Сострадание и жалость сходства и различия: Сострадание и жалость. В чём отличие? – Чем отличается жалость от сострадания? – Всяко-разно / Джйоти .RU

Православный портал — Жалость и сострадание – в чем разница?

На седмица страшного суда читается Евангелие о том, как Христос приходит судить мир. Те, которые любили и сострадали, служили ближнему в результате оказываются по правую сторону от Судии, а те, кто не любил, не сострадал , не жалел – по левую сторону. В чем же должна появляться наша жалость к ближнему или сострадание, и в чем разница между состраданием и жалостью?

Сострадание и жалость – это категории любви, милосердия. Они могут иметь разную меру. Жалость это тоже проявление любви, сострадания, но проявление пассивное. Ее противоположное проявление – безжалостность. Кажется, Горький сказал, что жалость унижает человека. Поэтому такое явление как жалость из нашей жизни устранили. Эту безжалостность можно наблюдать, например, в цирке, когда клоун падает, а весь зал хохочет. В комедиях, когда неуклюжесть, последующие страдания вызывают смех. (В мультфильмах «Ну, погоди», «Маша и медведь»). Если эту ситуацию перенести на себя: человек идет по улице, падает, разбивает лицо, травмирует себе локоть или еще что-то. К нему кто-то быстро подбежал, помог подняться, отряхнул, еще чем-то помог. Другой вариант – все хохочут. И чем трудней ему подняться, тем больше хохочет толпа. Получается, что современный юмор построен не на остроумии, веселых вещах, а на трагических.

А вот юмор святых отцов, людей очень добрых, радостных, их юмор, даже если он критический, сатирический, был направлен на себя. И никто из них никогда не высмеивал другого человека, тем более его неудачи, ошибки, его грехи, его падения.

Мы постепенно пришли по Горькому к тому, что стали понимать, что жалость – это некий недостаток, это то, что не нужно человеку. Мы часто превращаемся в безжалостных людей, когда нужно сострадать. У нас возникает не только смех, но и зложелательство, злопыхательство: «Так ему и надо. И еще побольше». Получается, качество милосердия, милующего сердца, фактически утрачено.

Часто не имеем жалости к больному, к умирающему. Человек уходит из жизни, и рядом нет никого, кто разделил бы его скорбь, проводил в мир иной, поддержал. К сожалению, таких людей все меньше и меньше. И самое печальное, когда мы окажемся в таком же состоянии, рядом не найдется сострадающего, потому что в детях это качество мы не воспитали.

О сострадании. Проявление жалости — это пассивное состояние. А сострадание – это такое проявление милосердия, когда человек входит в состояние страдающего человека. Он со-страдает. Например, когда раненый отстал от отряда, а другой не бросает его, а выводит, несет на себе его и его оружие, чтобы его спасти, он принимает страдание вместе со страдающим. Здесь уместно вспомнить притчу о самарянине, который проявил милосердие. В этой притче был не только самарянин, есть другие действующие лица, — разбойники, израненый и ограбленный человек, священник и левит. Притчу, наверное, все знают. Человек шел в Иерихон, на него напали разбойники, избили, ограбили и бросили. Мимо прошел священник и не оказал помощи, прошел левит и не оказал помощи. А самарянин, человек другой веры и национальности, за свой счет оказал ему помощь и практически спас его от гибели.

Самые безжалостные лица в этой притче – разбойники, у которых любовь к богатству была настолько велика, что жизнь человека, его муки и его боль были для них несопоставимы с теми ценностями, которые можно было у него отобрать. Здесь видно, что там, где появляются какие-либо страсти, (прежде всего сребролюбие, стяжательство, стремление к богатству) там жалость и сострадание не имеют места. И сегодня все это продолжается. Где встает вопрос о деньгах, там о жалости забывают даже близкие родственники, и начинаются беспощадные войны. И чем больше мотивация, чем больше куш, тем жестче люди относятся друг к другу.

Мимо этого раненого люди шли вроде бы неплохие: священник, левит, тоже служитель храма. Они, может быть, и пожалели этого человека, не они не вошли в состояние сострадания, не разделили его страдания, а самарянин разделил. Он пострадал тем, что, во-первых, истратил свои средства: обработал его раны своим вином и елеем, которые и ему самому были нужны, посадил на свой личный транспорт (осла), довез до гостиницы, а сам шел пешком и следил, чтобы тот не упал с осла. А священник и левит не помогли, то ли пожалели время или средства, или еще что-то. И эта жалость оказалась большей, чем жалость к раненому человеку. А жалость самарянина к раненому оказалась настолько велика, что он не пожалел времени, средств и сил, чтобы оказать милосердие этому человеку. Такая активная позиция, в отличие от пассивной, является состраданием, потому что человек входит в страдания другого.

