Тесты профессиональная ориентация школьников: 7 лучших онлайн-тестов на профориентацию – Анкеты и тесты по профориентации для учащихся. Ивольский детский сад

Содержание

Тест на профориентацию для школьников

Чем ближе конец учебного года, тем чаще старшеклассники задаются вопросом – куда поступать. По статистике более 80% выпускников ВУЗов не работают по специальности. «В чем же причина?» – спрашивают педагоги и родители. А причина в недостатке профориентации. О том, как помочь школьникам сделать правильный выбор, читайте в материалах этой статьи.

Зачем нужна профориентация

В возрасте 14-15 лет большинство подростков впервые серьезно задумываются о будущей профессии. Из всех школьников только около 15% ребят имеют четкое представление о том, чем они хотят заниматься, столько же совсем не имеют малейшего представления о своей будущей профессии, а оставшиеся 70% понимают, что выбор делать надо, но не знают, какой именно.

Профориентация как направление деятельности живет в отдельном мире. О ней вспоминают не только тогда, когда нужно агитировать молодежь в ту или иную сферу деятельности, когда возникает определенный дефицит рабочий кадров. Она должна быть ориентирована на честность. Ребенку нельзя навязать какую-либо профессию обманув его ожидания от своего выбора.

В советской школе профориентация была поставлена масштабно: школьников водили на экскурсии, с производства приходили рабочие в школы, но тогда страна нуждалась в рабочих кадрах. Требовалось много рабочих по различным направлениям, поэтому на селекторах часто директоров ругали за то, что школьники идут в 9 класс, а не в ПТУ.

Система профориентации и сейчас внедряется в школах и уже около 70% всех школ города Москвы работают в заданном направлении. И дело не только в том, чтобы подготовить нужные кадры, и воплотить в реальность желания подростков, а предотвратить рост безработицы.

Более 80% выпускников ВУЗов отказываются работать по полученным специальностям, а это целых 5 лет неправильно инвестированного времени и еще определенного количества денежных средств.test-na-proforientaciyu-dlya-shkolnikov.jpg

Система профориентации в школе проводится среди учащихся 7-11 классов и имеет важное практическое значение. Она позволяет:

  • определить профессиональные способности школьников;
  • помочь школьникам выявить свою собственную сферу интересов;
  • заранее определиться со своей будущей профессией;
  • определить профиль обучения в выпускных классах средней школы;
  • выбрать то учебное заведение, где готовят специалистов по выбранной школьником профессии.

Выбирая, в какой ВУЗ поступать, школьник должен исходить из будущей профессии, а не из тех соображений, что «мои друзья поступают в МГИМО, значит, и я за компанию пойду поступать в МГИМО».

Как помочь ребенку с выбором будущей профессии

Родители часто думают о том, как помочь ребенку с выбором будущей профессии. Очень важно предоставить школьнику возможность попробовать себя в той или иной сфере деятельности. Но ни один сознательный руководитель не допустит школьника (хоть и старших классов) на производство. Для того, чтобы попробовать свои силы в различных сферах деятельности, рекомендуется посещение различных специализированных кружков и секций.

Кружки позволяют в достаточно свободной манере выбрать то, что лучше получается у ребенка, определить круг его приоритетов. Все это необходимо для того, чтобы помочь ребенку безошибочно выбрать свою будущую профессию, которая будет не только приносить доход, но и радовать, на которую утром ваш ребенок будет собираться с удовольствием.

Сейчас рынок труда представлен огромным множеством профессий, и человек должен быть осведомлен в этой многообразии. Спросите своего старшеклассника, сколько профессий он знает. Желательно, чтобы он не только мог назвать профессии (чем больше ему известно, тем лучше), но и мог в двух-трех предложениях сказать, чем занимается человек определенной профессии. Если ваш старшеклассник назовет 7-10 профессий, то значит, у него нет этой осведомленности, и ему сложно понять, из чего он выбирает.

Узнать о многообразии мира профессий можно из профориентационных тренингов и методик, при посещении образовательных учреждений на днях открытых дверей, экскурсионные посещения предприятий и специалистов, которые на местах уже осуществляют профессиональную деятельность.

Если у ребенка есть такая возможность, и он включен в эти виды деятельности, то, вероятнее всего уже к 10-му классу он будет иметь представление о спектре профессий, которые дня него интересны.

Нельзя не упомянуть и о роли родителей в выборе профессии своему ребенку. Нередко можно услышать фразу мамы или папы, что «я решила/решил, что мой ребенок будет поступать в такой-то ВУЗ и будет (например) химиком».

В этом случае все зависит от уровня автономности абитуриента и от того, насколько он готов подчиниться чужому выбору. Вполне вероятно, что будущее своего ребенка такие родители выстраивают по подобию ситуации «у меня не получилось, значит, должно получиться у тебя».

