говорим о представителе поколения, мы должны говорить о человеке среднестатистическом или о лучших представителях поколения, о его лидерах? То, о чем сегодня говорил Никита Татарский, о том, что возможностей так много, что непонятно, как из них выбирать и куда пойти, это действительно вещь характерная для среднестатистического представителя поколения. По-видимому, для среднестатистического представителя любого поколения. Просто в более инерционной эпохе меньше выбор, больше проторенных дорог. А лидер поколения, интеллектуальная и культурная элита, да простится мне употребление этого сомнительного выражения, она, по-видимому, в ситуации преодоления находится всегда, в любую эпоху. Если сейчас не нужно преодолевать какой-то идеологический пресс, то человек, который по натуре своей, по своему внутреннему устройству, по своей пассионарности нацелен на преодоление, он всегда себе найдет, что именно, какую именно инерцию ему нужно преодолевать, какой именно прах ему нужно отрясать со своих башмаков. Я думаю, что в этом смысле сегодняшние лидеры поколения они устроены точно так же как и лидеры прошлых поколений. Другое дело, что у них есть некая дополнительная возможность, дополнительный плюс — они в гораздо большей степени свободны в выборе и того, что нужно преодолеть, и того, какими методами, какими способами это надо преодолевать. Это есть и в литературе, это все достаточно просто, поскольку есть определенная толстожурнальная литературная инерция, с одной стороны.
Есть инерция массовой литературы — с другой стороны. И между этой Сциллой и Харибдой необходимо выбрать какой-то свой путь, достаточно конфликтный. Я думаю, что в любой сфере, будь то экономическая, политическая или какая-либо иная, вот эта ситуация она сохраняется. Лев Ройтман: Спасибо, Дмитрий Кузьмин. Это очень интересно то, что вы говорите. Вот эти лидеры поколения, не знаю, кто это, у разных поколений были разные задачи, скажем так, исторические, которые эти поколения не всегда понимали, но всегда каким-то образом вынужденно или осознанно выполняли, на сегодняшний день я, честно говоря, таких лидеров в России не вижу. Эти лидирующие фигуры представляют очень малую часть текущих поколений. Скажем, после Первой мировой войны то же самое “потерянное поколение” было потеряно в очень малой части. На самом деле оно хотело очень простых и привычных вещей, хотело обыкновенной достойной жизни, домика с садом и огородом. Кстати, фашизм в Германии вырос и из этих чаяний, очень простых в конечном счете людей. И это было трагично. После Второй мировой войны, естественно, экзистенциалисты в Сен-Жермен де Пре в Париже, это только очень малая часть послевоенного поколения, после Второй мировой войны. Поколение 68-го года — бунтари. Эти бунтари совершенно спокойно осели в мэйн-стрим западной жизни, многие из них очень богаты, другие ничем не выделяются из соседской среды. Что касается сегодняшнего российского поколения, Никита Татарский, как вы полагаете, это поколение уживается с красно-коричневыми, которые на сегодняшний день тоже прошли метаморфозу, они, с моей точки зрения, очень многие стали красно-зелеными, зеленые по цвету доллару. Ваше мнение? Никита Татарский: По моему мнению, единственная возможность ужиться нашему поколению сегодня с поколением, о котором вы говорите, это простая тяга к тому, чтобы собираться вместе, обособляться от остальных людей. Дело в том, что для моего поколения, по крайней мере для большинства представителей моего поколения, которых я вижу сегодня, такие далеко идущие и такие глубинные идеи и лозунги неинтересны. В большинстве своем это простые и четкие выжимки из позиций этих людей. То есть это определенная агрессия, которая противопоставляется мирному, спокойному обществу. Это определенное выделение посредством своего одиночества внутри, казалось бы, нормального существования. Больше схожих вещей на сегодня среди своих сверстников, по крайней мере среди их большинства, я не вижу. Лев Ройтман: Спасибо, Никита. Каринэ Гюльазизова: Безусловно, эта демонстративность такая она присуща представителям нового поколения. Потому что, повторяю, они формировались в ту самую эпоху рубежа. И поэтому демонстративность, такие репрессированные чувства, когда очень много напоказ, сейчас никого не хочу обидеть, но яркость формы и действительно отсутствие глубины не потому, что ее нет, а потому что она очень страшна. Страшна для себя самого прежде всего. Но это форма адаптации, надо это просто понимать как то, без чего выжить они не могут, мы не можем, потому что я тоже отношусь к этому же поколению. Плюс к этому, если говорить о предназначении этого поколения, то оно, на мой взгляд, заключается в том, чтобы суметь найти ту самую опору, которая заключена как раз не в стабильности, а в постоянной пульсации, в постоянном движении, и суметь найти там при всем при том равновесие. Потому что глобальная неопределенность, тот самый выбор, о котором только что шла речь, безусловно, пугает и страшит. Потому что наше детство оно как раз пришлось на то, что определенность была. Хорошая или плохая — это другой вопрос. И как раз опора и основа она была в той самой идеологизированности, которую сейчас ругают. Потом это все прошло, потом это все ушло, нивелировалось, осудилось 250 раз и так далее. Но, тем не менее, осталось то, что мы имеем на сегодняшний день — это колоссальный выбор, соответственно, как следствие, это глобальная неопределенность, ну и, соответственно, страх будущего за этим. И наше предназначение это как раз найти в этом возможность жить, только не выживать, как наши отцы и деды, а жить буквально, жить полноценно, полнокровно и по возможности здорово. Лев Ройтман: Спасибо, Каринэ Сергеевна. Иными словами — здесь и сейчас, не уповая на то, что наши дети будут жить лучше нас, а уж мы потерпим. Вот это как раз нынешнему поколению, судя по всем социологическим данным, которые приходят из России, не свойственно. И коль скоро я заговорил о социологии, то упомяну и другой любопытный факт: по данным ВЦИОМ, три четверти людей в возрасте от 18-ти до 29-ти лет, то есть нынешнее, фактически постсоветское поколение, так вот три четверти из них ту точку опоры, о которой говорили вы, Каринэ Сергеевна, более или менее нашли. И также, что любопытно, так как указывает на вектор устремлений этого поколения, что из года в год растет число поступающих в высшие учебные заведения. Таким образом, говорить о том, что это потерянное поколение, поколение, не имеющее почвы под ногами, отнюдь не приходится.

Конфликт поколений: устранить нельзя, но смягчить можно | Анализ событий в политической жизни и обществе Германии | DW

12 августа объявлено ООН «Днем молодежи». По этому случаю многие организации, добивающиеся справедливого отношения к той или иной социальной, половой или возрастной группе, публикуют различные призывы. Так, профсоюзы Германии требуют создания новых учебных и рабочих мест для выпускников школ и профессионально-технических училищ. Только хорошо обученная молодежь может быть надежной частью системы социальной безопасности, при которой в ближайшие десятилетия можно было сохранить нынешний уровень обеспечения больных и стариков. Пока же, учитывая неуклонное старение общества в Германии и в большинстве других стран Европы, приходится считаться с тем, что через несколько десятков лет многие просто не поверят в то, как совершенна была система поддержки старшего поколения в последней четверти 20 века.

Распределение нагрузки: справедливости нет и не будет

Сегодня, в первом десятилетии 21 века, приходится по-новому перераспределять силы и по-новому регулировать отношения между поколениями детей, родителей и родителей родителей. Предстоит ответить на следующие основные вопросы: как сделать так, чтобы нагрузка по обеспечению социального и медицинского страхования равномерно распределялась в обществе между представителями всех поколений? Как глубоко государство может залезать в долги, обеспечивая социальный стандарт для ныне живущего старшего поколения за счет тех, кто сегодня пошел в школу или даже еще не родился? Составной частью последнего вопроса является отношение к природным ресурсам, последствия расточения которых вычислимы далеко не всегда, особенно в развивающихся странах.

«Беби-бумеры» как законодатели потребительской моды и источник раздражения

В Германии бросается в глаза нарастание конфликта между старыми и молодыми. Этот конфликт обострится, когда в разряд пожилых и старых перейдут так называемые беби-бумеры (baby-boomers). Речь идет о людях, родившихся в период резкого увеличения рождаемости вскоре после окончания Второй мировой войны. Сегодня к «беби бумерам» относятся люди в возрасте от 45 до 60 лет. Эта группа стала целевой для индустрии рекламы последней трети 20-го века. Представляемый ею тип потребления, с одной стороны, остается доминирующим в развитых индустриальных странах, с другой стороны, на него ориентируются и более молодые представители остального мира. Избыточно-инфантильный консюмеризм этого поколения неизбежно наткнется на естественную преграду в виде более агрессивной, несколько хуже образованной, чувствующей себя обделенной волны относительно малочисленной молодежи.

Выросшие в эпоху культа молодежи и детства, «беби-бумеры» остаются самым «молодящимся» поколением, располагающим к тому же большими ресурсами, чем «настоящая» молодежь.

К тому же эта молодежь знает, что и на пенсию ей придется выйти на десять, а может быть, и пятнадцать лет позже, чем это удалось или удастся ещё сделать «беби-бумерам». Так, к сегодняшнему дню в Германии уже сотни тысяч людей вышли на так называемую раннюю, или неполную, пенсию уже в возрасте 55 лет. Постепенно сама система, при которой согласившийся выйти на раннюю пенсию до достижения установленного законом пенсионного возраста получает лишь часть пенсии, сворачивается: на неё просто нет средств. А большинству сегодняшних школьников придется работать до 70 лет.

И это понятно: если в 1995 году из тысячи жителей Германии 174 были старше 65 лет, то к 2040 таковых будет не менее 275. 525 из тысячи были в 1995 моложе 40, ожидается, что в 2040 моложе 40 будут только 380 из тысячи.

Сегодняшняя молодежь, возможно, еще не очень хорошо понимает, что ее ждет, но уже сейчас считает существующую систему распределения общественного блага не вполне справедливой. Согласно результатам опроса общественного мнения, опубликованного в мае мюнхенским региональным отделением демоскопического института Infratest, только 36% молодых немцев (14-25 лет) считали в апреле 2003 года, что в данном вопросе всё улажено «по справедливости». В то время как 70% людей старше 65 лет полагают, что их доход обеспечит благополучие до конца жизни, лишь 58% молодых думают, что сумеют заработать на обеспеченную старость. 65% молодых исходят из того, что им придется работать значительно дольше, чем их родителям и родителям их родителей. Этим объясняют демоскопы и значительно большую готовность молодежи отказаться от традиционных видов деятельности.

Отношение к нелегальному труду

Молодежь в Германии относится гораздо более либерально, чем старшее поколение, к нелегальной (как ее здесь называют, «черной») работе. «Зюддойче цайтунг» сообщала в июне о результатах исследования, проведенного датскими социологами, согласно которому в ФРГ в 2001 году 10,4% граждан от 18 до 74 лет зарабатывали деньги нелегально. Больше всего нелегальным трудом заняты студенты. Впрочем, это проблема не столько возрастной группы, сколько социальная: в отличие от других стран Европы, в Германии тенденция к нелегальной работе среди безработных (20,7%) вдвое выше, чем в среднем по стране. Другая особенность, отчасти объясняемая тем, что нелегальной работой занята в основном молодежь, заключается в том, что черный заработок (в среднем около 10 евро в день) в Германии намного ниже, чем во всех других странах Европы.

В Германии есть и одна специфическая проблема – многочисленные трудности, с которыми сталкиваются сотни тысяч молодых переселенцев из бывшего СССР.

Сдержанный оптимизм и острая необходимость в новом договоре поколений

Пока большинство как старых, так и молодых жителей Германии смотрят в будущее со сдержанным оптимизмом. Лишь 12% стариков видят в молодежи вызывающую агрессию по отношению к тем, кто старше 70 лет. 74% пожилых считают себя весьма терпимыми по отношению к современной молодежи. Но более 57% молодых сомневаются в толерантности «предков». А две трети тех, кому от 14 до 25, считают отношения между поколениями в Германии «скорее напряженными». И это – достаточно серьезный повод для того, чтобы состоящий сегодня в основном из зрелых и пожилых людей политический класс Германии быстрее, чем прежде, думал об интеграции не очень довольного своим положением молодого поколения.

Люди будущего: какие они — дети поколения Z и «альфа»? :: РБК Тренды

Чтобы понять, каким будет завтра, нужно уже сейчас изучать современных детей и подростков — тех, кто будет формировать наше будущее и жить в нем. Это так называемые поколения Z и «альфа»

Термин «поколение Z» предложили наряду с определением «поколение Родины» (от англ. Homeland Generation) американские исследователи Уильям Штраус и Нил Хау. Они сформулировали теорию поколений.

Сейчас ими принято считать тех, кто родился:

  • с 2005 года по настоящее время — по Штраусу-Хау;

  • с конца 1990-х до начала 2000-х — согласно словарю Merriam-Webster;

  • с 1997 по 2012 год — по трактовке исследовательского центра Pew;

  • с 2003 и до 2024 года — согласно данным российской компании RuGenerations;

  • а также тех, кто повзрослеет ко второй декаде XXI века, — согласно Оксфордскому словарю английского языка.

Некоторые другие названия: «центениалы» (от англ. centennial — столетие), iGeneration (iGen) по аналогии с iPhone (предложила психолог Джин Твенге), digital natives (от англ. — цифровые аборигены), «зеты» и «зумеры».