Самый высокий образец любви и сострадания человеку и человечеству в целом явил, конечно, Господь Иисус Христос. Он не пожалел Себя ни в чем, не проявил к Себе никакой жалости и сострадания. Он никогда не использовал Свою Божественную власть и силу в защиту Самого Себя. Он мог воскресить умершего, исцелить больного, насытить тысячи людей малым количеством хлебов и рыб, мог своей духовной властью изгнать бесов  – духов злобы, из страдающих бесноватых людей. Здесь Он проявлял и Свое могущество, и Свою силу, и Свою власть и над бесами, и над смертью, и над недугами. Но это тогда, когда речь шла о человеке, рядом с ним находящемся. По отношению к Себе Он никакой Божественной власти и силы не применял и подчинил Себя всем законам нашего грешного бытия. И это страдание (или сострадание – вхождение в страдания человека) у Христа началось с самого рождения. Будучи младенцем, Он был вынужден спасаться со Своими родителями в Египте. Далее Его страдания и сострадания роду человеческому продолжились в том, что Он терпел клевету, изгнание, преследования, презрение, ненависть и многое другое и завершились Его страдания страданиями на кресте. Здесь максимально столкнулась Божественная любовь, безграничная, безусловная, с максимальной человеческой ненавистью. И теперь, глядя на Крест, мы знаем, что такое сострадание.

Мы теперь понимаем, какие страдания может взять на себя человек, чтобы разделить страдания близкого. Мы теперь знаем, что ложь может быть побеждена истиной, что зло может быть побеждено любовью, что смерть может быть побеждена жизнью, и что после всех победителей, которые есть и, может быть, будут в этом мире, главным Победителем будет Христос. И все иные победы, особенно если это будут победы зла, коварства, будут разрушены, попраны. И над всеми иными победителями воссияет единый Победитель — Господь наш Иисус Христос.

Поэтому хотелось бы пожелать всем, во-первых, иметь жалость, потому что противоположное качество безжалостность – это тяжелое духовное свойство и для самого его носителя, потому что неумение сострадать ближнему делает сердце человека жестким, тяжелым. Человек тяжел не только для окружающих, но и для самого себя. Жалость становится пороком и унижает человека, когда она распространена на самого себя. Господь Иисус Христос в себе ничего не пожалел и нам заповедовал: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). Этот путь Христа ведет на Голгофу. Последование за Христом ведет прежде всего не в Царствие Небесное, а сначала на Голгофу, а уже оттуда  — в Царствие Небесное. Есть выражении у св. отцов: «В раю нераспятых нет». Поэтому всякое бегство к комфорту, уклонение от сострадания, жалости, разделения скорбей уводит нас в какую-то тину, в которой мы тихо задыхаемся от духовного смрада. Это не тот путь, который ведет к славе, к победе, к торжеству святости, добра.

Будем просить Господа, чтобы Он дал  нам мудрость и силы сострадать тем, кто сегодня находится в страданиях и физических, и духовных, и душевных, и нравственных. Сегодня мир нам дает такое обширное поле для проявления милосердия, сострадания, жалости. Когда еще было такие времена, чтобы было так много страдающих людей! Вспоминаются слова Христа, что последнее время будет самое спасительное, но спасающихся почти не будет. Т.е. когда Сын человеческий придет на землю, найдет ли Он в ком веру?

Хотелось бы пожелать всем нам, чтобы мы остались теми, в ком сохранится вера, в ком не умрет милосердие, сострадание и жалость. В таких людях сегодня нуждается мир. И особенно человек понимает это нужду, когда сам оказывается в страдательном состоянии. Суд без милости будет над теми, кто не оказал милости. И этот суд над немилостивыми людьми начинает свершаться уже в этой жизни. Что посеешь, то пожнешь. Посеешь ненависть – пожнешь ненависть. Посеешь безжалостность —  пожнешь безжалостность. Не твоя партия, не твое государство, не твое общество – ты сам лично будешь потреблять то, что посеял. Посеешь доброе – пожнешь доброе, посеешь злое, горькое, будешь питаться этим злым и горьким. Поэтому, воспоминая притчу о Страшном Суде, будем понимать, что Господь ждет от нас не только безгрешности, но и активной добродетельности. Мы должны накормить, напоить, приютить, а кроме того проявлять еще и духовную заботу, являть духовные добродетели. Будем помнить, что Господь нас любит всегда, а по этой притче о Страшном Суде  становится ясно, где мы будем, по правую строну — с овцами или по левую – с козлищами. Это, в первую очередь, зависит от нас. Выбор за нами. Господь нам предложил жизнь или смерть. «Избери жизнь, — говорит пророк – дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30:19).

Эмпатия, жалость и сострадание, в чём разница?

Я хочу рассказать о том, как я различаю для себя эти понятия в самом обобщённом смысле. Подчеркну пять раз: это не какая-то объективная терминология, а моя личная градация, которую я применяю для удобства, с которой внутренне сверяюсь.

В чем разница?

ЭМПАТИЯ

На мой взгляд, эмпатия – основа остальных двух. Это базовый резонанс между мной и другим. Его природа такая же, как природа любого резонанса – двух струн гитары, например. Когда одна звучит, другая тоже автоматически вибрирует. Так вот, если другой человек чувствует боль, то во мне она отзывается болью, если у другого горе, то и у меня горе, если другой улыбается – и я улыбаюсь, у него радость – у меня радость. Безусловно, у разных людей способность к эмпатии разная. Безусловно, эмпатия распространяется на тех, кого мы чувствуем своими ближними. Поэтому если человек жёстко идентифицирован с узкой группой “своих”, то к “чужим” он никакой эмпатии испытывать не будет. А если каких-то конкретных“чужих” он боится и вследствие этого страха ненавидит, то его чувства будут противоположны их чувствам. Всё начинается с того, что мы в другом видим живого, конкретного человека, а не абстракцию. А то какой же резонанс может быть с абстракцией?

У меня вот, к примеру, имеется несколько знакомых непримиримых гомофобов. Я их обычно спрашиваю:
“А у вас есть друзья геи? Просто приятели хотя бы?” Нет, обычно ни у кого не оказывается. И я им всем тогда советую познакомиться. Но они боятся. Бояться перестать ненавидеть кого-то, по-видимому. Тогда же весь их мир перевернётся и прахом пойдёт.

А между тем есть у меня живой пример, когда одного яростного гомофоба судьба свела с геем. Да так свела, что он, гомофоб-то, никуда из этой ситуации увернуться не мог, ну и пришлось ему общаться с ненавистником.  Общались, общались, выпили вместе, по душам поговорили. Оказалось, гей не просто “тоже человек”, но и прекрасный человек. И преобразился мой гомофоб в гомофила. Хотя сам геем и не стал, но стал он яростным защитником их прав. То бишь возник в гомофобе резонанс, дрогнула в нём струна человечности в ответ на звук струны в другом человеке. 

Конечно, расширение идентификации, включение в неё всё больше и больше живых существ – это трудная работа над собой. Приходится встречаться со своими автоматизмами, условными рефлексами и стереотипами восприятия. Приходится преодолевать много предрассудков. Тем не менее в мире, который становится всё более общим, эта работа необходима. Это было про эмпатию. Всё таки, если она есть, хотя бы к кому-то, хотя бы к самым близким, то дальше открываются пути её реализации, её воплощения.

ЖАЛОСТЬ

На мой взгляд, жалость либо бесполезна, либо разрушительна.
Она может иметь две формы воплощения, как я это вижу.

Первая: 
когда я равен тебе, но чувствую лишь своё бессилие, я просто страдаю с тобой, и страдаю, и страдаю. И мы оба не видим никакого выхода и медленно умираем. Это слабая позиция, запертая позиция. Часто в таких жалостливых отношениях присутствует слипание. Мы как бы соединяемся своей слабостью, но две слабости в сумме не дают силы – они дают одну большую безвыходность.

Вторая: 
Когда я смотрю на тебя свысока. Мне-то тебя жалко, конечно, но я не могу поставить себя на твоё место. Уж со мной-то такого никогда не может произойти.

— Не можешь заработать денег?
Да, жалко, конечно… но, ты знаешь, а я вот заработал.

Это позиция снисходительная, позиция свысока. Позиция похлопываний по плечу и раздачи полезных советов. И мне кажется, что это такая форма защиты от боли эмпатии. Резонанс есть, но с ним в контакте оставаться очень трудно. Поэтому он подавляется жалостью и бесполезными советами. И тот и другой вид жалости обычно не помогают. Первый только усиливает всеобщее бессилие. Формирует состояние выученной беспомощности. Второй разделяет людей на высших и низших, на удальцов и лузеров, а такое разделение обычно увеличивает пропасть между людьми и усиливает страдание.

СОСТРАДАНИЕ

Сострадание, во-первых, сажает всех в одну лодку, утверждая, что страдание неминуемо для всего живущего. И что, даже если я не испытывал в жизни именно такой конкретной боли, как ты, тем не менее я знаю, что такое боль вообще, что такое страдание. Возможно, в других областях жизни, но я знаю. У тебя нет денег, а мне они достаточно легко даются, но я знаю, что такое страдание, потому что у меня всё никак не выстраиваются близкие отношения с теми, кого я люблю. Сколько ни бьюсь, а всё не получается. Так же, как у тебя не выходит с деньгами.

То есть боль и страдания, неминуемо случающиеся в жизни, нас объединяют. А во-вторых, сострадание деятельно. Я вижу твои страдания, и у меня есть активное желание, интенция к уменьшению этого страдания. Не с позиции высшего, а с позиции равного. В этой позиции сострадания есть тонкое отличие от первого вида жалости. Я не знаю, как его точно объяснить на словах. Его можно только почувствовать. И большинство из нас, наверное, знает и то и другое состояние. Знает внутри себя, в чём разница.

В сострадании есть сила, в жалости – нет.

Даже если вы, как и другой человек, не видите конкретного выхода, но у вас есть как минимум желание быть с ним в трудную минуту. Быть таким образом, как это подходит именно ему, именно сейчас. И если он захочет побыть в одиночестве, вы можете оставить его, но дать ему знать, что вы всё равно близко и, если надо, всегда сможете прийти и сделать всё, на что способны. Вы не знаете, что делать, не можете помочь ничем конкретным, тем не менее своим присутствием рядом с человеком вы утверждаете, что ситуацию можно вынести, в ней всё ещё есть жизнь и что вы будете здесь рядом с ним стоять плечом к плечу и вдвоём вы больше этой ситуации.

Это целительно даже в безвыходных случаях.

Скажем, если человек умирает. Когда вы оба точно знаете, что никакого выхода и спасения не будет, что он умрёт скоро и неминуемо, вы всё равно остаётесь с ним – внутренне, внешне, как только можете. Вы обращаетесь к его силе, вы любите его и сами остаётесь сильным. И это целительно. Целительно для души. Вот в этом для меня и состоит разница между жалостью и состраданием.

Жалость прилипчива, бессильна и мутна.

Сострадание же активное и сильное, и в нём есть мудрость. Сострадание – это поиск баланса между принятием, отпусканием и активным действием. В Буддизме, во многих его направлениях, считается важным развивать в себе определённые качества. Мы исходим из того, что в каждом из нас с самого начала заложено очень многое. Во мне сидит потенциальный эсесовец, людоед, потенциальная жертва обстоятельств – и во мне же сидит потенциальный бодхисатва. И от меня зависит, кого я буду кормить своим вниманием и своими делами. От меня зависит, какие именно растения я буду поливать в своём саду.

Жалость и сострадание. В чем отличие? — Как научиться жить без проблем?

Задумывались ли вы над тем, в чем отличие сострадания и жалости? Ведь чаще всего люди именно «жалеют» кого-то…

И хорошо ли это – жалеть кого-то, жалеть себя? Задавались ли Вы когда-нибудь вопросом: почему я людей жалею, многим помогаю, а в ответ только получаю лишние проблемы и никакой благодарности?

Давайте сегодня попробуем разобраться с этим подробнее.

В чем различие между состраданием и жалостью? Как понять и почувствовать ту тонкую грань, которая разделяет эти две сопереживающих реакции? Думаю, что каждому было бы полезно задать себе подобный вопрос и понять для себя значения этих двух понятий.

На первый взгляд это одно и тоже, просто сопровождается различным эмоциональным подтекстом. Сострадание – нечто более высокое, идущее из глубин души, а жалость там, где страх и боль.

Сострадание — это то, что в итоге помогает душе того, кому мы помогаем, стать лучше и развиться. И в итоге это воздается свыше тому, кто наделен состраданием.

А жалость — это то, что в итоге губит душу того, кому мы помогаем из жалости. А если это идет во вред другим, то и воздается человеку «по заслугам», т.е. притягивает в его жизнь проблемы.

Сострадание – это способность к сопереживанию, способность точно определить эмоциональное состояние другого человека и понять, что с ним происходит. Сострадание — это умение при любых условиях действовать так, чтобы причинять как можно меньше вреда окружающим существам.

Жалость же – это по своей сути констатация слабости, неспособности или «ущербности» другого существа по сравнению с собой, констатация его страданий с некоторой дистанции.

Жалость порождает поток разрушительной энергии, потому что жалея, человек обычно признаёт ущербность объекта жалости, его неспособность самостоятельно выйти из сложных ситуаций, в конце концов – жалость – это признание за другим положения жертвы: «Бедненький, несчастненький, как тебе плохо…» и этот образ вкладывается в чувство жалости.

Очень простой пример диалога…

— Как мы жалеем человека. Вот человека надо пожалеть… как ты определяешь, что ему плохо?

– Себя поставить на его место.

– Ну конечно, мы ставим себя на его место. Значит, кого жалеем-то? Себя. А жалось к себе, это не то, чтобы плохо. Жалость к себе – это как труба, через которую вылетает вся энергия. Вот какая бы энергия ни была, в тот момент, когда жалеешь себя, она сделала ручкой и ф-и-и-и-ть – как в унитаз. Энергия ушла! А-а-а-… бедный я бедный, вот и я также буду стоять… и буду руку протягивать, меня никто не любит, никто не подаст монеточку. Бедный, я бедный! Только ты не думаешь «Бедный я бедный», ты думаешь «Бедная бабушка бедная».

А это – то же самое. Когда ты жалеешь людей, ты ставишь себя на их место, по сути ты себя жалеешь. И жалость, она всегда из такого… ну с одной стороны чувства превосходства, потому что ты-то сейчас не у церкви стоишь и не просишь денег. Значит ты лучше, чем она. Но ты ставишь себя на ее место, и ты пожалел собой сверху, себя снизу. И жалость, из-за того, что она лишает тебя силы, не дает тебе возможности адекватного взаимодействия.

Например, ты думаешь, что ей плохо, а она, может быть, собирает на машину. И ей очень хорошо. И она не знает, как еще на машину заработать в ее возрасте.

А может быть, она действительно голодная, может быть, ее надо накормить. Потому что придет чувак какой-нибудь, и отберет у нее деньги. Она стоит, а он приходит потом, забирает у нее деньги,  дает тумака и все.

А может ее просто покормить надо. А почувствовать это можно, если ты ей сострадаешь. Не жалеешь ее, а сострадаешь. То есть ты настраиваешься на нее, чувствуешь ее как продолжение себя, ты чувствуешь ее состояние. И вот из этого сочувствия, из этого сострадания, ты чувствуешь, что будет лучшим для нее.

Может лучше просто пройти мимо, потому что это не на пользу, все ее сборы денег не на пользу.
Понимаете? И тогда нет жалости, есть сострадание. А сострадание всегда проявляется в адекватной форме, наиболее адекватной. Иногда сострадание это… как хирург на операции, сострадание хирурга. Он  не жалеет пациента. Представьте «Ой-ой-ой, ой как сейчас мне будет больно! Ой-ой, лучше не резать сильно!» Как ему больно будет.

Сострадание хирурга, это когда он действует собрано и точно. Иначе пациенту будет только хуже. Так вот это сострадание действием. И это самое эффективное.

Жалость приучает к слабости и бездействию. Жалея себя, человек часто с удовольствием делится личной ношей с окружающими, перекладывает на кого-то ответственность за свои действия, требуя понимания или поддержки.

Человеку одинаково плохо и когда у него действительно что-то болит, и когда всего лишь не реализуется какая-то его прихоть. Человек приучается, чуть что, жалеть себя изо всех сил, даже сам не понимая, что его страдание не столь велико, насколько он его изображает. И более того, утешение для него нередко важнее, чем решение проблемы, из-за которой ему стало плохо.

И вместо того, чтобы быть сильным и самостоятельным, человек живет слабым и зависимым — потому что за всю свою жизнь, по большому счету, ничего не делает самостоятельно.

А тот, кто его жалеет, помогает ему оставаться в этом состоянии как можно дольше.

Чем жалость отличается от сострадания?

Чувства жалости и сострадания во многом схожи, но между ними имеются и существенные различия, важно разобраться, в чем именно они заключаются.

Под состраданием подразумевается способность к сопереживанию, пониманию чувств других людей, происходящего в их душах. Жалость обладает губительным действием для души того, на кого она направлена. Сострадание по отношению к другим людям – это способность точного определения их эмоционального состояния. Умение независимо от обстоятельств действовать так, чтобы не навредить окружающим. Человек, вызывающий жалость, расписывается в собственной слабости и некоторой «ущербности», его страдания констатируются с некоторого расстояния. Это чувство сопровождается деструктивной энергией, показывает неспособность другого самостоятельно преодолеть непростую ситуацию, признания за ним жертвенной позиции.

Сострадание считается особым качеством, готовностью без колебаний предоставить помощь, выразить таким способом внутреннюю любовь к ближнему, ощутить и принять его боль. Сострадающий человек внимателен и чуток к тем, кто находится рядом, уважает их интересы и переживания Суть сочувствия заключается не в том, чтобы увеличивать материальные блага, а в том, чтобы очищать сознание от приверженности к ним. Сочувствую, значит, сострадаю, желаю избавить другого от тягостной, незавидной участи. Объектом сострадания являются страдающие существа, его аспект состоит в желании избавить их от мучений.

В жалости присутствует примесь превосходства. Тот, кто вызывает ее, воспринимается как неудачник. Не стоит жалеть кого-то – это чувство деструктивно. От него веет высокомерием, оно оказывает разрушительное действие и на того, что жалеет, и на того, кто его вызывает.

На первый взгляд может показаться, что жалость и сострадание – это идентичные понятия, они действительно похожи. И одно, и другое чувство выражают заботу об окружающих. И пусть эмоциональный подтекст у них разный, но сходство определенно присутствует. Жалость с состраданием указывают на наличие грусти. Они характеризуются печалью. Эти чувства демонстрируют человеческие ценности, они оба необходимы. От них зависит человечность.

Чем же отличается жалость от сострадания?

  • Прежде всего, тем, что в сострадании присутствует сила, а во втором чувстве она отсутствует.
  • Сострадающий человек всегда готов быть рядом, даже если ничем не может помочь. Даже одно присутствие является показателем того, что ситуацию, какой бы сложной она ни казалась, можно вынести. Когда есть надежное плечо, выход непременно найдется. Это целительно даже в тех ситуациях, которые кажутся безвыходными. Допустим, человек стоит на пороге смерти. Ситуация ясна – спасения не предвидится, но тот, кто ему сострадает, все равно не уйдет. Демонстрация любви целительно действует на душу.
  • Жалость – это бессильное, прилипчивое и мутное чувство. Состраданию свойственна активность и мудрость. Оно всегда ищет баланс между тем, чтобы принять, отпустить и начать активно действовать. Многие направления Буддизма, к примеру, предписывают развитие в себе определенных качеств. Эта религия исходит из того, что в каждом человеке изначально заложено многое. Можно стать жертвой обстоятельств, а можно успешно с ними справиться. Главное, сделать правильный выбор.
  • Жалость не содержит сочувствия, а в сострадании оно присутствует, побуждая оказывать помощь другому в преодолении его страданий.
  • Ключевая разница между этими чувствами заключается в том, что одно разрушительно, а второе созидательно.
  • Жалость имеет отношение исключительно к сожалению, а сострадание нацелено на оказание содействия в преодолении сложившихся незавидных обстоятельств.
  • Еще одно важное различие состоит в чувстве снисхождения. Оно всегда следует за жалостью. А вот сострадание его лишено, другой человек воспринимается на том же уровне, никак не ниже.
  • Жалость характеризуется изолированностью, а сострадание целостностью.
  • Люди, которых жалеют, не получают от этого ничего хорошего, продолжают оставаться жертвами. Никому не идет на пользу такое отношение. Быть бедными и несчастным – это путь в никуда.
  • Жалея кого-то, человек еще глубже погружает его во мрак и несчастья. Такое поведение является своеобразным посылом образа ущербности. Люди, которых жалеют, привыкают быть слабыми, могут бездействовать на протяжении долгого времени. Зачастую для преодоления плохих обстоятельств нужно принимать решительные меры. Но зачем это делать, если проще быть бедным и несчастным.
  • Жалеющие себя люди, радостно разделяют имеющуюся ношу с другими – это действенный способ переложить ответственность за собственные действия и поступки, потребовать понимания и внимания.
  • Отличительная особенность сострадания кроется в том, что оно идет из глубины души. Это чувство дает возможность смотреть на окружающих без содрогания и умиления, всегда сохранять спокойствие.
  • Подлинное сострадание не является эмоциональным переживанием, заботой о себе любимом – это восприятие страданий окружающих на духовном уровне, принятие их такими, какие они есть. Сострадая, можно успокоить страдающего, принять на себя его боль. Сопереживать – означает, быть на месте того, кому приходится страдать.
  • Жалеть – это осознавать, что человек попал в беду, но при этом испытывать облегчение от того, что подобное случилось не с тобой.
  • Состраданию присуща активность, оно толкает на поиск путей, способных уменьшить страдания – не просто утешить и сделать вид, что «все прекрасно», когда в реальности это не так, а найти выход из сложившихся обстоятельств.
  • Сострадательный человек не отделяет себя от окружающего мира, ощущает абсолютное равенство перед всем. Сострадание – это более высокое чувство, оно стимулирует уход от страданий, а жалость их только увеличивает.

Сострадание и жалость, в чём отличие?

жалость к другому настраивает тебя на его волну, то есть ты меришь на себя его «одежду» миропонимания, которая тебе не по размеру. . так же жалуешься на жизнь как и он. . можно себе навредить.. . сострадание — смотреть со стороны.. . и давать силы, любовь. . поддержку. . настраиваешь ег она свой уровень.. . вытаскивая из ямы осуждения жизни

сострадание к равному, жалость к маленькому Но.. . раньше не говорили, «Я люблю тебя», говорили «Я жалею «

сострадание это помочь, а жалость это всего лишь эмоция. Это мое мнение! Сострадание это понять боль другого, на что наше общество не способно! Как люди могу есть мясо, боль и чувство за то что мы убиваем животных, это сострадание, а Жалость, ну пожалел и что? жалко, жалко! и что? И тут заканчивается Ваша жалость! А сострадание это от слова СО-страдать! то есть почувствовать эту боль!

Если и есть отличие, то оно небольшое.

сострадание — действенная помощь, жалость — бездейственна…

в цене которую мы готовы за них заплатить

*Ни в чем) Обе прекрасны, ибо это только трансформация слова. Главное в его смысле.

Чем сострадание отличается от сочувствия

При сострадании себя не отдаешь, а просто понимаешь и правильно делаешь.

При сострадание с человеком разделяеш его страдания, тяжесть его страданий, его скорби. При сочувствии выражаеш свои чувства к человеку, к той ситуации в которой он находится.

Со- страдание — страдать вместе. Испытывать те же переживания и боль. Которые причиняли не тебе, но близкому человеку. Мне кажется, что это сильнее сочувствия.

«страждешь» и «чувствуешь»….представьте, что вы страдаете…. и представьте, что вы что-то чувствуете…. вот вам и разница….

Тем же, чем БЕДА отличается от ГОРЯ

сострадание, объемлющее чувство, побуждающее к положительному действию помощи или поддержке. сочувствие больше временное проходящее чувство, проявляющееся как психологическое понимание беды или проблемы человека и не только, оно нужно нам в повседневной жизни Например, как мне кажется, наличие сострадания неотъемлемое качество независимого от какого-то ордена Паладина как Героя в помощи многим людям, а сочувствие ему помогает успешно бороться с врагом и не приятелем.

Сострадание это переживание чужого горя как своего. Сочувствие это жалость к чувствам переживающего. Сострадание это чувство более высокого порядка, чем просто сочувствие. Сочувствие — начало пути к состраданию.

Этимология слов почти одинакова, со-страдание, со-чувствие, человек страдаетвместе, чувствует тоже самое ( в идиале).

Сочувствовать умеет большинство людей, а сострадать — единицы.

1965 г. 091. (Гуру) . Жаление и сострадание – явления разного порядка. Жалеющий погружается в сумерки сознания жалеемого и увязает в них. Сострадание, наоборот, возвышает, поднимает страдающего до себя, окружая его Светом, надеждою и бодростью духа, и несет ему радость. Надо научиться сострадать и жалеть, не снижая своего сознания, то есть не теряя его светоносности. Снисхождение отнюдь не означает, что дающее и помогающее сознание заражается отемненным состоянием человека, которому оказывается помощь, хотя сострадание и может принять на себя боль другого. Нужно учиться помогать, не заражаясь вибрациями того, кому оказывается помощь. Но такая помощь не должна исключать ни сочувствия, ни понимания, ни отзывчивости на чужое горе.

Это слова синонимы, ничем не отличаются сострадать, сопереживать, сочувствовать..

Сострадание-когда страдаешь вместе с тем человеком, которому плохо, а сочувствие-когда просто поддерживаешь его. Когда у меня умер ежик-мой любимый просто сочувствовал мне, успокаивал, поддерживал. А когда у него умер кот-я мучилась и плакала больше него самого, от боли за любимого. Притом, что кота я никогда не видела. Разве что на фото.

Со-чувствие — это не только сострадание, но и сорадование. Рим. 12:15 Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.

Одно и тоже разными вещами назвали и докапываются до нас, а мы додумываем. Ну, а что, это ж люди

в чем различие для Вас?

Есть у одного нашего братского, христианского народа, такое выражение, которое на русском имеет смысл: Твою болезнь — себе возьму. Это сострадание. А сочувствие — это ощущение тех, кто такой поступок оценит. А разница…. Ну, кто помнит «Солярис» Тарковского — это разница между Крисом, который сумел запихнуть свою Хари в стартующий «Поларис» и Банионисом, который носил на руках её же, после кислородного «коктейля» ))))))

В одной букве…

со-чувствовать может быть разным со-страдать только одно

Возможно какая-то разница есть, но для меня это один и тот же предмет — вид спереди и сбоку…

Сочувствовать — чувствовать то же, сострадать — страдать вместе. Смысл один и тот же — переживать вместе с тем кому плохо. Вывод: слова синонимы.

Мне кажется приставка со- означает что вы соучаствуете в процессе, являетесь частью одного … Тогда получается что вы ДЕЛИТЕ скажем, пополам страдание, то есть берете на себя половину, а второму человеку становится легче. Это и есть сострадание. А когда вы со-чувствуете, то значит и радость пополам делите. Тогда у вас радости прибавляется, а у другого человека, соответственно убавляется наверное. 🙂

Существует три внешне похожие понятия: сочувствие или жалость, сострадание и милосердие. Хоть с первого взгляда они схожи, но на самом деле между ними принципиальная разница. 1. Жалость — бесполезное и даже вредное чувство, не приносящее ничего тому, кого жалеют. Зачастую даже раздражающее и озлобляющее его. 2. Сострадание — это шаг вперед по сравнению с жалостью. Сострадая, Вы как бы берете часть проблемы-беды у человека, тем самым, облегчая его страдания. Но делаете это как бы со стороны, дистанцируетесь от него. 3. Милосердие — вот то чувство, к которому нужно стремиться. Проявляя милосердие, мы вместе с человеком пытаемся разделить его боль и страдания. Стараемся помочь ему и морально и, если нужно, материально, или как-то еще. Практически берем половину его страданий и проблем на себя. А может и больше.. .

Сожалею, сочувствую, сопереживаю, соболезную, сострадаю.. . Замечаете, как с каждым определением меняется глубина проникновения в Ваше сердце.. . в Вашу душу, сознание.. . -жалею, чувствую, переживаю, болезную-болею, страдаю.. . Со-жалею.. . (то есть испытываю жалость по поводу чего-либо)… -можно сожалеть о приобретении или об утрате.. . а можно и с безразличием это перенести, пережить или просто проговорить.. . Сожаление может даже не всолыхнуть никаких чувств или эмоций.. . Этот аспект — поверхностный… относится только к Вам…, поскольку сожалеть можно как о живом, так и неодушевлённом предмете.. . Со-чувствую.. . -(то есть чувствую примерно так же, как другое живое существо, но — у каждого своя острота чувств)… -можно посочувствовать для себя или для кого-либо.. . а можно — для отмазки…, для отговорки… То есть здесь уже речь идёт о зачатках чувств, которые могут проснуться и проявиться, а могут и дальше спать.. . Эта категория на порядок выше предыдущей.. . Сопереживаю, соболезную и сострадаю — здесь речь уже идёт о расшевеленных чувствах, которые вызывают тревогу, переживание, душевное неудобство, дисбаланс и дискомфорт…, повествуя о накале страстей.. . Чувствуете?… восходящую ступенчатость… Можно посопереживать и забыться… успокоиться.. . Соболезнование и сострадание — это уже недуги, явно к Вам относящиеся.. . но, опять же, болезнь — кратковременна и скоро проходит.. . А страдание завладевает разумом, сердцем и душой… и жизнь становиться немила.. . Страдать можно бесконечно.. . это — предел… -это слияние с душой и сердцем ближнего.. . Не даром же Милосердие и Сострадание относятся к наивысшим человеческим категориям — это уже Божественные категории.. . с обретением которых Вы становитесь ближе к Богу.. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *