Смена времен года на земле происходит: Ой! Страница не найдена :(

Содержание

Как происходит смена времен года на Земле

Кто-то любит зиму, а кто-то лето. Кому-то нравится осенний листопад, а кто-то наблюдает за распускающимися почками весной. Если бы не было смен времен года, то не существовало бы этих прекрасных моментов. Но как все это происходит? Отчего зависит перемена времен года на Земле?

Земля вращается вокруг Солнца по орбите. Но также Земля и вращается вокруг своей оси. Благодаря именно двум этим вращениям происходит смена. Минимальная смена — смена дня и ночи. Максимальная — переход с одного года на другой. Также известно, что Земля находится под углом по отношению к Солнцу. Это и является главным фактором смены.

Когда Земля вращается вокруг своей оси, то происходит смена дня и ночи. Рассвет всегда на Востоке, а Закат на Западе. Когда идет день, то сторона, на которой светло, находится лицом к Солнцу. Когда наступает ночь, то на самом деле — это не темнота, а космос со звездами и созвездиями.

Земля проходит полный круг вокруг Солнца за 365 дней и 6 часов. Именно для того, чтобы сравнять календарный и астрономический года, раз в 4 года на календаре появляется високосный год. Угол оси между Землей и Солнцем равен 23о и 27 минут. Из-за этого всегда 1 полушарие находится ближе к солнцу, а другое дальше. Чем ближе к экватору, тем слабее заметен переход между временами года потому, что именно в зоне экватора солнце расположено к Земле всегда максимально близко. Соответственно и на полюсах всегда мерзлота из-за того, что они всегда максимально удалены от Солнца.

Чем ближе к 90о угол Солнечных лучей к Земле, тем ближе лето. Отсюда и получается, что когда на одном полушарии лето и солнечные лучи находятся под прямым углом, то на другом полушарии зима. А если лучи проходят по касательной, то наступает осень или зима и в том и в другом полушарии.

Но существуют 2 дня, называемыми равноденствием. 23 сентября 21 марта день всегда равен ночи и в одном и в другом полушарии.
Интересно также и то, что различны и периоды времен года в разных полушариях.

Северное полушарие:
— Лето — июнь, июль и август;
— Осень — сентябрь, октябрь и ноябрь;
— Зима — декабрь, январь и февраль;
— Весна — март, апрель и май.

А в южном полушарии смена года происходит в другое время:
— Лето — декабрь, январь и февраль;
— Осень — март, апрель и май;
— Зима — июнь, июль и август;
— Весна — сентябрь, октябрь и ноябрь.

Почему происходит смена времен года и как изменяется окружающий мир?

Автор Карина ПанченкоВремя чтения 7 мин.Просмотры 646Опубликовано Обновлено

Время года является частью годового цикла, и подразделяется на три календарных месяца, хотя в некоторых стран могут быть свои деления календаря.

В большинстве регионов мира существует четыре удивительных времени года: Весна, Лето, Осень и Зима. Каждый из этих сезонов является неповторим и характеризуется различными изменениями в природе и окружающей среде.

Почему происходит смена времен года?

Прошла долгая холодная зима, и мы очень весело провели время в снегу. Однако большинство людей с нетерпением ждут возможности снять шапки и перчатки, и надеть шорты и майки, когда погода станет теплой. Но как понять, что теплая погода действительно скоро наступит? Есть ли шанс, что весь год будет холодным и снежным?

К счастью, ответ на этот вопрос «нет». Мы все знаем, что после того, как зима закончится, придет весна, с теплой погодой и обилием зеленых растений. Затем летом люди будут наслаждаться жарой, а осень принесет прохладу. Морозы вернутся, когда осень сменится зимой, и цикл будет повторяться снова и снова.

Вы уже знаете, что в течение года мы можем наблюдать разную погоду и природные явления, но вы когда-нибудь задумывались, почему меняются сезоны?

Ответы можно найти в том, как Земля движется по отношению к Солнцу. Ось Земли представляет собой воображаемую линию, проходящую между Северным и Южным полюсами. Каждый день Земля делает одно полное вращение вокруг своей оси. Это вращение занимает 24 часа, что мы называем сутками.

В то время как Земля занята ежедневным вращением, она также движется вдоль гигантского эллиптического пути вокруг Солнца. Этот путь называется орбитой Земли. Одно полное путешествие Земли вокруг Солнца занимает 365 дней, что равно одному году.

Когда Земля вращается вокруг Солнца, она наклоняется на своей оси. Наклон означает, что в определенный период, одно полушарие слегка направлено ​​к Солнцу или, наоборот, отдалено от него.

Поскольку Земля движется вокруг Солнца в течение года, а наклон оси указывает, что ваше полушарие ближе к Солнце или дальше от него, вы испытываете смену времен года.

Вы когда-нибудь замечали, что в летнее время темнеет позже, чем зимой. Количество дневного света, получаемого вашим полушарием, также зависит от наклоненной земной оси.

Когда Северный полюс склоняется к Солнцу, Северное полушарие получает больше солнечного света и поэтому дни длиннее. Этот период продолжительных дней, теплой погоды и большого количества солнечного света называют летом. Но только потому, что вы наслаждаетесь приятным жарким летом, не значит, что все на планете тоже это делают.

Когда Северное полушарие склоняется к Солнцу, Южное полушарие немного отклоняется от него. Когда жители Северного полушария могут отдыхать у бассейна, Южное полушарие испытывает более короткие дни с меньшим солнечным светом. Если в Южном полушарии лето, то в Северном полушарии зима. Вот почему в январе у нас может быть -20° С, а в Австралии в это же время будет +30° С.

Районы вблизи экватора, как правило, имеют теплую погоду круглый год. Это связано с тем, что наклон Земли влияет на них незначительно. Независимо от того, направляется ли Земля к Солнцу или от него, экваториальные районы продолжают получать более стабильное количество света и тепла, чем места с широтами ближе к полюсам.

Изменения в природе весной

Весна — это время пробуждение природы. Она приходит после зимы и предшествует лету. Зимний холод отступает, а на смену ему приходит весеннее тепло. Растаявший снег стекает в реки и озера.

Это время года является настоящим праздником для растений, так называемым возрождением. После холодной, суровой зимы, солнце снова пробуждает их к новой жизни.

Цветы на деревьях являются доказательством зарождения нового урожая, который можно получить летом и осенью.

Животные могут с радостью отказаться от вынужденной зимней спячки и голодовки. Зеленая трава и молодые, мягкие листья кустарников привлекают огромное количество изголодавшихся животных.

Это совершенно подходящее время для молодого поколения. Теплой весной у многих представителей фауны появляются маленькие детеныши.

В середине весны домой возвращаются стаи перелетных птиц, которые зимой были вынуждены мигрировать в теплые края.

Изменения в природе летом

Летом природа красива и плодотворна. Летнее солнышко создает хорошие условия для жизни животных, растений и микробов. Дождь позволяет растениям и животным пить воду, что очень важно для их выживания.

В этом сезоне можно наблюдать такие природные явления, как гроза, радуга, роса и др.

У большинства зверей летом появляется потомство. Лето — это отличное время для животных хорошо питаться и подготовиться к осени.

Лето является сезоном интенсивного размножения птиц. В летнее время они сражаются за территорию, гнездятся, собирают еду, пытаются избегать разных хищников и защищают будущее поколение. К концу лета у птиц вырастают новые перья, которые смогут защитить их холодной зимой. Птицы обычно едят нектар, растения, фрукты, падаль, семена, мелких животных, и даже других мелких птиц. Все это легко можно найти в течение летнего сезона.

Изменения в природе осенью

Осенняя природа отличается особой красотой. Это время года является переходным между летом и зимой. В начале сезона еще можно наблюдать теплую летнюю погоду. Затем листья на деревьях приобретают яркие краски и опадают на землю. Позже начинаются холодные дни, так присущие зиме.

Осенью можно увидеть разные природные явления: сильные дожди и бури, снижение температуры и даже первый снег указывают на упрямый характер этого времени года.

У многих растений осенью заканчивается жизнь или они переходят в другую стадию. Деревья и кустарники без листьев теряют свою защиту.

Осень — это важное время года для животных, ведь многим из них необходимо запастись едой, чтобы не голодать зимой. Другие животные накапливают слой жира в теле, который будет их защищать в морозную погоду.

Мелкие животные, чтобы избежать хищников, меняют цвет меха, и зимой сливаются с белым снегом.

Даже такие огромные животные, как медведь, вынуждены искать себе хорошее укрытие для зимней спячки, где появятся и будут расти их маленькие детеныши до весны.

Одни птицы улетают в другие страны, где есть еда и теплый климат, а другие остаются зимовать в родном краю.

Изменения в природе зимой

Зима — это самое загадочное и холодное время года. Начало этого сезона можно заметить по короткому солнечному дню, отсутствию многих животных, инею на траве и лавочках, а также замерзшей воде в лужах.

Холодные дожди, дикие ветры, метели и холод не позволят этот сезон спутать с любым другим.

Одним из долгожданных событий зимы является выпадение снега. Как и камни на берегу моря, снежинки никогда не повторяются. Загадочная форма снежинок радует детей и взрослых, и часто описывается поэтами. Замерзшие сосульки завораживают, и даже во время оттаивания падающие на землю капельки имеют свое очарование.

Большинство растений зимой не погибают, а накапливают силы и энергию, чтобы расти и покрываться молодыми листьями весной.

Некоторые животные не выдерживают низких температур и отправляются в теплые страны или впадают в спячку. Главная проблема для животных в это время — отсутствия еды в достаточном количестве. Многие животные в это время страдают, поскольку им нужно искать укрытие, чтобы не замерзнуть и они вынуждены голодать.

Птицы, как и другие животные, также сталкиваются со множеством проблем — они мерзнут и им не хватает пищи. Однако те птицы, которые мигрировали в теплые страны имеют более хорошие условия для жизни.

Последний месяц зимы ознаменовывает приход следующего сезона, Весны. Дни становятся длиннее, солнечные лучи греют сильнее, а природа готовится к весеннему пробуждению.

Мне нравится2Не нравится

Не все нашли? Используйте поиск по сайту ↓

Конспект урока для 4 класса «Смена дня и ночи. Смена времён года»

Тема урока: Смена дня и ночи. Смена времён года

Цель: познакомить учащихся с причинами смены дня и ночи, смены времён года на Земле. 
Задачи: 
1) сформировать представление о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. 
2) развивать у учащихся познавательные процессы: мышление, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес, 
3) воспитывать положительные качества личности: умение работать в коллективе, взаимопомощь, творческую активность.  
Оборудование: учебник, глобус, модель бабочки, фонарь, интерактивная доска, презентации, обучающие фильмы о смене дня и ночи и о смене времён года.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Эмоциональный настрой. Слайд 1,2.

Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо:

«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания.

-Улыбнемся и пожелаем друг другу удачи на пути к новым открытиям.

2. Сообщение темы урока (класс разделён на 4 группы). Слайд 3

К нам на урок пришёл мудрец. И он принёс вам задание. Выполнив это задание, вы сможете узнать тему нашего урока. На столах у вас конверты, откроите их и соберите мозаику.

Мозаика «Смена дня и ночи.

Смена времён года»

Какая группа быстрее справилась? Прочитайте. Слайд 4.

Посмотрите пожалуйста, на парте у каждого есть оценочные листы (приложение 1). В течение всего урока вы будете с ними работать. Вы должны будете справедливо оценить свою работу на каждом этапе урока и также вашу работу оценят ваши товарищи.

II. Проверка домашнего задания.

Чтобы приступить к новой теме мы с вами вспомним, что знаем и что нам может пригодиться на уроке. А поможет нам наш гость.

Слайд 5. Древний восточный мудрец так объяснял ученикам устройство Вселенной: «Солнце рано утром поднимается над Землёй. Постепенно двигается по небосводу и к вечеру уходит за горизонт. Каждый день Солнце неустанно обходит Землю с востока на запад, чтобы своими лучами согревать людей и освещать путь караванам. Земля, на которой мы стоим – это центр Вселенной, а Солнце вращается вокруг неё». 

Найдите ошибки в объяснении древнего восточного мудреца и запишите в оценочных листах как происходит на самом деле. Задание под № 1.Слайд 6.  

Слайд 7. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца. А Земля ещё медленно вращается вокруг своей оси с запада на восток, поворачиваясь то одной стороной, то другой. На Земле в это время происходит смена дня и ночи.

 

Парная работа. Передайте свой лист соседу и сравните ответ. Оцените ответ товарища. Внесите оценку в оценочный лист (взаимопроверка)

III. Работа по теме урока.

Посмотрите, мудрец приготовил для вас вопросы. Слайд 8.Чтобы вы смогли ответить на все эти вопросы я предлагаю вам посмотреть фильм, как происходит смена дня и ночи. Просмотр фильма «Смена дня и ночи» (3 мин)
На доске вопросы:

Что происходит при вращении Земли вокруг своей оси?

— Полный оборот делают все точки, кроме двух. Как называют эти точки?

— За сколько времени Земля выполняют полный оборот? Как называют этот промежуток времени?

– Как мы уже с вами знаем, Земля вращается вокруг своей оси как юла. Что происходит при этом вращении?

— Смена дня и ночи.

— Полный оборот делают все точки, кроме двух точек. Как их называют?

 — Полюсы: Южный и Северный.

— За сколько времени Земля выполняют полный оборот?

— За 24 часа. Это называют Сутками

Практическая работа в группах (опыт с глобусом и бабочкой).

Сейчас вы будете работать в группах и прежде чем вы начнёте работу, вспомним правила работы в группах. Слайд 9.

 Посмотрите на партах у вас всё что понадобиться для работы: фонарик, глобус и бабочка и инструктивная карта, которую вы будете заполнять во время опыта. Помогать проводить работу вам будут бабочки.

Слайд 10.11. А что вы знаете интересное о бабочках которые обитают у нас в Казахстане? (сообщение о бабочках – заранее подготовленное учеником).

Как вы думаете, для чего нам фонарь? (Будет заменять солнечный свет) Распределите работу в группах правильно. Найдите Казахстан на глобусе и посадите на это место бабочку. В каком полушарии находится Казахстан? В Северном. Следуйте инструкции. (приложение 2) По ходу наблюдения выводы заносите в инструктивную карту. Слайд 12

Какая группа готова поделиться своими наблюдениями? Остальные показывают согласие или несогласие жестами.

Как вы работали при проведении практической работы? Оцените свою работу. Командир группы оценит работу каждого в группе (оценочный лист)

А что же об этом явлении смены дня и ночи говорит нам учебник. Прочитайте пожалуйста и по ходу знакомства, ставим пометки (Знал +, Не знал ! Хочу узнать?) Слайд 13.(фронтальный опрос учащихся 3-4 человека)

ФИЗМИНУТКА Слайд 14

2. «Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года». 

Наш гость приготовил для вас новое задание Слайд 15.

— Выберите правильное высказывание (конверты с карточками).

Ночь наступает, так как на небе появляется Луна

Солнце вращается вокруг Земли, как и Луна.

Земля обращается вокруг своей оси и движется вокруг солнца по заданному маршруту.

Земля вращается только вокруг своей оси.

Итак Земля обращается вокруг своей оси и движется по заданному маршруту. А что же происходит в это время на земле? Слайд 16

Мудрец приготовил для вас новый вопрос: Слайд 17

Какое явление происходит при вращении Земли вокруг Солнца?

Поможет ответить на этот вопрос фильм (просмотр фильма)

— Какое явление происходит при вращении Земли вокруг Солнца? (Смена времён года.)

— За какой период земля делает полный оборот вокруг земли? Слайд 18

Задание для групп — блиц турнир (вопросы задаются по очереди). Если команда не отвечает вопрос задаётся другой команде. Слайды 19, 20, 21:

1. Как называется путь по которому движется Земля вокруг Солнца?
Земля движется вокруг Солнца по пути, который называется орбитой Земли.

2. За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?

Полный оборот вокруг Солнца по своей орбите Земля делает за год ( 365 дней).

 

3. Какое явление происходит во время движения Земли вокруг Солнца? (смена времён года) 

4. Как экватор делит Землю? (Земля делится на Северное и Южное полушария)

1. Когда Северное полушарие лучше прогревается Солнцем, какое время года у нас? (Лето)

2. А в Южном полушарии? (Зима)
3. Когда солнечные лучи будут прогревать Северное и Южное полушария равномерно, какое время года будет на одном, а какое на другом полушарии? (На одном полушарии наступит весна, а на другом – осень.) 
4. А в какой части нашей планеты не происходит смены времён года?  (на экваторе)

Оцените вашу работу. Командиры оцените работу ваших товарищей. (оценочный лист)

3. Заключительная часть. 

Слайд 22.
Учёные всего мира постоянно исследуют планеты Солнечной системы. И в ходе своих исследований они пришли к выводу, что только на Земле существуют наилучшие условия для развития жизни. Земля находится от Солнца на таком расстоянии, что получает от него достаточно света и тепла для жизни живых организмов, вокруг Земли имеется атмосфера с достаточным содержанием кислорода, вода в жидком состоянии. Земля существует и будет существовать миллиарды лет. Наша задача беречь Землю, изучать её, использовать её богатства. 

IV. Подведение итогов урока. 

А сейчас наш гость предлагает сделать выводы, из всего что мы с вами услышали и увидели.

Слайд 23.

Как происходит смена дня и ночи? (Слайд 24 )

Смена дня и но происходит, когда Земля вращается вокруг своей оси.

За какое время Земля делает полный оборот вокруг своей оси и как называется этот период времени?

За 24 часа. Сутки

Как происходит смена времён года? Слайд 25.

Смена времён года происходи при вращении Земли вокруг солнца. Слайд 26.

Как называется период за который Земля совершает полный оборот вокруг Земли? (Год.)Слайд 27.

Подведите итог свой работе на уроке. Оцените свою работу в группе. Командир оценит работу каждого в группе (оценочный лист)

И у каждого на листе есть небольшое задание, вы должны напротив утверждения проставить «да» если согласны с утверждением «нет» если не согласны.

Поменяйтесь с соседом. Оцените работу. Слайд 28

Оцените свою работу на уроке Слайд 29

А) всё понял, могу этот материал объяснить другому – 5 баллов 
Б) я сам всё понял, но объяснить другому не берусь – 4 балла 
В) для полного понимания мне нужно всё повторить – 3 балла 
Г) я ничего не понял – 2 балла 

Взаимооценка. Передай свой лист командирам групп. Командиры, оцените работу своих товарищей.

Подсчитайте все полученные баллы, и выведите свою оценку за весь урок
Рефлексия. Ракеты (планеты )

Разместите свои ракеты на планетах

Радости, Знания, Непонимания, Тревоги

Домашнее задание стр 113-116 читать, стр 114-116 конспект. Слайд 30

Спасибо за вашу работу на уроке!

Самоанализ.

Сегодняшний урок последний в системе уроков по разделу Земля космическое тело.

Тема урока «Смена дня и ночи. Смена времён года»

Его цель – познакомить учащихся с причинами смены дня и ночи, смены времён года на Земле.  
К обучающим задачам урока я отнесла формирование представления о том, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. 
К воспитательным: воспитывать положительные качества личности: умение работать в коллективе, взаимопомощь, творческую активность. 
Урок был также призван способствовать развитию у учащихся познавательного процесса: мышления, умения наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес.

В данном классе 18учащихся, из них 11 девочек и 7 мальчиков. Класс был поделен на 4 группы (группы смешанные, нет разделения на слабых сильных учащихся). Это по типу урок изучение нового материала, он включал в себя несколько этапов: проверка домашнего задания; подготовка учащихся к усвоению; изучение нового материала; практическая работа, первичная проверка усвоения знаний; первичное закрепление знаний; на каждом этапе урока осуществлялся контроль и самопроверка знаний; подведение итогов урока; информация о домашнем задании.

Основным этапом был изучение нового материала; практическая работа, задачи выяснить как происходит смена дня и ночи, увидеть и смоделировать это на примере, выяснить как происходит смена времён года.

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: принцип наглядности, научности, связи теории с практикой.

Чтобы решить цель урока, я подобрала вопросы, задания.

Материал урока оказался интересным для учащихся.

Я использовала метод устного изложения, работа с книгой, наглядные методы обучения, практические методы.

В ходе урока на различных этапах была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная работа учащихся.

Задания были ориентированы на развитие мышления, умения анализировать, делать выводы у учащихся.

Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….

Мне было легко вести урок, ученики активно включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….

Цель урока можно считать: достигнутой,  план урока: …, материал …; я полагаю, что (все) научились …, потому что ….  

Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников,  потому что ….

В целом урок можно считать ….

Приложение 1.

Оценочный лист.

  1. Проверка домашнего задания.

Найди ошибки в объяснении мудреца и запиши как происходит на самом деле.

Все планеты солнечной системы вращаются ________ _____________. А Земля ещё медленно вращается _________________________ с _____________ на ______________, поворачиваясь то ______________ стороной, то другой. На Земле в это время происходит _____________________ и _________.

Взаимооценка_________

5. Напиши « да» или «нет» баллы

Земля вращается вокруг своей оси.

А) Я доволен, всё понял, могу этот материал объяснить другому – 5 баллов 
Б) Не совсем доволен, я сам всё понял, но объяснить другому не берусь – 4 балла 
В) Не доволен, для полного понимания мне нужно всё повторить – 3 балла 

Оценка за урок _________

Приложение 2

Практическая работа.

1.Включите фонарь и направьте его на глобус. Равномерно ли освещён глобус? Глобус освещён __________________. _____________________________________________________

2.Начинайте медленно крутить глобус. Что происходит со стороной которая была освещена? Сторона которая была освещена ________________________ ____________ ____________.

Что произошло со стороной, которая была в тени? Сторона которая была в тени _________ _________________________________________________________________

Что мы видим? Что происходит с бабочкой? При вращении глобуса бабочка сначала находится на __________________ потом на __________________

Сделай вывод: Благодаря __________________ форме Земли, солнечные лучи освещают её ___________________________. На одной стороне Земли будет ____________, а на обратной стороне __________________.

Сделай вывод: __________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Остановите глобус. Что происходит? Освещена только ________________________, а вторая в ________________.

Предположите, что может произойти если земля остановится. Что будет происходить на тёмно и на светлой стороне?

Светлая Тёмная

Растения __________________________ ____________________________________ _____________________________ _____________________________________

Животные ________________________ ____________________________________

Человек __________________________ ______________________________________

____________________________ ______________________________________

Как лучше для жизни на Земле? ___________________________________________________

Вывод: Благодаря вращению __________________________ происходит смена _____________ и ________________ и земля нагревается ____________________.

Самооценка

Взаимооценка

2.Практическая работа с глобусом.

3. Блиц турнир

4. Оценка работы в группе

Если бы земля не вращалась, тогда бы на всей Земле была ночь.

Движение Земли происходит неравномерно.

В результате смены дня и ночи земной шар прогревается равномерно.

Нижняя и верхняя точки воображаемой оси называются полюсами

Движение Земли вокруг Солнца приводит к смене времён года

В году 367 дней

Итог:

Смена времён года / Интересное / Статьи / Еще / Обо всем

Наша голубая планеты движется вокруг Солнца по эллиптической орбите (лат. orbita – колея, дорога). Кроме этого Земля вращается вокруг собственной оси. Мы не ощущаем всего этого многообразия движений в космическом пространстве. Каждое утро яркое светило поднимается из-за горизонта на востоке, катится по небу раскалённым белым диском, а затем исчезает за горизонтом на западе. Багровый закат переходит в сумерки, а затем на землю опускается ночь.

Зимой Солнце выглядывает из-за горизонта всего на треть суток. Рассвет наступает поздно, а сумерки всегда ранние. Летом картина совсем иная. Светило забирается высоко в небо и долго движется по небосводу. Время его в пути доходит до 16 часов. Люди просыпаются, когда за окном уже брезжит рассвет, а засыпают, не дождавшись заката.

Во всём этом как раз и виноват наклон земной оси.

Под земной осью подразумевается воображаемая линия, соединяющая Северный и Южный полюса.

Причём она располагается под наклоном по отношению к плоскости эклиптики. Это означает, что в определённые моменты времени Северный полюс находится ближе к Солнцу, чем Южный. А в другие моменты времени всё наоборот – Южный полюс ближе, а Северный дальше.

Смена времён года относительно наклона земной оси

Угол между осью и плоскостью равен на сегодняшний день 23,44 градуса.

Но величина эта не постоянная. Каждый год она меняется на 0,47 секунды, причём в сторону уменьшения.

Орбита Земли не является идеальным кругом, в центре которого находится Солнце. Это эллипс с эксцентриситетом 0,0167. Поэтому у планеты есть минимально и максимально удалённые точки на орбите. В афелии расстояние до светила составляет 152,083 млн. км, а в перигелии эта величина соответственно равна 147,117 млн. км.

Перигелий планета проходит примерно 3 января. В это время к Солнцу повёрнуто Южное полушарие, где лето в самом разгаре.

За счёт более близкого расстояния оно получает и больше солнечной энергии, чем Северное полушарие. Однако этот эффект и смена времён года никак не связаны. Хотя солнечной энергии и больше, но весь её избыток поглощается водами мирового океана. Их основная масса как раз и сосредоточена в южных районах планеты.

Зима, лето, весна и осень зависят только от наклона земной оси.

Во время движения Земли вокруг Солнца этот наклон не меняется. Вот поэтому на одной части своей траектории наша голубая планета больше повёрнута к светилу нижней половиной.

А на другом отрезке пути больше тепла получает верхняя половина.

Представьте, что вы стоите возле костра. Лицу и груди тепло, а вот спине прохладно. Не меняя положение тела, обойдите костёр и встаньте с другой стороны. Теперь греется спина, а лицо и грудь лишены тепла. То же самое происходит и с планетой, когда она вращается вокруг жёлтой звезды.

Моменты, когда высота Солнца над горизонтом достигает максимума или минимума, называются солнцестоянием. Летнее солнцестояние приходится на 21-22 июня. Это самый длинный день в году. А вот самый короткий день наблюдается во время зимнего солнцестояния. Приходится он на 21-22 декабря. Весной 20-21 марта и осенью 22-23 сентября наступает равноденствие. Это периоды, когда продолжительность дня равна продолжительности ночи.

Смена времён года в разных полушариях происходит за разные периоды времени.

Так в Северном полушарии осень наступает после 93,6 летних суток и продолжается 89,9 суток. Зима, соответственно, тянется 89 суток, а на весну приходится 92,8 суток. В Южном полушарии летний период заканчивается после 89 суток. Осень длится 92,9 суток. Зиме отводится 93,6 суток, а на весну приходится 89,9 суток.

Всем этим мы обязаны наклону оси и земной орбите. Именно они и отвечают за разные годовые периоды и дарят нам тёплые летние и студёные зимние дни.