«Поколение Альфа» — один из вариантов обозначения генерации, следующей после «центениалов». Термин предложен австралийским ученым Марком МакКриндлом. По его определению, «альфа» — это дети, родившиеся после 2010 года.

О «зетах» психологи и маркетологи говорят довольно часто, но что собой представляют дети следующего за ними поколения, на самом деле неизвестно. Почему?

  1. «Зеты» в моральном и психологическом плане уже почти сформировались — их можно изучать с точки зрения поведения и привычек. Но «альфа»-детям сейчас не больше десяти лет. Поэтому говорить об их чертах характера можно лишь в обобщенном виде.

  2. У «альф» пока нет и общепринятого определения: вариант, предложенный МакКриндлом, еще не устоялся.

  3. Неясно, кого считать «зетами» и «альфами»: поколения, согласно разным исследователям, измеряются интервалами в 5–10 лет или 15–20 лет.

  4. Самая известная и широко используемая теория поколений Уильяма Штрауса и Нила Хау была разработана на основе поколенческих циклов англо-американской истории. Поэтому переносить ее реалии других государств нужно с поправками: например, вероятно, надо сдвинуть временные границы и изменить отличительные черты.

  5. Жестких границ, отделяющих одно поколение от другого, не существует в принципе, отмечают в своей книге «Четвертое превращение» вышеупомянутые исследователи.

  6. Демографические факторы и отдельные характеристики личности обычно не учитываются при анализе.

И все же ключевые явления в мире, влияющие на всех людей и позволяющие прослеживать общие черты у поколений, существуют.

Кто такие центениалы?

Социологи посвящают им исследования, медиа берут у них интервью. О них рассказывают на научных и практических конференциях, за их внимание борются маркетологи и HR-отделы компаний.

Отношение к технологиям и общение

Это люди, которые не представляют себя без интернета, смартфона и социальных сетей. Они домоседы, проводят много времени под присмотром родителей и не торопятся от них съезжать, меньше встречаются с друзьями и реже ходят на свидания.

Отношение к своему здоровью

«Зумеры» больше обращают внимание на здоровье, меньше склонны к курению и употреблению алкоголя. По исследованию некоммерческой организации Hope Lab и фонда Well Being Trust, почти две трети подростков и молодых людей используют мобильные ЗОЖ-приложения.

Потребление информации

И хотя считается, что современные подростки многозадачны и могут, например, слушать музыку, просматривать Instagram и делать домашнее задание одновременно, это не совсем так: в итоге внимание рассеивается, а информация усваивается гораздо сложнее. Кроме того, заучивание и запоминание у них не в приоритете, ведь вся информация есть в интернете. На первый план выходят навыки ее поиска и верификации.

«Наше восприятие любых явлений — клиповое. Картинки убедительнее текста. Чем короче текст, тем лучше. Сложное отсекается. Нам трудно долго на чем-то фокусироваться».

— Представитель «зетов» Иван Сурвилло

Отношение к учебе и работе

Теперь, когда есть полезные онлайн-курсы, не всегда очевиден выбор в пользу традиционного вуза. Но при этом современная молодежь нацелена на получение действительно полезных знаний и на успешную карьеру, которую, кстати, не всегда связывает с офисом, ведь работать удаленно бывает комфортнее, учитывая свойственные нынешней молодежи индивидуализм и обостренное чувство справедливости.

Что такое поколение Z и как оно видит свое образование

Несмотря на внешний инфантилизм, задумываться о карьере представители «зетов» стараются раньше: для них очень важно найти возможность для самореализации. Просто им труднее становиться самостоятельными и выбирать путь в постоянно меняющемся мире.

77% представителей поколения Z ожидают, что при поиске работы им придется столкнуться с большими трудностями, чем миллениалам, а также работать усерднее, чем предыдущим поколениям.

— По данным консалтинговой фирмы Robert Half

Кроме того, они более требовательны при выборе будущей компании. Среди приоритетов «зумеров» — собственный бизнес, который они иногда начинают строить еще в школе с помощью соцсетей. Кумиров при этом у них нет, ведь сейчас на YouTube каждый подросток может стать знаменитым, если создаст интересный контент.

Дорогая, я испортил детей: чему могут научить нас сериалы для подростков

Психология и страхи

Среди их основных страхов, по словам доктора психологических наук Тимофея Нестика, на первом месте экологические вызовы, за ними идет коррупция, а проблемы в экономике — в конце списка.

«При всем своем прагматизме молодежь острее переживает тревожные новости, более склонна верить в приближение глобальной катастрофы»,

— Тимофей Нестик в интервью «Российской газете».

Кроме того, подростки очень трепетно относятся к вопросу безопасности и плохо приспособлены к неопределенности. Свою роль здесь сыграло то, что они растут во времена финансовых кризисов, терроризма, стрельбы в школах и колоссального развития технологий.

Они чаще страдают от тревожности и депрессии, что в немалой степени провоцируется большим количеством времени, проведенным в Сети. Психолог Джин Твенге определила взаимосвязь между использованием смартфонов и настроением. Кроме того, известен факт негативного влияния яркого света от экранов на засыпание — как следствие, подрастающее поколение чаще страдает бессонницей и в целом плохо высыпается. Интересно, что даже сами подростки осознают свою зависимость: 60% респондентов компании Pew в возрасте 13–17 лет указали на то, что слишком много времени проводят с телефоном в руках, причем девять из десяти подростков называют это серьезной проблемой.

Как распознать депрессию? Как выявить депрессию на работе у сотрудника?

Отношение к вере

Противоречива информация по поводу отношения молодых людей к вопросу веры. Так, Джин Твенге в своей книге «Поколение I: Почему поколение интернета растет менее бунтарским, более терпимым, менее счастливым — и совершенно неподготовленным к жизни» утверждает, что в 2016 году каждый третий молодой человек в США в возрасте от 18 до 24 лет не верил в Бога. При этом российские исследователи приводят иные данные.

«На этапе экономического кризиса, который идет сейчас, всегда неясно, что хорошо, что плохо. Все меняется. Поэтому на этом этапе обостряется ценность религии»,

— основатель RuGenerations Евгения Шамис в разговоре с Esquire. По ее словам, вера позволяет молодым людям чувствовать себя более стабильно.

Что еще?

При этом многие социологи сходятся во мнении, что подрастающее поколение проявляет намного большую толерантность, чем предшественники, ведет себя осознаннее в отношениях и осторожно подходит к институту брака. Кроме того, они рациональны в финансовых вопросах, не стремятся садиться за руль, отлично разбираются в тенденциях моды, а также являются активными потребителями «умных» товаров, упрощающих жизнь.

Кто такие «альфа»-дети?

На пятки центениалам начинают наступать дети нового поколения, на которых ученые обращают пока менее пристальное внимание, чем на предшественников. И зря: несмотря на юный возраст, «альфы» уже довольно активно влияют на своих родителей и мир вокруг.

Это люди, родившиеся примерно после 2010 года: вышеупомянутый исследователь Марк МакКриндл предложил назвать их поколением «альфа». Почему? Все просто: латинский алфавит кончился, в науке в таком случае принято переходить к греческому. Это имеет и некий символический подтекст: новый алфавит, новая буква, новое начало. Ученый дает им и другое определение — «поколение стекла».

«Альфы» являются участником непреднамеренного глобального эксперимента. Им с самого младшего возраста вместо пустышек, аниматоров и обучающих книжек предлагают смотреть в экраны».

— Марк МакКриндл в интервью The New York Times.

В мире еженедельно рождаются более 2,5 млн «альфа»-детей

Когда родятся последние представители поколения (примерно в 2025-м), их будет почти 2 млрд. Что нам ждать от них? Можно строить только общие предположения, однако уже сейчас понятно, что влияние технологий на их жизнь будет колоссальным. Они будут расти, взаимодействуя с искусственным интеллектом, роботами, «умными» игрушками.

Большое значение в их формировании будут играть социальные сети

Для «зетов» Facebook или Snapchat — это инструмент, для «альф» — образ жизни. Подрастающие дети будут иметь «цифровой след», прежде чем даже поймут, что это за термин. У них уже сейчас есть аккаунты в Instagram, которые ведут их родителями. Запускаются YouTube-каналы «альфа»-детей, которые имеют большое влияние на сверстников. При этом дети уже сейчас обеспокоены чрезмерным документированием родителями их жизни в интернете, и не без оснований: здесь встают на первый план вопросы репутации и кибербезопасности. Как пишет The Guardian, новому поколению свойственно умение обнаруживать fake news и более осознанное и рациональное использование времени, проведенного в Сети.

«Альфы» будут функционировать в мире, где все подобрано специально под них — от новостных лент до набора услуг.

Поскольку они, с большей вероятностью, будут единственными детьми в семьях, поколение «альфа» имеет больше шансов вырасти эгоистичным и ожидающим мгновенного достижения желаемого. Они активно влияют на родителей в вопросе приобретения вещей, а также имеют достаточно карманных денег, чтобы совершать самостоятельные покупки, что уже сейчас становится предметом для размышлений среди маркетологов.

Поколение «альфа» является самым материально обеспеченным, технологически подкованным и образованным на сегодняшний день.

Им потребуются интерактивные персонализированные программы и методы обучения, потому что изменятся и образование как таковое, и восприятие информации людьми. Судя по мировым трендам, большой процент детей перейдет на онлайн-обучение. У них еще раньше, чем у «зумеров», будут формироваться четкие посылы, к чему нужно стремиться: это наука, технологии. Профессор Университета Крэнфилда Джо Неллис отмечает, что поколение «альфа» займется работой, которой еще не существует.

Ожидаемая продолжительность их жизни вырастет

Они будут еще больше следить за здоровьем, переживать по поводу глобальных проблем и вопросов, связанных с экологией. Кроме того, «альфы» уже сейчас активно интересуются вопросами полетов в космос.

86% детей в возрасте от 8 до 12 лет заинтересованы в его освоении. Почти все респонденты из Китая (97%), США (88%) и Великобритании (87%) предполагают, что в будущем человек отправится на Марс. Однако тот же опрос показал, что сегодняшние дети в три раза чаще стремятся стать YouTube-блогерами (29%), чем астронавтами (11%), что может говорить о том, что они пока в достаточной степени не осознают влияния космических путешествий на повседневную жизнь.

— исследование LEGO.

Кто дальше?

Марк МакКриндл ждет на смену «альфам» детей поколений Бета и Гамма, но так далеко пока заглядывать никто не решается. Несмотря на то что теория поколений подвергается периодической критике, а четких рамок в этом вопросе не существует, модели активно применяются футурологами, социологами, специалистами по рекламе, HR-менеджерами, да и обычными родителями для получения представления о молодых людях, выявления общих черт, а также для общих прогнозов и анализа изменений будущего. И совсем скоро мы их будем наблюдать в режиме реального времени.

Искусственное деление?

Несмотря на то что поколенческие модели активно применяются в футурологии и социологии, в бизнесе и воспитании детей, все подобные теории периодически подвергаются критике.

«Люди принимают информацию о различных поколениях с такой серьезностью, как будто действительно верят, что человечество массово размножается раз в 20 лет. Люди верят в разницу поколений так свято, как в гороскопы, хоть и то, и другое никак не подтверждено наукой. И так же, как и в случае с астрологией, поколенческие стереотипы действительно влияют на жизнь других только из-за того, как много людей в них верят».

— колумнист агентства Bloomberg Фэй Флам.

Ей вторит психолог Сент-Луисского университета Корт Рудольф: «Когда вы начинаете изучать поколенческие отличия, то просто не находите никаких научных подтверждений того, что они существуют. Вся эта история про поколения — совершенная глупость».

Это, конечно, не значит, что совсем не нужно обращать внимание на отличительные черты, к примеру бабушек, дедушек и их внуков, но подходить к теориям поколений надо осторожно. Как говорят специалисты, это не более чем гороскоп. Он может позабавить, дать ориентир или пищу для размышлений, однако относиться к этой информации чрезмерно серьезно не стоит.

Тема: Разногласия поколений.

На протяжении многих десятилетий наше общество волнует проблема поколений.

Каждое поколение имеет свои интересы, которые кардинально отличаются друг от друга. Причем те нормы, что приняты в современном обществе, для старшего поколения часто являются неприемлемыми и даже извращенными.

Между поколениями возникают разногласия, которые зачастую ведут к конфликтам. Но избежать этих конфликтов, увы, никак нельзя, как невозможно избежать появления всё новых и новых поколений. Общество всегда делилось и будет делиться на поколения, поэтому разногласия и конфликты неизбежны.

Чаще всего представители старшего поколения учат нас, молодых, правильному (по их мнению) образу жизни, не учитывая тех изменений, которые уже произошли в современном мире. Считая, что мы, молодые, неправильно живем, взрослые пытаются давать советы.

Что же это за советы?! Наделав собственных ошибок, наши «старики» искренне полагают, что, поделившись с нами собственным опытом, они помогут. Давая советы, взрослые хотят уберечь от неприятностей и невзгод молодое поколение. Они пытаются направить молодых на другой путь, но обычно молодые прислушиваются к советам редко, пока сами не совершат ошибку.

Есть, конечно, молодые люди, которые часто прислушиваются к советам старших. Но бывает и такое, что их отношение попустительское и они делают все по-своему. Молодое поколение тоже не упускает шанс чему-то научить или что-то подсказать старшим и часто дают им советы для более простой жизни в современном мире.

Разногласия поколений заключаются не только в интересах и принципах, а так же в разных потребностях.

В 21 веке молодое поколение не может обойтись без интернета. При этом старшее поколение часто не видит смысла в этом, ведь в их время всю информацию можно было прочитать в книгах или газетах. Есть и другие представители старшего поколения, которые идут в ногу со временем, пытаясь приобщиться к молодым, понять их интересы и потребности.

У каждого из поколений есть свои плюсы и минусы. Сейчас молодое поколение воспринимает старших как людей не современных, но и они вскоре станут для кого-то старшим поколением и будут также давать советы младшим. Так будет с каждым из нас, поколения меняются, и каждый ощутит на себе эту роль.

Карпушина Юлия

Ученица 10-го класса, г. Саратов, МОУ «СОШ № 10»

миф или реальность? — ВСЕ О ВНУТРЕННИХ КОММУНИКАЦИЯХ

Последние несколько лет в России от руководителей или HR-ов все чаще и чаще можно услышать примерно такое: «Так они же «Y», а этот из «Беби-Бумеров», конечно, им сложно договориться». Для ушей обычного человека такие речи могут показаться профессиональным бредом или неудачной шуткой. Но это не так. Эти люди говорят о вполне серьезных вещах, а если быть точным – о теории поколений. Ее все чаше и чаще начинают использовать в России для подбора персонала и организации труда. Особенно в небольших компаниях, где собраны люди разных возрастов, которые вынуждены работать бок о бок. Что такое теория поколений? Как руководителям малого и среднего бизнеса можно использовать достижения этой науки? Об этом мы и постараемся рассказать.

Теория поколений была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом. Причем она возникла на стыке нескольких наук: экономики, демографии и истории. Эти ученые одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить понятие «поколение». Если не забивать себе голову научными терминами, то в общих словах теория поколений показывает, что промежуток времени, в который родился тот или иной человек, влияет на его мировоззрение. Человеческие ценности формируются под влиянием различных событий (общественных, политических, экономических, социальных, технологических) и воспитания в семье (что хорошо и плохо, что можно делать и что нельзя). Ученые проанализировали разные временные периоды и выявили группы качеств, присущих людям различных эпох. После чего сделали вывод: поскольку события и воспитание в обществе в отдельном историческом периоде схожи, то и ценности, которые формируются у большинства людей, будут примерно одинаковыми. Так появилась теория поколений.

Применительно к России она выглядит так:

Поколение GI (поколение Победителей)

• Годы рождения – 1900-1923. События, сформировавшие ценности: революционные события 1905 и 1917 годов, коллективизация, электрификация. Ценности: трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, доминантность и категоричность суждений.

Молчаливое поколение

• Годы рождения – 1923-1943. События, сформировавшие ценности: сталинские репрессии, Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны, открытие антибиотиков. Ценности: преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу, честь, терпение.

Поколение беби-бумеров

• Годы рождения – 1943-1963. События, сформировавшие ценности: советская «оттепель», покорение космоса, СССР – мировая супердержава, «холодная война», первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. В результате появилось поколение с психологией победителей. Ценности: оптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости.

Поколение Х

• Годы рождения – 1963-1983. События, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны», перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане. Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов.

Поколение Y

• Годы рождения – 1983-2003. События, сформировавшие ценности: распад СССР, локальные военные конфликты, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет – их привычная действительность. Эпоха брендов. Ценности: в систему ценностей этой группы уже включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.

Поколение Z

• Годы рождения – 2003-2023. Каким оно будет пока что неизвестно.

Помимо ценностей поколений есть разные уровни ценностей: общемировые (любить детей, не укради), индивидуальные, профессиональные. Поведение человека определяется большим набором факторов, ценности поколений – один из них.

Хотите знать больше о работе с сотрудниками разных поколений? Тогда приходите на курс КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И БРЕНД РАБОТОДАТЕЛЯ

Что на практике?

Сейчас на российском трудовом рынке активны три поколения – «беби-бумеры», поколение Х и поколение Y. Сегодняшние пенсионеры – это представители молчаливого поколения и поколения GI. Поэтому руководителю нужно учитывать особенности каждого поколения, их интересы, задачи и стремления. Чем может помочь Теория поколений? Научить представителей различных поколений лучше понимать и взаимодействовать друг с другом, особенно в небольшом коллективе. Что, в первую очередь, положительно скажется на организации работы компании.

Новое поколение ценит гибкость и ценит очень высоко. Они задают вопросы типа: «Если я задержусь сегодня, могу я прийти на работу завтра попозже?» Или «Можно я возьму работу на дом, и уйду сегодня пораньше?». Задать такой вопрос может только поколение Y. Но не X с беби-бумерами, которые привыкли делать все и сразу. Поколение Y не терпит ответов типа «у нас рабочий день до 18-00», так как прекрасно знает, что любая система может быть изменена, поэтому требуют индивидуального подхода.

Современные молодые сотрудники компаний уже не понимают, как это «оставить свою личную жизнь дома». Им нужна работа, где они смогут делать личные телефонные звонки, посылать письма по электронной почте, общаться в аське. Им даже нужно понимание руководством их личных проблем, которые могут возникнуть в рабочее время.

Однако «игреки» хорошо понимают, что обязательства выливаются в ответственность. Ситуация расхлябанности и безответственности заставляет этих людей уволиться как можно быстрее. Они готовы вклавывать и работать по-черному, если знают, что получат признание и вознаграждение за свои труды. Самый лучший способ «убить» представителя нового поколения, это ходить за ним по пятам, пока он работает. Новое поколение предпочитает, чтобы ему говорили, что делать, и затем оставляли делать эту работу самостоятельно.

Также работая с «игреками» стоит учитывать, что, в их представлении, сотрудники не должны получать зарплату только за то, что они приходят вовремя на работу. Необходимо поощрять труд, повышать качество и скорость выполнения операций, а не гнаться за соблюдением стереотипов и условностей. Одним маленьким достижением поколения Y уже называют «пятничный день», когда сотрудники могут нарушать дресс-код. Достижение маленькое. Но за малым следует большее, правда?

Бизнес-тренер «Ассоциации практикующих бизнес-тренеров» Андрей Тилькунов отмечает, что конфликт поколений будет всегда, и причина этому — разные ценности.

«Поведение человека изменить не так уж и сложно, а вот ценности меняются с большим трудом, — подчеркивает он. — Понятно, что ценности организаций (энергетика брэндов, стиль управления, реклама и многое другое) идут от ценностей собственников (первых лиц). И люди, приходящие в компанию на работу, вовсе не должны разделять их. С другой стороны, не стоит забывать, что люди не однотипны. Поэтому даже в новом поколении «Y» есть люди с ценностями сталинских времен».

По мнению Андрея Тилькунова, конфликты у поколения «Y» чаще всего происходят на почве дресс-кода, различных опозданий, а также из-за их установки на то, что «работа не главное». Согласитесь, что такие люди, хочешь не хочешь, вызовут подозрения и заслуживают пристального внимания.

Генеральный директор «Бюро тренинга и консалтинга» Евгения Шамис (с успехом продвигает Теорию поколений в России), говоря о поколении «Y», отмечает, что при всех прочих равных условиях такой человек выберет такую работу, где можно учиться, где меньше бюрократизма. «Кроме того, для «игреков» очень важна личность руководителя и «длинная» перспектива», — добавляет Евгения Шамис.

Чем отличается теория поколений, например, от зодиакального гороскопа или от теории, когда группа крови человека определяет типы личности? Наверное, ничем. Кто хочет верить, что его жизнь определят звезды – пусть верит. Кто желает относить себя к молодому и прогрессивному поколению – пожалуйста, относите. Но главное помнить, что Теория поколений штука, конечно, важная, но панацеей от офисных конфликтов она никак не является.

Источник  — http://www.equipnet.ru

(Visited 3 794 times, 2 visits today)

Навигация по записям

Конфликт поколений — поиск фильмов по ключевым словам — КиноПоиск

 
сортировать:
по алфавиту
по рейтингу КП
по рейтингу IMDb
по году

показывать: 1025

1—14 из 14

IMDb: 5. 2069

7.068 (86)

IMDb: 3.90618

6.568 (281)

IMDb: 6.301 997

5.551 (126)

IMDb: 8.3013 991

7.375 (568)

IMDb: 7.505 056

IMDb: 7.601 037

7.843 (6 045)

IMDb: 7.60813

7.078 (468)

IMDb: 6.501 158

IMDb: 6.4015

6.459 (1 644)

IMDb: 6. 302 916

7.568 (879)

IMDb: 8.3079 089

IMDb: 6.70174

IMDb: 7.10447

показывать: 1025

1—14 из 14

Ок, бумер! Конфликт поколений продолжается

Черты присущи поколениям, но это в первом приближении. И у детей, и у отцов — героев сыщешь, подлецов, людей умнейших и глупцов, трудяг или презревших труд, святых найдёшь, найдёшь иуд, но в «Бредешке» мы для приличия поговорим и про различия.