Возможно, такой сценарий имеет место быть, если тип будущей профессии ребенка и родителя совпадают. Если же будут доминировать психологические разногласия в вопросе выбора будущей профессии, то ребенок либо совсем не сможет учиться в таком ВУЗе, либо, получив соответствующее образование, он не сможет себя реализовать, стать успешным и счастливым.

Правильный выбор будущей профессии дает возможность:

  • выявить мотивации для дальнейшего развития в профессиональной сфере и дальнейшего карьерного развития;
  • успешно саморазвиваться в выбранном направлении;
  • успешно решать вопросы, касаемые смены профиля деятельности или получения дополнительного образования.

Как определить наклонности своего ребенка

Определить наклонности, способности и личностные особенности ребенка можно по специально разработанным тестам. Однако, существует мнение, что тесты на профориентацию – это некий усредненный шаблон, по которому специалисты-профконсультанты пытаются оценивать совершенно разных людей, в том числе и подростков.test-na-proforientaciyu-dlya-shkolnikov.jpg

Действительно, проблема не достаточной точности тестов на профориентацию существует. Вместе с тем, в настоящее время существую хорошие качественные методики, которые может проинтерпретировать только профессиональный психолог.

Эти методики постоянно обновляются, а, следовательно, обновляются и их базы, с внесением новых профессий и характеристик. Пройти такую методику? на профориентацию лучше не самостоятельно через интернет, а именно при тестировании у специалиста. После обработки результатов тестирования психолог назначает вторую встречу абитуриенту, на которую ему желательно прийти вместе с родителями.

Такие тесты не оценивают конкретного школьника, а помогают выявить у него определенные наборы или сочетания личностных черт, и в каких профессиях такие сочетания будут давать благие результаты.

Пример из жизни. Человек творческого склада получает экономическое образование (вероятнее всего, что учеба давалась ему с большим трудом) и устраивается на работу логистом. Между тем, работа ему тоже дается с трудом, ему сложно кропотливо вести документацию, математические расчеты.

Главная проблема трудовой деятельности этого человека состоит в том, что он либо, поработав на одном месте, чувствует, что он не успешен, либо увольняется и ищет другую работу. Это показатель того, что человек находится не на своем месте.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Как выбрать профессию: тесты для школьников

Тесты на профориентацию для школьников помогут определить будущую профессию, таланты и способности, характер и удачные направления в жизни и бизнесе. Правильный выбор профессии является одной из составляющих человеческого счастья.

Если старшеклассник сумеет правильно выбрать профессию, то в будущем он станет настоящим профессионалом, сможет занимать высокие должности, получать высокую заработную плату и удовольствие от работы.

В помощь всем абитуриентам, а также школьникам среднего и старшего цвета предлагается ряд тестов на профориентацию. Здесь мы расскажем о таких тестах, проанализируем их, выделим их преимущества и недостатки. Школьники смогут воспользоваться такими тестами в домашних условиях и определить спектр своих интересов, профессиональных склонностей, тип будущей профессии, социально-психологических установок личности, профориентацию.

Тест на профориентацию Джона Холланда

Этот тест широко используется во всем мире для определения профессиональной ориентации у школьников и абитуриентов. В тесте содержится 240 вопросов, на которые отводится определенное время.

Отвечая на вопросы теста, следует давать ответы, не задумываясь, но внимательно вчитываясь в вопросы. Чем искреннее и откровеннее будут ответы, тем точнее будут результаты тестирования.

По результатам тестирования можно определить:

  • тип личности тестируемого;
  • список рекомендуемых профессий для тестируемого.

Согласно теории Холланда, все люди относятся к одному их шести типов личности, а каждому типу соответствуют определенные профессии. Зная свой тип, следует выбрать понравившуюся профессию из списка допустимых. В этом случае человек будет доволен своей профессией и добьется определенных результатов в жизни.

Методика О.Ф. Потемкиной

Данная методика позволяет определить социально-психологические установки личности. Она необходима школьникам средних и старших классов, которые стремятся определить свой социальный психотип, выявить свои предрасположенности.

Методика также позволяет определить, имеет ли человек лидерские качества или может работать в команде под началом более сильного лидера, владеет ли он какие-либо творческим потенциалом или более склонен к решению технических вопросов.

Методика Потемкиной на профориентацию является своеобразным опросником, позволяющим выявить:

  • мотивацию к тому или иному виду деятельности;
  • степень этой мотивации;
  • склонности и способности тестируемого

Методика Е.А. Климова

Определение типа будущей профессии по методике Климова является одним из видов тестов на профориентацию школьников, начиная с 7 класса. Согласно этой методике все профессии делятся на 5 основных типов: природа, техника, знаковая система, искусство и человек.

Пройдя тестирование в 30 вопросов, можно определить интересы конкретной личности и установить сферу будущей профессии.

Модифицированная методика А.Е. Голомштока «Профиль»

Модифицированная методика «Профиль» позволяет определить у тестируемого спектр личностных интересов, которые можно использовать в профессиональной сфере деятельности. Тест состоит из 96 вопросов, но пройти все нужно за 15-20 минут.

Не следует слишком долго думать над ответами, отвечайте то, что первое приходит в голову. Так результаты будут более точными. По результатам опросника будет видно, к какой сфере деятельности у ребенка наибольший интерес: физика, математике, химия, биология, литература и так далее.

Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши

Данный тест также позволяет определить профессиональные склонности тестируемого. По результатам можно будет выявить, к какому виду деятельности больше способен ребенок, будь-то исследовательская деятельность, работа с людьми, искусство или точные науки.

Тест состоит из вопросов, на каждый из которых есть готовые варианты ответов. Нужно выбрать тот, с которым тестируемый согласен в большей мере.

Для получения объективных результатов по тестам на профориентацию рекомендуется пройти все тесты по очереди, а затем сравнить полученные результаты.

Вместо заключения

test-na-proforientaciyu-dlya-shkolnikov.jpg

Подводя итог, следует сказать, что нельзя пускать вопрос выбора будущей профессии насамотек, идти учиться «за компанию», «на зло» или потому, что «так хотели родители». Полученная профессия – это вся будущая жизнь.

Обидно будет, если получив высшее образование и придя работать на производство (или бюджетную организацию), выпускник осознает, что потратил последние 5 лет напрасно, и что у него нет никакого желания заниматься этим видом деятельности. Ищите себя, чтобы в дальнейшем наслаждаться плодами своей деятельности.

Профориентация в школе — Профориентация. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование.

Профориентация в школе

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цели и задачи профориентации в школе

Цели школьной профориентационной работы

  • Профориентационная работа в школеФормирование у детей готовности к труду.
  • Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
  • Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.

Задачи школьной профориентационной работы

  • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
  • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
  • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
  • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
  • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ

Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

Школьная профориентация

Этапы профориентации в школе

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

Для максимальной эффективности профессиональная ориентация должна быть непрерывным процессом, который начинается ещё в детском саду, плавно переходит в школу и непрерывно сопровождает школьника на всём пути обучения до выпускного класса, мягко помогая и направляя его. Таким образом, стартовой точкой нелёгкого пути к выбору профессии становятся старшие группы детского сада, где в игровой форме ребёнок получает представление о труде, разнообразии мира профессий, прививаются уважение к чужому труду и желание выбрать для себя самую лучшую и интересную профессию. Ролевые игры помогают как родителям и воспитателя, так и самому ребёнку. Первые получают представление о желаниях, склонностях и способностях детей, последние же, помимо просто интересно проведённого времени, начинают приобретать полезные в дальнейшей жизни умения и навыки, примеряя на себя ту или иную профессию. Более подробно профессиональная ориентация в детском саду описана в нашем материале «Профориентация дошкольников».

В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:

Начальная школа, 1-4 классы

Профориентация в школеНа этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

Для получения развёрнутого материала по возможностям и структуре профориентационной работы в начальной школе можно обратиться к статье «Профориентация в начальной школе, 1-4 классы».

Средняя школа, 5-7 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

Подробное описание профориентационной работы на этом этапе можно прочесть в материале «Профориентация в средней школе, 5-7 классы».

Средняя школа, 8-9 классы

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

Окончанию средней школы посвящен отдельный материал «Профориентация в средней школе, 8-9 классы».

Старшеклассники, 10-11 классы

Формы профориентационной работы в школеЭто наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Статья «Профориентация старшеклассников, 10-11 классы» предлагает подробное описание о процессе профориентационной работы в старших классах, выборе необходимых ЕГЭ и необходимых шагах для поступления в высшее учебное заведение.

Формы профориентационной работы в школе

Работа с учениками

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
  • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
  • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
  • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
  • Анкетирование учащихся.
  • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
  • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
  • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Организационно-методическая деятельность

  • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
  • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

Оценка эффективности профориентационной работы в школе

Этапы профориентации в школеДля проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:

Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

Потребность осознанного выбора будущей профессии

Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

Осознание школьником общественной значимости труда

В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

Осознание школьников своих возможностей и интересов

Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

Цели и задачи профориентации в школеИндивидуальный характер профориентации

Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

Направленность профориентации на всестороннее развитие личности

Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

Ожидаемые результаты школьной профориентации

При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

Классный час (9 класс) на тему: Тест по профориентации по методике академика Е. А. Климова.

1а. Ухаживать за животными.   

 

1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным людям, лечить их.

 

2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

 

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу и т.д.).

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

5б. Обсуждать художественные книги.

6а. Выращивать молодняк животных какой-либо породы.

6б. Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты.

7б. Управлять каким-либо грузовым, подъёмным, транс портным средством (подъёмным краном, машиной и т.п.).

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные для них сведения в справочном бюро, во время экскурсии и т.д.

8б. Художественно оформлять выставки, витрины, участвовать в подготовке концертов, пьес и т.п.

9а. Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище.

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

10б. Выполнять расчёты, вычисления.

11а. Выводить новые сорта растений.

11б. Конструировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома и т.д.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать.

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты.

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б. Художественно описывать, изображать события наблюдаемые или представляемые.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культ походы людей в театры, музеи, на экскурсии, в туристические путешествия и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

19б. Заниматься черчением, копировать карты, чертежи.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

20б. Работать на машинах (пишущая машина, компьютер, телетайп, телефакс).

Тесты по профориентации в 9 классе

Опросник для изучения ведущих мотивов

профессиональной деятельности

Обследование может проводиться как индиви­дуально, так и в группе. Испытуемым раздают блан­ки для ответов и зачитывают инструкцию.

Инструкция: «Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариан­тов окончания выбрать наиболее верный. Далее в бланке ответов следует отыскать соответствую­щий ответ и отметить его, обведя кружком. Будь­те внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо при­ятное впечатление, нам важен не конкретный от­вет, а суммарный по серии вопросов».

Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности

1. Мне нравится:

а) выполнять любую работу, если я знаю, что мой труд не пропадет даром;

б) учиться всему новому для того, чтобы достиг­нуть поставленных в жизни целей;

в) делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни.

2. Я думаю, что:

а) надо делать все, что поручают, как можно луч­ше, так как это поможет мне в жизни;

б) своей работой надо приносить пользу окружа­ющим, тогда и они ответят тебе тем же;

в) важно заниматься где угодно, если это прибли­жает к достижению поставленных целей.

3. Я люблю:

а) узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем;

б) выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено;

в) делать любое дело как можно лучше, так как это приносит радость окружающим.

4. Я считаю, что:

а) главное в любой работе — это то, что она при­носит пользу окружающим;

б) в жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем;

в) и жизни главное — это постоянно учиться всему новому.

5. Мне приятно:

а) когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу;

б) когда моя работа приносит пользу окружаю­щим, так как это главное в любой работе;

в) выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно.

6. Меня привлекает:

а) процесс приобретения новых знаний и навы­ков;

б) выполнение любой работы на пределе моих воз­можностей;

в) процесс той работы, который приносит явную пользу окружающим.

7. Я уверен в том, что:

а) любая работа интересна тогда, когда она важ­на и ответственна;

б) любая работа интересна тогда, когда она при­носит мне пользу;

в) любая работа интересна тогда, когда я моту мастерски ее выполнить.

8. Мне правится:

а) быть мастером своего дела;

б) делать что-то самому, без помощи взрослых;

в) постоянно учиться чему-то новому.

9. Мне интересно:

а) учиться;

б) делать все то, что заметно окружающим;

в) работать.

10. Я думаю, что:

а) было бы лучше, если бы результаты моей рабо­ты всегда были видны окружающим;

б) в любой работе важен результат;

в) необходимо скорее овладеть нужными знания­ми и навыками, чтобы можно было самому де­лать все, что хочется.

11. Мне хочется:

а) заниматься только тем, что мне приятно;

б) любое дело делать как можно лучше, посколь­ку только таким образом можно сделать дей­ствительно хорошо;

в) чтобы моя работа приносила пользу окружаю­щим, так как это поможет мне в будущем.

12. Мне интересно:

а) когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать немногие;

б) когда я обучаюсь делать то, чего не умел ранее;

в) делать те вещи, на которые обращают внима­ние.

13. Я люблю:

а) делать то, что очень всеми ценится;

б) делать любое дело, если мне не мешают;

в) когда мне есть, чем заняться.

14. Мне хочется:

а) выполнять любую работу, так как мне интере­сен результат;

б) выполнять ту работу, которая приносит пользу;

в) выполнять ту работу, которая мне нравится.

15. Я считаю, что:

а) в любой работе самое интересное — это ее про­цесс;

б) в любой работе самое интересное — это ее ре­зультат;

в) в любой работе самое интересное — это то, на­сколько она важна для других людей.

16. Мне приятно:

а) учиться всему, что мне потом пригодится в жизни;

б) учиться всему новому, независимо от того, на­сколько это нужно;

в) учиться, поскольку нравится сам процесс уче­ния.

17. Меня привлекает:

а) перспектива, которая откроется мне после окон­чания учебы;

б) то, что после учебы я стану нужным человеком;

в) в учебе то, что она полезна для меня.

18. Я уверен в том, что:

а) то, чему я научусь, всегда мне пригодится;

б) мне всегда будет нравиться учиться;

в) после учебы я стану нужным человеком.

19. Мне нравится:

а) когда результаты моей работы видны окружа­ющим;

б) когда я выполняю свою работу мастерски;

в) когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут сделать немногие.

20. Мне интересно:

а) когда я качественно выполняю порученное мне дело;

б) делать все то, что заметно для окружающих;

в) если все знают, что я делаю на своей работе.

Лист для ответов

Фамилия, имя. отчество…

Обработка результатов. Методика предназначе­на для изучения мотивов профессиональной деятель­ности. Среди них условно выделены четыре основные группы:

1 — мотивы собственного труда,

2 — мотивы социальной значимости труда,

3 — мотивы самоутверждения в труде,

4 — мотивы профессионального мастерства.

Тест (11 класс) на тему: Тест-опросник на профориентацию

Тест-опросник на профориентацию

Методика Йовайши: Сфера профессиональных предпочтений учащихся.

Инструкция для учителя:

Внимательно прочитайте инструкцию для учеников, чтобы сложить представление о процедуре тестирования. Попробуйте пройти тест самостоятельно, чтобы понять, как проводится подсчет баллов и интерпретируются результаты.

Заранее приготовьте материалы для проведения теста. Распечатайте материалы опросника. Каждому ученику нужно выдать бланк для ответов (стр. 6) и табличку для внесения результатов (стр. 9). Вопросы можно распечатать на всех или в единственном экземпляре. Во втором случае учитель должен читать вопросы теста всему классу.

Инструкция для учеников:

Укажите, к какому из двух ответов на вопрос вы отдаете предпочтение. Напишите ответ рядом с выбранным вариантом. Некоторые вопросы могут показаться вам одинаково интересными, в таком случае отдайте все же предпочтение одному из них. Свои ответы оцените баллами от 0 до 3 следующим образом.

1. Если вы согласны с положением а), но не согласны с положением б), то рядом с а) напишите цифру 3, а рядом с б) — 0.
2. Если вы согласны с положением б), но не согласны с положением а), то рядом а) напишите 0, а рядом с б) — 3.
3. Если вы отдадите незначительное предпочтение положению а), а не б), то рядом с а) напишите 2, а рядом с б) — 1.
4. Если вы отдадите незначительное предпочтение положению б), а не а), то рядом с а) напишите 1, а рядом с б) — 2.

Отвечайте на вопросы искренне, придерживаясь вышеуказанной инструкции.

Вопросы к тесту:

1. Некоторые люди считают, что важнее:
а) много знать,
б) создавать материальные блага.

2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:
а) прекрасный литературный стиль?
б) яркое изображение смелости и храбрости героев?

3. Какое награждение вас больше бы обрадовало:
а) за научное изобретение?
б) за общественную деятельность на общее благо?

4. Если бы вам предоставилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:
а) директора универмага?
б) главного инженера завода?

5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:
а) то, что они несут людям искусство и красоту?
б) то, что они выполняют общественно-полезную работу?

6. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в будущем будет иметь доминирующее значение:
а) физика?
б) физическая культура?

7. Если бы вам предоставили пост директора шкалы, на что бы вы обратили большее внимание:
а) на создание необходимых условий, удобств (образцовая столовая, комната отдыха и пр.)?
б) на сплочение дружеского и трудолюбивого коллектива?


8. Вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах:
а) цвет, совершенство формы?
б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны)?

9. Какие черты характера в человеке больше нравятся:
а) мужество, смелость, выносливость?
б) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти?

10. Представьте, что вы профессор университета. Какому предмету вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:
а) занятиям по литературе?
б) опытам по физике, химии?

11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы охотнее поехали бы:
а) как известный спортсмен на международные соревнования?
б) как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны?

12. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас большую заинтересованность:
а) статья о машине нового типа?
б) статья о новой научной теории?

13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:
а) слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада?
б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда)?

14. Представьте, что у вас есть много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:
а) чем-либо практическим (ручным трудом)?
б) общественной работой (на добровольных началах)?

15. Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели?
а) выставку новых продовольственных товаров?
б) выставку новинок научной аппаратуры (физики, химии, биологии)?

16. Если бы в школе были только два кружка, какой бы вы выбрали:
а) технический?
б) музыкальный?

17. Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание:
а) на успеваемость учащихся, так как это нужно для их будущего?
б) на спорт, так как это необходимо для укрепления их здоровья?

18. Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали:
а) научно-популярные?
б) литературно-художественные?

19. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла:
а) работа с машинами?
б) «ходячая» работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)?

20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее:
а) подготовить учащихся к практической деятельности, умению создавать материальные блага?
б) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим в этом?

21. Какими выдающимися учеными вы больше интересуетесь:
а) Поповым, Циолковским,
б) Менделеевым, Павловым?

22. Что важнее дня человека:
а) создавать свой благополучный, удобный быт?
б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство?

23. Для благополучия общества необходимы:
а) правосудие,
б) техника.

24. Какую из двух книг вы с большим удовольствием читали бы:
а) о достижениях спортсменов нашей республики?
б) о развитии промышленности в нашей республике?

25. Что обществу принесет больше пользы:
а) забота о благосостоянии граждан?
б) изучение поведения людей?

26. Служба быта оказывает людям разные услуги (изготавливает обувь, шьет одежду и пр.). Считаете ли вы необходимым:
а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей?
б) лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим
воспользоваться в быту?

27. Какие лекции с большим удовольствием слушали бы Вы:
а) о выдающихся ученых?
б) о выдающихся художниках?

28. Какого характера научную работу вы выбрали бы:
а) работу с книгами в библиотеке?
б) работу на свежем воздухе в экспедиции?

29. Что бы вас больше всего заинтересовало в печати:
а) сообщение о выигрыше денежно-вещевой лотереи?
б) сообщение о состоявшейся художественной выставке?

30. Вам предоставляется выбор профессии: которой изних вы бы отдали предпочтение:
а) физической культуре или другой работе, связанной с движением?
б) работе малоподвижной, но по созданию новой техники?

Интерпретация:

1)  сфера работы с людьми: учитель, педагог, экскурсовод, воспитатель,  социолог, психолог, менеджер по персоналу, следователь.

2)  сфера умственного труда: ученый-исследователь (математик, физик, химик, кибернетик, археолог, геолог),  инженер, юрист, врач, эколог, архитектор, продюсер.

3) сфера технических интересов:  программист, электротехник, радиотехник, Web-мастер, статистик, водитель, технолог, диспетчер, секретарь-машинистка, телефонист.

4) сфера эстетики и искусства: художник, дизайнер, писатель, поэт,  режиссер, артист, конструктор, косметолог, костюмер, гример, кондитер, портной-кутюрье, цветовод. 

5) сфера физического труда,  подвижной деятельности: спортсмен, фотограф, экспедитор, парикмахер,  бармен, официант, стюардесса, продавец, закройщик, специалист по ремонту, кассир, медперсонал, бригадир, кладовщик,  почтальон,  фермер,  водитель-дальнобойщик, полицейский, военный.

6) сфера материальных интересов,  планово-экономических видов работ: экономист, администратор, менеджер, предприниматель, аудитор, специалист по рекламе, брокер, агент страховых компаний, коммерсант, завхоз.

Бланк для ученика
ФИО:____________________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Ключ к тесту, обработка результатов:

(ответы а и б оценить 3 и 0  или 2 и 1  или 1 и 2)

1

2

3

4

5

6

10б

10а

11б

11а

12б

12а

13а

13б

14б

14а

15б

15а

16а

16б

17б

17а

18а

18б

19б

19а

20а

20б

21б

21а

22а

22б

23б

23а

24б

24а

25а

25б

26б

26а

27а

27б

28б

28а

29б

29а

30а

30б

С людьми

Умственный

Технический

Эстетика/

искусство

Физический

Планово-экономический

Анализируя полученные данные, необходимо выделить сферы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать самыми предпочтительными.

Ключ к тесту, обработка результатов:

1) сфера работы с людьми: 2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б;

2)  сфера умственного труда: 4б, 7а, 10б, 13а, 14б, 18а, 20а, 21б,26б, 30а;

3) сфера технических интересов: 1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 29б;

4) сфера эстетики и искусства: 1а, 5б, 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а;

5) сфера физического труда,  подвижной деятельности: 2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а;

6) сфера материальных интересов,  планово-экономических видов работ: 3а, 7б, 9б, 11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.



Результат (закрась ячейки, которые скажет учитель)

1. Работа с людьми


2. Умственный труд


3. Техническая отрасль


4. Сфера эстетики и искусства


5. Физический труд


6. Планово-экономическая сфера

Тест по технологии (9 класс) на тему: Тесты по профориентации для 9 класса

Тесты по профориентации для 9 класса

Илюхина Ирина Николаевна

Учитель технологии

МБОУ ЦО № 21 г. Тула


Мои возможности

Задание. «Кто Я?»

В течение 5 минут десять раз по-разному ответьте на вопрос: «Кто Я?» Записывайте ответы так, как они приходят вам в голову.

Тест. «Коммуникабельны ли Вы?»

Отвечая на вопросы теста вы должны проставить в «Таблице результатов»
(см. ниже) лишь один из предложенных вариантов оценок. Не тратьте много времени на взвешивание ответов.

  1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи ее ожидание?
  2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока не станет хуже?
  3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие необходимость выступить с докладом на каком-нибудь совещании?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в незнакомый город. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избежать?
  5. Любите ли вы с кем-нибудь делиться переживаниями?
  6. Раздражаетесь ли вы, если на улице незнакомый человек обращается к вам с просьбой?
  7. Верите ли вы, что существует проблема отцов и детей, что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть занятую у вас небольшую сумму денег?
  9. В ресторане вам подали явно некачественное блюдо. Вы промолчите?
  10. Оказавшись наедине с незнакомым человеком, вы начинаете разговор первым?
  11. Откажетесь ли вы от своих намерений что-либо купить, увидев длинную очередь?
  12. Услышав в кулуарах явно ошибочное высказывание по близкому вам вопросу, вы предпочтете промолчать и не вступать в спор?
  13. У вас есть собственные критерии оценки музыки, живописи, искусства и никаких других мнений вы не приемлете?
  14. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтов?
  15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе?
  16. Вы охотнее излагаете свою точку зрения в письменном виде, нежели в устной форме?

Таблица результатов

«ДА» — 2 балла, «ИНОГДА» — 1 балл, «НЕТ» — 0 баллов

№ вопроса

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ

30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны, и от этого страдаете сами. Впрочем, вашим близким тоже нелегко. На вас трудно положиться в деле, требующем деловых усилий. Постарайтесь стать хотя бы немного общительнее.

25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество. У вас, наверное, друзей мало или нет вообще. Новая работа и необходимость устанавливать контакты с незнакомыми людьми выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. В вашей власти переломить ситуацию. Ведь когда вы чем-то увлечены, то становитесь вдруг очень общительны. Вам стоит лишь встряхнуться.

19-24 балла. В обществе, незнакомой обстановке вы чувствуете себя в известной степени уверенно. Возникающие проблемы вас не пугают. И все же с людьми сходитесь неохотно, в спорах участвуете нехотя. В ваших высказываниях много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки вполне исправимы.

14-18 баллов. Ваша коммуникабельность в норме. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения спокойно. Без неприятных переживаний идете на встречу другим людям. В то же время не любите шумные компании, экстравагантные выходки; многословие вызывает у вас раздражение.

9-13 баллов. Вы общительны (порой сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по различным вопросам, что нередко вызывает раздражение окружающих. Вы охотно знакомитесь с разными людьми. Любите быть в центре внимания и никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда их выполняете. Не так ли? Иногда вы можете вспылить, но быстро отходите. Чего вам по-настоящему недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.

4-8 баллов. Да вы, должно быть, просто рубаха-парень! Необыкновенно общительны, всегда в курсе всех дел. Принимаете участие в каждой дискуссии, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень, даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем самое смутное представление. Вы всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, однако не всегда доводите его до конца. Именно по этой причине руководители и коллеги внутренне относятся к вам с опаской.

3 балла. Ваша коммуникабельность носит просто болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в чужие дела, не имеющие к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых некомпетентны. Вольно или невольно становитесь причиной разного рода конфликтов. Вы вспыльчивы, обидчивы, нередко необъективны по отношению к окружающим. Серьезная работа не для вас. Людям действительно трудно с вами. Да, надо бы вам поработать над своим характером. Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям, а главное — подумайте о своем здоровье.


Задание. «Какой Я?»

Оцените свои качества по десятибалльной шкале:

 1    2    3    4    5 

УМ


 6    7    8    9    10 
 

 1    2    3    4    5 

ДОБРОТА


 6    7    8    9    10 
 

 1    2    3    4    5 

КРАСОТА


 6    7    8    9    10 
 

Тест. Самооценка

1. Способность оценивать себя называется:

а) самодеятельность,

б) самооценка,

в) самопрезентация,

г) самовосприятие.

2. На самооценку в первую очередь влияет:

а) уровень притязаний,

б) привлекательность;

в) трудолюбие,

г) здоровье.

3. Важнейший принцип психодиагностики называется:

a) конгруэнтность,

б) конфиденциальность,

в) толерантность,

г) лояльность.

4. «Формулу счастья» вывел:

а) Павлов;

б) Селье;

в) Джеймс,

г) Гиппократ.

5. На достоверность результатов тестирования влияет ваша:

a) искренность,

б) критичность,

в) общительность,

г) независимость.

Тест. Темперамент

1. Хладнокровие и невозмутимость больше всего необходимы

а) сотруднику правоохранительных органов,

б) учителю,

в) слесарю,

г) повару.

2. Для интроверта больше всего подойдет работа

а) юриста,

б) журналиста,

в) парикмахера,

г) корректора.

3. Руководить людьми труднее всего

а) сангвинику,

б) холерику,

в) флегматику,

г) меланхолику.

4. Экстраверту лучше заниматься

а) научной деятельностью,

б) конкретным практическим трудом,

в) обслуживанием клиентов,

г) вычислениями и расчетами.

5. Меланхолику не рекомендуется работать

а) терапевтом,

б) хирургом,

в) окулистом,

г) рентгенологом.

Тест. Эмоции

Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса:

Физическая агрессия (Ф)

1

9

17

25

33

Косвенная агрессия (К)

2

10

18

26

34

Раздражительность (Р)

3

11

19

27

35

Негативизм (Н)

4

12

20

28

36

Обидчивость (О)

5

13

21

29

37

Подозрительность (П)

6

14

22

30

38

Вербальная агрессия (В)

7

15

23

31

39

Чувство вины (Ч)

8

16

24

32

40

  1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
  2. Иногда я раздражаюсь настолько, что швыряю какой-нибудь предмет
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
  5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.
  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.
  7. Я не могу удержаться от спора, если со мной не согласны.
  8. Если я кого-то обманываю, то испытываю угрызения совести.
  9. Мне не раз приходилось драться.
  10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
  11. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
  12. Я нарушаю законы и правила, которые мне не нравятся.
  13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.
  14. Я думаю, что многие люди не любят меня.
  15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  17. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.
  19. Я часто чувствую, что могу взорваться, как пороховая бочка.
  20. Если кто-то пытается мною командовать, я поступаю наперекор.
  21. Есть люди, к которым я испытываю настоящую ненависть.
  22. Многие люди мне завидуют.
  23. Если я злюсь, я могу выругаться.
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
  25. Если не понимают слов, я применяю силу.
  26. Иногда я хватаю первый попавшийся предмет и ломаю его.
  27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.
  28. Если со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.
  29. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  31. Если кто-то раздражает меня, я говорю все, что о нем думаю.
  32. Я мало помогаю своим родителям.
  33. На удар я отвечаю ударом.
  34. В споре я часто повышаю голос.
  35. Я раздражаюсь из-за мелочей.
  36. Того, кто любит командовать, я стараюсь поставить на место.
  37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.
  38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.
  39. Я могу угрожать, хотя и не хочу приводить угрозы в исполнение.
  40. Я часто совершаю поступки, о которых потом жалею.

Прослушайте следующие утверждения. Если вы реагируете похожим образом, обведите в бланке номер вопроса.

Ф

1

8

15

22

29

К

2

9

16

23

30

Р

3

10

17

24

31

Н

4

11

18

25

32

О

5

12

19

26

33

П

6

13

20

27

34

В

7

14

21

28

35


Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте число обведенных номеров в каждой строчке. Отметьте на графике семь точек, каждая из которых соответствует разным формам проявления агрессии, и соедините их.

Пунктиром обозначен средний уровень проявления этих эмоций, обычный для большинства людей. Люди с повышенным уровнем агрессии провоцируют вокруг себя конфликты. Если ваши точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности определенных форм агрессии.

Физическая агрессия (Ф): вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию.

Косвенная агрессия (К): конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.

Раздражение (Р): плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. «физическая» и «косвенная» агрессия.

Негативизм (Н): реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице: «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.

Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках Других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

Вербальная агрессия (В): за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.

Тест. «Определение уровня тревожности»

Если утверждение относится к вам, поставьте рядом «+»,
если нет – «–».

  1. У меня  бывают головные боли после напряженной работы.
  2. Перед важными уроками мне снятся тревожные сны.
  3. В школе я чувствую себя неуютно.
  4. Мне  трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя.
  5. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.
  6. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
  7. Иногда мне кажется, что я   почти ничего не знаю  о предмете.
  8. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.
  9. Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке.
  10. Я болезненно реагирую на критические замечания.
  11. Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.
  12. Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или предмете.
  13. Я  боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.    
  14. Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
  15. Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски.
  16. Меня тревожат возможные неудачи в учебе.
  17. Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь.
  18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.-
  19. Психологический климат в классе влияет на мое состояние.
  20. После спора или ссоры с друзьями  я долго не могу успокоиться.

Подсчитайте количество положительных ответов:

0-6 – низкий уровень тревожности

7-13 – средний уровень тревожности

14-20 – высокий уровень тревожности.

Чем меньше у вас положительных ответов, тем спокойней вы реагируете на события. Вас не слишком беспокоят ваши отношения с людьми и ваши успехи в школе. Этому может быть несколько объяснений.

Тест. Мышление

  1. Развитое абстрактно-символическое мышление необходимо

а) танцору,

б) дизайнеру,

в) программисту,

г) агроному.

  1. Ведущий тип мышления журналиста

а) предметно-действенный,

б) абстрактно-символический,

в) словесно-логический,

г) наглядно-образный.

  1. Креативность важнее всего в работе

а) медсестры,

б) официанта,

в) ученого,

г) строителя.

  1. Какой тип мышления является необходимым в работе архитектора

а) предметно-действенный,

б) абстрактно-символический,

в) словесно-логический,

г) наглядно-образный.

  1. Предметно-действенное мышление необходимо

а) на производстве,

б) в работе с людьми,

в) в планово-экономической деятельности,

г) в умственном труде.

Тест. Память.

  1. Какой фонарь у светофора находится вверху – красный или зеленый?
  2. В каком порядке расположены цвета российского флага?
  3. Помните ли вы, как расположены кнопки на вашем телефоне?
  4. На переплете книги стоящей, на полке, написано ее название. Как надо его читать: сверху вниз или снизу вверх?
  5. Куда открывается дверь в классе – наружу или вовнутрь?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *